(л. 220) Да в прошлом, государь, во 182 (1674)-м году по твоему, великого государя, указу приказал Козьма Лопухин Кирилова монастыря строителю Исайе построить на старых моих кльях крестовую клью вмсто церковицы, гд церковное правило исправлять, да требы, и на погребах брацкую клью, а над брацкою кльею лтния жытья с чюланы. И кириловской строитель Исаия, срубя на моей клье клью да брацкую клью и на кльях для лтние жары струбъ, а внутри ничево не здлаль. А бревна и тесъ на кльи держали Ферапонтова монастыря, а кои и сами скли, и то ис ферапонтовского же лсу. А пойхал он, строитель Исаия, ис Ферапонтова монастыря, клей не достроя, под Волокъ, и дверей и окон не додлав, и крылецъ, и лсницъ, и печей не здлав, и лавокъ не положа. И после того, побыв немного, и плотники ночью збежали. И я, богомолецъ твой, бес печной починки мучился цлую зиму в чаду и в дыму, и жыл, на всяк день смерти ожидая. И в нынешнем, государь, во 183 (1675)-м году, наимуя твоим, государевым, жалованьем дорогою ценою плотниковъ. А недодльные кльи додлал, лс покупая, и двери и окна навсил, а иное и Ферапонтова монастыря плотники длали. Милостивый великий государь царь и великий князь Алексй Михайловичь всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержець, пожалуй меня, богомольца своего, вели, государь, Кирилова монастыря властей за ту да всякую келейную недодлку заплатить, што мн в ту додлку, богомольцу твоему, найму стало: и крюки, и петли дверные и оконные, и скобы, и гвоздье, и полсти на опушки – все покупал, чтоб твой, великого государя, милостивой указ совершенъ был, а не кириловских бы злохитрьство совершилося, и глагол бы их тот угас, што он о твоем, великого государя, указе не зело печалуются. Твой, государевъ, милостивой указ был, что было кльи состроить совсм понадобью. А он, измня твое, великого государя, веление и указ, половины клей не достроили. Твой же, великого государя, указ столовые запасы давать беспереводно. А он нын ничево//(л. 221) не даютъ, а надются во всемъ на боярина на князь Якова Никитича Адоевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Милостивый и великий государь царь и великий князь Алексй Михайловичь всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержець. Пожалуй меня, богомольца своего, и убогих и гладных крестьянишекъ Ферапонтова монастыря, не вели, государь, их на правеже насмерть забить и вели, государь, не замотчавъ, свой милостивой указ к нему, Ивану Чаплину, послать. Примечания Л. 201 ...с служкою с Ывашкомъ Фалиным. – О служке Ивашке Фалине (Фалалееве) см.: 28. Примечания. Л. 161. ...монастырского служку Митьку Яковлева. – Монастырский служка Митька Яковлев упоминается среди жителей Ферапонтова монастыря, допрошенных 26 ноября 1673 г. стряпчим К. Лопухиным в связи с жалобами ссыльного патриарха Никона царю на плохое содержание – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 81–88. Известно также, что в январе 1674 г. с другим служкой Офонькой Алексевым Митька Яковлев сопровождал старца Мардария, который вёз письма патриарха Никона в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 118 (челобитная пристава С. Наумова царю Алексею Михайловичу). 33 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (после 17 июня) РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140а, ч. 4, л. 203–204. Столбец из двух сставов. Писцовая скоропись, идентичная почерку предыдущего документа (л. 201–202) Филигрань «Гербовый щит» типа: Хивуд 1950, 439 (1670). Челобитная датирована по дате, указанной в самой челобитной. (л. 203) Царю государю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу бьет челомъ богомолець твой, смиренный Никонъ патриархъ . В прошлом, государь, во 182 (1673)-м году ноября въ 24–и де[нь] присылал ты, великий государь, ко мн, богомольцу своему, стряпчего своего Козму Лопухина с наказною росписью, по чему давать мн, богомольцу твоему, с которого монастыря. з белозерских и с вологоцких, хлбных и столовыхъ запасов в год. И с Кирилова, государь, монастыря по той ево, Кузьмин, росписи на нынешней, на 183 (1675)-й, год столовых запасовъ Кирилова монастыря архимандрит и строитель з братьею июня по 17-е число мн, богомольцу твоему, не прислали десяти вдрь романи, десяти вдръ малины, пяти вдръ вишен на меды, сорока осетровъ, дватцати белуг, четырехсотъ тешъ межукостных, пяти пуд икры, двусот пучков вязиги, дву вдръ масла орховово, семисотъ яицъ, дву чети грибов, десяти пуд хмелю, работнымъ людем десяти стягов говядины, сорока полоть ветчины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1634 и 1636 . Relation du voyage d» Adam Olearius en Moscovie. Tartarie et Perse etc. Traduit de l " allemand par A. de Wicquefort. Tome premier, seconde édition. Paris. MDCLXXIX. 1661 . Relation d " un voyage en Moscovie, écrite par Augustin Baron de Mayerberg. 2 vol. Paris, 1858. 26 1663 . La relation de trois ambassades de Monseigneur le Comte de Carlisle etc. vers Alexey Michailowitz, czar et grand duc de Moscovie, Charles, roi de Suède, et Frederic III, roi de Danemark et de Norvège. Amsterdam. MDCLXI. 1659–1667 . Нынешнее состояние России, описанное одним англичанином (Самуилом Коллинсом), который 9 лет прожил при дворе Великого царя русского. 27 1668–1670 . Les voyages de Jean Struysen Moscovie, en Tartarie ets. Amsterdam, P. Apx. 1880, 1671–1673 . Якова Рейтенфельса: О состоянии России при царе Алексее Михайловиче. 28 1675 . Relatio eorum quae circa Sacr. Caesar. Majestat. ad Magnum Moscorum Czarum ablegatos Annib. Francisc. de Bottoni et Jann Carol. Terlingerenum de Guzmann gesta sunt, strictim recensita per Ad. Lyseck, dictae legationis secretarium. Salisburgi, 1676. 1678 . Legatio Polono-Lithuanica in Moscoviam potentiss. Poloniae Regis ac Reipublicae mandato et consensu, anno 1678 feliciter suscepta, nunc breviter sed accurate quoad singula notabilia descripta a teste oculato B. L. Tannero Böemo Pragense, Dn. Legati principis camerario germanico. Norimbergae, anno 1689. 1686 . Voyage en divers états d " Europe et d " Asie entrepris pour découvrir un nouveau chemin à la Chine, par Ph. Avril (Societatis Jesu). Paris, Сол. 1689 . Relation curieuse et nouvelle de Moscovie, par Neuville. A la Haye, 1696. 1698 и 1699 . Diarium itineris in Moscoviam etc., descriptum a I. G. Когв, secretario ablegationis Caesareae. Viennae Austriae, 1700. 29 Устр. Ист. П. Перечисленные выше сочинения писаны с разными целями, по разным случаям и представляют материал, довольно разнообразный по форме и по содержанию. Путешественники XV века Ланнуа, Барбаро и Контарини, попавшие в Московию случайно и пробывшие в ней не долго, сообщают немногие беглые заметки о том, что они видели и слышали проездом; такие же беглые заметки путешественников, бывших в Московском государстве проездом, имеем мы и от позднейшего времени: таковы путевые заметки Вундерера, Штрауса и Авриля. Эти заметки любопытны для географии страны по непосредственным, иногда метким наблюдениям над местностью, по которой проезжал путешественник.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В большой пожар 1701 года этот колокол-великан сорвался и разбился. Спросят: почему вкрались ошибки в надпись на теперешнем царе-колоколе? Припомним, что надпись составлена спустя 80 лет по отливке первого колокола, и составлена, вероятно, по преданию, без справок с архивными документами; а предание легко могло смешать два колокола, отлитые в такой короткий промежуток времени – двух лет. Мейерберг в 1661 году видел его и описал так: окружность этого колокола 64 фута, диаметр 18 фут[ов], толщина стен 2 фута, язык железный 14 фут[ов] длиною. Стрюйс (Strauss), посетивший Москву в 1668–1670 годах, пишет: «Недалеко от Ивана Великаго стоит еще башня с толстыми перекладинами, на коих висит громадный колокол – более чем в 394.000 фунтов; один лишь язык его весит 10000 фунтов. Колокол в ширину двадцать три фута, а в толщину два фута; раскачивают его пятьдесят человек с двух сторон. Звонят в него редко – только по большим праздникам да при приеме послов. Он издает столь сильный звук, что дрожит земля»? 486 . Об этой колокольне летописец говорит: «Поставил (царь Михаил Феодорович) колокольню большому колоколу деревянную» 487 . Рейтенфельс 488 , приезжавший в Москву в 1671 году, говорит про этот колокол следующее: «Посредине колокольня, называемая Иван Великий, возвышается над всеми прочими, вышиною она, поспорит с высочайшими в Европе. Близ нея находится громадный колокол – частию на весу, частию на деревянной подставке, в 320.000 фунтов. Народ не раз пытался поднять его с земли, но напрасно, многие даже поплатились жизнию за безразсудную попытку. Царь поставил себе священным долгом сделать более успешную попытку» 489 . Далее Ван-Кленк 490 , бывший в Москве в 1675 году, описывает этот колокол так: «В середине Кремля стоит высокая башня – Иван Великий, покрытая наверху золоченой медью, со множеством колоколов. Рядом с нею – другая, где висит претяжелый колокол, в поперечнике имеющий 23 фута, а весом, говорят, более 400.000 фунтов, язык длиною двадцать два фута, весит более 10.000 фунтов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

[S. l.], 1702; Histoire des contestations sur la diplomatique. P., 1708; Ouvrages posthumes/Éd. V. Thuillier. P., 1724. 3 vol.; Correspondance inédite de Mabillon et de Montfaucon avec l " Italie/Éd. M. Valery. P., 1846. 3 vol.; Неизданные письма Мабильона/Публ.: Л. Г. Катушкина//СВ. 1966. Вып. 29. С. 276-288; Brèves réflexions sur quelques règles de l " histoire/Préface et notes par B. Barret-Kriegel. P., 1990; Œuvres choisies/Éd. D.-O. Hurel, H. Leclercq. P., 2007. Лит.: Jadart H. Dom Jean Mabillon (1632-1707): Étude suivie de documents inédits sur sa vie, ses œuvres, sa mémoire. Reims, 1879; Broglie E., de. Mabillon et la société de l " abbaye de Saint-Germain-des-Prés à la fin du XVIIe siècle, 1664-1707. P., 1888. 2 vol.; Mélanges et documents publiés à l " occasion du 2e centenaire de la mort de Mabillon. Ligugé; P., 1908; Denis P. Trois dissertations de Dom Mabillion. Ligugé, 1909; Bergkamp J. U. Dom Jean Mabillon and the Benedictine Historical School of Saint-Maur. Wash., 1928; D é ries L. Un moine et un savant: Dom Jean Mabillon, religieux bénédictin de la Congrégation de Saint-Maur (1632-1707). Ligugé, 1932; Heer G. Johannes Mabillon und die Schweizer Benediktiner: Ein Beitrag zur Geschichte der hist. Quellenforschung im 17. u. 18. Jh. St. Gallen, 1938; Leclercq H. Dom Mabillon. P., 1953-1957. 2 vol.; Fohlen J. Chifflet, d " Achery et Mabillon, une correspondance érudite dans la deuxième moitié du XVIIe siècle (1668-1675)//Bibl. de l " École des Chartes. P., 1968. Vol. 126. N 1. P. 135-186; Barret-Kriegel B. Jean Mabillon. P., 1988; eadem. La querelle Mabillon-Rancé. P., 1992; Fatouros G. Jean Mabillon//BBKL. Bd. 5. Sp. 511-514; Érudition et commerce épistolaire: Jean Mabillon et la tradition monastique/Éd. D.-O. Hurel. P., 2003; Stratford N. Jean Mabillon et Cluny//CRAI. 2007. Vol. 151. N 4. P. 1779-1791; Delumeau J. Dom Mabillon, le plus savant homme du royaume//Ibid. P. 1597-1604; Dom Jean Mabillon, figure majeure de l " Europe des lettres: Actes des 2 colloques du tricentenaire de la mort de Dom Mabillon: Abbaye de Solesmes, 18-19 mai 2007, Palais de l " Institut, 7-8 déc. 2007/Éd. J. Leclant, A. Vauchez, D.-O. Hurel. P., 2010; Aris R. Jean Mabillon (1632-1707)//Medieval Scholarship: Biogr. Stud. on the Formation of a Discipline/Ed. H. Damico, J. B. Zavadil. L.; N. Y., 20132. Vol. 1: History. P. 16-32. А. В. Русанов Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2561116.html

Подлинник находится в архиве Соловецкаго монастыря, писан столбцем, с скрепою no склекам: Диак Емельян Украинцов. Внизу: Справил Бориско Протопопов. Быв сложен пакетом и запечатан, имеет на обороте надпись: В Сумской острог, Соловецкаго монастыря соборному старцу Игнатию. 156 . Царская грамота Мещеринову по жалобам на него старца Игнатия. 12 июня 1675 г. 1070 От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, в Сумской острог воеводе нашему Ивану Алексеевичю Мещеринову. В прошлом во 182 году, марта в 13 день, послана наша великого государя грамота в Сумской острог, Соловецкого монастыря к приказному старцу Игнатью: буде прежней приказной старец Иоиль болен, и ему старцу Игнатью велено быть в Сумском остроге, на его место, и во всех волостках, и соляные промыслы, и братью, и служек, и крестьян, ведать также, как по нашему великого государя указу ведал прежней соборной старец Иоиль, и всякие дела у него принять с роспискою. – И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б, по прежним и по сему нашему великого государя указом, шел на Соловецкой остров тотчас, не испустя времяни; а естьли ты вскоре к Соловецкому монастырю на остров не пойдешь и промысл учнешь чинить нерадетельно, и тебе Ивану быть за то в смертной казни. А для чего ты двух человек монастырьских бил, и о том бы ты к нам великому государю отписал, за какую вину ты их бил; и впредь тебе обид и налог старцам и служебником их и монасгырьским крестьяном отнюдь не чинить, чтоб нам великому государю челобитья на тебя впредь о том ни от кого не было. От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, на Соловецкой остров, воеводе нашему Ивану Алексеевичю Мещеринову. В прошлом во 182 году, марта в 13 день, послана наша великого государя грамота к тебе, по челобитью Соловецкого монастыря Московския службы строителя старца Иринарха Тарбеева, велено, как впред понадобятся кормщыки, имать ... (недостает листа)... Нарышкину да к дьяку нашему к Афонасью Зыкову, велено и досталные хлебные запасы, против нашего великого государя указу, отпустить на Соловецкой остров тотчас, не описываясь о том ничем, никоторыми делы, чтоб ратным людем оскорбления отнюдь не было, чтоб за тем над Соловецкими мятежники промыслу не остановить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вставляются сам 1668 Далее начато: они почти 1669 Ваши замечания мне были много приятнее, потому что они благоприятны 1670 если бы они 1671 в противном 1672 прочел всё 1673 при чтен 1674 тонких 1675 Далее было: совершенно 1676 может доставить радость душе моей. Далее начато: они-то и должны быть потревожены иногда 1677 Иногда есть 1678 В подлиннике: компретировать 1679 Далее было: желанье 1680 Но как жалко 1681 обмануться 1682 Далее было: как 1683 Далее начато: Он 1684 Далее начато: Я знал, что на вас она не так 1685 даже такое время, когда почувствуют, что мне нужно говорить это так же, как 1686 Далее было: Но это впереди 1687 Далее начато: И загад 1688 Далее было: Еще скажу, беда была бы моя, если бы творенье с первого раза произвело эффект 1689 произвело на всех 1690 можно узнать нужные 1691 и этими впечатлениями я уже воспользовался 1692 говорит 1693 Далее приписано: правдивая, нет уверенности в справедли 1694 Далее было: не опасаясь нареканий за недостаток, которым обыкновенно оскорбляется человек. [Всякий] Более всего часто образованный, умный человек выказать 1695 Далее было: показать 1696 одни нервы 1697 стал 1698 Далее было: тут же вскользь 1699 увидеть ясно 1700 Далее было: он заметит некоторые 1701 Далее было: увидит потом 1702 Далее было: верно место 1703 Далее было: ее 1704 Далее начато: И вместо распространения 1705 Вырвано. 1706 видно, что 1707 Далее начато: Слово 1708 Далее было: что даже беспристрастный 1709 Далее было: Мнен 1710 Вырвано. 1711 Вырвано. 1712 Вырвано. 1713 Вырвано. 1714 Вырвано. 1715 Вырвано. 1716 Вырвано. 1717 Далее было: Впрочем я вам скажу 1718 При всяких толках 1719 В подлиннике: которого 1720 Далее было: я чувствовал однако ж заранее, что многие 1721 найдутся многие люди 1722 Далее было: пото 1723 Далее было: было не 1724 Далее начато: и чувства 1725 Далее было: с моей стороны и потому 1726 Далее было: вы сох 1727 привести 1728 Далее начато: а. именно свида б. есть души, которые любишь вдруг, уважа 1729 Далее было: а. выражаются вполне сами сообю б. не могут от меня укрыться, но все выражаются 1730

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Всего же из этого приказа в 1658–1668 гг. на Печатный двор было прислано 55 греческих рукописей и 17 греческих печатных книг. В конце 1675 г. поступили на Печатный двор книги, принадлежавшие Павлу, митрополиту сарскому и подонскому, частию завещанные им, частию же купленные для Печатного двора 243 . В числе книг купленных были две греческие: евхологий печатный и азбука греческая, затем четыре польских, две латино-польских, одна латинская и одна славено-польская и одна «книга Политика венгерская или чесская» (дано за нее 16 алтын 4 ден.; в другом месте «Политика историки в десть»). В числе книг, отданных бесплатно на Печатный двор, находим следующие греческие книги: жития святых (печ.), грешных спасение (печ.), Никифора Ксанфопула синаксариа (печ.), каноны Богородичны (печ.; по другому известию следующие: синаксарь и часослов печатные, летописец греческой и грамматика письменная), 12 латинских, одна польская (или латино-польская) и «книга Политика писменая в полдесть» или «Политика саксонская в четверть». Кроме того, около этого же времени на Печатный двор поступили еще следующие греческие печатные книги: устав, пролог и хронограф, и рукописи греческие: триодь посная и цветная в одном переплете, фотиевская, лексикон греческий и псалтырь толковая Феодоритова 244 . В числе купленных у старца Евфимия и подаренных им в январе 1677 г. на Печатный двор книг находим несколько греческих и греко-латинских, именно следующие в числе первых: Калепин на 11 языках, лексикон Скапула греко-латинской, Дамаскин греко-латинской, конкорданция на Библию , новый Завет греко-латинской, глоссарий, евхологий греческий, епистолии философская греческая, Есхилова, грамматика греко-словенская, Алвар греко-латинской, Исиодова, 2 грамматики греколатинския, Мартина Крука грамматика, Лукиана Самосадского. Все это были, кажется, исключительно печатные книги. Таковы же, т.е. печатные были и в числе тех книг, которыми старец Евфимий «поступился в казну великого государя безденежно» между ними находим: Фому Аквината, лексикон греческой и несколько книг на польском языке, каковы: Библия Вуйковая, описание вселенной Яна Ботера, солнечных (солнечник) или уравнение воли человечи с волею Божиею 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

кн. Вас. Иван. и при погреб. присутствовал игумен), 289 (старец Феодосий с 1532 г. игум. Хутын. м-ря); VIII, 244 (в 1504 г. погреб. кн. Ив. Борис.), 253 (в 1513 г. погреб. кн. Фед. Борис. Волоцкой), 269 (игум. Даниил, с 1522 г. митроп.), 274 (в 1530 г. Кассиан Босой крестил царев. Ивана), 285 (посещ. В. кн. Ив. Вас. 1534 г. и его болезнь); “Дворцов. разряды», III, 382 (посещ. ц. Алексеем Мих. 1653 г.), 652 (встреча вселен. патриархов 1666 г.), 770 (проводы патр. Макария 1668 г.; архим. Гермоген), 1592 (служба в Успен. соб. 14 авг. 1675 г.; присутствовал игумен); Иванов, “Onuc. госуд. архива старых дел», 346 (в 1700 г. имел крест. 1.409 двор.); “Описание документ. и дел архива св. Синода», I, 66 (жалоба 1721 матроса Вас. Захарова об истребов. от м-ря 8 руб. и жалоба крестьян об обидах и излишних с них поборов), 375 (дело 1721 г. о спорных пустошах с Пафнутиев. м-рем), 704 (донош. 1721 г. старосты Твер. у. села Барашкова, вотчины м-ря, о высылке из монаст. вотчин присланн. из разн. городов приказчиков); II, ч. 1, 82 (в 1722 г. имел в Москве, в Китай-городе, на Ильин. крестце, подворье с церковью, 2 архим. кельями и 15 лавками), 154 (в 1722 г. м-рю принадлежала Осташков. слобода Ржев. у.), 354 (прошение 1722 г. монастыр. крестьян об определ. в м-рь архимандритом иером. Алекс.-Нев. м-ря Иоакима Чудовского), 796 (дело 1722 г. о сыске бежавшего из-под караула быв. архим. м-ря Германа, а по лишении сана Герасима), 951 (прошение архим. Иоакима, назначенн. вместо Германа, о присылке подьячего для поверки монаст. имущества), ч. 2, 14 (в 1722 г. м-рю принадлежало село Луково Стариц. у.), 119 (м-рь отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора); III, 1723 г., 151 (м-рю принадлежала дер. Дрызлова), 391 (к м-рю были приписаны по завещанию какого-то старца Варсонофия село Балашково и по указу царя Феод. Алексеев. Опекалов м-рь), прилож., XXVII (в 1710 г. из вотчин м-ря отдано Светл. князю село Спасское с 3 дерев. Рузского у., в коих 75 двор.), CLXV, XXXVII (о колич. хлеба в монаст. вотчинах в 1723 г); IV, 1724 г., 320 (м-рю принадлежала дер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1662 ...король Хильдеберт назначил им день, когда он сообщит им, что он предпримет в будущем, и приказал им удалиться .— О заключении мира (591) между франками и лангобардами сообщает Павел Диакон (IV, 1; Р. 144). 1663 Маврикий же отправил королю Хильдеберту... тех карфагенян... которые в прошлом гаду убили его [Хильде6ерта] послов.. .— См. кн. X, гл. 2. 1664 ...Хуппа, который некогда был управляющим королевской конюшней Хильперика.. .— См. кн. V, гл. 39; кн. VII, гл. 39 и прим. 193 к кн. V. После смерти Хильперика Хуппа был доверенным лицом королевы Фредегонды. 1665 Викарий (vicarius) — заместитель графа; он производил суд в небольших городах, местечках, куда его направлял граф. 1666 Когда он предстал перед доместиком Флавианом. - О Флавиане см. кн. IX, гл. 19; кн, X, гл. 15. Доместик — см. прим. 4 к кн. IV. 1667 ...ему и его товарищу учинили допрос. - Имеется в виду Хуппа, которому Анимод скорее всего покровительствовал. 1668 ...он примирился с ним... — Видимо, здесь речь идет о Флавиане, Место довольно неясное. 1669 ...Хуппа... задумал пох итить себе в жены дочь покойною Бадегизила.. .— О Бадегизиле к его жене Магнатруде см, кн. VI, гл. 9; кн. VIII, гл. 39. 1670 Когда граф Евлалий...- О нем см. кн. VIII, гл. 18, 27, 45; кн. X, гл. 8. 1671 ...с помощь ю епископа Авита.. .— О нем см. кн. IV, гл. 35; кн. V, гл. 11. 1672 В выше же упомянутом городе.. . — Т. е. в Клермоне. 1673 ...освободил от всех налогов.. .— Как видно из дальнейшего, здесь речь идет только об освобождении от недоимок поземельного налога. 1674 Ведь сборщики этого налога у же много раз несли большие убытки.. .— Сборщики налога несли ответственность за недоимки. Они обязаны были возмещать своим имуществом те денежные суммы, которые они не сумели получить от налогоплательщиков. См. прим. 154 к кн. V. 1675 ...граф Евлалий требовал, чтобы она вернула ему имущество, которое она унесла с собой при бегстве от него. - См. кн. VIII. гл. 27, 45. 1676 ...Каутин, епископ города Клермона, отлучил его от церкви .— В подлиннике: а communione — «от церковного общения». Даже одно подозрение в совершении преступления давало право епископу лишать причастия подозреваемых в преступлении. Как показывает это место, отлучение от церковного общения было для прихожан большим наказанием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010