Г. поддерживала отношения с Римским престолом и после разделения Церквей 1054 г. Папа Гонорий III предлагал груз. царю Георгию IV Лаше (1212-1223) принять участие в крестовых походах и получил его согласие, но из-за вторжений монголов Г. не присоединилась к крестовым походам. Эти вторжения вынудили сестру Георгия IV царицу Русудан (1223-1245) обратиться к папе Григорию IX с просьбой о военной помощи в борьбе с монголами. Военную помощь Рим не оказал, но ок. 1230 г. папа отправил в Г. представителей католич. монашеского ордена францисканцев . В 1240 г. в Тбилиси прибыли доминиканцы , к-рые вместе с францисканцами развернули пропаганду католич. унии. К 80-м гг. XIII в. в Г. находилось 5 католич. мон-рей; нек-рые обращенные в католичество грузины стали миссионерами в странах Востока. С папой Иоанном XXII вел переписку груз. царь Георгий V Блистательный (1318-1346). В годы его правления католич. епископская кафедра была перенесена из Смирны в Тбилиси (подтверждено папой в 1329). Первым католич. епископом в Г. в 1330 г. стал доминиканец Иоанн из Флоренции, владевший груз. языком. В 50-х гг. XV в. в Европе груз. царства и княжества были представлены в антитур. коалиции, созданной по инициативе папы Римского Каллиста III . Крестовый поход против Османской империи не состоялся. Немецкая церковь на Михайловской ул. в Тифлисе. Фотография. 1897 г. Немецкая церковь на Михайловской ул. в Тифлисе. Фотография. 1897 г. В 1507 г. католическое Тбилисское епископство было упразднено. Декретом Конгрегации по распространению веры от 8 нояб. 1632 г. католики Г. были подчинены юрисдикции лат. епископов Исфахана (Иран). Груз. цари неоднократно снаряжали посольства в Рим с надеждой заручиться поддержкой папы Римского и европ. стран в решении военно-политических вопросов. Известны посольства Кира Нилоса и Закарии (1494), Александра Картвели (Грузина) (1587), Тер Якова (1596), представлявшего царя Симона I, посла царя Теймураза I Никифора Ирубакидзе (Ирбаха) (1625), Сулхан-Сабы (Орбелиани) (1713). Никифор Ирубакидзе, член католич. ордена василиан, в 1629 г. издал в Риме первый печатный текст на груз. языке - перевод «Litaniae Lauretanae» (Лоретская литания Богоматери). В XVII в. были возобновлены католич. миссии в Г.: в 1626 г. папа Урбан II направил театинцев , в 1661 г. в Г. прибыли капуцины . Активно католич. миссионеры действовали в Зап. Грузии (Имерети, Гурии, Мегрелии): выполняли дипломатические поручения, занимались врачебной практикой, открывали школы, работали учителями в семьях груз. аристократов. Богослужение в католич. храмах совершалось по лат. обряду и на лат. языке (с XVI в. параллельно стал вводиться арм. обряд, утвержденный для католиков Кавказа). Католич. миссионеры способствовали возвращению в Г. из Персии мощей груз. мучеников. В 1628 г. миссионеры-августинцы Амвросий и Петр доставили в Г. мощи царицы вмц. Кетеван († 1624), принявшей смерть за отказ отречься от христ. веры.

http://pravenc.ru/text/168205.html

наук. и 17-го на публичном экзамене. (Бак. иером. Афанасия донесение от 25 июля 1828 г., в дел. Ак. Прав.). 85 «Правления Костр. Дух. Семинарии представление в правлен. М. Д. А. от 31 июля 1828 г. за 405. С разрядными списками учеников», в дел. Акад. Правл. 87 Копия предписания правлен. М. Д. А. в правлен. Костр. Семин. от 23 июля 1828 г. за 515. Сн. Представлен. правл. Костр. Семин. в правлен. М. Д. Акад. с отчетами в Семинарск. суммах от 31 янв. 1828 г. за 49, в дел. Акад. Правл. 93 В арх. Горского между его студенческими сочинениями сохранилось в черновом виде слово его на день Иоанна Богослова. Видны на нём поправки карандашом – рукою, кажется, Ф.А. Голубинского. 96 Темна трагическая судьба этого Иудейского царя. Неужели народ как бы он ни был недоволен его правлением, мог предать крайнему поруганию – ослиному погребению – своего Давидита? Но как же согласить слово пророческое и запись историка? Возможны два предположения. Возможно, что Иоаким пал в битве с полчищами Халдеев, Сириян, Моавитян и др. и эти враги Иуды предали павшего царя её жестокому поруганию и лишь после нашествия он погребен был в Ганазане (Ср. 4Цар.21:26 ). Но возможно и то, что похороненный здесь, может быть вместе с Манассиею и Аммоном, ( 4Цар.21:18:26 ), по взятии Иерусалима Навуходоносором он, как изменник, был выброшен за город на зной дневной и на холод ночной. 97 4 Дек. были возложены венки на могилу Императора. М. Вед. в от 14 Дек. сообщают, что в начале Генваря прибудет депутация от Казанского учебного округа для постановки у гроба почившего Царя неугасаемой лампады. 98 Первый из этих дней есть день утверждения ассигновки сумм из Государственного казначейства для воспособления бедному сельскому духовенству; во второй положена Царская резолюция на благодарственном адресе Св. Синода; в третий увеличена пенсия наставникам духовно-учебных заведений при выходе их со службы в отставку. 99 Имеется в виду недавний факт, когда папа потребовал, чтобы один из католических государей, намеревавшийся посетить Италию и папу, не заезжал сначала в Квиринал, – к королю Гумберту, – с которым папа, как известно, ведет счеты, вследствие чего визит не состоялся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Положение Православия в юго-западной России начало улучшаться после смерти короля Сигизмунда III (1587—1632). Только на Варшавском сейме 1632 г. была признана православная западнорусская иерархия. Одновременно с этим были официально восстановлены 4 православные епархии: Киевская (митрополичья), Галичско-Львовская, Перемышльская, Луцкая — и, кроме того, была учреждена вновь Белорусская или Мстиславская. На том же сейме 1632 г. был поднят вопрос о возвращении православным отнятых униатами духовных школ и училищ. Это требование вошло в составленные на сейме и подписанные новым королем Владиславом IV в ноябре 1632 г. «Статьи для успокоения народа русского греческой религии, живущего в царстве Польском и великом княжестве Литовском». Таким образом, с восстановлением православной Киевской митрополии в 1620—1632 гг. государством было признано право существования западнорусской Православной Церкви. Но, с другой стороны, жизнь Православной Церкви была так стеснена и проходила в таких неблагоприятных условиях, подавлялась столь различными способами и подвергалась таким насилиям, что ее история представляет непрерывный ряд страданий пастырей за национальную независимость. Но тем не менее снова появилась возможность созывать православные Соборы (1620, 1627, 1628, 1640 гг.); при необходимости митрополиты обращались с посланиями ко всей южнорусской Церкви, а епископы — к клиру и мирянам их епархий, к братствам и обителям. Таковы окружные послания митрополита Иова от 15 декабря 1621 г. с увещанием к верным твердо стоять в Православии, а к отпавшим — возвратиться в лоно Церкви, послания митрополита Исайи (Копинского) в 1631 г. и т. д. В 1650 г. по Зборовскому трактату православным была возвращена Холмская епархия. Митрополит Киевский Сильвестр (Коссов) проездом в Варшаву в январе 1650 г. посетил Люблин и Красностав и возвратил православным отнятые у них униатами храмы. Прибыв в Холм в феврале того же года, он принял во владение архиерейский дом, кафедральный собор и три храма и назначил на Холмскую кафедру православного епископа Дионисия (Балабана). Но в середине следующего года король снова отдал Холмскую епархию униатам. Епископ Дионисий вынужден был покинуть Холмщину, спасаясь от происков униатов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436384/

И. принял участие в сейме 1632 г., избравшем королевича Владислава (см. Владислав IV Ваза ) кандидатом на польск. престол и обсуждавшем вопросы урегулирования положения православных в Речи Посполитой. На элекционном сейме были разработаны «Пункты успокоения», в к-рых за православными был признан ряд прав. Документ был обнародован 1 нояб. 1632 г. Помимо прочего в «Пунктах успокоения» предусматривалась организация смешанных комиссий для раздела храмов между православными и униатами. И. входил в одну из таких комиссий по «успокоению» правосл. Церкви, о чем сообщается в изданном в 1632 г. Виленским братством анонимном соч. «Synopsis, albo Krótkie spisanie praw, przywilejów, swiebód i wolnoci od... królów... polskich i wielkich ksit litewskich... narodowi ruskiemu, w Cerkwi Wschodnej pod posuszestwem w. ojca patriarcha Konstantynopolitaskiego... trwajcemu, nadanych» (Синопсис, или Краткий список прав, привилегий, свобод и вольностей, предоставленных... королями Польскими и великими князьями Литовскими... народу русскому, в Церкви Восточной под послушанием святейшего отца патриарха Константинопольского... пребывающему), где изложены привилегии, данные польск. правительством «народу русскому», и описаны притеснения православных униатами. Возможно, одним из авторов «Синопсиса...» был И. В сочинении рассказывается о дискуссии, к-рую вели на заседаниях комиссии И. и Древинский с униат. иерархами Иосифом Рутским и Христофором Белозором, требуя возвращения захваченных униатами храмов. «Пункты успокоения» и ряд др. соглашений, принятых в 1632-1633 гг., предусматривали создание на территории Литовского великого княжества правосл. Мстиславской, Оршанской и Могилёвской епархии вместо захваченной униатами Полоцкой кафедры. Юрисдикция Мстиславского епископа распространялась на православных, живших на территории униат. Полоцкого архиеп-ства: в Полоцком, Витебском и Мстиславском воеводствах. Резиденция правосл. архиерея должна была находиться в могилёвском Спасо-Преображенском монастыре, насильно переведенном в унию. В «Пунктах успокоения» монастырь предписывалось вернуть православным, но из-за противодействия униатов это постановление было отменено и обитель позднее вновь была закреплена за униатами. 12 нояб. 1632 г. епископом Мстиславско-Оршанско-Могилёвским на совещании правосл. духовенства и мирян, состоявшемся после сейма в Варшаве, был избран И., к-рому 15 нояб. 1632 г. король выдал офиц. документ «Copia conferowania» (Копия вручения), подтверждавший его избрание на «Могилёвское и Мстиславское владычество». 14 марта 1633 г. была издана соответствующая королевская грамота (диплом), на основании к-рой И. получил из королевской кассы 10 тыс. злотых и мог приступить к исполнению своих обязанностей. Не позднее 12 окт. 1633 г. епископ прибыл в Могилёв.

http://pravenc.ru/text/578493.html

Службы русским святым: 1) сентября 27 – Савватию Соловецкому (13 об.–32 об.); 2) февраля 11 – Димитрию Прилуцкому (157 об.–186); 3) февраля 12 – Алексию митрополиту (187–214); 4) апреля 17 – Зосиме Соловецкому (224–242 об.); 5) мая 3 – Феодосию Печерокому (251–275 об.); 6) мая 23 – Леонтию Ростовскому (275 об.–293); 7) июня 1 – Дионисию Глушицкому (293–314); 8) июня 9 – Кириллу Белозерскому (314–336 об.); 9) июля 15 – равноапостольному князю Владимиру (348 об.–363 об.). Службы русского происхождения Пресвятей Богородице: 10) ноября 27 – Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (33–51 об.» и 11) августа 26 – Сретению иконы Владнмирския Пресвятыя Богородицы (420 –437 об.). 825. Сборник избранных служб , в четвертку, без начала (от нескольких начальных листов сохраниились незначительные обрывки), полууставом нескольких почерков и скорописью XVI–XVII вв., в дощатом с тисненою кожею переплете; 1–20 листы порваны с ущербом для текста. Скорописью писаны листы: 18, 57, 83, 89, 101, 160; нет нескольких листов между листами: 17 и 18, 100 и 101, 115 и 116, 206 и 207, 242 и 243. Прнписки внизу на полях листов: 73 об. – «провлено», 198 об. – «правлено», 344 – «канун правлен», 358 – «правлен». Службы: 1) июня 2 – Иоанну Сочавскому (1–17 об.) и русским святым: 2) июля 1 (?) – митрополиту Петру (18–33 об.); 3) июня (?) 5 – Сергию Радонежекому (58–73 об.); 4) июля 11 – княгине Ольге (74–82 об.); 5) июля 14 – Стефану Махрищскому (90–100 об.); 6) июля 15 – равноапостольному князю Владимиру (101–115 об.), без конца; 7) июля 24 – Борису и Глебу (128–137 об.); 8) августа 2 – Василию юродивому Христа ради Московскому (191–204 об.); 9) августа 21 – Авраамию Смоленскому (232–242 об.), без конца; 10) сентября 7 – Иоанну архиенископу Новгородскому (251–263 об.); 11) сентября 19 – князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (299–319 об.); 12) сентября 20 – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (320–331 об.); 13) сентября 25 – Сергию Радонежскому (332–343 об.). 14) сентября 27 – Савватию Соловецкому (344–357 об.); 15) сентября 30 – Григорию Пельшемскому (358–367 об.); 16) июля 27 – Николаю Кочанову юродивому Христа ради Новгородскому (368 об. 381); 17) июля 10 – «на положение ризы еже есть хитон вели Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (382–398 об.)· В отпусге на литургии читаем: «и положение честныя и славныя и многоцелебныя ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа еже есть хитон в славнем и преименитем царствующем граде Москве и всех святых помилует и спасет нас яко благ и человеколюбец» (398 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л.5ОЗ об. Житие Исаия, епископа Ростовского, 15 мая. л.507. Житие Ефросина Псковского, жившего над р. Толвою, 15 мая. л.578 об. Обретение мощей Алексия, митрополита «нового чюдотворца рускаго», 20 мая. л.614–623 об. и л.644 об. Обретение мощей Леонтия, епископа Ростовского, 23 мая. л.615 об. Житие Никиты столпника, переяславского чудотворца, 23 мая. л.621. Слово похвальное Никите Переяславскому. л.635. Слово похвальное Леонтию, епископу Ростовскому. л.7. Заставка нововизантийского стиля на золотом фоне. Вязь и инициалы киноварные. Переплет сер. XVI в. – доски в коже. Правлен переплет в XVII в., на это указывают переплетные листы с водяным знаком бумаги XVII в. (голова шута в воротнике с семью зубцами). На нижней доске – 3 наугольника желтой меди. Арх. Савва. Указатель ... стр.209. (Син.995) Минея-четья, месяц Июнь, 1°, русский полуустав в два столбца, 1010 л. Конец рукописи утрачен, на л.101О об. текст обрывается на полуслове в статье: «Съпрение панагиота философа ... о православной вере христианской и о вере фряжской». Водяные знаки: 1. Гербовый щиток с тремя ромбами, Бр. 2069, 1539 г. 2. Вепрь, Бр. 13577, 1542 г. 3. Тиара, Бр. 4981, 1540 г. 4. Кувшин с одной ручкой, на тулове две полосы, Бр. 12663, 1543 г. л.1–2. Летописец (текст см. в Сентябрьской минеи). л.4–6 об. Указ главам. л.12. Житие Дионисия Глушицкого, 1 июня. л.26, 27 об. Слово похвальное Дионисию Глушицкому, Ростовскому чудотворцу. л.128. Похвала Кириллу Белозерскому. л.245 об. Страдание святого священномученика Мефодия, епископа «Моравского» (Патарского), 20 июня. л.335 об. Послание Никифора, митрополита Киевского, (1104–1121 гг.) «о латинах». л.337. Его же послание к Владимиру Мономаху о посте. л.9, 482. Заставки нововизантийского стиля на золотом фоне, защищены про- кладкой из малиновой тафты. Переплет сер. XVI в. – доски в коже. Переплет правлен в XVII в., о чем свидетельствуют переплетные листы с водяным знаком XVII в. (герб Амстердама). На нижней доске – 4 наугольника желтой меди, (Син,996) Минея-четья, месяц Июль, 1°, русский полуустав в два столбца, 1144 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Теперь о никоновской книжной справе XVII в. К середине XVII в. Чин Агиасмы – обязательный компонент Требника. Правленый Требник вышел в 1658 г. ( Зернова, 280). Его правили Захария Афанасьев, Иосиф Белый, Евфимий Чудовский , Никифор Симеонов (см.: Сиромаха, Успенский, 81-83; Успенский Н. Д., 164-168; Сиромаха I, 69-74). Сохранились корректурные экземпляры Требника (ГИМ, Син. 308; РГАДА, ф. 381, 1803; РГАДА, БМСТ/СПК 1760; далее – Син. 308, Тип. 1803, Тип. 1760). Исходным материалом послужил Требник Петра Могилы (Тип. 1760), который кардинально правлен (описание см.: Агеева, 183 и далее) – по тексту современного справщикам греческого Евхология. Затем правленый вариант был переписан и снова правлен. Первая половина этого окончательного варианта – Тип. 1803; вторая – Син. 308 ( Сиромаха, Успенский, 82). Именно в этом Требнике 1658 г. впервые появилось прошение: О еже быти воде сей скачущей в жизнь вечную, Господу помолимся (стр. 211 ). На поле в кавыках стояло приводя[ щей]. С этого Требника водосвятная ектения в Чине Великой Агиасмы перепечатывалась из издания в издание (уже без кавык) вплоть до современных Требников. В корректурном Требнике Тип. 1760 текст последования Великого освящения воды на Богоявление, находящийся в Требнике Петра Могилы (с. 33), вычеркнут. На полях запись: Взять тетрадь печатную и набирати с нея( Агеева, 184). В последующем рукописном корректурном Требнике (Син. 308) в месте, где надлежало быть Чину Великой Агиасмы (после Малого водоосвящения) на л. 219 об., написано: Посем чти о освящении воды святых Богоявлений, напечатаны три тетрати в полдесть(затем фраза зачеркнута; см.: Горский, Невоструев, 379, 237-238) . Речь идет об отдельном издании, которое носит название Чин освящения воды в навечерие Богоявления( Зернова, 264). Действительно, Чин Великой Агиасмы перепечатан в Требник 1658 г. почти буква в букву из этого издания. Теперь рассмотрим историю появления отдельного издания Чина освящения воды в навечерие Богоявления. Издание не датировано, но оно связано с Собором 1655 г., и Зернова датирует его по дате окончания собора – после 29.12.1655.

http://bogoslov.ru/article/2308475

л.3–8. Указ главам. л.12–13. Разорваны. л.423. Житие Павла Обнорского, 10 января. л.463. Житие Михаила Клопьскаго, 11 января. л.508. Житие Симеона и Саввы Сербских , 14 января. л.216. Заставка нововизантийского стиля на золотом фоне. Вязь и инициалы киноварные. Переплет XVI в. – доски в коже с тиснением, правлен в XVII в. На нижней доске – 4 наугольника желтой меди, Арх. Савва. Указатель ... стр.173, 209. 789 (Син.991) Минея – четья, месяц февраль, 1°, русский полуустав в два столбца разных рук, 1340 п. Водяные знаки: 1. Кувшин с одной ручкой, увенчан цветком, Бр. 12628, 1520–1528 гг. 2. Кувшин малый с двумя ручками, Бр. 12864, 1525 г. 3. Большая рука, увенчанная звездой, Бр. 11390, 1533 г. 4. Сфера, увенчанная звездочкой, Бр. 14004, 1553 г. л.1–2 об. Летописец, текст тот же (см. месяц Сентябрь). л.3–6 об. Указ главам. л.112 об. Житие Димитрия Вологодского, чудотворца, 11 февраля. л.417 об. Житие Алексея, митрополита Киевского и всея Руси, 11 февраля. л.442 об. 455. Житие Кирилла, философа и учителя словеньского, 14 февраля. л.446 об. Слово похвальное Кириллу и Мефодию. л.776. Иосиф Флавий. История Иудейской войны. Заставка нововизантийского стиля на золотом фоне (л.6, 890). Киноварные заглавия вязью и инициалы. Переплет сер. XVI в. Переплетные листы со знаком (герб Амстердама) указывают, что переплет был правлен в XVII в. Арх. Савва. Указатель... стр.170, 181, 184, 191, 194, 209, 272, 265. (Син.992) Минея-четьи, месяц Март, 1°, русский полуустав разных рук, 959 л. Водяные знаки: 1. Малый кувшин с одной ручкой, Бр. 1266, 1547 г. 2. Гербовый щиток, увенчанный цветком, знак не найден. 3. Вепрь, Бр. 13577, 1542г. 4. Рука, над ней цветок, Бр. 11463, 1524–1539 гг. 5. Кувшин с одной ручкой и надписью на тулове, Бр. 1266, 1547 г. 6. Крест двойной, Бр. 5755, 1516 г.; 5756, 1546 г. 7. Козел, Бр. 2860, 1548–1553 гг. л.1–2 об. Летописец. Есть изменения в фразе: «В двадесятое лето царства и государства его», дата изменена на «девятоенадесять лето ...», а ниже – дата «двадесят же третие лето» изменена на «в двадесять же второе лето...». Далее текст летописца тот же, что и в Сентябрьской минее до слов: «... иже со страхом и со вниманием почитающим сия святыя книги, аминь». На этом в Мартовской минеи текст кончается, в Сентябрьской же продолжается.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

л.3–6. Указ главам. Среди других статей: л.39. Пренесение мощей св .Вячеслава, князя Чешского, 4 марта. л.41. То же. л.336. Житие Евфимия, епископа Новгородского, 11 марта. л.401. Житие Макария Калязинского, 17 марта. л.951. «Слово похвальное Ионе митрополиту Киевскому и всея Русии чудотворцу. Списано бысть в лето 7055-е повелением благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца и благословением Макария митрополита всея Русии». л.4, 105, 633, 837, 841. Заставки нововизантийского стиля на золотом фоне, защищены прокладкой из малиновой тафты. Вязь и инициалы киноварные. Переплет сер. XVI в. – доски в тисненой коже, правлен переплет в XVII в. Сохранилась одна застежка. На нижней доске – 4 наугольника желтой меди. Арх. Савва. Указатель ... стр.209. (Син.993) Минея-четья, месяц Апрель, 1°, русский полуустав в два столбца разных рук, 979 л. Водяные знаки: 1. Малый кувшин с одной ручкой, Бр. 12633, 1542 г. 2. Вепрь, Бр. 13577, 1542 г. 3. Рука с цветком, Бр. 11463, 1524–1539 гг. 4. Кувшин с двумя перекладинами на тулове, Бр. 12663, 1543 г. 5. Кувшин малый с двумя ручками, Бр, 12864, 1525 г. л.1–2 об. Летописец, текст тот же (см. месяц Март). л.3–6 об. Указ главам. Среди других житий: л.93. Житие Мефодия, епископа Моравского, 6 апреля. л.97. «Слово похвальное на память святым и преславным учителем словеньскому языку ...» л.147. «Житие новоявленных мучеников Круглеца, Нежнаа, Кумца, во святых крещениях нареченных Антония, Иоанна, Евстафия в Литовской земли в Вилне ...», 14 апреля. л.:70. Житие Зосимы и Савватия Соловецких, 17 апреля. л.411. «Слово о Исаакии мнихе ... иже милость Божию получи в Киеве», 27 апреля. л.436, 436, 446 об.,828. Заставки нововизантийского стиля выполнены одними красками без золотого фона. Вязь и инициалы киноварные. Переплет сер. XVI в. – доски в коже; правлен переплет в XVII в., о чем свидетельствуют листы со знаком XVII в. (герб Амстердама ). Ни нижней доске сохранилось 4 наугольника желтой меди. Арх. Савва. Указатель ... стр.209.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ († нач. XVI в. (?), близ Вельского погоста (ныне г. Вельск Архангельской обл.)), блж. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в Земле Российской просиявших), Вельский. Источники Блж. Кирилл Вельский. Икона. Нач. XX в. (Вельский краевед. музей) Блж. Кирилл Вельский. Икона. Нач. XX в. (Вельский краевед. музей) Описание явления нетленных мощей К. и совершавшихся при его гробнице чудес содержится в севернорус. «Сказании вкратце о святем Кириле чюдотворце, иже на реке на Ваге, на Вельском погосте». Известны 5 списков «Сказания...» XVII-XIX вв., относящихся к 2 редакциям. Основная редакция, представленная 2 списками (РГБ. Собр. Никифорова. 661, нач. XVII в.; Муз. 4306, XIX в.), создана, видимо, в связи с установлением местного почитания К. (в тексте он назван «святым» и «праведным») после перенесения мощей святого 1 сент. 1587 г. в Никольский храм на Вельском посаде (до 1550 Вельский погост). Основу редакции составляют документальные источники: расспросные речи, записи чудесных исцелений, сделанные со слов священников вельского храма и жителей окрестных деревень. Основная редакция содержит описание 18 чудес: 10 относятся к периоду, предшествовавшему перенесению мощей (1563 - 1 сент. 1587), 8 зафиксированы сразу после перенесения мощей в Никольский храм (сент.-нояб. 1587). Более поздняя Синодальная редакция «Сказания...» существенно отличается от Основной; она представлена 3 вариантами. Список 1783 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 64. Д. 483. Л. 3-7 об.) является копией со «старинной рукописи», приложенной к донесению Архангелогородского и Холмогорского еп. Вениамина (Краснопевкова) от 20 окт. 1783 г. в Святейший Синод. В этом тексте описания чудес, относящихся к разному времени (до и после 1 сент. 1587), переставлены местами, в них указаны имена и прозвания исцеленных, их социальное положение, добавлено недатированное чудо об исцелении некоего Созонта, жителя Важского края.

http://pravenc.ru/text/1840305.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010