– Мы общались с руководителем Епархиального катехизаторского миссионерско-просветительского отдела протоиереем Сергием Илющенко. И он рассказал, что Вы начинаете активно сотрудничать с преподавателями светских учебных заведений, планируете проводить с ними беседы на тему патриотизма в связи с нынешней тяжелой обстановкой в стране. – У нас очень теплые отношения с вузами, школами. В прошлом и в этом году мы готовили специальное архиерейское послание учащимся. Меня, как архиерея, постоянно приглашают в учебные заведения. Это очень радует, и печалит только то, что из-за отсутствия времени я не могу везде быть. Так, уже с 1 сентября мы включаемся в работу. Для учащихся вузов мы разработали цикл познавательных лекций о жизни Церкви. Это очень важно, тем более что есть студенты, которые приезжают из далеких сел, где нет ни храма, ни молитвенной комнаты. Когда молодые люди будут видеть священника, то поймут: православный священнослужитель – это не пережитки прошлого века. Перед ними священник, который живет в современном мире, может дать ответы на вопросы, волнующие подрастающее поколение. Очень приятно, что инициативу епархии поддерживают ректоры, в частности Бердянского педагогического университета и Университета менеджмента и бизнеса. В наше время очень важно воспитывать патриотизм и объяснять, кто такой настоящий гражданин земного отечества. Это, конечно же, христианин. И для того, чтобы быть гражданином небесного отечества, надо вначале быть примерным гражданином отечества земного. – Если бы власти города предложили Вам разместить на билбордах какое-то обращение к жителям Бердянска, что бы Вы написали? – Наверное, слова о любви, которые нам завещал Господь. Сейчас этого очень не хватает…. Думаю, эти слова не исправили бы вмиг человека, но он хотя бы задумался. Нынешняя тяжелая ситуация в нашей стране – из-за отсутствия любви. Потеря любви приводит к войне. Мы видим ежедневно множество билбордов с надписями о том, к чему приводит сепаратизм. Но надо найти причину, которая является источником сепаратизма или войны. Нужно говорить не о результатах войны, а о том, что к ней ведет, и работать над искоренением причины войны, а не ее следствий. Потому что война – это уже результат утраты любви, когда человек хочет доказать свою правоту и не слышит другого. Нужно каждому учиться слушать и слышать.

http://pravoslavie.ru/86501.html

Три сербских прихода в Банском округе: Бердянский, Яворенский и Любинский с населением больше 6000 душ, при 1000 детей способных к учению, не имеют ни одной школы! Народ жаждет школы и сделал со своей стороны все что можно. В первом приходе начали было строить школу, но не получив ни откуда пособия, остановились; во втором приходе имеется правда школьное здание, но за крайней ветхостью (существует с 1838 года) совершенно непригодно для своей цели. Правительственная власть не только не содействует открытию сербских школ, но даже не позволила местному священнику третьего прихода (в Любинье), где до 400 детей, обучать их в своем доме впредь до выстройки особого здания для школы 1637 . Правительству помогают в данном направлении единоплеменные сербам католики-хорваты. Эти последние ведут настоящую войну против сербского трехцветного знамени, —566— как выражения православно-сербской церковной и школьной автономии. В Госпиче 6 января 1902 года хорваты чуть не учинили побоище с сербами, имевшими на себе, ради богоявленского торжества, трехцветные значки. В дело вмешалась полиция, но и та приняла решительно сторону хорватов 1638 . Хорваты запрещают сербам носить трехцветные значки на свадьбах 1639 . Хорваты служат как бы посредниками римско-католической пропаганды. А что пропаганда не бездействует и среди православных сербов, вот тому один пример. В Осек – читаем в «Србобране» – явился 11 апреля 1901 года католический агент из Вены для закупки старинной церковной утвари. Правда, здесь не удалось ему ничего купить. Но в Панчевацкой церкви он купил старинных сосудов и другой утвари на 100 корон. Старинная утварь покупается, как объяснил сам агент – для снабжения ею новых храмов, которые строятся в Боснии для сербов, переходящих в римско-католическую веру, а по догадке корреспондента «Србобрана» – для галицко-русских эмигрантов, переселяющихся в большом количестве в Боснию 1640 . Во всяком случае поступок Панчевацкой общины заслуживает строгого осуждения, и епархиальные власти хорошо бы сделали, если бы безусловно воспретили православным церковным общинам какую бы то ни было торговлю старинной церковной утварью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очевидно, что штундизм в с. Ново-Васильевке, Астраханке и Ново-Спасском в этом отношении отличается таким же характером, как и в других местах. Из дел епархиального миссионерского комитета открываются следующие факты: «Совращения православных в Бердянском и соседних уездах ведутся из Риккенау и соседних молоканских сел (т.е. Ново-Васильевки, Астраханки и Ново-Спасского). Средством пропаганды баптизма в сел. Риккенау служат молитвенные, певческие и музыкальные собрания, на которых происходит «обсуждение способов ведения пропаганды, делается сбор пожертвований на тот же предмет и т.д.». Собрания бывают очень многочисленные; посетителей бывает до 3.000 человек; между ними очень много русских, как местных рабочих, так и приходящих из окрестных селений» (из рапорта уездного исправника губернатору). По заявлению свящ. с. Астраханки, о. Бойкова, такой же пропагандистский характер имеют молитвенные собрания штундистов в с. Астраханке, ибо и на них привлекаются православные, которые охотно и посещают их. Глубоко справедливым посему должен быть признан отзыв уездного (Бердянского) исправника г. губернатору: «относительно вреда баптистской секты и в частности молитвенных домов этой секты в сел. Риккенау и в молоканских селах Астраханке, Ново-Васильевке и Ново-Спасском я вполне разделяю заявление епархиального начальства». Следствием постановления епархиального начальства о признаки штундистами донских толков, содержащих учение этой секты, последовало распоряжение гражданского начальства о применении к сим толкам действия закона 4 сентября 1894 г., воспрещающего штундистам общественные молитвенные собрания. Молитвенный дом 3-го донского толка в с. Ново-Васильевке был закрыт. Тогда сектанты этого толка в лице двух своих уполномоченных вошли с прошением к г. Министру Внутренних Дел, в котором, доказывая неправильность признания их не молоканами, а штундистами, просили вновь об открытии их молитвенного дома. По содержанию сего прошения потребован быль отзыв от епархиального начальства, который и был дан по представлению епархиального миссионерского комитета следующего содержания: «Вопроса о применении ко 2-му донскому толку в с.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Относительно земских школ постановили: предложить священникам внимательно следить за религиозно-нравственным воспитанием учащихся для направления его должным образом; в случаях, если будут встречаться препятствия внешние, обращаться за указаниями к епархиальному начальству; просить Его Преосвященство войти в сношение, с кем следует, об усилении церковности в земских школах (напр., чтобы ученики неопустительно в дни праздничные ходили к богослужению в храм, сопровождаемые школьным учителем, чтобы усерднее и тщательнее было изучение славянского языка, чтобы дети привлекались к участию в чтении и пении при богослужении и пр.). Желательно, чтобы дети сектантов привлекались для обучения в школы, особенно-церковно-приходские. При рассуждениях по сему вопросу выяснено, как сектантских детей следует (лишь постепенно – без насилования их совести) располагать к православной вере и Церкви, церковному богослужению и обрядам. Предложено на уроках по Закону Божию, особенно в школах, где обучаются и сектантские дети, пользоваться примерной программой, составленной священником И. Ольшевским (напечатано в книге: Деяния 3 -го всероссийского съезда миссионеров в г. Казани). – Затем съезд, вследствие письменного доклада священника П. Дмитровского и устных докладов священников Н. Блошенко и Н. Высотского, занялся обсуждением вопроса о сектантских школах, т. е. таких, в которых обучаются дети исключительно сектантов, каковы школы в сёлах Астраханке и Ново-Васильевке, Бердянского уезда, в деревне Мангуш Воинского прихода, Перекопского уезда, и некоторых других. Постановили: Просить Его Преосвященство снестись с кем следует, не найдено ли будет возможным: а) чтобы в сектантские сёла учителями назначались окончившие курс учения в духовной семинарии, б) чтобы в них преподавался Закон Божий, хотя бы в объёме Священной Истории Ветхого и Нового Завета (доселе в земских сектантских школах, имеющихся в с. Ново-Васильевке и Астраханке, дети совсем не обучаются Закону Божию) и чтобы преподавание его было поручаемо или приходскому священнику, или же хотя бы учителю; но в последнем случае тем более необходимо, чтобы учителями были лица, окончившие курс учения в духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стрелял дворянин Дмитрий Каракозов, член «Московского кружка», одного из осколков разгромленной «Земли и воли» Н. Г. Чернышевского. Покушение не удалось, стоявший неподалеку крестьянин Осип Комиссаров успел ударить убийцу по руке. Пуля пролетела мимо. По делу Каракозова было предано суду 36 человек. Все они были приговорены к каторге и ссылке, а сам Каракозов повешен 3 сентября 1866 г. Покушение произвело на современников огромное впечатление и сильно подействовало на императора, ознаменовав собой серьезную перемену в политической жизни страны. 579 О. Антонин получил письмо от П. И. Нищинского. Нищинский Петр Иванович (08.09.1832–04.03.1896) – русский и украинский писатель и композитор. Воспитанник и духовный сын архимандрита Антонина с 7 июля 1847 г. Учился в КиевоСофийском (1842) и Киево-Подольском (1844–1845) духовных училищах, затем в Киевской Духовной семинарии. С 1850 г., когда о. Антонин был назначен настоятелем русской посольской церкви в Афинах, певчий в церковном хоре. Окончил богословский и филологический факультеты Афинского университета, получил степень магистра. В 1857 г., после разрыва со своим духовным наставником, вернулся на родину. Жил и преподавал в Одессе, г. Ананьеве Херсонской губ. (ныне Одесской обл.) и Киеве. Автор переводов: «Слова о полку Игореве» на древнегреческий (1879), «Одиссеи», «Илиады» и «Антигоны» Софокла на украинский язык. Главные музыкальные композиции: думы «Казак Софрон», «Про Байду» и «Вечерницы». В письме от 31.10.1890 г. уполномоченный ИППО в Одессе М. И. Осипов сообщал Антонину о бедственном положении П. И. Нищинского, который из Одессы был переведен в Бердянск и вынужден «в полном смысле слова бедствовать с своей семьей и прибегать к помощи товарищей-сослуживцев, таких же бедняков, как и сам» (АРДМ. П. 83. Д. 1356). 580 Вайи – побеги молодых пальм, которые бросали под ноги Спасителю при Входе в Иерусалим. В Русской Церкви вайи изображаются ветками верб (отсюда Вербное воскресенье), в Палестине для крестного хода в Вербную субботу используются освященные ветви пальм.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Затем наставник читал молитву «Отче наш», все стояли в это время с воздетыми к небу руками. После молитвы опять садились за стол, пели какой-либо псалом, на мотив простонародных песен, и вкушали пищу в строгом молчании. Этот ужин назывался «преломлением хлеба», подобным тайной вечери. После ужина пели 23 и 103 псалмы, и потом наставник читал что-либо из Евангелия, из пророческих книг Ветхого Завета со своим толкованием, или же произносил проповедь. В заключение, при пении: «Приветствую вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием» ( 1Кор. 16:20 ), все целовали друг друга с земными поклонами, что называлось «братствованием» или «ликованием». Впоследствии, это целование повело к соблазнам и нарушению целомудрия, так что многие отцы перестали пускать на моление своих дочерей, а мужья – жен 256 . Установление определенного строя «богослужения» с допущением внешних обрядов, возбудило среди молокан горячие споры. В них приняли живое участие выдающиеся представители тогдашнего молоканства: Маслов, считавший себя преемником Крылова и принявший на себя, по его примеру, звание первосвященника всех истинно христианских евангелических христиан, и его соперник, не менее его честолюбивый фанатик – Пчелинцев. Споры, однако же, кончились ничем, – каждая сторона осталась при своем мнении: одни, во главе с Масловым, настаивали на необходимости обрядов при молениях, другие безусловно отвергали их. Так, в молоканстве произошел раскол: противники упрекали друг друга, проклинали, анафематствовали, уличали в заблуждениях, и примирение объявили невозможным. Маслов, впрочем, пошел дальше Крылова. Он стал даже копировать священнодействия православных священников: читал родильницам очистительную молитву, новорожденным младенцам давал имена, совершал Крещение, причем, вместо таинства миропомазания, дул в рот младенцу, уверял, что этим преподает дары Св. Духа, исповедовал каявшихся, напутствовал умирающих, отпевал усопших. При преломлении хлеба, по его указанию, молоканские наставники читали Евангелие и молитвы, а он благословлял хлеб, преломлял и раздавал присутствующим; затем, он благословлял красное вино, налитое в чашу, и давал его всем, вкушавшим хлеб. Один из его учеников, донской казак Андрей Саламатин, сосланный (в 1823 г.) в с. Нововасильевку, Бердянского уезда, Таврической губернии, стал распространять учение Маслова на месте своего поселения, причем, при совершении различных «богослужебных действий», пользовался уже «требником» Православной Церкви. Его последователи стали известны под именем молокан Донского толка. Таким образом, происхождение этого толка следует объяснять пустотою и бессодержательностью первоначальных молоканских богомолений, с одной стороны, а с другой – сказавшейся у некоторых молокан потребностью в таинствах и обрядах, которых они лишили сами себя, отпав от Православной Церкви. Вероучение и богослужебный культ молокан донского толка

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

С этой целью Пашков на свои личные средства открыл в Петербурге даровые столовые, чайные и читальни на Выборгской и Петербургской стороне; а с пяти часов вечера они были обращаемы в пашковские молитвенные дома и аудитории, в которых преподавали пашковское лжеучение. Кроме того, собрания пашковцев происходили в приноровленных для них помещениях в улицах: Захарьевской (д. 11, кв. 3); Сергиевской (д. 20, кв. 5), Мясной (д. 20), Большой Морской (д. княгини Ливен), Кавалергардской (д. 2), в Дегтярном переулке, на Васильевском острове (линии 7 я 17) и друг., на окраинах столицы и вдали от нее. Последовательницы Пашкова, богатые аристократки, разъезжали, под видом оказывания благотворительности, по ночлежным домам и различным притонам, и там, в духе своего лжеучителя, вели речи об оправдании верой и освящении. Сам Пашков оставлял Петербург и разъезжал по отдаленным местам империи, распространяя везде свое сектантское лжеучение; в особенности, он дарил своим вниманием сектантов – молокан, штундистов, духоборов, баптистов и меннонитов. Несколько молокан он убедил принять его учение, даже в самом молоканском Сионе – Нововасильевке, Бердянского уезда, и на свой счет возил их для наставлений и благословения в Англию к Редстоку, с которым находился всегда в самых оживленных сношениях... Примеру учителя следовали и ученики, из которых многие, в качестве добровольных миссионеров, разъезжали по России, насаждая пашковщину. Так, граф и графиня Бобринские пропагандировали ее в Тульской губернии, отставной коллежский секретарь Ушаков и состоявшие под надзором полиции Кукин, Никитин и Пичугин – в Тверской, княгиня Гагарина, жена врача Кирьякова, жена крапивинского купеческого сына Анастасия Глаголева и какая-то Констанция Козлянинова – на всем протяжении железной дороги от Петербурга до Тулы, телеграфистка Тиханова и крестьянка Вегздина – в Новгородской губернии, вдова генерал-адъютанта Елизавета Черткова, ее сын Владимир и крестьянин Ещенко – в Воронежской, некто Кобеляцкий – в Варшавской, крестьянин Семен Алексеевич Арнаутов и Федор Сальников – в Ярославской, барон Корф с крестьянином Ореховым – среди штундистов Киевской, Полтавской, Харьковской и Екатеринославской, отставной полковник Волгин – на Кавказе, Голубев и Сметанин – в Николаеве и других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Для питья употребляется вода речная или колодезная: последняя большею частью горька и солена. Квас – очень редко: то для борща, то для закваски, а иногда в виде лакомства или на полевых работах. Пиво – также редко. Водка – самый любимый напиток: пища знает пост, – для водки нет поста: ее пьют часто не в меру, пьют при всяких сделках, при всяких событиях семейных, при всяком случае, особенно во время свадеб. Виноградное вино – редко в северных уездах, где есть виноградники, из которых добывается самодельное вино, и часто на Крымском полуострове. Бекмез – выжатый из кавуна (арбуза) и сваренный сок. Буза – напиток из перебродившего проса. Варенуха – взвар, состоящий из сушеных фруктов, водки, меда, перца, корицы и других пряностей. Язма или катык – кислое молоко, разбавленное водою. Чай – редко в северных уездах и очень часто в Крыму; тоже и кофе, особенно ячменный. – Малороссы любят курить табак. Болгары Болгар считается в Европе 5363072, в том числе – в России 135073. 353 В Таврическую губернию они переселялись разновременно. Так еще в 1801 г. они были уже в Старом Крыму. В 1802 г. дозволено было принимать в Крым вышедших из Турции болгар. В 1813 г. они имели в Старом Крыму уже правильные колонии. После Крымской войны они переселялись в Крым не только из Турции и Молдавии, но и из той части Бессарабии, которая по Парижскому трактату 1856 г. отторгнута была от России; но многие и вышли из Крыма, не найдя в нем тех выгод, которых ожидали. 354 Ныне они живут преимущественно на полуострове Крымском и в Бердянском уезде. По переселении болгар в Таврическую губернию, кешты (дома) их были незатейливы: те же узкие и длинные татарские мазанки, покрытые камышом. Да и ныне многие кешты болгарские имеют тип татарский. Кешта большею частью делится сенями на две неравные половины: большая назначена для жилья, меньшая для кухни. Но первая иногда делится деревянною стеною на две части: одна для приема гостей, другая для семьи. Пол или посыпают песком, или покрывают войлоком, либо коврами домашней работы. Передний угол занят св. иконами с лампадами; здесь же висят и четки. Мебели очень мало: дзидлики – стулья и лавицы – лавки встречаются редко, потому что болгары сидят большею частью, поджав ноги под себя, или на полу, или на одерах: это – как бы низкие диваны вдоль стен с главницами (подушками) и чергами (покрывами). В иных домах главницы вышиты цветною шерстью, а черги – вытканы из той же шерсти. Болгарки вообще отличаются искусством ткать и вышивать. Оттого их прекрасная работа часто служит украшением стен: на них развешаны то мисалы – скатерти, то пишкиры – полотенца из чистой шерсти, с тонкими кружевами, или с отделкой по концам шелком и золотом, то килимы – ковры. Обеденный стол очень низок – около ¼ аршина. Болгары обедают, сидя с поджатыми под себя ногами, то на полу, то на подушках, набитых шерстью или какою-нибудь ветошью. – В домах большею частью опрятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Народ даже презирает их, потому что они сами не работают, а берут от ногайского народа все, что им нужно: съестные припасы, лошадей» и пр. В 1812 г. ушло в Турцию до 3200 ногайцев об. пола и после крымской войны их очень много выбыло вместе с татарами, так что в Таврической губернии теперь их почти совсем нет. 319 Евреи Евреи появились в Крыму с давних пор. Первоначально они жили преимущественно в Херсонесе, или около него, и в Керчи, а позднее – по северным склонам южных гор. В Херсонесе они участвовали в истязании св. херсонесских священномучеников: Василия, Евгения, Елпидия и Агафодора. 320 С XIII и особенно с XIV в. еврейские общины начали падать в Крыму; но в XVI в. евреи стали переселяться в Крым из Турции и заняли преимущественно города – Старый Крым и Карасубазар. А по присоединении Крыма к России, многие евреи стали переселяться в Таврическую губернию из Польши и западных губерний, и в 1791 г. получили права гражданства и мещанства. 321 К 1884 г. их считалось в Таврической губернии около 25000 д. об. пола. 322 Они живут почти везде, но преимущественно в Симферополе и Ялте и в уездах: перекопском, мелитопольском и днепровском, и имеют свои духовные правления при главных синагогах. 323 С детства они прилежно изучают библию и талмуд. Их сыновьями и дочерями переполнены гимназии и прогимназии Таврической губернии. 324 Но, кроме того, немало еврейских детей обучается еще в школах собственно еврейских, которые разбросаны по городам и селам, и большею частью подготовляют детей к поступленью в разные учебные заведения. Одни из этих школ содержатся на средства правительства, или на средства еврейских обществ, с бесплатным обучением: это Талмуд-тора, наприм.: в Симферополе, Керчи, Бердянске; другие же содержатся на средства частных лиц: это – хедеры, наприм.: в Карасубазаре, Севастополе, Алешках, Мелитополе. Первые школы имеют достаточные средства, последние – в самом жалком положении: в них обучают бедные меламды (учителя), где придется – в кухне, в коридоре, на дворе, и за труд обучения получают, кто что даст. Главный надзор за хедерами принадлежит раввинам и их помощникам. В зрелом возрасте евреи занимаются торговлею и разными спекуляциями. Характер их известен всем: гордость, скрытность, хитрость, склонность к лжи, обману и легкой наживе – обычные явления между евреями. В Таврической губернии они имеют до 87229 дес. земли в своем владении, но, кроме того, еще арендуют 10585 дес. частной и 14306 дес. казенной земли, и арендуют и покупают землю совсем не для того, чтоб обрабатывать ее, а для того только, чтобы перепродавать и переарендовывать. 325 Караимы

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

358 Но некоторые греки впоследствии возвратились в Таврическую губернию. В 1792 г. Высочайше повелено было правителю Таврической области Жигулину отводить близ Балаклавы места и для других греков, которые бы пожелали переселиться в Крым. 359 В 1794 г., 25 марта, дозволено было переселиться в Крым грекам с острова Занта и отвести для них близ Феодосии удобнейшую для хлебопашества, садоводства и скотоводства землю. 360 Греки могли приобретать права и преимущества русских дворян, если представят неоспоримые доказательства о своем благородном происхождении, а по Высочайшему указу 17 апреля 1816 г. такими доказательствами могли быть документы, полученные греками от Константинопольского патриарха, или засвидетельствование главных начальников флота в Архипелаге, на котором они служили до переселения своего в Крым. 361 Ныне греки живут преимущественно в городах – Симферополе, Керчи, Феодосии, Балаклаве, Бахчисарае и Бердянске, и в селениях – верхней и нижней Аутке, Лаках, Карани, Керменчике, Камари, Кадыковке. Дома у греков прежнего времени были небольшие с плоскими крышами, на которых сверх балок и досок была наносима и утрамбовываема земля. Здесь летом они сидели, беседовали и даже спали. В доме не было почти никакой мебели, кроме низкого круглого столика. Вместо кровати служило каменное возвышение. В углу был очаг, на котором почти не угасал огонь, а перед домом устраивалась под навесом печь для выпечения хлеба; зерновой же хлеб, вино и некоторые другие предметы хранились в комнате, именно в больших кувшинах, которые ставились в глубокие ямы, прикрытые плитами. Посуда хранилась на полках, прикрепленных к стенам комнаты. Земляной пол смазывался глиной. Ныне греки в городах строят дома на европейский образец, а в деревнях – большею частью по образцу татарских домов. 362 Но каковы бы ни были дома, в них наблюдается чистота и опрятность. Одежда у греков прежнего времени была не сложна. У мужчин – красная феска с небольшой кисточкой посредине, баранья шапка, широкие шаровары из толстого сукна, куртка с узкими рукавами и сандалии из воловьей кожи.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010