Рубрики Коллекции УЧА - УЧУСЬ 10 мин., 15.04.2010 Поделиться В апреле этого года в 19 регионах России начинается эксперимент по изучению основ религии и светской этики. Учебники отпечатаны, школьники готовы, нужные согласия и распоряжения даны, однако страсти и споры по поводу необходимости введения подобного предмета продолжаются. В это же самое время в Бердянске Запорожской области сложилась уникальная для Украины ситуация: здесь почти во всех школах города пятый год факультативно читают курс «основы православной культуры». Впечатлениями от этого «Фома» попросил поделиться Елену Сердюк, преподавателя русского языка, зарубежной литературы, а с недавних пор и нового предмета — ОПК. «Docendo discimus (Уча других, мы учимся сами)», — говорили древние. Вряд ли можно найти более меткое выражение, описывающее нашу ситуацию. Сегодня для нас ОПК — это предмет, в котором мы учимся вместе с учениками. Подчас дети задают такие неожиданные и глубокие вопросы, что ответы на них хотелось бы узнать и самому. Приходится разбираться, искать информацию, прибегать к компетентному мнению отца Олега Николаева, руководителя фонда «Благовест», организовавшего в Бердянске курсы по подготовке преподавателей ОПК. Вот и выходит, что и детей учим, и сами учимся. Однажды меня спросили: «Как это Бог един, если есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой?» Вроде бы и ответ знаешь, а объяснить это ребенку в доступных терминах оказывается чрезвычайно сложно. Умудренный отец Олег ответил тогда мне понятно и просто: «А вы посмотрите на небо. Видите солнце? Оно светило само по себе, а еще дает свет и тепло». Так сложилось, что основной состав практически всех школьных учителей — люди еще старой, советской закалки. Понятно, что образование тогда было атеистическим, но ведь вопросы духовной жизни человека, истоков культуры все равно всех нас интересовали и продолжают интересовать. В этом смысле ОПК, с одной стороны, восполняет недостающее в сегодняшнем образовании, а с другой — меняет меня самое (не стану говорить обо всех). У меня появилась возможность открыть детям то, что я сама сейчас начала для себя открывать, говорить о том, что интересно и важно лично мне. Отец Олег Николаев уже пятый год встречается с нами, консультирует, отвечает на многие наши вопросы. Да и журнал «Фома» тоже оказывает помощь неоценимую. Мы уже несколько лет выписываем его и используем журнальные публикации на уроках.

http://foma.ru/ucha-uchus.html

Закрыть Я здесь жил! или Нетуристические Карпаты 14.02.2017 558 Время на чтение 7 минут Вот уже четвёртый день вы бежите с тяжёлым рюкзаком за плечами по высоким хребтам Карпат, удивляясь окружающей природе и собственной выносливости. За два часа до поезда спускаетесь в близлежащее село, чтобы втиснуться в маршрутку и успеть к вечернему отправлению домой. Или наоборот, живёте неспешным постояльцем у какой-нибудь Раисы Андреевны, которая на завтрак жарит вам оладьи с домашним вареньем, а на день отъезда припасла пакетик знаменитого карпатского чая и банку сушёных белых грибов. И её уютный, ещё времён Австро-Венгерской империи, домик между двумя железнодорожными мостами надёжно укрывает вас от переменчивой горной погоды... В Карпаты невозможно не влюбиться. Так же, как нереально их узнать за короткие дни пусть даже ежегодных туристических набегов. Какие они на самом деле - эти горы, в которых бродят тени забытых предков, - рассказывает тот, кто там родился и вырос - епископ Бердянский и Приморский Ефрем (Яринко). Что имеем - не храним, потерявши - плачем. Так и я могу сказать о Карпатах. Когда живёшь там и ко всему имеешь доступ, не так ценишь, потому что всё рядом. Но в Бердянске изменилось моё отношение к тем местам, где я родился и жил. Они стали по-особому милыми моему сердцу, по-новому мне открылись. Теперь запах леса ощущаю ещё далеко на подъезде к нему... В Бердянске замечательное море, но это сезонный отдых. А вот Карпаты прекрасны в любое время года. И круглый год там можно найти для себя занятие. Весной, прежде всего, поражает красота природы: пение птиц, множество цветов - всё раскрывает премудрость Творца. В горах тает снег, вода стекает вниз и заставляет бурлить горные реки. Украшение весны в Карпатах - подснежники. Именно в это время мальчишки начинают охоту на рога. Каждую весну олени-самцы бьются головой о деревья, пытаясь отломить своё главное «украшение». За лето рога отрастут заново: сколько на них отростков - столько лет оленю, и на следующий год будет уже на один больше. И мы в детстве, помню, бродили по лесу, по следам на деревьях искали рога. Для нас это были настоящие трофеи.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Бердянская епархия проводит акцию по расселению детей из районов боевых действий 24 июня, 2014. Новостная служба За короткий промежуток времени Бердянская епархия смогла найти места для размещения в детских оздоровительных лагерях Бердянска и Приморска тех, кто остался без крыши над головой. 24 июня. ПРАВМИР. По просьбе главы молодежного отдела епископа Ионы детей из района боевых действий размещают в оздоровительных лагерях. Синодальный отдел по делам молодежи УПЦ совместно с Бердянской епархией и волонтерами «Молодость не равнодушна – Бердянск» проводит акцию по расселению детей из районов боевых действий и обеспечению их всем необходимым, — сообщает Православие в Украине со ссылкой на материалы Бердянской епархии. С момента начала вооруженного конфликта Председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Обуховский Иона обратился к управляющему Бердянской епархией епископу Ефрему с просьбой помочь найти места для расселения детей, обеспечить их одеждой, обувью, средствами гигиены. За короткий промежуток времени Бердянская епархия смогла найти места для размещения в детских оздоровительных лагерях Бердянска и Приморска тех, кто остался без крыши над головой. Волонтеры «Молодость не равнодушна – Бердянск» собрали вещи, епархия приобрела средства гигиены и обувь. Детям из районов боевых действий нужна также духовная помощь и простое человеческое общение. Священники епархии и психологи-волонтеры посещают детей и стараются им помочь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 июля, 2015 1 июля, 2015 14 мая, 2015 16 апреля, 2015 15 апреля, 2015 8 апреля, 2015 7 апреля, 2015 1 апреля, 2015 21 марта, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/berdyanskaya-eparhiya-...

Украина еще весной перекрыла поступление воды по Крымскому каналу. А между тем, согласно резолюции ООН, лишение водоснабжение является актом войны. Теперь Киев окончательно перекрыл железнодорожное и автомобильное сообщение с Крымом через перешеек. А ведь железные дороги, ведущие в Крым, были построены в 70-х годах XIX века русскими инженерами на средства русского правительства, а не мифическими «украинскими князьями», выдуманными Михаилом Грушевским. Я никак не могу понять, почему транзит запрещен только из Украины в Крым, а через Крым идет огромный поток грузов по Керчь-Еникальскому каналу. Именно по каналу, поскольку по Керченскому проливу могут ходить только рыбацкие моторные лодки. Да, с точки зрения географов такой пролив существует. Но крупнотоннажные суда ходят по Керченскому КАНАЛУ. А построили этот канал в 1874 г. русские инженеры, русские рабочие и на деньги русской казны. Строительство канала продолжалось до 1877 года. Канал назвали Керчь-Еникальским по названию Керчь-Еникальского градоначальства, которому его подчинили. Общая длина канала составила 23 версты 415 сажен (26,5 км). Согласно украинским законам, южная часть Керчь-Еникальского канала входит в состав Керченского порта. А между тем ЕС наложил строгие санкции на вход судов ЕС во все крымские порты, включая Керчь. Почему бы не спросить Брюссель: господа хорошие, наложили санкции, так и выполняйте их - не шляйтесь в акваторию Керченского порта! Керченский канал не является международным. Нет ни одного международного договора, определяющего движение судов по каналу. До 1991 года он был чисто российским. С 1991 по 2013 год канал управлялся Киевом. Но с переходом Крыма к России автоматически вновь стал чисто российским. Да, порты Мариуполь и Бердянск на Азовском море пока контролируются Киевом. Ну и что? Представьте себе, что какое-то прикаспийское государство, например, Иран, Азербайджан или Казахстан, грубо нарушит торговые договоры с Россией и объявит РФ блокаду. Неужели Россия разрешит этому государству пользоваться Волго-Донским каналом? А какая, собственно, разница в статусе обоих каналов? Да никакой! Закрытие Керчь-Еникальского канала для судов, идущих в Мариуполь и Бердянск, станет катастрофой для украинской экономики. Об этом с ужасом писали видные украинские экономисты в мае 2014 года. Но потом их кто-то успокоил - закрытия канала не будет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Балкой называется длинный и широкий природный овраг между степными кряжами. Некоторые из балок также носят особые название, наприм.: в Бердянском уезде – Куркулак, Орехова, в Мелитопольском – Тощаник (в с. Новониколаевке), Дубовая и Ясеневая (в с. Спасском), по которым некогда росли дуб и ясень, Белозерка, Голая, Чернеча (в с. Нижнем Рогачике), где, по народному преданию, когда-то подвизался в большой пещере какой-то чернец 4 , в Днепровском – Каирка и др. Холмы или небольшие возвышенности встречаются в разных местах, так, наприм., в Бердянском уезде – Красная, Красный Обрыв, Токмак, так названный, по мнению некоторых, потому, что здесь жил какой-то замечательный гайдамак Токмак, а около с. Николаевки есть небольшие горы, в которых находят графит, антрацит, серу и медь; в Мелитопольском уезде – Мамай Сурка или Мамаева (в с. Большой Знаменке), где, говорят, был городок, построенный Мамаем; тут видно много валов и окопов, где находят татарские кувшины, монеты, стрелы, кости человеческие; в Днепровском уезде – Крест, Маяк (в с. Казачьих Лагерях), Вовкивня (в Ново-Троицком), несколько гор в Каирах, где добывают камень для построек. Древних курганов и могил много в Днепровском уезде. Так, недалеко от с. Каланчака есть старинное укрепление, которое окрестные жители называют городком. Городок этот занимает около десятины земли и обнесен рвом, а на площади его большой земляной курган. Отсюда идут высокие земляные курганы в прямом направлении к Перекопу, а от Перекопа к Феодосии и Керчи. В них находили малоценные вещи, наприм.: конскую сбрую, весы и т. п. Может быть, это были возвышенные пункты, с которых можно было делать наблюдение. Но, по словам Рубруквиса, эти курганы – насыпи над могилами, на которых ставились статуи, называемые бабами, потому что они изображали женщин; но эти же насыпи в то же время могли служить и сторожевыми маяками, даже бойницами 5 . По словам Колончаковского протоиерея Волкова, селение Колончак окружено было городками, крепостями и могилами. Городков было пять. Один из них, в 5 верстах от Колончака, и доселе называется Рапшаль, Недалеко от него есть большая могила Савур. Тут, по преданию, взят был во время сна в плен татарами запорожский казак, по фамилии Савур, о чем сложилась народная песня: «Ой, выйду я, выйду на Савур могилу! Ой, гляну я, гляну в Турецку долину! С турецкой долины стал ветер повывати, на мене казака стал сон налягати» и пр. Остальные четыре городка в 1–6 верстах от Коланчака. В каждом городке была крепость. От крепостей остались только насыпи, рвы и траншеи. Вокруг села до 268 могил. Из них: 25 больших, 56 средних и 187 малых. Все они круглые. На трех больших, двух средних и двух малых теперь находятся приходские кладбища. О двух больших могилах подле селение ходят в народе легенды 6 . Есть курганы и могилы и в других местах 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Призывные собрания «С объявлением манифеста о религиозной свободе» – говорил В. Павлов на европейском конгрессе баптистов в Берлине в 1908 г., – «баптисты сейчас-же... проявили оживленную миссионерскую деятельность. Они начали устраивать публичные собрания в театрах, аудиториях и трактирах. Особенную ревность проявил в устройстве таких собраний наш брат проповедник Федор Прохорович Балихин, который устраивал такие собрания в городах: Борисоглебске, Евпатории, Бердянске, Харькове, Елизаветграде и Мелитополе». Оратору приходилось говорить слово Божие в некоторых из этих собраний. «Когда я со сцены, где я стоял, смотрел на тысячи слушателей, которые с жадностью прислушивались к слову Божию, то, вспоминая свою 8-летнюю ссылку за пропаганду баптизма, с трудом верил своим глазам, что это не сон, а действительность». В качестве проповедников на собраниях выступают не только местные и разъездные проповедники баптистов, но также и меннонитские братья. На собраниях в т. Бердянске 2–3 июня 1907 г. проповедывали Балихин, Дьячков и Реймер (новоменнонит) 6 . – В собраниях, происходивших с 25 октября по 6 ноября 1908 г. в селениях Тимошевке, Астраханке, Нововасильевке и Новоспасском (Бердянского у.), проповедывали не только местные общинные пресвитеры и сам организатор собраний Ф. Балихин, но и меннонитские братья: Я. В. Реймер, П. В. Унру, А. А. Реймер, И. Ф. Изаак и др. – «Братья Я. Реймер и П. Унру» – писал Балихин – «особенно способны и много полезны для библейских собраний и если где бывают таковые, то я советую приглашать их» 7 . – Кроме того общины русских баптистов посещаются иногда иностранными баптистскими проповедниками. Так, по сообщению В. Павлова 8 , одесскую общину посетили в 1908 г. – молодой проповедник из Филадельфии – Альф, через которого обратилось более 50 душ, и В. Онкен из Линкольна (Англия), который проповедывал слово Божие в зале одесской общины. – Зимой 1909–10 г. с.-петербургскую общину баптистов посетили: проповедник из Англии – Ниглот, проповедник из Германии – Феттер, проповедник из Индии – Израель.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

29. Салтычия – на местности холмистой, изрезанной длинными и глубокими балками, изобилующими ключами: из ключей образуются ручьи, а из ручьев – речки. Балки эти следующие: Беляково и Банькина: по ним расположено селение (Салтычия); в окрестностях – балки Хорева и Николенкова: первая тянется на ½, а вторая на ¾ версты; затем Криничеватая – на 3 версты, Глубокая – на 4, Деркачева и Драганова – каждая на 2 и Белая – на 6 верст. Кроме мелких ручьев, здесь две речки – Салтычия и Обиточная. Селение Салтычия тянется на 5 верст по теченью р. Салтычии и по балкам – Беляковой и Банькиной, а деревня того же прихода – хутор Обиточный тянется на 6 верст по теченью р. Обиточной и по балкам: Деркачевой, Драгановой и Белой. В салтычийском приходе, в участке, где поселены черногорцы, есть каменная могила конусообразной формы. Пути сообщения весною не совсем удобны, по множеству балок и ручьев. Молитвенный деревянный дом куплен прихожанами в с. Новогригорьевке, перевезен сюда и освящен в 1862 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от прихожан 900 р. и 49 ½ д. земли. Священник живет в церковном, а псаломщик в общественном доме. Приход составляют – селение Салтычия и хутор (деревня) Обиточный. Жители того и другого переселились сюда из Поповки, бердянского уезда, и все малороссы. Кроме того, близ Салтычии поселились черногорцы в числе 54 душ обоего пола. Всех прихожан считается 970+1021=1991. Дух. 10+6. Главное занятие – хлебопашество. Пашут плугом и ралкою. Плуг в день распахивает ½ десятины, а ралка – 1 ½ – 1 1/3 зато неглубоко. Надел земли мал: до 3 ¼ дес. на душу. При хорошем урожае здесь 1 десятина ржи дает 5 четвертей, арнаутки – 6, гирки – 4, овса – 6–7, ячменя – 8–10. – Почти при каждом доме есть огород по скату балки. По балкам растет верба; но есть и плодовые деревья: груши, сливы, абрикосы, вишни и пр. Скотоводства почти нет. 30. Верхний Токмак – на местности ровной, но нередко пересекаемой холмами и балками, по берегам болотистой речки Токмак, вытекающей из-под горы Токмак-могила. Верхним называется в отличие от Большого Токмака, находящегося ниже по той же речке. Это селение образовалось из хутора, основанного еще в конце XVIII в. выходцами из селения Черниговки, бердянского уезда, и крестьянами из черниговской и полтавской губерний.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Еще Императрица Екатерина II, указом 4 сентября 1784 г. на имя князя Потемкина, повелела по городам екатеринославской губернии и таврической области открыть народные школы для изучения языков: русского, греческого, татарского и других, а в главных городах по одному главному народному училищу для больших классов и для приготовления школьных учителей, а указом 21 июня 1794 г. на имя графа Платона Зубова повелела открыть в Симферополе медико-хирургическое училище. 722 Завет Императрицы таврическая губерния свято сохраняет. В ней – достаточное число училищ разных наименований: 4 мужских гимназии: в Симферополе, Феодосии, Керчи и Бердянске, и 6 женских: в тех же городах и в Севастополе и Евпатории, 2 мужских прогимназии – в Ялте и в Евпатории, и 4 женских – в Ялте, Алешках, Мелитополе и Армянском Базаре, 2 реальных училища – в Севастополе и Мелитополе, учительский институт в Феодосии и учительская семинария в Преславе, Кушниковский девичий институт в Керчи и Александровское училище в Феодосии, мореходные классы, приготовляющие шкиперов каботажного и штурманов дальнего плавания – в городах: Севастополе, Феодосии, Керчи, Бердянске и селении Голой Пристани, 2 школы удельного ведомства и министерства Госуд. имуществ, 24 церковно-приходских школы, 8 воскресных, 19 вечерних классов для взрослых лиц, наконец городских училищ, уездных, начальных народных, содержимых земствами, обществами и частными лицами, до 360. Кроме того, очень много школ татарских и лютеранских, также еврейских, караимских и армянских. 723 И число школ все больше и больше растет. Народ очень сочувственно относится к ним. Это, между прочим, видно из отчета бердянской уездной управы: по отчету ее, израсходовано было в 1882–83 г. на дело народного образования в бердянском уезде городскими и сельскими обществами 104000 р., кроме расходов, которые общества несли натурою, наприм.: отопление, освещение, отвод земли для школ и проч. – Народные училища содержатся на средства казны, земства, сельских и городских обществ; некоторое пособие доставляют почетные попечители, частные лица, приходские попечительства и сбор платы за обучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Состоялось онлайн-совещание представителей Синодального отдела по благотворительности и Народного фронта 13 февраля 2024 г. 12:22 12 февраля 2024 года состоялось онлайн-совещание представителей Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Общероссийского народного фронта. В мероприятии приняли участие председатель Синодального отдела по благотворительности, руководитель Патриаршей гуманитарной миссии епископ Верейский Пантелеимон , заместитель руководителя исполнительного комитета Народного фронта Борис Подольный, специалисты Синодального отдела по благотворительности — руководитель сектора по взаимодействию с епархиями диакон Игорь Куликов, куратор социальной помощи мирным жителям в зоне конфликта Наталья Кульева, куратор социальной деятельности в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах Маргарита Чемышева, руководитель ресурсного центра по Приволжскому федеральному округу и ЛНР, руководитель православной службы «Милосердие-Казань» Ольга Варганова, а также руководители региональных отделений Народного фронта. Открыл совещание епископ Пантелеимон. Он рассказал о деятельности Патриаршей гуманитарной миссии, которая была создана в августе 2023 года решением Священного Синода для координации помощи в зоне конфликта, руководство миссией поручено председателю Синодального отдела по благотворительности. В настоящее время центры помощи Патриаршей гуманитарной миссии открыты в Луганске, Донецке, Северодонецке, Мариуполе, Бердянске и других городах в зоне конфликта. В ходе встречи руководитель сектора по взаимодействию с епархиями Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов представил кураторов помощи пострадавшим мирным жителям в зоне конфликта от Синодального отдела по благотворительности. Участники встречи обсудили алгоритм взаимодействия по оказанию помощи в зоне конфликта и распределению гуманитарных грузов. Заместитель руководителя исполнительного комитета Народного фронта Борис Подольный также рассказал о возможности отправки на лечение детей из зоны конфликта. Епископ Пантелеимон отметил, что с начала конфликта Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского , на собственном транспорте вывозит на лечение в Москву взрослых больных из зоны конфликта. За это время церковная больница вывезла 332 пациента.

http://patriarchia.ru/db/text/6102464.ht...

Синодальный отдел по благотворительности открыл курсы для добровольцев зоны конфликта 18 марта 2024 г. 20:24 Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению  открыл курсы для добровольцев зоны конфликта, которые уже оказывают или еще только будут оказывать помощь раненым и пострадавшим мирным жителям. Курсы предназначены для добровольцев, которые направляются в зону конфликта от Синодального отдела по благотворительности — это социальные добровольцы, добровольцы-строители, добровольные помощники младших медицинских сестер. Обучение будет состоять из одного занятия по духовным основам милосердия, одной лекции по инфекционной безопасности, а также занятий по направлениям добровольцев. Первое занятие курсов провел председатель Синодального отдела по благотворительности, руководитель Патриаршей гуманитарной миссии епископ Верейский Пантелеимон . Архиерей рассказал слушателям о духовных основах милосердия. «Я очень рад, что вами движет доброе чувство и желание помочь нуждающимся и что вы отозвались на наше приглашение поучаствовать в добрых делах. Вы будете трудиться и помогать от лица Церкви, и это очень ответственно», — сказал епископ Пантелеимон, открывая курсы. Обращаясь к участникам обучения, председатель Синодального отдела по благотворительности отметил важность духовного подхода к делам милосердия и обратил внимание добровольцев на то, как они оказывают помощь. «В Евангелии Господь говорит, что добрые дела нужно делать незаметно, не ожидая награды», — отметил владыка Пантелеимон. Также архиерей рассказал о деятельности Патриаршей гуманитарной миссии, которая была создана в августе 2023 года решением Священного Синода для координации помощи в зоне конфликта. Руководство миссией поручено председателю Синодального отдела по благотворительности. Сегодня центры помощи Патриаршей гуманитарной миссии открыты в Луганске, Донецке, Северодонецке, Мариуполе, Бердянске и других городах. Затем состоялась лекция по инфекционной безопасности. Ее провела врач-эпидемиолог  Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского , Екатерина Миронова.

http://patriarchia.ru/db/text/6112685.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010