«Все мы хорошо помним возникшие на рубеже 2011-2012 годов нестроения и брожения, которые грозили хрупкому миру в обществе. Особенно это проявилось в России и на Украине. В первом случае противостояние между частью общества и государственной властью вполне могло перерасти в новую опасную смуту, подобную тем, что не раз приносили беду Отечеству и православному народу. У определенных сил, желавших поколебать основы государственной и общественной жизни, вызвала крайнее раздражение позиция Русской Православной Церкви, которая неизменно призывает к мирному, поступательному развитию народной жизни, к конструктивному диалогу народа и власти, основанному на взаимоуважении его участников», — продолжил Предстоятель Русской Церкви. «Мы не ищем вражды ни с кем и стремимся жить по слову апостола: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Евр. 12:14), — особо подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Церковь не служит и никогда не будет служить чьим-либо политическим интересам. Христиане могут принадлежать к разным политическим течениям, выражать различные взгляды на ситуацию в стране и обществе, если только эти течения и взгляды не противоречат основам церковного учения». Отметив, что Церковь находится «вне политической борьбы» и она «всегда будет давать общественным процессам нравственную оценку, призывать участников любых противостояний к взаимоуважению и мирному диалогу на благо всего общества», Патриарх Кирилл подчеркнул, что Церковь объединяет «православных христиан в своем лоне, не различая их по политическому признаку». Она «неустанно совершает, по призыву святого апостола Павла, молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков… и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:1-2)». Однако, по свидетельству Святейшего Владыки, этого не понимали и не понимают те, кто хотел использовать Церковь как инструмент в своей политической борьбе, кто пытался ее запугать и соблазнить.

http://patriarchia.ru/db/text/2769320.ht...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви принял участие в церемонии открытия на Красной площади финальной части VI детского турнира по русскому хоккею на призы Патриарха 27 февраля 2016 г. 13:27 26 февраля 2016 года Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в церемонии открытия на Красной площади в Москве финального этапа VI турнира по русскому хоккею на призы Патриарха Московского и всея Руси среди хоккеистов 2004-2005 годов рождения. Первый подобный турнир состоялся на катке на Красной площади в феврале 2011 года. С тех пор соревнования проходят ежегодно. В сезоне 2015-2016 гг. турнир проводился в три этапа. В декабре 2015 года во многих регионах России прошли соревнования первого этапа, победители которого приняли участие во втором этапе, состоявшемся 20-24 января в шести группах в федеральных округах. В финальную часть турнира, который проходит 26-27 февраля на Красной площади в Москве, вышло восемь команд, одержавших победы на II этапе. Это «Водник» (Архангельск), «СДЮСШОР-Волга-2004» (Ульяновск), «ФОК «Олимпийский» (Балахна), «Енисей» (Красноярск), «Сибсельмаш» (Новосибирск), «Русич» (Ликино-Дулево), «Спутник» (Карпинск), «Ерофей» (Хабаровск). На церемонии открытия турнира на Красной площади команды приветствовали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент Федерации хоккея с мячом России (ФХМР) Б.И. Скрынник. Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к ребятам и президенту ФХМР: «Уважаемый Борис Иванович! Дорогие участники турнира! Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным событием. Всякий раз, когда мы открываем турнир, и погода хорошая на Красной площади, и настроение хорошее. А у меня от года к году настроение улучшается, потому что я вижу ваше возрастающее мастерство. В этом году мы все радовались победе нашей сборной на чемпионате мира. Совершенно очевидно, что русский хоккей очень энергично развивается. А иначе и быть не могло, потому что русский хоккей любят миллионы людей, которые посещают открытые стадионы, несмотря иногда на плохую погоду, поддерживают команды, соучаствуя в тех ледовых схватках, в которых наши герои-хоккеисты показывают свое мастерство.

http://patriarchia.ru/db/text/4385790.ht...

Патриарх Кирилл считает нецелесообразным полный перевод «Православной энциклопедии» в электронный вид 28 февраля, 2013. Новостная служба Предстоятель Русской Церкви добавил, что статьи «Православной энциклопедии» из первых 20 томов выложены в интернет, и доступ к ним бесплатный. По данным Патриарха Кирилла, ежемесячно онлайн-версию читают порядка 100 тысяч пользователей интернета. 28 февраля. ПРАВМИР.  Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает нецелесообразным перевод многотомного издания «Православной энциклопедии» полностью в электронный вид, так как издание новых томов осуществляется за счет реализации ее бумажной версии. Об этом предстоятель Русской Церкви заявил 28 февраля на заседании наблюдательного, общественного и попечительского советов издания в храме Христа Спасителя, сообщает  РИА Новости . Патриарх Кирилл пояснил, что от министерства культуры РФ поступило предложение о переходе издания на электронную версию. «В случае перехода на электронную версию мы потеряем реальные источники дохода. Дошли до половины пути — опасно будет, если остановимся», — сказал Патриарх. Он пояснил, что выход новых томов энциклопедии финансируется из средств, полученных от реализации бумажной версии, при этом значительная часть поступлений идет по контрактам министерства образования и министерства культуры. Предстоятель Русской Церкви добавил, что статьи «Православной энциклопедии» из первых 20 томов выложены в интернет, и доступ к ним бесплатный. По данным Патриарха Кирилла, ежемесячно онлайн-версию читают порядка 100 тысяч пользователей интернета. Патриарха Кирилла поддержали участники заседания. В свою очередь замминистра культуры Иван Демидов пояснил, что в предложении министерства культуры не идет речь об обрыве бумажной версии издания, и руководство ведомства будет в своей работе руководствоваться, в том числе, и прозвучавшими на заседании мнениями. «Православная энциклопедия» — масштабный издательский проект, который реализуется с начала 2000-х годов. Над ним работают ведущие исследователи, как из церковных, так и из светских научных заведений. «Православная энциклопедия» издается церковно-научным центром Русской Православной Церкви. Цель издания — дать всеобъемлющую информацию по истории православия и других концессий и религий. На сегодняшний день вышло 30 томов издания.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-schita...

Уже в начале 90-х годов прошлого столетия в ряде общеобразовательных школ города Белгорода и области факультативно начали вводить предметы религиоведческого и культурологического направления, напоминает Предстоятель Русской Церкви. Таким образом, желание большинства жителей Белгородчины вернуться к своим духовным корням выразилось в преподавании «Основ православной культуры» как отдельного предмета уже к концу 1990-х годов. В результате объединения усилий руководства области и Белгородско-Старооскольской епархии , начиная с 2000 года, проводилась подготовительная работа по введению в качестве регионального компонента учебного предмета «Православная культура». Учитывая положительные результаты проведенной работы, в прошлом году Белгородская областная дума приняла соответствующий Закон, включающий предмет «Православная культура» в общеобразовательный стандарт общего образования в Белгородской области. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве дети, родители и преподаватели высоко оценивают благотворное влияние этого предмета на оздоровление духовно-нравственной атмосферы современной школы, «в нашем обществе далеко не всегда и не везде можно найти понимание позиции Русской Православной Церкви относительно внедрения в общеобразовательный процесс предмета " Православная культура " », отмечается в послании. «Часто мы слышим упреки в якобы неуважительном отношении к другим традиционным религиям нашей страны. Однако практика жизни убеждает нас в несостоятельности подобных обвинений: наоборот, именно изучение традиционной духовной культуры России воспитывает в наших гражданах толерантное и доброжелательное отношение к другим традициям и верованиям. Ведь как можно научиться уважать другую культуру, не зная основ своей собственной?» — подчеркивает Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх Алексий выражает надежду, что опыт Белгородской области, где духовная и светская власть совместно трудятся над созданием духовно-нравственного климата, позволит найти ответы на многие актуальные вопросы современности.

http://patriarchia.ru/db/text/295814.htm...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви возложил венок к Монументу Победы в Минске 4 июня 2022 г. 16:48 4 июня 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил площадь Победы в центре Минска и принял участие в церемонии возложения венка к Монументу Победы. В памятной церемонии также участвовали: Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин ; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий ; Уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь А.А. Румак; председатель Минского городского исполнительного комитета В.Е. Кухарев; государственный секретарь Союзного государства Д.Ф. Мезенцев; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В.Р. Легойда . Предстоятель Русской Православной Церкви возложил к Монументу Победы венок. Была возглашена «Вечная память» вождем и воинам, за веру, Отечество и народ жизнь свою положившим. Архитектурный ансамбль площади Победы в Минске начал формироваться в конце 1930-х годов с постройки двух дугообразных домов, обращенных к центру Минска. Название «Площадь Победы» объект получил в 1958 году. Композиционным центром площади является Монумент Победы (архитекторы Г. Заборский, В. Король), сооруженный в 1954 году. Монумент высотой 38 м имеет форму обелиска, облицован серым гранитом и завершен изображением ордена Победы. На четырех гранях постамента размещены бронзовые горельефы: «9 мая 1945 года» (А. Бембель), «Слава погибшим героям» (З. Азгур), «Советская армия в годы Великой Отечественной войны» (С. Селиханов), «Партизаны Беларуси» (А. Глебов). На базе обелиска лежит меч, обвитый лавровой бронзовой ветвью. У подножия памятника 3 июля 1961 года, в день 17-й годовщины освобождения города Минска, Герой Советского Союза генерал-полковник А. Бурдейный зажег Вечный огонь. 1 июля 1984 года на площади были установлены постаменты с капсулами с землей из городов-героев: Москвы, Ленинграда, Волгограда, Киева, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска, Тулы, а также Брестской крепости-героя. В 1985 году к ним добавились капсулы с землей городов-героев Смоленска и Мурманска.

http://patriarchia.ru/db/text/5933662.ht...

Патриарх Александрийский выразил благодарность Главе Русской Церкви за благотворительную помощь 18 мая, 2012. Новостная служба Средства, переданные Патриархом Кириллом Предстоятелю Александрийской Церкви, были использованы для оказания помощи жителям Сьерра-Леоне, которые пострадали при взрывах противопехотных мин, оставшихся после кровопролитной гражданской войны 1991-2001 годов. 18 мая. ПРАВМИР. Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу письмо с выражением благодарности «за предложенную от всего сердца финансовую помощь в многотрудном деле миссии и благовестия африканским народам». Средства, переданные Патриархом Кириллом Предстоятелю Александрийской Церкви, были использованы для оказания помощи жителям Сьерра-Леоне, которые пострадали при взрывах противопехотных мин, оставшихся после кровопролитной гражданской войны 1991-2001 годов, сообщает Патриархия.ru . В послании, в частности, говорится: «Неистощимым источником нравственной поддержки является осознание того, что молитвы и на деле проявляющаяся любовь Вашего Святейшества сопутствуют нам в непрестанных трудах по просвещению племен континента и заботах об удовлетворении их многообразных жизненных потребностей». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/patriarx-aleksandrijsk...

На протяжении 1950-х–1990-х годов Московскую и Санкт-Петербургскую духовные академии окончило немало представителей других Поместных Церквей, достигших впоследствии высоких иерархических постов у себя на родине. Сегодня и среди предстоятелей, и среди епископата, и среди духовенства автокефальных Православных Церквей есть немало выпускников духовных школ Русской Православной Церкви. Последнее десятилетие принесло новые тенденции в этот процесс. В 2000-е годы в духовных академиях Русской Церкви заметно увеличилось количество студентов, прибывающих на обучение из Сербской Православной Церкви. Если в советский период, когда взаимоотношения между Советским Союзом и Югославией были весьма непростыми, сербских студентов в наших духовных академиях почти не было, то теперь они составляют заметный процент выпускников и в Московской, и в Санкт-Петербургской, и в Киевской академиях. Однако сегодня становится вполне очевидной необходимость упорядочить практику приема и обучения иностранных студентов в наших духовных академиях. Что имеется в виду? Дело в том, что система богословского образования в разных Поместных Церквах имеет свою специфику. Так, в Сербии, Греции, Болгарии и Румынии духовные семинарии сохранили свой традиционный статус средних учебных заведений. Здесь в семинарию поступают юноши с неполным средним образованием. В семинарии они получают среднее образование, а также приобретают элементарные богословские знания. При этом в Русской Православной Церкви с 1940-х годов семинарии перестали быть средними учебными заведениями. Они не выполняют функций общеобразовательной средней школы (как это было до революции). В семинарии в России, Украине и в Беларуси поступают юноши, уже имеющие полное среднее образование. Сегодня духовные семинарии Русской Православной Церкви соответствуют первой ступени высшего образования (бакалавриату). Подобный статус семинарии имеют лишь в Польше. Здесь выпускники Варшавской православной духовной семинарии (с трехлетним сроком обучения) получают диплом бакалавра и имеют право поступать на магистерскую программу в Христианскую богословскую академию в Варшаве.

http://bogoslov.ru/article/1432252

Выступление на заседании Издательского Совета Русской Православной Церкви 18 ноября 2009 г. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 15 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 Хотел бы сердечно приветствовать всех на первом заседании Издательского Совета Русской Православной Церкви. Теперь, после утверждения Священным Синодом этой новой, но на самом деле уже старой, как только что напомнил владыка Климент, структуры, можно надеяться, что её работа станет динамичной, приобретёт современные формы, и у нас появится эффективный инструмент продвижения издательского дела в Русской Православной Церкви. Мы очень нуждались в коллективном органе осмысления издательской политики Церкви, и я радуюсь тому, что сейчас такой орган, который будет нести полную ответственность за координацию всей издательской деятельности в рамках Московского Патриархата, создан, и что сегодняшним заседанием мы полагаем начало этой важной работе. Мы должны не только обменяться мнениями относительно сегодняшнего положения дел в сфере книгоиздательства, но и сформулировать предложения для того, чтобы повысить уровень издательской работы, стимулировать создание издательского продукта, который был бы актуален для современной жизни Церкви. Нам также необходимо поговорить об упорядочении системы распространения книг и книготорговли. Немного напомню историю. Издательский отдел был создан в 1943 году, и он, собственно говоря, занимался изданием “Журнала Московской Патриархии” — больше практически ничего, кроме отдельных небольших книг, не выходило; но и это было огромным событием в жизни Церкви и страны. Главным редактором “Журна­ла Московской Патриархии” стал Святейший Патриарх Сергий, а после его кончины — Святейший Патриарх Алексий I; тот факт, что Предстоятели возглавляли официальное издание Русской Церкви, говорит о большом значении, которое журнал имел для церковной жизни в то время. До начала 1990-х годов Издательский отдел был в Советском Союзе единственным издательством, которое выпускало православную продукцию. Мы все хорошо помним это время. Тиражи издаваемых книг были незначительными и лишь отчасти утоляли духовные потребности нашей паствы. При всём этом “Журнал Московской Патриархии” имел тираж 25 тысяч экземпляров и распространялся, как говорят, с лёту: не было ни одного священника, у которого не было бы этого журнала. Духовенство старшего поколения помнит, как все мы ждали каждый номер “Журнала Московской Патриархии” — это был единственный источник информации о жизни Церкви. Я сожалею, что сегодня основное официальное издание Русской Церкви не пользуется таким спросом, как это было в то время. Что касается других изданий, то их тиражи были очень ограничены.

http://pravmir.ru/vyistuplenie-na-zaseda...

Святейший Патриарх Кирилл: «Для Межсоборного присутствия выбрана экклезиологически верная форма работы» 28 января 2011 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошел первый день работы пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Перед началом работы Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим со вступительным словом. 29 января, 2011 28 января 2011 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошел первый день работы пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Перед началом работы Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим со вступительным словом. 28 января 2011 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошел первый день работы пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Перед началом работы Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим со вступительным словом. Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Матушки игумении! Братья и сестры! Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас, собравшихся ныне для участия в работе пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Без преувеличения, это событие можно назвать историческим. В начале XX века орган церковного управления, включающий, помимо епископов, клириков и мирян, был образован Всероссийским Церковным Собором 1917-1918 годов. В этом органе, получившем название Высший Церковный Совет, под председательством Патриарха трудились пятнадцать членов: три иерарха из состава Священного Синода, один монах из монастырских иноков, пять клириков и шесть мирян. В силу исторических обстоятельств Высший Церковный Совет просуществовал до 1924 года. В 2009 году, во исполнение определений Поместного Собора, был создан новый орган, в котором клирики и миряне соделались соработниками епископов. Но, в отличие от небольшого органа, образованного Поместным Собором 1917-1918 годов, созданное по инициативе Собора 2009 года Межсоборное присутствие включает 144 человека: 54 архиерея, 59 священнослужителей (в том числе 20 священномонахов), 7 монашествующих и 25 мирян. Для Межсоборного присутствия выбрана экклезиологически верная форма работы, очень точно выраженная святителем Киприаном Карфагенским: «Смиренномудрие, и учение, и самая жизнь наша требуют, чтобы предстоятели, собравшись с клиром в присутствии народа… могли распорядиться во всем по общему соглашению». В рамках Межсоборного присутствия создано тринадцать комиссий, в повестке дня обозначено 97 вопросов, требующих тщательного изучения. Регулярно поступают предложения по включению в повестку дня новых тем.

http://pravmir.ru/mejsobor-patriarch/

В декабре 2018 года состоялся так называемый «объединительный собор» раскольнических деноминаций. Собор проходил под сильным давлением режима Порошенко, лично присутствовавшего в президиуме мероприятия, и под контролем константинопольской стороны. Несмотря на острые противоречия между участниками мероприятия и единодушный отказ епископата Украинской Православной Церкви участвовать в нем (за исключением одного епархиального и одного викарного епископа), было объявлено о якобы «объединении» украинского Православия. В январе 2019 года новосозданная раскольническая структура была признана Константинопольским Патриархатом и получила статус так называемой «автокефалии». Вместо обещанного «объединения» Православия на Украине антиканонические действия Константинопольского Патриархата привели к фактической легализации и институционализации украинского раскола, в скором времени вновь разделившегося надвое. Более того, возможности действительного уврачевания раскола на Украине были подорваны. Появление раскольнической «автокефалии» на Украине спровоцировало волну захватов храмов канонической Украинской Православной Церкви и случаев массового насилия против ее общин, многократно усилило давление на ее епископат, духовенство и верующих. Глубоко сознавая угрозу, которую несли самочинные действия Константинополя не только для Православия на Украине, но и для единства Православной Церкви во всем мире, Святейший Патриарх Кирилл на протяжении 2018-2019 годов обратился с рядом писем к Предстоятелям Поместных Православных Церквей. С чувством глубокой скорби и тревоги за судьбы мирового Православия он информировал Собратьев-Предстоятелей о трагическом положении Украинской Православной Церкви и возросшем на нее давлении; опровергал претензии Константинополя на юрисдикцию над Киевской митрополией и указывал на неканоничность хиротоний раскольников, принятых в общение; демонстрировал очевидные противоречия действий Патриарха Варфоломея его прежней задокументированной позиции и обещаниям, данным в присутствии других Предстоятелей. В критический для всей Православной Церкви момент активная и принципиальная позиция Священноначалия Русской Православной Церкви позволила сохранить единство Украинской Православной Церкви в период наиболее острого на нее давления, удержать большинство Поместных Православных Церквей от опрометчивого признания новосозданной раскольнической деноминации, активизировать механизм соборного обсуждения и реакции мирового Православия на беспрецедентное нарушение канонов Константинопольским предстоятелем.

http://patriarchia.ru/db/text/5908718.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010