Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Иак. 1, 17-18 Возлюбленные о Господе архипастыри - отцы настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Вновь Пастыреначальник Христос собрал нас воедино, дабы мы оглянулись на жизнь Церкви за последние два с лишним года и поразмышляли о том, что предстоит нам с помощью Божией сделать в будущем. Со времени предыдущего Архиерейского Собора, состоявшегося в ноябре-декабре 1994 года, Церковь наша шла, как и прежде, путем возрождения. Восстанавливались и стены храмов, и души людские. Житейское море, по которому плыл корабль церковный, становилось бурным, нередко препятствовали нашему плаванию штормовые ветры. Но Церковь достойно выдержала все испытания, еще раз доказав справедливость слов святителя Московского Филарета: " Как богатеет мир бедствиями и скорбями! Надобно, чтобы не меньше богатели чада Божии чувствами и делами милосердия " . Государство, общество, народ, весь внешний мир узрели нашу Церковь в том ее образе, какой начертан апостолом Павлом: " Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем " (2 Кор. 6, 10). Позвольте перейти к анализу основных областей жизни и деятельности нашей Церкви за межсоборный период. Заранее оговорюсь, что даже в пространном докладе невозможно описать все события, происшедшие за это время, все понесенные Церковью труды. Охарактеризую лишь общие направления этих трудов, а также некоторые значимые события и факты 1. Труды Патриарха и Священного Синода по устроению церковной жизни. Епархии, монастыри, приходы

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Архив Пн РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 января 2016 г. 12:00 Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. (1 Ин. 4:9)  Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! От сердца, преисполненного радости о явившемся во плоти Сыне Божием, обращаюсь ко всем вам и поздравляю со светлым и живоносным праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Прославляя из года в год неизреченное к нам снисхождение Спасителя, мы, как некогда вифлеемские пастухи, услышавшие от Ангела «великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2:10), спешим духовными очами узреть Мессию, пришествие Коего предсказывали славные пророки и ожидало многое множество мужей и жен. И вот Желаемый , по слову пророка Аггея, всеми народами (Агг. 2:7) уничижает Себя Самого, принимая образ раба, становясь подобным человекам (Флп. 2:7). Повелитель Вселенной избирает себе не императорский дворец, не жилище властителей мира сего, не чертог богатых и знатных. Ему не находится места даже в гостинице. Сын Божий рождается в пещере для скота, колыбелью же Ему служат ясли для кормления животных. Что же беднее пещеры и что смиреннее пелен, в которых просияло богатство Божества? Избрав для Таинства нашего спасения последнюю нищету (Ипакои праздника), Христос намеренно не принимает тех ценностей, которые считаются весьма значимыми в нашем мире: власть, богатство, слава, знатное происхождение и социальный статус. Он предлагает нам иной закон жизни, закон смирения и любви, побеждающий гордость и злобу. По этому закону слабость человеческая, соединенная с благодатью Божией, становится той силой, которой не могут противостоять обладающие в мире сем властью и могуществом. Сила Божия являет себя не в земном величии и мирском благополучии, а в простоте и смирении сердца.

http://patriarchia.ru/db/text/4312445.ht...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года 7 июня 2008 г. 07:53 Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие возлюбленные о Господе собратья Архипастыри отцы настоящего Архиерейского Собора. Благословением и благодатию Пастыреначальника Христа Спасителя мы собрались воедино, дабы рассмотреть пройденный нашей Церковью со времени Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года путь. Прожитые четыре года между Соборами наполнили нашу жизнь разнообразными, как радостными, так и печальными, событиями церковной и общественной жизни. В то же время начавшийся век и новое тысячелетие поставили перед нами очень серьезные вопросы как во внутрицерковной жизни, так и в межцерковных взаимоотношениях, глобальные вопросы, диктуемые подчас негативными тенденциями развития современного мира. На эти вопросы мы нашим соборным разумом должны дать ответ, должны наметить, а по возможности и конкретно определить пути разрешения многих непростых проблем. Только что, совершая Божественную литургию в нашем Соборном храме и молясь Господу об успешном проведении сего Освященного Собора Русской Православной Церкви, мы слышали удивительные слова апостола Павла: «Законом я умер для закона, чтобы жить мне для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 19-20). Как актуальны эти слова! Только с позиции веры в Пролившего Свою Пречистую Кровь, за возлюбленное Свое творение мы должны оценивать происходящее; пытаться правильно ответить на поставленные вопросы, основываясь исключительно на заповедях Христовых. Следует признать, что сегодня мы стоим перед новыми, неизвестными и непривычными для нас мировыми процессами. Если XX век был ознаменован гибельным распространением атеизма и материализма, приведшим к разрушительным последствиям в нашем Отечестве, то век нынешний, XXI, заставляет нас выносить на повестку дня обсуждение таких явлений, как необратимое искажение духовного сознания во всем мире, влекущее за собой всеобщее падение нравственности, распространение неоязычества, терроризма и других губительных явлений современности.

http://patriarchia.ru/db/text/418885.htm...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Иринею (Тафуне), епископу Орскому и Гайскому 22 ноября 2011 г. 14:54 22 ноября 2011 года, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», и день тезоименитства святой блаженной Матроны Московской, в Покровском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы торжественно отметили 130-летие со дня рождения старицы Матроны. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в храме Воскресения Словущего Покровской обители, за которой была совершена хиротония архимандрита Иринея (Тафуни) во епископа Орского и Гайского. По окончании Литургии Первосвятитель обратился к епископу Иринею с напутственным словом. Преосвященный епископ Ириней! Волею Всевышнего Архиерея и избранием Священного Синода призван ты к служению в епископском сане, к отеческому попечению о клире и пастве Орской и Гайской епархии. Ныне через возложение архипастырских рук и соборную молитву снизошла на тебя благодать Святого Духа, освящающая твое естество и возжигающая в нем пламень Божественной Любви. Апостол Иоанн говорит, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Архиерей же пребывает в сугубой любви к Богу, Его Святой Церкви и ближним, которые составляют его паству. Каким образом в наш век, когда уже заметно умножаются беззакония (см. Мф. 24:12), архипастырь может явить миру пример этой христианской любви? Бог, в Троице покланяемый, должен быть центром и целью твоего служения, содержанием твоего сердца и помышлений, Альфой и Омегой (см. Откр. 1:8) твоего бытия: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). Свидетельствуй миру свою любовь к Творцу, дабы по твоему примеру иные искали и стяжали это спасительное чувство. Только так — тебе в подражание — твои соработники будут воодушевляться на неослабные труды, а в народе сохранится сыновняя преданность Создателю и живая, деятельная вера.

http://patriarchia.ru/db/text/1750621.ht...

Пасхальное телеобращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 24 апреля 2011 г. 03:00 24 апреля 2011 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с Пасхальным обращением к телезрителям. Дорогие мои! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! В эти пасхальные дни мы приветствуем друг друга этими замечательными словами «Христос Воскресе!» и отвечаем: «Воистину Воскресе!» Эти возгласы, исполненные света и внутренней жизненной силы, звучат уже почти две тысячи лет. За это время возникали и распадались могучие царства, появлялись и исчезали языки и народы, люди увлекались различными идеями, многие из которых, кстати, приносили горькое разочарование. Все менялось — но слова эти оставались неизменными. Что же означают эти слова? Прежде всего, это свидетельство об историческом факте: Господь и Спаситель наш Иисус Христос, претерпев страдания, смерть и погребение, воскрес. Его нет во гробе; Он явился ученикам живым. И это не иллюзия, не мечта, не благочестивая фантазия — это непреложный, объективный факт. Как свидетельствует апостол Иоанн, любимый ученик Господа, «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1:1-2). Мы говорим и о том, что Воскресение Христа — не просто факт прошлого, но реальность, присутствующая здесь и сейчас. Воскресший Спаситель пребывает в Своей Церкви, среди тех, кто верует в Него. Он встречает людей, приходящих к Нему с покаянием и верой, и наполняет их сердца благодатной силой — подобно тому, как Он даровал крепость и мужество Своим ученикам нести свидетельство о Нем «даже до края земли» (Деян. 1:8). Воскресение Христово — важнейшее событие и в истории человечества, и в жизни каждого отдельного человека. Поэтому мы также исповедуем реальность той перемены, которая и в наши дни совершается в жизни людей силой Воскресшего Христа. Перемены, обращающей человека от тьмы — к свету, от смерти — к жизни, от уныния — к надежде. Преображения, которое совершается в жизни всякого, кто с искренней верой приходит к Господу.

http://patriarchia.ru/db/text/1458057.ht...

Святейший Патриарх Кирилл: Да поможет нам Господь пройти поприще Святой Четыредесятницы, начав с испрашивания прощения у наших ближних и дальних 15.03.2021 15:02:26 МОСКВА Вечером 14 марта 2021 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Господь произнес при жизни Своей слова, которые многие затем с недоумением повторяли, особенно после Его смерти, Воскресения и Вознесения. А слова такие: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Люди прожили жизнь, а Царство Небесное, пришедшее в силе, не увидели — так и возник у многих вопрос, что же означают эти слова. Многие в первом поколении христиан, отталкиваясь от слов Спасителя, ожидали Его скорое пришествие, и этим ожиданием была проникнута вся их жизнь. Но мы знаем: те, кто ожидал скорое пришествие так, как они его себе представляли, совершенно неверно понимали миссию Христа. Ибо Господь пришел не для того, чтобы спасти только одно поколение людей, которые имели возможность видеть Его, быть Его современниками. Господь принес спасение для всего мира и для всех человеческих поколений до скончания века. Мы живем с полным пониманием того, что слова Господа «стоящие здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» , исполняются, и исполняются постоянно. О каком же Божием Царстве идет речь? В прямом смысле о том мире, о той системе духовных ценностей, которые Господь принес в мир; и последующий опыт церковной жизни, опыт святых угодников, подвижников, людей просветленных, одухотворенных, иногда возлагавших на себя тяжелейшие условия бытия и через преодоление этих трудностей достигавших огромных духовных высот, свидетельствует об истине слов Христа Спасителя.

http://radonezh.ru/2021/03/15/svyateyshi...

Канонические постановления: 1 . Определение по общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви, от 4 ноября 1917 года. 2 . Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России, от 8 декабря 1917 года. 3 . Определение о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете, от 7 декабря 1917 года. 4 . Определение о круге дел, подлежащих велению органов высшего церковного управления, от 8 декабря 1917 года. 5 . Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об епархиальном управлении, от 4–9 февраля 1918 года. 6 . Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о православном приходе, от 7(20) апреля 1918 года, «Приходский Устав». Для удобства сравнения варианты канонических норм сведены в тематические таблицы с указанием года их принятия на том или ином Соборе. Поскольку в 1961 году состоялся Архиерейский Собор, внесший поправки к Положению 1945 года, касающиеся управления в приходах, то в соответствующих таблицах представлены канонические нормы «в редакции 1961 года», которые выделены курсивом. Определение понятия « Церковь »: 1918 Не определено. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Православной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. Весьма странно видеть (см. таблицу сравнения) в определении Церкви указание на социальный признак – национальность. Почему бы тогда не указать на то, что в Церковь входят богатые и бедные, князья и простецы, эллины и иудеи. «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.3:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Совместное заявление Святейшего Патриарха Кирилла и Архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби 21 ноября 2017 г. 15:39 21 ноября 2017 года в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:35-37) 1. Мы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Архиепископ Кентерберийский Джастин, Примас всей Англии и Митрополит, благодарим Бога за возможность нашей встречи в Москве, дабы единым голосом перед всем миром свидетельствовать о гонимых за веру Христову братьях и сестрах. Мы не можем оставаться равнодушными к скорбям наших собратьев, ибо «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26). 2. Во многих странах Ближнего Востока и Африки христиане подвергаются гонениям, выражающимся в массовых убийствах, варварском разрушении храмов, осквернении святынь и изгнании миллионов людей из их домов. Болью в наших сердцах отзывается массовый исход христианского населения из тех мест, откуда Благая Весть начала распространяться по всему миру. Кроме того, христиане страдают от дискриминации в более скрытых формах, и их жизнь становится столь тяжелой, что им проще покинуть свою древнюю родину, чем остаться. 3. К настоящему времени война унесла десятки тысяч жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей. 4. Необходимость сохранения христианского присутствия на Ближнем Востоке и возвращения беженцев требует обеспечения безопасности, восстановления социальной инфраструктуры и жилья, создания условий для служения духовенства и восстановления разрушенных храмов. 5. Мы обращаемся к международному сообществу с просьбой предпринять незамедлительные действия для поддержки христиан и других групп населения Ближнего Востока. Широкомасштабная гуманитарная помощь необходима страдающим людям и многочисленным беженцам, в том числе тем, кто оказался в странах Европы и Америки. Священное Писание говорит, что «милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» (Притчи 11:17).

http://patriarchia.ru/db/text/5067104.ht...

Архив Пн Братское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 12 апреля 2005 г. 15:30 6 октября 2001 года под председательством Святейшего Патриарха Алексия II  состоялось  очередное  заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. Участники заседания обратились с братским посланием к членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, назначенного на 23 октября 2001 года. Всечестные архипастыри и пастыри участники Собора, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1:2)! В преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Священный Синод, епископат, клир и вся Полнота Русской Православной Церкви с особым усердием возносят молитвы ко Господу и Спасителю нашему об упразднении горестного разделения чад Матери-Церкви, в рассеянии сущих, со своими единоверными братьями в России. Минул трагический двадцатый век, в котором Россию и ее Святую Церковь постигла година тяжких искушений. Великим грехом богоотступничества соблазнилось народное сердце. В духовном помрачении разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась дарованная человеку Богом свобода, хитон церковный раздирали враги внутренние и внешние. Русская Церковь взошла на свою Голгофу и исполнилось евангельское пророчество Спасителя, когда в богоборческом соблазне предал… брат брата на смерть, и отец сына; и восстали дети на родителей, и умертвили их (Мф. 10: 21). Однако верен Бог в Своих обетованиях, и, восходя на крест, православная Россия верила в свое воскресение. Ведь, по слову Апостола, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8: 38-39). Кровью сотен тысяч мучеников и исповедников был омыт лик Земли Русской, и наша страна выстрадала свое исцеление от тяжкой болезни. По святым молитвам новоявленных угодников Божиих пало, наконец, иго воинствующего безбожия.

http://patriarchia.ru/db/text/4896310.ht...

ЖМП 12 декабрь 2013 /  Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Семья как малая церковь Святейший Патриарх Алексий II отошел ко Господу 5 декабря 2008 года. Сегодня мы вспоминаем Предстоятеля и предлагаем обратиться к одному из его размышлений о малой церкви - о семье. Что дает нам основание называть семью малой церковью и проводить прямые сравнения этой, казалось бы, частной области жизни мужчины и женщины с богоустановленным Ковчегом спасения, Главою которого является Сам Господь Иисус Христос? Задавшись целью, мы найдем в Писании множество советов, наставлений и рекомендаций по прикладным вопросам жизни семьи. Это тема для большого исследования, но мне бы хотелось ограничиться следующим высказыванием Христа Спасителя: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 19–20). Здесь мы видим и основополагающий принцип созидания Церкви, и в равной степени — цель, способ и смысл построения семьи. Исходя из этого, мы вправе уже с большей определенностью рассматривать утверждение о том, что семья может и должна являть собою малую церковь Христову.  Опыт любви, опыт любящего и любимого представляет собой аналогию в размышлениях о внутрибожественной жизни Пресвятой Троицы. Сотворенный по образу и подобию Божию, человек находит тринитарные — основанные на христианском понимании Троичности Бога — аналогии как в себе самом, так и в межличностном общении. В семье, где двое собираются во имя Господне, родившийся третий делает совершенным проявление любви обоих супругов к себе самим, друг ко другу и к родившемуся от них существу. Епископ Диоклетийский Каллист не случайно говорит о том, что «наша частная жизнь, личные отношения и все наши планы по построению христианского общества зависят от правильного понимания тринитарного богословия».  Богословие Любви Небесной, Божественной и любви земной, человеческой основывается на истине о том, что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8) и что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Человек как личность реализуется в общении. Как образ и подобие Божие он раскрывается в любви к Богу и к своему ближнему. В кругу семьи возможность самореализации всех ее членов может раскрываться безгранично. Но она может и погибнуть, не раскрывшись вовсе, как свидетельствует печальный, а порою даже ужасающий опыт современности. И здесь всё зависит от очень индивидуальной способности и, я бы сказал, от желания человека раскрыть в самом себе то, что блаженный Августин называл «следами Троицы» в человеческом существе.

http://e-vestnik.ru/church/patriarh_alek...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010