Мы сейчас помолчим немного, посидим тихо и затем помолимся вместе и проведем общую исповедь, и будем держать друг друга любовью, состраданием в этой исповеди, каждый перед судом совести и Бога, но с жалостью, с болью о каждом другом человеке, и не только о нас, здесь собравшихся, но и о тех, которых здесь нет, которых здесь не может быть, потому что у них нет веры, потому что у них нет надежды, потому что они не нашли еще своего пути в жизни. А когда я произнесу молитву — как Христос говорил: Отпускаются тебе твои грехи — иди с миром, но впредь не греши (Мк 2:5; Ин 8:11), — принимая прощение Христово, будем помнить, как дорого обходится Богу Его принятие нас, Его прощение нам.   День Седьмой     Из года в год в течение всего Великого поста каждую субботу читается отрывок Евангелия, где нам рассказывается о том, как Христос совершил то или другое чудо в субботний день и как этим Он вызвал недоумение одних, негодование других и большую, глубокую радость людей простых, которые не задумывались над нарушением Им Закона, а радовались о том, что Бог, нарушая, может быть, Закон, проявляет Свою бесконечную милость, Свою вдумчивую заботу о людях. И вот перед нами стоит вопрос: почему Христос всегда, всегда, как бы в нарушение древнего законодательства, совершает Свои дела милосердия в субботний день? И почему всегда эти дела милосердия являются чудом исцеления телесного и вместе с этим чудом духовного возрождения человека? Фарисеи спрашивали Его: неужели Ты не можешь выбрать другой день? Они обращались к народу: неужели вам нужно приходить именно в субботний день исцеляться (напр., Лк 13:14), неужели нет шести дней в неделю, когда Бог заповедал творить дела (Исх 20:9), перед тем как почил в седьмой день (Быт 2:2—3)? Неужели Христос только потому совершает Свои дела милосердия, проявляет Божественную власть прощать грехи, Божественную силу делать человека цельным в душе, в теле, во всем до конца в субботний день для того только, чтобы вызвать недоумение? Неужели для того, чтобы смутить души честных, добросовестных людей, преданных Закону, долг которых — этот Закон хранить, соблюдать? Неужели, когда против милосердия, простого человеческого милосердия, жалости на весы ставится их гнев, их душевное смущение, вопрос, который они настойчиво ставят себе, и Ему, и другим: неужто Ты пришел нарушить Закон? — перевес берет просто жалость и как бы ни во что вменяется смущение, гнев, боль, оскорбление религиозного чувства? В чем тут дело?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Если не трудно, вспомните моих больных и Антонину. Это моя начальница, кот[орая] в очень тяжелом душевном и физическом состоянии. И что-ниб[удь] ей советовать очень мудрено в силу ее характера. Привет Шуре 581 . Спасибо за все. Благословите. Простите за все. Ваша Т[атьяна] К[аменева]. Д. 30. Л. 85–86 об. Подлинник. Автограф. 2. 16 февраля 1959 г. 16.II.59 г. Дорогой Владыко! Помолитесь о нас. Очень страшно жить без нашего батюшки 582 , и как-то не верится, что мы расстались совсем. Мое последнее посещение его накануне Крещения было таким светлым, таким радостным, что целую неделю потом было ощущение, как будто я после причастия, хотя я давно не причащалась. Так уже за жизнь устали мы от разлук всякого рода, что тяжело снова привыкать к одиночеству. Простите за такие слова. Я как-то не ожидала этого, и теперь все кажется, что все было во сне. Жаль очень Нинку – Владимировну 583 . Пока снарядили к ней одну преданную батюшке душу, м[ожет] б[ыть], пригреет заботой. На днях будет 2 года, как умерла ее сестра, и вот уже и всей «семьи» нет. Как бывало хорошо у них втроем! Посылаю Вам просимое. Простите за выполнение. Ан[на] Ив[ановна] 584 добавит еще на словах. Алеша вчера прислал мне поздравление и пожелание успехов «в труде и учебе». Забавно в мои 50 лет. Но я рада, что жив, да еще вспомнил день. Что он не погиб на севере, я приписываю только св[ятителю] Николаю и молитвам батюшки о. Иеракса. Он его всегда помнил. Столько я видела добра от него и ничего-то ему не сделала хорошего. Простите меня. Наташа – сестра – бранит, что я много тоскую, и она права, но ведь «кому много прощается, тот больше любит». Жаль, что Вы не видели его выражения, пока он лежал еще дома. Я его хорошо знаю 30 лет, но такого чудного, вернее прекрасного, лица никогда не видела. Простите, и не забывайте нас. Благословите. Ваша Т[атьяна] К[аменева]. Д. 61. Лист без номера. Ксерокопия подлинника. Автограф. 579 «Ныне силы небесные... служат» – из песнопения на литургии Преждеосвященных Даров, ко­торая служится в будние дни Великого поста. 580 «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя», стихи из 140-го псалма Давида, поемые на литургии Преждеосвященных Даров. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

1737), сервита Джованни Анджело Порро из Милана (15 июля 1737), итал. августинок Клары из Монтефалько и Маргариты из Каша (12 авг. 1737), францисканца Андреа Каччиоли из Спелло (25 июля 1738). К. провел неск. экстраординарных юбилейных годов (см. «Annus sanctus» ). 9 сент. 1730 г. буллой «Ubi primum supernae» он объявил экстраординарный юбилей для проведения 2-недельных молитв о его понтификате. 29 февр. 1732 г. буллой «E sublimi Principis Apostolorum» К. назначил проведение экстраординарного юбилея в 1-ю неделю Великого поста в итал. гос-вах, пострадавших от землетрясения и наводнения. 15 марта того же года буллой «Inter gravissimas pastoralis» был объявлен недельный экстраординарный юбилей для Испании, во время к-рого предписывалось чтение молитв о преодолении разногласий между папой Римским и испан. королем. Во время войны за «польское наследство» К. буллой «Ecclesiae militantis regimini» от 3 дек. 1734 г. назначил проведение 2-недельного экстраординарного юбилея с особыми молитвами о мире между христ. правителями европ. стран. 25 апр. 1739 г. буллой «Quam in omnibus fere» К. распорядился о проведении 2-недельного экстраординарного юбилея во всех итал. гос-вах с молитвами об избавлении от угрозы со стороны Османской империи и от эпидемии чумы. Католические миссии В понтификат К. вновь разгорелся т. н. спор о ритуалах, касавшийся аккомодации - миссионерской практики иезуитов в Китае, к-рая допускала совершение христианами конфуцианских обрядов и обычаев, принятых в кит. обществе (подробнее см. ст. Китай ). Установленный апостольской конституцией папы Климента XI «Ex illa die» (1715) запрет католикам совершать кит. обряды фактически не соблюдался иезуитами, на что постоянно жаловались в Рим миссионеры из др. орденов и конгрегаций (в основном доминиканцы и францисканцы). Несоблюдение папского запрета иезуиты оправдывали привилегиями, к-рые были предоставлены им в 1721 г. лат. патриархом Александрийским Карло Амброджо Меццабарбой, апостольским легатом в Китае. Поскольку имп. Канси не дал Меццабарбе согласия на обнародование в Китае конституции «Ex illa die», папский легат издал распоряжение о допустимости в силу вынужденных обстоятельств совершения кит. обрядов христианами.

http://pravenc.ru/text/1841403.html

Все эти особенности народного отношения к Посту никто не исследовал, никто не изучал. Но они являются фактом. Устав как традиция Весь год Русского Православия представляет собой строго расписанный уставом богослужебный цикл. Сюда входят песнопения, чтения, чтения во время службы, чтения вне службы. Сюда входит празднование святым, сочетания праздников. Например, в какое-то воскресение может быть сочетание великого праздника. Например, в ближайшее воскресение, вернее, через воскресение будет и  Благовещение , и  Крестопоклонная , и там еще святые. Все эти сочетания предусмотрены уставом. Причем некоторые сочетания дают по своей вариативности порядка 25 разных случаев, и они все указаны в Типиконе: «Аще случится Благовещение в 6-ю неделю постов» — свой устав. «Аще случится Благовещение в субботы 2-й, 3-й, 5-й, 6-й седмице» — свой устав. То есть на все случаи жизни в Типиконе есть своя глава, как служить — какие песнопения, какие тропари, какие евангельские чтения и так далее. Все это там прописывается так, что чтец, певец, священник, дьякон открывают эти книжки и — служат по единообразному уставу на всей территории Русской Православной Церкви. В значительной степени это наш устав, русский, наша, русская традиция. В Болгарии другой устав, схожий, но другой. В Сербии — похож на болгарский. Они больше питаются греческой традицией, у греков, соответственно, другой устав. Мы во многом не совпадаем. У нас пасхалия одна, а вот богослужебный устав может очень разниться. русский православный устав складывался на протяжении тысячи лет нашего христианства. Но устав — это не только, что петь, а — как петь, когда. И здесь Великий Пост действительно отличается тем, чего нет в остальной части года. Поэтика Великого Поста совершенно особенная, ни с чем не сравнимая. И по композиции, и по стихотворным приемам, и по употреблению, и по мелодике. Там напевы другие, хотя гласы те же. Структура этих напевов сохраняется та же, но появляется другая мелодическая структура. Даже по поводу простого «Господи, помилуй» у многих у певцов так и написано «постовое „Господи, помилуй“».

http://pravmir.ru/velikij-post-ot-grechk...

Царское Село. 7марта 1916 г. Мой любимый! Идет небольшой снег, пасмурно и 2 градуса мороза. Боли в сердце и в лице прошли, но чувствую тяжесть, одеревенелость. Сегодня Григорович принесет мне показать фотографии морской санатории в Массандре – я просила его принести их лично, так как больше года его не видала. – Затем приму гжу Ридигер (вдову офицера Грузинского полка), которая будет заведовать моей санаторией около Массандры рядом с морской санаторией. Это очень большое здание, и мы через неделю сможем отправлять туда раненых, – я так рада! Деньги на это мы собрали базарами, затем ты позволил уделам докончить постройку, так как у нас не хватило денег (надеюсь, что позднее нам удастся постепенно выплатить эту сумму). Санатория предназначалась для обыкновенных больных, приезжающих в Ялту, которым негде жить, – для бедняков, переутомленных учительниц, портних, которые не в состоянии много платить, и т.д. Теперь это, конечно, исключительно для военных, и я передала ее в ведение здравницы. Ник. Дмитр. Дем. придет сегодня проститься, затем приму Яковлева по поводу поезда Мари, одного нашего раненого, возвращающегося в армию, и Каульбарса. Все время приемы. Вчера ты был занят и потому не мог мне написать, бедный дружок, но я надеюсь, что ты доволен ходом событий и приготовлениями к большому наступлению. Получила письмо от Ирен (по-немецки) – она справляется о некоторых пленных офицерах. Бобби будет произведен в офицеры к лету (он ровесник Татьяны), – Тодди вчера минуло 27, Луизе в июле месяце будет столько же. Она пишет, что мальчик перенес уже много испытаний, – не знаю, был ли он в плаваниях. Она всем шлет привет. Затем Дэзи прислала очень ласковое письмо, прося прислать молитвенники нашим священникам в Германии для великого поста и пасхальных служб, – она сама их перешлет, чтоб поскорее дошли. Вчера я прочла очень интересную английскую книгу, которую мы непременно должны позднее прочесть вместе вслух. Спешно кончаю. Нежно целую и благословляю. Твоя старая Солнышко. Царская ставка.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-nikolaja-...

   На сырную и первую неделю Великого поста воспитанников 27 февраля распустили по домам. Занятия начались лишь 12 марта. К тому времени «Факел», размножавшийся на мимеографе, уже довольно открыто распространялся среди обывателей города Тамбова. В Правлении семинарии поставили вопрос о существовании организации среди воспитанников и пресечении ее деятельности. Поэтому Правление семинарии решило в отношении к пяти участникам агитации «применить увольнение» (ГАТО, ф. 186, оп. 113, д. 1, Л. 24). Когда же было объявлено, что определением Педагогического собрания от 12—15 марта исключено из семинарии пять человек учеников и двадцать семь отпущено в дома родителей до августа с сохранением права держать переходные экзамены в следующие классы, воспитанники в массе своей решили вступиться за своих товарищей. 20 марта, после первого урока, ученики, собравшись в вестибюле, потребовали объяснения причин увольнения пяти товарищей, причем из толпы слышались оскорбительные замечания в адрес о. ректора (ГАТО, ф. 186, оп. 113, д. 1, л. 2). После объяснения с корпорацией преподавателей ученики разошлись по классам и устроили сходки. Некоторые остались на последние уроки.    21 марта занятия в семинарии шли своим порядком, однако, тишина среди семинаристов говорила о подготовке к дальнейшей защите интересов уволенных товарищей. 22 марта, после первого урока, к ректору явились делегаты от учеников и прочли ему в присутствии инспектора заявление: «Признавая увольнение наших товарищей без доказательных причин неосновательным, мы, воспитанники семинарии, протестуем против такого постановления Правления» (ГАТО, ф. 186, оп. 113, д. 1, л. 4). Затем они потребовали допустить до экзаменов в мае всех уволенных из IV и VI классов и дать окончить им курс, выпустив с баллом по поведению «5»; уволенных воспитанников из других классов допустить также к экзаменам в мае или августе и дать возможность продолжить образование или поступить в другую семинарию. Ответ потребовали дать не позднее субботы 24 марта. Срок давно истек, и 7 апреля 1907 года около 9 часов, в субботу, на архимандрита Симеона было совершено покушение. Выстрелом в спину ему повредили позвоночник, и до конца жизни (расстрелян, так же, как и Владыка Феодор, в 1937 году) он лишился возможности ходить. Таким образом, о. Симеон буквально заслонил собой архимандрита Феодора, сменив его на посту ректора. Будь в это время архимандрит Феодор в Тамбове, эта участь ждала бы его. Но Господь распорядился иначе...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2870...

Arhiva Departamentul sinodal pentru slujire social în colaborare cu mai multe eparhii desfoar o aciune de caritate pentru persoanele fr adpost 21 februarie 2012 14:58 В минувшие выходные около 30 бездомных в Рязани получили теплую одежду и предметы гигиены от сотрудников группы помощи бездомным Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , прибывших в Рязань из Москвы на специально оборудованном автобусе. Врачи службы оказали бездомным необходимую медицинскую помощь. «Каждая такая поездка — это возможность познакомиться с проблемами бездомных на местах, сравнить ситуацию в Москве и в епархиях и подсказать соцработникам, как сделать их работу эффективнее», — пояснил руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела Илья Кусков. Помощь бездомным оказывалась в Свято-Троицком монастыре Рязани. «В этой обители уже более десяти лет неимущим регулярно раздают горячую еду. Во время совместной акции с Синодальным отделом мы организовали для бездомных обед», — сообщил руководитель отдела по взаимодействию с социальными учреждениями Рязанской епархии священник Максим Бобров. «Многие из пришедших были в тяжелом состоянии, в рваной грязной одежде. Мы их переодели, врачи оказали им помощь. Работали в течение четырех часов», — добавил Илья Кусков. Участники акции встретились с митрополитом Рязанским и Михайловским Павлом . Глава Рязанской митрополии поблагодарил добровольцев и предложил по завершении Великого поста провести встречу по обмену опытом работы с бездомными для священнослужителей и соцработников епархии. Аналогичные акции проводились Синодальным отделом по благотворительности и в других епархиях. Так, 3-4 января по улицам Смоленска курсировал специально оборудованный автобус помощи бездомным, в котором оставшиеся без крова люди могли получить одежду и горячую еду. Бездомным вручили рождественские подарки. 11 февраля сотрудники службы оказывали помощь бездомным во Владимире. В ближайшее время автобус помощи бездомным посетит еще несколько епархий. Более 200 церковных социальных учреждений по всей стране занимаются помощью бездомным, в том числе 7 церковных приютов и 3 мобильные службы помощи бездомным (из них 2 — в Москве и 1 — в Екатеринбурге). В Москве лицам без определенного места жительства оказывают поддержку 7 православных служб, ежедневно помощь от них получают около 300 бездомных. Автобус службы помощи бездомным Синодального отдела по благотворительности работает в Москве с 2008 года. В неделю он объезжает 16 точек, в которых обычно собираются бездомные. Специалисты службы передают продукты питания и одежду, оказывают медицинскую и социальную помощь 50-90 бездомным ежедневно. В месяц регистрируется около 2500 обращений. Телефон службы помощи бездомным Синодального отдела по благотворительности: 8 (905) 599-00-25. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2027987...

Дай Господи всем вам опытно ощутить спасительность их! Тогда и отвлечь вас от них не будет сил. Аминь. 24 февраля 1863 года В неделю вторую Великого поста (самые главные приемы, чтоб обеспечить за вами успех борения) В Святом Крещении мы возрождаемся для новой жизни, становимся «новою тварью» (2 Кор. 5:17), созданною о «Христе Иисусе на дела благие... да в них ходим» (Еф. 2:10), так что рожденный сим образом от Бога «греха не творит» (1 Ин. 3:9), пока он пребывает в своем чине и действует по началам нового рождения. Выступая из сего чина, падаем мы и опять творим грех. Но вот приносим Покаяние, исповедуемся, причащаемся Святых Христовых Тайн — и снова приемлемся в первый чин и в первые преимущества, даруемые приемлющим новое рождение во Святом Крещении. Следовало бы теперь ожидать, что к нам снова должно быть приложимо апостольское слово: «рожденный от Бога греха не творит» (1Ин.3:9). И вот, однако ж, и в себе, и в других мы видим царствующим грех, даже в дни сии освящающие, даже после святого говения и строгих обетов наших. Что же это? Обетование ли Божие стало не неложно? Или благодать Божия обессилела? Нет. И «елика... обетования Божия, в Том ей и в Том аминь» (2Кор.1:20), и в ком благодать, тот «вся» может «о укрепляющем его Господе» (Флп.4:13). Причина сему горестному явлению не вне нас, а в нас самих: в том, что мы с своей стороны не употребляем обязательных для нас усилий и не пользуемся, как должно, указанными нам средствами. Виновен ли врач в безуспешности лечения, когда больной не слушает его указаний и не употребляет прописываемых ему лекарств? Господь обетовал подавать силы и подает. Но с нашей стороны должно быть противление греху и борьба с ним. Кто не борется с грехом, тот не одолевает его, кто не одолевает, падает и пребывает в грехе. Напротив, кто противится греху, тому всегда готова помощь благодатная, коею укрепляемый хотя не без труда, но всегда может уклониться от зла и сотворить благо. Итак, главное дело с нашей стороны есть борьба со грехом. Борись, не поддавайся и одолеешь. И не будет греха в тебе. Если и другие так же станут действовать, то и в них его не будет. И будет повсюду светлое царство святости и правды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2943...

Долго ли прародители наши находились в состоянии невинности,–долго ли наслаждались блаженством в раю сладости? Слово Божие нам не открыло. Только пребывание прародителей в раю было не продолжительно. Когда вторый Адам, Господь Иисус, тотчас по вступлении в великое дело искупления нашего, совершил четыредесятидневный подвиг поста противу диавола в пустыне; то не показывал ли этим, что первый Адам, которого Он исправлял падение, не выдержал времени сорокадневного подвига, но пал от невоздержания. Средства, данные Богом для сохранения невинности первобытного состояния Для сохранения жизни праведной и предохранения от греха, Бог заповедал прародителям древо жизни и древо познания добра и зла. Древо жизни–это было лепота и украшение рая. Образ его оттенен для нас в Апокалипсисе ( Откр. 22:2 ), откуда можем разуметь, что древо жизни всегда долженствовало быть благоплодно и что самое листвие его цельбоносно. Вкушение от него имело сообщать человеку духовную силу, особенно в случаях необходимого укрепления противу сильных искушений,–когда бы оные, по навету духа темного, стали чрезмерно возмущать его и приводить в изнеможение и телесные силы. Совершенно противоположное древу жизни было в раю древо познания добра и зла. Как древо, покровенное мраком таинственности, оно только одно было в области Едемской, куда не простиралась власть царя земли, где он должен был особенно сознавать свое ничтожество, чувствовать во всей силе державную власть Бога законодателя, безусловно покорствовать святой воле Его, и благоговеть пред нею. Прародителям нашим под страхом смерти воспрещено было не только вкушать от плода древа познания добра и зла, но и прикасаться; a следовательно и приближаться к нему. И о! еслибы спасительный страх обымал наших прародителей при одном приближении к смертоносному древу, и громовым голосом говорил тому и другому: не коснися, не осяжи, не приближайся семо: тогда они, победив козни диавольские и нам подали бы оружие к победе над врагом. Из самого наименования ясно, что древо познания добра и зла представляло для первосозданных путь деятельного восхождения к богоподобному совершенству чрез безусловное покорение воли своей воли Божией, и неуклонное направление свободы своей по закону Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

поста; если в следующие за этими неделями понедельники случится Благовещение, то поётся прокимен дне (о вечере нед. Ваий см. 587 стр. печатного оригинала). Во всю Пасхальную седмицу, в вечер недель ап. Фомы и Пятидесятницы тоже полагаются великие прокимны. Все эти прокимны находятся в службах указанных дней. «Великими» называются эти прокимны потому, что имеют пред собою по 3 стиха, вследствие чего они и поются продолжительнее, нежели прокимны, имеющие пред собою только один стих. На все воскресные дни всегда поётся один и тот же великий прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», со стихами: 1) «Облечеся Господь в силу и препоясася», 2) «Ибо утверди вселенную, яже не подвижится», 3) «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». На малой вечерне на воскресенье тоже поётся этот прокимен, но только с одним 1-м стихом, а потому он и не называется «великим». Такого же рода прокимны, т.е., с одним стихом, полагаются во все прочие дни года, кроме случаев, указанных выше, когда поются прокимны великие. Эти прокимны находятся в Часослове и Служебнике, а в Сырные среду и пяток и в седмичные дни Великого поста, кончая Страстным пятком, – в Триоди. – В Страстную субботу после «Свете Тихий» прокимна не положено (см. 617 стр. печатного оригинала). – «Аще прилучится 40-ца (т.е., Рождественский пост), или Аллилуиа» (Часосл.), назначаемое Уставом также и в некоторые дни Петрова и Успенского постов (см. 190–191 и 455 стр. печатного оригинала), на вечерне, накануне вторн., среды, четв. и пятка (см. Часосл. и сн. 9 гл. Уст.), поётся «вместо прокимена Аллилуиа» (Уст., 9 гл.; сн. ниже, примеч. к табл. утр.); «в неделю же и в пяток вечера никогдаже поется Аллилуиа» (Часосл.), кроме заупокойной службы в пяток вечера на субб. Мясопустную и пред Пятидесятницей, на каковых службах положено петь «Аллилуиа» (см. 541 и 674 стр. печатного оригинала); во все же прочие пятки вечера, если бы даже в субботу совершалась заупокойная служба, поётся прокимен (см. Уст., 13 гл.). – Все поемые перед паремиями в среду и пяток Сырные и в седмичные дни Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010