С окончанием царства благодати и наступлением царства славы в будущей загробной жизни грешников постигает праведный гнев Божий, о котором свидетельствует Давид: «Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» ( Пс.33:17 ), т.е. Господь, видя их беззакония, произносит им приговор конечной погибели. Соломон так изображает внутренние мучения грешников в геенне: «И раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами о себе... И так мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господни не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная... Так и мы родились и умерли, и не могли показать никакого знака добродетели, но истощились в беззаконии нашем» ( Прем.5:3,6–9,13 ). «Те, – пишет Василий Великий , – которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И, может быть, страшнее тьмы и вечного огня будет тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха, соделанного в плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда оставшейся в памяти душ их». Ап. Павел о внутренних мучениях в геенне грешников пишет: «которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его» ( 2Сол.1:9 ). По учению Самого Господа Иисуса Христа, геенну наследуют неверующие ( Мк.16:16 ), некрещенные: «Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Как из веры вытекает покорность и послушание, так, наоборот, из неверия – упорство и непослушание. Упорное неверие – погибель, и таковой неверующий не увидит жизни вечной. Один путь ко спасению – вера в Искупителя; поэтому неверующие отходят в вечность грешниками, состоящими под гневом Божьим, непримиренными с Богом. И гнев Божий пребывает на таковых грешниках.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Согласно этому утверждению, Сын обладает тем же всемогуществом, что и Отец: это всемогущество проистекает из любви Отца к Сыну и единства между Ними. Вторая половина изречения также прозвучит в повествовании евангелиста об умовении ног на Тайной Вечере: Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его… ( Ин.13:3 ). Выражение «отдать в руку» (или «отдать в руки») указывает на передачу полноты власти 172 . Так, например, если отец передает сыну право собственности на земельный участок и контроль над управлением недвижимостью, он «отдает все в руки его». Отметим, что термин «Вседержитель» (παντοκρτωρ), в основе которого лежит образ Бога, держащего все в Своей руке, в христианской традиции – как литературной, так и иконографической – применяется как по отношению к Богу Отцу, так и по отношению к Иисусу Христу. Монолог Крестителя завершается словами: Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. Эти слова служат реминисценцией похожих утверждений из пролога ( Ин.1:12–13 ) и из беседы с Никодимом ( Ин.3:15–18 ). Обратим внимание на характерную для Иоанна Крестителя тему гнева Божия: согласно Матфею и Луке, она была лейтмотивом его проповеди. Приходившим к нему он говорил: Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?.. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф.3:7–10 ; Лк.3:7–9 ). В проповеди Иисуса выражения «гнев Божий» и «будущий гнев» отсутствуют, однако предсказания о конце мира и наказании нечестивых и в Его поучениях занимают существенное место. Рассмотренное повествование – при всех возможных оттенках в понимании отдельных его элементов – свидетельствует о тесной связи между, с одной стороны, образом воды и темой крещения, а с другой – ключевыми богословскими понятиями, относящимися к миссии воплотившегося Сына Божия, такими как: вера, истина, подаяние Духа верующим, любовь Отца к Сыну, всемогущество Сына, жизнь вечная. Рождение от воды и Духа, о котором говорилось в беседе с Никодимом, неотрывно от той практики крещения, которая имеет начало в деятельности Иоанна Крестителя, которую Иисус наполнил новым содержанием и которая после Его воскресения, по Его заповеди, была продолжена Его учениками. 4. Беседа с самарянкой Следующий большой сюжет, который нам предстоит рассмотреть, – беседа Иисуса с самарянкой. Это событие стоит особняком во всем корпусе Четвероевангелия, поскольку является единственным, происходившим в Самарии; все остальные события евангельской истории происходят либо в Галилее, либо в Иудее. Матфей и Марк вообще не упоминают о том, что Иисус посещал Самарию. Отрывочные сведения о прохождении Иисуса через Самарию имеются у Луки ( Лк.9:52–53 ; Лк.17:11 ), однако не упоминается ни о каких событиях, связанных с посещением Самарии. И только Иоанн рассказывает о нескольких днях, проведенных Иисусом в Самарии, и о Его беседе с женщиной из города Сихарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

15–17. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь – Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев. Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими – правду. (За сие, яко был ecu оставлен и возненавиден, и не бе помогающего те, положу тя в радость вечную, веселие родом родов. И изссеши млеко языков и богатство царей снеси, и уразумееши, яко Аз Господь спасаяй тя и избавляяй тя Бог Израилев. И вместо меди принесу те злато, и вместо железа принесу те серебро, и вместо древес принесу те медь и вместо камения железо: и вдам князи твоя в мир и надзиратели твоя в правду). Велик гнев Божий, но еще несравненно более милость Божия. Иерусалим был оставлен и Богом и даже своими обитателями, был в ненависти у соседей и в таком состоянии оставался беспомощным: в этом проявился гнев Божий; а через то Иерусалим испытывал глубокую скорбь в течении жизни двух-трех поколений (семидесяти лет). За то, когда минет гнев Божий, минует и время скорби Иерусалима. Он будет наслаждаться радостью в роды родов, вечно. Эта радость будет прежде всего следствием совершенного довольства: Иерусалим будет питаться молоком народов, содержаться богатством царей, иначе – у него будет неистощимое обилие средств, к безбедной жизни. А из этого он поймет, что его Спаситель есть Господь Бог. – Богатству жизненных средств будут соответствовать крепость и великолепие его внешнего устройства. Господь даст ему для этого вместо меди золото, вместо железа серебро, вместо дерева медь, вместо камня железо. Так, новое устройство святого города будет превосходным в отношении крепости, изящества и благородства, и в нем, будут мир и правда: сами князья и начальники народа будут как бы олицетворением правды и мира. 18. Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою. (И не услышится посем неправда в земле твоей , ни сокрушение, ни бедность в пределех твоих, но прозовется спасение забрала твоя, и врата твоя хвала).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

22 . Итак, братия, поистине должны вы при помощи свободного решения не делать зла и творить добро, ибо это повелевает нам закон Божий, [изложенный] в Священных Книгах, как в ветхих, так и в новых; однако постараемся прочесть и с помощью Господней уразуметь сказанное апостолом: Поскольку не оправдается от закона никакая плоть перед Ним, ибо познание греха – через закон 126 . Смотрите, что он говорит: познание, а не уничтожение. Когда же человек познал грех , если только благодать не поможет уберечься от познанного, тогда закон без всякого сомнения производит гнев. Это говорит апостол в другом месте, именно такими словами: Закон производит гнев. А говорит так апостол, поскольку большим является гнев Божий в отношении преступника, который посредством закона узнает грех и все же совершает его; ведь подобный человек преступник закона, как апостол сказал в другом месте: Ибо где нет закона, нет и преступления 127 . Потому он же и в другом месте говорит: Чтобы служить [Богу] в новизне духа, а не в ветхости буквы 128 . Здесь угодно ему, чтобы под ветхостью буквы мы понимали закон, а под новизной духа что, если не благодать? И чтобы не сочли люди, что он обвиняет или отвергает закон, апостол тотчас ставит сам себе вопрос и творит: Что же скажем? Неужто закон есть грех? Да не будет! Дальше добавляет: Но я узнал грех не иначе, как посредством закона; вот что значат приведенные выше слова: познание греха – через закон. И далее говорит: Ибо я не понимал бы пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Так что, получив повод, грех посредством заповеди произвел во мне все пожелание. Ведь без закона грех мертв. А я жил некогда без закона; когда же пришла заповедь, грех ожил, а я умер; и заповедь, бывшая в жизнь, оказалась мне в смерть. Ибо грех, взяв повод от заповеди, обманул меня и убил ею. Поэтому закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак, неужели доброе сделалось для меня смертью ? Да не будет! Но грех, чтобы явиться как грех, посредством доброго причинил мне смерть, так что из-за заповеди грех или грешник становятся чрезмерными 129 . И в Послании к Галатам говорит: Однако же узнав, что человек оправдывается не от дел закона, а только лишь верой во Иисуса Христа, и мы уверовали во Иисуса Христа, чтобы оправдаться от веры Христовой, а не от дел закона, ибо от дел закона не оправдается никакая плоть 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

5). Итак возвратитесь к честному труду над своим собственным добром, а чужого не касайтесь, пока высшая власть, т.е. Учредительное Собрание, не установит каких-либо новых земельных законов. Слушайте же самое правило св. Отец: «Любостяжание и присвоение чуждого ради гнусного прибытка оглашается, яко дело отвратительное и страшное, и всяк, виновный в том, подлежит отчуждению от церкви Божией. Посему справедливым признается всех таковых отлучить от церкви, да не како приидет гнев на весь народ. Боюся бо, как глаголет писание, да не купно с собою погубит нечестивый праведного (Григ. 3). Видите, свв. Отцы и Вселенские Соборы не только повелевают отлучать от Церкви грабителей, но грозят гневом Божиим всему народу, который терпит их среди себя. – Спешите же, спешите возвратить заграбленное и всегда держите в уме своем заповедь Божию: «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». Самое пожелание завистливое есть нарушение заповеди, а грабеж – тяжкое преступление, привлекающее гнев Божий на весь народ. Гнев Божий уже открылся над страною нашей, меч его занесен над нашим народом: война, разорение и голод угнетают жителей городов и сел. Поспешим принести покаяние в наших грехах, в нашем нерадении, развращении и в тех позорных грабежах, которыми осквернена священная земля русская в настоящем году. Воззовем к Богу словами Пророка: «Господи Вседержителю Боже Израилев! стесненная душа и унылый дух взывает к Тебе. Услыши, Господи, и помилуй, ибо мы согрешили пред Тобой». ( Вар. 3, 1, 2 ). Но не словами только и даже не слезами только, но самым делом явите, братие, свое покаяние пред Господом, и Он снова обратит к нам лице Свое и избавить страну нашу от уничижения и по прежнему явит в ней Свою славу. Опубликовано: Церковный вестник. 1917. 18 ноября. 43–45 С. 399–401. Священный Собор всем чадам Православной Российской Церкви Благодать вам и мир от Бога и Отца и Господа нашего Иисуса ( Галат. 1, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование! (Горе Ассирием, жезл ярости моея и гнев есть в руку их). Жезл гнева Божия велик и крепок, он вполне соответствует степени гнева и могуществу разгневанного Господа. Вестник воли Божией и выразитель чувства гнева Иеговы, святой пророк с глубоким чувством страха решительно и определенно указывает этот «жезл», которым будет неоднократно поражен Еврейский народ, это – Ассирийцы. Эти могущественные и жестокие иноплеменники будут еще сильнее и яростнее в руке разгневанного Иеговы, как и обыкновенный грозный жезл или бич делается смертельным в руках крайне раздраженного властелина, когда он немилосердно бьет им своего непокорного раба. 6. Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах. (Гнев мой послю на язык беззаконен, и своих людий повелю сотворити корысти и пленение, и попрати грады и положити я в прах). Ассирийцы делаются сильным и грозным орудием в руках Господа, тем более, что осужденный принять многократные удары Еврейский народ крайне нечестивый и таким нечестием возбудил гнев Божий. Господь дает повеление Ассуру и оно должно быть выполнено по всей строгой правде: если судьи и старейшины израильские грабили вдов и сирот (ст.2), то Ассирийские войска тем с большей жестокостью и беспощадно ограбят этих грабителей; ограбленные врагами и презираемые своим народом, они будут потом даже попираемы копытами и колесами ассирийской конницы и ногами врагов-победителей, без всякого разбора, как грязь на улицах (по жестокому обыкновению восточных победителей). При этом и сами города их будут превращены в развалины, а груды развалин покроются пылью. Так будут уничижены потомки благословенного Авраама, дети тех праотцов, пред лицом которых Господь потопил конницу Фараона... 7. Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце – разорить и истребить немало народов. (Сей же не тако помысли и душею не тако возмне: но отступит ум его, и еже потребити языки не малы).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

     Третья польза от поста заключается в том, что чрез него мы совершаем служение Богу и соблюдением его воздаем Богу должную Ему почесть.      Ранее уже говорилось об Анне пророчице, которая в посте и молитвах служила Богу день и ночь. Сия благочестивая жена сохраняла пост не по установлению Закона, но по собственному своему произволению. Однако поскольку на это была воля Божия, таким постом, она истинно почитала Бога и Ему служила.      Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12, 1). Так апостол Павел призывает всех христиан к укрощению плотских страстей, сила которых особенно сдерживается и ослабляется постом, и сие-то умерщвление плоти он называет словесным, разумным служением.      Четвертая польза, происходящая от поста, состоит в том, что он служит лишь малой данью Богу за грехи, совершенные нами, и умилостивляет Его праведный гнев.      Так, сыны Израилевы постом умилостивили Бога и приобрели торжественную победу (см.: 1 Цар. 7). Также и Ахав, царь Израильский, хотя и был зло-честив, убийца и хищник, потому что насильно присвоил себе виноградник Навуфея и самого Навуфея убил, однако чрез пост получил некоторое оставление грехов и отчасти укротил гнев Божий постом и умерщвлением плоти (см.: 3 Цар. 21). Таким же образом и ниневитяне поступили: они отвратили гнев Божий общим и строгим постом (см.: Иона 3). То же было во времена Есфири (см.: Есф. 4) и Иудифи (см.: Иудифь 4), при которых народ избавился от предстоящей смерти вследствие поста. К сему и пророк Иоиль призывает всех людей такими словами: И ныне говорит Господь Бог ваш: обратитесь ко Мне всем сердцем своим, в посте, и в плаче, и в рыдании, и раздирай " те сердца ваши, а не ризы ваши (Иоил. 2, 12-13).      Пятая польза от святого поста состоит в том, что он вменяется в добродетель и чрез него испрашиваются блага временные и вечные.      Так, Анна, жена Елканова, постом испросила себе у Бога сына Самуила (см.: 1 Цар. 1). Преподобный Амвросий Медиоланский, объясняя это место Священного Писания, говорит так: " Чрево воздержанное приобрело сына " . Так, пророк Давид изнурял себя постом, чтобы испросить у Бога жизнь больному своему сыну (см.: 2 Цар. 12). Также и Сарра спасла жизнь свою от бесов оружием поста, и слова Христовы исполнились самим делом. Все святые прибегали к посту, как к сильнейшему прогонителю демонской силы. Вот слова о сем Самого Господа: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

В эти дни мы слышим слово суда над миром, над нами: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 10). Святой Предтеча говорит, что Бог отсечет от Себя избранный Им народ за его неверие и призовет других, чтобы обратить их к жизни веры. Мы видим, как подобное совершилось с русским православным народом, когда большинство его оказалось вне Церкви. И еще не такое увидим. Бог посылает нам скорби земные, чтобы пробудить нас от сна и беспечности Бог приходит на землю, чтобы отделить добро от зла: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3, 12). Обличение Предтечи относится ко всем, приходящим на Иордан, и ко всем нам сказано каждое слово его. «Ибо открывается гнев Божий с неба, – говорит апостол Павел, – на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1, 18). Не о явном только нечестии идет речь, но о всяком без исключения грехе. Бог посылает нам скорби земные, чтобы пробудить нас от сна и беспечности. Но пока мы не осознаем, что из каждого греха вырывается пламя вечного огня, мы не поймем, что нуждаемся в спасении. Однако мы погибаем, и эта гибель более страшная, чем все, что могут быть на земле. Над всеми нами тяготеет иная, ничем вовеки не устранимая угроза, более страшная, чем самые страшные беды, грядущие на землю. И сегодня Церковь говорит, что преждевременно слово о Божией любви, если вначале не развенчана ложь, будто совсем неплохо можно устроиться, и не расставаясь с грехом. Благодушие проповеди о любви не избавит людей от безразличия к истине, от холодности сердца и мечтательности. Пламя гнева Божия пылает вокруг нас, и гневом исполнено слово Предтечи. Как нам, грешным людям, понять этот гнев? Гнев человека не творит правды Божией, потому что к нему всегда почти примешивается наша плотская эгоистическая ревность. Однако Предтеча, оттого что он прошел через огонь покаяния, стал гласом Божиим.

http://pravoslavie.ru/143968.html

Вначале он говорит: " не может человек ничего принимать [на] [себя], если не будет дано ему с неба " (Иоан. 3:27); потом касается чего-то возвышенного, говоря: " приходящий свыше и есть выше всех " (ст. 31). Далее опять низводит слово к чему-то смиренному, между прочим говоря: " не мерою дает Бог Духа " (ст. 34); потом опять возвышает (слово): " Отец любит Сына и все дал в руку Его " (ст. 35); затем, зная, какую пользу приносит угроза наказания, и как многие водятся не столько обетованиями благ, сколько угрозами мук, заключает свою речь так: " верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем " (Иоан. 3:36). И здесь опять, говоря о наказании, возводит слово к Отцу. Не сказал: гнев Сына , хотя и Он есть судия, а представил им Отца, желая тем более устрашить. Но неужели, скажешь, достаточно веровать в Сына, чтобы иметь живот вечный? Никак. Послушай, как сам Христос объясняет это, говоря: " не всякий, говорящий Мне: " Господи! Господи! " , войдет в Царство Небесное " (Мф. 7:21). И одной хулы на Духа достаточно, чтобы быть ввержену в геенну. Но что говорить об одних догматах? Хотя бы кто право веровал и в Отца и в Сына и в Духа Святого, но если не живет, как должно, вера не принесет ему никакой пользы ко спасению. Поэтому также, когда Христос говорит: " сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога " (Иоан. 17:3), не подумаем, что этого и довольно для нашего спасения. Необходима еще добрая жизнь и благоповедение. И хотя Иоанн сказал: " верующий в Сына имеет жизнь вечную " , но затем присовокупляет еще нечто более сильное (так как он слагает речь свою не только из утешительных, но и из противоположных слов, и смотри, каким образом); он прибавляет: " а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем " Однакож и отсюда мы не должны заключать, что довольно одной веры для спасения. Это доказывают многочисленные места в евангелии, где говорится о жизни. Поэтому-то Иоанн и не сказал: в этом одном состоит жизнь вечная , или: только верующий в Сына " имеет жизнь вечную " ; но о том и другом он говорит только вообще, что в них есть жизнь вечная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Воспринятые рассудком и чувством, греховные помыслы пробуждают греховные желания и склоняют волю человека на греховное дело. Совершенный грех свидетельствует о пренебрежении законом Божиим, порождает отчуждение от Бога, и как следствие наступает духовное умирание человека. Грех вызывает гнев Божий. Священник Павел Флоренский говорит, что грех – это не творческий акт, а «существо и вещество самости, и она (самость) всецело им определяется». 183 Святитель Иоанн Златоуст утверждает, что «нет ничего столь тяжкого и неудобоносимого, как грех и преслушание», именует грех «великим злом», «проказой душевной», действием человека «против воли Божией», «опьянением души». 184 В Библии часто говорится о греховности человека. Ее проявления многочисленны, разнообразны и начинаются то беззаконием и несправедливостью, то мятежом и насилием. Перечень греховных поступков начинается повествованием об Адаме и Еве, нарушивших заповедь Божию ( Быт. 2, 16–17 ), сознательно противопоставивших себя Богу и решивших стать «как боги, знающие добро и зло» ( Быт. 3:6 ). С этого момента «история распространения и развития человечества стала одновременно историей распространения первородного греха». 185 Грех как удобопреклонность ко злу вошел в сердца людей. Господь Иисус Христос говорит, что сердце человека – источник оскверняющих его «злых помыслов, прелюбодеяний, любодеяний, убийств, краж, лихоимств, злобы, коварства, непотребства, завистливого ока, богохульства, гордости, безумства» ( Мк. 7:21 ). Апостол Павел не раз в своей проповеди обличает грех и призывает к борьбе с ним. Так, в Послании к Римлянам он пишет: «И как язычники не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы,… горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы ( Рим. 1, 28–31 ). «Итак, умертвите земные члены ваши, – пишет апостол к колосским христианам, – блуд, нечистоту, страсть, злую похоть, любостяжание, которое есть идолослужение, за которое гнев Божий грядет на сынов противления ( Кол. 3:5–6 ). А теперь…отложите… гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (ст. 8–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010