2:4) и прочее. Блажен муж, который не ходил на совет нечестивых и на пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел (Пс. 1:1–2).   О том же Когда человек от вышепоказанной опасности уклонится, то безопасно и свободно ходит. Так грешник, когда к Богу всем сердцем обратится, и с пути нечестивых сойдет, и начнет в покаянии истинном жить, то уже свободен бывает от надлежащего Божиего гнева и уже, вместо гнева Божиего, на милость Божию надеется и ее ждет. Суд и гнев Божий не падает на грешников кающихся, ибо того и хочет, и ждет от нас Бог, чтобы мы к Нему обратились и каялись. Так висел гнев Божий над ниневитянами, но когда они обратились и покаялись, то не пал на них гнев Божий, но вместо гнева познали милость Божию. И видел Бог дела их, что обратились от путей своих лукавых; и пожалел Бог о зле, о котором сказал, что наведет на них и не навел (Ион. 3:10). Услышу, что скажет во мне Господь Бог мой, как изречет Он мир на народ Свой, и на преподобных Своих, и на обращающих сердца к Нему (Пс. 84:9). Этот мирный ответ от благости Божией и всякое кающееся сердце получит. О, воистину блажен тот человек, который, сойдя с пути нечестивых, находится в истинном покаянии. О таком бывает радость у Ангелов Божиих на небе (Лк. 15:10). Если благодатью Божиею подвигнешься к этому доброму делу, христианин, стой и крепись, возлюбленный, в том до конца, да и в том веке с Ангелами поселишься, и с ними будешь славить Преблагого Бога во веки веков. Не начало, а конец хвалится. Начни хорошо, окончи хорошо – и блажен будешь. Близ боящихся Его (Бога) спасение Его (Пс. 84:10). Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни, – говорит тебе Господь (Откр. 2:10). 50. Сеть   В этом мире видим, как рыболовы бросают свои сети в воду и их раскидывают, чтобы поймать рыбу. Так диавол с бесами своими везде различные сети на нас, о христианин, раскинул. Раскинул в доме, раскинул на пути, раскинул в городах и селах, раскинул в пустыни, раскинул на земле и в море. Скрыл сети в пище, в питье, в сластолюбии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   Грех — это самое роковое обвинение против человеческого рода, против всего, именуемого человеком. И никто из людей не может оправдать человека в этом обвинении, ибо все грешны, все — под обвинением. Естественно, что пречистое и пресвятое Божие естество гневается на грех как на нечто противо-Божие и противоестественное. Апостол, сверху донизу пронизывающий взором всю трагичность человеческого существа, обезвоженного и пораженного смертью, возвещает с высоты своих Божественных видений: «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим.1:18; ср.: Рим.2:8), то есть на всякий грех, который всегда коренится в безбожии, в противлении Богу и в неправде, которая есть нечто онтологически богоборческое. Лишь в безгрешной Личности Богочеловека человеческое естество предстало Богу без греха, полностью святым и совершенным. И когда безгрешный Господь по человеколюбию принес Себя в крестную жертву, тогда с человеческого естества вообще снято обвинение и укрощен Божий гнев.    В Личности безгрешного Богочеловека человеческое естество впервые было оправдано перед Богом и гнев Божий был от него отвращен. Поэтому Спаситель во всецелой Своей Богочеловеческой Личности и во всех Своих делах являет Собой и действительно есть умилостивление перед Богом за наши грехи, по слову святого Воанергеса: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:2; ср: 1Ин.4:10). Оправдания перед Богом достигает каждый человек, в подвиге веры соединяющийся с безгрешным Господом Иисусом. Эту бесконечно таинственную и спасительную истину возвещает богоглаголивый Апостол: «Христос, когда еще мы были немощны» (то есть были порабощены грехом, ибо грех — это единственная сила, расслабляющая человеческое существо и делающая его немощным), «в определенное время умер за нас, безбожников» (в синод. тексте: «за нечестивых. — Примеч. пер.») — (то есть за всех людей, ибо грех — это единственная сила, уводящая от Бога и обезбоживающая человеческое существо). «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам» (то есть ко всем людям вообще) «доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим.5:6-10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во-первых, Иудею, потом и Еллину. Здесь слово во-первых означает первенство в порядке, а не преимущество в благодати; ибо иудея не должно предпочитать потому, будто он больше получает оправдания: он только удостоился получить оное прежде; почему словом во-первых выражается только первенство в порядке речи. Открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. Сказав, что благовестие есть во спасение, объясняет, как оно есть во спасение. Нас, говорит, спасает правда Божия, а не наша. Ибо какую можем иметь правду мы, проклятые в делах и растленные? Но Бог оправдал нас, не от дел, но от веры, которая должна возрастать в большую и большую веру, ибо недостаточно того, чтобы сначала уверовать, но мы должны восходить от первоначальной веры в веру совершеннейшую, то есть в состояние непоколебимое, и твердое, как и апостолы сказали Господу: умножь в нас веру (Лк.17:5). А сказанное, то есть что мы оправданы правдой Божией, подтверждает словами из пророчества Аввакума: праведный же, - говорит, - верою жив будет. Так как дарованное нам Богом превосходит все мысли человеческие, то по справедливости нужна для нас вера: ибо если бы мы начали выведывать дела Божии, то потеряли бы все. Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Начав с того, что доставляет большие блага, и сказав, что правда Божия открывается чрез благовестие, употребляет теперь выражения, которые могут устрашить, ибо знал, что большая часть людей привлекается к добродетели страхом. Так и Господь Иисус, говоря о Царствии, говорит и о геенне. И пророки сначала предлагают обетования, а потом угрозы. Ибо первое есть дело предваряющей воли Божией, а последнее - следствие нашего нерадения. Обрати внимание на порядок речи: пришел - говорит - Христос и принес тебе оправдание и прощение; если не примешь их, то открывается гнев Божий с неба, очевидно, во время второго пришествия. И теперь мы испытываем гнев Божий, но к исправлению, а тогда - только к наказанию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава 34. Суд Божий над язычеством 1–2. Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все рождающееся в ней! Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание. (Приступите языцы, и услышите князи: да слышит земля, и живущии на ней, вселенная и людие иже на ней. Зане ярость Господня на вся языки, и гнев на число их, еже погубити их, и предати я на заклание). Язычники, ревностные служители идолопоклонства, заглушивши в себе голос совести и разума, не познали Господа своего, не предвидели и своей неминуемой казни; наконец они должны выслушать определение Господне о своей будущности. Их ожидает великий, но праведный гнев и суд Божий, они сделаются жертвой меча Бога-Промыслителя. 3. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. (И язвеннии их повергнутся, и мертвецы, и взыдет их смрад, и намокнут горы кровию их). Не воздавая чести Богу, язычники погибнут сами в полном бесчестии. Все они, как раненые, так и убитые, будут с отвращением оставлены на поле казни непогребенными и подвергнутся тлению, от них пойдет смрад, как бы во свидетельство их отвратительной жизни, и горы, на которых они будут избиваемы, не только оросятся их кровью, но даже и намокнут; так неценна кровь нечестивых. 4. И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. (И истают вся силы небесные, и свиется небо, аки свиток, и вся звезды спадут яко листвие с лозы: и якоже спадает листвие смоковницы). Тщетно язычники будут ожидать своего спасения от сил небесных и от идолов своих, представляющих собой небо на земле. Все идолы, представляющие солнце, луну и звезды, как бы целое небо, истают – исчезнут из виду, и небо это, распростертое по лицу земли, свиется или свернется как книжный свиток, после чего уже не видно будет их; Господь стряхнет эти звезды, как листья с виноградной лозы или как листья со смоковницы, – легко и скоро.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Господь Иисус Христос говорит: «сказано древним», чтобы скрыть Свое авторство Закона Божия до времени. Блаж. Феофилакт пишет: «…если бы сказал: Я говорил древним, то едва ли стали слушать Его. Поэтому говорит неопределенно». Заповедь «не убивай, кто же убьет, подлежит суду» была установлена для того, чтобы люди, ценя свою свободу и жизнь, не покушались на жизнь и свободу других людей. Мегед эт мегет (мера за меру) – этот принцип действовал в Законе Божием, научая человека ценить права другого человека, заботясь о себе в другом. Только тот человек, который совершенно не ценил свою собственную жизнь, мог позволить себе восставать на жизнь другого человека. Действуя так, он подпадал под наказание Закона Божия по принципу: «мера за меру». Таким образом Закон Божий научал человека в жизни другого человека любить и свою собственную жизнь. Но Христос не хотел ограничивать исполнение Закона только страхом наказания за нарушение закона. Он возводит Закон на более высокий духовный уровень. Далее мы читаем: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: „рака“, подлежит синедриону; а кто скажет: „безумный“, подлежит геенне огненной» ( Мф. 5:22 ). Здесь мы видим, насколько нравственность и мораль Нового Завета превосходит ветхозаветную мораль и нравственность. Там (в Ветхом Завете) человекоубийца – тот, кто зарезал, а здесь – и тот, кто обидел. Таким образом Христос показывает и предысторию греха. Ведь действительно, человек сначала гневается и лишь потом убивает. Останови человек вовремя гнев, не будет и убийства. И в этом смысле все грехи, в том числе и самые страшные, совершаются человеком сначала в его сердечном произволении и лишь потом реализуются в его, человека, поступках. Сказано: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф. 15:19 ). Но, с другой стороны, Сын Божий не запрещает здесь совсем гневаться. Поэтому Он и говорит: «гневающийся на брата своего напрасно». Словом «напрасно» Он показывает, что есть и ненапрасный гнев. Блаж. Феофилакт пишет: «Кто гневается на брата своего, тот будет осужден; но если кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден». Гневался и Сам Сын Божий! Сказано: «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их…» ( Мк. 3:5 ). Так что надо отличать гнев напрасный от гнева ненапрасного.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Далее мы читаем: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5: 22). Здесь мы видим, насколько нравственность и мораль Нового Завета превосходит ветхозаветную мораль и нравственность. Там (в Ветхом Завете) человекоубийца – тот, кто зарезал, а здесь – и тот, кто обидел. Таким образом Христос показывает и предысторию греха. Ведь действительно, человек сначала гневается и лишь потом убивает. Останови человек вовремя гнев свой, не будет и убийства. И в этом смысле все грехи, в том числе и самые страшные, совершаются человеком сначала в его сердечном произволении и лишь потом реализуются в его, человека, поступках. Сказано: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19). «Кто гневается на брата своего, тот будет осужден; но если кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден» Но, с другой стороны, Сын Божий не запрещает здесь совсем гневаться. Поэтому Он и говорит: «гневающийся на брата своего напрасно » . Словом «напрасно» Он показывает, что есть и не напрасный гнев. Блаженный Феофилакт пишет: «Кто гневается на брата своего, тот будет осужден; но если кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден» 15 . Гневался и Сам Сын Божий! Сказано: «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их…» (Мк. 3: 5). Так что надо отличать гнев напрасный от гнева не напрасного 16 . И мы читаем далее: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24). Здесь говорится о наших отношениях с братьями нашими, не с чужими, а со своими. Нам надо научиться отличать своих от чужих; Христос это делал. На просьбу хананеянки помочь ей Господь ответил: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15: 26). Посылая апостолов на проповедь, Господь говорил им: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10: 5–6). Теперь Новый Израиль – Божий и новые дети Авраама – это православные христиане. Прежний Израиль отпал от благодати и соделался быти неверными и отступниками. Но и у христиан хватает собственных проблем…

http://pravoslavie.ru/94858.html

" Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков " (Рим. 1, 18). И как только падет, последует вечная смерть бедного грешника. Так пал гнев Божий на содомлян, и погибли; пал на ожесточенного фараона, и он утонул в море, как олово, со всем своим воинством; пал на беззаконных Израильтян в пустыне и умертвил их: " гнев Божий пришел на них, убил тучных их " (Пс. 77, 31). Ах, бедный грешник! Меч острый над тобой висит, грозит смертью, и если не сойдешь с места, падет он на тебя. Сойди, чтобы не пал он, не поразил тебя и не рассек, не подверг тебя одной участи с лицемерами (Мф. 24, 51) (104, 424-425). Если люди не чувствуют карающей руки Божией в бедственных обстоятельствах и не только от грехов не отстают и не каются, но и прилагают грехи к грехам, то нужно непременно ожидать еще большего бедствия. Поэтому нужно, познав и признав свои грехи и беззакония, просить от глубины сердца: " Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся! " (Пс. 79 8) (104, 1191). И благочестивые люди не без греха, а грех без наказания не бывает, потому и благочестивых здесь наказывает Бог, чтобы там не наказывать. Об этом апостол говорит: " Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром " (1 Кор. 11, 32). Благочестивым Бог посылает наказание от любви, а не от гнева, так отец наказывает своих детей, но не умерщвляет, бьет, но не убивает. Об этом наказании говорит апостол: " Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? " (Евр. 12„ 6-7). И здесь проявляется правда Божия: хотя она соединена с милостью и человеколюбием, но и малых грехов не оставляет без наказания (104, 1193). Беззаконие, оставленное без наказания, есть дверь к другим беззакониям. Так возникает привычка к греху и ожесточение в грехе, а потом - явная гибель. Оставлять преступника без наказания - не милость, но бесчеловечность и безумие, которое и милостивого приведет к гибели ... Плохо проявлять милость там, где требуется наказание, плохо прощать и щадить того, кто не оставляет греха и не кается. Ненаказанный грех дает повод к другим грехам, и один прощенный злодей многим подает поощрение к злодеянию (104, 14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Иисус Христос о степени наказания, соответствующей степени виновности, высказался о поступках фарисеев так: «Фарисеи снедают домы вдовиц, и виною далече (т.е. лицемерно, долго) молятся; сии приимут лишнее осуждение» ( Лк.20:47 ; Мк.12:40 ). И св. ап. Павел учит, что воздаяние будет по делам. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует о вечности мучения в геенне, когда говорит: «И пойдут сии (т.е. грешники) в муку вечную». Значит, для осужденных после всеобщего суда Христова жизнь составит нескончаемое мучение. То же учение о вечности мучений грешников за гробом находим и у св. Иоанна: «А не верующий в Сына, не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Отсюда заключаем, что вечная смерть – за неверие. Неверующие отходят в вечность грешниками, следовательно, подлежащие гневу Божьему за грех, и гнев Божий падает на них. Слово «пребывает» означает вечность, показывая, что гнев Божий никогда уже не отступит от таковых, и не увидят они жизни. В одной из бесед Своих Иисус Христос так учил о вечности мучения: «если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в царство Божье, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную: где червь их не умирает и огонь не угасает» ( Мк.9:43–48 ). Тоже предостережение приводится и у св. Матфея (18:8). О вечности, нескончаемости гееннского мучения, а равно и блаженства, Господь Иисус Христос высказался еще и в другом месте – вспомним ответ Авраама несчастному богачу, осужденному на вечное мучение в геенне: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Слова: «великая пропасть», кроме своего буквального значения, что пространство между раем и геенною так велико, что ни праведники не будут ни видеть, ни слышать осужденных, ни осужденные – праведников после всемирного суда, «великая пропасть» означает еще и вечность блаженства и вечность мучений. Разность нравственного состояния праведников и осужденных так велика, что утвердившиеся во зле уже не могут сделаться праведными, способными к райской жизни, так же как праведные не могут уже быть злыми, следовательно – способными к жизни гееннской. Здесь говорится об осужденных, как уже совершенно не способных к жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Кто же это? — Постоянные и непоколебимые в вере, и всегда плодовитые в деле Господнем, и образ Небесного, в своем послушании Ему, в себе несущие. Потому что, «иже не верует в Сына», согласно Евангелисту Иоанну говорит Господень Предтеча, — «не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36); а гнев Божий может ли кто выдержать? — Страшно, братие, впасть в руки Бога живого; ибо если мы страшимся рук врагов, в то время как Господь говорит: «Не убойтеся от убивающих тело» (Мф.10:28), то кто имеющий ум не устрашится рук Божиих, во гневе поднимающихся против неверующих? Ибо гнев Божий откроется против всякой души тех, которые в распутстве и насильничестве проводят жизнь, не зная обращения, и «Истину подавляют неправдой» (Рим.1:18).    Итак, будем бежать от сего гнева; и, путем покаяния, потщимся получить милость и сострадание Всесвятого Духа. Если кто имеет к кому ненависть, пусть помирится и возвратится к любви, чтобы его ненависть и вражда с ближним не послужили свидетельством против него того, что он Бога не любит: ибо если брата своего, которого видишь, ты не любишь, то Бога, Которого не видишь, как можешь любить? Имея же любовь друг к другу, мы имеем любовь истинную, нелицемерную и делами ее обнаруживаем: в том, чтобы ничего и не говорить и не делать, — более того даже и не допуская слушать того, — что оскорбительно или вредно для нашей братии, как и возлюбленный Христу Богослов научил нас, говоря: «Братие, не любите словом и языком, но делом и истиною» (1Ин.3:18). Если кто впал в блуд или прелюбодеяние или подобную телесную нечистоту, да отступит от сей позорящей скверны и да очистит себя путем исповеди, слезами и постом и подобными подвигами: потому что блудников и прелюбодеев нераскаявшихся Бог будет судить и осудит, и отошлет от Себя и предаст геенне и неугасимому огню и иным вечным мукам, говоря: Да возмется скверный и проклятый, и да не увидит и не насладится славою Господней. Вор или явный хищник и насильник, пусть уже не крадет, не насильничает, не похищает чужого, но — и от своего да даст неимущим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

Основная, вероучительная часть Послания к Римлянам имеет свою внутреннюю логику, свое сквозное тематическое развитие. Главная тема этой части – осмысление той Благой Вести, которая была принесена Иисусом Христом и пришла на смену Ветхому Завету. Как соотносится благодать, дарованная через Христа, с законом Моисеевым? В чем ценность этого закона и в чем его ущербность? В чем подлинная новизна христианства? На эти вопросы отвечает вероучительная часть послания, попутно затрагивающая множество других тем. В частности, Павел в ней подробно излагает свое понимание язычества, которому сначала противопоставляется иудейская традиция, но затем обе традиции рассматриваются в свете нового откровения, полученного через Иисуса Христа. 1. Язычество (1:18–32) Рим был одной из главных столиц языческого мира. Значительная часть адресатов Послания к Римлянам – христиане, обращенные из язычества, – по своему воспитанию и культуре были частью этого мира. Они влились в христианскую общину, не будучи укоренены в вере в Единого Бога, не зная ветхозаветных писаний. Павел, воспитанный в строгой традиции иудейского монотеизма, считает необходимым с самого начала обозначить свое отношение к язычеству: Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны ( Рим. 1:18–20 ). Гнев Божий – важнейшее понятие Ветхого Завета, присутствующее также в проповеди Иоанна Предтечи и Иисуса Христа, как она отражена в Евангелиях ( Мф. 3:7 ; Лк. 3:7; 21:23 ; Ин. 3:36 ). Павел употребляет это понятие в его исконном ветхозаветном смысле – как обозначение реакции Бога на злые дела людей вследствие их уклонения от истины. По замечанию одного из комментаторов Послания к Римлянам, гнев Божий – не страстная ярость, а осуждение, которому подвергаются грех и грешники, когда сознательно восстают против Бога. 55

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010