В самом деле: в первых трёх стихах 36 главы поименованы три жены Исава: Ада, дочь Елона Хеттеянина, Оливема, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, и Васемафа, дочь Измаила, сестра Наваиофа. О жёнах Исава говорено было несколько ранее в 28:9 и 26:34. При сопоставлении указанных мест с началом 36 гл., нельзя не заметить существенного различия между ними: первая жена Исава Ада, дочь Елона Хеттеянина, ранее называется Васемафа – именем третьей жены, измаильтянки, которая в 28:9 названа Махалафа; на место второй жены, хеттеянки Иегудифы, дочери Беэра, в 36 гл. является Оливема, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина. В объяснение этого различия одни предполагают, что у Исава было не три жены, а пять; другие – что у них было по два имени: третьи – что Исав переменил их первоначальные имена, и наконец, четвёртые обвиняют в перемене имён переписчиков, которые копировали свящ. текст ещё до написания книг Паралипоменон, где 36 гл. помещена почти целиком. Но сравнение соответствующих стихов показы- —127— вает, что ни одна из этих догадок не может быть признана удовлетворительной; различие остаётся необъяснимым. Далее: в стихах 6 и 7 указываются причины удаления Исава из Ханаана и поселение его на горе Сеир: и пошёл (Исав) в другую землю от лица Иакова, брата своего; ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их. Отсюда видно, что Исав переселился в Сеир только по возвращении Иакова из Месопотамии и уступил Ханаан младшему брату, как сильнейшему (пошёл от лица Иакова, брата своего); разлучение братьев описывается почти буквальными выражениями 13 главы, где говорится об Аврааме и Лоте. В предшествующих главах, отношения между братьями изображаются иначе. По 32-й главе, Иаков на обратном пути из Месопотамии посылает пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом – известить господина своего Исава, дабы приобрести благоволение пред очами его. Исав идёт с Сеира навстречу во главе отряда в 400 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О женах Исава говорено было несколько ранее в Быт.28:9 и Быт.26:34 . При сопоставлении указанных мест с началом 36-й гл., нельзя не заметить существенного различия между ними: первая жена Исава Ада, дочь Елона Хеттеянина, ранее называется Васемафа – именем третьей жены, измаильтянки, которая в Быт.28:9 названа Махалафа; на место второй жены, хеттеянки Иегудифы, дочери Беэра, в 36-й гл. является Оливема, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина. В объяснение этого различия, одни предполагают, что у Исава было не три жены, а пять; другие – что у них было по два имени; третьи – что Исав переменил их первоначальные имена, и наконец, четвертые обвиняют в перемене имен переписчиков, которые копировали свящ. текст еще до написания книг Паралипоменон, где 36-я гл. помещена почти целиком. Но сравнение соответствующих стихов показывает, что ни одна из этих догадок не может быть признана удовлетворительной; различие остается необъяснимым. Далее: в стихах 6-м и 7-м указываются причины удаления Исава из Ханаана и поселения его на горе Сеир: и пошел (Исав) в другую землю от лица Иакова, брата своего; ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, но множеству стад их. Отсюда видно, что Исав переселился в Сеир только по возвращении Иакова из Месопотамии и уступил Ханаан младшему брату, как сильнейшему (пошел от лица Иакова, брата своего); разлучение братьев описывается почти буквальными выражениями 13-й главы, где говорится об Аврааме и Лоте. В предшествующих главах отношения между братьями изображаются иначе. По 32-й главе, Иаков на обратном пути из Месопотамии посылает пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом – известить господина своего Исава, дабы приобрести благоволение пред очами его. Исав идет с Сеира навстречу, во главе отряда в 400 человек. Иаков, узнав об этом, очень испугался и смутился и в горячей молитве по этому случаю, просит Бога: избавь меня от руки брата моего, от руки Исава; ибо я боюсь его, чтобы он пришед, не убил меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Иер.12:9 и 14; Иез.34:5, 8, 14, 25 и 28, 17:23). § 17. Гл. 12:1–6: пророчество о временах спасения и благодати Изложение содержания. – «В тот день», когда соберет Господь рассеянных Израильтян у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря (см. Ис.11:11 и 12), Израиль воспоет хвалебную, благодарственную песнь Спасителю Богу, в которой Израиль будет благодарить Бога за то, что Он отвратил гнев Свой от Израиля и помиловал его, и теперь Израиль не боится врагов, потому что «Господь – сила его и пение его, и Он был ему во спасение» (12:1 и 2). Спасенные Израильтяне будут в радости почерпать и пить воду из источников спасения и будут в тот радостный день возбуждать друг друга к проповеданию среди всех народов о славных делах Божиих (ст. 3–5). Радоваться и веселиться будут обитатели Сиона; потому что Святый Израилев возвеличится среди них (ст. 6). 1. Какое время нужно разуметь под, «днем» спасения и благодати, изображаемым в 12-ой главе? – По контексту речи (см. гл. 11), характерными событиями этого времени являются устроение царства Еммануила из язычников вместе с евреями и затем последовавшее собрание остатка народа Божия, рассеянного между всеми народами, «снова» в земле обетованной (11:10–12, 14–10) под владычеством Иеговы, «Святаго Израилева» (12:6). Посему под этим днем нельзя разуметь времени возвращения Иудеев из плена Вавилонского, а нужно разуметь то еще неисполнившееся время, когда после вступления в церковь Христову «полнаго числа язычников весь Израиль спасется» ( Рим.11:25–27 ), уверовав в Иисуса Христа, как своего Господа, и когда Иерусалим, попираемый теперь язычниками ( Лк.21:24 ), сделается опять центром царства Божия из Иудеев. 2. Что нужно разуметь под «источниками спасения», из которых Израиль будет в то время почерпать воду ( Ис.12:3 )? – Вода, как спасительное средство в церкви Божией, имеет двоякое символическое значение: значение откровенного, божественного учения (см. Ис.11:9 ; Сирах.24:25–29 и др.) и значение оживляющей благодати Св. Духа ( Ин.7:37–39 и др.). Посему под источниками спасения в церкви Христовой нужно разуметь евангельское учение Иисуса Христа и Его апостолов в священном Писании и Предании и таинства св. церкви, чрез которые верующим подаются благодатные дары Св. Духа для блаженного бессмертия и жизни вечной. § 18. Гл. XIII, 28: пророчество о Вавилоне

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Так, в дни царя Езекии, полководец Рапсак возвещал злую волю своего «великого царя, царя Ассирийского», Сеннахерима осажденным жителям Иерусалима, как бы смертный приговор, со страшными угрозами (гл.36:4–7,12–13 и др.; ср. Дан.3:4–5 и др.). Но не так будет возвещать волю Божию Отрок Божий – Мессия. Исполненный дарований святого Духа, в сознании святости своего дела и неотступного покровительства Его делу со стороны Всемогущего, Отрок Божий но будет вопиять или кричать вне дома, т.е. на улицах и площадях города: действуя в духе кротости, Он будет Словом своим не порицать и угрожать, а убеждать и утешать; и силою своего Духа будет не поражать и сокрушать, а поддерживать и оживотворять. Однако Он и не ослабит своей деятельности: Его кротость не есть Его слабость, какая бывает от утомления или от страха (ст.4). Когда Его борьба с врагами потребует грозного слова и карающего могущества, то Он не умолчит, а возопиет на врагов своих с крепостью и сокрушит их, как Бог сил (ст.13–14 и др.), ибо имя Его не только Иаков и Израиль (ст.1), но и «Бог крепкий, Властелин» (гл.9:6,7–8,11,19–21). Кто же этот «Отрок Божий»? – Предвидя само рождение этого Божественного Отрока, великий Пророк возвестил Его имя: «Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы утвердить его и укрепить его судом и правдой от ныне и до века» (гл.9:6–7). Это имя Отрока Божьего объемлет все свойства Его чудной природы и выражает все совершенство Его служения в мире. А такое имя никому не может принадлежать, как только Единородному Сыну Божию. Так это засвидетельствовал Архангел Гавриил, благовествуя Пресвятой Деве о зачатии Иисуса Христа ( Лук.1:30–33 ). Но, при всем совершенстве свойств Лица и всемогуществе Своей власти, Единородный Сын Божий Христос Спаситель был именно истинно кротким Отроком Господним. Он Сам благоволил сказать о Себе – в утешение всех огорченных и страждущих: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Пророк говорит: Он дан нам, разумеется всем, не только грешным, но и праведным; ибо Его явление необходимо для спасения всех, даже и таких благочестивых людей, как сам пророк Исаия, потому что все повинны перед Богом и должны бить примирены с Ним (гл.53:4–6; 64:6–8; Пс.48:8–11 ). Как Сын Богом данный, сей Младенец есть наследник праотеческих благословений и исполнитель божественных обетований: по праву наследия Ему принадлежит начальство или владычество. По сему праву Сын Божий получит «народы в наследие Себе и пределы земли во владение Себе» ( Пс.2:7–8 ). Велико и дело этого владычества, но оно будет на собственных плечах Его, а не на сотрудниках, помощниках или советниках Его; потому что помощь человеческая в деле спасения самих же людей от греха и вечной смерти невозможна, это возможно только для всесвятого и всемогущего Сына Божия. Но если и обыкновенные цари-герои в древности, совершая самолично подвиг завоевания и победы, ставили это себе в превосходную честь 20 : то тем большей чести достоин победитель всех народов – Еммануил, совершивший это дивное дело всемогущей десницей своей. Он с совершенным правом скажет о Себе: «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною: и Я топтал их во гневе Моем, и попирал их в ярости Моей.. Я смотрел и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего: но помогла Мне мышца Моя» ( Ис.51:5; 63:3,5 ; Пс.44:5 ). Соответственно чрезвычайной природе и превосходным свойствам характера, а также высокому назначению и разносторонней совершеннейшей деятельности Владыки – Спасителя Сына Божия, Ему дано будет несколько имен, из которых одно знаменательнее другого. Его имя –великого света Ангел или Вестник. В противоположность лукавым, низким, несбыточным советам союзных царей – врагов престола Давидова и царства Божия (гл. 7:2,5–7; 8:9–10; 28:8,14–22; 31:6), Сын Божий – обетованный потомок Давида будет Вестником великого совета. Этот совет есть предвечное определение воли Царя Небесного о низложении всякого царства лжи и зла, о просвещении человечества и спасении его от греха, проклятия и смерти (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Затем применительно к духовному толкованию смысл, по нашему мению, таков. Сидоняне значат ловцы, о которых и в Псалмах написано: душа наша яко птица, избавися от сети ловящих (Псал. 128:7), и в Притчах: „око блудницы — сети грешника“ (Притч. гл. 23). Есть и в хорошем смысле, противуположные этим ловцы, о которых и Иеремия пишет: се Аз послю рыбари и ловцы, которые уловят вас на всяком холме и горе (Иерем. 16:16), каковых и Господь посылает на ловитву, и из рыболовов делает их ловцами человеков (Матф. гл. 4). Поэтому и селения Петра и Андрея называются этим именем, ибо Вифсаида на нашем языке означает дом ловцов. Таким образом против этих наихудших ловцов направляется слово Божие, и повелевается пророку обратить или утвердить лицо свое на Сидон, и не увлекаться всяким ветром учения, но стоять в истине, истреблять их ловцов. Но чем Господь угрожает Сиону? Вот Я сам приду на тебя, когда буду истреблять тебя, и узнают все, которые будут жить, что Я Господь, когда Я воздам заслуженное тобою, и пошлю моровую язву и кровопролитие на улицы твои. И справедливо говорится об улицах Сидона, ибо широк и пространен путь, приводящий к смерти (Матф. гл. 7). И будут худо стоявшие падать со всех сторон убитые мечом, — тем мечом, который послать на землю пришел Господь, чтобы разъединить худо соединенное и чтобы те, кои останутся, узнали, что Он Господь. И когда не будет их, то уже не будет соблазна к огорчению и терна боли, уязвляющего и поражающего народ Божий. Говорится же все это относительно противных сил в том смысле, что они будут истреблены в последнее время и будет вечная безопасность, когда Господь соберет дом Израилев, — тех, кои умом видят Бога, — и освятится Он в них, п псполнится оное написанное: святи будите, яко Аз свят есмь (Лев. 19:2). И будут жить в земле своей, о которой и в другом месте читаем: верую видети благая Господня на земли живых (Псал. 26:13). Ее дал Он Иакову, который запнул старшего брата и удостоился получить первенство его. И будут жить в ней безопасно или с надеждою, и построят домы, и насадят виноградники, и будут жить с сугубою надеждою соответственно тому, что читается у Исаии: иже отдоении от млека, отторжении от сосца печали на печаль ожидайте, надежды к надежди (Исаии 28, 9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

XI. О почитании святых Ангелов Пример библейских святых мужей поучает нас воздавать Ангелам Божиим честь и поклонение, призывая их в молитвах наших, как стоящих у престола Божия и всегда видящих лицо Господне, как небесных за нас ходатаев. Вот, например, ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения ( Быт.19 гл.); Ангел же ободрил Гедеона на избавление евреев от мадианитян ( Суд.6 гл.), Ангел подкрепил пророка Илию хлебом и водой. Что Ангелы помогают людям и в душевном спасении, и в делах житейских, об этом свидетельствуют: ветхозаветный патриарх Иаков, когда говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (т.е. детей Иосифа; Быт.48:16 ). Царь Давид воспевал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ), «Ангелам Своим заповедает о тебе – сохранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11–12 ), а апостол Павел называет Ангелов «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение», т.е. помощниками в деле спасения людей ( Евр.1:14 ). Даже такие величайшие события, как благовещение Деве Марии ( Лк.1:26–35 ) и первое благовестие о воскресении Господа Христа ( Мф.28:1–8 ), совершено было Ангелами; а по свидетельству первомученика Стефана и апостола Павла даже закон на Синае преподан был евреям чрез Ангелов ( Деян.7:53 ; Гал.3:19 ; Евр.2:2 ). Ходатайство Ангелов за людей видно и из 12 гл. Книги Товита, где Ангел сказал (Товиту): «когда молился ты и невестка твоя Сарра, возносил я память молитвы вашей пред святого» (ст.12). Ещё яснее о ходатайстве Ангелов за людей пред Богом говорится в Книге прор. Захарии: «И отвечал Ангел господень, и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу... изрёк Господь слова благие, слова утешительные» ( Зах.1:12–13 ). Не ясно ли отсюда, что Ангел молился за людей и Господь не только слышит и приемлет это ходатайство, но и исполняет по сему ходатайству, изрекает ходатаю «слова утешительные».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ис.64:6 . Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачкан­ная одежда; и все мы по­блекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. «Вся праведность наша, как запачканная одежда». Кроткая, но выразительная характеристика нечестия Израиля, точнее, его ханжества и лицемерия. Она вполне совпадает с теми, что пророк подробнее развивал раньше (1 гл. и 58 и 59 гл.). Употребленное здесь сравнение внешне – законнической праведности с запачканной одеждой довольно близко известному евангельскому образу «гробов окрашенных» в обличительной речи Самого Господа, сказанной Им против книжников и фарисеев ( Мф.23:27–28 ). Ис.64:8 . Но ныне, Го­с­по­ди, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образо­ватель наш, и все мы – дело руки Твоей. С 8 по 12 ст., т. е. до конца данной главы, идет последний, заключительный отдел молитвы Израиля, в котором он взывает к милосердию своего небесного Отца, исходя из крайней бедственности своего настоящего положения. «Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш». Характеристичен для пророка Исаии здесь самый образ горшечника и глины, так как он употреблялся им уже и раньше ( Ис.29:16 ; Ис.45:9 ). Весьма вероятно, что он ведет свое начало из самой истории творения человека Богом ( Быт.2:7 ); хотя в данном-то случае здесь, очевидно, идет речь об особом Божественном избранничестве Израиля, на что однажды уже и была сделана ссылка в той же самой молитве ( Ис.63:16 ). Образ этот у пророка Иеремии вырос в целое символическое видение о судьбах Израиля и Иуды ( Иер.18 гл.) и она же комментируется Апостолом Павлом в его послании к Римлянам ( Рим.9:20 и след.). Ис.64:9 . Не гневайся, Го­с­по­ди, без меры, и не вечно по­мни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой. «Не гневайся же, Господи... не вечно помни беззакония». Новая, усиленная просьба к Богу о помиловании, напоминающая слова псалмопевца: «доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно... не помяни нам грехов наших предков» ( Пс.78:5, 8 ). Дерзновенность такой просьбы находит себе объяснение и основание в одной из предшествующих речей Самого Господа, возвещенных через пророка: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 , ср. еще Ис.44:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эти тексты совершенно определенно обращены не только в ближайшее будущее Израиля, но и в грядущие времена. Бог заключит со Своим народом завет мира и пошлет им Своего Пастыря, Который будет управлять ими. Это предсказание несет утешительную весть надежды. Народ Божий, испытавший рассеяние и угнетение другими народами, будет в конце концов восстановлен. Читатели Нового Завета поймут, что этот день восстановления справедливости наступит при втором пришествии Христа; это обетование скреплено печатью Его первого пришествия, крестной смерти и воскресения. 1–31 Иезекииль должен возвестить пастырям Израиля: «Горе вам, пастыри Израиля. Вы не следили за своим стадом. Овцы ваши рассеялись по разным землям. Вы же заботились только о себе (2, 5–8). Я взыщу с вас все. Вы должны держать ответ за свою паству и будете разжалованы как несправившиеся. Вы больше не будете питаться за счет Моего стада (10). Я спасу рассеявшееся стадо. Я соберу их из разных народов и приведу их на тучные пажити в земле Израильской. Я Сам буду пасти их, Я буду для них Пастырем (11–15). Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею. Некоторые из них разжирели за счет других. Я спасу овец Моих, их больше не будут похищать (17–22). Я поставлю над ними раба Моего Давида, чтобы он был их единственным пастырем. Я буду их Богом, а он будет их князем (23–24). Я заключу с ними завет мира. Они будут пребывать в безопасности в стране изобилия. Они будут освобождены от оков рабства. И узнают, что Я – их Бог и что они Мой народ» (25–31). Примечания. 13 «Выведу их… соберу их» – обетованию о восстановлении уделяется особое внимание в гл. 34 – 48. Но оно упоминается и в более ранних пророчествах: 11:17; 16:60; 20:34,42; 28:25. 25 «Завет мира» – обетование о новом завете (ср.: Иер. 31:31–34 ). 35:1 – 36:15 Пророчество о горе Сеир: предостережение Эдому и ободрение Израилю Необходимо отметить, что гл. 35 и гл. 36:1–15 составляют единое пророчество. В нем в качестве метафоры используются горы. Гора Эдома – Сеир – будет полностью опустошена (35:7,14), в то время как горы Израильские вновь станут цветущим краем (36:8–9), где будет жить многочисленный народ (36:10–12).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

LXX: Ибо вот, Я повелю и развею дом Израилев между всеми народами, как веют лопатою, и не упадет зерно (contritio) на землю. От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: не приблизится и не придет на нас бедствие.    Бог, который измерил воды рукою и небо пядию и вместил всю землю в горсть (Исаии гл. 40), Сам, в силу величия Своего, держа обеими руками края земли, будет трясти ее, как решето, то в одну, то в другую сторону, чтобы солома и сор грешников падали на землю и чтобы оставалась чистая пшеница для собирания ея в житницы, иди, как перевели LXX, Он будет держать лопату в руке и очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницы, а содому сожжет огнем неугасимым (Матф. гл. 3), о чем Он говорит чрез Иеремию: «что плевы ко пшенице? рече Господь» (Иерем. 23:28). То же самое означает, под образом другой притчи, тот невод, который закидывается в море века сего и извлекает рыб всякого рода, причем худые рыбы выбрасываются и только хорошие собираются (Матф. гл. 13). Таким же образом и Господь рассеял несчастный дом Израилев по всему миру, тряс его в решете и развеял лопатою, и между тем как камешки и песчинки не будут падать на землю, умрут от меча те, которые по причине сора и грязи называются грешниками из народа. Они подвергнутся этому потому, что не верят предречениям пророков и исполнению того, чем Господь чрез них угрожает. Они сулят себе счастие, но подвергнутся впоследствии бедствиям, между тем как святые, наоборот, боятся и не грешат и поэтому не умрут от меча; ибо они говорили приблизятся в нам бедствия и постигнут нас наказания, которые мы заслужили грехами своими, о чем более подробно говорит Бог в книге Иеремии: «наконец возглаголю на язык и на царство, да искореню их и расточу; аще обратится язык той от лукавств своих, то раскаюся о том, яже помыслих сотворити им» (Иерем. 18:7—8). Таким образом Бог, который всегда неизменен, не изменяется, но мы изменяем Его чрез наше обращение. Он проявляет строгость, гневается, угрожает и говорит, что пошлет наказания, но если мы приносим покаяние, то и Он раскается в Своем решении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010