18 ст. Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота. Т. е. вы, утвержденные и укрепленные Духом Святым, сделавшиеся обиталищем Самого Христа в сердцах ваших и уже посему окрепшие и утвердившиеся в любви к Нему, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота, 19 ст. и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всей полнотой Божией. Чтобы вы, говорит апостол, со всеми святыми, т. е. христианами, достигшими нравственного совершенства, святости, могли уразуметь как широка, всеобъемлюща, глубока и возвышенна любовь Христова, явленная Им в спасении людей, и насколько она превосходит наше представление о любви. Она непостижима для нашего ума, но коль скоро вселяется в наше сердце Христос, мы начинаем созерцать ее умом и ощущать величие ее сердцем, хотя она и остается невыразимой и неизъяснимой. (Толк. на посл. Еф. Еп. Феоф. стр. 229). Дабы вам исполниться всей полнотой Божией. Т. е. достигнуть высшего нравственного совершенства и получить полноту благ небесных чрез Иисусе Христа. Свою молитву о верующих Эфесянах апостол заканчивает славословием Господу Богу. 20 ст. А Тому, Кто действующей в нас силой может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, 21 ст. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. А Тому, который делает для нас в неизмеримой степени и мере больше, чем мы просим, Тому слава в Церкви, о Христе Иисусе, т. е. чрез Христа Иисуса во все роды, т. е. до скончания века. Глава 4-я С 4-й гл. начинается так называемая нравоучительная часть послания. Получивши чрез веру в Иисуса Христа неизреченные дары и благословение от Бога, Эфесские христиане в благодарность за это должны проводить истинную христианскую жизнь и украшать ее христианскими добродетелями: в 1-х пребывать единодушными в вере, обновляться духом (гл. 4-я), свято проводить супружескую жизнь и семейную (5) и бороться с греховным миром (гл. 6-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

«Выйди в поле» – в целях уединения, которое требовалось для видения. «Поле» точнее с евр. «равнина», окружавшая холм, на котором расположен был Тел-Авив. «Там стояла слава Господня». Следовательно, пророк застал ее уже там, а на Ховаре она явилась, пришла к пророку; точно также в следующем видении VIII-XI гл. пророк застает уже ее в храме. Сойдя на землю, Бог как бы не оставляет ее еще доселе и до событий VIII-XI гл. «Стояла» показывает, что под славой Господней разумеется все явление, а не например, Сидящий на престоле; на тоже указывают и следующие слова: «как слава, которую я видел при реке Ховар», явление повторилось перед пророком во всей полноте. Хотя не исключена возможность и того, что «слава Господня» употреблено здесь в узком смысле – о Человеческом Образе, виденном на Ховаре: 1) выражение не так решительно, как в Иез.43.3; 2 ) повторение всего явления здесь не было так необходимо, как в VIII-XI гл. и в XLIII; 3) здесь нужен был только Образ Господа, как в Иез.8.2 . Упоминание о Ховаре показывает, что эта река протекала не близ Тел-Авива. Иез.3:24 .  И вошел в меня дух, и по­ставил меня на ноги мои, и Он говорил со мною, и сказал мне: иди и запрись в доме твоем. Бог дает пророку самые неожиданные и не могшие не показаться странными и самому пророку (потому, между прочим, и потребовалось новое явление Бога ему) наставления о первых шагах его на его поприще. Иезекииль не должен подобно своим великим предшественникам ходить по стогнам и улицам с грозными речами, не должен входить с ними в дома знатных и бедных; пусть он спокойно сидит у себя дома. Что «запрись в доме» нужно понимать так, а не в узком и собственном смысле, видно из Иез.8.1 ; Иез.14.1 и из непосредственно следующих за этим повелением 4 символических действий, которые, чтобы они имели смысл, должны были видеть хотя случайные посетители пророка. Заключение пророка в доме должно было иметь срок, указанный в 27 ст., такой же, как его безмолвие, и так же, как последнее, не могло быть безусловным. Этим заключением можно было испытать, как по отношению к пророку будут вести себя его соотечественники. Блаж. Иероним в заключении в связанности пророка узами (ст. 25) видит уже 1-ое символическое действие, указывающее на осаду Иерусалима. Но I-III гл. целиком, как видно из Иез.3.26–27 , посвящены, в качестве введения к книге, описанию призвания пророка вообще к пророческому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Признаюсь, я беспокоился еще в духовной школе, когда на литиях слышал все эти слова при благословении кругленьких, чистых белых “хлебцев”: “Господи Иисусе Христе, Боже наш благословивый” в оно время “пять хлебов и пять тысяч насытивый, Сам благослови” и ныне, здесь, сейчас, Сам благослови “и хлебы… сия и умножи” их: неужели же все это было на самом деле? Пять хлебов на пять тысяч? О, как мне хотелось, трепетно хотелось, чтобы это было, было! А умик все боялся, боялся “чудес”… И беспокоился я за освящение “хлебцев”. И много после, когда я стал верить Слову Божию просто и твердо, я уже и сам произносил эти святые слова со спокойной решимостью; ибо уже знал, исторически достоверно знал: это было! Ибо было “на зеленой траве”… И сидели они рядами… И “двенадцать полных коробов” понесли потом… А в другой раз, когда “было около четырех тысяч”, насытились семью хлебами и набрали шесть корзин (8 гл.), то Он велел “возлечь на землю” (6 ст.). Про “зеленую траву” уже не упомянуто: значит, тут была обычная сухая палестинская почва; а там была, вероятно, низменность, на которой зелень еще не была выжжена южным солнцем, что и обратило внимание наблюдательного местного жителя — рыболова. Вот и вход в Иерусалим готовится. Спаситель послал 2 за ослом. “Они пошли, и нашли молодого осла”… Где же? В каком положении? — “привязанного у ворот на улице”. Целая картина: ворота, улица, привязан… “И отвязали его” (11 гл., 4)… Допрос на суде… Сначала, когда на Господа лжесвидетельствовали, “Он молчал и не отвечал ничего”: и без того все понимали, что недостаточно улик для убийства по закону. Тогда первосвященник спросил прямо: “Ты ли Христос, Сын Благословенного?” то есть — Бога? Христос “сказал: “Я” (14 гл., 61—62). “Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти” (63—65 ст.) Осудили Господа за то, что Он Сам сказал о Себе истину: “Я — Сын Божий”… Мироносицы увидели в пустом гробе ангела, юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду, и ужаснулись. Услышавши от него о воскресении Господа, “выйдя, побежали”, — ну конечно, побежали! — “от гроба; их объял трепет и ужас”… А дальше? “И никому ничего не сказали, потому что боялись” (16 гл., 5, 8)… Боже! Как это все очевидно, понятно и уму, и сердцу ясно… Воистину — несомненно внутренне достоверно! И только заранее предубежденная душа или злоупорствующая способна отрицать наглядные факты.

http://pravmir.ru/detskaya-vera-dushi-vn...

Признаюсь, я беспокоился еще в духовной школе, когда на литиях слышал все эти слова при благословении кругленьких, чистых белых " хлебцев " : " Господи Иисусе Христе, Боже наш благословивый " в оно время " пять хлебов и пять тысяч насытивый, Сам благослови " и ныне, здесь, сейчас, Сам благослови " и хлебы... сия и умножи " их: неужели же все это было на самом деле? Пять хлебов на пять тысяч? О, как мне хотелось, трепетно хотелось, чтобы это было, было! А умик все боялся, боялся " чудес " ... И беспокоился я за освящение " хлебцев " . И много после, когда я стал верить Слову Божию просто и твердо, я уже и сам произносил эти святые слова со спокойной решимостью; ибо уже знал, исторически достоверно знал: это было! Ибо было " на зеленой траве " ... И сидели они рядами... И " двенадцать полных коробов " понесли потом... А в другой раз, когда " было около четырех тысяч " , насытились семью хлебами и набрали шесть корзин (8 гл.), то Он велел " возлечь на землю " (6 ст.). Про " зеленую траву " уже не упомянуто: значит, тут была обычная сухая палестинская почва; а там была, вероятно, низменность, на которой зелень еще не была выжжена южным солнцем, что и обратило внимание наблюдательного местного жителя — рыболова. Вот и вход в Иерусалим готовится. Спаситель послал 2 за ослом. " Они пошли, и нашли молодого осла " ... Где же? В каком положении? — " привязанного у ворот на улице " . Целая картина: ворота, улица, привязан... " И отвязали его " (11 гл., 4)... Допрос на суде... Сначала, когда на Господа лжесвидетельствовали, " Он молчал и не отвечал ничего " : и без того все понимали, что недостаточно улик для убийства по закону. Тогда первосвященник спросил прямо: " Ты ли Христос, Сын Благословенного? " то есть — Бога? Христос " сказал: " Я " (14 гл., 61—62). " Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти " (63—65 ст.) Осудили Господа за то, что Он Сам сказал о Себе истину: " Я — Сын Божий " ... Мироносицы увидели в пустом гробе ангела, юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду, и ужаснулись. Услышавши от него о воскресении Господа, " выйдя, побежали " , — ну конечно, побежали! — " от гроба; их объял трепет и ужас " ... А дальше? " И никому ничего не сказали, потому что боялись " (16 гл., 5, 8)... Боже! Как это все очевидно, понятно и уму, и сердцу ясно... Воистину — несомненно внутренне достоверно! И только заранее предубежденная душа или злоупорствующая способна отрицать наглядные факты.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Читается в 17-ю неделю по Пятидесятнице 27. И преходщ тд по немъ идоста два слпца, зовща и глаглюща: помилй ны, сне двдовъ. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов Слепцы следовали за И. Христом и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов. Слепцы эти узнали от других о чудесах, которые совершал И. Христос, и уверовали в Него, как обещанного Мессию: так как выражение Сын Давидов, как они называли И. Христа, значит то же, что Мессия или Христос – помазанник. (Чит. 1 гл. 1 ст.) Помилуй нас, т. е. смилуйся, сжалься над нами исцели нас. Св. Златоуст замечает, что И. Христос большею частью исцелял больных только по просьбе, дабы не подумали, что Он из честолюбия ищет случаев творить чудеса, и чтобы показать, что исцеляемые Им были достойны исцеления. 28. Пришедш же въ домъ, пристписта къ нем слпца, и гла има врета ли, к мог сотворити; Глаголаста гди. Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи 29. Тогда прикоснс ихъ, гл: по вр ваю бди вама. Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. Христос не исцелил слепцов дорогою, когда они просили об исцелении с целью, испытать твердость их веры и сотворить чудо наедине в доме. С другой стороны, Он но хотел поощрять преждевременно наименование Его Сыном Давидовым, чтобы это не повело народ к восстанию в Его пользу против Римлян (Троиц. лист.). 30. И верзостас чи има: и запрет има гл: блюдита, да никтоже увсть. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал 31. на же прослависта по всей земл той. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той По совершение чуда над слепцами И. Христос запретил разглашать о чуде, вероятно, по тем же причинам, по которым запретил это исцеленному от проказы (чит. 8 гл. 4 ст.). Но исцеленные как бы не послушались Господа, прославиша Его (разглашали о Нем) по всей земле. Это они сделали, конечно, не по ослушанию, а по чувству благодарности (Феоф.): от избытка сердца говорили их уста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

13 и др.), снимет поношение с народа своего по всей земле; ибо так говорит Господь (6–8 ст.) 151 . И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Нево уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасение Его» (ст. 9; ср. 12 гл.: 8:17; 35:4 и др. 40:10; 62:11). «Ибо рука Господня почиет на горе сей», и Моав будет попран, как солома в навозе и твердыни его будут разрушены (10–12). – В тот день будет воспета песнь (ср. 12 гл.) сия в земле Иудиной. Город крепкий у нас: спасение дал Он нам вместо стены и вала. Отворите ворота, да войдет народ праведный» (26 гл., 1–2 ст. ср. 60:18; 21:11 и др.). «Твердого духом хранишь Ты в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа во веки, ибо Он есть твердыня вечная» (3–4). «Живущих на высоте», «высоко стоявший» город он поверг на землю, – попирает его (город) нога «бедных», стопы «нищих» (5–6). «Путь же праведника прям» 152 , так как праведник, хотя переживает время грозных судов Божиих, но уповает на Господа «с раннего утра» (7–9; ср. особ. 33:2... или 58:2, 8). Суды Господа необходимы, потому что без наказания нечестивые не научатся правде «и будут злодействовать в земле правых», не увидят высоко поднятой руки Господа» (9–12). Другие владыки, кроме Господа, господствовали над Его народом, но только чрез Господа он славит имя Господне. Эти нечестивые владыки уже не встанут, и не сохранится никакого «воспоминания» о них (13–14), а народ Господень будет умножен (15; ср. 9:3). В постигшем его наказании Господа он мучился подобно беременной женщине и «рождал как бы на ветер» – напрасно: так как страдания его не доставили спасения земле. Но в действительности не было бесплодно страдание: «оживут мертвецы Твои (ближайшим образом те праведники, которые страдали или даже потерпели телесную смерть во время бедствия; – избавление от грозного неприятеля является у пророка прообразом общего воскресения всех праведников и совершенного уничтожения смерти, ср. 25:8 и 1Кор. 15:54 ), восстанут мертвые тела! Воспрянете и торжествуйте, поверженные в прах: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Глава 4 Зач. 15. Учение Иисуса Христа о царстве небесном в притчах. Притча о сеятеле. Читается в пяток 13-ой недели по Пятидесятнице. Мк.4:1 . И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле у моря. И паки (опять Иисус Христос) начат учити (начал учить) при мори. Это – второй раз Иисус Христос учит при море (о первом чит. в 3 гл. 7 ст.). Самому влезшу в корабль, сидети в мори (Он вошел в лодку и сидел на море) – для удобства, чтобы не теснили Его и чтобы удобнее было Ему учить, а народу слушать. Так Он сделал, когда и в первый раз учил при море (3 гл. 7 и 9 ст.). Мк.4:2 . И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: Притчами, т. е. иносказательно, в подобиях и загадках. Чит. о притчах в объясн. 23 ст. 3 гл. Мк.4:3 . слушайте: вот, вышел сеятель сеять; Господь предлагает притчу о сеятеле. В этой притче, под образом сеяния семени на поле, Он представляет дело Своего проповедания или учения: так как между тем и другим большое сходство. 1) Как сеятель бросает семя на землю, так Он или всякий проповедник или учитель влагает слово в слух и сердце слушателей. 2) Как из земли произрастают растения и плоды, так от учения происходят в жизни слушателей добрые дела. 3) Семя произрастает различно – хорошо растёт на хорошо приготовленной, худо – на худо приготовленной земле; так и учение действует различно: иные слушают и исполняют учение, а иные слушают, но не принимают, или и принимают, но не исполняют учения. В притче о сеятеле Господь показывает, как трудно устроение царства Христова или Церкви Божией среди испорченных грехом людей. Мк.4:4 . и когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Мк.4:5 . Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; Мк.4:6 . когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Мк.4:7 . Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

[Гл. VIII:] Разве тот, кто падает, не встанет, и тот, кто отвратился, не возвратится? Итак, почему народ сей в Иерусалиме отвратился с упорством; они усвоили ложь и не хотят обратиться. Я напряг внимание и слушал: никто не говорит доброго; нет такого, который раскаивался бы о грехе своем и говорил: «Что это Я сделал» [ст. 4–6]. Каким образом говорите вы: «Мы мудры; и закон Господа с нами»; лживая трость писцов на самом деле обратила [его] в ложь. Мудрые пришли в смятение, ужаснулись и были пойманы; ибо они отвергли слово Господне и нет в них никакой премудрости [ст. 8, 9]. [Гл. IX:] Кто даст Мне в пустыне пристанище путников, и Я оставлю народ свой, и отступлю от них? Ибо все они прелюбодеи и скопище изменников. И простерли они язык свой, как лук лжи, а не истины; они укрепились на земле, потому что прошли от зла к злу и не познали Меня, говорит Господь. Каждый пусть остерегается ближнего своего и пусть не имеет доверия ни к одному брату своему, потому что каждый брат старательно подставляет (suppiautans supplautavit) ногу брату своему, и каждый друг выступает с обманом, и человек будет осиливать брата своего, а истины они не говорят. Они научили язык свой говорить ложь и усердно старались делать несправедливое. Жилище твое окружено хитростью; в своем коварстве они отказались познавать Меня. Посему так говорит Господь воинств: Вот Я расплавлю и испробую их! Ибо что сделать Мне из лица дочери народа Моего? Язык их – стрела, наносящая рану, коварство говорит в устах его; провозглашает другу своему мир, а в тайне готовит засаду. Разве я не посещу таких, говорит Господь, или душа Моя не отмстит такому роду? [ст. 7–8]. Сие говорит Господь: пусть не хвалится премудрый премудростью своею, пусть не хвалится сильный силою своею, и пусть не хвалится богатый богатством своим; но хвалящийся пусть хвалится тем, что он знает и познал Меня, что Я Господь, творящий на земле суд и правду, и милосердие, и это угодно Мне, говорит Господь [ст. 22–23]. [Гл. Х:] Так говорит Господь: Не учитесь по путям народов, и не бойтесь знамений небесных, которых боятся язычники, ибо законы [других] народов пусты, так как рука художника вырезывает из леса с помощью секиры, разукрашивают его золотом и серебром и вбивают гвоздями и молотками, чтобы оно не развалилось; они выделаны на подобие столба и не говорят, их поднимают, чтобы носить, так как ходить они не в состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Исх.12:33 .  И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем. Исх.12:34 .  И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их. Замечание о хлебе, который еще не вскис, но уже был, очевидно, приготовлен для вскисания, дает право предполагать, что народу не был известен закон об опресноках. И действительно, он объявляется позднее, а самое выполнение его относится ко времени поселения в земле обетованной ( Исх. 13:6 и др.). Нисколько не противоречит такому взгляду замечание ст. 39 ( Исх.12:39 ), что евреи испекли пресные лепешки из того теста, которое они взяли из Египта. Приготовление этих лепешек было не исполнением закона об опресноках ( Исх.12:15 и д.), а делом простой необходимости: припасов евреи с собой не захватили, кислое тесто не было готово ( Исх.12:34 ), а потому и пришлось довольствоваться пресными лепешками. Исх.12:35 .  И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Исх.12:36 .  Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян. См. выше объяснение 19–20 ст. III гл. Исх.12:37 .  И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; О Раамсесе см. в толкованиях на 11 ст. I гл. Сокхоф – «шатры», может быть, разумеется местность, называемая в египетских памятниках Сехет. О числе вышедших см. толков. 7 ст. I гл. Исх.12:38 .  и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. О существовании среди вышедших из Египта евреев иноплеменников упоминают и другие места Пятокнижия: Чис. 11:4 , Втор. 29:11 . Судя по Лев.24:10 , к ним принадлежали египтяне, с которыми евреи вступали в родственные отношения. К иноплеменникам относят также «богобоязненных» египтян ( Исх. 9:20 ) и, наконец, родственных евреям семитов, которые, по мнению ученых, издавна жили на восточной границе Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но ведь сказано: «не прейдет род сей, Дóндеже вся сия будут». Род сей, по объяснению бл. Феофилакта, значит «род верных или христиан» (Благовестник Марка зач. 61, гл. 13, ст. 30, стр. 135, изд. 1898). Это можно сравнить с следующим: все вообще люди смертны и каждый порознь умирает, умирают и во множестве, но может ли случиться так, чтобы все люди одновременно умерли? Конечно, этого не может случиться. Подобное этому и в вопросе падения в ересь мирян или иерархии: порознь или во множестве могут уклоняться, но все одновременно не .могут по гласу Господа: Аз с вами есмь во все дни до скончания века, а это обетование относится после апостолов, к епископам (см. выше). Кроме того у преп. Макария здесь же об апостолах замечается: «согрешить они не могли, потому что, пребывая во свете и при такой благодати, не превозносились» (там же; подробно из Макария Египетского см. в статье «Священство», в разборе 15 возражения). 4) Иероним ч. 12, стр. 76: «Таким образом не безусловно сбывается то, что обещает Бог, но Он исполняет Свои обетования по отношению к тем, кои соблюдают повеления Его». Разбор: Здесь разумеются условные обетования Божии, данные еврейсκому народу, а не новозаветные обетования церкви Христовой. Иероним объясняет 9 гл. прор. Даниила, в которой он сначала вспоминает пророчество Иеремии об опустошении Иерусалима на 70 лет. Затем Даниил свидетельствует о грехах своего народа: «согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво... И не слушали рабов Твоих пророков (ст. 56)... И за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия» (ст. 11). И параллельное место указано 28 гл., ст. 15 Второзакония ( Втор.28:15 ): «Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его... то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты будешь в городе и проклят ты (будешь) на поле». Следовательно у Иеронима говорится об условных обетованиях, данных еврейскому пароду и относящихся к исполнению заповедей Господних, данных чрез Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010