Да радуется Давид, ударяя в гусли, и да благословит Бога, ибо Дева происходит от чрева бесплодной для спасения наших душ». Слава и ныне. гл. 8: «В благознаменитый день праздника нашего возвестим духовно, ибо сегодня от семени Давидова рождается Матерь Жизни, разгоняющая тьму. Она–восстановление Адама и Евы–освобождение, нетления Источник и отмена тлению; через Нее мы обожествились и от смерти избавились. Воскликнем же Ей мы, верные, вместе с Гавриилом: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою, через Тебя Подающий нам великую милость». Стихира на стиховне, гл. 4: «От праведных Иоакима и Анны воссияла нам всемирная радость — всеми воспеваемая Дева, Которая ради нремногой чистоты соделывается одушевленным храмом Божиим, к Одна воистину Богородицей почитается; Ее молитвами, Христе Боже, ниспошли вселенной мир и нашим душам великую милость». Тропарь, гл. 4: «Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды–Христос Бог наш. Он снял проклятие и дал благословение, уничтожил смерть и даровал нам вечную жизнь». Величание: «Прославляем Тебя, Пречистая Дева, м почитаем Святых Твоих родителей и славим Твое всеславное рождество». Стихи псалмов: «Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его, как он клялся Господу, давал обет сильному Иакова; вот мы слышали о Нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима (Пс. 131; 1–2. 6). Славное возвещается о Тебе, град Божий (Пс. 86; 3). Бог посреди его: он не поколеблется. (Пс 45; 6). Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от нее; от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе. (Пс. 131; 11. 13). Святое жилище Всевышнего (Пс. 45;5). Сила и великолепие во святилище Его. (Пс. 95; 6). Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни (Пс. 92; 5). Сделаю имя Твое памятным в род ж род. (Пс. 44; 18). Благословен Господь во век и в век вечный». Прокимен, гл. 4: «Сделаю имя Твое памятным в род и род». Стих: «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе»(Пс. 44; 18. 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

24 Июня. Рождество Святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Тропарь, гл. 4: «Пророк и Претдеча пришествия Христова! Мы, с любовию чтущие тебя, недоумеваем, как достойно восхвалить тебя, ибо славным и священным рождением твоим окончилось бесплодие матери и немота отца твоего, и проповедуется миру воплощение Сына Божия». Величание: «Прославляем тебя, Предтеча Спасителя Иоанна, и почитаем преславное твое рождение ют неплодной». Стихи из псалмов: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лук. 1; 68–69) Клялся Господь Давиду в истине и не отречется ее. Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему (Пс. 131; 11, 17). Сильно будет на земле семя его, род правых благословится (Пс. 111; 2). Служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей. И ты, младенец, назовешься пророком Всевышнего, ибо пред " идешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощение грехов их по благоутробному милосердию Бога нашего, направить ноги наши на путь мира». (Лук. 1; 75–79). Кондак, гл. 3 «Прежде неплодная ныне рождает Христова Предтечу, ибо он–исполнение всех пророчеств; возложивший руку в Иордане на Того, о Ком предсказывали пророки, явился пророком и проповедником Слова–Сына Божия и вместе Предтечею Его». Прокимен, гл. 4: «И ты, младенец, назовешься пророком Всевышнего». Стих: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему». (Лук. 1; 76, 68). 26 Июня. Явление Тихвинской иконы Божией Матери. Тропарь, гл. 4: «Ныне, как светлейшее солнце, просвещая мир лучами благодати, воссияла нам на воздухе всечестная икона Твоя, Владычица. Ее, как некий Божественный дар, благоговейно приняв свыше, великая Россия прославляет Тебя, Богоматерь, Владычицу всех, и радостно восхваляет родившегося от Тебя Христа Бога нашего. Ему молись Ты, Госпожа Царица Богородица, чтобы сохранил Он невредимыми от всех вражеских нападений все города и страны христианские и спас с верою поклоняющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дева, не познавшая брака».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

(Той же службы кан. п. 6, троп. 1 и 2). Пророческое благословение Иаковом сыновей Гл. 49, 3 Рувим, пéрвенец мóй, ты крепость моя и начáло чáд моих: жéсток терпети и жéсток упóрник Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества «Посредством Рувима по справедливости обозначается Израиль, первородный по времени, но жестокий, упорный и оскорбитель» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 4, стр. 257). Гл. 49, 5 Симеóн и Левий брáтия совершиста обиду от вóли своея Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их Гл. 49, 6 в совет их да не приидет душá моя, и к собрáнию их да не прилепятся внýтренняя моя: яко во гневе своéм избиста человеки, и в пóхоти своéй пререзаста жилы юнцá в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своём убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца «И посредством Симеона, к которому присоединился и Левий, обозначается он же (Израиль), как готовый к скверноубийству, как бы перерезавший сверх того жилы юнца, который есть Христос. Потому что не одно только племя Иудеев уличается в дерзости против Христа, но с ним сошёлся и Левий, т. е. священный род, приседящие алтарю книжники и фарисеи» (он же ibid.; ср. тв. ч. 4, стр. 378). Гл. 49, 8 Иýдо, тебé похвáлят брáтия твоя, рýце твои на плещý врáг твоих: поклóнятся тебе сынове отцá твоегó Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего Св. Иоанн Златоуст говорит, что «благословение, данное Иуде, предзнаменовало всё то, что относится ко Христу. Так как по устроению Божьему Он (Христос) имел произойти из этого колена, то поэтому движимый Духом Святым, в словах, обращённых к Иуде, предвещает не только нисшествие Господа к людям, но и таинство воплощения, и крест, и погребение, и воскресение. Словом сказать: всё» (тв. т. 4, стр. 718; т. 6, стр. 25; «Беседы на Евангелие Иоанна» т. 1, стр. 386). Св. Кирилл Александрийский в частности находит, что «лице Иуды может указывать нам на славу царского достоинства в сошедшем с небес Слове Божием, потому что значение имени его (Иуды) есть „похвала” или „прославление” (тв. ч. 4, стр. 340–341). А словами „руце твои на плещу враг твоих”, по его же объяснению, «Иаков провозвещал, что Еммануил (т. е. Иисус Христос) легко превозможет над всеми противовостающими и победит врагов» (ibid, стр. 383).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

– Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя. – Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня. – Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. – Я встретил тесноту и скорбь; тогда призвал я имя Господне ( Пс. 114:1–4 ). Антифон второй. Гл. 2. Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. – Я веровал и потому говорил: я сильно сокрушен. Припев. Спаси ны, Сыне Божий, возседый на жребя, поющыя Ти: аллилуйя. – Сыне Божий, восседший на молодого осла, спаси нас, поющих Тебе: аллилуйя. – Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? – Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? – Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. – Чашу спасения прииму и имя Господне призову. – Молитвы моя Господеви воздам, пред всеми людьми Его. – Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его ( Пс. 115:1, 3–5 ). Прокимен, гл. 4. Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам. – Благословен грядущий во имя Господне! Бог – Господь и осиял нас ( Пс. 117:26. 27 ). Ап. Флп. 4:4–9 . Ев. Ин. 12:1–18 . Вместо Достойно есть – Ирмос 9 п. канона (л. 161). Песнопения Страстной седмицы см. л. 75 – 114. Святая и Великая неделя Пасхи. 115 Светлое Христово Воскресение Пред утренею – крестный ход при пении: Воскресение Твое, Христе Спасе (см. л. 11). Начало утрени в притворе или в преддверии храма. По возгласе: Слава Святей, Единосущней... Тропарь. Гл. 5. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав – (3-жды). – Христос воскрес из мертвых, поправши (поразив, уничтожив) (Своею) смертью смерть (в роде человеческом) и находящимся во гробах (всем умершим) даровавши жизнь (вечную). И далее со стихами: Да воскреснет Бог (см. ниже, л. 169). По великой ектеньи – Ирмосы и тропари канона. Гл. 1. П. 1. Воскресения день, просветимся людие: пасха, Господня пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе победную поющыя. Воскресения день (настал)! Просветимся люди! Пасха! 116 Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос Бог перевел нас, поющих (песнь) победную (Ему).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1)  Предисловие  — глава 1 ст. 1–11 2)  Вероучительная часть  — глава 1 ст. 12 — гл. 2 ст. 23 3)  Нравоучительная часть  — гл. 3 — 4 гл. 6 ст. 4)  Послесловие — гл. 4 ст. 7–18. Экзегетический разбор Послания к Колоссянам Как и всегда, послание начинается надписанием с приветствием от имени «Павла, волею Божиею апостола Иисуса Христа, и Тимофея брата». Преподав Колоссянам благодать и мир, святой Апостол говорит, что с тех пор, как он услышал от Епафраса о вере их и любви ко всем святым, то есть христианам, он не перестает молиться о них, чтобы они все более и более духовно усовершались (1:1–11). Цель послания — предостеречь Колоссян от лжеучителей. Поэтому в вероучительной части послания святой Апостол прежде всего изображает домостроительство спасения людей . Для этого он прежде всего благодарит Бога за то, что Он избавил нас от власти тьмы и ввел в царство возлюбленного Сына Своего (1:12–14 [ 201 ]). После сего Апостол начинает рассуждать о самом лице Божественного Спасителя, «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (1:15). «Образ», говорит еп. Феофан Затворник, «указывает на единосущие с Отцем: в силу чего? в силу того, что рожден. Поелику рожден, единосущен, единосущен же будучи, есть образ». «Рожденный прежде всякой твари» — здесь указывается, что Сын Божий рожден , а не является творением Бога Отца. «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» — здесь содержится важная догматическая истина о том, что Сын Божий есть Творец всего существующего и, следственно, Сам не может быть творением. Этим не устраняется участие в творении Бога Отца и Духа Святого. Апостол, ставя целью опровергнуть лжеучителей, отрицавших Божество Иисуса Христа, подчеркивает лишь этим утверждением Его Божественное достоинство. Догматическое значение этого места заключается еще и в том, что здесь указываются разные степени иерархии в мире ангельском: «престолы, господства, начальства, власти» (1:16). «И Он есть прежде всего, и все Им стоит» — «Часто повторяет одно и то же, чтобы учащением слов, как бы частыми ударами, с корнем изсечь нечестивое учение. И смотри, не сказал: пришел в бытие прежде всех, но: «Он есть прежде всего», что свойственно Богу» (святой Иоанн Златоуст).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

«Что такое «семь времен»? И как все это связано с правлением над «царством человеческим»?Эти вопросы не давали Навуходоносору покоя». (Внимайте пророчеству Даниила!, гл. 6, стр. 86). Свидетели Иеговы вкладывают в уста Навуходоносора отсутствующие в Библии вопросы. При чем это сделано довольно интересно, что «царство человеческое» они уже понимают в более широком смысле, нежели фактическое правление Навуходоносора. «В Библии деревья могут представлять людей, правителей и царства ( Пс.1:3 ; Иер.17:7,8 ; Иез.31 )». (Внимайте пророчеству Даниила!, гл. 6, стр. 86). ОСБ решается на очередную подмену, так как в Библии деревья не представляют людей. В приведенных ссылках, нет никакого прямого символизма. Деревья и их элементы используются для описания действий, событий и качеств. «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет». ( Пс.1:3 ); «Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод». ( Иер.17:7,8 ). «Но большое дерево представляет власть, распространяющуюся «до краев земли», затрагивающую все царство человеческое. Поэтому дерево символизирует владычество Иеговы, особенно владычество над землей ( Дан.4:14 )». (Внимайте пророчеству Даниила!, гл. 6, стр. 87). ОСБ пытается внедрить то, чего нет. Власть до краев земли показывает величие Навуходоносора, а не то, что он обладает подобной Богу, распространенной до краев земли, властью. Даниил никак не говорил о том, что дерево символизирует владычество Иеговы, а только Навуходоносора: «Дерево, которое ты видел, ... это ты, царь». ( Дан.4:17,19 ). «Навуходоносор символизировал мировое правление, которое было представлено большим деревом»; «Это дерево символизирует верховное владычество Иеговы». (Внимайте пророчеству Даниила!, гл. 6, стр. 94).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Пошли свет Твой и истину Твою, да ведут они меня и приведут на святую гору Твою ( Пс. 42, 3 ). Вселенную и что наполняет ее Ты основал ( Пс. 88, 12 ). Фавор и Ермон о имени Твоем радуются ( Пс. 88, 13 ). Господи, будем ходить во свете лица Твоего и о имени Твоем радоваться весь день. И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас от ныне и до века ( Пс. 89, 17 ). Прокимен, гл. 4: Фавор и Ермон о имени Твоем радуются. Стих: Твои – небеса и Твоя – земля ( Пс. 88, 13.12 ). После чтения Св. Евангелия: Слава и ныне, гл. 2: Ныне все исполнилось радости, Христос преобразился пред учениками. После 50 псалма стихира, гл. 7: Спаситель, показав отблеск Своего Божества ученикам, с Тобою взошедшим на гору, Ты сделал их защитниками Своей славы. Почему они с любовью говорили: «Хорошо нам здесь быть». С ними и мы прославляем Тебя, преобразившегося Христа Спасителя, во веки. Канон, гл. 4. Песнь 1 Ирмос: Множество Израильтян, пройдя по дну глубокого Чермного моря, как по суше, и видя вражеских воинов и всадников в нем потопленными, радостно восклицали: воспоем Богу нашему, ибо Он прославился. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Тропари: 1. Возвещая Своим друзьям слова жизни о царстве Божием, Христос, как сияющий неприступным светом, сказал: «Познайте Отца во Мне, радостно воспевая: воспоем Богу нашему, ибо Он прославился». 2. Вы, друзья – ученики, уничтожите силу язычников и возвеличитесь их богатством, ибо когда явлюсь Я сияющим светлее солнца, вы прославитесь, в радости воспевая: воспоем Богу нашему, ибо Он прославился. 3. Ныне Христос, просияв на горе Фаворе, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, как обещал; они же, исполнившись светоносного Божественного сияния, радостно воспевали: воспоем Богу нашему, ибо Он прославился. Песнь 3 Ирмос: Оружие сильных утратило крепость, а немощные облеклись силою, поэтому в Господе утвердилось сердце мое. 1. Облекшись во всего Адама, Ты, Христе, помраченного в древности человека снова просветил и обоготворил преображением Твоего лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

2 . Христос Царь, как овца, Ты был веден на заклание и, как кроткого агнца, пригвоздили Тебя к кресту беззаконники за наши грехи, Человеколюбивый. Прокимен, гл. 4: Сердце его слагает в себе неправду. Стих: Блажен, кто помышляет о бедном и нищем ( Пс. 40, 7.2 ). На 3 часе Стихиры, гл. 8: 1. Из-за страха пред иудеями друг Твой и близкий, Петр, отрекся от Тебя, Господи, и, рыдая, так восклицал: «Не забудь моих слез, Милосердный, ибо я обещал сохранить веру и не сохранил». И наше покаяние так же приими и помилуй нас. 2. Ведомый на крест так взывал Ты, Господи: «За какое дело вы хотите распять Меня, иудеи? Расслабленных ваших Я сделал здоровыми, мертвых как бы от сна воскресил, исцелил кровоточивую, помиловал хананеянку. За что же вы хотите убить Меня, иудеи?» Но, беззаконники, вы увидите, что Тот, Кого вы ныне пронзаете копьем, есть Христос. Прокимен, гл. 4: Я близок к падению и скорбь моя всегда предо мною. Стих: Господи, не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня ( Пс. 37, 18, 2 ). На 6 часе Стихиры, гл. 8: 1. Вот, что говорит Господь иудеям: «Народ Мой, что сделал Я тебе, или чем тебе досадил? Слепцов твоих Я сделал зрячими; прокаженных очистил; человека, лежавшего на одре, восставил. Народ Мой, что Я сделал тебе и чем ты отплатил Мне: за манну – желчью, за воду – уксусом; вместо любви вы пригвоздили Меня ко кресту. Более этого Я уже не потерплю и призову к Себе Моих язычников: они прославят Меня с Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную». 2. Законодатели Израилевы, иудеи и фарисеи, собор апостолов взывает к вам: «Вот Храм, Который вы разрушили; вот Агнец, Которого вы распяли, предали могиле, но Он воскрес Собственною властью. Не заблуждайтесь, иудеи, Он есть спасший вас в море и питавший в пустыне; Он есть Жизнь и Свет и Мир для мира». 3. Приходите, христоносный народ, посмотрим, что замыслил Иуда предатель с преступными священниками против Спасителя нашего: сегодня они признали достойным смерти Бессмертное Слово и, предав Его Пилату, распяли на лобном месте. И, претерпевая это, Спаситель наш громко воскликнул: «Отче, отпусти им этот грех, чтобы язычники познали Мое воскресение из мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   Богатый — это некий надзиратель над деньгами, которые он нищим раздавать должен (Слово 2 о Лазаре).    Богатство тогда нашим становится, когда мы его нищим раздаем (Слово 2 о Лазаре).    Нет иной вещи, так препятствующей к восхождению на небо, как богатство (Слово, сказанное, когда в пресвитера произведен).    Богатство жажду богатства творит (Слово 2 против хулящих житие монашеское).    Сон более сладок для убогих, чем для богатых (Слово 2 против хулящих житие монашеское).    Богатые, живущие в роскоши, беднее нищих (Слово 2 против хулящих житие монашеское).    Только то богатство свободно от всякого осуждения и опасности, которое через руки нищих пересылается на небо (Беседа 42 на Книгу Бытия, гл. 18).    Не тот богат, кто много имеет, но кто много дает (Беседа 2 к народу антиохийскому).    Если хочешь обогатиться, имей Бога другом себе, и будешь богатейшим из всех (Беседа 2 к народу антиохийскому).    Не богатые, но служащие богатству осуждаются (Беседа 21 на евангелиста Матфея, гл. 6).    Кто служит богатству, тот и здесь и в будущей жизни связан будет путами железными (Беседа 12 на евангелиста Матфея, гл. 3).    В доме сокровище небезопасно иметь, в руках же нищих — безопасно (Беседа 49 на евангелиста Иоанна, гл. 12).    Мы тогда более богатством изобилуем, когда его презираем и только от Бога ищем богатства (Беседа 3 на евангелиста Иоанна). Рассуждение о богатстве    Об этом смотри в рассуждении о презрении мира (§ XXVII). XIV. Смирение и гордость     «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4).     «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11).     «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15).     «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).     «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13).     «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Если сопоставить все подобного рода изречения, то у нас получится следующая целостная картина. «Вдруг после скорби дней тех (предшествующих кончине мира) солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (ср. кн. Еноха, гл. 102:2: «все светила потрясутся от великого страха»). Тогда явится знамение Сына человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой (ср. кн. Еноха, гл. 62:3–4). И пошлёт Ангелов Своих с трубой громогласной, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их ( Мф.24:29–31 ), и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие ( Мф.13:41 , – ср. кн. Ен.100:4). Тогда сядет (Сын человеческий) на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов ( Мф.25:32 , – ср. кн. Ен. гл. 69:27, 62:3). И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную ( Мф.25:46 ; ср. кн. Ен. гл. 69:27–8, 100:10, 69:29, 71:17 и др.). Сравнивая это евангельское изображение пришествия Сына человеческого для всеобщего суда с изображением того же пришествия в кн. Еноха (см. в предыдущ. главе), нельзя не заметить довольно близкого сходства между теми и другими не только в общем способе представления, но до некоторой степени и в самих выражениях. Само собой понятно, что совершенно несправедливо объяснять это сходство непосредственным знакомством Христа с содержанием книги Еноха и прямыми заимствования из названного апокрифа. Более вероятный источник этого сходства мог быть другой, именно – обычные иудейские представления того времени относительно пришествия Мессии – Сына человеческого, имевшие свой первоисточник в книге пр. Даниила и затем – в той же кн. Еноха. Во всяком случае, связь новозаветного евангельского употребления выражения: «Сын человеческий» с той и другой книгами, таким образом, не подлежит сомнению. Отсюда уже определяется для нас в основных чертах смысл выражения: «Сын человеческий» в его новозаветном употреблении в качестве наименования Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010