Ис.51:19 . Тебя по­стигли два бедствия, кто по­жалеет о тебе? – опустоше­ние и истребле­ние, голод и меч: кем я утешу тебя? «Тебя постигли два бедствия... опустошение и истребление, голод и меч». Судя по тем сильным краскам, которыми здесь изображается плачевная судьба Иерусалима, пророчество не столько имеет в виду ближайшее пленение его Навуходоносором, сколько более отдаленное и более грозное разрушение его Титом. Ис.51:20 . Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполнен­ные гнева Го­с­по­да, пре­ще­ния Бога твоего. «Сыновья твои изнемогли и лежат – как серна в тенетах». Повторение все той же мысли о полной растерянности и беспомощности населения Иерусалима. Обращает на себя внимание последнее сравнение, которое по LXX читается совершенно иначе: «как свекла недоваренная». Блаженный Иероним объясняет это тем, что LXX евр. слово «tho» – что значит «серна», перевели сирийским thoveth, что значит " свекла». Но первый перевод правильнее и он имеет аналогию себе у того же пророка ( Ис.13:14 ). Ис.51:21 . Итак выслушай это, страдалец и опьянев­ший, но не от вина. «Итак, выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина.» Непосредственное обращение к Иерусалиму, уже испившему чашу страданий. Последний образ – «вы пьяны, но не от вина» – еще раз буквально встречается у пророка Исаии в первой части ( Ис.29:9 ). Ис.51:22 . Так говорит Го­с­по­дь твой, Го­с­по­дь и Бог твой, отмща­ю­щий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьяне­ния, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, Ис.51:23 . и подам ее в руки мучителям тво­им, которые говорили тебе: «пади ниц, чтобы нам прой­ти по тебе»; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для про­ходящих. Как после радостного известия пророк Исаия обычно спешит сделать и предостережение, так после скорбной вести он преподает утешение. Народу израильскому после известного искуса в очищающих его исторических страданиях обещается, во-первых, освобождение от врагов (22 ст.); а во-вторых, даже наказание этих самых врагов (23 ст.). «Враждуйте народы, но трепещите» – восклицал некогда пророк Исаия ( Ис.8:9–10 ), т. е. осуществляйте, пока, – беспрепятственно побуждения вашего злого и испорченного сердца. Но помните, что Бог, Который все ваше зло претворяет в добро, рано или поздно позовет вас к ответу и даст и вам испить фиал ярости Его (ср. 8, 10, 14 и Ис.49:26 гл., а также Откр.16 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Православная Церковь употребляет, при совершении таинства крещения, воду, по заповеди Господа и по примеру св. апостолов. «Кто не родится от воды и Духа, сказал Христос, не может войти в царствие Божие» ( Ин.3:5 ). «Евнух и Филипп, говорится в книге «Деяний Апостолов», продолжая путь, приехали к воде; и евнух сказал: – вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, – можно. И приказал (евнух) остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его» ( Деян.8:36,38 ). «Кто может запретить креститься водою тем, сказал апостол Петр о язычниках, уверовавших в Иисуса Христа и удостоившихся наития Духа Божия, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа». ( Деян.10:47,48 ). Относительно таинства миропомазания сектанты говорят, что правом преподавать дары Святого Духа пользовались только апостолы и никому этого права не передавали. В подтверждение этой мысли они ссылаются на пример диакона Филиппа, только крестившего самарян, которым дары Святого Духа ниспосланы были чрез апостолов Петра и Иоанна ( Деян.8:5–7 ). В данном случае указание на диакона Филиппа ничего еще не доказывает. И в православной Церкви таинство миропомазания не может быть совершено диаконом. Оно, обыкновенно, совершается пресвитерами, самое же миро освящается епископами, – и совершается в силу того, что Господь дал членов иерархии «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф.4:12 ). А в деле совершения святых, в деле созидания церкви Христовой необходимость таинства миропомазания признавалась и апостолами. Об этом свидетельствует вышеприведенный случай с самарянами и действия св. апостола Павла относительно учеников Иоанновых ( Деян.19:1–6 ). Таинство миропомазания совершалось при апостолах чрез возложение рук и чрез помазание миром ( 1Ин.2:20,27 , 2Кор.1:21–22 ). Глумясь над таинством Св. причащения, сектанты указывают, в подтверждение своих насмешек, на 3 – 5 ст. 17 гл. «Откровения», 4 – 5 ст., 9 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Глава 20 Зачало 99. Ответ Иисуса Христа на вопрос о Его власти. Читается в среду 28-й недели по Пятидесятнице. Лк.20:1 . И бысть во един от дний óнех, учáщу емý люди в цéркви и благовествýющу, приидóша свящéнницы и книжницы со стáрцы Лк.20:2 . и реша к немý, глагóлюще: рцы нáм, кóею областию сия твориши, или ктó éсть дáвый тебе влáсть сию? (В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?) Вопрос о том, по какому праву (какою властию) Иисус Христос так распоряжается в храме, что, как то было в день Его торжественного входа в Иерусалим, Он изгнал оттуда торгующих ( Лк.19:45 ), и кто дал Ему такую власть (ст. 2), был предложен Господу первосвященниками, книжниками и фарисеями (ст. 1. О них чит. в объяс. 7 ст. 3 гл.) вскоре после обстоятельства изгнания (во един от дний онех учащу Ему люди в церкви (см. ст. 47). Вопрос этот изложен и в Евангелиях Матфея ( Мф.21:23, 27 ) и Марка ( Мк.11:27, 33 ), и св. Лука излагает его совершенно согласно с ними. Господь Иисус Христос не был священником, имевшим власть распоряжаться в храме, а между тем, заметив там беспорядок, восстал против него и уничтожил его. А что Иисус Христос был Сыном Божиим – царем, первосвященником и пророком, этому первосвященники и старейшины иудейские не верили; вот почему и предложили Ему вопрос: какою властию и пр. С другой стороны, давая такой вопрос, они, как то делали не раз, хотели искусить Иисуса Христа, – уловить Его в слове, т. е. если скажет, что Он распоряжается в храме и творит чудеса властию от Бога, обвинить Его в богохульстве – в присвоении божеской власти, а если скажет – Своею собственною властию, оклеветать Его, как возмутителя и человека, самовольно действующего. (Феоф. Мих.) Все это было обдумано врагами Господа хитро и в то же время благовидно. Что же ответил Господь на предложенный Ему вопрос? Он не ответил прямо на вопрос Своих врагов, давая им тем разуметь, что они предлагают Ему вопрос с коварством и что, если бы действительно нелицемерно они хотели знать о Его власти, то давно бы уже могли знать; но с Своей стороны предложил самим вопрошавшим подобный же затруднительный вопрос относительно Своего предтечи Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Не вари козлёнка в молоке матери его. (Ст. 19). Что значит запрещение варить козлёнка в молоке матери? „Оно вероятно направлено было против какого-нибудь языческого злоупотребления. Один еврей, которого приводит Спенцер 584 , сказывает, что древние язычники, по собрании плодов, варили козлёнка в молоке матери, и сим молоком магически окропляли дерева и поля в надежде будущего плодородия». 585 Вот, Я посылаю пред тобою, народ Израильский, Ангела (Моего) хранить тебя на пути, и ввести тебя в то место, которое я приготовил (тебе) ... слушай гласа Его,... ибо имя Мое в нём (Ст. 20. 21). Кто сей Ангел, на коем имя Иеговы? Он есть Сын Божий, единосущный и потому единоименный Отцу. Он есть тот Ангел, избавляющий от всякого зла 586 , который именовал себя впоследствии путём, истиной и жизнью 587 , и который нас христиан, как в древности Евреев, приводит в обетованную землю, уготованную нам на небе. Пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего... врагов твоих. (ст. 28). Когда и где исполнилось сие обещание Иеговы? Хотя в истории завоевания земли Ханаанской нигде не встречается подобного случая; но Иисус Навин, в предсмертной речи своей к народу Израильскому, среди разных благодеяний Божиих, упоминает между прочим о том, что два царя аморрейские прогнаны от лица Евреев шершнями 588 . Пропуски, иногда весьма важных событий, очень обыкновенны у священных повествователей. О намерении Иеговы послать шершней на врагов народа своего Моисей упоминает ещё и во Второзаконии. 589 Проведу пределы твои от моря Чермнаго до моря Филистимскаго, и от пустыни до реки (великой Евфрата) ... (Ст. 31). Как яснее определить границы земли обетованной? Они назначались Иеговою с юга на север от моря Чермного до Средиземного (Филистимского), до пределов Сидонских: а с запада на восток – от пустыни, окаймлявшей то же Чермное море, до реки Евфрата. Почему Бог, – вопрошает блаж. Феодорит, – бетовав предать Израильтянам землю до реки Евфрата, не исполнил сего обетования? „Яснее представил сие Бог чрез пророка Иеремию, говоря: и будет, если народ тот обратившись сотворит лукавое, не наведу на него всех благих, яже глаголах 590 . Поскольку же Евреи не восхотели сохранить закон божественный, то не всю землю предал им, но попустил иным непрестанно нападать на них, чтобы, терпя нападение, взыскали, божественной помощи. И сему преимущественно научает история Судей. Впрочем, и сии народы покорил Бог царю Давиду; потому что давали ему дань Филистимляне, Сирия Дамасская и Сирия Сувская. Да и Соломон, пока был благочестив, владел сими странами 591 . Гл. XXIV, 3–8. Торжественное вступление избранного народа Божия в завет с Богом

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 18. …Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч (мужей); всех этих колена не преклонялись пред Ваалом, и всех этих уста не лобызали его… Здесь заключается утешение пророку, скорбевшему об упадке благочестия в Израиле. Господь открывает ему, «что церковь избранных и во времена тяжких гонений не оскудевает; у Господа всегда есть сокровенные праведники, неведомые миру» 530 . Можно полагать, что определенное и округленное число 7,000 взято и здесь неопределенным образом, для показания великого множества; подобно тому, как и во многих других местах Писания священное число семь употребляется лишь для обозначения надлежащей, хотя и неопределенной, степени полноты и законченности какого-либо действия 531 . Ст. 19. …И пошел… Илия из пустыни Хоривской назад в Израильскую землю, …и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал;... Илия, проходя мимо его, бросил на него милоть свою… (т. е. плащ, или мантию). Этим предварительным обрядом Илия сначала только призвал Елисея к пророческому служению. Самое же посвящение в это служение, посредством священного елея, Илия, как думают толковники, совершил над Елисеем впоследствии, хотя Писание об этом и умалчивает. Возложением своего плаща Илия дал понять Елисею, что принимает его в свое общение и под свое водительство; подобно тому, как сим же обрядом в тогдашнее время жених принимал в свое общение свою обрученицу 532 . Что Елисею был понятен смысл поступка Илиина, – это видно из того, что он тотчас же начал просить у Илии позволения проститься со своими родителями. Ст. 20. Илия …сказал ему: пойди и приходи назад; ибо что сделал я тебе?.. Т. е., я не хочу тебе препятствовать, и ни к чему не принуждаю насильно. Я исполнил волю Божию относительно тебя, – теперь твое дело сообразоваться с этой волей, по твоему собственному усмотрению. Ст. 21. Елисей, отошедши от Илии, …взял пару волов и заколол их, и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и раздал людям, и они ели. А сам встал, и пошел за Илиею, и стал служить ему… Все это, очевидно, происходило таким образом. Оставивши на некоторое время Илию, Елисей поспешил домой, чтобы рассказать о случившемся отцу и матери, и потом, в сопровождении их, немедленно возвратился к Илии, чтобы устроить прощальное пиршество своим родным и людям, бывшим свидетелями происшедшего. Заколовши двух волов, он употребляет на дрова тот же самый плуг, на котором недавно пахал. Это он делает, конечно, для того, чтобы не терять времени на отыскивание других дров, а с другой стороны – для того, чтобы засвидетельствовать перед всеми свою решимость тотчас же отрешиться от своего прежнего образа жизни и немедленно последовать за своим учителем. Гл. 22. Истинный пророк и лживые пророки

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 19. Господи, сила моя, и крепость моя, и прибежище мое в день скорби (или зол). Всякая сила человеческая, без силы Божией, которая есть Христос, признается слабою и ничтожною, Поэтому должно прибегать ко Господу и говорить: Господи, прибежище был еси нам в род и род ( Пс. 89, 1 ), и в другом месте: живым в помощи вышняго в крове Бога небесного водворится ( Пс. 90, 1 ). А днем скорби или зол должно разуметь тот день, о котором говорит и апостол: яко да избавить нас от настоящего века лукавого ( Гал. 4 ), и: искупующе время, яко дние лукави суть ( Еф. 5. 16 ). Ст. 20. К Тебе прийдут народы от краев земли и скажут: истинно ложь наследовали отцы наши, суету, которая не принесла им пользы. LXX: К Тебе прийдут народы от краев земли и скажут: каким образом отцы наши имели ложных идолов и нет в них пользы? После того как Израиль был отвержен и перенесен рыболовами и охотниками, последовательно призывается к вере множество язычников и исповедует, что они или отцы их находились в давнем заблуждении. Говорящие же: каким образом отцы наши имели ложных идолов, в которых нет никакой пользы? – исповедуют, что то, к чему они переходят, истинно и обладает всеми вспомоществующими силами. Неужели человек сделает себе богов, а они не суть боги. Это также говорят народы, пришедшие к Спасителю от краев земли, говорят – осмеивая невежество как свое, так и предков своих, что они думали, что боги творятся человеком, тогда как творение людей принадлежит Богу. Ст. 21. Посему вот Я покажу им на этот раз: покажу им руку Мою и силу Мою, и узнают, что имя Мне Господь. Показывается язычникам рука Божия, которою Он все сотворил, и сила, о которой говорит апостол: Христос Божья сила и Божья премудрость ( 1Кор. 1, 24 ), и которая завершена страданием Сына. И прекрасно сказал: покажу им на этот раз: покажу ясно, а не в тени, образе и предсказании будущего, как прежде; покажу так, что удостоверившись, они познают имя Мое, и услышать от Сына: Отче, явих имя Твое человеком ( Иоан. 17, 6 ). Гл. XVII. Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Читается в 21-ю неделю по Пятидесятнице. Об этих событиях повествуется у трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Еванг. Лука повествует почти буквально с Марком ( Мк.5:21, 43 ), евангелист же Матфей ( Мф.9:18, 26 ) – короче их обоих. Лк.8:40 . Бысть же егдá возвратися Иисýс, прият егó нарóд: беху бо вси чáюще егó. (Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.) Возвратися (возвратился) Иисус. Это было после исцеления бесноватого в стране Гадаринской или Гергесинской (ст. 26 и далее). Возвратился обратно в эту землю. Прият его народ и пр. Принял народ, потому что был подготовлен к тому повествованием бесноватого о своем исцелении ст. (39–40.) Лк.8:41 . И сé прииде мýж, емýже имя Иаир, и тóй князь сóнмищу бе. И пáд при ногý Иисýсову, моляше егó внити в дóм свóй: (И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,) Се прииде муж, емуже имя Иаир (вот пришел человек, именем Иаир). Еванг. Матфей повествует, что Иаир пришел к Иисусу Христу с просьбою об исцелении своей дочери в дом, где Он возлежал за трапезою ( Мф.9:19 ); еванг. же Марк пишет, что это было на берегу моря, где Господь находился с народом; а свят. Лука говорит, что Иаир подошел к Иисусу Христу со своею просьбою, когда Он возвратился в землю Геннисаретскую. Это видимое разноречие происходит от того, что евангелисты не держатся строго последовательности событий, и бывает так, что один опускает то, о чем повествует другой. Князь сонмищу бе (был начальник синагоги). О синагоге чит. в объясн. 16 ст. 4 гл. Может быть, Иаир был одним из тех старейшин, которые приходили к Иисусу Христу от сотника, строителя синагоги, с просьбою исцелить его слугу ( Лк.7:2 и дал.). Лк.8:42 . яко дщи единорóдна бе емý, яко лет двоюнáдесяте, и тá умирáше. Егдá же идяше, нарóди угнетáху егó. (потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.) По еванг. Марку, Иаир говорил Иисусу: прииди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Слова эти показывают великую веру Иаира в чудодейственную силу Иисуса Христа. Возложи на нее руки. Возложение одной руки или обеих рук служит знаком и средством сообщения Божественной благодати или силы тому, на кого они возлагаются. Так Христос возлагал руки на детей, благословляя их ( Мф.19:13 ); так Апостолы возлагали руки, низводя Духа Святого на новокрещенных или на посвящаемых в степени священства ( Деян.6:1, 7, 12:8, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Опустошение страны в отделе 40–66 представляется, как (издавна) определенное Господом (ср. 45:11; 42:24; 43:28), города Иуды называются «развалинами» (49:19), «пустынями вековыми» (58:12); об Израиле говорится; «будут называть тебя возобновителем путей для населения». То же мы видим в 33:8 и 37:26, где подобным же образом представляется нашествие Сеннахернма; «опустели дороги,.. он разрушил города,.. земля сетует, сохнет, Сарон похож стал на пустыню»; «разве не слышал ты (обращение к царю ассирийскому), что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин?» Следует обратить внимание на сходство вопросительной формы речи в 37:26: «разве ты не слышал»?... и 40:21:28... – В начале 41-й главы мы слышим тот же призыв народам стать на суд, как и в 34:1–5; в той же 41-й главе (2 ст. и дал.) Господь представляется обращающим народы в бегство, как в 33:3. Далее, с 12-го стиха 40-й главы начинается как бы внезапно речь пророка о всемогуществе Господа и о совершенном бессилии идолов, богов народов и царств. Подобная внезапность легко объясняется, если видеть в 40-й и следующих главах ответ на настроение жителей Иерусалима при нашествии Сеннахерима (а не пленников, напр. вавилонских). Прямой повод к означенной речи пророка подавали надменные речи царя Ассирийского и военачальника Рабсака: «пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: спасет нас Господь... Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? где боги Сепарваима? спасли ли они Самарию от руки моей?» ( Ис.37:15, 18–20 ). В 40–44 гл. 46, 48 гл. как основание ничтожности идолов представляется то, что они суть изделие рук человеческих так же говорит о ничтожности идолов царь Езекия в своей молитве: «правда, о Господи, цари ассирийские опустошили все страны и земли их и побросали богов их в огонь (ср. 44:15–16; 47:15); но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их» (37:18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Гл. 21, 24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие, и знаем, что истинно свидетельство его. 25 Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно; то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. Ст. 26 Почему Иисус Христос со креста назвал свою Матерь словом: жено? Чтобы скрыть, что Она Его Мать: иначе враги Христа в злобе могли бы сделать Ей что-либо злое. Евангелие Покрова пресв. Богородицы (1 окт.) Евангелие см. 15 августа. Евангелие недели св. Отец 7-го вселенского собора. (В воскресенье ближайшее к 11 окт.) См. евангелие недели св. Отец, пред Троицыным днем. Там см. и о праздновании памяти св. Отец 7-го вселенск. Собора. Евангелие Казанской иконы Божией Матери (22 октября) Евангелие см. 15 августа Евангелие праздника Собора Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных (ноября 8) Какое евангелие праздника архистратига Михаила? свержении падших ангелов с неба, о силе имени Христова над бесами и о данной апостолам и всем верующим власти попирать силу бесовскую. Лук. 10, 16–21 . Зач. 51. 16 Слушающий Меня слушает и отвергающий вас Меня отвергается: а отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня. 17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. 19 Се, даю вам власть, наступать на змей, и скорпионов, и на всю силу вражию; и ничто не навредит вам. 20 Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. 21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо так было благоугодно Тебе. Объясните евангелие. Ст. 18–19. Что значат здесь слова Иисуса Христа апостолам: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. Се даю вам власть наступать на змий и скорпионов и всю силу вражию; и ничто не повредит вам? Эти слова сказал Иисус Христос, когда посланные Им Апостолы для проповеди евангелия, возвратясь, с радостью рассказывали об изгнании ими бесов именем Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

приведенные стихи пс. 50 с 4 и 7 стихами псалма 39) относительно отрицательной стороны ответа на вопрос: чем благодарить Иегову за такое возвеличение Давида и его дома ( 2Цар. 7, 18 ). Затем, в положительный ответ на то, чего же желает Иегова вместо всесожжений и жертв, от Давида в благодарность Себе, в псал. 39 получается изречение: тогда я сказал: вот иду (ст. 8), а в псал. 50: Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (ст. 19). Общая же мысль обоих ответов та, чтобы приносить свою волю, свое сердце в жертву воле и Сердцу Божию, – общее, покоряться закону воли Божией 45 . Также покорность воле Божией видна и в свободном отказе Давида своему желанию достроить дом Иегове вследствие сообщенного ему откровения ( 2Цар. 7 гл.). И пс. 50, вслед за приведенными выше словами, разъясняет смысл откровения и действования по нему со стороны Давида: «облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион, воздвигни стены Иерусалима (срав. 2Цар. 7, 29 ). Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на олтарь Твой тельцов (ст. 20–21). Итак, вот когда Богу будет благоугодно принимать в благодарность Себе и жертвы, а теперь пока послушание, терпеливая покорность воле Божией – вот благодарственная жертва, благоугодная Ему. Так и «в свитке книжном написано о мне», как бы так говорит Давид, выразивши уже готовность покориться воле Божией словами: «вот иду». В каком же, спрашивается теперь, свитке книжном 46 написано о нем это? – Судя по дальнейшим словам: «я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце», и по обозначению именем «книжного свитка» пятикнижия в других местах Библии (См. цит. места из прор. Иезек. и Иерем.). Это есть Тора, закон Моисеев, который повелено было списывать царю, чтобы «исполнять все слова закона» ( Втор. 17. 18–19 ). Но это о всяком царе; Давид же говорить: «о мне». Разрешение этого недоразумения находим в обстоятельствах царствования Давида в отношении к характеру царствования предшественника его – Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010