[Гл. XV:] Люди глупые не усвоят ее, а люди рассудительные встретят ее. Люди глупые не увидят ее, ибо она далека от гордости и коварства. Люди лживые не будут помнить о ней; а люди правдивые обретутся в ней и преуспеют даже до созерцания Бога. Неблаговидна похвала в устах грешника; ибо премудрость исходит от Бога и ей будет принадлежать похвала от Бога; в устах верных она будет изобильна, и владетель [ее] подаст ему ее. Не говори: «[Ее] нет чрез Господа», ибо ты не должен делать того, что Он ненавидит; не говори: «Он меня направил», ибо для Него не нужны нечестивые люди. Бог ненавидит всякую мерзость заблуждения, и она не бывает угодна боящимся Его. От начала Бог создал человека и поставил его в руки произволения его. Он установил заповеди и дал повеления: если ты хочешь соблюдать заповеди, то они сохранят тебя, и навсегда [будешь] иметь благоугодную веру. Он предложил тебе огонь и воду, простирай руку свою к чему тебе угодно. Пред человеком жизнь и смерть, добро и зло, и ему дается то, что ему угодно. Ибо велика премудрость Божия, и силен Он крепостью, ибо знает все без пропуска. Очи Господни на боящихся Его, и Он знает всякое дело человека. Он никому не заповедал жить нечестиво, и никому не дал места для греха. Ибо Он не желает множества сынов негодных и неверных [ст. 7–20. Гл. XVI, ст. 1]. [Гл. XVI:] Не радуйся сынам нечестивым, если они будут умножаться; не услаждайся ими, если с ними нет страха Божия. Не верь жизни их и не смотри на труды их, ибо лучше один, боящийся Бога, чем тысяча сынов нечестивых, и полезнее умереть без детей, чем оставить детей нечестивых [ст. 1–4]. Не говори: «Я скроюсь от Бога, и кто с высоты вспомнит обо мне?» [ст. 16]. [Гл. XVII:] Чрез беззаконие их не скрыты заветы и все неправды их пред лицем Бога. Милостыня человека, как бы печать с ним, и милость человека Он будетъ хранить, как зеницу ока, и после того, как встанет и воздаст каждому воздаяние, и обратит в преисподнюю земли. А кающимся Он дал путь оправданий, и ослабевающих укрепил к терпению и назначил им жребий истины. Обратись к Богу и оставь грехи свои. Молись пред лицем Его и уменьши препятствия [к тому]. Обратись к Богу и отвратись от неправды своей, и сильно возненавидь мерзость [ст. 17–23]. Как велико милосердие Божие и благоволение Его к обращающимся к Нему. Ибо не все может быть в людях, потому что сын человеческий не бессмертен [ст. 27–29].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

[Гл. VIII:] Не веди тяжбы с человеком могущественным, чтобы как-нибудь не впасть в его руки. Не спорь с человеком богатым, чтобы он не возбудил против тебя тяжбы. Ведь золото многих погубило, и доходило к сердцу царей и извращало их. Не веди тяжбы с человеком говорливым и не подбрасывай дров под горячность его [ст. 1–4]. Не презирай человека отвращающегося от греха и не укоряй его. Помни, что мы все повинны нести наказание. Не презирай человека в его старости; ведь стареются они из нашей среды. Не радуйся о смерти врага, так как ты знаешь, что мы все умираем, а не имеем придти к радости. Не презирай повествования мудрых старцев и упражнения в притчах их, ибо от них ты научишься знанию и тому, как служить знатным без жалоб. Пусть не минует тебя повествование старших, ведь и они учились у отцов своих разуму и ответу при нужде [ст. 6–12]. Не советуйся с глупыми, ибо они могут любить только то, что им нравится. С чужим человеком не устрояй совета, ибо ты не знаешь, что из него выйдет [ст. 20–22]. [Гл. IX:] Не ревнуй жены лона твоего [ст. 1]. Не имей вожделения [или: не засматривайся] к девице, чтобы как-нибудь не соблазниться прелестями ее. Не отдавай души своей блудницам ни за что, чтобы не погубить себя и достояния своего [ст. 5, 6]. Отворачивай свое лицо от женщины благообразной, и не озирайся на лице чужое [ст. 8]. Не оставляй старого друга, потому что новый не будет походить на него. Новый друг – что новое вино; постареет оно, тогда с удовольствием будешь его пить. Не будь ревнив к славе и богатству грешника, ибо не знаешь, каково будет его падение. Пусть не будет тебе приятною обида несправедливых [ст. 12–15]. Далеко отходи от человека, имеющего власть убивать, и ты не будешь даже подозревать о страхе смерти. А если ты сближаешься с ним, то ничего не позволяй, чтобы как-нибудь не отнял он у тебя жизни твоей [ст. 16, 17]. Рассуждай с мудрецами и благоразумными. Пусть твоими застольными друзьями будут справедливые люди, и слава твоя пусть будет в страхе Господнем [ст. 20, 21].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   Пророка Иеремии 50 гл., ст. 41—46. О падении Вавилона. Чудная, державная речь Господа Саваофа, Владыки всей твари, 44 ст.: «Кто подобен Мне? И кто требует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?..»ст. 46: «От шума взятия Вавилона потрясется земля, и вопль будет слышан между народами.» Гл. 51, ст. 1—2: «Так говорит Господь: Я подниму на Вавилон и на живущих среди него противников Моих, и пошлю на Вавилон веятелей, и развеют его, и опустошат землю его; ибо в день бедствия напа дут на него со всех сторон» (нач. гл. 51). 51 гл., 20 и 21 ст.: «Ты у Меня» — «молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы и тобою разорял царства; тобою поражал коня и всадника его и тобою поражал колесницу и возницу ее» и прочее.    Католики виноваты между прочим тем, что несправедливо считают нас еретиками и схизматиками, ругают и проклинают нашу святую, непорочную кафолическую и апостольскую Церковь; не хотят проследить наше православное учение, наши Богослужебные книги, каноны, иерархию; по презорству, гордости и отвращению не хотят вступить даже ногою в нашу церковь, считая это осквернением. Ненависть сатанинская!    Я должен буду скоро оставити землю — прочь пристрастие нелепое, мертвящее ко всему земному; да возлюблю «единое на потребу» (Лк. 10:42), да возлюблю единого Господа, мое Сокровище жизненное, неистощимое.     «Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе,» то есть неверующие, неправо верующие, католики злые, лютеране богохульники и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники. А мы узрим ли? Это зависит от нашей жизни, веры, благочестия. Если мы имеем Дух Христов (Рим. 8:9), если мы будем «новою тварью во Христе» (2 Кор. 5:17), то, несомненно, увидим славу Христову и вечно будем наслаждаться ею. Кто мудр и поймет это? — Кто понудит себя к достижению Царствия Божия (Мф. 11:12)?    Удивительное существо — душа человеческая, созданная «по образу и подобию Божию» (Быт. 1:26-27), хоть и падшая. Ибо какова она бывает во святых, усердно послуживших Господу в жизни сей временной? Сколь она бывает предана Богу любовию и самоотвержением, молитвою, воздержанием, зрением непрестанным к Богу! Сколь чиста, светла, тверда, благоуханна! Да и самые тела святых издают благоухания. А кончина какова? Сколь мирна, славна, светла, свята!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«О, Тимофей! храни, говорит тот же апостол, преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 ). «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе». ( 2Тим.1:13 ). «И что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим.2:2 ). Тот же апостол, обращаясь к коринфянам, говорит: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). Из приведенных мест Свящ. Писания ясно видно во-первых, то, что не все новозаветное откровение заключено в письмена; во-вторых, сами апостолы пользовались устным Откровением, а в-третьих, и нам завещали держаться устного откровения. В самом чистом, неизменном виде сохраняет устное откровение православная Церковь , которая, по словам апостола Павла, «есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Откровение, заключенное в письмена, уклоняющиеся от православной Церкви толкуют свободно; они говорит, что Дух Божий помогает им правильно понимать слово Божие и что они пользуются, при толковании, духовным озарением. Этому можно было бы поверить, если бы считающие себя озаренными свыше, подтвердили бы свои слова истинными чудесами; если бы толкования их не противоречили бы одно другому и слову Божию; Дух Божий противоречить Сам Себе не может 579 . Отвергая иерархию, сектанты глумятся над ней, указывая ее образ в лице фарисеев и книжников ( Матф. 23 гл.) и в апокалипсической саранче, о которой говорит Иоанн Богослов в 1–11 ст., 9 гл. «Откровения»; они говорят, что, согласно 3 ст. 2-го псалма, следует сбросить оковы этой иерархии, что Господь (ст. 4, 2-го псал.) посмеется ей; ко всей вообще Церкви, т. е. пастырям и пасомым, сектанты относят 1–2 ст. 17 гл. Откровения и ст. 8–9, 136 псалма. Посмотрим, насколько основательны эти ссылки. В 23 гл. Евангелия Матфея Господь осуждает лиц, принадлежавших к иудейской секте, члены которой ставили исполнение обрядового закона Моисея выше духа этого закона и стремились обособить и возвысить Иудейский народ среди других народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Для этого окончательного оправдания как вера, так и дела равно необходимы. Необходимость такого различия между двумя означенными видами оправдания особенно очевидна из того, что говорится ниже в 11-й главе. Говоря о том, что израильтяне (кроме остатка, сохраненного «по благодати, а не по делам», ст. 6) « ожесточились» (ст. 7), «пали и оскудели» (ст. 12), «отвергнуты» (ст. 15), «отломились» (ст. 17), – а язычники чрез то получили «спасение» (ст. 11), «богатство» (ст. 12), «примирение» (ст. 15), «привились и стали общниками корня и сока маслины» (ст. 17), апостол дает достаточно ясно разуметь, что это примирение и обогащение не есть окончательное, так как присоединяет такое увещание к христианину из язычников: «не гордись», «но бойся. Видишь благость и строгость Божию: строгость к отпавшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости: иначе и ты будешь отсечен» (ст. 20–22). Итак, хотя первоначальное примирение с Богом подается по одной вере в заслуги Христа, за нас пострадавшего, однако окончательное примирение и оправдание подается тому, кто последует стопам Его, кто, но словам ап. Павла, Рим. 12:1 , представит тело свое «в жертву живую, святую, благоугодную Богу», кратко: делами обнаружит веру. Конечно, наша жизнь так греховна, что мы никогда не надеемся оправдаться своими делами и постоянно умоляем Бога, чтобы Он не входил с нами в суд. Но это не значит, что мы и не обязаны заботиться о делах, что они от нас и не требуются. Гл. 12, ст. 4–8. Якоже во едином телеси мнози уды имамы, уды же ecu не тожде имут делание: такожде мнози едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу уди. Здесь ясно отвергается то безразличное равенство, которое хотели бы установить между членами христианского общества штундисты и подобные им еретики. Правда, в отношении к Христу (о Христе) мы все как бы одинаковы: не имея ничего своего, мы все получаем от Него, без Него все мы мертвы, от Него мы живы, Но по взаимным отношениям между собою (друг другу) мы то же, что различные члены тела, из которых один исполняет на пользу других одно дело, а другой другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

(Ст. 10). Ты же что судишь брата твоего, который ест? или ты, зачем уничижаешь брата твоего постящегося? (Ст. 11–12). Каждый из нас ведь отдаст отчет Богу за собственные дела. (Ст. 13). Не осуждайте же более друг друга, но заботьтесь в душе своей о том, чтобы не положить какого-либо преткновения брату своему. (Ст. 14). Я знаю это и установил не от ума моего, но Господом моим, Который во мне, — что ничего нет нечистого самого по себе. Всякий, кто нетверд в уме своем, то есть в собственных мыслях, — тому (кажется, что) во всем есть что-либо нечистое. Написанное здесь к Римлянам есть то же самое, что написал Коринфянам (1 Кор. гл. 8); так как и в Риме верующие вкушали вместе с неверными в доме идолов, однако не жертвенное мясо и не идольское вино, но мясо чистое и вино, не причастное идолослужению. Поскольку же видел апостол, что люди соблазняются, смотря на них, то ядущих он выставил как верующих, чтобы не удручить их стыдом, а обращающих на них взоры свои назвал нетвердыми и сказал следующее: (Ст. 15). Пищею твоею безвредною не губи того, за кого Христос умер. (Ст. 16). Да не хулит, говорит, тебя [греч.: да не хулится ваше доброе (так и др.)] то самое добро, которое ты делаешь. (Ст. 17). Ибо Царствие, которого мы ожидаем с великим желанием, не через еду приобретаем, но через правду и мир, который ты творишь между тобой и братом твоим. (Ст. 18). Ибо кто этим, о чем я сказал, служит, тот благоугоден Богу и одобряется людьми, то есть за то, что он брату своему не доставляет соблазна. (Ст. 20). Все чисто, как сказал я, но худо человеку, который чрез (на) совесть и соблазн других ест. (Ст. 21). Хорошо не есть мяса и ничего такого, от чего брат твой претыкается. (Ст. 22). А если скажешь: я по вере ем, то если ты веру имеешь, хвались ею в себе самом пред Богом, а не пред теми, которые соблазняются тобой. Блажен кто не осуждает себя в том, что избрал : или потому, что хорошо избрал и не осуждает своего намерения за то, что плохо избрал; или потому, что не осуждал себя самого ради добрых дел, которые совершили ближние его, а не сам он.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

(19 гл.). – Господь, восседая на облаке легком, грядет в Египет, и потрясутся пред Ним идолы египетские (1 ст.; ср. 2:18 и др.). Господь вооружит египтян против египтян, и дух Египта изнеможет в нем, и «прибегнут они к идолам и чародеям, и к вызывателям мертвых, и к гадателям» (2–3 ст.; ср. 8:19; 47:9, 12, 13...) и предаст их Господь в руки «властителя жестокого» (4 ст.), т. е. начнется в Египте борьба египтян с эфиоплянами, борьба династий, после которой Египет будет предан «властителю жестокому» или жестоким властителям – Навуходоносору (ср. Иер.46 гл. и особ. Иез.30:10, 13 , о чем еще ниже), Камбизу и др., прежде же всего Саргону, который поразил Фараона при Рафии (ок. 721 г.; ср. 20:1, 4) 121 . Тогда в Египте иссякнет река, от которой зависело благосостояние Египта, восплачут рыбаки, впадут в уныние обрабатывающие лен и ткачи белых полотен (5–11). Так, обезумели князья цоанские и мемфисские, «совет мудрых советников фараоновых» (ср. 47:13; 30:1–4) стал «бессмысленным» (ср. 29:14, 9 и др., 56:11...). «Как скажете вы Фараону: я сын мудрецов, сын царей древних?» (ср. особ. 23:7), обращается пророк к этим советникам. Где они? Где твои мудрецы? пусть они теперь скажут тебе, пусть узнают, что Господь определил об Египте?» (ср. особ. 41:21–23; 45:20, 21…). «Совратили Египет с пути главы племен его» (11–13 ст.; ср. 3:12; 9:16; 56:11...) «Господь послал в него духа опьянения; и они ввели Египет в заблуждение, во всех делах его подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей» (14 ст.; ср. особ. 28:7–8; 29:9; 56:11–12). «И не будет в Египте такого дела, которое совершить умели бы голова и хвост, пальма и трость» (15 ст.; ср. 9:14). Египтяне затрепещут, подобно женщинам, от руки Господа Саваофа (16 ст.). «Земля Иудина (в которой «жилище» Господа – ср. 18:4) сделается ужасом для Египта; кто вспомнит о ней, тот затрепещет от определения Господа Саваофа, которое Он постановил о нем» (17 ст.). «В тот день» будут в земле Египетской пять городов говорить языком ханаанским (т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Отеческий характер послания здесь выразился еще яснее (нежели в 1-м послании), как в ходе мыслей, так и в образе выражений и обращения к возлюбленному ученику и духовному сыну. Апостол Тимофей, конечно, навестил Павла в узах, утешил его, как мог, и после поучительно-мужественной смерти мученика-учителя своего, усеченного мечем, возвратился к месту своего служения, на котором и подвизался еще около 18-ти лет. Скончался Ап. Тимофей мученически. В царствование Домициана он был убит язычниками города Ефеса, буйно справлявшими одно из своих странных празднеств. Святые мощи его были сначала похоронены за городом (Ефесом) а потом перенесены были в Константинополь, где положены были (в храме Апостолов) вместе с мощами св. Евангелиста Луки и Ап. Андрея Первозванного. Память Ап. Тимофея ублажается Православною Церковию 22-го января. Сохранялось и распространялось во вселенской Церкви 2-ое послание к Тимофею так же, как и первое, а потому и свидетельства о нем приводят почти все те же церковные писатели и отцы Церкви. В Православной Церкви 2-ое послание к Тимофею употребляется при Богослужениях в таком порядке: Гл. 1, ст. 1–2 и 8–18 пяток 27-ой недели. 3–9 св. Апостолу Тимофею. Гл. 2, ст. 1–10 мученикам. 11–19 в субботу 33-ей недели. 20–26 в понедельник 28-ой недели. Гл. 3, ст. 1–9 в субботу 34-ой недели. 10–15 в неделю 33-ю. 16–17 и Гл. 4, ст. 1–4 во вторник 28-ой недели. 5–8 в неделю по Просвещении. 9–22 в среду 28-ой недели. Второе послание к Тимофею святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2. Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего 125 . 3. Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью 126 , 4. и желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5. приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике: уверен, что она и в тебе 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Третьим любимым текстом спириты считают 2 и 3 ст. гл. 9 Евангелия от Иоанна, в котором повествуется что, когда Иисус и ученики Его увидали слепого от рождения, то последние спросили его: «Равви, кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?» Иисус отвечал: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Здесь спириты своим оправданием считают то обстоятельство, что Христос в Своем ответе на вопрос учеников с предположением о прегрешении слепого до рождения, не остановился подробно на опровержении бессмысленности этого вопроса, если бы де не существовало верования в перевоплощение и у Самого Христа. Но спириты совершенно игнорируют явное возражение на первый текст в 17 ст. 1 гл. Евангелия от Луки, в котором говорится об Иоанне Предтечи, что он пришел пред Христом «в духе и силе Илии, – а не Илией. В том же Евангелии от Луки в гл. 20, 35–36 ст. наоборот ясно говорится: «а сподобившиеся достигнуть того века… умереть уже не могут» . Что же касается второго текста ( Марк 6:15 ), то стоит только взглянуть на параллельный этому месту, ст. 8, 9 гл. Евангелия от Луки, чтобы увидать, что иудеи, говоря об Иисусе, что не Илия ли Он, или не другой какой из умерших пророков понимали, не перевоплощение Иисуса, а прямое воскресение: «другие (говорили), что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес». Что же касается беседы Иисуса с учениками о грехе слепорожденного «до рождения», то не трудно усмотреть в самой форме ответа Христа ученикам на этот вопрос отрицание даже вероятия этого предположения: «не согрешил ни он, ни родители его ». Такая форма отрицания очень обычна в практической жизни, в особенности, когда центр внимания в беседе переносится на другую плоскость. Например, на вопрос: правда ли, что при полете в безвоздушных пространствах можно достигнуть быстроты до 500 верст в час? В ответе: «ни в безвоздушном, ни в насыщенном воздухом пространстве такой быстроты достигнуть нельзя» – во всяком случае нельзя усматривать подтверждения возможности полетов в безвоздушном пространстве. Наоборот, ответчик всякое предположение об этой возможности считает не подлежащим серьезному обсуждению и даже не заслуживающим того, чтобы останавливать на нем свое внимание. И частицами отрицания: «ни-ни» и тоном своей речи он свидетельствует, что об этом предположение не может быть и речи.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

Прем.2:19 . Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; Прем.2:20 . осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет». 17–20 . Нечестивые вольнодумцы подвергают праведника испытанию с двоякою целью, чтобы узнать 1) оправдается ли его надежда на помощь Божию (18, 20) и 2) устойчив ли он в своей нравственной жизни (19 ст.). Если надежда праведника не тщетна, если его слова о попечении о нем Бога не были простым самомнением, то Бог его защитит. Он избавит его даже от смерти. Равным образом в страданиях праведник обнаружит свои «смирение и незлобие», если только они у него есть. Отдел книги Премудрости с 12–20 ст. многими древними и новыми экзегетами понимался как пророчество об отношении к Иисусу Христу Его врагов и об осуждении Его на смерть. Под «праведником» в таком случае разумелся Спаситель. Главное основание для такого толкования брали из 13-го и 16 ст., где враги обвиняют праведника в том, что он «называет себя сыном Господа» (13 ст.) и «Отцом своим тщеславно называет Бога» (16 ст.). Подобный же упрек и в тех же выражениях, по свидетельству Евангелия, бросали иудеи и Господу ( Ин. 5:18, 19:7 ); аналогичное же основание находят в 18 ст., сравнивая его с Мф. 27:40, 43 ; и наконец, в словах 20-го ст.: «осудим его на бесчестную смерть» видят указание на крестную смерть Спасителя. Но имея в виду неканонический характер книги Премудрости Соломона, можно и не усматривать в этом отделе пророчества в собственном смысле, но видеть в нем живое изображение общего для всех времен отношения нечестивых к праведным. Это изображение по силе своей истины оказалось приложимо и к лицу Иисуса Христа, величайшего из всех праведников. Такое понимание находит себе прочное основание в самой книге Премудрости, потому что под именем праведника ( δκαιος), изображаемого во II гл. ст. 12–20, писатель этой книги, видимо, разумел не определенное лицо, а родовое понятие (собственно благочестивого израильтянина вообще). Прем.2:21 . Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010