Здание больницы, светлое и просторное, было расположено среди фруктового сада, «воздух здесь всегда чистый и влажный, летом же свежий с бальзамичным запахом растений, особенно же смолисто-соснового леса… вокруг тишина и безмятежие нарушается лишь пением разнородных птиц да звоном церковным» 1319 . Заведовал больницей назначаемый из числа братии инок – фельдшер, который оказывал помощь больным под руководством врача, приглашаемого пустынью из Путивля или Глухова. Больные распределялись в соответствии с заболеваниями по палатам, среди которых были и одноместные. Все палаты располагались на первом этаже. Здесь же были приемная и другие специальные отделения больницы; на втором этаже находились аптека, келлии фельдшера-инока и послушников, ухаживавших за больными. Аптека Глинской пустыни по обстановке и содержавшимся в ней лекарствам «нисколько не была похожа на аптечку при обители, а скорее на благоустроенную земскую или частную» 1320 . Над ней располагалась сушильня для лекарственных трав, растущих в изобилии в монастырском лесу. Эти травы Глинские иноки собирали и сушили по указанию врача и фельдшера. Больница обеспечивала нуждающихся как стационарным, так и амбулаторным лечением. Росла популярность больницы, а вместе с тем с каждым годом увеличивалось и число обращавшихся за медицинской помощью. Если в 1876 году в больницу Глинской пустыни обратились 53 человека (в том числе 35 иноков и 18 богомольцев) 1321 , то в 1887 году число обращавшихся возросло более чем в три раза и составило 161 человек (105 иноков и 56 богомольцев) 1322 . Заболевшие женщины лечились в странноприимнице Глинской пустыни, их было ежегодно до 150, уход за ними поручался женщинам из числа тех же странниц 1323 . Кроме того, в больницу Глинской пустыни обращалось много жителей близлежащих, а иногда и дальних селений за получением медицинских советов и лекарств. Все они получали просимое, а в сложных случаях им предоставлялась возможность обратиться к врачу, регулярно посещавшему больницу Глинской пустыни. Оказание бесплатной медицинской помощи народу было делом христианского милосердия Глинской братии. Обитель тратила ежегодно на содержание больницы 1500 рублей, не считая стоимости питания больных и послушников, за ними ухаживавших 1324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   Там же.    Там же.    Там же. В списках насельников Глинской пустыни по состоянию на 12 марта 1952 г. сказано, что о. Вонифатий поступил в обитель в 1952 г.    Там же.    АСЕУ. Список монахов Глинской пустыни по состоянию на 20 октября 1959 г.    ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 21.    АСЕУ. Послужной список монаха Иоасафа (Дегтяренко).    Там же. Список насельников Глинской пустыни по состоянию на 1 июля 1954 г.    «Монах Иоасаф Дегтяренко строгой жизни, справедливый, трудолюбивый, смиренный и терпеливый; несет послушание хлебопека» (АСЕУ. Послужной список монаха Иоасафа (Дегтяренко)).    Там же.    ГАСО, ф. Р2196, оп.12, д. 53, л. 21.    АСЕУ. Послужной список монаха Никандра (Шапошника).    Там же.    АСЕУ. Рапорт игумена Модеста (Гамова) в Сумское епархиальное управление от 16 октября 1960 г.    ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 21.    АСЕУ. Послужной список иеромонаха Иннокентия.    Там же. Далее сведения о жизни о. Ионы (Шиховцова) приведены в соответствии с его послужным списком.    Иван Дмитриевич был женат, но в его послужном списке не указано, когда он женился и когда овдовел.    ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37, л. 3 об.    Там же, л.2 об.    АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни по состоянию на 1.1.1956 г.    Там же. Послужной список иеромонаха Иннокентия (Шиховцова).    Там же.    АСЕУ. Послужной список иеромонаха Иннокентия (Шиховцова).    Там же.    Там же.    АСЕУ. Послужной список монаха Мелетия (Кириченко). Далее сведения о его биографии приведены в соответствии с этим списком.    Там же. Списки монахов Глинской пустыни по состоянию на 15 декабря 1948 г., на 1 января 1952 г.    Там же. Послужной список монаха Мелетия (Кириченко).    Там же. Список насельников Глинской пустыни на 12марта 1952 г.    Там же. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) в Сумское епархиальное управление от 28 декабря 1953 г. В послужном списке монаха Мелетия ошибочно год пострига указан 1954.    Игнатий (Брянчанинов), епископ Соч. СПб., 1915. Т. 1. С. 109.    Там же. С. 113.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В деле старческого руководства отец Филарет особенно большое значение придавал ежедневному откровению помыслов учеников своему старцу, поскольку такое откровение является главным методом искоренения страстей. Кроме того, каждый инок имел старческое келейное правило, состоящее из молитв, поклонов – земных и поясных, чтения Евангелия, Апостола, Псалтири. Широко известен игумен Филарет как автор книг и нотных изданий церковного содержания. Несколько изданий в дореволюционный период выдержала его книга «До и после пострига», состоящая из двух частей: «Поучение новоначальному перед постригом» и «Поучение новопостриженному монаху». Актуальна эта книга и в наши дни. Перу игумена Филарета принадлежат также «Наставление о должности духовника, служащего инокиням», «Краткое изъяснение о явлении Пустынно-Глинской Чудотворной иконы», «Краткое описание Глинской пустыни», четыре Устава общежительных монастырей, «Наставления монашествующим» и др. Произведения, написанные старцем Филаретом, пользовались большой популярностью в России и за ее пределами. Игумену Филарету приходилось вести большую деловую переписку, связанную с управлением монастырем, а также с благодетелями обители и духовными чадами. По свидетельству лично знавших его, из-под пера настоятеля Филарета в год выходило до семисот пятидесяти писем с богодухновенными наставлениями, как духовным, так и светским лицам (135,111). Под руководством отца Филарета именно в эти сложные в духовном отношении годы (игумен Филарет настоятельствовал с 1817 по 1841 гг.) сформировалось новое поколение опытных подвижников, многие из которых стяжали глубокое смирение, кротость, милосердие и получили от Бога духовные дары прозрения, исцеления, назидания ближних. Число таких подвижников возрастало из поколения в поколение. Такими подвижниками, помимо отца Филарета, были старцы Илиодор (Голованицкий), Феодот (Левченко), Архипп (Шестаков), Макарий (Шаров), Евфимий (Любимченко), Иннокентий (Степанов) и многие другие. Год от года увеличивалось число иноков, посланных из Глинской пустыни на настоятельские должности в другие обители.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

   13 июля 1961 года архиепископ Черниговский и Нежинский Андрей подписал распоряжение о закрытии обители, и на следующий день 14 июля пустынь была закрыта . Архивные документы    Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 81.    Сводный послужной список и ведомость о настоятеле, монашествующих и послушниках Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни за 1911 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 89 об.    Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1918 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 55.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1944 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 1, д. 6.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//Там же, оп. 12, д. 53, л. 2, 12.    Материалы по религиозным культам за 1959 г.//Там же, ф. Р 1815, оп. 3, д. 235, л. 13, 15—17, 22, 24.    Документы АСЕУ, АУПЦ. ИЕРОСХИМОНАХ ВАСИЛИЙ (†1960) (Память 6 августа ст. ст./19 августа нов. ст.)    Иеросхимонах Василий (в миру Иван Андреевич Морин) родился 10 сентября 1878 г. в селе Лошаковка Суражского уезда Курской губернии в крестьянской семье . Рано проявилось в нем стремление к иноческой жизни, и уже в 17-летнем возрасте он поступил в Белогорскую Николаевскую пустынь . В 1909 г. Иван был пострижен в монашество с именем Вонифатий, а через четыре года — рукоположен епископом Белгородским Никодимом (Кононовым) в сан иеродиакона . В 1915 г. по указу Курской духовной консистории о. Вонифатий был перемещен в Глинскую пустынь . Перевод в прославленную обитель способствовал его быстрому духовному возрастанию. Он получал великую пользу от ежедневного откровения помыслов старцам, от их советов и наставлений. Простой и бесхитростный, о. Вонифатий, исполняя все повеления Глинских наставников, преуспевал в духовной жизни. Архимандрит Нектарий (Нуждин) писал, что «иеродиакон Вонифатий качеств очень хороших» . В 1919 г. он был рукоположен в иеромонаха и в 1922 г. епископом Рыльским Павлином (Крошечкиным) награжден набедренником . После закрытия Глинской пустыни о. Вонифатий жил на родине. С 1930 по 1938 г. он служил священником в церкви села Воробша Сужданского района Курской области .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Отец Евгений отличался серьезной сосредоточенностью, так как под руководством о. Иннокентия упражнялся в непрестанной молитве и трезвении ума. Отец Иннокентий и после своей кончины являлся во сне о. Евгению и также наставлял его. Однажды в трудных обстоятельствах о. Евгений тяжко скорбел, всю ночь слезно молился и лишь под утро уснул. Во сне он увидел покойного о. Иннокентия, который советовал ему терпеливо переносить скорби, покориться воле Божией, ниспосылающей все к нашему спасению. «Трудно, батюшка, – сказал о. Евгений, – не могу перенести, помогите». Отец Иннокентий тяжело вздохнул и громко сказал: «Что с вами буду делать?» 1297 . При этих словах о. Евгений проснулся. Утром все его трудные обстоятельства совершенно были устранены, скорбь прошла, и он радостно вернулся к своему послушанию. 15 августа 1892 года в Глинской пустыни он был пострижен в мантию. В 1893 году о. Евгений тяжело заболел и вскоре скончался. На могильном кресте подвижника была надпись: «Под сим крестом погребен монах Евгений, в миру Евмений Бобров, скончавшийся смертию праведника 12 мая 1894 года на 33 году от роду. Он с полным усердием и любовью к ближним послужил обители 10 лет» 1298 . Таких учеников воспитывал о. Иннокентий, наставляя их с ревностью исполнять возложенное внешнее послушание, неослабно пребывать и во внутреннем подвиге. Кроме устроения Сеймских мельниц при о. Иннокентии в Глинской пустыни были построены деревянный одноэтажный, крытый соломой корпус для пасечников на 10 келлий; на гостином дворе – двухэтажный каменный корпус с мезонином на 29 келлий (на средства помещицы А. И. Мовчан) 1299 . За неусыпное попечение о благе обители игумен Иннокентий 10 мая 1869 года был высочайше награжден золотым наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым, а 29 апреля 1873 года – палицей 1300 . При игумене Иннокентии возросла благотворительная деятельность Глинской пустыни. В отчетах о состоянии Курской епархии за 1862–1887 годы епархиальные архиереи отмечали, что хотя «странным и бедным оказывают вспомоществование все монастыри, но в сем отношении преимущество имеет пустынь Глинская» 1301 . Здесь была устроена особая для этой цели гостиница 1302 . В деревне Заруцкой и на подворье при Сеймских мельницах пустынь содержала странноприимные дома, где останавливались для ночлега богомольцы, которые не могли без отдыха дойти до обители 1303 . Сюда прибывали странствующие подвижники, паломники из дальних краев нашей страны и из-за рубежа. В странноприимницах жили также бедные жители ближайших селений, в основном не способные к труду по старости и болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Во втором десятилетии ХХ века социальный состав братии почти не изменился по сравнению с 1910 годом. Несколько возросла доля крестьян, которые составляли в этот период почти 80% насельников обители, доля мещан не изменилась (10%), сократилась доля иноков из казаков (с 9 до 6%) и из военного звания (с 4 до 2,5%), доля насельников из духовного звания составила менее 2%, из дворян в обители был лишь один монах 1446 (см. «Архив Глинской пустыни»). К 1918 году в Глинской пустыни было уже 82 священнослужителя, то есть в 2 раза больше, чем в 1910, из них 49 иеромонахов и 33 иеродиакона (в 1910 году – соответственно 29 и 12). Число монахов также возросло с 96 человек в 1910 году до 117, в 1918. Но при этом резко (почти в 3 раза) сократилось число послушников (с 370 в 1910 году до 140 в 1918-м), многие из которых были взяты в действующую армию. Существенно изменился возрастной состав братии по сравнению с началом ХХ века. Насельники в возрасте до 40 лет составляли уже не две трети, а лишь третью часть братии. Больше всего в обители было иноков в возрасте от 40 до 50 лет, которые также составляли почти одну треть от общего числа насельников. Иноков старше 50 лет было соответственно тоже около одной трети 1447 (см. «Архив Глинской пустыни»). До самого закрытия в обители неопустительно совершались все положенные богослужения (по праздникам даже три литургии), не прекращалось «неумолкаемое чтение Псалтири» 1448 . Как и всегда, совершались постриги в монашество. Даже по отрывочным сведениям, сохранившимся в различных документах, можно заключить, что в 1918 году было совершено не менее 15 постригов 1449 , в 1920-м – не менее 19 1450 (для сравнения: в 1911 г. – 16 1451 ). По архивным данным, последний постриг был совершен в Глинской пустыни 20 февраля 1922 года 1452 , но, возможно, были и позже. Совершались также рукоположения во иеромонахов и иеродиаконов 1453 (лишь в 1918 году рукоположили 10 иеромонахов и 9 иеродиаконов 1454 ), постриги в великую схиму. Так, в 1917 году в схиму были пострижены иеромонах Климент и монах Аркадий 1455 , в 1920 году – иеромонах Акакий (Бордаков) 1456 , в 1921 году – иеромонах Анатолий (Красовский) и иеродиакон Гавриил (Ворожбит) 1457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Монастырская библиотека насчитывала до 1350 томов. В начале XX века в пустыни был организован проповеднический кружок, куда входило более 30 монахов. Одни из них писали статьи, которые обитель издавала в виде брошюр. Другие проводили беседы с народом. Поучения читались в храме за литургией. Кроме того, были организованы внебогослужебные чтения в монастырской гостинице, в трапезной, а в теплое время года и на монастырском дворе. В каждом номере гостиницы было Евангелие, Молитвослов и книги духовно-нравственного содержания. Всем желающим в благословение от обители раздавались бесплатно книжечки, листки, хромолитографированные образки. С 1890 года при пустыни действовал Дом трудолюбия для обучения крестьянских детей ремеслу. К 1916 году в нем насчитывалось до 40 подростков. Обучали всех монахи. Разрешалось выбрать себе занятие по душе: столярное, слесарное, иконописное, портняжное, сапожное. Обычно назначался монах-воспитатель, который жил вместе с мальчиками, водил их по праздникам и воскресным дням в храм. По окончании выдавалось свидетельство об обучении, успехах и способностях. Подписанное игуменом и старшей братией обители, оно давало мальчику возможность работать, а при желании он мог поступить в число братии обители. Братская больница была рассчитана и на приходящих богомольцев. Из тридцати коек пятнадцать занимали немощные и престарелые схимники и монахи. При больнице постоянно находился фельдшер, а врача, когда надо было, вызывали из Глухова. Обитель платила ему годовое жалование. В странноприимной, куда стекались бедные жители из окрестных селений, а также странствующие богомольцы, в течение года останавливалось до 32 тысяч человек. Безвозмездно им полагались трехдневная монастырская трапеза, лекарство, одежда и обувь по возможности. С 1915 года был устроен небольшой санаторий для раненых и детей погибших. Тогда обитель отправила на фронт несколько иеромонахов, переводились средства для строительства и оборудования госпиталей и лазаретов. В Красный Крест из Глинской пустыни приходили деньги, книги для раненых и военнопленных, оказывалась помощь и семьям призванных на фронт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преосвященнейший Епископ Курский Илиодор благоволил из просимого количества назначить только 80 десятин при деревне Шутовке и 10 при селе Новой слободе, а Его Сиятельство Господин Министр Финансов при общем рассмотрении дел сего рода и вовсе изволил отказать в оной. Всеподданнейше поднося Вашему Императорскому Величеству составленную по сему предмету записку и смиренно повергаясь к подножию Престола Вашего Императорского Величества, испрашиваем милости о наделении обители сей таким участком земли и там, где Бог возвестит сердцу Вашего Императорского Величества. Августейший Монарх Всемилостивейший Государь Марта 25 дня Ваше Императорского Величества 1837-го года Верноподданные Глинская Богородицкая Строитель Иеромонах Филарет Пустынь Духовник Иеромонах Антоний Курской губернии Казначей Иеромонах Порфирий Путивльского уезда Ризничий Иеромонах Епифаний Благочинный и Уставщик Иеромонах Феодосий Иеромонах Герасим …» (Далее – восемь подписей иеромонахов и иеродиаконов. – А. И.) 714 . В записке о положении пустыни, прилагаемой к прошению, о. Филарет писал: «Если бы особенным Божиим Промыслом Благочестивейший Император Александр Благословенный не обратил на нее Высочайше милостивого благоволения, то едва ли бы слышимы были на месте сем ныне воспеваемые с толиким благолепием хвалы Богу Вышнему, и приносились смиренные мольбы о Благоденствии Вашего Императорского Величества; но когда по благому Его Промыслу сие малое достояние пустыни умножилось наделением ей лесной дачи в 300 десятин, то справедливо, что вышла она из величайшего затруднения относительно построек, отапливания и содержания небольшого числа скота и лошадей; существенный же недостаток в собственном жизненном продовольствии за неимением хлебопашества оставался тот же, а сие не было заводимо потому, что на всем пространстве владеемой пустынью земли, не находится и одной десятины, удобной для возделывания, о чем и самый план местности пустыни ясно свидетельствует» 715 . Далее о. Филарет писал, что пустынь содержится в основном «постоянным жертвованием благочестивых христиан» 716 . Действительно, в 1830-х годах более половины годового дохода пустыни составляли пожертвования 717 . Около 20% доходов обитель получала от своих подворий и примерно столько же от продажи свечей, просфор; незначительную долю в доходах составляли проценты с капиталов и пособие, получаемое от казны 718 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   Заботами настоятеля о внутреннем и внешнем устроении обители быстро умножалось число братии. В 1943 г. в пустыни было уже не менее 25 человек.    Восстановив обитель, собрав братию и учредив старчество, о. Нектарий почувствовал свой близкий исход. Передав управление монастырем иеросхимонаху Серафиму (Амелину), он всецело посвятил себя приготовлению к переходу в вечную жизнь. Тихо угасал много потрудившийся старец, но не переставал поучать братию, особенно заповедуя полное послушание настоятелю и ежедневное откровение помыслов старцу. Точная дата кончины архимандрита Нектария неизвестна , но в списке монахов Глинской пустыни на 6 апреля 1944 г. он уже не значится . Старец был похоронен у южной стены Крестовоздвиженской церкви . Литература    Церковные ведомости. 1912. 50. С. 465.    Курский адрес-календарь. Курск, 1915. С. 339.    Там же, 1916. С. 249.    Курские епархиальные ведомости. 1913. 22—23. С. 327; 1914. 17. С. 258; 1916. 13—14. С. 151. Архивные документы    Послужные списки настоятеля, монашествующих и послушников Глинской Богородицкой общежительной пустыни за 1885 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89.    Сводный послужной список настоятеля, монахов и послушников Глинской Богородицкой и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 г.//Там же, д. 109, л. 52.    Послужные списки монашествующих Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 32.    По ходатайству Курского преосвященного об увольнении схиархимандрита Иоанникия от должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА, ф. 796, оп. 194, д. 1164, л. 7 об.    О замещении должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии//Там же, д. 1399, л. 1—2.    Сведения о монастырях по епархиям за 1913 г.//Там же, ф. 797, оп. 83, отд. II, ст. 3, д. 315.    Сведения о монастырях по епархиям за 1915 г.//Там же, оп. 85, отд. II, ст. 3, д. 389, л. 85.    О перемещении архимандрита Адриана из Таврической епархии в Глинскую пустынь//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 191.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Письмо игумена Исаии Дмитрию Михайловичу Струкову 7 Милостивый Государь, Д.М. Г-н Струков! В нашей обители имеется живописная мастерская, ученики которой предварительно приготовляются рисованием. Цель обучения, если они не останутся в обители, дать им кусок хлеба посредством своего заработка. При обучении рисованию у нас заведена такая система: сначала на грифельных досках от руки чертят с тетрадки линии и геометрические фигуры, потом на тетрадях карандашом от легких контурных рисунков по оригиналам переходят постепенно к более трудным тушевым рисункам. Затем, по достаточном навыке в рисовании, ученики переходят к иконописи, так как собственно для монастыря более необходимо писание икон. Желая воспользоваться многолетним опытом Вашим и высоко ставя Ваш совет, имеем честь покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, не отказать сообщить нам, насколько принятый нами способ обучения пригоден, и не можете ли дать каких-либо практических советов, ускоряющих обучение, так как очень часто ученики переменяются, что, конечно, не без вреда отзывается на наше иконописное дело. В скором ожидании Вашего ответа с истинным почтением и благорасположением имею честь быть Благожелательный Вам Игумен Исаия Адрес: В г. Глухое Черниг. губ. Настоятелю Глинской пустыни 19 января 1891 года Его Преосвященству, Преосвященнейшему Иустину, Епископу Курскому и Белоградскому и Кавалеру Глинской Богородицкой пустыни настоятеля игумена Исайи с братиею Рапорт Составленные в Глинской Пустыни за истекший 1892-й год послужные списки: 1) о мне, настоятеле, 2) о священнослужителях и монашествующих штатного положения, 3) о послушниках указных и 4) о послушниках, на временном испытании находящихся, вместе с перечневою ведомостью о числе всех и ведомостью о Глинской пустыни при сем Вашему Преосвященству имеем честь представить и донести, что таковой же экземпляр списков с ведомостью о Глинской пустыни при рапорте от 31 декабря 1892-го года за 326 представлен в Курскую Духовную Консисторию. Настоятель игумен Исаия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010