И здесь мы тоже можем говорить о сохранении духовной преемственности, и это особенно интересно, потому что одним из преемников этих старцев является наш Святейший Патриарх Илия II, духовный отец которого, отец Шио (Дзидзава), был духовным чадом преподобного Алексия (Шушания). После революции грузинское монашество пополнилось и монахами из России. Они вынужденно бежали из своих монастырей и, перейдя на жительство в Грузию, основали здесь монашеские поселения. Например, Псху на озере Амткел, в горах Абхазии. Говоря о русских отцах-подвижниках, в первую очередь надо упомянуть отцов, пришедших из Глинской пустыни и поселившихся в Сухуми и в Тбилиси. Первым из них надо назвать владыку Зиновия (Мажугу), который только лишь принял постриг в Глинской пустыни, а все остальные священнические степени получил уже в лоне Грузинской Церкви: стал и диаконом, и иеромонахом, и потом уже епископом Грузинской Церкви, митрополитом Тетрицкаройским. Владыка Зиновий (Мажуга) с отцом Виталием (Сидоренко). Начало 1980-х. Вместе с ним в Грузии подвизались и другие насельники Глинской пустыни, которые были изгнаны из обители во времена хрущевских гонений. Это были архимандрит Андроник (Лукаш), архимандрит Серафим (Романцов) и другие отцы. И с ними со всеми был знаком и общался наш Святейший Патриарх. Постриг он принимал из рук владыки Зиновия. А из старцев последних времен, которые имели общение с ранними отцами, я бы вспомнил архимандрита Гавриила и архимандрита Виталия (Сидоренко) . Я был знаком с обоими, но чаще встречался и больше времени проводил с отцом Виталием. В последние месяцы его жизни мы ходили к нему в обитель и подолгу беседовали. Эти беседы очень многое мне дали. - Владыка, а что сохранилось больше всего в памяти от встреч с этими подвижниками? - Беседы с отцом Виталием продолжались по несколько часов. Отец Виталий садился на пол, и, конечно же, невоспитанностью было оставаться на стуле, поэтому я тоже садился на пол. Такой пример, данный им, невозможно забыть... Проходило время, я вспоминал беседу с отцом Виталием, и понимал, что всё, сказанное батюшкой, было «на потом»...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

   Отец Филарет на подаренной Заводовским земле построил пять лавок, дом и флигель с постоялым двором, которые обитель сдавала в аренду, получая 800 руб. ассигнациями ежегодно. На этой же земле было поставлено монастырское подворье, состоящее из дома и флигеля. Здесь принимались приезжающие в обитель богомольцы и странники . Моисей Заводовский до конца своих дней подвизался в Глинской пустыни. 13 августа 1826 г. он был пострижен в монашество с именем Мартирий . Скончался отец Мартирий в Глинской пустыни в сане иеромонаха в 1838 г. . Литература    Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 63.    Лебедев А.С. Сведения о некоторых архивах духовного ведомства в губерниях Курской и Харьковской. Харьков, 1902. С. 75—81. Архивные документы    По доношению преосвященного Курского с испрашиванием высочайшего повеления на совершение крепостного акта на пожертвованные Глинской Богородицкой пустыни мещанином Заводовским в городе Глухове два дворовых места//ЦГИА, ф. 796, оп. 107, д. 325.    Главная опись церковного и ризничего имущества Глинской Рождество-Богородицкой пустыни... составленная в 1854 г.//ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 204 об.    О наделении Глинской пустыни землей и о положении оной//ЦГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 3, 8.    О пожертвовании в г. Глухове Черниговской губ. от послушника из мещан Заводовского дворовые места 1 десятина и до 336 кв. сажен в пользу Глинской Богородицкой пустыни//ЦГИА, ф. 797, оп. 3, д. 11580. ИЕРОМОНАХ ПОРФИРИЙ, КАЗНАЧЕЙ И ДУХОВНИК     Отец Порфирий (Мамчич) поступил в Глинскую пустынь в 1819 г. Игумен Филарет считал его способным и благонадежным иноком, приблизил к себе и давал ему многие поручения. В год поступления в обитель он был пострижен в монашество, через месяц посвящен во иеродиакона, а на следующий день — во иеромонаха .    В начале 1822 г. иеромонах Порфирий состоял уже в числе старшей братии обители. В письме Глинских иноков министру духовных дел и народного просвещения князю А.Н. Голицыну от 5 января 1822 г. подпись иеромонаха Порфирия стоит четвертой после подписи настоятеля .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Для лечения опасно больных... приглашался врач из г. Глухова». Ежегодно в больнице Глинской пустыни пользовалось медицинской помощью около 8—9 тыс. человек из братий и богомольцев .    Отец Исаия ввел в Глинской пустыни много новых послушаний. Для их исполнения монахами в обители были организованы мастерские живописцев, позолотчиков, коверщиков, ложечников, резчиков по дереву, переплетчиков, токарей, корзинщиков и другие. При нем в пустыни процветали садоводство, огородничество, пчеловодство и правильное рыбоводство . Эти послушания, с одной стороны, давали средства на содержание обители, а с другой — предоставляли возможность послушникам закалить себя в труде, научиться терпению. Вместе с тем отец Исаия заботился об облегчении труда иноков. Например, мойка белья была устроена в отдельном корпусе со всеми новейшими для того времени приспособлениями. От самого же настоятеля требовалось много знаний, труда и умения в деле руководства всем этим множеством ремесел. Насколько серьезно настоятель относился ко всем послушаниям можно заключить из того, что при устройстве, например, живописной мастерской он письменно обратился к известному тогда художнику и реставратору Д.М. Струкову с просьбой дать практические советы по обучению живописцев, при этом сам четко и подробно описал процесс обучения, применявшийся в Глинской пустыни . Вообще в письмах о. Исаии по делам обители отразились острота его ума, высокая образованность, интеллигентность. Позднее иконы, написанные в иконописных мастерских Глинской пустыни, украшали храмы обители.    Мудрый настоятель значительно увеличил капитал Глинской пустыни. Только в банковых билетах за период с 1892 по 1910 г. он возрос почти на 43 тыс. руб. ; возросли и средства,, поступающие ежегодно на содержание обители — с 26 тыс. руб. в 1892 г. до 47 тыс. руб. в 1910 г. .    Из уважения к строго подвижнической жизни настоятеля Глинской пустыни и ее иноков резко возросло число благотворителей монастыря. За годы настоятельства о. Исаии обители было пожертвовано разными лицами более 220 десятин пахотной и сенокосной земли, 257 десятин леса, 23 десятины полевой земли .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   Стихотворение архимандрита Макария «Первая лепта». Томск, 1902. С. 127.    Русский паломник. 1892. Кн. XI, XII. Архимандрит Макарий... С. 14, 15.    Письма архимандрита Макария. М., 1860. Ч. I. С. 212. (Отец Филарет вел переписку с о. Макарием и подарил ему на память требник с собственноручной надписью: «1829 г. июня 5 дня. Усердствует в любви о Господе требник сей о. архимандриту Макарию, в память о его любви к обители нашей. — Глинской Богородицкой пустыни строитель о. Филарет» (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 21). — А.И.).    Странник. 1864. Май. Современная хроника. С. 48—49.    Русский паломник. 1897. Кн. XI. С. 92. (О неразрывной духовной связи о. Макария с Глинской пустынью свидетельствуют его слова: «Всегда сохраняю утешительную память моего пребывания в его (Филарета. — А.И.) обители, опытных наставлений его и отеческих блаштворений и собираюсь писать к нему» (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 2 6). — А.И).    Архимандрит Макарий... С. 34.    Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 46—54.    ЦГИА, ф. 796, оп. 130, д. 1157, л. 1 об.    Там же.    Там же.    Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х ч. 1904. С. 25; То же. Курск, 1912. С. 21; Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пустыни настоятеля архимандрита Германа Сост. А.Ф. Ковалевский. 2-е изд. Харьков, 1894. С. 56.    Там же. С. 56. О дальнейшей жизни о. Израиля известно лишь, что в 1849 г. он подал прошение об увольнении его на полтора года за границу для поклонения святым местам и по указу Святейшего Синода получил на это разрешение 22 февраля 1850 г. (ЦГИА, ф. 796, оп. 130, д. 1157, л. 1—5.).    Отец Евграф был посвящен во иеродиакона на следующий год по пострижении, а еще через год — во иеромонаха (Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 29. — А.И.).    Отец Феодосий в Глинской пустыни был посвящен во иеродиакона на следующий год по пострижении, а еще через год — во иеромонаха. (Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 29). Он был благочинным и уставщиком обители уже в 1837 г., о чем свидетельствует его подпись на прошении иноков Глинской пустыни императору Hukoлaю I о наделении их обители землей от 25 марта 1837 г. (ЦГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 2 об., 8). — А.И.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Но основным средством богопознания для него, как и для всех подвижников, были непрестанная усердная молитва и чистота сердечная, приобретенные добродетельной жизнью.    Молитва была для о. Мелетия первым и сильнодействующим средством, оружием против страстей и врагов спасения, а также носительницей особых благодатных даров и состояний. Отец Мелетий говорил, что молитва необходима для сокрушения греха, который делает человека духовно мертвым. Старцы считали о. Мелетия преуспевшим в занятии Иисусовой молитвой.    До последних дней своей жизни о. Мелетий, несмотря на преклонный возраст, оставался одним из самых деятельных и трудолюбивых членов братии. За истинно монашескую жизнь Господь даровал ему безболезненную и непостыдную кончину. В декабре 1960 г. о. Мелетий с молитвой на устах отошел ко Господу на 78-м году от рождения . Погребен о. Мелетий на братском кладбище Глинской пустыни. Архивные документы    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1954 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 34, л. 10.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//Там же, д. 37, л. 2 об.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//Там же, д. 53, л. 21.    Документы АУПЦ, АСЕУ. СХИИЕРОДИАКОН ЕВСТРАТИЙ (†1961) (Память 23 апреля ст. ст./6 мая нов. ст.)    Схииеродиакон Евстратий (в миру Евдоким Иванович Урети) родился 31 августа 1885 г. в селе Великая Костица Ямпольского уезда Подольской губернии в семье крестьян-молдован . Благочестивые родители воспитывали Евдокима в атмосфере строгой религиозной настроенности. Постепенно у него созрело горячее желание беспрепятственно поработать Богу и достигнуть духовного совершенства. В возрасте 22-х лет, испросив благословение родителей, он поступил в славившуюся тогда по всей России Глинскую пустынь . Все в обители его радовало. Даже на тяжелых общих монастырских послушаниях Евдоким трудился бодро и радостно. В 1910 г. он был назначен на послушание при Сеймских мельницах , но уже через год возвращен в обитель .    Предав себя полностью в волю старцев, Евдоким учился в Глинской пустыни смирению, страху Божию, послушанию и другим иноческим добродетелям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

В 1955 году Сумский епископ Евстратий возвел старца Андроника в сан игумена, на что подвижник возражал, говоря, что схима превышает все награды и что она есть предел всех наград. Велик был духовный авторитет старца. Не только братия, но и сам настоятель обители архимандрит Серафим исповедовался у него. С глубоким почтением и уважением относился к нему епископ Евстратий. В прошениях обители к архиерею самым убедительным для него аргументом были слова: «Сам схиигумен Андроник лично просит Вас». Однако старец мог и воспротивиться епископу, если того требовали обстоятельства. Когда правящий архиерей запретил кормить из монастырской кухни паломников, отец Андроник, будучи членом совета старцев обители, выступил против такого распоряжения, пояснив, что не братия кормит богомольцев, а богомольцы кормят монахов, ибо они все шлют и везут сюда. Братия поддержала старца, и общая трапеза продолжалась. В праздники после служб и трапезы отец Андроник не отдыхал, а прочитывал несколько глав Евангелия, акафисты, затем спешил на кухню и чистил картошку для общей трапезы, назначив одного из братий на чтение житий святых, чтобы не было празднословия и братия назидалась словом Божиим. Старец обладал поразительным смирением, не гнушался никакой работой, всем показывал своим примером, как следует поступать. Нужно на какое-нибудь послушание идти – на уборку ли сена или на какую-нибудь самую грязную работу – он никого не звал, а только сам брал грабли или пилы и моментально брался за дело. Чистят, например, выгребную яму от нечистот, черпают, черпают, потом уже надо туда спуститься, чтобы со дна дочерпать – никому не хочется, все стоят. Проходит мимо отец Андроник, видит, что дело не движется, берет черпак, прыгает в эту яму и быстро начинает работать. После закрытия Глинской обители в 1961 году старец Андроник переселился в Тбилиси под непосредственное попечение бывшего насельника Глинской пустыни митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. В Тбилиси послушником отца Андроника был инок Глинской пустыни Вениамин (Селиванов).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   § 165. Слова о трезвении и молитве. Русское Добротолюбие. T. III.    Т.е. как для мирного духа со всеми, так и для сердечного безмолвия.    Трудно ли сказать одно слово «прости», но самолюбивые готовы на многие жертвы, чтобы только не унизиться испрошением прощения.    Ничего нестоящим.    § 99 и 100 Деят. Главы св. Феодора Едесского. Русское Добротолюбие. T. III.    § 100. Там же.    Старец схиархимандрит Илиодор//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июнь. М., 1908. С. 375. : Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собр. игуменом Иассоном. С. 30. Кавалергарды — привилегированная воинская часть в русской гвардейской тяжелой кавалерии; с 1724 г. — почетная стража императора во время торжеств; с 1800 г. — кавалерийский полк (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 525).    Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собр. игуменом Иассоном. С. 30.    Там же. С. 30.    ЦГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 2.    Старец схиархимандрит Илиодор//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июнь. М., 1908. С. 375.    Там же. С. 375.    Там же. С. 375—376.    Там же.    Кончина его последовала, вероятно, до начала 1822 г., поскольку в письме братии Глинской пустыни князю А.Н. Голицыну от 5 января 1822 г. подписи иеросхимонаха Пахомия уже нет (ЦГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 42 об.).    Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собр. игуменом Иассоном. М., 1906. С. 39.    Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 60.    Старец схиархимандрит Илиодор//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июнь. М., 1908. С. 375.    Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 29.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Настоятель о. Филарет поручал о. Пахомию, как строгому подвижнику, окормление новопостриженных иноков. Так, в 1820 г. после пострига в рясофор его руководству был вверен Иоиль — известный впоследствии святостью жизни схиархимандрит Илиодор (Голованицкий). Старец Илиодор с особенной любовью и почтением вспоминал о своем духовнике иеросхимонахе Пахомии , в котором видел образец христианских добродетелей.    На основании творений святых отцов, а также личного опыта о. Пахомий учил его, что христианское совершенство состоит в глубине смирения. Все труды и подвиги наши только тогда будут иметь ценность в очах Божиих, когда будут основаны на смирении. Все страсти, которые часто обуревают подвизающихся над очищением своего сердца, не могут быть искоренены до тех пор, пока не смирится человек. Без добродетели смирения человек не может стяжать никаких дарований Божиих.    Иоиль с таким величайшим благоговением относился к своему отцу, что во время болезни последнего обнимал и целовал его распухшие и покрытые струпьями ноги .    Однако Иоиль недолго был под руководством своего любимого старца. Иеросхимонах Пахомий вскоре окончил свое земное поприще, мирно почив о Господе . Литература    Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собр. игуменом Иассоном. С. 30.    Старец схиархимандрит Илиодор//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июнь. М., 1908. С. 375—377 Архивные документы    По прошению Курской епархии Глинской пустыни строителя иеромонаха Филарета о возвращении во владение оной пустыни лесной дачи//ЦГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 2. ИЕРОМОНАХ ВАРСОНОФИЙ, ДУХОВНИК     Духовник Глинской пустыни иеромонах Варсонофий был ревностным хранителем церковных традиций и опытным духовным кормчим. В рукописи Глинской пустыни сказано, что он имел большое влияние на настоятеля Филарета . Иеромонах Варсонофий являлся одним из насадителей истинного духовного руководства, душеводительства в Глинской пустыни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Монах Евгений Глинский: (Память 12 мая)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Май. М., 1908. С. 78–86. Глинский монах Евгений. О нем: Подвижники Глинской пустыни (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Апрель. М., 1908. С. 10. Глинский иеромонах Евграф, подвижник: (Память 12 июня)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. 1. Кн. I. Янв.-июнь. М., 1912. С. 859–860. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец схимонах Евфимий/Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. 24 с. Глинский подвижник схимонах Евфимий: (Память 7 февраля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. 1. Кн. I. Янв.-июнь. М., 1912. С. 205–220, портр. Глинский монах Евфимий. О нем: Подвижники Глинской пустыни: (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. М., 1908. С. 10. Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Тетрицкаройский//ЖМП. 1985. 6. С. 58–59. Пивоваров Борис, прот. Памяти митрополита Зиновия//Там же. С. 60–62. Иеромонах Иассон. О нем: Подвижник Глинской Богородицкой пустыни монах Феодот. Одесса, 1909. С. V (предисловие). Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. С. 52; Курские епархиальные ведомости. 1892. 47. С. 73; Церковные ведомости. 1905. 1. С. 15; 1906. 18. С. 217. Глинский монах Игнатий трудолюбивый: (Память 24 августа)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. 1. Кн. 2. Июль-дек. М., 1912. С. 99–101. Глинский монах Игнатий кроткий, братолюбивый. О нем: Подвижники Глинской пустыни: (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Апрель. М., 1908. С. 10. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни/Собр. игуменом Иассоном. М., 1887. 274 с., илл.; То же. 2-е изд. М., 1906. 274 с., илл. Старец схиархимандрит Илиодор: (Память 28 июня)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Июнь. М., 1908. С. 369–410.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   Промысл Божий вел своего избранника по пути иноческой жизни, а позднее — и к должности игумена Глинской пустыни, для которой он сделал так много, как никто из предшествовавших настоятелей, ввел множество духовных, внешних преобразований, вследствие чего по праву именуется духовным возродителем и возобновителем этой обители. Его неустанными трудами и духовными подвигами крепла и утверждалась впоследствии великая Глинская пустынь.    Святость жизни игумена Филарета, его духовная сила особенно укрепили то огромное влияние, которое оказывала в течение почти четырех веков эта обитель на историю нашей страны, духовнонравственную жизнь народа и в целом на русскую культуру.    Архивные документы и сохранившиеся до наших дней немногие литературные источники помогли нам в определенной степени воссоздать браз духоносного старца, ревностного попечителя о Глинской обители, развитии монашества и духовном спасении братии.    Из «Ведомости о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1839 г.», хранящейся в Центральном государственном историческом архиве СССР узнаем об основных вехах жизненного пути, пройденного игуменом Филаретом, о его возрасте, происхождении, образовании, пострижении, рукоположении, наградах.    Игумен Филарет (в миру Фома Данилевский) родился в 1777 г. на Украине в семье казаков. До пострижения в монашество проходил разные послушания в Софрониевой пустыни. Здесь же был пострижен в монашество 1 декабря 1802 г. Рукоположен во иеродиакона 8 февраля 1803 г., а во иеромонаха 5 февраля 1806 г. Определен в Глинскую Богородицкую пустынь строителем 11  мая 1817 г. .    Об избрании иеромонаха Филарета на должность настоятеля Глинской пустыни в рапорте епископа Курского и Белоградского Евгения (Казанцева) в Святейший Правительствующий Синод от 5 сентября 1821 г. сообщалось следующее: «... В 1817 г., когда иеромонах Парфений по прошению его уволен от управления Глинской пустынью, то, согласно прошению братии, определен в сию пустынь строителем из числа Софрониевой пустыни монашествующих, с согласия тамошнего строителя с братиею, иеромонах Филарет, о котором Глинской пустыни братия изъяснялись, что он, иеромонах Филарет, по всем обращениям к начальствованию способен и достоин, и что по отличным его дарованиям к управлению монастырем желают иметь его начальником пустыни...»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010