8 Аз есмь алфа и омега, начаток и конец, глаголет Господь, сый, и иже бе, и грядый, вседержитель. 9 Аз иоанн, иже и брат ваш и общник в печали и во Царствии и в терпении Иисус Христове, бых во острове нарицаемем патмос за слово Божие и за свидетелство Иисус Христово. 10 Бых в дусе в день неделный, и слышах за собою глас велий яко трубы глаголющия: аз есмь алфа и омега, первый и последний: 11 и: яже видиши, напиши в книгу, и посли Церквам, яже суть во асии: во ефес и в смирну, в пергам и в фиатир, и в сардис и в филаделфию и в лаодикию. 12 И обратихся видети глас, иже глаголаше со мною: и обратився видех седмь светилник златых, 13 и посреде седми светилников подобна Сыну Человечу, облечена в подир и препоясана при сосцу поясом златым: 14 глава же его и власи белы аки ярина белая, якоже снег: и очи его яко пламень огнен: 15 и нозе его подобне халколивану, якоже в пещи разжженне: и глас его яко глас вод мног: 16 и держя в руце своей десней седмь звезд: и из уст его мечь обоюду остр изострен исходяй: и лице его якоже солнце сияет в силе своей. 17 И егда видех его, падох к ногама его яко мертв. И положи десницу свою на мне, глаголя ми: не бойся: аз есмь первый и последний 18 и живый: и бых мертв, и се, жив есмь во веки веков, аминь: и имам ключи ада и смерти. 19 Напиши убо, яже видел еси, и яже суть, и имже подобает быти по сем. 20 Таинство седми звезд, яже видел еси на деснице моей, и седмь светилник златых: седмь звезд ангели седми Церквей суть: и седмь светилников, яже видел еси, седмь Церквей суть. Глава 2 1 Ангелу ефесския Церкве напиши: тако глаголет держяй седмь звезд в деснице своей, ходяй посреде седми светилников златых: 2 вем твоя дела, и труд твой, и терпение твое, и яко не можеши носити злых, и искусил еси глаголющыяся быти апостолы, и не суть, и обрел еси их ложных: 3 и понесл еси, и терпение имаши, и за имя мое трудился еси и не изнемогл еси. 4 Но имам на тя, яко любовь твою первую оставил еси. 5 Помяни убо, откуду спал еси, и покайся, и первая дела сотвори: аще же ни, гряду тебе скоро и двигну светилник твой от места своего, аще не покаешися.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

Вторник пятой седмицы На 6 часе Тропарь пророчества, глас 3: Заступник наш Бог Иаковль, и Защититель есть в день печали. Слава, и ныне: и повторяем тот же.  Прокимен (псалом 87), глас 6: Нищ есмь аз,/и в трудех от юности моея.  Стих: Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Чтение пророчества Исаии  18–31а] Так говорит Господь: 18 Кому уподобите вы Господа и какое подобие найдёте для Него? 19 Не художник ли делает изображение, а золотых дел мастер, расплавив золото, золотит его и делает подобием его? 20 А плотник выбирает негниющее дерево, и мудрый ищет, как поставить на него изображение так, чтобы оно не качалось. 21 Разве вы не поняли? Разве не слышали? Не возвещено ли вам от начала? Разве не поняли вы оснований земли? 22 Он держит круг земли, и живущие на ней — как саранча; поставил небо, как свод, и распростёр его, как шатер для жилья. 23 Он обращает власть властелинов в ничто, и землю Он делает как бы ничем. 24 Ибо не посадят, не посеют, не утвердится в земле корень их: дунул на них ветер, и они высохли, и буря, как стебли, унесёт их. 25 «Итак, теперь кому Меня уподобите, и Я превознесусь?» сказал Святой. 26 Обратите вверх глаза ваши и посмотрите: кто явил всё это? Тот, Кто производит в соразмерности мир Свой и всех называет по имени, обладает великой славой и держит силой Своей. Ничто не утаится от Тебя. 27 Зачем же говоришь, Иаков, и что высказываешь, Израиль: «Путь мой скрыт от Бога, и Бог мой лишил меня суда и отступил»? 28 И ныне не понял ты, или не слышал? Бог вечный, Бог, устроивший концы земли, не будет жаждать и не устанет, и недостижима премудрость Его. 29 Он даёт голодным силу и не страдающим — скорбь. 30 Ибо молодые испытают жажду, и юноши утомятся, и избранные будут бессильны, 31 а уповающие на Господа обновятся силой.  Прокимен (псалом 88), глас 6: Блажени людие/ведущии воскликновение.  Стих: Господи, во свете лица Твоего пойдем, и о имени Твоем возрадуемся весь день. На вечерне Прокимен (псалом 89), глас 4: Господи, прибежище был еси нам/в род и род. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Глас 1-й Неделя, утреня. Стихира на хвалитех: «Страстей Твоих божественным язвам поклоняемся, Христе Боже, и еже в Сионе владычнему священнодействию, на конец веков богоявленне бывшему» . Крестные страдания и смерть Иисуса Христа называются здесь «владычним священнодействием» – конечно, правосудию Божию. Так и всякий пастырь должен быть по жизни своей жертвою Богу за пасомых. Глас 2-й Неделя, утреня. Канон воскресен, песнь 5-я, тропарь 1-й: «Яко кедры, Христе, языков шатание сокрушил еси волею, Владыко: яко изволил еси на кипарисе, и на певке, и кедре, плотию совозвышаемь» . Крест Иисуса Христа был составлен из кипариса, певка и кедра. Канон 3-й Божией Матери, песнь 7-я, тропарь 3-й: «Мерзок иже не проповедует Тя Девы Сына, Единаго от Препетыя Троицы несумненною верою, и языком вопия: Пребожественный отцев Бог , и Препрославлен» . Мерзок, кто не исповедует Тебя, Единого Девы Сына ( 1Ин. 2:22, 4:3 : Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире); почему? Ибо такой человек или плотской, или гордый, а то и другое мерзость пред Богом ( Быт. 6:3 : И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть). Плоть и кровь Царствия Божия не наследуют; мерзок пред Богом всяк жестокосердый. Глас 3-й Понедельник, утреня, канон 2-й, песнь 8-я, тропарь 1-й: «Яко всех содетель, ангелы умыслил еси, и предсташа Ти со страхом, зовуще: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки» . Здесь предание Церкви изобразило, как Бог сотворил Ангелов. Он даже не говорил, как это было при творении видимого мира, а только помыслил, и они предстали пред Его лицем. Очевидно, это один и тот же образ творения, но различен по характеру и отношению к тварям. Среда, канон на повечерии. Песнь 8-я, тропарь 2-й: «На Тя, душу и сердце и тело возложих, не имам бо иныя надежды разве Тебе, Владычице, Еюже получу милости» . Такова близость к нам Божией Матери, ибо все мы составляем со Христом единое тело. Песнь 9-я, тропарь 2-й: «Божественныя входы покаяния» . То есть покаяние есть дар Божий. Глас 4-й

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Глас вопиющего в пустыне ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ Выражение применимо к ситуации, когда призыв, предостережение или просьба, обращенные к кому-либо, остаются без ответа, не находят отклика; когда чья-либо попытка придать общественное звучание важным проблемам оставляет людей равнодушными. Будучи отнесено к житейским взаимоотношениям, приобретает шутливый оттенок. Пророк Исайя, возвещая спасение израильскому народу, требует от него готовности принять Господа: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие…» ( Ис.40:3–5 ). В Евангелиях эти слова отнесены к Иоанну Крестителю, возвещающему пришествие Спасителя. Сам Предтеча называет себя «гласом», т.е. провозвестником: «…вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя» ( Ин.1:19–23 == Мф.3:3 == Мк.1:3 = Лк.3:4 ). Быть «гласом вопиющим» — призвание Иоанна, и он его до конца исполняет. С проповедью крещения и покаяния «он проходил по всей окрестной стране Иорданской» ( Лк.3:3 ), и ему внимали и приходили принять крещение водою. Как видно из приведенных текстов, смысл библейской фразы, ставшей «ходячим» выражением, трансформировался, и она сблизилась с фразеологическим оборотом «говорить в пустоту». Гог и Магог ГОГ И МАГОГ Говорится с ироническим оттенком о человеке, известном своим крутым нравом, своевольном, всевластном, чувствующем себя царьком в своем окружении. В более широком значении: некто или нечто устрашающее. Встречаются также формы «Гога и Магога», «гог-магог».

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Дабы избавиться им и нам от всякого угнетения, гнева, [беды ] и принуждения Господу помолимся. Поддержи, спаси, помилуй и сохранинас, Боже, Твоею благодатью. Всесвятую,непорочную,преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Вечнодеву Марию со всеми святыми помянув, самих себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу (или: через Христа ) Богу предадим (или: посвятим ). Н Тебе, Господи. П Тебе же подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Н Аминь. Тропари Глас 6: Как посреди учеников Своих Ты явился, Спаситель, им даруя мир, //приди и к нам и спаси нас. Дух Твой Святой, Христе Боже,/некнижных учеников наставниками соделал, /и стройным их многоязычием языческую ложь победил, //ибо всесилен. Слава. Глас 8: Благословен Ты, Христе Боже наш, /Ты соделал премудрыми рыбарей, /ниспослав им Духа Святого, /и через них уловил все народы. //О человеколюбивый, слава Тебе! И ныне. Глас 6: Заступница христиан безукоризненная, /Ходатаица пред Творцом неизменная, /не отвергни молитвенных гласов грешников, /но поспеши, Благая, на помощь нам, /c верою взывающим к Тебе: /поторопись на заступничество и поусердствуй в молитве, Богородица, //всегда защищающая чтущих Тебя! Д Внемлем! П Мир всем! Н И духу твоему. Д Премудрость! Ч Прокимен, глас 4 ( Пс. 8:3; 12:6 ): Из детских, из младенческих уст /Ты уготовал хвалу. Стих Возрадуется сердце моё; /о спасении Твоём. Ч Из Послания к ефесянам апостола Павла чтение. Д Будем внимательны! Чтение Апостола ( Еф.1:16–19, 3:18–21 ) Ч Братья [и сёстры ], не перестаю благодарить за вас, воспоминая вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец Славы, дал вам духа премудрости и откровения в познании Его, просветил очи сердца вашего, чтобы вы знали, что есть надежда призвания Его, что – богатство славы наследия Его во святых, и что – безмерное величие силы Его в нас, верующих по действию державы силы Его, чтобы вы могли постигнуть со всеми святыми, что – широта, и долгота, и высота, и глубина, и познать превышающую познание Любовь Христа, чтобы вы были исполнены всей полнотою Божьей. А Тому, Кто, по силе, действующей в нас, может сделать в безмерном изобилии больше всего того, о чём мы просим или помышляем, Ему слава в Церкви и во Христе Иисусе во все роды во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дорога на восток от Вифлеема приводит на поле, некогда оглашенное ангельским пением: Слава в вышних Богу. Здесь был храм, возведенный святой царицей Еленой; фундамент его и обломки колонн можно видеть до сих пор. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. Бет-Джала. Храм святителя Николая Чудотворца Тропарь святителю Николаю, глас 2 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/яже вещей истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая./ Отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. В двух километрах на юго-запад от Вифлеема лежит христианское селение Бет-Джала. В храме в честь святителя Николая находится пещера, где великий святитель и чудотворец подвизался в бытность свою на Святой Земле до своего архиерейства. Кондак, глас 3 В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,//яко великий таинник Божия благодати. Величание Величаем Тя,/святителю отче Николае,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас//Христа Бога нашего. Монастырь святого пророка Илии Тропарь святому пророку Илии, глас 4 Во плоти ангел, пророков основание,/вторый предтеча пришествия Христова, Илия славный,/свыше пославый Елисееви благодать/недуги отгоняти и прокаженныя очищати.//Темже и почитающим его точит исцеления. Кондак, глас 2 Пророче и провидче великих дел Бога нашего,/Илие великоимените,/вещанием твоим уставивый водоточныя облаки,//моли о нас Единаго Человеколюбца. Монастырь основан в V веке в память того, что на этом месте отдыхал святой пророк Илия под можжевеловым кустом после Кармильского жертвоприношения. Ангел пробудил его, принес ему пищу и велел подкрепиться перед долгим путем на гору Хорив (3 Цар 19, 3–8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Жених, цветущий красотою более всех людей,/призвавший нас на пиршество духовное/брачного чертога Твоего!/Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки/участием в Твоих страданиях/и, славы одеянием украсив,/красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви/ в Твоем Царстве, как Милосердный! Слава, и ныне, глас 7: Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант./Со страхом дар прими,/отдай в рост для Давшего тебе,/раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,/чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе,/и услышать блаженный глас:/«Войди, раб, в радость Господа Твоего!»/Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,/по великой Твоей милости. Вход с Евангелием. «Свет отрадный:» Прокимен, глас 6 Восстань, Господи, войди в покой Твой,/Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его. Пс 131:8, 1 1. Исхода чтение Сошла дочь фараонова помыться к реке, и прислужницы ее ходили вдоль реки. И, увидев короб в заводи, она, послав прислужницу, взяла его. Открыв же, видит дитя, плачущее в коробе; и пожалела его дочь фараонова, и сказала: «Это – из еврейских детей». И сказала сестра его дочери фараоновой: «Хочешь, я позову тебе женщину-кормилицу из Евреянок, и она вскормит тебе дитя?» И сказала ей дочь фараонова: «Сходи». Девица же пошла и позвала мать младенца. Сказала же ей дочь фараонова: «Сбереги мне это дитя и вскорми мне его; а я дам тебе плату». И взяла женщина дитя и кормила его. А когда выросло дитя, привела его к дочери фараоновой, и стал он ей вместо сына. Нарекла же она имя ему: Моисей, говоря: «Из воды я взяла его». Исх 2:5–10 Прокимен, глас 4 Вот, что так прекрасно или что так приятно/– как только жить братьям вместе! Стих: Как миро на голове, сходящее на бороду, бороду Ааронову. Пс 132:1, 2а 2. Иова чтение Настал день тот, когда сыновья Иова и дочери его [ели] и пили (вино) в доме брата своего старшего. И вот, вестник пришел к Иову и сказал ему: пары волов пахали, и ослицы паслись возле них; и, придя, грабители захватили их, и отроков убили острием меча; а я один, спасшись, пришел возвестить тебе».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Замечу здесь, что за всю библейскую историю, а точнее за всю историю богоизбранного народа, трудно найти время, когда он жил бы в согласии с Богом и вел бы праведную жизнь. Напротив, он, как следует из пророческих книг, то служил богам соседних народов, то исполнял формальный обряд, не наполняя его духовным смыслом. В частности, в Книге пророка Исайи Господь говорит: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад… Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1:2-4, 13-15). Из этого фрагмента, как и из многих других мест в пророческих книгах, становится ясно, что между Богом и избранным Им народом, были, мягко говоря, сложные отношения. На этом фоне выражение «глас народа – глас Божий» звучит по меньшей мере нелепо. Еще более нелепо оно звучит, если вспомнить, кто кричал: «Смерть Ему! А отпусти нам Варавву» и «Распни, распни Его!» (Лк. 23:18, 21). В конечном счете Христа распяли не книжники и фарисеи, не римская власть, не Понтий Пилат, который хотел отпустить Его. Господа распял израильский народ, который несколько дней назад встречал Его как своего царя. Этот факт лучше всего иллюстрирует то непостоянство толпы, граничащее с безумием, о котором говорит Алкуин в цитате, приведенной в начале статьи. Все вышесказанное относится к любым объединениям людей, кроме одного. С точки зрения Священного Писания, ни одна общность людей, какой бы многочисленной она ни была, не может провозглашать, что она говорит от имени Бога, кроме истинной Святой Церкви, Им созданной.

http://bogoslov.ru/article/6167966

И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева,/ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен,/Адам из него возвращен,/проклятие лишилось силы,/Ева освобождена, смерть умерщвлена/и мы исполнились жизни. / Потому, воспевая, взываем:/«Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!» Славословие великое; после пения Трисвятого совершается крестный ход вокруг храма с плащаницей и Евангелием. Затем у Царских врат настоятель возглашает: Премудрость! Станем благоговейно! Тропарь, глас 2 Благородный Иосиф,/с древа сняв пречистое тело Твое,/чистым полотном обвив и помазав благовониями/в гробнице новой положил. Тропарь пророчества, глас 2 Держащий всего мира концы,/благоволил Ты быть удержанным гробом, Христе,/чтобы от поглощения адом/избавить человеческое естество/и, обессмертив, оживить нас,/как Бог бессмертный. Слава: И, обессмертив, оживить нас, как Бог бессмертный. И ныне: Держащий всего мира концы: Прокимен, глас 4 Восстань, Господи, помоги нам,/и избавь нас ради имени Твоего. Стих: Боже, мы ушами нашими услышали, и отцы наши возвестили нам. Пс 43:27, 2а Пророчества Иезекииля чтение Была на мне рука Господня, и вывел Он меня в Духе Господнем и поставил меня посреди поля, и оно было полно костей человеческих, и обвел меня со всех сторон вокруг них, и [вот] весьма [много] их на поверхности поля, и вот, они сухи весьма. И сказал мне: «Сын человеческий! Оживут ли кости сии?» И сказал я: «Господи Ты знаешь это». И сказал мне: «(Сын человеческий,) изреки пророчество на кости сии; и скажешь им: Кости сухие! Выслушайте слово Господне! Так говорит (Адонаи) Господь костям сим: Вот, Я введу в вас дух жизни, и наложу на вас жилы, и подниму на вас плоть, и простру по вам кожу, и введу Дух Мой в вас, и оживете, и узнаете, что Я – Господь». И изрек я пророчество, как заповедал мне Господь. И произошел шум, в то время, как я пророчествовал; и вот, землетрясение, и сблизились кости, (кость к кости,) каждая с суставом своим. И я увидел: и вот, (появились) на них жилы, и плоть вырастала, и возникла (и простиралась) на них кожа сверху, а духа не было в них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Ин.5:24 .  Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную,... Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный,... Опять с премудрой целью Иисус Христос не сказал: «верующий в Меня», чтобы не показаться тщеславным, но: «верующий в Пославшего Меня», чтобы показалось, что Он говорит не от Себя Самого, а от Пославшего Его, и чтобы таким образом, поверив словам этим, уверовали через это и в Пославшего Его. Вот как полезно для возвышенного говорить даже уничиженно. Ин.5:24 .  ...и на суд не приходит,... ...и на суд не приидет,..., на осуждение для наказания, так как верующий словам Его, конечно, и соблюдает их; следовательно, не соблюдающий слов Его – не верит им. Убоимся же и мы, не соблюдающие заповедей Божиих: место наше будет с неверующими. Найди также в третьей главе изречение: «веруяй в Онь не будет осужден» ( Ин.3:18 ). Ин.5:24 .  ...но перешел от смерти в жизнь. ...но преидет от смерти в живот. Под смертью разумеет смерть не здесь, а там, т.е. наказание, равно как и под жизнью разумеет блаженство там. Перейдя от неверия к вере, перешел также от наказания неверующих к блаженству верующих. Ин.5:25 .  Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут. Сказав выше: «якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит» ( Ин.5:21 ), чтобы не показаться тщеславным, Иисус Христос теперь обещает, спустя недолгое время, оживить мертвых и подтвердить на деле свои слова. Сказав и к Самарянке подобным же образом: «грядет час», Он прибавил: «и ныне есть» ( Ин.4:23 ); там же мы указали и причину этого. Каким же образом мертвые услышат глас Его? Лишь только Он пожелает этого, обратив душу каждого к его телу; а мертвые, услышав глас Его, оживут и будут жить в этом мире. Итак, после того как сказал о возвышенном, назвав Себя Сыном Божиим, опять понижает речь и говорит уничиженно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010