Исайи? - Конечно же, здесь, – ответил Исаак, как бы изумляясь, – слово альма значит дева , поскольку Ревекка еще не стала женой Исаака. Странно! Как это я до сих пор не подметил этого! – воскликнул он. Почему мне никогда раввины не показывали это место? Теперь-то начинаю кое-что разуметь… Боже мой! Как странно! Неужели мы до сих пор в заблуждении? Затем, повернувшись ко мне, он спросил: «Это единственное место в Библии, где слово альма является синонимом слова бетула или имеются подобные же?» - Имеется много и других мест. Открой книгу Исхода – Вееле шемот – 2 главу 8 стих. Исаак нашел и зачитал: «Ватомер лах бат паро, лехи, вателех а альма» и т.д. и перевел: «И сказала ей дочь фараона: «Сходи!» Девица пошла и призвала мать младенца». - Что замечаешь здесь, Исаак? – спросил я. - Вижу, что дочь фараона называет девицей меньшую сестру Моисея, которая по заповеди матери наблюдала за младенцем Моисеем, находящимся в тростнике у берега воды. - Меньшая сестра Моисея, называемая здесь альма , была замужней или девой? – спрашиваю я. - Без сомнения, слово альма здесь значит дева , малая девица, незамужняя. Убедил ты меня, Николай! – воскликнул Исаак. – Не могу я теперь отказаться от Истины, вижу ясно это из еврейского текста… Исаак, скрестив руки, замолк… Я ничего не ответил. Однако, желая, чтобы сомнения уже никогда бы не смущали друга моего, раввина Исаака, я указал ему еще и другие подобные места – 26 стих 67 псалма: «Впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в середине девы с тимпанами»; 19 стих 30 главы Книги Притч: «Пути орла на небе, пути змия на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице…» А также 2 стих 1 главы Песни Песней Соломона: «…от благовония мастей твоих, имя твое, как разлитое море, – поэтому девицы любят тебя» и 8 стих 6 главы: «Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа», где слово альма (во мн.ч. альмов ) значит дева, незамужняя девица . Указал я также Исааку на Книги Ветхого Завета в переводах иудеев Акилы, Феодотиона и Симмаха, в которых слово  альма переводится как молодая девица .

http://azbyka.ru/istoriya-o-chudesnom-ob...

На основании рассмотренных глав 10–12 мы получаем яркий комментарий для понимания слов Спасителя о Премудрости в обоих изложениях: и оправдися Премудрость от дел своих ( Мф. 11, 19 ) и от всех чад своих ( Лк. 7,35 ). Эти главы изъясняют «оправдание» Премудрости в человеческом роде чрез тех, кто искали ее и вмещали ее в Ветхозаветной Церкви. Иоанн Предтеча, о котором сказаны эти слова, становится тем самым в ряд этих праведников, их превышая в праведности, а тем самым и в софийности своей. Новым комментарием к Притчам 8,22 сл. являются главы 1 и 24 книги Премудрости Иисуса Сына Сирахова. «Всякая Премудрость, πσα σοφα – у Господа – παρ τοκυρου, и с Ним пребывает во век» (1,1) – так начинает Сирах, свидетельствуя тем, что он хочет говорить о предвечной, всемирной Премудрости, а не о человеческом свойстве: пребывающей характер Премудрости, при отличии ее в то же время от Бога, у Которого она пребывает, – таковы ее главные черты. «Прежде всего произошла (собственно: создана, κτσθη) Премудрость и разумнее мудрости от века» 95 . «Один есть премудрый – σοφς, весьма страшный, сидящий на престоле Своем. Господь Сам произвел, κτισεν, ее и видел и измерил ее и излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его» (1,1 – 10). В этом тексте нелегко найти указание на ипостасную Премудрость, как Второе Лицо Св. Троицы: противопоставление «Премудрый» – и «Премудрость» в таком случае пришлось бы отнести к Первому и Второму Лицу Св. Троицы, Отцу и Сыну, между тем как в тексте ясно делается противопоставление между Господом, сидящим на престоле (что одинаково, конечно, относится и к Сыну), и между Премудростью, которую Бог имеет, как Премудрый, но не отожествляется с нею, как было бы в том случае, если бы Она была Второю Ипостасью (не говоря уже о том, что этому пониманию не соответствует выражение κτισε – произвел). Поэтому 1,10 следует понимать в том же смысле, как и учение Премудрости Соломона. В дальнейшем содержании 1-й главы сын Сирахов переходит к более ему сродному практическому учению о приобретении премудрости: «любовь к Господу – славная премудрость» (14), «начало премудрости бояться Бога» (15), «полнота премудрости – бояться Господа» (16), «венец премудрости – страх Господень» (18), «корень премудрости – бояться Господа» (20).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Требующему суда у ворот». По обычаю иудейскому, судьи разбирали тяжбы у городских ворот, на площадях, находившихся при этих воротах, чтобы всегда были на лицо свидетели того, как разбиралось дело. Ис.29:22 . Посему так говорит о доме Иакова Го­с­по­дь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не по­бледнеет. Ис.29:23 . Ибо когда увидит у себя детей сво­их, дело рук Мо­их, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и бла­го­говеть пред Богом Израилевым. Ис.29:24 . Тогда блужда­ю­щие духом по­знают мудрость, и непокорные научат­ся по­слушанию. В заключение пророк возвещает лучшим элементам народа израильского спасение от Бога. Этот избранный остаток будет свято чтить имя Божие и будет обладать истинной мудростью. «Искупил Авраама», т. е. избавил его от влияний языческой, хотя и родственной, ему среды ( Нав.24:2, 14–15 ), выведши его из Месопотамии. «Иаков не будет в стыде», т. е. получит все, что ему было обещано от Бога (ср. Ис.19:9 ; Ис.20:5 ; Ис.37:27 ). «Лице его более не побледнеет». У народов с бронзовым цветом лица смущение и стыд обозначались не краской, бросающейся в лицо, а именно бледностью. «Когда увидят у себя детей своих, дело рук Моих» – правильнее перевести: «когда его (Израиля) дети (потомки) увидят Мое дело, которое Я совершу среди них». «Блуждающие духом» – это не только иудеи, но и язычники ( Еф.4:18 ). Вообще это пророчество об обращении людей к Богу еще продолжает осуществляться и теперь (Рим.11гл.; Ин.9:5, 39 ). Глава 29-я образует собою цельную поэму об унижении и возвышение Ариила или Иерусалима. Подлинность этой главы не вызывает никаких сколько-нибудь серьезных возражений. Строфы поэмы у Condamin " a разделяются так: 1 строфа – 1–4 ст. – (3, 2, 2) 2 строфа – 5–8 ст. – (3, 2, 2) 2 строфа – 9–10 ст. – (2, 2) (Ст. 11–14 написаны прозою, а 15–16 Condamin относит к началу 30-й главы, по сходству в мыслях и конструкции с 1 –2 ст. 30-й главы). 1 строфа – 17–21 ст. – (1, 2, 2) 2 строфа – 22–24 ст. – (1, 2, 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ап. Павел пишет этим христианам из язычников, чтобы уверить их, что они совершенны, во Христе. Чрез присоединение их к Церкви Христовой, они получили все духовные блага, какими только могли пользоваться христиане из иудеев, ранее вступившие в Церковь . Рассмотрим подробнее первые три главы. Мы видим, что Апостол держится все время понятие о положении христиан как «тела» во Христе, как «ecclesia» (церкви), как единого Тела под Одним Главою. Апостол начинает свое послание с размышлений о Божественной Главе Церкви. В первой части 1-й главы он представляет нам Христа как «Избранника», в котором избрана вся Церковь : «Он избрал нас в Нем, прежде создание мира». «Мы благословлены во Христе всяким духовным благословением». «Мы имеем искупление Кровию Его». (1: 37). Затем Апостол говорит, что предопределение Божия соделать этим избранным Христа имело целью «все небесное и земное соединить под Главою Христом». Далее он подтверждает участие всех, кому он пишет, в этих великих щедротах, так как все они получили общую печать Духа Святого. «В Нем и вы услышавши слово истины и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (ст. 13). В конце 1-й главы Апостол возносит молитву Богу за этих своих обращенных. Он просит Отца Небесного, чтобы Он дал им Духа премудрости и откровение, чтобы они вполне познали, как безмерно величие могущества Его, вознесшего на небеса Сына Своего и посадившего Его одесную Себя, дабы Он был выше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его. (Гл. 1, 10, 13, 22, 23). В следующей главе Апостол продолжает говорить в тех же выражениях об обращенных им язычниках и собратиях своих – израильтянах. Они были двумя обществами людей, сначала подверженных одному общему осуждению, а затем искупленных благодатью во Христе Иисусе (гл. 2, 2, 3, 8, 10). Теперь в новом своем состоянии они должны поступать противоположно тому, как они поступали в прежнем: «Итак, помните что вы, некогда язычники по плоти... что вы были в то время без Христа... а теперь во Христе Иисусе, вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою». (Гл. 2, 11, 12, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Глава 3 1–4. Обличение князей и судей за нарушение правосудия. 5–7. Обличение ложных пророков за их льстивые успокоительные речи. 8. Характер проповеди Михея. 9–12. Возвещение разрушения Иерусалима за нечестие иудеев. Гл. III-я, как и предшествующая, имеет характер обличительный. Пророк обращается к князьям и к ложным пророкам. Первым он возвещает гнев Божий за нарушение правды и притеснения. Ложных пророков Михей обличает за их льстивое отношение к народу, за то, что по корыстным побуждениям, они возвещали народу мир, когда предстояло бедствие. Как истинный служитель Иеговы, Михей выступает с открытым обличением преступлений народа и возвещает разрушение Иерусалима и храма. Мих.3:1 .  И сказал я: слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать правду? Вместо «и сказал я» (vaomar). LXX читают κα ρε, слав. «и речет». Таким образом, ст. 1–4 по смыслу слав. т. представляют речь от лица Господа, имя которого упоминал пророк в конце II-й гл. По русскому т. ст. 1–4 содержат слова самого пророка и начинают собою новую речь, которая, как видно из Иер 26.18 , была произнесена при Езекии и произвела сильное впечатление на народ. «Главы Иакова и князья дома Израилева», как видно из дальнейшего ( Мих.3:10–12 ). Термины Иаков и дом Израилев у пророка равнозначащие и именно обозначают Иуду: главы и князья – начальники родов, судьи, тысяченачальники и др. – «Не вам ли должно знать правду» (слав. «суд»): пророк говорит не о теоретическом знании правды, а о практическом осуществлении ее; не вам ли знать правду – не вам ли заботиться о правде. LXX вместо имени Иакова читали beth Jaakov, почему в слав. «власти дому Иаковля». Евр. kezinej (князья) LXX, по-видимому, производили от kazah (оканчивать) и перевели словом ο κατριλαποι, в слав. «оставшии дому Исраилева». Мих.3:2 .  А вы не­на­видите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их, «Сдираете с них кожу их»: пророк желает указать на притеснение народа главами и князьями. Мих.3:3 .  едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть – как бы в котел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Напротив, во 2-й главе повествование начинается гораздо ранее: «Когда Иисус распустил народ», говорится в 6-м стихе и далее, «и пошли сыны Израилевы каждый в свой дом и в свой удел, чтобы получить в наследие землю»... О смерти и погребении Иисуса Навина упоминается только в 8-м стихе: «и умер (русск. – когда умер) Иисус Навин раб Господень, будучи 110 лет, и похоронили его в предел удела его в Фамнаф-Сараи». Перечень непокоренных городов и народов, сообщаемый в 1-й главе, приходится в другой раз в начале 3-й главы. Между тем и другим перечнем можно заметить существенные различия: первый отличается мелкими подробностями и указывает, кого из хананеев не могло изгнать каждое колено; второй ограничивается общим указанием оставшихся из первоначальных обитателей Ханаана; в первом перечне в числе завоеванных городов указаны некоторые из филистимских, именно Газа, Аскалон, Экрон, по LXX и Азот, но втором пять владельцев филистимских, между которыми были и владельцы названных городов, представляются независимыми от Израильтян. Неполное завоевание Ханаана в 1-й главе объясняется недостатком военной силы у каждого колена и могуществом врагов, в 3-й прямо указываются в этом особые планы Промысла: «вот те народы», говорится в этой главе, «которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах ханаанских, для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ея». В 4-м стихе указана и другая цель: «они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея». Далее слова ангела, явившегося в Бохим, вторично в кратком и общем виде передаются в конце 2-й главы. История Гофониила с несколько иной окраской сообщается два раза, в 1-й и 3-й главе: ранее он изображается как герой исключительно колена Иудина, а в 3-й главе – как Судья-спаситель всего Израиля, согласно общей идее главной части книги. Еще следует заметить, что между 6 и 7 стихами 2-й главы нельзя установить ни хронологической, ни логической связи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Главы 1–3: призвание и посвящение в пророки. Главы 4–7: грядущее разрушение Иерусалима различными образными действиями. «А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и поводи ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы и раздели волосы на части. Третью часть сожги огнем посреди города, когда исполнятся дни осады; третью часть возьми и изруби ножом в окрестностях его; и третью часть развей по ветру; а Я обнажу меч вслед за ними. И возьми из этого небольшое число, и завяжи здесь у себя в полы. Но из этого еще возьми и брось в огонь, и сожги это в огне. Оттуда выйдет огонь на весь дом Израилев.» ( Иез. 5:1–4 ). О чем говорится? Это судьба иудеев Израиля – одна часть погибает полностью в городе при осаде, другая часть изрублена мечом, а третья – по ветру развеяна. Участь Иерусалима это – прежде всего, последствия греха идолопоклонства. «И сделаю над тобою то, чего Я никогда не делал и чему подобного впредь не буду делать, за все твои мерзости. За то отцы твои есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов своих; и произведу над тобою суд, и весь остаток твой развею по всем ветрам. Посему, живу Я, говорит Господь Бог: за то, что ты осквернил святилище Мое всеми мерзостями твоими и всеми гнусностями твоими, Я умалю тебя, и не пожалеет око Мое, и Я не помилую тебя» ( Иез. 5:9–11 ). То есть вся тема первой Книги – это наказание за отступление. Главы 8–11 – это видение идолопоклонства в Храме и суда, видение мерзостей в Иерусалиме. После того, как все это было явлено видит пророк, как Слава Господня покидает Храм – это основная мысль. Именно отсюда, из его видений произошла иконография херувимов и иконография апостолов. «И у каждого из животных четыре лица. Первое лицо херувима, второе – человеческое, третье – львиное и четвертое лицо орлиное», т.е. то, что мы видим в изображениях на парусах евангельских и в различных трактовках «Бог Саваоф – Бог Славы», Вседержитель на престоле в древней иконописи. Особенно ото хорошо представлено в росписях Андрея Рублева Успенского Собора во Владимире. «И отошла слава Господня от порога Дома и стала над херувимами. И подняли херувимы крылья свои и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними», т.е. херувимы покинули Дом Господень. ( Иез. 10:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Негельсбах считает автобиографическое понимание третьей главы затруднительным в ином отношении. Он не отрицает, что Иеремия, если бы он был автором книги Плач, имел бы право говорить в ней о своих страданиях. Но Негельсбаха смущает то обстоятельство, что пророк говорит о себе в самом центре произведения, в той главе, которая в общем плане книги Плач выдается также, как вершина Монблана при закате солнца. 396 Едва ли, замечает Негельсбах, пророк, всегда отличавшийся скромностью и смирением, мог бы поставить свою личность в самом центре произведения. – Трудно однако же понять, какие преимущества могло принести пророку это центральное положение и почему оно не мирится с скромностью пророка. Правда, Негельсбах мог бы сказать, что, поставляя себя в центре, пророк делает себя предметом особенного внимания своих слушателей. Но ведь для этого слушатели должны были сознавать, что третья глава представляет собой логический (а не пространственный) центр произведения. Между тем, заметить такое значение третьей главы оказался в состоянии только Негельсбах, да 3–4 других исследователя. Большинство же за третьей главой такого значения не признает и, как мы видели, весьма основательно. Итак, ни одно из указанных возражений не может служить препятствием искать в третьей главе автобиографических черт. Места, в которых заметны такие черты, привлекают к себе внимание сами собой. Места эти следующие: Я человек, испытавший горе От жезла гнева Его. Он повел меня и ввел Во тьму, а не во свет. Так, Он обратился на меня, И весь день обращает руку Свою (3:1–3). Я стал посмешищем для всего народа моего Вседневною песнью их (3:14). Если принять во внимание все те внутренние страдания, с какими связано было для Иеремии его пророческое служение, то для нас станут совершенно понятны приведенные слова книги Плач. Пророк Иеремия есть «величайший трагический герой, какой когда-либо выступал в истории». 397 В продолжение всей своей жизни он переживает тяжелую внутреннюю борьбу. Он всей душой привязан к родине. И вот, за целое поколение до разрушения Иерусалима он уже хорошо знает, что гибель народа неизбежна. Пророк одушевлен любовью к своим соотечественникам. Но в ответ на эту любовь он встречает лишь преследования и насмешки. «Я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мной… Слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние ( Иер.20:7–8 . Ср. 15:15). Пророк хотел бы оставить тяжелое служение. Но пророческое слово, как огонь, сжигает его сердце, и он вновь идет с проповедью к жестоковыйному народу ( Иер.20:9 ). Так, слова 1–3 и 14 стихов третьей главы книги Плач становятся вполне понятными лишь при том условии, если относить их к Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Открыв Коринфянам свое сердце, исполненное любовью к ним, Апостол призывает и их к ответной любви и доверию к нему: " В равное возмездие, - говорю, как детям, - распространитесь и вы " , то есть: как я вас люблю, так в равное возмездие расширьтесь и вы любовью ко мне, как к своему духовному отцу, и принимайте с полным доверием предлагаемое мною вам учение. Для этого необходимо прежде всего совершенно отказаться от всякого общения с язычниками: " Что общего у света с тьмою? " или " Какое согласие между Христом и Велиаром? " Итак: " И потому выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому " (ст. 14-18). В седьмой главе , продолжая ту же речь, Святой Апостол призывает Коринфян " очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием " (ст. 1) и затем выражает радость и утешение, доставленные ему возвращением Тита и всем, что он видел и встречал в Коринфе. Апостол радуется нравственному исправлению Коринфян так, что готов забыть все свои скорби (ст. 4-17). Он не жалеет, что опечалил их своим первым посланием, ибо печаль ради Бога не только не вредна, но напротив приносит великую духовную пользу, так как ведет к покаянию: " Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть " (ст. 8-10). Печаль, вызванная посланием Апостола, произвела благодетельный нравственный переворот в Коринфянах, пожелавших исправить все нравственные недочеты в своей среде. Апостол радуется, что Коринфяне оправдали его доверие к ним, не посрамили своего учителя, и он может положиться на них (ст. 11-16). Главы восьмая и девятая представляют собою чисто практическую часть послания . В них святой Апостол располагает Коринфян к сбору милости в пользу бедствующих иерусалимских христиан. К этому святой Павел убеждает: Главы десятая, одиннадцатая, двенадцатая и тринадцатая с 1 по 10 ст. представляют собою защитительную часть послания. Здесь Апостол снова переходит к защите своего Апостольского достоинства от клеветников, которые распускали в Коринфе ложные о нем слухи и мнения, желая подорвать в глазах Коринфян его авторитет. Эти главы послания по тону своему резко отличаются от предыдущих строгостью тона. Можно думать, что они написаны после получения Апостолом новых известий о наветах на него Коринфских лжеучителей. Тон властного авторитета и чувство подавленного любовью негодования придает этим главам послания особенную силу и выразительность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Пример жестокости заимодавца по отношению к должнику, который ярко иллюстрирует речь Амоса, встречается в одном из библейских рассказов о пророке Елисее. Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе (4 Цар 4:1). Если бы не сострадание пророка, сотворившего ради бедной вдовы чудо умножения елея, её дети не смогли бы избавиться от долгового рабства. В иудейском синагогальном богослужении отрывок Ам 2:6–3:8 читается в качестве 10 после чтения недельной главы “Вайешев” (Быт 37:1–40:23). В комментарии Йосефа Герца 11 к этой в пояснении к тексту Ам 2:6 читаем: “Богатые продают в рабство бедных, которые не обманывали и не крали, а единственное их преступление состоит в том, что они вынуждены были брать в долг. Иногда размер одолженного из-за крайней нужды составлял стоимость пары башмаков. Эта продажа невинных людей — связующее звено между недельной главой и отрывком из книги Амоса” 12 . Действительно, главная тема главы “Вайешев”, включающей в себя 37–40 главы Бытия — продажа в рабство невинного Иосифа. Праведник в мире всегда тесним, гоним, угнетаем, его удел — страдания, вызванные притеснениями со стороны неправедных. Как поступили с праведным Иосифом его родные братья, продав беззащитного и ни в чём не виновного брата за двадцать сребреников (Быт 37:28), как поступали с праведниками во времена Амоса, продавая их за серебро и за пару сандалий (Ам 2:6) — так поступили в конце концов и с праведным Мессией: преданного взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили (Деян 2:23). Преподобный Ефрем Сирин усматривает совершенно ясную типологию: “Праведники, проданные за серебро, изображают тайну Господа нашего, Которого первосвященники иудейские купили за тридцать сребреников и предали на распятие” 13 . Богачи жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных (даллим) (Ам 2:7). Герц комментирует это место так: “Жадность богатых настолько велика, что они стремятся присвоить даже то незначительное имущество, которое до сих пор остаётся в распоряжении должника. Даже ту пыль, которой бедный посыпал свою голову в знак траура, хотят они забрать. Так с горькой иронией описывает пророк отношения между людьми” 14 .

http://pravmir.ru/kniga-proroka-amosa-2-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010