Так, в 1597 г. в трапезной Соловецкого мон-ря имелись «кандея булатная с кровлею с травами, арапское дело, да кандея старая, весу полсемы гривенки, да две кандеи: оловяная да медная лужена» (Описи Соловецкого монастыря XVI в. 2003. С. 166). Известно, что Варлаам (Рогов), митр. Ростовский, пожертвовал Зосимо-Ворбозомскому Благовещенскому мон-рю «кандеи булатные» (после 1589 г.) (см.: Успенский. 1894. С. 713). Булатные К. также упоминаются в описях других мон-рей ( Суворов Н. И. Опись Свияжского Богородицкого муж. мон-ря, составленная в 1614 г.//ИИАО. 1863. Т. 4. Стб. 559; Кормовая книга [Вологодского] Спасо-Прилуцкого мон-ря//ИИАО. 1861. Т. 3. Стб. 310; Суворов Н. И. Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. 1663 г.//ИИАО. 1865. Т. 5. Вып. 4. Стб. 293, 297). По толкованию, приводимому в правосл. лит-ре, К. как сосуд для освященой воды символизирует купель у Овечьих ворот в Иерусалиме, в к-рую ежегодно сходил ангел и «возмущал воду», делая ее целебной (Ин 5. 2-4), а также купальню Силоам, после умовения в к-рой прозрел исцеленный Христом слепой (Ин 9. 7-11) (см.: Дьяченко. 1899. С. 244). Лит.: Du Cange. Glossarium ad scriptores mediae et infimae latinitatis. P., 1678. Vol. 2; idem. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. L., 1688. Vol. 2; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2; Успенский Н. П. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский мон-рь, упраздненный по штатам 1764 г.//Новгородские ЕВ. 1894. 15. С. 709-715; Казанский П. С. О призыве к богослужению в Восточной Церкви//Тр. I Археол. съезда в Москве, 1869. М., 1871. Т. 1. С. 300-318; Пыляев М. И. Исторические колокола//Старое житье. СПб., 1897. С. 288-320; Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора//ЧОИДР. 1899. Кн. 2. С. I-XX, 1-270; Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1899; Braun J. Das christliche Altargerät in seinem Sein und in seiner Entwicklung. Münch., 1932; Даль В. И. Толковый словарь живого великорус. языка. М., 1955. Т. 2; Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1968; Косцова А. С. Чаша и крест начала XVII в. с надписями и датами//Сообщ. Гос. Эрмитажа. Л., 1980. Вып. 45. С. 34-35; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 19862. Т. 2. С. 179; Гренберг Ю. И. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и худож. ремесла в списках XV-XIX вв. СПб., 1998. Т. 2; Игошев В. В. Новгородские церковные чаши XVI-XVII вв.//ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 382-393; он же. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М., 2009. В. В. Игошев, Е. Е. Макаров,М. В. Есипова Рубрики: Ключевые слова: ВОЗДУХ в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией

http://pravenc.ru/text/1470209.html

Известно 9 греч. списков Жития Г. С., древнейший из к-рых, написанный в XIV в., сохранился фрагментарно (Ioannina. Coll. Matsouki. S. N., Fol. 451v - 453r). К XV в. относится список из Великой Лавры (Ath. Laur. I 117, Fol. 224r - 257v), к рубежу XV и XVI вв.- список из афонского Пантелеимонова мон-ря (Ath. Pant. 173, Fol. 63r - 124v), к XVI в.- список ГИМ. Син. греч. 293 (Fol. 7r - 40r). Остальные списки Жития датируются XVII - нач. XIX в. Очень быстро, уже в 3-й четв. XIV в., Житие Г. С. было переведено на слав. язык. Перевод был осуществлен, по всей видимости, вместе со сборником сочинений Г. С. (подобно Житию прп. Иоанна Лествичника ) и бытовал в слав. письменности преимущественно в таком виде. Только в слав. версии присутствует пространное описание кончины преподобного. Слав. перевод Жития Г. С. сохранился в значительном числе списков - 22 (их каталог и описание составлены А. Деликари ( Δεληκρη. 2004. Σ. 199-213). Древнейшие болг. списки хранятся в Зографском мон-ре 214, 2-я пол. XIV в. (водяные знаки 1371-1385 гг.), РНБ. Погод. 1282, 1-я четв. XV в., РНБ. Соф. 1366, XV в. К 1479 г. относится 1-й датированный серб. список в составе «Панегирика» Владислава Грамматика (Рильский мон-рь. 4/8 (61)). Наиболее ранние рус. списки, содержащие Житие,- ГИМ. Син. 923, 1-я четв. XV в., РГБ. Троиц. 748 (1647), XV в., РГБ. Троиц. 186 (1866), XV в., РГБ. Троиц. 116 (91), кон. XV в., НБ МГУ. 2 Ci 295, ок. 1500 г., ГИМ. Епарх. 348 (502), кон. XV - нач. XVI в. Сборники сочинений Г. С. с его Житием имелись в б-ках крупнейших мон-рей XVI-XVII вв., но в небольшом количестве: в Иосифо-Волоколамском мон-ре, по описи 1545 г., хранился 1 список (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. 1991. С. 31), в Соловецком мон-ре книга с Житием появилась между 1582 и 1597 гг. (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 160), в Кирилло-Белозерском мон-ре в описи 1601 г. значилось 3 списка (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998. С. 124-125), 2 из к-рых приходятся на время прп. Нила Сорского (РНБ. Кир.-Бел. 89/214 и 120/245). Иконы с изображением Г. С. в монастырских описях не упоминаются.

http://pravenc.ru/text/168073.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († сер. XVII в. (?), Б. Соловецкий о-в), блж., Христа ради юродивый (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий. Упоминается в «Истории о отцех и страдальцех соловецких» С. Денисова (10-е гг. XVIII в.; см. в ст. Денисовы ) как юродивый инок Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря . И. предвидел день своей смерти и много раз спрашивал монахов обители, будет ли кто-нибудь его спутником в Иерусалим. Лишь когда тело И. было обретено рядом с Филипповым колодцем, братии стало ясно, что подвижник говорил о Небесном Иерусалиме. Из рассказа С. Денисова следует, что И. скончался ранее Соловецкого восстания 1667-1676 гг. , однако упоминаемый в «Истории...» Филиппов колодец можно отождествить лишь с колодцем в Филипповской пуст., создание к-рой следует отнести к ок. 20-30-х гг. XVIII в. Часовня с колодцем на месте отшельничества игум. Филиппа на берегу Игуменского оз., неподалеку от монастырского кирпичного завода, впервые упоминается в описании Соловецкого мон-ря 1758 г. Филипповская пуст. не названа в описаниях обители 1678, 1705 и 1722 гг. Строительство часовен вне Соловецкого мон-ря известно с сер. XVII в. Они ставились в местах, связанных с памятью Соловецких святых, но гл. обр. на монастырских промыслах. К нач. XVIII в. вне монастыря располагалось 5 деревянных часовен, к сер. XVIII в. их число возросло почти вдвое ( Скопин В. В. Филипповские пустынь и часовня на Соловках//Соловецкое море: Альманах. 2007. Вып. 6. С. 102-110). Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Ист.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 379; Денисов С. История об отцах и страдальцах Соловецких: Лицевой список из собр. Ф. Ф. Мазурина. М., 2002. С. 40. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый

http://pravenc.ru/text/469404.html

В описях Соловецкого мон-ря 1632-1668 гг. нет сообщений о постройке гробницы над могилой И. Первое упоминание о таком сооружении содержится, по-видимому, во вкладной книге Соловецкого мон-ря, в записи о вкладе ученика И. священноинока Вассиана Суздальца, сделанном между 1669 и 1676 гг., «на чюлан Иринарху» - небольшую пристройку к Зосимо-Савватиевской ц. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 334 об.- 335). Впосл. Вассиан был погребен в часовне И. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 145. Л. 173), там же находилось надгробие соловецкого архим. Илии (1645-1659; Там же. Л. 173). Можно предположить, что рядом с И. был похоронен и его ученик Иоасаф Сороцкий († 1637); с ним, вероятнее всего, связано «надгробие неизвестного» в углу часовни ( Буров В. А. Белокаменные надгробия Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв.//Рус. средневековое надгробие XIII-XVII вв.: Материалы к своду/Отв. ред., сост.: Л. А. Беляев. М., 2006. Вып. 1. С. 265-266). Возможно, возведение часовни было связано с обретением мощей И., о к-ром сохранилось свидетельство протопопа Аввакума. Объясняя в «Книге толкований и нравоучений» изречение прор. Исаии: «Вместо же праха взыдет мирсина» (Ис 55. 13), Аввакум пишет: «И ныне явился новой святой - Илинарх в Соловецком монастыре... Зрите и разумейте: не прах ли был Илинарх-от, в земле лежал, кто ево знал, земля ино земля, а ныне, яко мирсина, взошел, зело завонял (заблагоухал.- О. П.) во всю Русскую землю» (РИБ. 1927. Т. 39. Стб. 522-523). Обретение мощей И. было истолковано Аввакумом как свидетельство Божией помощи находившимся в осаде соловецким насельникам и как обличение «никонианских» властей. Мощи И., по сообщению Аввакума, были обретены через 7 лет после начала осады Соловецкого монастыря, т. е. в 1675 г., вероятно 29 марта, поскольку этот день указан как день памяти И. в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. (РНБ. ОЛДП. F.110. Л. 35; Вяз. Q.87. Л. 97; Q.162. Л. 156 об.; Тит. 94. Л. 152 об.; 3117. Л. 133 об.; 4765. Л. 161 об.; ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 140; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50; Маркелов. Святые Др. Руси. 252. С. 135). По-видимому, мощи И. вскоре были вновь погребены, поскольку известно, что в 1678 г. они почивали под спудом, над могилой И. существовала деревянная часовня-усыпальница, в к-рой стояла рака. В 1753 г. деревянная часовня И. была заменена каменной, вместе с ней была перестроена и часовня прп. Германа. Работы выполнялись по инициативе архим. Геннадия (Дроздовского) холмогорскими каменщиками М. Авксентьевым «с товарищи». В 1856-1859 гг., во время строительства Троицкого собора с 2 приделами, часовня И. была вновь перестроена и оказалась в подклете собора.

http://pravenc.ru/text/673965.html

1-я пол. XVII в. (АМИИ) «Чудо преподобных Зосимы и Савватия об избавлении человека, плывшего по морю на црене». Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с житием». 1-я пол. XVII в. (АМИИ) Первый акафист З. и С. был написан в 1825 г. насельником Соловецкого мон-ря иеродиак. Киприаном («Канон и акафист преп. отцем Зосиме и Савватию» - РНБ. Солов. 400/420), помещен после 6-й песни канона. В 1857 г. акафист был представлен настоятелем Соловецкого мон-ря Александром (Павловичем) на рассмотрение в С.-Петербургский духовно-цензурный комитет (цензурная история текста отразилась в деле РГИА. Ф. 807. Оп. 2. Д. 1311 (1860 г.)). Первая редакция акафиста была отклонена из-за частного характера упоминаемых в прошениях «действий, обстоятельств и событий» ( Попов. 1903. С. 207-208). В мае 1859 г. новый настоятель Соловецкого мон-ря архим. Мелхиседек представил в комитет исправленную редакцию акафиста, в сопроводительном письме указывалось, что ее автором был архим. Александр (Павлович). Эта редакция была разрешена Синодом к печати и издана в 1861 г. Вторая редакция сильно отличается от первоначальной, для к-рой были характерны короткие и простые прошения, в процессе переработки текст стал громоздким и трудным для чтения. В кон. XX в. в Соловецкой обители была составлена новая редакция акафиста. В связи с равным почитанием в обители 3 соловецких первоначальников к именам З. и С. в прошениях и в др. частях акафиста было добавлено имя прп. Германа. В янв. 1998 г. в тексте было сделано еще одно изменение в связи со сложившейся в Соловецком мон-ре традицией петь братией акафист на Саровский распев, состоящий из 4 мелодических строк и поэтому требующий количества прошений в икосах, кратного 4. Все икосы, кроме 10-го, содержали полное число прошений (12), в 10-м же их было только 10, по благословению наместника мон-ря архим. Иосифа (Братищева) в 10-м икосе были добавлены 11-е и 12-е прошения. В сент.-окт. 2000 г. в связи с готовившимся тогда визитом на Соловецкие о-ва Святейшего Патриарха Алексия II и Президента РФ В.

http://pravenc.ru/text/200051.html

События 1554 г. и вызванное ими активное почитание Н., по-видимому, в 50-60-е гг. XVI в. способствовали распространению образов Н., впрочем нечасто встречавшихся за пределами Новгорода. Единоличные иконы юродивого были редки. Одно из немногих упоминаний таких произведений содержится в описи Соловецкого мон-ря 1597 г. (Описи Соловецкого мон-ря XVI в./Сост.: З. В. Дмитриева и др. СПб., 2003. С. 121; в описи 1582 г. икона отсутствует). Находившийся в алтаре Преображенского собора «пядница образ Никола Кочанов, да на той же цки над главою Спасов образ» в серебряном, сканом с финифтью окладе и венце с 3 камнями, очевидно, был аналогичен по композиции более поздней иконе из НГОМЗ. Присутствие этого довольно богато украшенного произведения в Соловецком мон-ре может объясняться принадлежностью обители к Новгородской епархии и культурными связями с Новгородом. Еще один единоличный пядничный «образ Николы чюдотворца Кочанова новгородцкого», в золоченом басменном окладе, согласно описи Троице-Сергиева мон-ря 1641 г., находился в Богоявленском соборе подворья обители в Московском Кремле (РГБ. МДА. Доп. 225 (М 7397). Копия 1922 г. с подлинной рукописи Сергиево-Посадского музея-заповедника (инв. 289). С. 480). Др. сведения об изображениях Н. в Москве в XVI-XVII вв. не обнаружены. Показательно отсутствие образов святого среди икон рус. чудотворцев, подносившихся московским государям епархиальными и монастырскими властями из разных регионов и упомянутых в описи Образной палаты царя Алексея Михайловича (Церковно-археол. древлехранилище при Московском дворце в XVII в./Предисл.: А. И. Успенский//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-92). Это свидетельствует о малой известности Н. в столице, хотя еще в 50-60-х гг. XVI в. он был упомянут в «Слове на память всех святых новых чудотворцев российских» и в каноне службы всем рус. святым, составленных иноком Спасо-Евфимиева мон-ря Григорием, а в кон. 40-х гг. XVII в.- в «Каноне всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» соловецкого книжника Сергия Шелонина ( Юхименко. 2013. С. 157-158, 160). В перечне новгородских чудотворцев, составленном в 1634 г. протопопом Максимом для царицы Евдокии Лукьяновны, упомянуты имя Н. и храм с его гробницей ( Забелин И. Е. Описание новгородской святыни в 1634 г.//ЧОИДР. 1862. Кн. 4. Смесь. С. 53). В XVII в. память Н. фигурирует в чиновниках Успенского собора, но в качестве рядового празднования (Устав церк. обрядов, совершавшихся в Моск. Успенском соборе. Ок. 1634 г.//РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 90, 92, 95; Голубцов. Чиновники Московские. С. 66, 195, 197, 199).

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монашество (см. также по периодам) ГРИГОРИЙ ТОПИНСКИЙ [в иночестве (схиме?) Геннадий] († 1613), «диак» (причетник?) в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ГУРИЙ (Тушин Григорий Иванович; 50-е гг. XV в.- 1526)), мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, ученик прп. Нила Сорского, книгописец ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДАНИИЛ († 1609), сщмч. (пам. 1 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Грехозаруцкий, Угличский, игум. угличского Грехозаруцкого (Грехозаручного) мон-ря во имя свт. Николая Чудотворца ДАНИИЛ (XVI - нач. XVII в.), архим. мон-ря «града Корсуня в Белой России», совершивший в 1592 г. хождение в Св. землю и написавший об этом «Книгу Беседы о пути Иерусалимском» ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ (Григорьев Доримедонт Григорьевич; 1798 - 1882), архим., настоятель задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря

http://pravenc.ru/rubrics/121670_7.html

Топографическое и ист. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1834. С. 57; Он же. Географическое, ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 18532. Ч. 1. С. 59; ср.: Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей Рус. земли. М., 1836. Ч. 3. С. 283). К тому же содержание этого предания варьируется и вместо Воскресенского мон-ря называется Зачатиевский мон-рь ( Мельников. 1846. С. 200; Соловьёв. 1887. С. 3; Четыркин. 1886. С. 8; Гациский. 2001. С. 55; Сойкин. 2006; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 68). В целом это предание не может рассматриваться как исторически достоверное. В нач. XVIII в. в Воскресенском мон-ре, пришедшем в упадок, оставались только 7 стариц. Мон-рь серьезно пострадал во время пожара 1715 г., поэтому в 1723 г. Нижегородский и Алатырский еп. Питирим его упразднил, присоединив к Крестовоздвиженской обители. Собственно Крестовоздвиженский мон-рь, именовавшийся до 1716 г. Происхожденским, первоначально располагался над р. Волгой на т. н. Егорьевской горе, напротив Георгиевской башни кремля (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 26). Согласно городскому преданию, именно на том месте выступал с патриотическим призывом к нижегородцам К. Минин в 1611 г. Считалось, что обитель воздвигнута в ознаменование подвигов нижегородцев в Смутное время ( Храмцовский. 1865. С. 25; Он же. 2005. С. 332; Добровольский. 1895. С. 73; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 75). Возможно, под влиянием этого мнения архим. Макарий (Миролюбов) писал (без ссылок на источники), что мон-рь существовал уже с 1612 г. ( Макарий (Миролюбов). 1999. С. 46). Однако по документам этот мон-рь известен только с кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVII в. Так, еп. Амвросий (Орнатский) упоминал о царской грамоте, по к-рой в обитель были пожалованы ризы и др. церковная утварь. Но указания на место хранения этой грамоты или ее публикацию он не сделал. Кроме того, в датировке грамоты автором допущен явный анахронизм: от Сотворения мира она датируется 7129 г., а от Рождества Христова - 1618 г., хотя должен быть 1621 г.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

(Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550, с. Протасьево близ Ростова - 13.09.1626, Соловецкий мон-рь), келарь Троице-Сергиева мон-ря, писатель. Происходил из древнего московского дворянского рода. Поступил на гос. службу при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном , служил воеводой в Коле и, возможно, в Холмогорах, «государевым посланником» на Русском Севере, дозорщиком Темниковского и Шацкого уездов, участвовал в отражении набегов крымских татар и наделении землей арзамасских служилых людей (1582-1587). В 1587 или 1588 г., при царе Феодоре Иоанновиче , подвергся опале (причина неизвестна), был сослан, не ранее 1597 г. принял монашество в Соловецком мон-ре. В 90-х гг. XVI в. управлял приписным к Троице-Сергиеву свияжским Богородичным монастырем , в 1601 г. управлял Троицким подворьем в Москве, в 1602 г. был соловецким келарем, в 1603 или 1604 г.- монастырским старцем, затем, возможно, управлял подворьем Соловецкого мон-ря в Каргополе. В 1607 или 1608 г. стал келарем Троице-Сергиева мон-ря. В период осады мон-ря тушинцами находился в Москве и оказывал помощь осажденным, но, по-видимому, поддерживал связи и с интервентами. В 1610 г. был членом посольства к польск. кор. Сигизмунду III , к-рому присягнул под Смоленском. После завершения посольской миссии изменил свою позицию и уже в 1611-1612 гг. вместе с архим. прп. Дионисием (Зобниновским) и др. троицкими старцами участвовал в составлении патриотических посланий, призывавших народ к борьбе с интервентами. Во время освобождения Москвы склонял казаков кн. Д. Т. Трубецкого к поддержке ополчения К. Минина и кн. Д. М. Пожарского . Способствовал избранию Михаила Романова царем на Земском Соборе 1613 г. А. был в числе инициаторов предпринятой в Троицком мон-ре в 1616-1618 гг. правки Требника и др. богослужебных книг, из-за к-рой в июле 1618 г. были осуждены справщики архим. Дионисий, Иван Наседка и Арсений Глухой . В 1618 г. А. управлял Троице-Сергиевым мон-рем и руководил его обороной от польско-литов. войск королевича Владислава . После возвращения в 1619 г. из польск. плена Филарета (Романова), ставшего Патриархом, А. лишился влияния при дворе и, по-видимому, был сослан: в 1620 г., оставив должность, А. уехал на покой в Соловецкий мон-рь, где и умер.

http://pravenc.ru/text/62922.html

Филиппом» 1710 г. с подписью: «Грыдоровал в Соловецком монастыре Савва Никифоров иконописец 1710». Неск. видов мон-ря с молящимися в небесах чудотворцами были награвированы Зубковым в 1772-1802 гг. (оттиски в АОКМ, СИХМ), он же является автором листа с изображением Богоматери на престоле с предстоящими З. и С., видом мон-ря и 10 житийными клеймами (1791). В 1827 г. гравером А. М. Шелковниковым выполнен вид обители с чудотворцами (ЦАК МДА, ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 200) - З. в фелони с непокрытой головой, С. в схиме и куколе. Иногда З. изображался в епитрахили, С.- со сложенными крестообразно руками, как на гравюре И. Саблина 1818-1825 гг. (оттиски 1837 г. с поправками - ЦАК МДА). Изображение мон-ря и крестного хода запечатлено на гравюре А. Г. Афанасьева 1850 г. (оттиск 1884 г. в СГИАПМЗ). В 1850 г. на Соловках работал бывш. послушник Анзерского скита мон. Александр (о доске «Соловецкие чудотворцы», гравированной им в 1852, Ровинскому сообщил казначей мон-ря - Ровинский. Виды Соловецкого мон-ря. 1884. С. 10). По-видимому, он является автором и гравюры 1859 г. «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, в молении образу Божией Матери «Знамение»», на к-рой святые изображены коленопреклоненными (СГИАПМЗ). Отечество, с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечей и припадающими преподобными Зосимой и Савватием. Хоругвь. 1562 г. (ГММК) Отечество, с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечей и припадающими преподобными Зосимой и Савватием. Хоругвь. 1562 г. (ГММК) В 60-х гг. XIX в. мон-рь наладил собственное производство лубков «для печатания священных изображений и местных видов, поступающих в раздачу и продажу богомольцам, посещающим обитель в летнее время» (РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 116. Л. 1; Попов А. Н. Периодическая печать в Архангельске//Изв. Архангельского об-ва изучения Рус. Севера. 1914. 8. С. 225-232; 9. С. 257-263; Кольцова. Первые литографии. 1985. С. 204-212). В 1892 г. архим. Мелетий обратился в Московскую синодальную контору с просьбой рассмотреть 10 литографий, к-рые предполагалось печатать в Соловецком мон-ре, в т.

http://pravenc.ru/text/200051.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010