описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря. М., 1876, 18862; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1380-1382; Т. 4. Стб. 837 (по указ.); Собрание памятников церк. старины в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых/Сост.: свящ. А. Речменский. М., 1913; Каталог Никоновского музея в Иверском мон-ре близ г. Валдая/Сост.: Д. Д. Франц. Новг., 1920. С. 22-23. 96, 97, 99; Постернак О. П. Иконография «Кийского креста» и его повторения XVIII в.//Оригинал и повторение в живописи: Экспертиза худож. произведений: Сб. науч. тр. ВХНРЦ. М., 1988. С. 47-60; Михайлова Н. М. Евфимий Чудовский и датировка парсуны «Патриарх Никон с клиром» 1662 г.//ПКНО, 1993. М., 1994. С. 148-151; Кольцова Т. М. «Крестовый образ» Кийского Крестного мон-ря//Научно-исслед. работа в худож. музее: Сб. ст. Архангельск, 1998. Вып. 1. С. 14-32; Никоновские чт. в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. М., 2002; Патр. Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты из собр. ГИМ, ГММК, музея «Новый Иерусалим», КБМЗ, ГМЗК, РГАДА/Сост.: Е. М. Юхименко. М., 2002; Кейн К. М. Образ патр. Никона в рос. культуре: Худож. источники и электр. технологии//Круг идей: Электр. ресурсы ист. информатики: Тр. 8-й конф. ассоциации «История и компьютер»/Ред.: Л. И. Бородкин, В. Н. Владимиров. М.; Барнаул, 2003. С. 61-114; Зеленская Г. М. Изображения и личные вещи патр. Никона в Воскресенском Ново-Иерусалимском мон-ре в XVII-XX вв.: (История бытования и вопросы атрибуции)//Патр. Никон и его время: Сб. науч. тр. М., 2004. С. 276-289. (Тр. ГИМ; 139); она же. Парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского мон-ря»//Никоновские чт. в музее «Новый Иерусалим»: Сб. науч. ст. М., 2005. Вып. 2. С. 87-108; Рус. ист. портрет: Эпоха парсуны: (Альб.-кат.)/ГИМ. М., 2004; Святейший патр. Никон: Кат. выст./КБМЗ. М., 2005; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 76. Кат. 118; Рус. ист. портрет: Эпоха парсуны: Мат-лы конф.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

о. основатели воспользовались уставами Соловецкого, Кириллова Белозерского , Троице-Сергиева и Иосифова Волоколамского мон-рей, выписки из уставов этих обителей встречаются уже в ранних выговских сборниках. Традиции древнерус. монастырской жизни Выг впитывал не только через книги, но и благодаря монахам, покинувшим свои обители в результате неприятия богослужебных реформ и переселившимся на Выг. Выговские источники свидетельствуют о том, что общежитие и церковная служба на Выге были установлены иноком Пафнутием по чину и уставу Соловецкого мон-ря. А. Денисов писал о том, что Выговская пуст. является непосредственной преемницей Соловецкого мон-ря «яко благословением, тако чином и уставом» ( Денисов А. Слово надгробное Петру Прокопьеву//Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. СПб., 2003. С. 269). Постепенно выговцы выработали свой богослужебный устав, учитывающий отсутствие священства (изд.: Устав: Круг вселетнаго богослужения поморскаго Выгорецкаго мон-ря. Саратов, 1913). Дисциплинарная часть выговского устава, сложившаяся в первые годы существования общежительства, получила письменную фиксацию в 20-30-х гг. XVIII в. Согласно статьям, составленным братьями Денисовыми, в общежительстве были обязательны неукоснительное соблюдение принципа раздельного проживания мужчин и женщин, присутствие на церковной службе, исполнение келейного правила, повиновение настоятелю, отказ от личного имущества; осуждались излишества в одежде, пище, украшении икон. Руководство повседневной жизнью осуществляли келарь, казначей, нарядник, городничий; круг их обязанностей также был закреплен уставом (см.: ИРЛИ. Собр. Заволоко. 3. Л. 146-175 об.; Барсов Е. В. Уложение братьев Денисовых//Памятная кн. Олонецкой губ. за 1868-1869 г. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 85-116). В 1702 г. соборным постановлением было проведено разграничение организационных и духовных дел в руководстве общиной: киновиархом пустыни выбрали А. Денисова, духовные дела остались в ведении Викулина. Вопросами церковной службы ведал уставщик (первым эту должность занимал Прокопьев).

http://pravenc.ru/text/161059.html

Одна из крупнейших в епархии приходских богаделен, рассчитанная на 12 мужчин и 12 женщин, находилась при ст. Окуловка Николаевской железной дороги (освящена 7 янв. 1908). Каменное здание построено приходским попечительством под председательством И. А. Соина, к-рый внес 4933 р.- 2/3 истраченной суммы ( Н. Из ст. Окуловки Ник. ж. д.//Новгородские ЕВ. 1908. 4. С. 116-117). В период первой мировой войны в Новгороде было открыто 2 лазарета на средства новгородских мон-рей и приходов: в бывш. доме гр. Орловой-Чесменской близ Юрьева мон-ря и в Арсениевском епархиальном доме. В лазаретах велась духовно-просветительная работа, помимо проповедей и богослужений шло обучение грамоте, арифметике, проводились религиозно-нравственные чтения, а в епархиальном доме даже играли на фисгармонии (Новгородские ЕВ. 1914. 44. С. 1423). Кухню и столовую этих лазаретов обслуживали монахини новгородских мон-рей, они же шили одежду для раненых. В Кирилловом Белозерском мон-ре отвели помещение для приема беженцев (в гостинице) и подготовили одно из зданий под лазарет на 20 чел. Созданный в начале войны Епархиальный комитет по призрению больных и раненых воинов с 1916 г. возглавлял еп. Тихвинский Алексий (Симанский). Н. и С. е. оказывала большую помощь защитникам родины и их семьям, отправляя пожертвования на их нужды. Напр., староста Тихвинского собора выдал из средств собора 75 р. в пользу Красного Креста и такую же сумму - в пользу местных семейств запасных солдат; приходское попечительство ольховской Казанской ц. Череповецкого у. пожертвовало 50 р. семьям ушедших на войну и 200 р.- в Череповецкий Комитет Красного Креста; Любытинская ц. Боровичского у. пожертвовала 500 р. в пользу Красного Креста и 100 р.- Новгородскому епархиальному комитету (Новгородские ЕВ. 1914. 37. С. 1180-1181). На Рождество и Пасху из Новгорода отправляли праздничные подарки вместе с поздравлениями и благопожеланиями владыки. А. А. Гаврилова, А. К. Галкин, А. П. П. Святыни и крестные ходы в XVII - нач. XX в. В XVII в. на территории епархии подвизались более 40 подвижников, из них 25 - выходцы из Соловецкого мон-ря, 7 - из Кожеезерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Ист.: СГГД. Т. 3. С. 149-154, 34; АИ. Т. 2. С. 180-191, 158-160; Т. 3. С. 453-455, 284; ДАИ. Т. 1. С. 286-294, 164, 166; Т. 2. С. 4-5, 3; С. 8-10, 5; С. 24-34, 11-14; С. 48-49, 24; С. 75, 43; ААЭ. Т. 2. С. 104-106, 47; С. 317-318, 187; С. 366-370, 210; НовгорЛет. С. 150, 351, 353, 445-446; РИБ. Т. 13. Стб. 40, 134; ПСРЛ. Т. 14. С. 64, 114. Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального первокл. Соловецкого мон-ря. М., 1836. Ч. 1. С. 93-94; Ч. 3. С. 198-214; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до наст. времени. Новгород, 1897. С. 37-38; Фигаровский В. А. О грамоте новгородского правительства в Москву в 1615 г.//НИС. 1937. Вып. 2. С. 53-82; он же. Отпор шведским интервентам в Новгороде//Там же. 1938. Вып. 3/4. С. 58-85; Кукушкина М. В. Б-ка Соловецкого мон-ря в XVI в.//АЕ за 1971 г. М., 1972. С. 341-356; Коваленко Г. М. Договор между Новгородом и Швецией 1611 г.//ВИ. 1988. 11. С. 134; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 102, 103, 107-108, 113, 143, 144, 180, 181, 193, 210, 211, 218-219, 222, 223; Седов П. В. Захват Новгорода шведами в 1611 г.//НИС. 1993. Вып. 4(14). С. 116-127; Солодкин Я. Г. Исидор//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 119-122; Селин А. А. Церковное строительство в Новгородской земле в годы шведского присутствия//13-я конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии. Петрозаводск, 10-14 сент. 1997 г.: Тез. докл. Петрозаводск, 1997. С. 125-127; он же. К происхождению приказной бюрократии Великого Новгорода XVI-XVII вв.//Государственная власть и местное самоуправление в России: Сев.-Зап. регион: Мат-лы науч.-практ. семинара, 25-27 марта 2004 г. Новгород, 2006. С. 41-65; он же. Новгородское общество в эпоху Смуты. СПб., 2008. С. 395-398, 403; Тюменцев И. О. Смута в России в нач. XVII ст.: Движение Лжедмитрия II. Волгоград, 1999. С. 270-272; Крушельницкая Е. В., Тутова Т. А. Старцы Соловецкого мон-ря XVI в.

http://pravenc.ru/text/2001546.html

F.n.I.45, кон. XIV в.; F.I.202, кон. XIV - нач. XV в.). От XV в. только в хранилищах бывш. СССР известно не менее 32 списков памятника восточнослав. происхождения (ПССРК, XV, 194, 323, 1112-1119, 1121-1128, 1592, 2135, 2136, 2694, 2896-2901, 3400; ПССРК, XV. Доп., 161, 275, 337), подсчета более поздних списков не существует, однако известно, что они исчисляются десятками. В б-ках крупнейших рус. мон-рей значится по неск. списков памятника: в собрании Иосифо-Волоколамского мон-ря в 1573 г. их было 8 (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. С. 73), в Соловецком в 1595 г.- 4 (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 158), в Кирилло-Белозерском (1601) - 5 (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998. С. 124, 129). Во 2-й четв. XVI в. «Паренесис» в полном объеме был включен под 28 янв. в Великие Минеи-Четьи митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. [Ч. 1]. Стб. 423-436). В XVII в. редактированием древнейшего перевода «Паренесиса» занимался иером. Евфимий Чудовский (ГИМ. Син. 22), он также правил «Завещание Ефрема Сирина», Житие и похвалу Е. С. (Там же. 397). Ряд Слов для издания «Паренесиса» 1701 г. перевел Ф. П. Поликарпов-Орлов, снабдивший их стихотворным «надсловием» с акростихом «Труд Богодара» ( Пекарский. 1862. С. 50-51). Соотношение переводов иером. Евфимия и Поликарпова-Орлова остается невыясненным. Для рус. книжников в большей степени, чем для южнослав., характерно стремление включить поучения «Паренесиса» и псевдоэпиграфов с именем Е. С. в состав календарных сборников уставных чтений (как триодного, так и минейного цикла). Уже во 2-й пол. XII в. при составлении 2-й редакции Пролога ряд приписывавшихся Е. С. «слов» и извлечений из них был включен в его учительную часть под 30 окт., 5, 8, 17, 18 февр., 6 марта, 31 мая ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. [Ч. 1]. Стб. 121-122, 448-449, 455, 484, 486; [Ч. 2]. Стб. 8-9, 190). При дополнении на Руси (не позднее 20-х гг. XV в.) учительными статьями Стишного пролога приписываемые Е. С. поучения были помещены под др.

http://pravenc.ru/text/376984.html

и Далматова мон-ря от пугачевцев в 1774 г. Соловецкий мон-рь, не согласившись с решением церковной и гос. власти о реформировании обрядов, неск. лет (1668-1676) держал оборону во время нападения стрелецких отрядов. Вплоть до XIX в. известны случаи успешных действий против интервентов при опоре на монастырские укрепления. В период Крымской войны (1853-1856) К. Соловецкого мон-ря выдержала бомбардировку с кораблей англ. флота и помешала в проведении диверсий и высадке десанта на Русском Севере. Эти монастыри считались «государевыми крепостями», их укрепляли за гос. счет, размещали в них военные гарнизоны, делали запасы продовольствия, фуража и т. п. Такие мон-ри являлись опорой в системе обороны: они были достаточно автономны и могли в нужный момент заместить гос. управление на тех территориях, для которых связь с центром была затруднена, или когда центральное (царское) правительство теряло власть над страной. Наиболее известные мон-ри, такие как Троице-Сергиев, Кириллов Белозерский, приобрели вид сказочных городов с высокими каменными стенами и башнями, многочисленными церквами и кельями, напоминая снаружи маленькие дворцы. Лучший образец «декоративной монастырской крепости» кон. XVII в.- московский Новодевичий мон-рь, основанный в 1524 г. по обету вел. кн. Василия III, к-рый стал придворной обителью для женщин из царствующего дома. Монастырские кирпичные стены построены в 80-х гг. XVII в., главные ворота скорее парадные, чем крепостные, с 3 проездами и большой надвратной церковью; верхние части башен имеют вид т. н. корон. Лит.: Атлас крепостей Рос. Империи: [Карты]. Б. м., Глаголев А. Г. Кр. обозрение древних рус. зданий и др. отеч. памятников. СПб., 1838. Ч. 1: О рус. крепостях; Раппопорт П. А. Очерки по истории рус. военного зодчества X-XIII вв. М.; Л., 1956. (МИА; 52); Косточкин В. В. Оборонительные системы рус. крепостей XIV - нач. XVI в.//Сов. арх. 1957. 1. С. 133-142; он же. Рус. оборонное зодчество кон. XIII - нач. XVI в. М., 1962; Беляев Л. А. Крепости и вооружение Вост. Европы. М., 2005. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда)

http://pravenc.ru/text/2459013.html

У Н. мелкие черты лица: темные глаза под нависшими веками, прямой нос, немного впалые щеки; каштановая до середины груди борода разделена на мелкие пряди, длинные волосы лежат на плечах. Вероятно, портрет был создан по заказу царя Феодора Алексеевича для храмового дворцового комплекса в Московском Кремле. В 1689 г. принадлежал боярину В. В. Голицыну, к-рому, возможно, был подарен царевной Софией Алексеевной. Поновлен, вероятно, в 40-х гг. XVIII в., при ремонтных работах в Высокопетровском мон-ре (авторская живопись на лике под записью). Аналогичный по технике портрет Н. с противоположным поворотом фигуры и др. положением рук был изготовлен по заказу царевны Татьяны Михайловны; в 1698 г. описан как «Персона Святейшаго Никона Патриярха на полотне, изображен живописным письмом, ризы и одежда наклеена клеем корлуком разных бархатов и атласов» (находился в Новоиерусалимском мон-ре, не сохр., опубл.: Собрание памятников церк. старины. 1913. С. 37. 9). Ряд более поздних портретов Н. имеет традиционную для этого жанра иконографию: поясной образ иерарха в повороте влево в полном богослужебном облачении (саккос, омофор, высокая митра греч. типа, крест и панагия) на темном фоне. Патриарх средних лет, спадающие на плечи темные пряди волос и окладистая борода средней величины без проседи, черты лица восходят к прижизненным изображениям, но, как правило, более идеализированы. Правой рукой Н. именословно благословляет, в левой держит жезл с навершием греч. формы, без сулока. Погрудный портрет патриарха сер. XVIII в. (из собрания МГА МИД, ГИМ) восходит к его изображению на парсуне нач. 60-х гг. XVII в.: отличия в рисунке жезла (здесь он с большим фигурным навершием и сулоком), креста и панагии, в красном цвете саккоса. На портрете кон. XVIII в. из ризницы Соловецкого мон-ря (АОКМ; по описи 1866 г. находился в ризнице: ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 42. Л. 294 об.) и на портрете того же времени (и, возможно, того же автора) из Кириллова Белозерского мон-ря (КБМЗ; см.: Варлаам (Денисов) , архим.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

Петрозаводск, 1998. Вып. 2. С. 60-72; 2001. Вып. 3. С. 57-66; Уткина Т. В. Опыт сопряженного изучения «Повести о Петре и Февронии Муромских» и «Романа о Тристане и Изольде»//Актуальные вопр. литературоведения и методики преподавания лит-ры: Сб. науч. работ [в честь В. М. Макушкина]/Под общ. ред. А. М. Каторовой. Саранск, 2000. Вып. 1. С. 109-114; Кривошеев М. В. К вопросу о жанре Повести о Петре и Февронии//Исслед. по рус. истории: Сб. ст. к 65-летию проф. И. Я. Фроянова/Отв. ред. В. В. Пузанов. СПб.; Ижевск, 2001. С. 196-219; он же. Муромо-Рязанская земля: Очерки соц.-полит. истории XI - нач. XIII в. по мат-лам повестей. Гатчина, 2003. С. 75-168; Воробьева О. Мотив болезни и чудесного исцеления в «Повести о Петре и Февронии Муромских» и в «Романе о Тристане и Изольде»//Актуальные проблемы филол. науки: взгляд нового поколения. М., 2002. С. 176-179; Турилов А. А. Рец.: Джурова А., Станчев К. Описание славянских рукописей Папского восточного института в Риме. R., 1997//Славяноведение. 2002. 4. С. 118-120; Чекова И. Змей, князь и мудрая дева-целительница в житийной «Повести о Петре и Февронии Муромских»//Мир житий: Сб. мат-лов конф. (Москва, 3-5 окт. 2001 г.). М., 2002. С. 181-192; Панченко О. В. Соловецкая редакция «Повести о Рязанском епископе Василии» в сборнике Псковского древлехранилища//Нар. традиц. культура Псковской обл. М., 2003. Т. 2: Псков в рос. и европ. истории. С. 424-433; Руди Т. Р. Похвальное слово кн. Константину Муромскому: Нек-рые пробл. исслед.//ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 301-336; она же. О первом авторском сборнике Ермолая-Еразма из б-ки Соловецкого мон-ря//Книжное наследие Соловецкого мон-ря XV-XVII вв.: Сб. ст./Ред.: О. В. Панченко. СПб., 2008 (в печати); она же. Иона Соловецкий как читатель Ермолая-Еразма//Там же (в печати); она же. О возможном месте пострига Ермолая-Еразма//ТОДРЛ (в печати); Фефелова Ю. Г. Повесть о Петре и Февронии в контексте традиц. обрядовой практики//Рус. агиография: Исслед. Публ. Полемика/Отв. ред.: С. А. Семячко; ред.: Т. Р.

http://pravenc.ru/text/190205.html

«На реце вавилонстей» из Поморского сборника духовных стихов. Л. 261. Кон. XIX в. (частное собрание) «На реце вавилонстей» из Поморского сборника духовных стихов. Л. 261. Кон. XIX в. (частное собрание) В сер. XVI в. в рукописной традиции из разных гимнографических источников сложился основной корпус нотированных покаянных стихов, составивший отдельный раздел певч. сборников. Он представлял собой подборку покаянных стихов из 8 подразделов, соответствующих числу гласов. Этот цикл, варьировавшийся по составу, к кон. XVI - нач. XVII в. обрел жанровую стабильность, определяемую заголовком: «Покаянны на осмь гласов, слезны и умиленны, чтобы душа пришла на покаяние избыти муки вечныя и внити в царство небесное». В кон. XVI - 1-й трети XVII в. в рукописях скриптория Строгановых (имеющих владельческие записи) появился новый корпус нотированных покаянных стихов. Если 1-й, исторически сложившийся корпус стихов, как в целом, так и в каждом отдельном тексте и напеве, имеет свою эволюцию, то 2-й возник одномоментно именно как осмогласный цикл покаянных песнопений, по-видимому авторского происхождения. Он посвящен различным сюжетам на покаянно-исповедальную тему, имеет выраженный лирический тон, личностную окраску переживания, развитые напевы мелизматического типа. Обе редакции покаянных стихов существовали порознь, а в 3-й четв. XVII в. были объединены в рукописи мон. Саввина Сторожевского мон-ря Александра Мезенца (РГАДА. Ф. 188. 947). Эта редакция мелоса и текста по сравнению с предшествующими редакциями покаянных стихов представляется наиболее репрезентативной в истории жанра. С кон. XVII в. Д. с. распространяются среди старообрядцев разных согласий, для к-рых они стали поэтическим воплощением их мировоззрения и истории - от взятия Соловецкого мон-ря в 1676 г. до тюремных заточений в 30-40-х гг. XX в. Покаянные стихи на 8 гласов в старообрядческой среде, где уже не было «грамотных петь по крюкам», выполняли дидактическую функцию: запоминая их, певцы овладевали литургическим пением. В поздних старообрядческих Д. с. соединялись и варьировались различные сюжеты покаянных стихов и Д. с. в фольклорной обработке. Старообрядцы сохранили в своей традиции мн. общерус. эпические стихи. Многочисленные записи Д. с., сделанные носителями традиции, в большинстве случаев старообрядцами, собраны в архивах России (РГБ, РНБ, БАН и др.) и датируются XVIII - кон. XX в. Фонозаписи, выполненные фольклористами, частично опубликованы, частично хранятся в рукописных архивах и фонотеках, напр. в Фонограмм-архиве Отдела народно-поэтического творчества ИРЛИ РАН, в архивах Московской, С.-Петербургской, Новосибирской консерваторий и др. В среде христиан РПЦ с кон. XVIII в. до наст. времени большее распространение получили т. н. новые стихи (канты, псальмы). Определение жанра: особенности поэтического и музыкального стилей

http://pravenc.ru/text/180672.html

фитного звучания, В. привнес в распевы новые интонации и выразительные приемы, основывающиеся на совр. ему опыте богослужебного пения. Он расширил возможности мелодического варьирования, обогатил напевы традиционных стихир за счет богатой мелизматики. Сложность, продолжительность и исключительная насыщенность созданных В. «Стихир крестных» дают основание для рассмотрения их в стиле большого распева. Славник «Возыде Бог» в распеве В. обнаружен в рукописи рубежа XVI-XVII вв. среди 6 певч. вариантов песнопения. Все распевы стихиры различаются между собой и не имеют общих фрагментов. «Ино знамя Варламово» представляет собой частично тайнозамкненный, частично разводной распев. Привлечение разных вариантов песнопения того же периода позволило установить авторские разводы лицевых и фитных формул. Все это свидетельствует о наполнении распевщиком сложных знамен собственным музыкальным содержанием, о выработке им самостоятельной певческо-интонационной азбуки, что, гл. обр., и отличает творчество выдающихся мастеров древнерус. церковно-певч. искусства. Соч.: РГБ. Ф. 178. 766. Л. 367-367 об: «Возыде Бог» («Ино знамя Варламово»); РГАДА. Ф. 188. 1683. Л. 80-84: «Стихиры крестные Варламовские»; ГИМ. Син. певч. 123. Л. 777 об: «По красному все с Варламовсково». Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания Соловецкого мон-ря до наст. времени, то есть с 1429 по 1847 гг. М., 18474; Хронол. указатель иерархов Ростовской и Ярославской паствы. СПб., 1859; Крылов А. П. Иерархи Ростово-Ярославской паствы. Ярославль, 1864; Титов А. А. Летописец о ростовских архиереях. СПб., 1890. С.11, 20; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1910. Т. 1. Ч. 2. С. 162 (прил.); Парфентьев Н. П. Из истории профессиональных хоров в России XVI-XVII вв.//Рус. хоровая музыка XVI-XVIII в. М., 1986. С. 100-117. (Сб. тр./ГМПИ; Вып. 83); он же. Древнерус. певч. искусство в духовной культуре Российского гос-ва XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991. С. 34-37; Зверева С. Г. Мастера пения Кирилло-Белозерского и Соловецкого мон-рей XVI - 1-й пол. XVII в.//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. М., 1989. С. 340-346; Протопопов В. В. Ростовский митр. Варлаам (Рогов) - «знаменному пению распевщик и творец»//История и культура Ростовской земли, 1994: Сб. ст. Ростов, 1995. С. 143-148; Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997. С. 87-124.

http://pravenc.ru/text/154205.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010