Иисус спрашивает учеников своих, что они сами о Нем думают.Исповедание апостолов. Преображение. Исцеление беснующегося. Спор апостолов о первенстве. Путешествие по Самарии. Осуждение насилий из усердия. Ученик отвергнут, а другой избран. (ст. 59 – 62). Исповедание апостолов. От третьей Пасхи, которую Иисус не праздновал в Иерусалиме до четвертой и последней. (от 32 – 33 года). Луки Иоанна глава X глава VII Возвращение в Галилею. Проповедь семидесяти учеников. Наставление, данное им от Иисуса. Родственники Иисусовы советуют Ему идти в Иерусалим на праздник Кущей Законник искушает Иисуса. Он проходит через Самарий и через Иерихон. Притча о добром Самарянине. Прибытие в Вифанию. Марфа и Мария. Прибытие в Иерусалим на праздник Кущей. Замыслы врагов Иисусовых. Проповедь в храме. Никодим берет сторону Иисуса в синедрионе. глава VIII глава IX Исцеление слепорожденного. глава X глава XI Благовестие в окрестностях. Как следует молиться. Лицемерие книжников и фари-сеев обнаруживается. глава XII глава XI Продолжение поучений. Грех против Духа Святого. Различные наставления. глава XIII Продолжение наставлений. Злобное намерение Ирода относительно Иисуса. Ответ об этом царе. Иисус уклонившийся от пути, снова направляется к Иерусалиму. глава XIV Различные наставления во время пути. глава XV Продолжение наставлений. Глава XVI Продолжение наставлений Глава XVII Иисус проходит, благовествуя, Итурий до места разделения Самарии и Галилеи близь моря. Глава XVIII Продолжение наставлений. Иисус предрекает страдания Свои и направляется в Иерусалим через Иерихон. Глава XIX Прибытие в Иерихон. Исцеление слепого. Иисус приходит в Вифанию. Торжественный вход в Иерусалим на Пасху. Послание Марфы и Марии к Иисусу. Прибытие в Вифанию; воскрешение Лазаря. Иисус удаляется в Ефраим, в ожидании Пасхи. Возвращение в Вифанию. Глава XII Торжественное вшествие в Иерусалим на Пасху. Страсти. – Смерть. – Воскресение Иисуса. (год 33) Луки Иоанна Иисус изгоняет торжников из храма. Главы XX и XXI Проповедь Его в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

л. 270 об. Глава 48. Ответи преблаженнаго митрополита ираклийскаго Никиты, предложеным ему впрошением от Костантина памфилийскаго. Там же глава 55. л. 273. Глава 49. Иоанна митрополита русьскаго, нареченнаго Пророком, написявшаго Правило церковное от св. книг вкратце Иакову чрноризцу. Русс. Достопам. ч. 1 стр. 89. л. 277 об. Глава 50. Се есть впрашяние Кирилово (чит. Кириково), иже впраша епископа новогородьскаго Нифонта и инех. См. Пам. росс. Слов. XII в. стр. 165. л. 290 об. Глава 51. Правило Кирила митрополита, сшедшихся епископ, Долмата ноугородскаго, Игнатия ростовьскаго, Феогноста переславьскаго, Симиона полотьскаго на поставление епископа Серапиона володимерьскаго. Конец полнее, нежели в русс. Достоп. ч. 1 стр. 106. После слов: бещину входя, следует: И се слышахом, в пределех ноугородскых, и прч. См. Оп. Рум. Муз. стр. 321. л. 295. Глава 52. Правило Максима митрополита русьскаго (в оглавлении: о среде и о пятнице, и о мясопусте Петрове и Филиппове, и о 15 дни августа месяца и о службе Василиеве). См. Карамз. Истор. VIII, 147 в приб. л. 296. Главы 53, 54 без заглавий. В оглавлении: Яко нелепо есть мясопуст држати другий по Пянтикостии. О днех от Петрова говения до Филиппова. л. 297. Глава 55. О апостольстей и сборней святей Церкви тлкование. л. 298. Глава 56. О приносе Ветхаго закона. л. 299. Глава 57. А се Новаго Закона христианьскаго просфира: буди же известно, како подобаеть быти божественому приношению в святей службе, о просфире и о вине. л. 309. Глава 58. Божественыя службы литургие тлкование. л. 314. Глава 59. Илия, архиепископ ноугородьскый, исправил с Белогородьскым епископом, о забытьи вина и воды. См. Пам. росс. Слов. стр. 223. л. 314 об. Глава 60. Св. Василиа тлк священничьска чина, что есть иерей, и почему глаголется священник, и что есть острижение главы его. л. 315 об. Глава 61. Правило иереом, иже не облачяются в вся священныа ризы или неразумением, ли гордостию, ли леностию. В печат. Кормчей глава 57. л. 310 об. Глава 62. Правило епископом. – Глава 63. Правило игумееом.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

I. Точно ли и где именно путешествовал святой Апостол в странах наших II. Каким народам проповедовал святой апостол Андрей в странах наших III. Какие были следствия проповеди у нас святого апостола Андрея Глава II. Церковь Христова в древней Скифии, или нынешнем новороссийском крае I. Епархия Скифская II. Епархия Херсонская III. Епархия Готская IV, V и VI. Сурожская, Фулльская и Боспорская Глава III. Церковь Христова в древней Сарматии, или нынешнем кавказском крае I. Следы христианства в Зихии II. Следы христианства в Алании Глава IV. Церковь Христова в Закавказье I. Апостольская проповедь в Закавказье II. Церковь Христова в Великой Армении и Албании III. Церковь Христова в Грузии, Колхиде и Абхазии Примечания к части первой КНИГА ВТОРАЯ История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского Патриарха (988–1240)   От редакции Предисловие Отдел первый (том 1). Состояние Русской Церкви от первого ее митрополита святого Михаила до избрания митрополита Илариона (988–1051) Глава I. Первоначальные пределы Русской Церкви и ее первая иерархия Глава II. Первые храмы в России и состояние богослужения Глава III. Первые училища в России и памятники духовного просвещения и учения Глава IV. Первоначальное церковное законоположение в России и преимущества русского духовенства Глава V. Первые монастыри в России и состояние веры и нравственности Глава VI. Первоначальное отношение Русской Церкви к другим Церквам и обществам христианским Отдел второй (том 2). Состояние Русской Церкви от митрополита Илариона до избрания митрополита Климента Смолятича (1051–1147) Глава I. Иерархия и паства Глава II. Киевопечерский монастырь и другие обители Глава III. Духовное просвещение, учение и письменность Глава IV. Состояние богослужения Глава V. Церковное управление и преимущества духовенства Глава VI. Состояние веры и нравственности Глава VII. Отношение Русской Церкви к другим Церквам и обществам религиозным Отдел третий (том 3). Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до начала второго периода, или до митрополита Кирилла II (1147–1240)

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

Ученики старца Паисия на Афоне, в Молдавии и в России Рост православного старчества в XVIII и XIX веках Об умной молитве Предисловие Старца Паисия Против хулителей умной молитвы Глава 1. О том, что умная молитва есть делание древних Святых Отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства Богоносные Отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это божественное делание Глава 5. О том, что такое эта Священная Иисусова Молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно вначале обучаться действованию умом в сердце этой божественной молитвы Оптина пустынь Предисловие Глава 1. Местоположение и внешний вид оптиной пустыни Глава 2. Внутренний уклад жизни в Оптиной Пустыни Глава 3. Прошлое Оптиной Пустыни, ее возобновление при Московском митрополите Платоне и устройство при ней скита Глава 4. Начало оптинского старчества: Иеросхимонах Лев Глава 5. Оптинский старец о. Иеросхимонах Макарий и его труды по изданию писаний старца Паисия Величковского Глава 6. Оптинский старец о. иеросхимонах Амвросий Глава 7. Старец о. Амвросий – устроитель женской Казанской Шамординской Пустыни Глава 8. Последние Оптинские Старцы Глава 9. Заключение О таинствах Святость Церкви Духовная жизнь в миру Из письма     Предисловие Молдавский старец архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии иеросхимонах Паисий Величковский занимает в истории православного монашества и православной Церкви особое место. В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, замечательная способность к устроению монашеского общежительного братства, умение привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать около себя большую школу православного духовного подвижничества и, наконец, большое литературное дарование, которое помогло ему совершить важное и необходимое дело – исправление старых переводов и новый перевод святоотеческой аскетической литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Содержание Введение Глава I. Время, в котором он «был потерян» Глава III. «Я стал учить вас тому, чему и сам еще не научился» Глава IV. «Арианский яд» Глава V. У истоков великого церковного раскола, или разногласия «между самими правоверными» Глава VI. «Превосходнейшему Августу Грациану и христианнейшему принцепсу Амвросий епископ» Глава VII. «Алтарь Христа не принимает Твоих даров, потому что Ты принес жертву алтарю идолов» Глава VIII. «Скорблю о тебе, любимейший сын мой Грациан; ты дал нам много доказательств своего благочестия» Глава X. «Вы просите у императора мира для своих богов, мы же испрашиваем у Христа мира для самих Императоров» Глава XII. «...Я не общался с епископами,...которые просили предать смерти неких людей, пусть и уклонившихся в сторону от веры...» Глава XIII. «Императору принадлежат дворцы, священнику – церкви» Глава XIV. «Ты привел меня к Нему без моего ведома, чтобы Он привел меня к тебе с моего ведома» Глава XV. «...в самых военных делах, думается, нужно обращать внимание на то, справедливы ли эти войны или нет» Глава XVI. «...он сложил с себя царские знаки отличия и публично в церкви оплакивал грех свой...» Глава XVII. «...небо придет на помощь твоему благочестию, которое спасет римскую империю от варварской дикости разбойников и от царствования недостойного узурпатора» Глава XVIII. «...с уходом из жизни такого человека, Италии будет угрожать гибель» Заключение Эпилог Амвросий Медиоланский – человек, политик, епископ     Книга кандидата исторических наук Казакова М. М. освещает одну из интереснейших и драматических эпох истории мировой цивилизации – христианизацию Римской империи в IV веке. В центре внимания автора находится личность отца церкви, выдающегося политика, епископа и писателя Амвросия Медиоланского , одной из ключевых фигур едва ли не всех бурных политических событий, происходивших на западе в последней четверти IV столетия. В книгу включено множество выдержек из произведений Амвросия и других позднеантичных авторов, значительная часть которых публикуется на русском языке впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Бычков В. В. Содержание Введение Часть первая. Христианские апологеты. II-III века Глава I. Основные тенденции развития позднеантичной культуры и эстетики 1. Перекресток культурных традиций 2. Попытка эллинистического синтеза Глава II. Культурология ранней патристики 1. Критика античной культуры Религия Этика Науки. Философия 2. Философско-богословская концепция ранней патристики Глава III. Религиозно-этическая доминанта художественной культуры 1. Концепция человека 2. Эстетика отрицания Изобразительные искусства Словесные искусства Зрелища 3. Предпосылки новой теории искусства Глава IV. Новая эстетическая проблематика 1. Творение как творчество 2. Прекрасное 3. Образ Глава V. Эстетическое в первой системе христианского вероучения 1. Неформализуемый гносис 2. Эстетика космического бытия Часть вторая. Эстетика блаженного Августина вводные замечания Вводные замечания Глава I. Жизнь как зеркало истории Глава II. Два града Глава III. Не ratio единым Глава IV. Порядок Глава V. Ритм Глава VI. Красота и прекрасное Глава VII. Творчество Глава VIII. Искусство Глава IX. Знак Глава X. Восприятие эстетического Заключение Список сокращений Указатель произведений отцов церкви Августин Аристид Арнобий Афинагор Гермий Философ Дионисий Александрийский Ерм Ипполит Римский Ириней Лионский Киприан Климент Александрийский Лактанций Минуций Феликс Ориген Татиан Сириец Тертуллиан Феофил Антиохийский Иустин Философ Псевдо-Иустин Zusammenfassung Summary RÉSUMÉ     Введение AESTHETICA PATRUM, эстетика Отцов Церкви – кому-то это словосочетание может показаться неожиданным, а кому-то даже и модернизаторским... Публика, интересующаяся духовной культурой, важной составной частью которой и является эстетика, хорошо знает, что существует античная эстетика, средневековая эстетика (западноевропейская, византийская, русская и т. п.), эстетика Возрождения и, само собой разумеется, разнообразные эстетические учения Нового и Новейшего времени по наш век включительно. Изучению этих этапов истории эстетики посвящены многочисленные научные труды 1 . Однако среди них и по сей день нет специального исследования по эстетике Отцов Церкви, хотя вскользь иногда и упоминается об эстетических суждениях отдельных представителей патристики. Как правило, с них начинается разговор о средневековой европейской эстетике 2 . Больше всего в этом плане повезло Блаженному Августину . Его эстетическим взглядам посвящен ряд специальных работ, на которых мы остановимся подробнее во второй части книги. Что касается других Отцов Церкви, историки эстетики упоминают лишь имена «великих каппадокийцев» ( Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского ), безымянного автора «Ареопагитик» да иногда еще Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/es...

Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина Содержание Информация о первоисточнике От издательства Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава X Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Приложения I. Несколько слов, относящихся к историческому обзору Троекуровского Иларионовского женского монастыря.      Настоятельство и состояние обители Святые храмы с их достопримечательностями Крестные ходы II. Письма старца Илариона Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru). От издательства «Жизнеописание в Бозе почившего Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина, основателя Богородичного Иларионовского Троекуровского женского монастыря» впервые увидело свет в 1888 году[ 1]: оно было издано «Обществом распространения полезных книг». В предисловии подчеркивалось, что жизнеописание было составлено на основании достоверных данных, по свидетельствам людей, близко знавших Троекуровского затворника, окормлявшихся у него, хотя факты его биографии к моменту издания уже невозможно было распределить в строго хронологическом порядке: «…имелось в виду главным образом сколько возможно вернее охарактеризовать описываемого угодника Божия и показать высоту его подвигов, чрез которые он соделался и Богу любезен, и людям полезен». Жизнеописание старца напоминает нам жития древних подвижников - его подвиги, казалось бы, превышали меру обычных человеческих сил: отшельничество ради непрестанной молитвы, жизнь в пещерах, крайне скудная пища, одна и та же простая холщовая одежда зимой и летом… Между тем преподобный Иларион жил в России - и жил относительно недавно (он отошел ко Господу в 1853 году). И плоды его жизни по Богу так же, как и в житиях древних пустынников, были явлены совершенно отчетливо: любовь и стремление к нему тысяч верующих людей, мудрость, проницательность, мирное и любвеобильное душевное устроение самого старца, исцеления им безнадежно больных - как при жизни, так и после смерти подвижника по молитвам к нему. Необходимо добавить, что в течение всей жизни, с самых юных лет, преподобный Иларион терпел поношение и клевету от недоброжелателей, но всегда переносил все гонения со смирением и молитвой за тех, кто его преследовал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2352...

Содержание Тропарь, глас 4 Молитва Вступительная статья Глава I. О пьянстве Предисловие О буйном веселье на святках и маслянице О суеверии О божбе Указание той добродетели, от которой легко человек делается счастливым Глава II. Три слова О благодушии О гневе и брани О спасительной скорби Стихотворения (Из псалма 4) (Из псалма 17) (Из псалма 85) (Из псалма 101) (Псалом 114) (Из псалмов 140 и 141) (Из псалма 142) Важность молитвы Сила молитвы Учение о молитве Без упования и терпения спасение невозможно Молитвенный взгляд на дела Господни Глава III. Беседы о служении Богу в праздничные дни Предисловие О соблюдении праздников О хождении в церковь О молитве церковной О стоянии в церкви О Божественной литургии О таинстве причащения Заключение Глава IV. Начало премудрости Чего нам должно искать Сыны противления Не враги ли мы Богу Средство примирения с Богом К друзьям и братьям во Христе Глава V. Об ожидании смерти Вместо предисловия Ожидание смерти Надгробные песнопения При исходе души При прощании с умершим Утешение сетующих об умершем Ожидание жизни будущего века Воспоминание жизни вечной Глава VI. Молва мира сего и безмолвие Житейское попечение Безмолвие Прелесть Глава VII. О Божьем слове Побуждение Слово Божие – жизнь души Слово Божие – свет души Из песнопений древнего Сиона Божие слово Глава VIII. О Божьем мире Вступление Первые дни мира Рассматривание Божьих дел Боговидение Заключение Глава IX. Кончина мира Страшный суд Вечность Заключение Глава X. Как юноше содержать в чистоте путь свой Достоинство девства Хранение девства Избавление от зла Заключение Глава XI. Забытая заповедь Отстранение от мира Глава XII. Поучительное размышление Молитвенное воззвание причастника Христовых тайн. Исповедание веры и чувств пред Богом Рассмотрение – есть ли в нас вера и страх Божий Поучение пред принятием Святых тайн Изъявление чувств по причащении Хранение по причащении Глава XIII. Молчать и не осуждать – труда нет, а пользы много О неосуждении О молчании Глава XIV. Вот еще что делает дух сопротивный Богохульные мысли Глава XV.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Приказ по Кубанской области и Черноморской губернии от 25 сент. 1915 гг. Екатеринодар, 6. Явление старца схимонаха Илариона по его кончине ученице его Разные сведения и версии о старце схимонахе Иларионе, авторе книги «На горах Кавказа» Из рассказа монахини Руфины, бывшей ученицы о. Илариона, казначеи Тебердинского монастыря О чудесах (продолжение рассказа матушки Руфины) Глава 16. Об Имени Божием. Святой мученик Иустин Философ 1. Имя Иисус есть предвечное Имя Сына Божия II. Uмя Иисуса Христа есть Божественная сила III. Uмя Иисусово было и проповедью Апостольской IV. Именем Иисуса Христа освящаются Таинства и зиждется Церковь V. Религиозно-нравственные истины суть Глаголы Слова VI. Пророческие тексты, которые святой Иустин привёл в беседе с евреем Трифоном в доказательство Божества Господа Иисуса и Имени Его – «Иисус» Глава 17. Переписка с отшельником Иларионом, автором книги «На горах Кавказа» Ответ редактора Глава 18. Записка священника Павла Флоренского с проектом текста для нового Синодального послания Глава 19. Письмо Государю Императору по поводу Афонского дела Часть II. Материалы и публикации по вопросам имяславия (1917–1929 гг.) Глава 1. Имяборческая пропаганда Отдавай убо всякое почтение Имени Божию как Самому Богу Глава 2. Обращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора 1917–1918 гг. Глава 3. Об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня Глава 4. Открытое письмо Михаила Александровича Новосёлова к А.Г. К. (впоследствии новомученика Российского, епископа Марка). Глава 5. Письмо к Н.М. Соловьёву. (Вл. Симанский) Глава 6. Об Имени Божием Глава 7. Обращение Московских профессоров, богословов, философов, писателей к Архипастырям Российской Православной Церкви по поводу Послания Синода об Имени Божием от 18 мая 1913 года Глава 8. Копия Послания Восточных патриархов, 1922 года Глава 9. Имяславие как философская предпосылка Глава 10. Из дополнений к «Диалектике мифа». А.Ф. Лосев Глава 11.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Методы выкорчевывания и разгрома Потерянный писатель А. И. Герцен. 1812–1870 Неизбежна ли революция в России? Где выход? Страшные дни Война и мир Как Сталин видит историю России? Возвращенцы и активисты Октябрьская легенда Тяга в Россию Советский павильон После выборов Певец империи и свободы После Оксфорда Новый год О Свободе валютных операций Московский процесс Что происходит в России? Pro расе Кладбище иллюзий Наш позор О Мазепе Канонизация святого Владимира Антонин Ладинский. «Голубь над Понтом» Круг Эсхатология и культура Искания младороссов От редакции К смерти или к славе? Заветы первохристианства «Православное дело» 1, 1939. Предисловие Торопитесь! Тушинские воры Барселона и Россия Над гробом Пия XI Дружеский ответ Политика изоляции и национальная политика Демократия и СССР Фетида Памяти В. Ф. Ходасевича Польша и мы Война и национальная проблема Гегемония и федерация Федерация и Россия Федерация и политический строй Доколе! После финляндской «победы» Сталина Опоздавшие Петр Великий Приложения О гении Русская культура Церковь Наука в России Содержание 8-го тома Введение Глава 1. Борис и Глеб – святые страстотерпцы Глава 2. Преподобный Феодосий Печерский Глава 3. Святые Киево-Печерского патерика Глава 4. Преподобный Авраамий Смоленский Глава 5. Святые князья Глава 6. Святители Глава 7. Святитель Стефан Пермский Глава 8. Преподобный Сергий Радонежский Глава 9. Северная Фиваида Глава 10. Преподобный Нил Сорский Глава 11. Преподобный Иосиф Волоцкий Глава 12. Трагедия древнерусской святости Глава 13. Юродивые Глава 14. Святые миряне и жены Глава 15. Легендарные мотивы в русских житиях Содержание 9-го тома Новое на старую тему О парижской поэзии Новое отечество Загадки России Как бороться с фашизмом? Ирина Кнорринг Неслыханное SOS Рождение свободы Nicolai Gogol by Vladimir Nabokov О. Сергий Булгаков Россия и свобода Запад и СССР С Востока тьма О любви к отечеству Ответ Н. А. Бердяеву Между двух войн Третий час Судьба империй Просветы в тьму И. И. Фондаминский в эмиграции

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010