1 . Егда убо разуме Иисус, яко услышаша фарисее, яко Иисус множайшыя ученики творит и крещает неже Иоанн: 2 . Иисус же сам не крещаше, но ученицы его: 3 . Остави Иудею и иде паки в Галилею. «Егда убо разуме Иисус». По поводу этого выражения необходимо сделать два замечания. Первое из них – то, что в некоторых греческих списках вместо «Иисус» стоит слово Κριος, т. е. Господь 374 . Но между тем мы отстаиваем наше чтение «Иисус» вследствие того, что оно вполне соответствует духу Евангелия и той фразы, которую мы рассматриваем. С этим связуется и второе замечание о слове «разуме». В своде, сделанном нами выше о Сыне человеческом учения некоторых из высочайших отцов и учителей церкви мы видели, что в особенности св. Афанасий Великий настаивает на догмате, что Господь Иисус был и Бог и полный человек: «к коему присовокупи Божество», как выражается Григорий Богослов . На этом именно основании св. Афанасий Великий 375 требует, чтобы при чтении Евангелия обращалось внимание на то, что говорится о Господе по человечеству и что по Божеству. Так например, когда Господь глаголет, что «о дне же том и часе никто не знает... ни Сын, а только Отец» ( Мк. 13:32 ), то сие глаголет Господь по человечеству, яко человек, а не яко Бог . И здесь также в слове разуме надо видеть указание, что Господь Иисус Христос, волею Своею оставаясь в пределах человечества, человеческим умом уразумел и уведал о злобном к Нему отношении фарисеев, и таково же было впечатление этого ведения на умы учеников, ибо, как замечает св. Афанасий Великий : – «Осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Святой... ибо и по воскресении «они усумнишася» 376 . Имея это в виду, мы полагаем, что св. Евангелист Иоанн Богослов именно начертал фразу «уразуме Иисус», желая тем дать понять, что хотя Господу по Божеству все было известно, но здесь говорится о том образе человеческом, в котором Господу угодно было проявиться людям. Мы выше по поводу ст. 22-го 3 гл. и след. указывали на значение крещения Иоаннова и крещения, коим крестили ученики Господа. Это было крещение покаяния, символистический приуготовительный акт к воспринятию великого дара Божия крещения водою и духом, который даруется верным лишь после искупления человечества смертию Господа и воскресением 377 . Напомним еще, что Израилю повелено было омыться и очиститься перед торжественным объявлением закона на Синае ( Исх. 19:10–14 ). И омовение, предписанное обрядовым законом для очищения от всякой скверны ( Лев. 14:1 ; 15и сл.), должно было предшествовать воспринятию снова в общину народа Божия, временно исключенного из нее. Еще ближе напоминает крещение Иоанново омовение Аарона и сынов его пред посвящением их во священники Бога Вышнего ( Исх. 29:4 ; Лев. 8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иисус Христос есть Основатель и Глава Православной церкви. Иисус Христос в то же время, как, после Своего крещения и молитвенного подвига в пустыне, стал проповедовать о царствии небесном, собирал около Себя учеников, призывая их к последованию за Собою. Из них сперва избрал двенадцать, которых назвал апостолами, да будут с Ним и да посылает их проповедати ( Мк. 3:14 ); после избрал еще семьдесят учеников и также послал их на проповедь, напутствовав даром чудотворений ( Мф. 10:8 ; Лк. 10:1–9 ). Иисус Христос дал обетование, что церковь Его непоколебимо будет существовать до скончания мира: созижду церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей ( Мф. 18:16 ). Обещал ниспослать от Отца Всесвятого Духа, дабы Он всегда пребывал в церкви: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век ( Ин. 14:16 ). Предсказал, что в церковь Его войдут и язычники ( Ин. 10:16 ), и послал апостолов проповедать Евангелие и распространять церковь Его по всем странам мира. Он, как глава церкви земной и небесной, пред вознесением Своим на небо говорил апостолам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф. 18:18, 19 ), и в то же время, как Господь и Глава Своей церкви, обещал Сам всегда пребывать в ней, говоря: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (ст. 19). И апостолы, как верные слуги Христовы и строители таин Божиих ( 1Кор. 4:1 ), по сошествии на них Святого Духа, пошли, как повествует евангелист, и проповедали везде, при содействии Господнем и подкреплении слова последующими знамениями ( Мк. 16:20 ). Как Иисус Христос основал на земле Свою церковь , так Он пребывает и будет пребывать в ней до скончания мира основанием и Главою Своей церкви. Основания бо иного никто же может положити, учит апостол, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:11 ). Бог Отец вся покори, под нозе Его, и Того даде главу выше всех церкви, яже есть тело Его ( Еф. 1:22, 23 ). Также, изображая Божественное величие Иисуса Христа, апостол говорит: Той есть прежде всех, и всяческая в Нем состоятся; и Той есть Глава телу церкве, иже есть начаток, перворожден из мертвых, яко да будет во всех Той первенствуя ( Кол. 1:17, 18 ). 4) Кто члены церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Посему и вам надлежит согласоваться с мыслью епископа, что вы и делаете. И ваше знаменитое достойное Бога, пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре. Оттого вашим единомыслием и согласною любовью прославляется Иисус Христос . Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы, согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы он услышал вас, и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть и в союзе с Богом. Глава 5. Важность единения церковного В самом деле, если я в короткое время возымел такое дружество с вашим епископом, – не человеческое 13 , а духовное, то сколько, думаю, блаженные вы, которые соединены с ним так же, как Церковь с Иисусом Христом, и как Иисус Христос с Отцом, дабы все было согласно чрез единение. Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божьего. Если молитва двоих 14 имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви? Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: «Бог гордым противится» 15 . Постараемся же не противиться епископу, чтобы нам быть покорными Богу. Глава 6. Смотрите на епископа как на Самого Христа И чем более кто видит епископа молчащим 16 , тем более должен бояться его. Ибо всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как самого пославшего 17 . Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть, как на самого Господа. Впрочем сам Онисим чрезвычайно хвалит ваше благочинное о Боге поведение, что все вы живете сообразно с истиною, что среди вас нет никакой ереси, но что вы и не слушаете никого, кроме Иисуса Христа, проповедующего истину. Глава 7. Бегите от еретиков. Един есть врач Иисус Христос – Богочеловек Некоторые имеют обычай коварно носить имя Христово, между тем делают дела, недостойные Бога. От них вы должны убегать, как от диких зверей; ибо это бешенные псы, исподтишка кусающие. Вам должно остерегаться от них, ибо они страдают неудобоисцелимым недугом. Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный 18 , Бог во плоти, в смерти истинная жизнь 19 , от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос. Глава 8. Вы велики и духовны

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Основав на земле Свою церковь , Христос дал всем Своим апостолам одинаковую власть в ней 675 , удержав Себе главенство над церковью и называя Себя Самого главою пастырей и единым верховным пастырем 676 . Когда между Его апостолами возник вопрос, кому из них быть первым, Он выразил торжественное осуждение даже самого помысла об этом 677 и сказал им, что Он единственная глава Своего благодатного царства, церкви Своей 678 , что Он пребудет с ними только в том случае, если все они будут в единении и будут действовать в церкви во взаимном согласии и с одинаковою властью между собою 679 . И как между апостолами не было и не могло быть первенства власти одного по отношению к другим 680 , так нет и не может быть такого первенства и между преемниками апостольскими, епископами, и все они имеют одинаковую власть и достоинство, какую бы кафедру ни занимал тот или другой из них 681 . Церковь есть царство духовное, и потому в ней не может быть духовного главы, которому принадлежала бы полная царская власть и следовательно видимое управление должно быть разделено между духовными правителями в различных местах христианского мира 682 . «Муж есть глава жены, якоже и Христос глава церкве», читаем в Св. Писании 683 и еще: «и вся покори под нозе его и того даде главу выше всех церкви, яже есть тело его, исполнение исполняющего всяческая во всех» 684 ; " Той есть глава телу церкве, иже есть начаток, перворожден из мертвых, яко да будет во всех той первенствуя». 685 . Деяния апостольские дают нам самое ясное подтверждение этого 686 , а ап. Павел, по поводу старания получить первенство в церкви, порицает подобные стремления самым строгим образом 687 . Отцы церкви последующих веков подтверждают то же самое 688 . Ныне православная церковь исповедует это учение так: «един Христос есть глава церкве, по учению апостола ( Еф. 5:23 . Кол. 1:18 ). Понеже убо глаголются и в церквех предстательствующии тех архиерее, яко тии суть местоблюстителе Христовы, в своей того кийждо епархии и главы частные по писанию ( Деян. 20:28 ); а начальник пастырский есть сам Иисус Христос, как говорит о том апостол Петр ( 1Пет. 5:4 )» 689 . «Так как человек подвержен смерти и не может быть вечным главою церкви, то Господь наш Иисус Христос Сам, как глава, держа кормило церковного управления, посредством святых отцов управляет им. Ради этого Дух Святой в поместных церквах, законно основанных и состоящих из истинно к ним принадлежащих членов, поставил епископов, предстоятелей, пастырей, вождей и начальников, получивших свое достоинство не путем неправды, но законно, показывая в этих пастырях образ Того, Который был узником и который совершил наше спасение, чтобы все верные под одинаковым управлением стали участниками дела спасения» 690 . § 50. Свойства церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Однако Петр выделен не только из числа двенадцати, но также из группы троих. Во всех трех синоптических Евангелиях содержится рассказ о том, как Петр исповедал Иисуса Христом: И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос ( Мк. 8:27–29 ). По версии Луки, Петр ответил: За Христа ( Лк. 9:20 ). Матфей приводит наиболее полную версию ответа Петра: Ты – Христос, Сын Бога живаго ( Мф. 16:16 ). Почему только Петр отвечает Иисусу? Потому ли, что он реагировал быстрее, чем другие? Или потому, что он отвечал от имени всех? Или же тогда он был единственным учеником, оказавшимся способным твердо признать в Иисусе Христа? Повествования Марка и Луки не дают ответа. У Матфея же мы находим продолжение истории. Согласно Матфею, после того как Петр исповедал Иисуса Христом, Иисус выделяет его из среды учеников и отвечает уже не всем, а ему: Блажен ты, Симон, сын Ионии, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ала не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16:17–19 ). Этот рассказ можно интерпретировать в том смысле, что Иисус дает Петру новое имя в ответ на его исповедание. Но если учитывать, что, согласно Марку и Иоанну, перемена имени состоялась ранее, рассказ Матфея можно интерпретировать как напоминание Петру об этой перемене: сначала Иисус называет его прежним именем (Симон, сын Ионин), а потом новым (Петр). Приведенный рассказ – одно из двух мест во всем корпусе Четвероевангелия, где использовано слово « Церковь » (другое место – Мф. 18:17 ). В дальнейшем, начиная с Деяний и апостольских посланий, это слово (греч. κκλησα) превратится в основное обозначение общины последователей Иисуса как во вселенском масштабе, так и на местном уровне и даже на уровне одной семьи. То, что обетование Иисуса об основании Церкви связано с исповеданием Петра и что Петр объявляется камнем, на котором Церковь будет создана, придает этому апостолу особую значимость, несопоставимую с значением других апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

г) Иисус Христос учил, что Живот Вечный получат оставляющие или отвергающие все, что препятствует им прилепляться к Нему всем сердцем. Ибо так Он сказал Своим ученикам: всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада (без сомнения, в том только случае, если они отвлекают его от Христа и христианской жизни), или села, имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит ( Мф. 19, 29 ). д) Иисус Христос признавал, что Живот Вечный получат все верующие в Него, которые внимательно слушают Его слово и следуют Ему в жизни. Ибо так Он сказал: овцы Мои гласа Моего слушают, и по Мне грядут: и Аз живот вечный дам им (ср.: Ин. 10, 27–28 ). е) Иисус Христос учил, что Живот Вечный получат все достойно причащающиеся Его Святых Тела и Крови. Ибо так Он сказал: Аз есм хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снест от хлеба сего, жив будет во веки... ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имат живот вечный (ср.: Ин. 6, 51, 54 ). ж) Иисус Христос возвещал еще в Завете Ветхом через святого пророка, что Жизнь Вечную получат приносящие истинное покаяние. Ибо так сказано: беззаконник аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди Моя, и сотворит суд и правду и милость, жизнью поживет, и не умрет (ср.: Иез. 18, 21 ). з) Наконец, и святой апостол Павел объявляет, что Живот Вечный получат люди, делающие в жизни добрые дела: Бог воздаст коемуждо по делом его: овым убо по терпению дела благаго, славы и чести и нетления ищущим, живот вечный ( Рим. 2, 6–7 ). и) Вечную Жизнь могут наследовать только те, которые живут в ограде Православной Церкви, как верные и послушные ее чада. Так как Иисус Христос, по изречению святого апостола Павла, есть Глава Церкви и Той есть Спаситель тела: то, дабы иметь участие в Его спасении, необходимо нужно быть членом Его тела, т. е. Кафолической Церкви. Помните, братия, что без послушания Святой Православной Церкви, без тесного союза с ней нельзя спастись, хотя бы кто и кровь свою пролил за Иисуса Христа. Помните грозные слова Спасителя: аще же и Церковь преслушает (брат твой), буди тебе яко же язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). Берегитесь посему лжеучителей, желающих отторгнуть вас от послушания Святой Церкви!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

а) св. Василий Великий : «В ней (в церкви) содержит и сочетавает каждый член в единомыслии с другим единая и истинно единственная глава, которая есть Христос» (в Тв. св. отц. IX, 12). б) св. Григорий Богослов : «Один Христос – одна глава церкви» (в Тв. св. отц. III, 220). в) блаж. Феодорит: «Христос Господь занимает место главы, а верующие в Него – место тела» (In. Ephes. сар. I. и. 23) и другие 210 .   210 Примеч. Церковь римско-католическая отступила от истины в учении о единой главе церкви Христовой. Она учит, что будто папа – есть видимая глава всей церкви, что он наместник Христа, князь над епископами и над самыми царями. Притязания римских епископов на главенство церкви начались еще с конца второго века, и продолжались во все последующие века, а в 1870 году, к удивлению всего христианского мира, на Римском соборе утверждено, как догмат, учение о непогрешимости папы. В основание превратного учения о главенстве папы, римская церковь утверждает, будто бы апостол Петр был по воле Спасителя, князем над апостолами, наместником Христа на земле, и главою церкви, что будто бы эти преимущества и права свои апостол Петр передал своим преемникам – римским епископам. В подтверждение своих мыслей римско-католическая церковь превратно толкует слова Христа Спасителя апостолу Петру: ты еси Петр, камень, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи царства небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех ( Mф. XXI, 18, 19 ). Здесь под камнем разумеется не сан ап. Петр, а твердое исповедание им веры во Христа. Под ключами царства небесного, разумеется власть разрешать, или не разрешать грехи кающихся, и чрез это допускать или не допускать их в царство небесное, каковую власть Иисус Христос предоставил не только ап. Петру, но и всем апостолам. Так, после Своего воскресения, Он сказал им: приимите Дух Свят: им же отпустите грехи, отпустятся им, к им же держите, держатся ( Иоан. ХХ, 22, 23 ). Сам ап. Петр называет себя сопастырем всех других пастырей церкви, и заповедует им не господствовать над наследием Божиим ( 1Nemp. V, 1 – 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Апостолы точно также указывали одну Церковь Христову ( Еф.1:22 ) и выставляли основания для единства. Апостол Павел говорит: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор.3:11 ). В этих словах апостол имеет в виду Церковь , которую выше он сравнивал со зданием Божиим ( 1Кор.3:9,10 ). Основанием этого здания, по апостолу, служит Иисус Христос , и другого основания, помимо Иисуса Христа, не может быть. Вместе с тем, в слове Божием Церковь называется также «телом» Иисуса Христа ( Еф.1:22,23 ). Поэтому, если применить эти слова апостола Павла к Церкви, как к телу Христову, то в них мы усмотрим ясное свидетельство о том, что Иисус Христос есть единая Глава единой Церкви, и что другой главы у нее не может быть. В этих словах выражается как бы следующее: «Для Церкви никто не может быть другою главою, кроме существующей, которая есть Иисус Христос». Эта же истина ясно видна и из следующего простого соображения. Церковь, по ясному учению Спасителя, должна пребывать вечно «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Но можно ли ей иметь вечное существование в том случае, если бы она не имела вечной главы? Очевидно, нет. Вечность Церкви необходимо предполагает и вечную Главу. А такою главою не может быть никто иной, кроме одного Иисуса Христа, «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин.5:26 ). Церковь одна, поучал апостол Павел, поскольку одно духовное тело Христово, одна ГлаваХристос, один Дух, одушевляющий сие тело, одна цель, одна вера, одни таинства: «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение; один Бог и Отец всех» ( Еф.4:4–6 ; 1Кор.10:17 ). Это единство Церкви апостолом понимается, первее всего, не – как единство численное, а как единство всех в существе: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны... стараясь сохранять единство духа в союзе мира; одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» ( Еф.4:1–4 ). Идеал сего единения: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Сведение о том, что вышедший том входит в серию пяти других, помещено на титульном листе; следующие тома, как сообщается в предисловии, посвящены Нагорной проповеди, чудесам, притчам, собственному материалу евангелия от Иоанна и Страстной неделе (с. 12). По мере осуществления этого обширного начинания отечественная культура приобретет, безусловно, полезную антологию, значение которой будет приблизительно таково, каким обладала в начале XX в. так называемая Библия Лопухина. Это обстоятельство следует принять во внимание, чтобы правильно оценить уже представленный материал, который разнообразен и богат. Что касается первого тома, то его содержание таково. Первая глава целиком посвящена вопросу об «историческом Иисусе» (с. 13–80), за нею следует обзор источников (с. 81–240). Кроме канонического состава новозаветного текста во внимание принимаются апокрифы, высказываются соображения о роли устной традиции, представлен обзор текстологических проблем. За этим источниковедческим разделом следует обзор тех вопросов, знание которых является необходимым условием для большого разговора о Иисусе Христе и его миссии. Глава «Сын человеческий» (с. 241–364) посвящена двум «Евангелиям детства», т. е. предисловиям Матфея и Луки о рождении и детстве Иисуса.  Глава «Сын Божий» (с. 365–470) говорит о богословских предпосылках миссии Иисуса, ее соотношении с традицией Иоанна Предтечи. Глава «Пророк из Назарета» (с. 473–510) характеризует пророческую традицию Израиля. Глава «Иисус и ученики» (с. 511– 631) дает обзор начала общественной деятельности Иисуса, призвания первых учеников, исторической роли в эпоху становления церкви 12 и 70 учеников. Следующая глава посвящена противникам Иисуса, т. е. фарисеям и книжникам, характеру того общественного конфликта, который порожден сменой религиозной парадигмы. Последняя, восьмая глава озаглавлена «Иисус: образжизни, черты характера» (с. 663–725). В ней кроме человеческих черт Иисуса сделан очень информативный обзор некоторых бытовых особенностей жизни в Палестине в ту эпоху: средств передвижения, образа питания, языковой ситуации.

http://bogoslov.ru/article/5399001

Господь обещает, что даст все, о чем мы попросим во имя Его, а после этого прибавляет: если любите Меня, соблюдите мои заповеди ( Ин. 14, 15 ). Как раз молитва именем Иисуса Христа дает возможность и возлюбить Господа, и с помощью этой Божественной любви, которая даруется свыше, соблюсти Его заповеди. И я умолю Отца, и даст вам другого утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет ( Ин. 14, 16–17 ). Итак, приобрести истинную любовь, соблюсти заповеди Божии и стяжать иного Утешителя, то есть благодать Святого Духа, действующую в нашей душе, в нашем сердце, мы можем именно через призывание имени Господа в Иисусовой молитве. Далее Господь говорит: Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин. 14, 18–21 ). Из истории церкви мы знаем, что после вознесения на небо, Господь Иисус Христос являлся во плоти Своим ученикам весьма редко: апостолу Павлу, немногим другим угодникам Божиим, которых были единицы. Казалось бы, в таком случае можно прийти к выводу, будто это обетование Спасителя преувеличено. И это Его высказывание у человека духовно неопытного или не знакомого с учением святых отцов о внутренней жизни может вызвать недоумение. Действительно, у одного из учеников Господа, которые в то время еще не были просвещены полнотой действия Святого Духа, возник точно такой же вопрос, какой может возникнуть и у нас: Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? ( Ин. 14, 22 ). И тогда Спаситель высказывается уже более ясно: Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин. 14, 23 ). Как это понимать? Конечно же, эта обитель будет не в жилище человека, а внутри него самого. если Господь Иисус Христос явился миру облеченным в человеческое естество, так что с ним можно было общаться, как с любым другим человеком, то Отец подобным образом никогда не являлся и явиться не может. Сам Господь Иисус Христос называет Его сущим в тайне: Отец мой, сущий в тайне… подаст вам явно (см. Мф. 6, 18 ). таким образом, это явление будет внутренним. Небесный Отец откроется нам в нашей душе, в нашем сердце, откроется так, что для нас будет очевидно: Отец и Сын – это одно, Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий и Бог , Он единосущен Отцу. Тогда нам станут ясны слова о том, что Господь во Отце и мы в нем, а Он в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010