(Сер. XII в.- 19.06.1176, Владимир-на-Клязьме), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176). Десятый сын Киевского и Ростово-Суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого. Основные сведения о его биографии сохранились в летописных памятниках XIV-XVII вв. При крещении М. Ю. получил имя, которое было характерно для потомков Киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича . Оно устанавливается благодаря данным синодиков (РГБ. Ф. 304/III. 25. Л. 9). По-видимому, в раннем детстве вместе с родителями проживал в Суздале, а между 20 марта 1155 и после 15 мая 1157 г.- преимущественно в Киеве. Между осенью 1155 и 15 мая 1157 г., согласно распоряжению отца, рожденные во 2-м браке его младшие дети - М. Ю. и вел. кн. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо после смерти князя должны были получить в управление Суздальское княжество. Вместо этого летом 1157 г. военно-служилая знать Сев.-Вост. Руси присягнула старшему брату М. Ю. вел. кн. св. Андрею Юрьевичу Боголюбскому . В 1161 г. последний изгнал c Суздальской земли некоторых своих младших братьев, включая М. Ю., мачеху и ряд представителей старшей дружины отца (ПСРЛ. Т. 25. С. 72). Вместе они были вынуждены покинуть Русь и переехать в Византию, где старшие братья М. Ю. князья Мстислав (Феодор) и Василько (Василий) Юрьевичи, будучи родственниками имп. Мануила I Комнина , получили во владение ряд городов и земель в Н. Подунавье. Однако в отличие от кн. Всеволода Юрьевича М. Ю. не упоминался в источниках в перечне рус. князей-эмигрантов ( Бибиков М. В. Визант. историк Иоанн Киннам о Руси и народах Вост. Европы: Тексты, пер., коммент. М., 1997. С. 56, 67, 139. Примеч. 242; Он же. Byzantinorossica: Свод визант. свидетельств о Руси. М., 2009. Т. 2. С. 479-481; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520-521). Поэтому можно предполагать, что М. Ю. остался в Юж. Руси и проживал при дворе своего старшего брата переяславского кн. Глеба Юрьевича. В марте 1168 г. они участвовали в крупном военном походе под командованием Киевского кн. Мстислава Изяславича против половцев на левобережье Днепра (вплоть до р. Оскол), к-рый окончился победой русских князей. Вскоре после нового общего сбора в Киеве они отправились к границе со степью, чтобы здесь встретить купцов, шедших на Русь по Греческому и Залозному путям. По-видимому, следствием этих действий стал переход М. Ю. на службу к кн. Мстиславу Изяславичу. От правителя Киева он мог получить в держание одну из волостей в Поросье, где до лета 1167 г. правил кн. Владимир (Димитрий) Мстиславич Матешич.

http://pravenc.ru/text/2563752.html

По назначению Князя Георгия Владимировича Суздаль и Ростов принадлежали его сыновьям, но Андрей, следуя задуманной им цели, удалил своих братьев из их уделов. В 1169 году Киев был взят Мстиславом, сыном Князя Андрея Боголюбского, и таким образом древнее Великокняжество навсегда утратило свое значение. Владетельные Киевские Князья зависели уже от Андрея, который с того времени стал самодержавным владыкой всей тогдашней России, а город Владимир, новый и еще небогатый в сравнении с древней столицей, сделался престольным городом. Вслед за Киевом и Новгород, управлявшийся, – по выражению летописи, – «на всей воле своей», подчинился Князю Андрею. Из внешних действий Великого Князя Андрея особенно замечательна война его против Волжских Болгар, сильных и богатых, бывших тогда наших соседей с юго-восточной стороны. Оскорбленный частыми их набегами, Князь Андрей пригласил с собой Муромского Князя Юрия Ярославича и выступил против них в 1164 году. Перед походом, по своему благочестивому обычаю, Великий Князь Андрей приобщился Святых Таин и взял с собой Греческую чудотворную икону Богоматери и Крест, которые, по повелению Князя, носились пред войском, а священники были в священных одеждах. Князь Андрей одержал победу над неприятелями: взял несколько городов и в том числе Болгарскую столицу Бряхимов. Возвратясь на место битвы, где оставались чудотворная икона и Животворящий Крест, Князь был поражен дивным видением: огненные лучи, исходя от иконы Богоматери, покрывали все ополчение; Князь пал на землю и молился со слезами пред Святым Крестом и чудотворною иконою, принося благодарственные молитвы за дарованную ему победу. Прибыв в свою столицу, Князь Андрей вскоре получил известие из Греции, что и там Сарацины были побеждены и рассеяны в одно и то же время Императором Мануилом, при таком же чудном исхождении огненных лучей от иконы Спасителя. Вследствие этого Великий Князь Андрей и Император Мануил, по взаимному сношению между собою и по благословению всего священного собора, установили в память такого чудесного события празднество в день 1-го Августа, которое и поныне совершается Святой церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ правосл. епархия, существовавшая с сер. XII до нач. XV в. на галицко-волынских землях (в XIV в. с перерывами митрополия). Сер. XII-XIII в. Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Галиче. Сер. XII в. План Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Галиче. Сер. XII в. План Впервые епархия с центром в г. Галиче на верхнем Днестре упоминается в Киевской летописи под 1156/57 г. в связи с поставлением на Галицкую кафедру еп. Космы. Это известие не сохранилось в той редакции Киевского летописного свода 1198 г., к-рая дошла в составе Ипатьевской летописи, но оно донесено Московским великокняжеским сводом 1479 г. Не доверять ему нет оснований, т. к. еп. Косма чуть позже, под 1165 г., назван и в Ипатьевской летописи как глава посольства в К-поль, отправленного галицким кн. Ярославом Владимировичем Осмомыслом. Точное время открытия Г. е. неизвестно. В списке рус. епархий, составленном примерно в 60-х гг. XII в., при имп. Мануиле I Комнине , Г. е. (греч. Γαλτσα) значится на последнем, 11-м, месте, после Смоленской епархии , учрежденной в 1136 г. По одной этой причине нельзя согласиться с догадками об основании Г. е. в кон. X или 1-й пол. XI в., при киевских князьях равноап. Владимире (Василии) Святославиче или Ярославе (Георгии) Владимировиче Мудром ( Макарий. История РЦ). В пределах 1136-1156 гг. датировку можно уточнить путем умозаключений. Возникновение Г. е. нельзя относить ко времени ранее 40-х гг. XII в., когда Галич становится столицей обширного и сильного княжества в результате объединения кн. Владимирком Володаревичем Перемышльской, Звенигородской и Теребовльско-Галицкой волостей, т. е. всех земель своих ближайших родственников Ростиславичей (потомков Ростислава, сына блгв. кн. новгородского Владимира Ярославича и старшего внука Ярослава Мудрого). До этого времени Галич входил в состав сравнительно небольших владений кн. Иоанна Васильковича, сына блгв. кн. теребовльского Василия Ростиславича . Следов., в расчет могут приниматься только 2 возможности. Во-первых, между 1141 и 1144 гг., когда Владимирко Галицкий выступал союзником киевского кн. Всеволода Ольговича (1139-1146), пока оба имели общего противника в лице волынского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича . Др. возможной датой является 1156 г., когда на Русь прибыл новый митр. Константин I , т. к. в период святительства митр. Климента Смолятича (1147-1155) такой шаг был бы необъясним, ведь Владимирко был главным союзником суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого - соперника, занявшего в 1146 г. киевский стол Изяслава, по воле к-рого и был поставлен на митрополию Климент. 1-й т. зр. придерживается Я. Н. Щапов , 2-й - А. В. Поппе , Е. Е. Голубинский допускал обе.

http://pravenc.ru/text/161539.html

В 1449 г. «скорые татарове Седи Ахметевы» дошли до Пахры, но были разбиты царевичем Касымом, выступившим из Звенигорода, и «розсунашася по земле». В Звенигороде Касым оказался не случайно. После победы над Василием Косым (1436 г.) этот когда-то стольный город Юрия Дмитриевича и его старшего сына перешел к Василию II. Однако Дмитрий Шемяка считал, что Звенигород по наследству должен был стать его вотчиной. Только в 1447 г. он отказался от этой мысли и готов был признать переход Звенигорода к великому князю. Но еще до этого, в конце 1446 г., татарские царевичи (в их числе и Касым) на московской службе размещались где-то на литовско-русском порубежье. Возможно, что именно там они были и поселены первоначально (около 1445 г.), чтобы обеспечить подчинение этого края, связанного с галицкими князьями, великокняжеской власти. Новая военная экспедиция против Дмитрия Шемяки готовилась долго и началась только осенью 1449 г. Тогда Василий II послал князя Василия Ярославича «изгонной ратью» на Галич. Узнав об этом, князь Дмитрий выехал из города с женой и боярами и отправился в Новгород. Приехав на Вишеру, он послал Ивана Яковлевича к новгородскому архиепископу Евфимию просьбой принять к себе его жену Софью и сына Ивана. Владыка согласился это сделать, и княгиня Софья с сыном въехала осенью («в осенине») в Юрьев монастырь. Сам же Дмитрий Юрьевич, так и не побывав в Новгороде, «пошед Галицю». На краю плащаницы, представляющей собой вклад жены Дмитрия Шемяки в Юрьев монастырь, помещена надпись: «В лето 6957 индикта 7, как был великий князь Дмитрии Юриевичь в Великом Новегороде и повелением великаго князя наряжен бысть сии воздух в храм святаго великомученика Георгия того же лета месяца августа в 23 день благоверною и его великою княгинею Софьею и при с[ы]ну благоверном князя Иване...» Следовательно, к 23 августа 1450 г. (дата в стиле новгородской летописной традиции) Дмитрий Шемяка находился уже в Новгороде. С напряженной идеологической борьбой в конце 40-х годов XV в. между Василием II и Дмитрием Шемякой связано возникновение трех литературных произведений — Летописной повести о Куликовской битве, Слова о Дмитрии Донском и Пространной редакции Повести о нашествии Тохтамыша. Как доказала М.А. Салмина, Летописная повесть сложилась на основе рассказа Троицкой летописи (свода 1409 г.) и содержалась в первоначальном виде в своде 1448 г., представленном Софийской I и Новгородской IV летописями. В этом же своде находился и первоначальный текст Слова о Дмитрии.

http://sedmitza.ru/lib/text/438790/

В произведении, состоящем из собственно поучения, автобиографической летописи военных походов, «ловов» и житейских «трудов», а также письма к Олегу Святославичу, Владимир Мономах создает идеальное представление о русском князе, который беспрекословно подчиняется старшему в роде, живет в мире с равными себе князьями, не притесняет «младших» князей и бояр, по возможности избегает ненужного кровопролития, строго соблюдает христианские заповеди, беспрестанно трудится. На время правления Владимира Мономаха приходится расцвет литературы Киевской Руси. Для Симона, автора Слова о создании церкви Печерской, Владимир Мономах – символ былого могущества и единства страны. Составляя свои рассказы об истории Киево-Печерского монастыря в интересах рода Всеволода Ярославича и Владимира Мономаха, Симон сделал этих князей «самовидцами» чудесного основания Успенского собора. При этом нарушается хронология событий: собор основан в 1073 г., а «юным» сыном переяславского князя Владимира Мономаха можно было называть до 1066 г. 38 Сообщение о постройке Владимиром Мономахом и его сыном Георгием соборных храмов Ростова и Суздаля входило в систему доказательств об огромном значении киевского наследия в развитии культуры и искусства русских княжеств периода феодальной раздробленности. Успенский собор в Суздале был возведен на рубеже вв. и стал оплотом церкви в недавно христианизированном крае. По распоряжению князя Георгия Всеволодича обветшавший храм был разобран и в 1222–1225 гг. на его месте была построена новая церковь , «краснейшю первыя», к основанию которой был причастен владимиро–суздальский епископ Симон, один из авторов Патерика. Успенский собор в Суздале выдержал несколько перестроек и реставраций, о его первоначальном виде можно судить по нижнему ярусу XIII в., который стоит на фундаментах собора Юрия Долгорукого и частично сохраняет его кладку. По утверждению Г.К. Вагнера, до этих соборов рядом с ними находилась церковь Владимира Мономаха , возведенная в «чин и подобие» Успенскому собору Киево-Печерского монастыря (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1285 году на месте деревянной церкви во имя святых Космы и Дамиана в Твери 13-летний кн. Михаил Ярославич, его мать Ксения Юрьевна и еп. Симеон заложили новый каменный кафедральный Спасо-Преображенский собор (освящен еп. Симеоном в 1287 году). После кончины еп. Симеона в 1289 году " княгини Оксинья Ярославля с сыном Михаилом с сыном своим, и с всеми бояры, и с ыгумены, и с попы, и крилошаны "  выбрали на Тверскую кафедру игумена Богородицкого общежительного монастыря Андрея (сына литов. кн. Герденя) и отправили его в Киев на поставление . В 1293 году приняла постриг младшая сестра Михаила Ярославича прп. София . В ее Житии, составленном в 1305-1306 годах, говорится, что княжна приняла постриг в тверском мужском монастыре арх. Михаила, " поне же убо таяшеся матери своеа великиа кнеини и всех домашних своих "   . Прп. София основала в Твери девичий монастырь во имя св. Афанасия Александрийского  - небесного покровителя своего отца (Софийский или Софьин монастырь). Возможно, не без участия Ксении Юрьевны была выбрана невеста для Михаила Ярославича: ею стала ростовская княжня  Анна Дмитриевна ; венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе 8 ноября 1294 года. Брак прекратил вражду между тверским правителем и ростовскими князьями. В конце жизни Ксения Юрьевна приняла монашество , затем схиму . По предположению Г. С. Гадаловой, княгиня была пострижена в монашество вскоре после женитьбы кн. Михаила на княжне Анне - 21 ноября 1294 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. По мнению исследовательницы, косвенно об этом свидетельствует построенный при еп. Андрее каменный Введенский придел в Спасо-Преображенском соборе, где Ксения Юрьевна была погребена . Однако есть указания на то, что княгиня приняла постриг позднее, незадолго до кончины. По Житию кн. Михаила Тверского, в 1304  году митр. Максим просил московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича не добиваться у хана великого княжения Владимирского, при этом предстоятель ссылался на авторитет Ксении Юрьевны ( " аз имаюся тебе с кнеинею с матерью князя Михаила: чего въсхочешь из очины вашея, то ти дасть " ). Митрополит не упоминает о монашестве княгини. В послании вел. кн. Михаилу Константинопольского патриарха Нифонта I , написанном в 1310/11 году по поводу противостояния тверского княжеского дома, выдвинувшего своего претендента на митрополичий стол - игум. Геронтия, и митр. Киевского св. Петра, патриарх благословил в т. ч. " боголюбивую мать " князя, не называя ее монахиней . Ксения Юрьевна и Михаил изображены предстоящими Христу на миниатюре в тверском пергаменном списке " Хроники "  Георгия Амартола kohцa XIII - начала XIV в. . Княгиня представлена в мирской одежде.

http://drevo-info.ru/articles/13679767.h...

кн. Василия, уже ослепленного, И просватал за его 7-ми-летнего сына Ивана 95) свою 5-ти-летнюю дочь Марию 122). в 1447 г.; выдал эту дочь за её жениха, в 1452 г.; ум. в Твери, 10 февраля 1461 г. – Тело его погребено там же, в Спасопреображенском соборе – Был женат дважды: 1) на Анастасие Андреевне, княжне можайской 277), и от брака с ней имел дочь Марию, за Иваном III Васильевичем, великим князем московским, 2) на Анастасие Александровне княжне суздальской 276), от брака с которой имел сыновей: Михаила ) и Александра 229). 388. Борис Андреевич 390. Борис Васильевич, князь волоцкий (волоколамский), шестый из семи сыновей Василия Васильевича Тёмного, великого князя московского 44), от брака с Марией Ярославовной, в иночест. Марфой, княжной боровской 130). – Род. в Москве, 21 июля 1449 г.; по смерти отца, получил в удел Волоколамск, Ржев, Рузу, а также волости и села Марьи Голтяевой ), бабки своей по матери, в 1462 г.; сопровождал Ивана III Васильевича, великого князя московского 95), своего брата, во Владимир, в 1468 г.: с ним же ходил на Новгород, за который ходатайствовал у брата, в 1471 г.; после участия в торжественной закладке московского Успенского собора, стоял на Оке, против Ахмата, хана Золотой орды, в 1472 г.; его московский двор истреблен пожаром, в 1473 г.; ссорился с братом, великим князем, за устранение от наследства в уделе умершего брата Юрия (Георгия) Васильевича, князя дмитровского ), но помирился, получив от великого князя Вышгород, в 1474 г.; принимал и угощал великого князя у себя в Волоколамске, в 1476 г.; по требованию великого князя, ходил на Новгород, куда и вступил с великим князем, в 1478 г.; обиженный захватом в его уделе, по приказанию великокняжескому, одного боярина (князя Лыко-Оболенского), уехал на Великие-Луки и начал сноситься с Казимиром IV, королем польским, в 1479 г.; приглашенный Псковитянами, прожил в Пскове 10 дней, потом разорил псковскую область, соединился с великим князем против Ахмата и за это получил все сёла своего дяди по матери, князя Василия. Ярославича боровского 500), в 1480 г.; ходил с великим князем на Тверь, в 1485 и 1486 гг.; по требованию великого князя, высылал своих воевод на помощь Менгли-Гирею, хану крымскому, другу Ивана III, в 1491 г.; вместе с братом своим Андреем большим, князем 301), питал неудовольствие на великого князя и «оътезжал» от него, в 1492 г,; ум. в Вузе, 25 мая 1494 г. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. – Был женат, с 9 мая 1471 г. на княжне Ульяне Михайловне, Холм свой ), от брака с которой имел сыновей: Фёдора, князя волоцкого ), и Ивана князя русского 800), да дочь Анну 355), за князем Петром Дмитриевичем большим Хохолковым Ростовским. 391. Борис Васильевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/155470.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ († между 1334-1343), еп. Рязанский и Муромский. Русский хронограф 1512 г. и Никоновская летопись (20-е гг. XVI в.) сообщают, что Г. занимал Рязанскую кафедру после еп. св. Василия (ПСРЛ. Т. 9. С. XIV; Т. 22. Ч. 1. Прил. С. 465). Др. источники уточняют эти сведения. Г. вступил в управление Рязанской епархией после 1303 г., поскольку из грамоты Рязанского вел. кн. Михаила Ярославича известно, что в 1303 г. Рязанским архиереем был Стефан ( Морозов Б. Н. Грамоты XIV-XVI вв. из копийной книги Рязанского архиерейского дома//АЕ за 1987 г. М., 1988. 1. С. 300; 5. С. 306). В записях о поставлениях рус. епископов митр. Феогностом в 1343 г. назван Рязанский еп. Кирилл (ПДРКП. Прил. 7. Стб. 437-438), к-рый, по-видимому, был преемником Г. Летопись сообщает об участии Г. вместе с митр. св. Петром , Новгородским архиеп. Моисеем , епископами св. Прохором Ростовским, Варсонофием Тверским и вел. кн. Иоанном I Данииловичем Калитой в погребении владимирского вел. кн. Георгия (Юрия) Даниловича в Архангельском соборе Московского Кремля в 1-ю субботу Великого поста 1325 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 97). Г. неоднократно упоминается в записях о поставлении рус. епископов митр. Феогностом: в окт. 1328 г. вместе с митрополитом и Галицким еп. Феодором Г. участвовал в хиротонии иером. св. Антония во епископа Ростовского, 2 марта 1330 г. вместе с митрополитом, епископами Антонием Ростовским и Софонием Сарайским Рязанский архиерей совершал хиротонию иером. Даниила во епископа Суздальского, в июне 1334 г. вместе с Новгородским архиеп. Василием Каликой , епископами Антонием Ростовским и Феодором II Тверским Г. участвовал в хиротонии иером. Афанасия во епископа Сарайского (ПДРКП. Прил. Стб. 433-441). По-видимому, в 1330 г., на Соборе, посвященном избранию и хиротонии Суздальского еп. Даниила, Сарайский архиерей отказался от претензий на Червлёный Яр (обширная территория в Подонье), к-рый остался в юрисдикции Г.

http://pravenc.ru/text/166626.html

В 1348 г. по поручению старшего брата И. И. во главе московской рати ездил в Вел. Новгород для отпора войскам швед. кор. Магнуса. Реальной помощи новгородцам он не оказал и вскоре вернулся в Москву. В 1352 г. И. И. участвовал в крупномасштабном походе князей Сев.-Вост. Руси во главе с вел. кн. Симеоном Гордым против Литовского вел. кн. Ольгерда и его союзников. В результате похода был заключен выгодный для правителей Москвы мир с Литовским великим княжеством , по условиям к-рого под власть Владимирского вел. князя вернулись правители Смоленского и Брянского княжеств. В 1353 г., во время эпидемии чумы, умерли вел. кн. Симеон Гордый, его сыновья и младший брат кн. Андрей, И. И. стал московским князем. Перед отъездом в Орду он перераспределил уделы в составе Московского княжества, нарушив условия завещания вел. кн. Симеона, по которому вдова последнего вел. кнг. Мария Александровна должна была унаследовать основную часть княжества. В результате действий И. И. под его непосредственную власть перешли города Можайск и Коломна вместе с рядом волостей, ему поступал сбор московской тамги (налога с торговых сделок). Для подтверждения своего права на московский стол И. И. отправился в Орду, рассчитывая там же получить ярлык и на великое княжение. Его соперником в борьбе за великокняжеский титул в Орде стал нижегородско-суздальский кн. Константин Васильевич, получивший поддержку Вел. Новгорода. Хан Джанибек решил продолжить политику хана Узбека и отдал ярлык И. И. В нач. 1354 г. новый вел. князь вернулся на Русь и 25 марта был торжественно возведен на великокняжеский стол во Владимире. В отсутствие И. И. рязанский кн. Олег Иванович отвоевал у московских князей г. Лопасня на правобережье Оки, в плен попал великокняжеский наместник Михаил Александрович. Ранее Лопасня вместе с рязанскими территориями по р. Протве была захвачена московскими князьями, что и стало одной из причин конфликта. Несмотря на то что новгородцы полтора года не признавали И. И. в качестве вел. князя, конфликт удалось решить мирным путем, и в 1355 г. в Вел. Новгороде появились наместники И. И. В том же году союзник Москвы бывш. служилый кн. Федор Глебович изгнал из Мурома своего дядю св. блгв. кн. Георгия (Юрия) Ярославича и при поддержке И. И. получил в Орде ярлык на Муромское княжество.

http://pravenc.ru/text/469778.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010