Дорийцы, освоив технику железа, не перестали быть варварами» (Тойнби, цит. изд., с. 227–228). Новейшие археологические исследования не подтверждают распространенного ранее представления о том, что дорийцы пользовались железным оружием, до покорения микенцев: железный век пришел на Балканы в эпоху, наступившую уже после дорийского завоевания микенского мира. Но, несомненно, что и, вступив, под влиянием технологических заимствований из малой Азии в железный век, Эллада оказалась на низшем уровне культурного развития, даже в технологической области, чем тот, на котором стояла, предшествовавшая микенская культура. Особенно убедительным образом бедность железного века выразилась в удручающем падении строительной техники. Не только жилые дома, но даже храмы этого периода – и так это оставалось, вплоть до архаической эпохи – строились из сырцового кирпича, крыша подпиралась деревянными столбами, а храмовый цоколь делался из каменных плит – об этом говорят раскопанные руины храма Артемиды в окрестностях Спарты и храма в Этолийской терме. Жилые дома, даже знати, строились из дерева, полом служила утрамбованная земля, а дым очага выходил через отверстие в крыше. Вазы протогеометрического стиля покрывались геометрическим орнаментом, который составлялся из кругов, полукругов, ромбов и пересекающихся линий. Этот стиль достигает совершенства на рубеже тысячелетий – изделия этого времени отличаются замечательным чувством ритма, пропорций, изяществом отделки. Протогеометрическая вазопись появилась в Аттике, в Афинах. Керамик, где обнаружены наиболее ранние изделия этого стиля, находился за пределами города – там хоронили своих покойников переселенцы, беженцы из разоренной Ахеи и Элиды, которые, вероятно, и явились создателями этого стиля. Из Аттики протогеометрическая керамика распространилась затем по эгейскому побережью, по островам архипелага, а также в малоазийских поселениях ионийцев. Начало, собственно, геометрического стиля также связано с Афинами. Наиболее характерными изделиями этого стиля стали амфоры и кратеры из дипилонского некрополя, близ Афин – огромные сосуды, высотой до человеческого роста, которые первоначально употреблялись в качестве надгробных памятников афинской знати, поэтому они украшены поясами росписей, изображавших погребальные обряды: оплакивание покойника, поминальную тризну, погребальные игры. На этих вазах изображались также всадники, колесницы, батальные сцены, корабли – все, что имело отношение к жизни покойников. Эти изображения составлялись из упрощенных фигур, приближенных к геометрическим – повернутый вершиной вниз треугольник, представлял человеческое тело, руки и ноги изображались почти прямыми линиями, голова на этих рисунках неизменно имеет форму круга, непропорционально малого, по отношению к корпусу, и неизменно повернута в профиль – это был, своего рода, древний кубизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕТ-ГУВРИН [Бейт-Джибрин], археологический памятник в Шефеле. Впервые упоминается Иосифом Флавием (Иуд. война. IV 8. 1) как селение в центре Идумеи. После гибели соседней Мареши в 40 г. до Р. Х. Б.-Г. стал столицей региона и достиг процветания в рим. и визант. периоды. В визант. время здесь существовала епископская кафедра. Крестоносцы (Фульк Анжуйский, ок. 1136) построили крепость Бет-Гиблин (Гибелин), переданную Ордену госпитальеров. В Б.-Г. изучены памятники от рим. до поздней мусульм. эпохи. Рим. период представлен хорошо сохранившимся амфитеатром (3 тыс. кв. м; раскопки А. Клонер, 1982-1992) и постройкой с мраморным порталом, колоннами с коринфскими капителями, названной в посвятительной греч. надписи на фасаде постоялым двором, к-рый был сооружен «в правление Флавия Квинтиана, наиславнейшего комеса и дукса». Общий вид раскопок Общий вид раскопок Б.-Г. известен напольными мозаиками, сохранившимися от трехнефной базилики Махат аль-Урд (территория совр. кибуца Бет-Гуврин, в 200 м к северу от руин Б.-Г.; открыты в 1941-1942 Д. Барамки). Боковые нефы, заканчивавшиеся пастофориями, украшали композиции с растительным и геометрическим мотивами. В сев. нефе (с востока на запад) представлены изображения амфоры и 2 павлинов, двух мужчин в лодке, возлежащего прор. Ионы. В разделенном орнаментом на круги юж. нефе также изображены 2 павлина, держащие гирлянду над вазой с фруктами, лев, двое мужчин в лодке, один из к-рых простер над водой руку (последняя композиция утрачена). Сцены боковых нефов образуют единую композицию на тему истории прор. Ионы. На свободных участках боковых нефов помещена галерея изображений, составляющих подобие цветного ковра (бык, конь, краб, рыбы, птицы, корзины с фруктами). Головы на мозаиках уничтожены в исламский или иконоборческий периоды. Главный неф вымощен геометрическим узором; мозаики нартекса и юж. пастофория практически уничтожены, в атриуме мозаика была одноцветной.

http://pravenc.ru/text/149077.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОЗАИКА [Лат. opus musivum, очевидно от греч. μοσα - посвященная музам; франц. mosaïque; итал. mosaico], вид и техника монументальной и станковой живописи, а также прикладного искусства, в которой для создания изображения (фигуративного и орнаментального) используются различные природные и искусственные материалы (керамика, галька, цветные камни, мрамор, дерево, кость, перламутр, смальта, пластик и проч.), соединяющиеся между собой различными способами посредством разных видов связующего вещества. Разновидностью М. является инкрустация. В Древнем и античном мире Древнейшие произведения в технике М. известны в искусстве Др. Месопотамии в городах Ур, Урук и Вавилон (колонны и полуколонны «Красного здания», украшенные цветными красно-бело-черными керамическими конусами, образовывавшими геометрические фигуры; ок. 3500 г., Урук, Музей Боде, Берлин; «Штандарт из Ура», ок. 2600 г., Британский музей, Лондон - сюжетные композиции в технике инкрустации) и Египта (стены храмов и гробниц покрывали разноцветными керамическими пластинами). Широкое распространение М. получила в античном греч. и рим. мире. В Др. Греции в V-II вв. до Р. Х. ее использовали в основном для декорации полов; материалом служила черно-белая и цветная галька. В этой технике (opus barbaricum) исполнены полы в домах в Пергаме, Приене, Помпеях, Ольвии, Коринфе, Олимпии, Олинфе и на о-вах Делос и Мотия близ Сицилии. Эти мозаики датируются преимущественно кон. V - нач. IV в. до Р. Х. Самые ранние галечные полы были открыты в 1956 г. в Гордии в М. Азии (Мегарон 1 и Мегарон 2) и датируются VIII в. до Р. Х. Они выполнены из камней 3 цветов (красный - сланец, белый - кварцит, серо-голубой - камень вулканического происхождения), составляющих геометрические орнаменты. Сюжетные композиции встречаются редко. Лучшие образцы фигуративных галечных М. представляют полы греческого г. Пеллы («Дионис на пантере», «Охота на оленя», «Охота на льва», кон. IV в. до Р. Х., Музей Пеллы, Македония).

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, можно ли православным заниматься раскраской мандал, так называемая арт-терапия, используется психологами в комплексе лечения от алкоголизма? Похожие вопросы 5 Ответов Мандала — сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных и эзотерических практиках. С одной стороны можно сказать, что это просто раскраска. С другой — это может быть ниточкой в оккультизм. У меня знакомая так пошла на йогу, как на спорт. А потом погрузилась в это. Здравствуйте! Я бы не рекомендовал. Для арттерапии совсем не обязательно использовать разные оккультные картинки религиозного происхождения. Можно рисовать что угодно. Существует большой многообразный выбор различных вариантов, например, зверей, прячущихся в лесных дебрях. Отличаются раскраски – антистресс от обычных раскрасок наличием мелких форм и элементов (раскрашивание мелких деталей напоминает вышивание). Можно сказать психологу, что эти картинки вызывают смущение и заменить их. И в артерапии не обязательно рисовать, можно заниматься любым делом, (не только рукоделием), которое доставляет радость и отвлекает от проблем: лепкой, оригами, фотографией, живописью, графикой, библиотерапией, маскотерапией, сказкотерапией, драматерапией, музыкотерапей, цветотерапией, видеотерапией, песочной терапией, игротерапией и т.д. Если круг с вписанными в него узорами воспринимать просто как орнамент, геометрическую раскраску, то в целом можно развлекаться подобным раскрашиванием. Но если осознать значение слова «мандала», то православному человеку сложно будет с чистой душой увлекаться подобным процессом. Поэтому лучше приобрести, распечатать или подготовить самому геометрическую раскраску с другим названием. А в руках психолога подобное раскрашивание наполняется духовным содержанием и надевает маску психологической техники. Но суть арт-терапии именно в психической работе, которая происходит при занятии искусством, и предельно важным является содержание этой работы.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-pravos...

По мере развития искусства М. появились новые техники набора: opus tesselatum (М. из небольших, приблизительно 1 кв. см, кубиков (тессер) природных камней - гранита, мрамора, порфира, известняков и проч., с хорошо отшлифованными гранями); opus vermiculatum (М. из разной формы и размера кусочков полудрагоценных камней - малахита, лазурита, агата, обсидиана, опала, яшмы и стекла синего цвета, с помощью которых создавались сложные высокохудожественные произведения); opus sectile (М. из тонких полированных пластин натурального камня, мрамора, перламутра, стекла, часто довольно крупного размера). Все 3 техники М. широко использовались в эллинистическую и римскую эпохи. Однако каким образом происходил переход от галечных М. к М., сложенным из тессер, и в какой точно период, установить невозможно. Техника opus sectile (настенной и напольной М. из мрамора и других материалов, выполненной из пластин определенной формы, плотно примыкающих друг к другу и образующих общий рисунок; поверхность такой М. гладко отполирована) пользовалась большой популярностью в рим. мире; она считалась более сложной и более дорогостоящей, чем другие техники М. Ранние примеры напольных М. opus sectile (простейшие геометрические мотивы) известны в Др. Греции; они относятся к IV в. до Р. Х. Значительное число М. такого типа, высокого качества, с использованием большого числа материалов (разных видов камня и мрамора), образующих сложные композиции (геометрические фигуры в перспективном сокращении, нестандартной формы пластины, оригинальные, неповторяющиеся орнаментальные и цветочные мотивы), сохранилось с рим. периода истории в Италии (напр.: в храме Аполлона, II в. до Р. Х.; в доме Фавна, ок. 100 г. до Р. Х.; в доме Эфеба, 3 четв. I в. по Р. Х.,- все в Помпеях; в доме Амура и Психеи в Остии, IV в.). Уникальна фигуративная напольная М. в технике opus sectile - «История Ромула и Рема» (74×59 см, II в. до Р. Х., Бовилле-Эрнике, Лацио). Об использовании М. opus sectile для украшения стен храмов и частных рим. домов свидетельствуют росписи 2-го помпеянского стиля (напр., в Доме грифонов, в Риме, ок. 90 г. до Р. Х.). Первые примеры известны, начиная со времени имп. Августа (63 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.); большинство выполнено в технике инкрустации (напр., в доме Нерона на Палатинском холме в Риме, 59-64 гг.; в нимфее и триклинии дома в Байе, Италия, I в.; в Доме расписанных капителей в Помпеях, 3-я четв. I в.). Все они представляют образцы нефигуративных М.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

После окончания первоочередных работ последовали слезные прошения братии Благовещенского монастыря «государю-батюшке» о пожаловании им угодий. В результате в 1649 году богатое рыбой озеро Юхры с истоком Юхорцем отписывается монастырю, а на следующий год приходит долгожданная царская грамота об отдаче монахам огородов при речке Выдерке. К концу века монастырская братия обладает уже достаточными материальными средствами, чтобы начать в 1682 году строительство двухэтажного каменного храма с колокольней и галереей. Этот комплекс, оконченный в 1683 году, очень любопытен. В нем отразилась борьба двух художественных концепций — середины XVII века, с ее безудержным стремлением к узорочью, и конца века, с тенденциями к геометрически строгой регулярности. Живописность и симметрия сосуществуют в этом памятнике, они уживаются и придают ему особое своеобразие. Асимметричная композиция всего комплекса с колокольней на северной стороне, галереей на западной и сильно выдвинутыми на восток апсидами уравновешивается спокойным объемом храма. Зодчий, уподобляясь скульптору, как бы лепит свое произведение из отдельных объемов. В центре он ставит величественную довлеющую над всем массу храма. Его грузная, противопоставленная внешней среде форма увенчивается шапкой пятиглавия. Статичность, замкнутость кирпичного куба усиливается расположением на углах лопаток, очерчивающих его грани. В этой архитектурной рамке каменных дел мастер размещает красочное пятно наличников. Словно умелая рука, вооруженная резцом, прошлась по стене и оживила ее плоскость орнаментальным узорочьем. Подобно ниткам бус повисли рядом с гранями проемов кувшинообразные элементы обрамления, а верх наличников, словно голова красавицы, украсился каменным кружевом кокошников. Но время «обмирщения» культуры с его ростками рационализма невольно оказывало воздействие на мастеров. Каменное узорочье подчиняется сухой геометрической схеме. Декоративные формы наличников как бы нанизываются на ось симметрии, закрепленную полукружиями закомар и утвержденную пятиглавием. Внимательное рассмотрение храма приводит к мысли, что его создатели пытались вырваться из сковывавшего их плена геометрически строгой формы. Ее безжизненность, отвлеченность они стараются смягчить живописностью оконных обрамлений широким поясом орнаментального фриза, красочностью росписей, заполнявших в былые годы полукружия закомар.

http://sobory.ru/article/?object=01074

Инициал a (а) в виде кита. Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902. Л. 269 об.) Инициал a (а) в виде кита. Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902. Л. 269 об.) Инициал d (д), составленный из фазанов и павлинов. Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902. Л. 90 об., 35 об., 74 об.) Инициал d (д), составленный из фазанов и павлинов. Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902. Л. 90 об., 35 об., 74 об.) В кодексе использованы 3 известных вида оформленных букв: заглавные, написанные киноварью и не имеющие особых украшений; инициалы, значительно большего размера, расписаны золотом и красками, зачастую украшены усиками и листьями или геометрическим орнаментом; инициалы больших размеров, состоящие из изображений птиц и животных, также расписаны золотом и красками. Особенно красиво и оригинально выполнены большие и сложные инициалы, высотой иногда в 12 строк. Ведущее место в них занимают цветочно-растительные мотивы с характерными бутонами и узлами, меняющими размеры букв в ширину. Художник создал собственную, не встречающуюся в др. рукописях композицию букв, оформив почти все знаки груз. уставного письма асомтаврули. Особо Ефрем выделяет букву d (д), в т. н. брюшко к-рой иногда вписывает букву a (а); создает варианты ее написания то киноварью, то пышным растительным орнаментом; чаще это инициалы в виде 2 птиц, чьи переплетенные шеи образуют горизонтальную линию, а изгибы тел - овальную форму буквы. Инициал d со вписанным в окружность человеческим лицом (Л. 105) встречается и в др. рукописях раннего времени, напр. в Кальском Лекционарии (X в.), в Урбнисском (XI в.) и во 2-м Джручском (XII в.) Четвероевангелиях. Большого художественного эффекта Ефрем достигает при исполнении зооморфных инициалов, состоящих из фигур птиц (лебедей, фазанов, павлинов), зверей, фантастических животных, рыб. В инициалах никогда не повторяются движения животных, расцветка, способ связывания их. Наиболее примечателен инициал d , составленный из павлинов. Частое повторение изображения павлинов в инициалах М. Ч. (листы 35 об., 74 об., 99 об. и др.) можно понять как независимую тему, соответствующую символу воскресения Христа. Художественно выразителен инициал a (Л. 269 об.), изображающий кита с человеческой стопой во рту (расположен в начале стиха, повествующего о чудесном насыщении народа, и указывает на сюжет о поглощении китом прор. Ионы - символе воскресения Христа и Евхаристии).

http://pravenc.ru/text/2564018.html

(Седикова A.B. Керамическое производство и импорт в Херсонесе в IX в.: Автореф. дисс .... канд. ист. наук. – М., 1997. – С. 15; Седикова A.B. К вопросу о времени появления византийской поливной посуды в Херсонесе//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 648–649, тип II; ср.: Айбабин А.И. Этническая история... – С. 197). Между тем А.Л. Якобсон полагал, что искусство поливной керамики появилось в Константинополе «не ранее второй половины IX в.» (Якобсон A.A. Средневековый Крым. – С. 68). Однако надо заметить, что за последнее время представления о времени начала производства и использования такой посуды значительно «помолодели». Самые ранние поливные белоглиняные сосуды с врезным (гравированным) орнаментом (группа Glazed Wnite Ware I) Дж. Хейс, основываясь на материалах из р аскопок в константинопольском квартале Сарахан, относил к VII в., а более поздние – с растительным, геометрическим орнаментом, изображением рыб – к VIII – первой половине IX в. (Hayes J. Excavations at Sarachane in Istanbul//Journal of Roman Archaeology. – 1994. – Vol. 7. – P. 512–519). Таким образом, поливная керамика археологически зафиксирована в Константинополе без каких-либо лакун в слоях так называемой раннеисаврийской стадии с монетами от Фоки (602–610) до Константина IV (668–685), позднеисаврийской – с монетами Юстиниана II (685–695,705–711), Константина V (741–775), Льва IV (775–780); раннемакедонской – с монетами Никифора I (802–811), Льва V (813–820), Феофила (829–842), Василия I (867–886). Мало того, новейшие результаты раскопок в Югославии позволили установить существование византийской поливной керамики в период между V и VIII вв. (Spieser J. – M.La ceramique byzantine medievale 11 Hommes et rechesses dans l’Empire byzantin. T.2: VIIIe–XVe siecle/Ed. V. Kravari, J. Lefort, C. Morrisson. – Paris, 1991. – P. 250). Причем пока необъяснимо, почему ранние образцы такой керамики встречаются во внутренних районах и буквально единичны в находках вдоль далматинского побережья и в местных портовых центрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обратимся теперь к археологической характеристике отдельных эпох. Мы займёмся сперва внешней культурой, чтобы затем постепенно проникнуть в верования и в общее мировоззрение. Керамика Неолитический слой, как было уже указано, по толщине своей – приблизительно на 2 m более, чем все остальные, вместе взятые. Таким образом, на месте доисторического каменного посёлка образовалась и осела почва в 6 m толщины, наполненная остатками неолитической утвари bucchero, ранее, чем на ней появились черепки до-микенского „камареса“, – как принято называть гончарные изделия древнейших греческих культур. В этой изумительной толще мы не встретим ни признаков построек, ни следа металлов. Грубая посуда bucchero из чёрной глины не обнаруживает знакомства с гончарным колесом. Вылепленная рукою, она украшена затем, так называемым, геометрическим орнаментом , состоящим по преимуществу из различных комбинаций ломанных линий, насечённых на необожжённой посуде и инкрустированных белой массой. Однако, как ни примитивны эти украшения на глиняных черепках, удивительное единообразие узоров, по всему Средиземью и далее, позволяет установить факт живого обмена с Египтом. Последующая за неолитом эгейская (в узком смысле слова) или древне-миноева культура, – называемая также старо-троянской и островной –, характеризуется как халко-литическая, бронзово-каменная. Она стоит на переходе между веком каменным и веком бронзовым. Вазы и чаши, найденные в помещениях, принадлежащих до-микенской пристройке Кносского дворца, уже достигает изумительной тонкости, изящества формы и нежности окраски, какие, – по словам Эванса 4 –, „наверное никогда не были превзойдены во всей истории керамики“. А Дёнкан Мэккензи заявляет относительно гончарных изделий этого древнего времени, что, по тонкости и цветовым эффектам, они совершеннее, нежели старая венецианская посуда. – Можно проследить постепенный переход от неолитических сосудов, украшенных грубым геометрическим узором с белыми вкраплениями по тёмному полю, полированному рукою, к этим совершенным образцам керамической мануфактуры. Промежуточную ступень можно видеть в первых попытках вазовой полихромии и вазового животного рельефа, характеризующих начало миноева века. Термин камарес или камаресс, относящийся по преимуществу к средне-миноеву веку и возникший от названия деревни Камаресс на Агиа Триаде, характеризует расцвет керамики, о котором мы только что говорили.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Что византийское влияние не моглобыть господствующим в царском обиходе XVI и XVII столетий, особенно явствует из постепенно усиливающегося у нас в этот период влияния западного, следы которого весьма подробно разбирает автор на стр. 56, 61, 62, 76, 110, 142, 164 и пр. Цари Московские вызывали к себе иностранных мастеров и вообще с удовольствием вводили в своем домашнем обиходе некоторые удобства и изобретения западные. По книге г. Забелина можно проследить, как мало помалу осложнялся западными элементами древнерусский стиль художественных и ремесленных произведений. Первоначальный рисунок резных из дерева изделий, потом архитектурных украшений из прилепов или барельефов, и вообще всякого узорочья в мебели и утварях – состоял в связи с иконописью, удержавшей в себе византийский стиль. В узорочьях господствовали геометрические фигуры, состоящие из косиц и прямей. Эти фигуры, ведя свое начало на родной почве от древнерусских преданий плотничного дела, рано встретились с Византийскими орнаментами в рукописях и утвари, по преимуществу отличающимися тем же геометрическим характером. Но эти геометрические узорочья, которыми византийский стиль восполнял для себя отсутствие более жизненных элементов, для средневековых дикарей были слишком сухи, мало говорили воображению. Надобно было эти бессмысленные пространства, ограниченные линиями, наполнить изображениями живых существ. И младенческое состояние техники, и наклонность ко всему сверхъестественному и чудовищному, у всех европейских народов, рано положили начало чудовищным и зверообразным украшениям варварского стиля, из которого потом образовался так называемый Романский. Сначала этот варварский вкус на Руси явился вследствие таких же естественных потребностей, так же самостоятельно, как и на западе, что можно видеть, например, в так называемых коньках на крестьянских крышах 191 . Потом влияние западное, и особенно немецкое, через Псков и Новгород, дало новый толчок этому варварскому вкусу и его поддерживало изделиями и украшениями романского стиля. Стоит только сличить заставки в русских рукописях от XIII до XV в. с капителями романских колонн во французских или немецких nocmpoйkaxXII века, чтобы вполне и наглядно убедиться в этом факте. В разных местах своей книги г. Забелин приводит множество подробностей, ясно свидетельствующих, что вкус к зверообразным и чудовищным украшениям сильно господствовал в древней Руси, и оставался даже до конца XVII столетия, несмотря на разные смягчающие влияния, следы которых можно возвести у нас к концу XV столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010