Великий Устюг. Церковь Николая Чудотворца. Церковь Николы Гостунского, Церковь Николы Гостинского Карта и ближайшие объекты На берегу реки Сухоны, на территории бывшей торговой площади расположен Никольский храм с колокольней - памятник архитектуры XVII-XIX веков. Это самый ранний пример устюжского каменного двухэтажного храма, объединившего зимнюю и летнюю церкви. В 1986 году после проведения реставрационных работ в здании Никольской церкви открыли выставочный зал музея. На первом этаже была развернута экспозиция " Народное искусство Устюжской земли " . Богатые фондовые коллекции позволили показать разнообразие народного искусства устюжского края XVII - начала XX века: узорное ткачество (пестрядь, ремизное, браное, выборное), вышивку, кубовую набойку, резьбу и роспись по дереву, ковку и просечку, керамику. Непревзойденное мастерство проявили устюжские мастерицы в браном ткачестве, которое отличалось богатством орнамента и исключительной цветовой насыщенностью. Полотенца, фартуки, наплечные косынки, рубахи, пояса украшали узорами, выполненными красными, белыми хлопчатобумажными нитями или цветным гарусом. Оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые тона придавали тканям ярко выраженную декоративность. Техника исполнения обусловила геометрический характер орнамента. Узоры составлялись из ромбов, треугольников, крестов. Часто в композицию включались изображения кавалеров и барышень, птиц, коней, всадников, что являлось особенностью устюжского браного ткачества. Люди верили, что узоры несут в себе добро и благополучие, оберегают человека от зла. Тонким художественным вкусом отличалась вышивка устюжских мастериц, использовавших белую и цветную перевить, крест, тамбур, верхошов. В орнаменте узоров полотенец и подзоров - сказочно красивые растительные мотивы, изображения женских фигурок, барсов, оленей, птиц. Все способы украшения тканей нашли отражение в женском наряде. На выставке представлены праздничные женские костюмы XIX - начала XX века, сохранившие традиции национальной русской одежды, несравненное великолепие которой наделяло истинной красотой каждую девушку, каждую женщину. Особенно красивы праздничные костюмы из шелковых и полупарчевых тканей с драгоценными головными уборами, нагрудными и шейными украшениями, жемчужными серьгами. Повязка девичья, венец, коруна, белый платок с золотым цветущим кустом, кокошник шиты золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутровыми плашками, бисером, стеклярусом. Повсеместное распространение на Устюжской земле получила художественная обработка дерева. Мастера применяли выемчатую, объемную, сквозную резьбу, роспись и раскраску. Большинство предметов, представленных на выставке, связаны с обработкой льна, ткачеством, шитьем одежды - прялки, трепала, детали ткацкого стана, швейки, рубели. Гармонией форм, плавностью силуэта отличаются ковши-великаны, ковши-наливки, солоницы-утицы.

http://sobory.ru/article/?object=03461

Аким и Анна (Иоакиманский погост). Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты Введенская церковь - памятник провинциальной архитектуры первой половины XIX в. на территории бывшей Владимирской губернии. Сооружена из кирпича в 1833 г. на средства прихожан. Лежащий в основе здания проект, характерный для эпохи классицизма, при воплощении был переработан в духе местных традиций. Это определило своеобразие композиции и художественного облика постройки, наделенной чертами ретроспективизма. Здание выстроено по осевой трехчастной схеме. Бесстолппый храм в виде трехсветного четверика перекрыт глухим сомкнутым сводом, несущим пять широко расставленных миниатюрных глав на высоких трибунах, В пониженной трехчастной трапезной с приделами своды коробовые, в алтаре лотковый. Благодаря меньшей ширине корпуса храма по отношению к смежным помещениям перед боковыми его сторонами образуется подобие лоджий, что связано обычно с устройством портиков. Следов портиков, кроме пилястр на стенах четверика, не заметно, возможно, они не были осуществлены. Фасады памятника пластически разработано слабо, скупой декор сводится к пояскам по линиям архитектурных членений. Карнизы деревянные. Стрельчатые люнеты нижних окон заполняет рисунок " готической " столярки наподобие рам верхних проемов. Монументальность храмовой части здания подчеркивает но контрасту стройная, более нарядная колокольня из четырех квадратных ярусов. Украшающие ее верх многочисленные узкие пилястры усиливают вертикализм сооружения. В интерьере храма, на стенах и своде имеется сюжетная клеевая живопись конца XIX в. Мозаичный мраморный пол покрыт геометрическим орнаментом. Иконостас отсутствует. Село Аким-Анна находится в северной части Сергиево-Посадского района, в окрестностях сел Шеметово и Константиново и деревень Акулово, Базыкино и Кисляково. Затерявшееся в полях близ Шеметово и Константиново маленькое село стало таковым уже в годы советской власти, а в старину было погостом Иоакима и Анны Бускутовской волости Серебожского стана на речке Перемойке, позднее же - погостом  Якиманским.

http://sobory.ru/article/?object=00059

Дмитров. Борисоглебский мужской монастырь. Борисоглебский монастырь Карта и ближайшие объекты Борисоглебский монастырь документально известен с 1472 г. Небольшой пригородный, он поддерживался вкладами удельных князей, затем московских государей и частных лиц. С 1652 по 1664 г. был приписан к новгородскому Архиерейскому дому, с 1682 г. - к Заиконоспасскому монастырю в Москве. Первое каменное сооружение - собор - появилось в монастыре в первой трети XVI в. Остальные постройки до 70-х гг. XVII в. оставались деревянными. Сформировавшийся к середине XVIII в. небольшой архитектурный комплекс в целом сохранил свою композицию. Утрачены лишь обветшавшие хозяйственные строения, восточные кельи и сильно перестроенная в 1791 г. больничная Покровская церковь 1702 г., стоявшая у северной монастырской стены. В XIX в. появился новый дом настоятеля, в начале XX в. - скромный административный корпус. Композиционным и художественным центром монастыря служит собор Бориса и Глеба, выстроенный до 1537 г. В середине XVII в. к нему примкнули западная паперть и трехъярусная шатровая колокольня с боевыми часами. В 1656 г. женой стольника А.И.Чаплина у юго-западного угла здания поставлен миниатюрный одноглавый Алексеевский придел. В конце XVIII в. кровли собора, верх колокольни и паперть подверглись переделкам. Прежний облик древней части памятника возвращен в 1900-х гг. Под наблюдением И.П.Машкова разобрано устроенное в 1778 г. ярусное завершение барабана, сделана новая глава, восстановлено позакомарное покрытие. Кирпичный на белокаменном подвале собор, яркий образец московской школы начала XVI в., представляет собой четырехстолпный, ныне одноглавый крестовокупольный храм с тремя пониженными апсидами равной высоты. До середины XVIII в. он имел вторую главу над Вознесенским приделом, находившимся в южной апсиде. Собор перекрыт коробовыми сводами с пониженными подпружными арками, подвал - крестовыми. Фасады расчленены лопатками на три неравные, обрамленные филенками прясла. Полукруглые закомары с тонким профилем отделены от поля стен нарядным карнизом с " городками " и геометрическим орнаментом из круглых отверстий. Эти мотивы, частью переходящие на объем колокольни, были повторены в завершении барабана и апсид. Входы обрамляют белокаменные перспективные порталы с килевидным верхом, " дыньками " и сноповидными капителями. Возле западного портала в стену был вмонтирован надгробный резной каменный крест 1467 г., ныне переданный в местный историко-художественный музей.

http://sobory.ru/article/?object=00399

Женева. Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1862 году городские власти Женевы пожертвовали православной общине для постройки своего храма участок земли на месте бывшего раннехристианскго кладбища, там, где до XV века стоял монастырь св. Виктора. Благодаря уседию протоиерея Афанасия Петрова, в России были собраны необходимые средства, и на них был построен нынешний величественный храм. Считается, что первый проект храма принадлежит Ее Императорскому Высочеству Великой княгине Марии Николаевне, старшей дочери Императора Николая I. Автором выверенного плана был Давид Иванович Гримм, профессор архитектуры Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге; работами по постройке руководил женевский архитектор Жан-Пьер Гийебо. Первый камень в основание храма был заложен 14/26 сентября 1863 г., а три года спустя, 14/26 сентября 1866 г., храм был освящен в честь праздника Воздвижения Креста Господня. В 1916 г., в год пятидесятилетия храма, по инициативе протоиерея Сергия Орлова удалось значительно расширить все три нефа и добавить над центральной папертью колокольню со звонницей из пяти колоколов. Задуманная в древнем московском стиле, церковь построена из камня, добытого из швейцарских каменоломен. Стены ее снаружи украшены большими крестами из серого мрамора. Над храмом возвышаются девять золоченых куполов. Внешнее обаяние этой церкви еще более усиливается тем, что она обнесена небольшим садом, в котором цветы и кусты своими красками и листвой удачно гармонируют со стенами храма. Все здание состоит из основного нефа, над которым возвышается главный свод, и двух приделов, отделенных от нефа шестью массивными столбами, состоящими из пучков связанных между собой колонн. Вход в храм через паперть и притвор, ведущие к нефу и приделам. Украшения стен, задуманные в древнерусском стиле с несомненным византийским влиянием (ветвевидный и лиственный орнамент, геометрические рисунки и греческая монограмма Христа «ХР») отражают гармонию красок.

http://sobory.ru/article/?object=12221

Знаменская церковь построена по утвердившемуся в иркутской архитектуре середины XVIII столетия типу ярусного, открытого на всю высоту храма. К основному объему примыкает обширная трапезная и восьмигранная колокольня над папертью. Примыкающий к северному фасаду Никольский придел был уравновешен возведением с южной стороны трапезной Казанского придела (1787). В 1794 году церковь получила дополнительный объём - Преображенский придел с северной стороны четверика. Для соединения его с основным храмом в северной стене пробили арку.  В орнаментальном уборе Знаменской церкви просматривается связь с другими барочными культовыми постройками Иркутска. В отделке карнизов - пояски городков, в абрисе очелий наличников - волюты. Упругие волюты становятся главенством убранства фасадов апсиды, основного объёма, трапезной. Обращает на себя внимание ряд окон верхнего яруса храма. Три тесно расположенных оконных проёма, все с полуциркульным завершением, заглублённые в уступчатые ниши, фланкированные колонками, объединены двумя рядами круто закрученных волют - " калачей " . Мелкая насечка, скупо брошенная на профили, окаймляющие окна, и щедро рассыпанная по очелиям, усиливает светотени. Отделка колокольни выполнена иными средствами. Казалось бы, здесь применён самый обыкновенный геометрический рисунок, однако среди скромных мотивов раскреповки пилястров, обводов проёмов звона, пояска филёнок сверкает усложнёнными гранями рельеф с восьмилучевым изображением в центре. Истоки украшения, по мнению некоторых специалистов, лежат в архитектуре украинского барокко, излюбленным мотивом которого был заглублённый в толщу стены крест. В иркутской архитектуре крест приобрёл форму многогранника. Обычное местоположение рельефов - на пилястрах. В знаменской же колокольне они вынесены на грани первого яруса восьмерика и, контрастируя с гладью стены, производят ощутимый художественный эффект. В Знаменской церкви сохранились предметы старинного убранства: сверкающие позолотой барочные резные иконостасы, иконы, оклады работы иркутских серебряников.

http://sobory.ru/article/?object=17436

Лепной декор, имеющий барельефный характер. Композиции исполнены подчеркнуто реалистично. В интерьере сочетаются глубинный и высотный принципы раскрытия пространства. Благодаря делению боковых нефов на два яруса особое значение приобретает центральный неф. Своеобразный характер придает интерьеру лепка; вертикальное движение подчеркивают ионические каннелированные пилястры. Памятник — одно из лучших произведений украинского барокко, где творческая переработка традиций древнерусского зодчества XI-XII вв. сочетается с достижениями барочно-ренессансной архитектуры Западной Европы. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр. 290-292, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год В плане трехнефный, с шестью опорными столбами; боковые апсиды прямоугольные, а центральная – граненая, пятистенная и сильно выступает. Длина собора по оси восток -запад 40 м; высота интерьера до зенита главного купола 28 м. Главный поперечный неф и притвор отмечены на фасадах ризалитами (длина 1,5 м). Храм венчали семь куполов: пять над трехнефным объемом и два над угловыми помещениями притвора. В 1754 г. восстановили только центральный купол, а также боковые восточные и два над притвором. Фасады оформлены широким карнизом, членящим здание на уровне хор на две части, и двухъярусными пилястрами ионического ордера. Порталы и окна украшены в 1754 г. сочным растительным и геометрическим орнаментом с головками ангелочков. В интерьере гармонично объединены глубинное и высотное раскрытие внутреннего пространства. Стены, как и на фасадах, оформлены пилястрами и лепными орнаментами. В структуре сооружения гармонично соединились традиции древнерусского зодчества (трехнефный план) с особенностями архитектуры украинского барокко (любовь к горизонтальным членениям, орнаментальным украшениям и грушевидным ярусным верхам). Собор является одним из лучших произведений украинского барокко. Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: Искусство, 1982 г. Одним из документов, прямо указывающим на наличие архитектурного чертежа проекта, является письмо гетмана Самойловича от 12 января 1684 г. к игумену Мгарского монастыря Русановичу по поводу строительства главного собора этого монастыря. В письме идет подробный рассказ о том, что «немецкий майстер» Иван Баптист показывал гетману чертежи Черниговского собора, по которым он рекомендовал построить и Мгарский собор. «Показывал нам оный тут абрис Чернеговское пасторское церкви… Прето ваше превелебност, там з ним майстром и о абрисе помыслите извол и який том мере будет ваш вымысл, о том нам дайте знати» (Модзалевский В. Будування церков у Лубенському Мгарському в 1682-1701 р.р. «Наше минуле», 3, 1918) . за: Цапенко М. «Архитектура Левобережной Украины XVII – XVIII веков». – М.: 1967 г., с. 43–44).

http://sobory.ru/article/?object=17197

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ II Архитектура Рассмотрение процесса развития греч. церковного зодчества по территориальному признаку достаточно условно и не учитывает целого ряда не только периферийных, но и центральных явлений. Для Г., с ее богатой античной и средневек. культурной традицией, это существенно, поскольку окончательное формирование границ этой страны произошло только в сер. XX в. Раннехристианский и ранневизантийский периоды Известны лишь 2 христ. памятника, дошедшие от первых веков: катакомбы Милоса (Плаки) на о-ве Милос (III-V вв.) и крипта под Димитрия вмч. базиликой в Фессалонике (2-я пол. V в.). Катакомбы высечены в вулканической скальной породе и содержат коридоры общей протяженностью ок. 200 м, со множеством захоронений в аркосолиях, стены и потолки украшены росписью с геометрическим орнаментом, в к-рый включены изображения монограммы Иисуса Христа. Крипта под базиликой вмч. Димитрия - сводчатая субструкция, фрагмент древних бань, где в 303 г. был замучен и, согласно преданию, захоронен вмч. Димитрий. Маленьких размеров церковь, возведенная над криптой после Миланского эдикта (313), и ряд небольших храмов, построенных в этот период, впосл. были заменены крупномасштабными торжественными постройками. Базилика А в Филиппах. Кон. VI - VII в. Базилика А в Филиппах. Кон. VI - VII в. Развитие христ. зодчества в Г. началось преимущественно с V в. В Центр. Греции более раннему строительству церквей препятствовали устойчивые языческие традиции, а также завоевание материковой Г. герулами. В IV в. интенсивно развивались лишь города Македонии, особенно Фессалоника , расположенная на Эгнатиевой дороге (Via Egnatia), связывающей Рим с К-полем. В нач. IV в. в К-поле императоры Галерий и Константин Великий вели крупное строительство (дворец, триумфальная арка, ротонда, термы, ипподром); в кон. IV в., при имп. Феодосии I, этот город стал одним из центров империи. С кон. IV по VII в.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Нестиары. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Строительство церкви началось в августе 1859 года. Проект был разработан архитекторами А. Турмышевым и Н. Ужумедским-Грицевичем. За основу взяты проекты академика Константина Тона: храм «кораблем» с односветным четвериком, трехлопастными фасадами и позакомарной кровлей. Четверик венчает крупная световая ротонда с луковичной главой. Над главным западным входом возвышается трехъярусная шатровая колокольня. Архитектура храма представляет собой замечательный образец эклектики, в котором элементы классицизма (русты на фасадах, большие полуциркульные окна, треугольные фронтоны и сандрики) сочетаются с приемами древнерусского зодчества (шатер колокольни, пятиглавие четверика). Оригинальностью отличаются плоскостные украшения фасадов в виде строгих геометрических орнаментов. Приход был закрыт в конце 1930-х годов. Здание было передано под колхозный склад и постепенно разрушалось. В конце ХХ века в результате пожара были утрачены главы храмовой части, шатер колокольни, перекрытие и крыша трапезной. В 2006 году церковь была передана Нижегородской епархии, был воссоздан приход.  В настоящее время ведётся восстановление по проекту, соответствующему виду храма во второй половине XIX века. К декабрю 2008 года была сварена и установлена конструкция большого купола, сооружена кровля над трапезной, закончена вычинка малых глав. Летом 2009 года завершилась вычинка кирпича на колокольне. К этому времени пять куполов уже были обшиты медью, а два барабана — металлом. В конце августа на колокольню был установлен первый крест. Всего на нижегородском заводе «Буревестник» из стального пласта было вырезано десять крестов. После золочения пять из них были установлены на храм и ещё четыре — на колокольню. Средства на отливку и золочение крестов выделили Эдуард Франков и Михаил Петров. В 2011 году было совершено первое за десятилетия архиерейское богослужение, которое возглавил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, в сослужении клириков благочиния. К этому времени были завершены реставрационные работы препятствующие разрушению здания, начались работы по восстановлению интерьера.

http://sobory.ru/article/?object=10934

Соловецкий. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Собор Спаса Преображения. Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1556 и 1566. Адрес: Архангельская область, Соловецкий район, поселок Соловецкий, набережная бухты Благополучия Координаты: 65.02434, 35.710805 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Главный храм Соловецкого монастыря возводился в 1558–1566 годах, в настоятельство святого игумена Филиппа (Колычева). Спасо-Преображенский собор стал важнейшим сооружением архитектурного ансамбля. Собор своей архитектурой созвучен граду. Он имеет высокие стены, объединяет несколько престолов на разных ярусах. Подножие его до создания каменной паперти включало лестницы, деревянные паперти, звонницы, деревянно-каменные переходы. Благодаря разнообразию компонентов и живописности композиции он выглядел как город, что особенно наглядно видно на иконах XVI–XVII веков. Это одно из самых высоких зданий обители. Мощные наклонные стены (толщина у основания – 4, у завершения – 3,5), отсутствие горизонтального членения, массивные лопатки способствуют устремленности храма ввысь. Здание трехъярусное. На первом ярусе, в достаточно высоком цокольном этаже, находились хозяйственные помещения. На втором - было устроено три храма: престольный, посвященный Преображению Господню, и два его придела – Зосимо-Савватиевский в северо-восточной части, и Михаило-Архангельский – с юго-востока. В 1859 году на месте придела в честь преподобных Зосимы и Савватия был построен Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. В верхнем ярусе, в угловых башенных надстройках находились еще четыре придела: преподобного Иоанна Лествичника, великомученика Феодора Стратилата, Соборов 12 и 70 Апостолов. Парадная западная стена собора завершается двумя рядами килевидных кокошников. В них – остатки древних росписей, где изображены Преображение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, преподобный Зосима с преподобным Савватием и святитель Филипп с преподобным Германом. Впервые росписи упоминаются в описи монастыря 1711 года. В XVIII–XIX веках фасады собора были украшены живописью с растительным и геометрическим орнаментом.

http://sobory.ru/article/?object=05746

Усть-Каменогорск. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1885 и 1888. Год утраты:1936 (разрушен) Адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск, парк Жастар (бывш. им. С.М.Кирова) Координаты: 49.947631, 82.620959 Проезд:Исторический центр города. Любой вид городского транспорта (автобус, трамвай, маршрутное такси), курсирующие в этой части Усть-Каменогорска. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Усть-Каменогорский Покровский собор строился с 1885 по 1888 гг. на средства купца Михайлова и других благотворителей. Храм имел два боковых придела – во имя Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Собор являл собой огромный четверик, декорированный разновеликими оконными проемами, украшенными сандриками-кокошниками, и строгим геометрическим орнаментом кирпичной кладки. Большой четверик венчал малый, с пятиглавием, завершающимся луковичными главками. С востока к основному объему примыкали три алтарные апсиды, каждая из которых имела свой барабан с главкой. С запада храм соединяла с притвором зауженная трапезная. Притвор служил основанием для трехъярусной колокольни с шатровым завершением. Собор окружала ограда: кирпичный цоколь и столбы, кованая решетка. Сторожевые помещения были решены в виде небольших часовен. Собор являлся одним из центров просветительской деятельности дореволюционного Усть-Каменогорска. Это выражалось, главным образом, преподавательской деятельностью его клириков в ряде учебных заведений города, в частности: Мариинском женском училище, Женской гимназии, городском начальном училище. В 1923 г. все имевшиеся в городе типовые храмы были переданы обновленцам и оставались в их руках до самого закрытия. Патриаршая (тихоновцы, сергианцы) община с этого года ютилась по различным адресам вплоть до прекращения легальной деятельности православных религиозных объединений Усть-Каменогорска в конце 1938 г. В 1927 г. православные пытались вернуть себе один из типовых храмов, но, получили отказ властей. 16 марта 1934 г. в соборе был запрещен колокольный звон. В 1934 г. патриарший приход претендовал уже только на часть помещения Покровского собора, пустовавшего ввиду крайней малочисленности обновленческой общины, но опять ему в этом было отказано решением Горсовета от 8 октября 1934 г.

http://sobory.ru/article/?object=31644

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010