После оккупации значительной части Польши германскими войсками глава Польской православной церкви митр. Дионисий (Валединский) оказался в тяжелом положении. У него и до войны была сильная оппозиция, с одной стороны, русских, недовольных его колонизаторской политикой, а с другой – украинцев, считавших, что он им недостаточно помогает. Теперь эти противники обрушились с двух сторон и апеллировали к германским властям. Кроме того, Владыка Дионисий и так находился под арестом гестапо. В конце концов, он был вынужден отказаться от церковного управления и в конце ноября 1939 г., передать его архиеп. Серафиму (в пределах досягаемости митрополита в то время не было ни одного другого православного епископа). Трудно судить о степени добровольности публикуемого письма Владыки. По крайней мере, в вопросе отказа митр. Дионисия от церковного управления без давления гестапо, вероятно, не обошлось. С согласия синода РПЦЗ архиеп. Серафим временно переехал в Варшаву и оказался в эпицентре упорной борьбы различных германских ведомств. Чиновникам РКМ представлялось, что включение Варшавско-Холмской епархии в замышляемую ими Православную Церковь Германии сочетается с присоединением к рейху Генерал-губернаторства. С точки зрения министерства дальнейшее расширение Германской епархии, уже объединявшей и православных в Австрии, Судетах и Чехии, было закономерным и в полной мере отвечало интересам рейха. РКМ противостояли первоначально МИД и Внешнеполитическая служба НСДАП (к которым через 3–4 месяца присоединилось и правительство генерал-губернатора). Эти ведомства рассчитывали привлечь симпатии украинского населения к Германии, позволив создать национальную церковную организацию. Украинцы казались важным орудием против поляков, а в будущем и против русских. В свете указанных обстоятельств РКМ (а под его воздействием и архиеп. Серафиму) пришлось пойти на серьезные уступки, но в результате временно склонить на свою сторону чиновников правительства генерал-губернатора и СД. В начале 1940 г. силы противоборствующих сторон стали примерно равны, и они в конце концов пошли на своеобразное компромиссное соглашение. В феврале состоялась официальная передача руководства Православной Церковью в Генерал-губернаторстве архиеп. Серафиму при условии сохранения ее автокефалии. 30 85 . Письмо митрополита Варшавского Дионисия (Валедийского) архиеп. Серафиму (Ляде) с просьбой принять в свое ведение приходы бывшей автокефальной православной церкви в Польше

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жодино. Церковь Михаила Архангела (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:не ранее 1863. Год утраты:1961 Адрес: 222160 Минская область, г. Жодино, ул. Московская, 21/а (магазин " Смак " на месте утраченной церкви) Координаты: 54.102929, 28.349698 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История церкви начинается с середины 17 века, когда еще не было села Жодино, а на его месте находилась деревня Богуслав Поле. На рыночной площади основанного Б. Радзивиллом села Богуслав Поле была построена деревянная церковь св. ап. Петра, которая упоминается в Смоливичских инвентарях (опись имущества Б. Радзивилла) в 1665 г. Позже, в 1675 г., упоминается Троицкая церковь (возможно, часовня). Вероятно, обе церкви принадлежали православным. Во время Северной войны (1700-1721 гг.) село сильно пострадало. В 1745 г. была восстановлена бывшая Троицкая церковь и освящена как униатская в честь св. ап. Петра и Павла. В 1863 г. на месте обветшавшей Петропавловской церкви на отпущенную правительством сумму, в количестве 4000 рублей, была заложена приходская церковь с престолом во имя св. Архистратига Михаила. Располагалась она в оживлённом месте возле Екатерининского тракта, напротив корчмы. Это было деревянное здание с колоколенкой в передней части и небольшим куполом, возведённое на каменном фундаменте. По архитектуре Свято-Михайловская церковь относилась к церквям так называемого муравьёвского типа (по имени литовского генерал-губернатора Муравьёва, который являлся инициатором строительства в Литовском генерал-губернаторстве православных церквей по типовым проектам). Церковь представляла собой крестообразное строение, состоящее из четырёх частей-апсид: притвора с колокольней, трапезной, молитвенного зала, крытого навершием с одним куполом, и алтарной части. К молитвенному залу по бокам пристроены небольшие выступы (сакристии), в результате чего при взгляде сверху храм по форме напоминал православный крест. Декоративное убранство церкви выполнено в традициях русского православного зодчества. В молитвенном зале был установлен резной иконостас с восемью иконами в один ряд и Царские Врата предположительно с шестью иконами. На колокольне было четыре колокола. Первым настоятелем Михайловской церкви был Антоний Богдановский, окончивший духовную семинарию. Церковный штат состоял из двух человек – настоятеля и псаломщика. В собственности церкви было около 35 десятин земли и 30 десятин леса.

http://sobory.ru/article/?object=45795

Некоторые черты деятельности митрополита Макария (Булгакова) по управлению Литовскою епархией Источник Служение в Литовской епархии, после смерти митрополита Иосифа, управлявшего этой епархией 35 лет и потому сроднившегося с нею, не могло не представляться трудным для нового архипастыря Литовской кафедры – архиепископа Макария, который дотоле не служил еще в северо-западном крае, а потому недостаточно был знаком с его нуждами и потребностями. Затруднительность его положения усугублялась еще тем, что приходилось служить вместе с таким Виленским генерал-губернатором, каким был Потапов, оставивший по себе столь печальную память за свое антирусское управление северо-западным краем. Новому архиепископу была, конечно, хорошо известна история с смотрителем Виленского духовного училища, иеромонахом Смарагдом, которого Потапов выслал в 24 часа под конвоем жандармов из Вильны в Петербург за проповедь на 14 апреля, которая почему-то ему показалась затрагивающею иноверцев. В скором времени после вступления архиепископа Макария на Литовскую кафедру должен был оставить свой пост в Вильне один из высокопоставленных сановников в крае из-за того, что стойко отстаивал интересы православия и русской народности в северо-западном крае. Но, не смотря на все это, преосвященный Макарий показал себя на высоте своего положения и явился добрым пастырем, который не позволяет волку прийти и разогнать овец его стада. В доказательство сего мы приводим весьма любопытную переписку архиепископа Макария с Потаповым, из которой обнаруживается очень ясно, с одной стороны, насколько мало содействовали, или вернее, как много противодействовали успеху православия и русской народности большинство чиновников, служивших в Виленском генерал-губернаторстве, начиная с самого Потапова и кончая волостным писарем, а с другой – та энергия и твердость духа, с какою преосвященный Макарий выступил в защиту интересов православной церкви и русской народности. «Ваше Высокопревосходительство, милостивый государь! – писал архиепископ Макарий Потапову, – При обозрении мною в июне и июле месяцах сего 1869 года церквей и приходов вверенной мне епархии, по Виленской и Гродненской губернии, я обращал особенное внимание на те приходы, где есть в большем или меньшем числе прихожане, недавно воссоединившиеся с православною церковью, и к великому прискорбию нашел большую часть таких приходов в положении весьма неутешительном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.4 из  5) Глава 7. Трагедия Великой княгини 7.1. Завещание Великого князя С первых дней генерал-губернаторства в Москве Великого князя Сергея Александровича ни у кого из благородных людей не возникало сомнения в значимости той огромной благотворительной и культурной деятельности, которую так самоотверженно вела великокняжеская семья. Круг идей и представлений этой семьи был близок многим москвичам. За год до убийства мужа Великая княгиня Елисавета Феодоровна пишет брату, Великому герцогу земли Гессен в Дармштадт: «У нас все благополучно. Я и Серж так счастливы быть вместе…» . Еще далеко было до начала Русско-японской войны. И все, казалось бы, благоприятствовало великокняжеской чете. Но задолго до 1903 г., каким датировано письмо Елисаветы Феодоровны Эрнсту Людвигу, во время безмятежного отдыха из Ильинского пишет Великий князь любимому младшему брату относительно своего завещания. Прошел всего лишь год, как Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы. Но письмо дает ощутить, что Великий князь, видимо, имел достаточные внутренние основания для подготовки такого документа. Публикуем письмо почти полностью. «Дорогой Цып! (Цып — домашнее имя Павла Александровича. — И.К.). Так как я еще не успел написать свое завещание, то прошу тебя передать Саше (Александру III. — И.К. ) следующее: я желал бы пожизненно оставить жене моей пользование всеми моими капиталами, имениями и петербургским домом — ей же все вещи. После же ее кончины желаю, чтобы все (подчеркнуто Великим князем. — И.К. ) вышесказанное перешло бы твоей дочери (которую после отъезда Павла Александровича долгие годы воспитывал Сергей Александрович. — И.К.); ей же немедленно после моей смерти все (подчеркнуто Великим князем. — И.К. ) риллиантовые вещи, которые были мне завещаны Мама (это легко найти в завещании Мама). Ильинское переходит тебе, опять-таки по завещанию Мама. Жену попроси дать всем близким мне людям что-нибудь на память — пожалуйста, чтоб это были красивые вещи, а не гадости!..

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Глава VIII. Польская Православная Церковь Содержание Исторический очерк Польской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Церкви: распространение христианства на польских землях; епархии в Галицком и Волынском княжествах; усиление католической пропаганды в XIV в. (брак королевы Ядвиги с князем Ягайло. Городельский сейм) 2. Положение православных после Люблинской унии до конца XVIII в.: правление Сигизмунда III; поборники Православия; роль православных братств; Четырехлетний сейм; монастыри как очаги Православия 3. Возрождение Православия вслед за присоединением польских земель к России: возвращение униатов в Православие; учреждение Варшавской епархии 4. Польская Православная Церковь в первой половинеХХ в.: стремление польского правительства оторвать епархии Польши от Москвы; объявление «автокефалии»;отношение к этому акту заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия, а также Православных Церквей Сербской и Болгарской; ревиндикация православных храмов; объединение православных перед опасностью наступления католицизма; полонизация Церкви; учреждение должности апокрисария Вселенского Патриарха при Варшавском Митрополите; движение «по возвращению православных к вере отцов»; преследование православных на Холмщине и на Подляшье; протест Собора православных епископов; декрет «Об отношении государства к Польской Православной Церкви»; кульминация полонизации Православной Церкви в последние годы перед Второй мировой войной 5. Общее состояние Православной Церкви в Польше накануне Второй мировой войны 6. Церковь Польши на территории, отошедшей к Советскому Союзу в 1939 г., и в так называемом «Генерал-губернаторстве» 7. Украинские Автономная и «Автокефальная» Церкви на оккупированной немцами территории во время Второй мировой войны 8. Белорусская Церковь 9. Судьба украинских и белорусских эмигрантов 10. Православная Церковь в ПНР после Второй мировой войны: обращение Польской Церкви к Матери-Русской Церкви с просьбой о даровании законной автокефалии; удовлетворение просьбы; покаянное письмо Митрополита Дионисия и решение о нем Синода Русской Православной Церкви; обмен посланиями между Константинопольскими Московским Патриархами по данному вопросу; отпущение по просьбе Польской Церкви в ее юрисдикцию архиепископа Макария

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf 4. Создание и деятельность Белорусской Православной Церкви А. Развитие религиозной жизни в Белоруссии в первые месяцы войны 4 сентября 1941 – 2 апреля 1942 гг. Возрождением Русской Церкви можно назвать религиозную жизнь в оккупированной Белоруссии. Здесь, как и на Северо-Западе России, уже в конце лета 1941 г, началось быстрое восстановление закрытых храмов, причем при воссоздании церковной организации значительную роль сыграло духовенство западной части республики, в 1939 г. оказавшееся на советской территории. Патриарший Местоблюститель миф. Сергий назначил в июле 1941 г. экзархом Белоруссии архиеп. Пантелеймона (Рожновского). К этому архиерею за отсутствием других вариантов и обратилось германское командование, поставив при переговорах условия организовать Церковь самостоятельно без сношений с Москвой или Варшавой и с названием «автокефальная национальная Белорусская Православная Церковь ». Владыка принял эти условия с оговоркой, по существу полностью противоречащей им: отделение может состояться только после того, как Белорусская Церковь организуется, созреет для автокефалии и оформит это отделение канонически, т. е. с разрешения Московской Патриархии 221 . В октябре архиепископ занял восстановленную Минскую кафедру и в ноябре переехал в Минск. С самого начала Белорусской Церкви пришлось столкнуться с двумя попытками внести разделение в ее паству. Первая исходила от главы автокефальной Православной Церкви в Генерал-губернаторстве митр. Дионисия, который, как бывший руководитель Польской Православной Церкви, считал себя вправе распоряжаться церковными делами в Белоруссии и на Украине. По требованию нацистов он признал автокефалию Белорусской Церкви, но на заседании возглавляемого им Синода в Варшаве 9 сентября 1941 г. было решено выдвинуть для нее трех кандидатов во епископы. Из них первоначально наибольшую активность проявил пронемецки настроенный иеромонах Владимир (Финковский). В конце концов планы митр. Дионисия в Белоруссии, в отличие от Украины, потерпели полную неудачу, хотя один из намеченных кандидатов – архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.В. Шкаровский Содержание Введение Глава I. Политика германских ведомств в отношении Русской Православной Церкви перед началом Великой Отечественной войны 1. Антихристианская сущность нацистского режима 2. Православные общины в Германии и попытки их унификации в 1933–1941 гг. 3. Германская политика в отношении Православной Церкви в Генерал-губернаторстве Глава II. Русская Церковь в планах нацистов в период войны с СССР, 1941–1945 гг. 1. Формирование нацистской церковной политики на Востоке и ее колебания в ходе войны 2. Русская Православная Церковь и германская политика на Балканах в 1941–1945 гг. 3. Деятельность Православной Церкви на территории Третьего рейха в 1941–1945 гг. 4. Духовное окормление восточных рабочих и советских военнопленных 5. Отношение Русской Православной и Украинской Грекокатолической Церквей к холокосту Глава III. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР 1. Феномен экзархата Московской Патриархии в Прибалтике 2. Церковное возрождение в русских областях прифронтовой полосы 3. Создание и деятельность Белорусской Православной Церкви 4. Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина» 5. Румынская религиозная политика на Юго-Западе Украины 6. Общие особенности и итоги церковного развития на оккупированной территории СССР Заключение Именной словарь Список сокращений Иллюстрации     Введение Различные аспекты истории двух наиболее значительных тоталитарных режимов XX века – национал-социалистического в Германии и коммунистического в Советском Союзе, в частности их религиозная политика, постоянно находятся в поле зрения исследователей и широкой общественности. Не меньший интерес представляет и ответная реакция христианских Церквей, среди которых была одна – Русская Православная Церковь (РПЦ), привлекавшая внимание руководителей обоих режимов и в полной мере испытавшая на себе воздействие их политики. Предлагаемая читателю работа посвящена малоизученной, но актуальной, в силу возрождения Церкви в России, теме. Актуальность ей придает и активное развитие в последние годы российско-германских отношений, в том числе в церковной области, а также существенное расширение сферы деятельности Русской Православной Церкви в Германии в связи с последней волной эмиграции из России. При этом деятельность Православной Церкви в Германии во многом продолжают регулировать законы, принятые в 1936–1938 гг. Новая российская государственность по-прежнему стоит перед необходимостью выработки своей модели религиозной политики, и исторический опыт такой политики в Германии (как позитивный, так и негативный – преобладавший в исследуемый период) мог бы представлять определенный интерес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Республика Карелия Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Карелии [ править править код ] Православие пришло на Корельскую землю в 1227 году. Вероятно, что и до этого среди карелов уже были православные, так как к этому времени карелы и новгородцы были связаны долгими годами совместной торговли и борьбы против общих внешних врагов. Однако русский летописец именно в 1227 году сделал запись: «…того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди». В то время часто нападали на карельские земли соседи из племени хямь. Расширяло свои владения и молодое шведское государство. Все чаще отряды шведов вторгались в карельские земли. И чтобы оправдать свои походы, шведы часто прибегали к поддержке католической церкви. Противоречия православной и католической церквей стали предлогом для шведской агрессии. В 1589 году была учреждена Корельская епископия. Епископом Корельским был назначен Сильвестр, его кафедра находилась в городе Корела. С 1708 по 1764 год существовала Корельская и Ладожская епархия, викарная от Новгородской митрополии. В 1764 году в составе Новгородской епархии была образована викарная Олонецкая епархия. Правящие архиереи именовались викариями Олонецкими и Каргопольскими (кафедра находилась в Александро-Свирском Свято-Троицком монастыре). Викариатству подчинались приходы Олонецкого, Каргопольского, Устюженского уездов, Ясенецкого и Красновского заказов. После образования в 1784 году Олонецкого наместничества с центром в Петрозаводске и учреждения Олонецкого и Архангельского генерал-губернаторства указом Екатерины II от 15 мая 1787 г. Олонецкая епархия была соединена с Архангельской в единую Архангельскую и Олонецкую с центром в Архангельске. 5 октября 1798 году указом императора Павла I, после ликвидации Олонецкой губернии, приходы Петрозаводского, Олонецкого, Каргопольского, Вытегорского, Пудожского уездов перешли в состав Новгородской епархии (это отразилось в наименовании её правящего архиерея, который в 1799—1800 и 1818 гг., когда не управлял одновременно и Санкт-Петербургской епархией, имел наименование «Новгородский и Олонецкий»). Они находились в ведении викарного епископа Старорусского, кафедра которого была в Хутынском монастыре. В 1801 г. Олонецкая губерния была восстановлена, с включением в её состав Повенецкого уезда.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

Содержание I. Извлечения из писем Н. И. Ильминского к Н. П. Остроумову Письмо 1 Письмо 2 Письмо 3 Письмо 4 Письмо 5 Письмо 6 Письмо 7 Письмо 8 Письмо 9 Письмо 10 Письмо 11 Письмо 12 Письмо 13 Письмо 14 Письмо 15 Письмо 16 Письмо 17 Письмо 18 Письмо 19 Письмо 20 Письмо 21 Письмо 22 Письмо 23 Письмо 24 Письмо 25 Письмо 26 Письмо 27 Письмо 28 II. Записка Η·И. Ильминского о преподавании языков в Ташкентской учительской семинарии     Летом 1899 года в Ташкенте вышла книга, посвященная памяти Κ. П. Кауфмана, первого генерал-губернатора, устроителя и просветителя Туркестанского края, под заглавием: «К истории народного образования в Туркестанском крае. К. П. фон Кауфман. Личные воспоминания Н. Остроумова (1877–1881 гг.)». Автор ее Η. П. Остроумов питомец Казанской академии, лучший из учеников покойного Н. И. Ильминского , ориенталист и знаток Туркестанского края. В 1877–1881 гг. он был постоянным и самым доверенным сотрудником Κ. П. Кауфмана по части местного народного образования и знал все подробности его просветительной деятельности и его программы народного образования. Вся книга составлена по записям, которые в свое время автор вел, внося в них все, что ему казалось замечательным в его сношениях и беседах с генерал-губернатором и в общем ходе учебного дела в крае. По прочтении воспоминаний г. Остроумова в уме читателя возникает вполне ясный и живой образ знаменитого генерала и такая же ясная и живая картина не только внешнего, но и внутреннего развития местного народного образования. Покойный генерал был человек универсально образованный, с широкими политическими взглядами, обнимавшими не одну только специальную для него военную часть администрации, но и другие части государственной и общественной жизни вновь покоренного и вверенного ему края. На народное образование он обращал особенное внимание во все время своего генерал-губернаторства. «Только народное образование, – говорил он, – способно завоевать край духовно: ни оружие, ни законодательство не могут сделать этого, а школа, и только школа, может» (в книге автора стр. 54–55). Такого убеждения держался он и ранее, во время своего генерал-губернаторства в Вильне после М. Н. Муравьева, где образовательными средствами он боролся против полонизации и окатоличения русского и литовского населения; его же положил в основу своей деятельности и в Туркестанском крае, где ему приходилось утверждать русское господство среди восточных племен в борьбе с не менее сильным и опасным для России влиянием татарства и ислама . Понятно, что на образование инородцев он должен был обратить наибольшую долю своих просветительных забот. От более или менее удачной постановки этого образования зависела, как говорит г. Остроумов, вся будущность народного образования в крае, в котором главный и постоянный элемент населения именно инородческий (стр. 113).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Состоялась Третья Всероссийская видеоконференция «Памяти Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта» 22.11.2022 458 Время на чтение 6 минут Фото: Предоставлено организаторами 20 ноября в онлайн-режиме на платформе «Zoom» состоялась очередная Третья Всероссийская видеоконференция «Памяти Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта», сообщает наш корреспондент. Организаторы конференции: Красноярское краевое общество по увековечиванию памяти Енисейского губернатора Крафта, Православное Братство Трезвения храма Андрея Первозванного г. Красноярска. В начале конференции руководитель Православного Братства Трезвения «Неупиваемая Чаша» в Красноярске Виктор Михайлович Белошапкин отметил, что конференции памяти И.И. Крафта стали регулярными , в них участвуют специалисты – историки, краеведы, архивисты, деятели трезвеннического движения. Необходимо привлекать еще больше специалистов к участию в форуме. Кандидат исторических наук, выпускающий редактор «Русской народной линии», специальный корреспондент газеты «Трезвение» Дмитрий Игоревич Стогов сделал доклад на тему «Взаимоотношения председателя Совета министров П.А. Столыпина и губернатора И.И. Крафта». Докладчик отметил, что Столыпин ценил профессионалов, людей целеустремленных, готовых предложить новые идеи и развивать их. Политические взгляды и мировоззрения Крафта и Столыпина в основном совпадали: обоих можно охарактеризовать как умеренно правых политиков. Безусловно, оба являлись монархистами по убеждению, но, вместе с тем, были готовы сотрудничать с либеральной интеллигенцией, если такое сотрудничество, по их мнению, приносило пользу. В этом контексте следует рассматривать, как отметил докладчик, и конфликт Крафта с Иркутским генерал-губернатором А.Н. Селивановым, который считал неправильными слишком большие финансовые расходы на образовательные учреждения и учреждения культуры и упрекал Якутского губернатора в том, что тот привлекал политических ссыльных к организации жизни в Якутской области. Сам Крафт видел главные причины конфликта в громоздкой бюрократической структуре Российской Империи, когда Якутская область подчинялась Иркутскому генерал-губернаторству, что предполагало согласование его действий с Иркутском, расположенным за многие сотни вёрст от Якутска.

http://ruskline.ru/politnews/2022/11/22/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010