Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛЕМАН [франц. Clément] Оливье (17.11.1921, Аньян, Юж. Франция - 15.01.2009, Париж), франц. правосл. богослов, историк, профессор, духовный писатель, публицист, общественно-религ. и экуменический деятель. Жизнь Происходил из нерелиг. семьи. Юность и молодость К. сопровождались духовно-религ. исканиями в области вост. мистики, каббалы, эзотеризма. По окончании школы поступил на исторический фак-т ун-та в г. Монпелье, где учился в 1939-1943 гг. у таких выдающихся историков, как А. И. Марру, М. Блок, А. Дюпрон, впосл. защитил докторскую диссертацию. Во время второй мировой войны принимал участие в движении Сопротивления. О. Клеман. Фотография. Нач. XXI в. О. Клеман. Фотография. Нач. XXI в. В послевоенные годы К. увлекается творчеством Ф. М. Достоевского , философией христ. мыслителей, особенно Н. А. Бердяева . Под влиянием богословских трудов П. Н. Евдокимова и В. Н. Лосского , с к-рыми у К. позже завязалась многолетняя дружба, он постепенно открывает для себя восточнохрист. традицию, углубляется в изучение творений св. отцов и решает принять крещение в правосл. Церкви. 1 нояб. 1952 г. К. был крещен в парижском франкоязычном правосл. приходе зап. обряда РПЦ во имя сщмч. Иринея Лионского прот. Евграфом Ковалевским (впосл. Иоанн-Нектарий, еп. Сен-Денийский, РПЦЗ; см. в ст. Галликанский обряд в православной Церкви ). В 60-х гг. XX в. К. перешел в новостильный приход Пресв. Троицы в крипте св. Александра Невского собора в Париже , находящийся в юрисдикции К-польского Патриархата. Особое духовное влияние на К. оказало общение со схиархим. Софронием (Сахаровым) . После крещения К. изучал правосл. богословие и патристику под рук. Лосского вплоть до кончины последнего (1958). С 1965 по 2003 г. К. преподавал историю Церкви и историю Вселенских Соборов в Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского в Париже, а с 1970 по 2002 г., став преемником почившего проф. Евдокимова, занимал там также кафедру нравственного богословия. По свидетельству свящ. Николая Лосского, «его лекции имели громадный успех. На них ходили не только студенты, но и многие вольнослушатели. Его влияние распространялось и на православных, и за пределами православного мира» (Преподобный Сергий в Париже. 2010. С. 358-359). Наряду с этим К. мн. годы вел курсы истории в Лицее Людовика Великого, читал лекции в католич. Высшем ин-те экуменических исследований и др. учебных богословских заведениях Парижа.

http://pravenc.ru/text/1841283.html

(Ordines, Consuetudines и т. д.) описывали порядок исполнения песнопений в течение литургического года. В них изложены местные особенности исполнения Г. п., разнообразие к-рых относится к характерным признакам средневек. богослужения. Эти уставы используются при определении места создания певч. книг; опыт, накопленный литургической наукой, часто позволяет определить это место предельно точно. Музыкально-теоретические трактаты IX-XVI вв. содержат не только описание композиционных признаков отдельных песнопений и мелодических семейств, но и нек-рые мелодии, не сохранившиеся в практических источниках. К трактатам примыкают тонарии ( Huglo. 1971) - каталоги песнопений, где их мелодии классифицированы по принципу модальной принадлежности (см. разд. «Григорианский октоих»). Исторические документы эпохи средневековья - хроники, грамоты, богословские и научные трактаты, письма и т. д.- включают огромный и лишь частично освоенный наукой материал по истории Г. п. в контексте церковной и социальной жизни зап. мира, о взаимосвязях григорианики с др. видами средневек. искусства и богословской мыслью того времени. История Раннее средневековье Лотарингские невмы. Градуал «Ex Sion» (Пс 49. 2) в Антифонарии мессы. X в. (Лан. Франция. Bibl. municip. 239. Fol. 9) Лотарингские невмы. Градуал «Ex Sion» (Пс 49. 2) в Антифонарии мессы. X в. (Лан. Франция. Bibl. municip. 239. Fol. 9) На исходе патристической эпохи для Зап. Европы было характерно многообразие литургических обрядов и певч. стилей (см. Амвросианское пение , Беневентанский обряд (разд. «Церковное пение»), Галликанское пение , Испано-мосарабское пение , Староримское пение ); попытки Римской кафедры внести единообразие в литургическую жизнь этого времени неизвестны. Распространение рим. богослужебных обычаев на Север относится к VIII в. и связано с оформлением союза между Римом и пришедшей к власти в гос-ве франков династией Каролингов. Встреча папы Стефана II и кор. Пипина Короткого в 754 г. была ознаменована не только политическим союзом против угрожавших Риму лангобардов, но и решением привести литургическую жизнь королевства в соответствие с обычаями Рима. Во Франкское королевство были доставлены первые рим. богослужебные книги. В 760 г. брат короля еп. Ремигий Руанский обратился в Рим с просьбой о присылке певчих рим. певч. корпорации (Schola cantorum). Папа Павел I (757-767) отправил на Север не только рим. канторов, но и певч. книги - Антифонарий и Респонсориал (MGH. Epp. Т. 3. P. 529). В это время возникли певч. школы по рим. образцу, особое значение принадлежит школе при кафедральном соборе г. Меца - главного города Лотарингии; рим. пение вводилось здесь уже во 2-й трети VIII в., при еп. Хродеганге († 766), возглавлявшем Франкскую Церковь. Расположение Меца в центре романо- и германоязычных территорий королевства способствовало распространению нового певч. стиля на Восток и на Запад.

http://pravenc.ru/text/166507.html

В то же время во 2-м парижском западноправосл. приходе во имя сщмч. Иринея Лионского, настоятелем к-рого был прот. Евграф Ковалевский (впосл. еп. Иоанн (Нектарий) ), использовались совр. реконструкции галликанского обряда, представлявшие собой не всегда удачные компиляции элементов разных литургических традиций (см. Галликанский обряд в православной Церкви ). Д. неоднократно отрицательно высказывался в отношении литургических экспериментов прот. Е. Ковалевского, считая недопустимым богослужебное использование научных реконструкций древних обрядов и полагая, что такие нововведения «опасны и могут лишь дискредитировать Церковь» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1737. Л. 72). В 1948 г. Д. посетил Советский Союз, где принял участие в работе комиссии «Экуменическое движение и православная Церковь» на Всеправославном совещании в Москве (см. в ст. Совещания представителей Поместных Православных Церквей ). На Пасху 1949 г. указом Патриарха Алексия I возведен в сан архимандрита. В нач. 50-х гг., когда Западноевропейский Экзархат РПЦ переживал тяжелый кризис, в Московской Патриархии обсуждалась возможность рукоположения Д. во епископа и назначения его экзархом, однако принадлежность Д. к зап. обряду и незнание рус. языка заставили священноначалие РПЦ отказаться от этой перспективы. В 1956 и 1960 гг. Д. в составе делегаций Западноевропейского Экзархата приезжал в СССР, побывал в Москве, Троице-Сергиевой лавре, Владимире, Ленинграде и Киеве. Во 2-й пол. 50-х гг. Д. направил в Московскую Патриархию неск. меморандумов, посвященных положению дел в Западноевропейском Экзархате. Он предлагал активизировать миссионерскую деятельность, создать в Париже группу молодых миссионеров, способных участвовать в собеседованиях с инославными, открыть миссионерскую часовню, в к-рой богослужение совершалось бы по вост. обряду на франц. языке, и школу правосл. иконописи. Однако Совет по делам РПЦ при Совете министров СССР, МИД и Посольство СССР в Париже высказались против реализации этих инициатив. После назначения в 1963 г.

http://pravenc.ru/text/178417.html

С 1946 г. в клир прихода сщмч. Иринея был включен архим. Алексий (ван дер Менсбрюгге) , предпринявший самостоятельную попытку создания западноправосл. чина литургии с включением в него элементов Г. о. (см.: Alexis (van der Mensbrugghe), archim. La Liturgie orthodoxe de rite occidentale: Essai de restauration. P., 1948). Однако предложенный архим. Алексием чин встретил критику со стороны как зап., так и отечественных литургистов. Н. Д. Успенский отмечал мн. положительные качества его работы, в т. ч. обращение к совр. Г. о., как имеющему много общих черт с визант. обрядом ( Успенский//ЖМП. 1954. 8. С. 34), а также включение священнодействий, известных в древности, но не сохранившихся в совр. правосл. богослужении (Confiteor, совершение чина протесиса (проскомидии) диаконом, чтение диптихов перед анафорой, причащение мирян под 2 видами отдельно и др.). Однако реконструкция архим. Алексием анафоры была названа Успенским неудачной (Там же. 9. С. 61-65). Успенский настаивал на сохранении в рим. каноне мессы не нуждающегося в к.-л. дополнениях древнего неповрежденного эпиклесиса (молитва Supplices te rogamus) и рекомендовал использовать в западноправосл. литургии либо его, либо евхаристический канон из визант. обряда. С окончанием второй мировой войны продолжилось увеличение числа западноправосл. приходов РПЦ. В 1945 г., во время визита митр. Николая (Ярушевича) в Париж, был официально утвержден устав монашеского братства правосл. бенедиктинцев, настоятелем к-рого стал архим. Дионисий (Шамбо), помощником настоятеля - игум. Серафим (Родионов) . В 1946 г. к 6 приходам зап. обряда, действовавшим до войны в Зап. Европе, добавились 2 (на юге Франции), в 1948 г. были открыты еще 4 прихода. 21 нояб. 1946 г. Патриаршим экзархом в Зап. Европе митр. Серафимом (Лукьяновым) прот. Е. Ковалевский был назначен администратором (благочинным) всех западноправосл. приходов. Внутренние противоречия между прот. Е. Ковалевским и клириками приходов зап. обряда, а также ряд предпринятых им авторитарных действий, вносивших разделение в жизнь правосл. общин РПЦ в Париже, привели к его отстранению от должности администратора и настоятеля ц. сщмч. Иринея (17 янв. 1953). При поддержке своих сторонников прот. Е. Ковалевский не подчинился решению священноначалия и 25 янв. объявил о выходе из РПЦ. За ним последовало большинство приходов зап. обряда. С кончиной архим. Дионисия (Шамбо; † 3 мая 1965) последний западноправосл. приход РПЦ был закрыт. Отдельные случаи служения по Г. о. в приходах РПЦ предпринимались архиеп. Алексием (ван дер Менсбрюгге) во Франции, в Италии и в Дюссельдорфской епархии и архиеп. Серафимом (Родионовым) в Цюрихе, но они не носили систематического характера.

http://pravenc.ru/text/161584.html

Однако теория Шавасса, особенно его гипотетическая реконструкция рим. кодифицированного архетипа Г. С., подверглась серьезной критике ( Coebergh. 1961). Ряд ученых предполагают, что в основе Reginensis, как и в основе др. франк. собраний рим. чинов и молитв, лежит неск. источников, к-рые сведены воедино компилятором. Одни полагают, что этими источниками являются libelli (лат. записи месс) ( Baumstarck. 1927; Bourque. 1949; Thompson. 1975), другие - итальянские ( Coebergh. 1961) или, точнее, кампанская и равеннская ( Gamber. 1958) компиляции, к-рые могли получить распространение во франк. землях посредством влиятельного на континенте англосаксон. монашества. Т. о., Г. С. лишь частично отражает рим. практику VII в. и может привлекаться для исследования литургической ситуации в Италии вне пределов Рима. Gelasiana Mixta 2-я редакция Г. С. появилась при Пипине III Коротком (751-768) (помимо прочего, на это указывает наличие памяти св. Хрисогона 24 нояб., к-рого Пипин считал своим покровителем - см.: MGH. Epp. 3. S. 529) в одном из бенедиктинских аббатств Галлии (в Сакраментарии имеется месса на память прп. Венедикта Нурсийского (11 июля), а его имя включено в канон мессы; память мч. Прикса (Приеста), еп. Клермонского ( 674/6) (25 янв.), указывает на мон-ри Вольвик (Овернь), где на месте его мученичества была построена базилика, или Флавиньи (Бургундия), куда были перенесены его мощи после 761; о проблемах локализации и датировки архетипа см.: Moreton. 1976), вероятно, в связи с приездом туда в 754-755 гг. папы Стефана II (MGH. Capit. 1. S. 61, 80; Conc. 2. Suppl. 21; Capit. 2. S. 508). Время составления датируется до 784 или 791 гг. (когда был офиц. введен Григория Сакраментарий (т. н. Hadrianum), а галликанский обряд подвергся запрету); вероятнее всего, 2-я редакция Г. С. составлена в 760-770 гг. ( Vogel. 1986. P. 76; Dumas, Deshusse. P. XXIII-XXVI). Рукописи Gelasiana Mixta полные и относительно хорошо сохранившиеся, разделяются по территориальному признаку: 1) из франк.

http://pravenc.ru/text/ГЕЛАСИЯ ...

В кон. 1966 г. еп. Иоанн-Нектарий (Ковалевский) обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с просьбой о принятии ФПКЦ с сохранением Г. о. После неудачных переговоров с экзархом Московского Патриархата в Зап. Европе митр. Антонием (Блумом) в нач. 1967 г. готовность принять ФПКЦ в свою юрисдикцию выразил Румынский Патриарх Иустиниан . В апр. 1967 г. еп. Иоанн-Нектарий (Ковалевский) встретился с Патриархом Иустинианом, к-рый попросил подготовить отчет о жизни и деятельности ФПКЦ и даровал по просьбе еп. Иоанна-Нектария св. миро для западнообрядных общин. В 1968 г. литургическая комиссия при Свящ. Синоде Румынской Православной Церкви одобрила богослужебное употребление Г. о. После долгих переговоров, усугубленных кончиной еп. Иоанна-Нектария († 30 янв. 1970), в кон. апр. 1972 г. Свящ. Синод Румынского Патриархата объявил о принятии ФПКЦ. 11 июня того же года в Париже архиереями Румынской Церкви была совершена хиротония по визант. обряду нового главы ФПКЦ архим. Германа (Бертрана Арди) во епископа Сен-Дениского. Однако присоединение ФПКЦ к Румынской Православной Церкви было негативно воспринято К-польским Патриархатом, потребовавшим изменить наименование ФПКЦ на «французская епархия Румынского Патриархата» и ограничить служение по Г. о. в ее общинах с расширением богослужений по визант. обряду на франц. языке. Требования К-польского Патриархата были окончательно приняты Свящ. Синодом Румынской Церкви в марте 1988 г., когда еп. Герману было поручено внести соответствующие изменения в Устав ФПКЦ. Из-за отказа большинства общин ФПКЦ принять решение Синода к исполнению 10 мая 1991 г. Румынский Патриархат объявил о приостановлении канонического окормления приходов зап. обряда во Франции и о временном запрещении еп. Германа в священнослужении. После окончательного разрыва переговоров со стороны представителей ФПКЦ 23 янв. 1993 г. Свящ. Синод Румынской Церкви объявил об извержении еп. Германа из сана и об отлучении его последователей. В наст. время ФПКЦ продолжает оставаться вне общения с Поместными Православными Церквами.

http://pravenc.ru/text/161584.html

7 месс, получивших общее название «Мессы Мона» (Karlsruhe. Badische Landesbibl. Augiensis 253, VII в.) по имени 1-го издателя Ф. Ж. Мона, занимают в рукописи 44 л. (рассредоточены между Fol. 12-144; см. изд.: Mohlberg. 1958. P. 74-91; устаревшее изд.: PL. 138. Col. 863-882). Каждая месса содержит одну или неск. Contestationes, причем 1-я воскресная, или пасхальная, месса написана гекзаметром. Др. мессы относятся к пасхальному периоду (в них развивается тема Шестоднева). Одно Contestatio - на память прор. Илии (вероятно, 20 июля), последняя месса без Contestatio - на память св. Германа Осерского (31 июля). 2 молитвы Praefatio содержат аллюзии на чтение Символа веры, а в нек-рых из Contestationes упоминаются чины оглашения, Крещения и Покаяния. По стилю и богословскому содержанию «Мессы Мона» весьма эклектичны (в частности, присутствует доктрина filioque , ссылка на авторство Венанция Фортуната, священническая молитва-апология и проч.). Сакраментарий кон. VII - нач. VIII в. из миланского палимпсеста (Bibl. Ambros. M. 12 Sup.) принадлежит к смешанной испано-галликанской традиции. Он начинался, видимо, с мессы на Рождество Христово, но первые листы в наст. время утеряны (сейчас начинается с памяти св. Евгения, затем Вифлеемских младенцев и т. д. до праздника Кафедры ап. Петра). Сакраментарий также содержит мессы великопостного цикла, Великого четверга, Пасхи, одного из дней Светлой седмицы, престольного праздника (in festo patroni), общий формуляр на памяти мучеников, 6 месс рядовых воскресений, мессу на память прор. Илии и за усопших (общую и за епископа). Он также весьма эклектичен по стилю (встречается цитата из «Категорий» Аристотеля, священническая молитва-апология личного характера и проч.), прослеживается влияние рим. обряда. «Готский Миссал» (Missale Gothicum - Vat. Reg. Lat. 317, кон. VII - нач. VIII в.), озаглавленный так еще в XV в., наиболее полный по составу (отсутствуют только первые листы с мессами Адвента, ркп. начинается с мессы на Рождество Христово; см.

http://pravenc.ru/text/Галликанский ...

Одним из препятствий к признанию этой группы было совершение литургии «по галликанскому обряду». Нужно сказать, что Святейший Синод Русской Церкви в 1870 году дозволил употребление римского обряда, дополненного эпиклезой. В 1904 году он дал согласие на просьбу епископа Алеутского Тихона (Беллавина, позднее – патриарха Всероссийского) приспособить для обращенных в Православие американцев западный обряд на основе Book of Common Prayer – англиканской богослужебной книги, содержащей последования литургии и некоторых треб. В 1920 году Синод одобрил употребление римского обряда у старокатоликов Польши, обратившихся в Православие. Наконец, в 1958 году патриарх Антиохийский Александр III дал разрешение на совершение службы по западному обряду в некоторых приходах своего Патриархата в США. Следовательно, в вопросе обряда уже существовали прецеденты. Однако, по словам одного из верующих, заставшего те события, «если каждый из элементов, составляющих галликанскую литургию, восстановленную Ковалевским, по природе своей и представляет собой нечто выдающееся, то адаптированное целое, переделанное, слепленное заново, есть нечто искусственное, лишенное необходимого единства, и прежде всего необходимого литургического бытования» 408 . Стоит добавить, что в то время упомянутая группа служила по двум обрядам – «восточному» и «западному». И всё же причина провала этой попытки насадить Православие во Франции была не в обряде как таковом, даже если это и влияло на суть дела; всё упиралось скорее всего в личность самого протоиерея Евграфа Ковалевского. Несмотря на некоторые свои неоспоримые достоинства, особенно ярко проявившиеся во время Второй мировой войны, когда он помогал всем, кому возможно, он был человеком, упрямо противостоящим церковной власти, и это подталкивало его на всё более и более достойные осуждения шаги. За неповиновение на него были наложены прещения со стороны всех православных юрисдикций. В силу этой ситуации он покинул Русский Экзархат Константинопольского Патриархата, оставшись «независимым». Как раз в этот момент руководившие французской группой священнослужители и миряне встретились с архиепископом Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

5 . Литургии Святого Василия и Святого Иоанна Златоуста образуют византийскую, или константинопольскую литургию и одновременно были усвоены Русской православной церковью. Обе они происходят от литургии святого Иакова, в них приводится тот же ритуал в сокращенной форме. Это живые книги, в отличие от уже не использующихся литургий Климента и Иакова. Литургия епископа Неокесарийского Василия (ум. в 379) читается в православных Греческой и Русской церкви по время великого поста (кроме вербного воскресенья), накануне Богоявления, Пасхи и Рождества и в праздник святого Василия (1 января). Из нее произошла армянская литургия. Литургия святого Иоанна Златоуста (ум. в 407) используется во все остальные воскресенья. Это сокращенный и улучшенный вариант литургии святого Василия, который под влиянием выдающихся константинопольских патриархов с VI века вытеснил литургии святого Иакова и святого Марка. Оригинальный текст вряд ли можно выявить, так как сохранившиеся копии сильно отличаются друг от друга. Нынешний греческий и русский обряд, который превосходит помпезностью даже римский, вероятно, не мог возникнуть в век Златоуста во всех своих подробностях. Общепризнанным считается мнение Прокла, что Златоуст сократил богослужение в Константинополе из слабости человеческой природы; литургия же, которая носит его имя, еще в VII веке носила имя литургии святых апостолов и, похоже, была названа в его честь не ранее VIII века. §100. Западные литургии Литургии Западной церкви можно поделить на три группы: 1) эфесскую, происхождение которой прослеживается до Иоанна и которая включает в себя мозарабские и галликанские литургии; 2) римскую, которая, как и само папство, возводится к святому Петру и 3) амвросианскую и аквилейскую, которая представляет собой смесь из двух предыдущих. Следовательно, многообразия здесь меньше, чем на Востоке. Латинская церковь тяготела к единообразию, и римская литургия в конце концов вытеснила все остальные. 1 . Древняя Галликанская литургия 1094 во многих отношениях, как и само происхождение христианства в Южной Галлии, имеет азиатское, эфесское и, можно сказать, Иоанновское происхождение и приобрела свою окончательную форму в V веке. Среди ее составителей или, точнее, авторов окончательной редакции особо упоминается Иларий из Пуатье. Во времена Карла Великого она была вытеснена римской. Галликанство, в котором церковная организация и политика смело заявляли о своих правах, легко романизировалось в плане поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Древняя британская литургия, без сомнений, была идентична галликанской, но после обращения англо–саксов тоже была вытеснена римской. 2 . Древняя Испанская или (неверно так называемая) Г отская литургия, также называемая Мозарабской 1095 . Во многих отношениях она была похожа на галликанскую и, вероятно, произошла позже от того же восточного источника. Похоже, она уже существовала до вторжения готов на Запад (409), так как в ней нет следов влияния арианской ереси или обрядовой системы Константинополя 1096 . В текущей форме она приписывается авторству Исидора Севильского и Четвертого Толедского собора 633 г. В Испании она использовалась до XIII века, после чего была вытеснена римской литургией 1097 . Как и галликанская, эта литургия, помимо отрывков из Евангелия и Посланий, содержит уроки из Ветхого Завета 1098 ; она отличается от римской порядком праздников, и перед собственно жертвоприношением в ней присутствует гомилетическое увещевание. Формула Sancti Sanctis перед причастием, деление гостии на девять частей (в память о девяти таинствах жизни Христа), ежедневное причастие, несение чаши диаконом напоминают нам восточный обряд. Мозарабское пение похоже на грегорианское, но обладает независимым национальным характером 1099 . 3 . Африканская литургия известна нам только по фрагментарным цитатам у Тертуллиана , Киприана и Августина, из которых мы видим, что она принадлежала к римской группе. 4 . Литургия Святого Амвросия 1100 . Она приписывается знаменитому епископу Милана (ум. в 397) или даже святому Варнаве. Достоверно известно, что Амвросий ввел антифонное, диалоговое пение псалмов и гимнов и сочинил несколько молитв, вступлений и гимнов. Предполагается, что его преемник Симплиций (397 – 400) внес несколько добавлений в ритуал. Многие элементы относятся к правлению готских (493 – 568) и ломбардских королей (568 – 739). Литургия Амвросия до сих используется в Миланской епархии; после нескольких тщетных попыток заменить ее римской Александр VI в 1497 г. утвердил ее специальной буллой как Ritus Ambrosianus. За исключением нескольких восточных особенностей, она по сути совпадает с римской литургией, но не обладает ни емкой краткостью римской, ни богатством и полнотой мозарабской литургии. Молитвы о принесении конкретных даров отличаются от римских; Апостольский символ веры произносится только после принесения даров; некоторые святые епархии вставлены в канонический список святых; раздача гостии происходит до Paternoster, с особой формулировкой, и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010