601 См. например: С. 356–357. Stark, R. The Future of Religion. Secularization, Revival and Cult Formation/R. Stark, W.S. Bainbridge. – Berkeley: University of California Press, 1985. – 571 p.; Oakes, L. Prophetic Charisma. The Psychology of Revolutionary Religious Personalities/L. Oakes. – Syracuse: Syracuse University Press, 1997. – 246 p.; С. 131–134. Хоффер, Э. Истинноверующий/Эрик Хоффер. – Минск: ЕГУ, 2001. – 200 с. и др. 602 См. например: Bradley, R.T. Charisma and Social Structure. A Study of Love and Power, Wholeness and Transformation/R.T. Bradley. – New York: Paragon House, 1987. – 365 p.; Wallis, R. The Social construction of charisma/R. Wallis//Social Compass. – 1982. – Vol. 19:1. – P. 25–39. и др. 603 Smith, A. We Need to Press Forward: Black Religion and Jonestown, Twenty Years Later/A. Smith. – [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://jonestown . sdsu.edu/?page_id=16595. – Дата доступа: 12.12.2014. – P. 1–16. 604 С. 42. Assmann, J. Das kulturelle Gedächtnis. Schrift, Erinnerung und politische Identitat in frühen Hochkulturen/J. Assmann. – München: C.H. Beck, 2002. – 344 s. 606 Parsons, A.S. The Secular contribution to religious innovation: A case study of the Unification Church/A.S. Parsons//Sociological Analysis. – 1989. – Vol. 50:3. – P. 209–227. 607 С. 80. Williams, M.A. The demonizing of the demiurge: The innovation of Gnostic myth/M.A. Williams//Innovation in Religious Traditions. Essays in the Interpretation of Religious Change. Edited by Michael A. Williams, Collett Cox, Martin S. Jaffee. – Berlin & New York: Mouton de Gruyter, 1992. – P. 73–107. 608 Oden, T.C. The New Pietism/Thomas C. Oden//New Religious Movements: A Perspective for Understanding Society. Ed. Eileen Barker. – New York & Toronto: The Edwin Mellen Press, 1982. – P. 86–106. 610 Костюченко, В.С. Классическая веданта и неоведантизм/В.С. Костюченко. – М.: Мысль, 1983. – 272 с. 611 Klostermaier, K. Will Indians Past be Americans Future? Reflections on the Caitanya Movement and Its Potentials/K. Klostermaier//Journal of Asian and African Studies. – 1980. – Vol. 15:1–2. – P. 94–103.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Сл. 5, 9, 12–15; 310=1.127. 1575 Сл. 5, 12, 1–11; 314–316=1.128. О сожжении Юлианом своего флота говорит Ливаний (Похвальное Слово, 18), а также преп. Ефрем Сирин (Гимны против Юлиана 3, 15). 1576 По свидетельству Аммиана Марцеллина (Книги 25, 3), 26 июня 363 г., потерпев поражение в ходе кровопролитного боя, Юлиан, чтобы подбодрить свое войско, возглавил атаку на персов и обратил их в бегство. Когда сражение окончилось и пыль рассеялась, Юлиан был найден пронзенный стрелой. 1577 Сл. 5, 13, 1–21; 316–318=1.129. Сарацины — кочевые арабские племена, воевавшие то на стороне римлян, то на стороне персов. Ливаний поначалу предполагал, что Юлиан был убит одним из воинов–христиан (Слово 18, 274), однако впоследствии (Слово 24, 6) утверждал, что его умертвил taienos, что в переводе с сирийского означает " " сарацин " " . Созомен (Церк. ист. 6, 2) считал, что Юлиан умер от руки воина–христианина. См. Bowersock. Julian, 117. 1578 Сл. 5, 13, 21–22; 318=1.129. 1579 Аммиан. Книги 25, 3, 15. 1580 Лосев. История античной эстетики, последние века I,400. 1581 Некоторые римские императоры были причислены к лику богов. 1582 Сл. 5, 14, 1–17; 318–320=1.129–130. 1583 Юлиана. 1584 Сл. 5, 16, 6–18, 12 (16, 6–16; 17, 28–18, 12); 324–328=1.131–132. 1585 В Византии император обладал высшими судебными полномочиями. 1586 Сл. 5, 21, 1–24, 8 (21, 1–13; 23, 1–24, 8); 332–338=1.133–134. 1587 Юлиан Отступник. Мисопогон ( " Ненавистник бороды " " ). Цит. по: Успенский. История, 89–90. 1588 Browning. Julian, 174. 1589 Лосев. История античной эстетики, последние века I,363. 1590 Ср. Быт. 3:5. 1591 Сл. 5, 3, 7–10; 298=1.123. 1592 Григорий. Сл. 43, 5, 1–6, 22; SC 384, 124–128=1.605–606. 1593 Сл. 43, 9, 1–20; 132–134=1.607–608. 1594 Сл. 43, 11, 1–31; 136–140=1.609. Этот текст приведен нами полностью в разделе " " Ученость " " главы II. 1595 Сл. 43, 12, 1–17; 140=1.610. 1596 О смысле этого понятия у Григория см. раздел " " Христианское любомудрие " " в гл. II нашей работе. 1597 Сл. 43, 13, 14–33; 144–146=1.611. 1598

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Колика бо зла претерпе от иудеи нас ради грешных? И 599 не точию не прогневася на ня, но и моляшеся за них Отцю, глаголя: Отче, отпусти им грех сей. И вси же 600 святии, сим путем шествовавше, обретоша благодать, еже не точию не воздааху зла оскорбившим, но и благо им творяху, и моляхуся о них, и покрывааху недостатки их, радующеся о исправлении их 601 , егда в чувство зол своих 602 прихождаху, и любовию и милование тех наказовааху. Пятый помысл печалный Не мал есть нам подвиг на дух скорбный, понеже вметает душу в погибль и нечаяние. И аще скорбь человеческа 603 от человек 604 будет, благодушно претерпевати подобает и за оскорбивших молитися, якоже и преже реченно бысть, ведяще известно, яко не без Божия промысла 605 вся нам случаются, и вся на ползу посылает нам Бог и на спасение душам нашим, аще и в настоящее время не мнится нам полезно, но послежде известится, яко тако полезно есть, яко же Бог строит, а не яко же мы хощем. Сего ради не подобает человеческими соотводитися помыслы, но вседушно веровати, яко всевидящее Божие око вся 606 зрит, и без Его воли ничто же может быти нам, и ради милости своея сия посылает нам, да искусившеся в сих и претерпевше венчаны будем от Него, понеже без искушений 607 никтоже венчан бысть когда. Того ради о сих всех благодарение Господеви возсылати, яко 608 Благодавцу и Спасителю нашему. Уста бо присно благодаряще 609 благословение 610 приимут от Бога, и в сердце благодаряще впадает благодать, глаголет святый Исаак. Сохранятижеся от роптания на оскорбивших, понеже убо той же глаголет: вся немощи носит Бог человеку, присно же ропщуща не терпит, аще не покажет его. Подобает же имети нам скорбь полезну, еже о гресех с надежею благою к Богу покаянием, ведяще известно, яко несть грех побеждаяй человеколюбие Божие, но 611 вся пращает кающимся и молящимся. Сия убо скорбь с радостию размешена бывает и ко всякому благу усердна сотворяет человека и ко всякой болезни терпелива. Скорбь бо 612 по Бозе, рече апостол, покаяние во спасение неотложно содевает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

601. Прим. 358; 1 аор. изъяв. накл. 602. ς – сила; др. поэт. сл. (­лат. vis); здесь вин. п- να. Благодаря ошибке греч. текста в правописании этого слова (να), славянские переводчики приняли его за союз να – чтобы и, не взирая на дальнейшее изъявительное «разрушил» на невозможность при этом глаголе дополнения в род. п., перевели; «да (чтобы) разрушить», благодаря чему в слав. пер. не получилось в целой песни ни одного главного предложения, а все придаточные. 603. ВК. 79, 482. 604. ψοχοφθρος – портящий, губящий душу, жизнь, убийственный; др. – поэт, сл. (в орфических гимнах). Диавол. 605. 38, 31; действительн. зал. 606. τθημι – класть, делать, приготовлять. 607. προσηνς – приятный, ласковый, удобный. 608. τν τεκντα – прич. аор. от τκτω РБ. 54, 126, Весьма знаменательно, что к Богу приложен такой глагол. 609. λας – ВК. 34, 39. 610. μαυρω – делать неясным, помрачать, ослаблять (α – для благозвучия, μαδρς – мавр). 611. μεο’μραν – у класс. – днем; но здесь д. б. в смысле «исполнения времен», назначенного Богом дня (Гал. 4, 4). 612. Ис. 9, 2. 613. νω – вверх, вверху, с членом (как здесь) – верхний, поздн. – небесный. 614. φρυκτωρα – подача сигнальных огней (φργω – сушить, жарить; φρυκτς – куча хвороста зажигаемая для подачи сигнала, и ρω – видеть). Образ, усиливающий понятие сияния для людей, сидевших во тьме. 615. ВК. 34, 39. 616. κλρος – жребий, наследство, надел, владение. 617. νμω – делить, уделять. 618. απρρητος – запрещенный, несказанный, тайный; сильнее, чем не только РБ. 79. 269, но и РВ. 79, 271. 619. κεσε – туда. 620. πλεστον – превосходн. ст. πολς – многий. 621. ζανθω – расцветать, выступать наружу. 622. Римл. 5, 20. Для язычества т. о. рождество Христво сделало более, чем для евреев: тех просветило, этих особенно приблизило к Богу и облагодатствовало. 623. ВК. 76, 425. 624. εμβρυον – зародыш. 625. νλιος – морской, приморский (εν – в, λ – соль, поэт. – море); др. – поэт, сл., в прозе поздн. 626. πεμω – выплевывать, извергать; др. – поэт. сл., в прозе поздн. Др. – слав. все: «Утробу Ионы младенца не вреди»...

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

«Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Хусайну ибн Али от Сулаймана ибн Сурада, и ал-Мусаййаба ибн Наджабы, и Puфa'a ибн Шаддада, и Хабиба ибн Музахира, и его сторонников (шu'a) из верующих и мусульман Куфы. Мир тебе. Истинно, хвалим тебе Аллаха, кроме которого нет божества. А затем: хвала Аллаху, который сокрушил твоего могущественного упорного врага, напавшего на эту общину, завладевшего ее делом, который захватил ее и дурно обращался и повелевал ею без ее согласия. Затем он убил лучших ее людей и оставил [в живых] худших из нее. И отдал он средства Аллаха (мал Аллах) 604 тем в ней, кто могуществен и богат, да сгинет он, как самуд 605 ! Воистину, нет у нас имама. Приезжай, может быть, Аллах объединит нас с твоей помощью на пути истинном. Во дворце правления – ah-Hy'мah ибн Башир, мы не молимся с ним в пятницу и не выходим на Праздник 606 , а если мы узнаем, что ты прибываешь, то выгоним его и прогоним в Сирию, если захочет Аллах. И мир» 607 . Характеристика положения наместника Куфы (в других версиях говорится даже, что он осажден в резиденции, его никто не слушается и не платит хараджа) явно не соответствовала действительности, неясно только, пытались ли этим авторы послания подтолкнуть Хусайна к приезду в Куфу или перед нами позднейшее добавление 608 . Это послание Хусайн получил через месяц после появления в Мекке, 10 рамадана/14 июня 680 г. 609 . Через несколько дней прибыли новые посланцы из Куфы и привезли 53 индивидуальных и коллективных письма с выражениями преданности и призывами приехать и возглавить борьбу; поток писем на этом не прекратился, всего набралось будто бы две переметные сумы. Хусайн не торопился с ответом, он хорошо помнил судьбу отца и брата, положившихся на обещания куфийцев. А Абдаллах б. аз-Зубайр не мог дождаться, когда же Хусайн покинет Мекку, – при сыне Али ему приходилось довольствоваться второстепенной ролью, – и убеждал его, что, имея столько сторонников, он бы непременно поехал к ним. Последней каплей, подточившей устойчивость Хусайна, вероятно, стало прибытие в Мекку представителя басрийских шиитов Йазида б. Нубайта с двумя сыновьями. Обещание поддержки со стороны второй столицы Ирака укрепляло надежду на успех восстания. А тут еще пришел из Куфы отчаянный призыв поспешить: «Люди ждут тебя, и мнение их на твоей стороне. Поторопись! Поторопись, о сын дочери посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Зазеленели сады, и поспели плоды, покрылась земля травой, а деревья – листвой. Приезжай, если хочешь, ведь ты прибудешь к своему собравшемуся войску. И мир тебе и милость Аллаха и благословение, а до тебя – твоему отцу» 610 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Эротический оттенок видений Анджелы с точки зрения восточно-христианского опыта производит впечатление нецеломудренности. В Кресте она видела брачное ложе 606 . Она пожелала видеть Христа телесно и – «увидела Христа, склоняющего голову на руки мои. И тогда явил Он мне Свою шею и руки. Красота же шеи Его была такова, что невыразимо это. Он же не являл мне ничего, кроме шеи этой, прекраснейшей и сладчайшей» 607 . И снова, уже в храме: «Видела же я и тело Христово часто под различными образами. Видела я иногда шею Христову, столь сияющую и прекрасную, что исходящее из нее сияние было больше сияния солнца. И из такой красоты дается мне с несомненностью уразуметь, что там Бог. И хотя дома в том горле или шее видела я еще большую красоту, такую, что не утрачу, как верю, радости об этом видении шеи или горла впредь» 608 . Сам Христос (точнее – ее мистический собеседник, принявший облик Христа) делает Анджеле любовные признания: «Я не на шутку полюбил тебя» 609 . Этот мистический сентиментализм глубоко возмущал А. Ф. Лосева: «Блаженная Анджела находится в сладкой истоме, не может найти себе места от любовных томлений, крест Христов представляется ей брачным ложем… Что может быть более противоположно византийско-московскому суровому и целомудренному подвижничеству, как не эти страстные взирания на крест Христов, на раны Христа и на отдельные члены тела Его, это насильственное вызывание кровавых пятен на собственном теле и т. д. и т. д.?.. Это, конечно, не молитва, и не общение с Богом. Это – очень сильные галлюцинации на почве истерии, то есть прелесть. И всех этих истериков, которым является Богородица и кормит их своими сосцами, всех этих истеричек, у которых при явлении Христа радостный озноб проходит по всему телу и между прочим сокращается маточная мускулатура, весь этот бедлам эротомании, бесовской гордости и сатанизма – можно, конечно, только анафематствовать. (Замечу, что я привел не из самого яркого. Приводить самое яркое и кощунственно и противно). В молитве опытно ощущается вся неправда католицизма… Православная молитва пребывает в верхней части сердца, не ниже… Молитвенным и аскетическим опытом дознано на Востоке, что привитие молитвы в каком-нибудь другом месте организма есть всегда результат прелестного состояния. Католическая эротомания связана, по-видимому, с насильственным возбуждением и разгорячением нижней части сердца. „Старающийся привести в движение и разгорячить нижнюю часть сердца приводит в движение силу вожделения, которая, по близости к ней половых органов, приводит в движение эти части. Какое странное явление! Повидимому, подвижник занимается молитвой, а занятие порождает похотение, которое должно было бы умерщвляться занятием“, – приводит А. Лосев в заключение слова св. Игнатия Брянчанинова 610 .

http://azbyka.ru/satanizm-dlja-intellige...

597 Eth 1.3.82—86. См.: Часть II. Святая Евхаристия. Пр. 4. 598 Сар 1.51—52; Cat 28.403—410 599 Eth 3.203—205; 243—253. 600 Eth 3.257—263. 601 Eth 3.375—385. 602 Eth 3.399—402. 603 Eth 4.424—429. 604 Eth 4.856—861. 605 Eth 4.249—259. 606 Eth 4.260—269. 607 Eth 4.917—924. 608 Eth 5.184—193. 609 Eth 5.114—125. 610 Eth 5.212—214. 611 Eth 5.246—249. 612 Eth 9.239—245. 613 Eth 9.246—248. 614 Eth 9.303—305. 615 Eth 9.380—387. 616 Eth 9.390—407. 617 Eth 10.88—93. 618 Eth 10.697—713 619 Eth 10.813—821. 620 Eth 10.751—753. 621 Eth 11.157—186. 622 Euch 1.59—62. 623 Euch 1.152—154. 624 Euch 1.181—195. 625 Euch 1.196—211. 626 Euch 2.196—207. 627 Euch 2.208—224. 628 Euch 1.232—237. 629 Hymn 28.1—23. 630 Hymn 28.73—83. 631 Hymn 41.101—114. 632 Hymn 42.74—84 633 См.: Часть IV. Видение света. Прим. 71. 634 Hymn 42.120—125. 635 Hymn 55.82—92. 636 Hymn 50.91—109. 637 Hymn 23.13—19. 638 Hymn 23.122—128. 639 Hymn 23.267—268. 640 Hymn 23.319—326. 641 Hymn 23.346—354. 642 Hymn 23.394—414. 643 Hymn 23.517—520. 644 См.: Часть I. Братолюбивый Нищий. 645 Cat 22.88—104. Речь идет о его духовном отце, Симеоне Благоговейном, который дал ему наставление о молитве и книгу Марка Монаха. 646 Cat 22.165—168. 647 Cat 22.109—116. 648 Это происходило около 976—977 гг., когда пр. Симеону было, очевидно, двадцать восемь лет. 649 Cat 22.312—320. 650 Cat 16.54—57. 651 Cat 16.78—107. 652 Cat 16.108—122. 653 Cat 16.127—136. 654 Можно заметить разительное сходство между этим рассказом пр. Симеона, что «Он излучает свет, как солнце, и я постигаю, что все создание содержится в нем ( συνεχομνην )» и описанием пр. Венедикта: «omnis etiam mundus velut sub uno solis radio collectus». Оба святых одинаково отмечают космический аспект видения света. Мы не думаем, однако, что существовало какое-нибудь прямое литературное влияние пр. Венедикта на пр. Симеона: описание пр. Симеона слишком живо, слишком лично, чтобы быть заимствованным, особенно в подробностях. См. интересную статью Dom Emmanuel Lanne O.S.B. «L " interpretation Palamite de la vision de Saint Benoit».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

Впервые опубликовано в журнале «Христианское Чтение» за 1913 г. Май. С. 573-596; Июнь. С. 726-746. 592 Заглавие в «Revue Internationale de Theologie». 24 Heft. 1898. S. 681: «Thesen fiber das «Filioque». — Von einem russischen Theologen. — Vorwort». «Vorwort» дакже в рукописи В. В. Болотова. Страницы «Revue» отмечены далее в настоящем издании цифрами на полях (В нашем издании — в квадратных скобках по; -тексту. — Ред.). 593 На поле рукописи: «Конечно, не Person. Theologen не будет ли надлежащее, как самое скромное?» В переводе стоит (S. 681): «Die hier folgenden Zeilen enthalten bloss die Privatmeinung eines einzeinen Theologen». 594 Архиепископу Финляндскому (потом митрополиту Петербургскому): Антонию, профессору А. Л. Катанскому и затем, вероятно, протопресвитеру < И. Л. Янышеву. 595 На поле: «refondues». 596 «scheint nicht scharf genug zwischen Dogma und theologischer Meinung zu unterscheiden». Ср.: Янышев П. И. Указ. соч. С. 29. 597 Сначала было написано: «русского богослова», но потом красными чернилами поставлено в скобки и сверху написано: «одного из них». В переводе: «auch ich (als solcher)». 598 mitzureden. 599 «В действительности — иначе» нет в немецком печатном тексте. 600 Theologumenon. Так везде и далее (мн. число Theologumena). Во «Введении» и «Тезисах» везде по–гречески. 601 theologische Meinung. 602 Курсив здесь и в большинстве случаев далее лишь в немецком переводе. 603 На поле: «или тех, среди которых стоят и те мужи??» В переводе (S. 682): Manner, unter denen auch die mit Recht ο διδσκαλοι της οικουμνης ge-nannten sich befinden». 604 В переводе: «sehr hoch». 605 scharf genug. 606 das Wahre. 607 des(r) Theologumenon(a). 608 nur ein (das?) Wahrscheinliches. В переводе (S. 682): «der Inhalt des Theologumenons nur das Wahrscheinliche». 609 На поле: «sachverstandige???» В переводе: «kein Sachverstandiger». 610 theologischen Privatmeinung. 611 На поле: «souveraint Macht?» Так и в переводе. 612 На поле: «стечением». 613 eine Auseinandersetzung с этим Theologumenon. 614

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

600 Панарий ереси XLVII-LXIX. Понятно, что здесь мы употребляем это выражение приблизительно – для того, чтобы показать главное отличие второй книги Панария от первой – по основному источнику. Конечно, о секте энкратитов уже есть некоторые сведения у Иринея (гл. 28); и секты монтанистов, четыренадесятников, алогов уже начали распространяться во время Иринея. Но главным образом распространение этих сект принадлежит уже времени после-иринеевскому, и Епифаний при описании этих сект и других рассматриваемых вместе с ними пользовался уже не Иринеем, а другими источниками. 606 Ересь LIX. Замечательно, что у Епифания, как и у Евсевия, история этой секты начинается только с римского Новациана (который у того и другого называется Новатом), а о карфагенских Новацианских волнениях, известных нам по письмам св. Киприана, восточные писатели ничего не знают. Вообще историческая часть этой главы у Епифания очень бедна. 610 Здесь, как мы уже упоминали, Епифаний еще не доходит до того крайнего предубеждения против Оригена , до которого дошел впоследствии. Он говорит много хорошего о его учености и нравственных качествах, хотя и приводит некоторые сомнительные факты не в пользу его, напр. будто Ориген вынужден был, хотя и против воли, принести языческую жертву,– за что будто бы он был изгнан из Александрии (ер. XLIV, § 2). Но учение Оригена Епифанию и здесь уже представляется в крайнем виде, и о последователях Оригена Епифаний выражается, что „эта ересь ужасная и худшая всех ересей,– потому что она, хотя и не располагает своих последователей совершать срамные дела, но внушает страшное по своей гнусности сомнение относительно Божества“ (§ 4). 613 Именно в третьей книге Панария обличаются следующие ереси: Авдиан, Фотиниан, Марцеллиан, Полу-ариан, Духоборцев, Аэрия и Аномеев – в первом отделении; Димеритов, Антидикомарионитов, Коллиридиан и Массалиан – во втором отделении. 615 Anacephaleosis sive corum, quae in Panario dicta sunt, summai comprehensio. Миня T. XLII, pag. 833–886. Число ересей и общий порядок описания их в анакефалеосисе те же, что и в Панарие, но в расположении ересей одной за другою есть некоторые, незначительные впрочем, изменения против Панария. См. у Миня Т. XLI, pag. 151–154, предисловие к Панарию Дионисия Петавия. Срав. Шаффа Kirchengeschichte, стр. 1170. Фотий в Библиотеке Cod. CXXIII называет Анкорат сокращением Панария – очевидно ошибочно вместо Анакефалеосиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Дальнейшим выражением такого представления о трансцендентности Бога у Филона является учение о Его совершенной непознаваемости и безымянности. В самом деле, по мысли Филона, Бог «непостижим» ( κατληπτον), «неописуем» ( περγραφον), «неизречен» ( ρρητον) и «неименуем» ( κατον μαστον) 605 . Сущность Бога абсолютно проста, бескачественна и неделима на части, а потому непостижима для дискурсивного мышления и как таковая не может стать предметом нашего познания. Если наш ум, замечает Филон, непознаваем для нас самих, то тем более недоступен человеческому познанию Бог , Творец ума, и поэтому невозможно дать Ему какого-либо имени, которое прилагалось бы к Нему в собственном смысле, а не по аналогии или по отношению к творению 606 . Найти Бога можно только «апофатическим путем», т.е. путем отрицания всего, что может быть воспринято нашими чувствами или помыслено нашим разумом. При этом следует отметить, что хотя Филон и утверждает совершенную бескачественность и непознаваемость Бога, однако он оставляет за Ним одно важнейшее определение, а именно – «Сущее» ( τ ν, ν), или «Бытие» ( τ ε ναι, παρξις). В этом понятии «Сущего» у Филона, как и у целого ряда последующих христианских мыслителей, удивительным образом совпадают библейское Откровение, данное Богом Моисею на горе Синае 607 , и философское умозрение об «истинно сущем» ( τ ντως ν), идущее от Парменида к Платону и Аристотелю, а от них перешедшее во всю последующую европейскую философию. Действительно, как замечает Филон, бытие – это единственное, что доступно человеческому познанию о Боге как таковом: «Бог непознаваем для ума, разве только по бытию ( κατ τ ε ναι μ νον), ибо одно только существование ( παρξις) – вот то, что в Нем познаваемо, а кроме существования – ничего ( τν δ γε χωρς πρξεως οδν)« 608 . «Непостижимую природу Бога ( τν κατ ληπτον θεο φσιν) нельзя постигнуть, кроме лишь одного бытия ( πρς τ ε ναι μ νον)» 609 . В связи с этим человек может знать о Боге «не то, каков Он есть ( οχ ο ς στιν), но только то, что Он есть ( τι στιν) " 610 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010