В 1920-х годах власти конфисковали и сдали в металлолом колокола храма, были утрачены иконы, утварь, библиотека, архив. В 1927 году была зарегистрирована обновленческая община храма. В 1936 и 1938 годах РИК возбуждал ходатайства о расторжении договора на пользование храмом и о его закрытии. 31 января 1940 года храм был закрыт, здание использовалось под складское помещение. Решением Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР от 28 апреля 1945 года церковь разрешили открыть. Более её не закрывали. 20 февраля 1995 года указом Президента России храм включен в число историко-культурных памятников федерального значения. На начало 2010-х годов при храме действует воскресная школа, имеется библиотека. Фаст М.В., Фаст Н.П., Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. - Томск; М.: Водолей Publishers. 2004. Церковь находится в центре села Тогур Томкой области. К северу от неё стоит одноэтажный деревянный дом церковного притча, обильно украшенный пропильной резьбой. Основной объём церкви кирпичный, бесстолпный, одноглавый, имеет форму высокого трехсветного четверика. Перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает граненная апсида, перекрытая цилиндрическим сводом, переходящим в конху с распалубками над окнами. С запада - прямоугольная трапезная, которая вместе с южным приделом и двухъярусной колокольней, смещенной к югу относительно оси храма, составляет асимметричную композицию. Трапезная перекрыта цилиндрическим сводом с распалубками. Двухъярусная колокольня построена по принципу " восьмерик на четверике " . Нижний ярус равен по высоте четверику храма. Ярус " звона " поставлен на низкий постамент прорезан арками со всех сторон и перекрыт сомкнутым сводом. Своеобразный декор фасадов носит барочный характер. Углы всех частей церкви обработаны лопатками, в завершении их карниз с тонкой профилировкой обломов и крупными сухариками. Арочные оконные проемы нижнего яруса храма, трапезной и алтарей обрамлены плоской рамкой, сандрик - с арочной центральной частью и прямыми плечами. У наличников окон второго света храма надоконная часть имеет более сложную форму.

http://sobory.ru/article/?object=20835

В 1935-1941 годы шло физическое истребление духовенства и мирян. В результате Церковь понесла столь тяжкие потери, что последствия этого сказываются до сих пор. Арестованным предъявляли самые невероятные обвинения — в шпионаже, саботаже, терроре. Так архиепископ Смоленский Серафим (Остроумов) был обвинен в том, что возглавлял банду контрреволюционеров. В Горьком в 1937 году прошел типичный процесс, в котором местное духовенство обвинялось в организации «подпольного фашистского центра», который «посредством монашек и верующих совершал террористические акты и шпионаж». Подобные процессы проходили повсеместно. Если в 1934 году было арестовано 6 епископов, то в 1935 году — 14, в 1936 году — 20. В результате 10 мая 1935 года митрополит Сергий (Страгородский) был вынужден распустить Временный Патриарший Синод и управлять всеми епархиями при помощи своего викарного епископа Сергия (Воскресенского) и канцелярии, состоявшей из секретаря и машинистки. В 1937 году было арестовано 59 епископов (и еще 39 обновленческих), расстреляно 60. А всего в 1936-1938 годах, по некоторым оценкам, мученически пострадали за Христа около 200 архиереев. Арестовывали и рядовых священнослужителей и мирян — либо по доносам, либо по подозрению в антисоветской деятельности, как представителей враждебного класса. Сложно установить точное число пострадавших за веру во время гонений второй половины 1930-х годов — в разных источниках приводятся различные сведения. Игумен Дамаскин (Орловский), основываясь на сведениях Александра Яковлева, возглавлявшего комиссию по реабилитации жертв политических репрессий, приводит статистику по годам: В результате к началу войны на территории СССР оставалось 5 665 официально зарегистрированных священнослужителей, причем больше половины из них проживали на присоединенных в 1939-1940 годах землях. Таким образом, вторая «безбожная пятилетка» была близка к цели, поставленной партией. Помешала война. Союз воинствующих безбожников просуществовал до 1947 года и передал свои функции Всесоюзному обществу «Знание». А в конце 1950-х началась новая «безбожная пятилетка».

http://pravoslavie.ru/53538.html

Обновленчество разделило судьбу всей Православной Церкви. Власти в это время совершенно перестали делать какое-либо различие между представителями церковных ориентации. “Мавр сделал свое дело – мавр может уйти”, – этими словами одного из персонажей шиллеровской трагедии “Заговор Фиеско в Генуе” можно охарактеризовать официальную линию по отношению к обновленцам в те годы. В 1937–1938 годах были арестованы и физически истреблены наиболее видные лидеры обновленчества: Петр Блинов – глава сибирских обновленцев, Петр Сергеев – обновленческий митрополит Ростовский, Василий Челябинский – обновленческий глава Урала. Еще раньше, в 1934 году, был арестован вскоре умерший в заключении Александр Иванович Боярский – виднейший лидер обновленчества, в последние годы своей жизни митрополит Иваново-Вознесенский. В эти годы обновленчеству был нанесен удар в самое сердце: в 1935 году последовал “самороспуск” Синода. Единственным духовным центром обновленчества с этого времени является митрополит Виталий Введенский – бывший председатель Синода. По инициативе проф. Зарина (своего секретаря), митрополит Виталий принимает пышный титул “Первоиерарха Московского и всех православных церквей в СССР”. Ему присваивается небывалый титул: “Ваше первосвятительство”, и к его имени прилагается эпитет: “первосвященнейший”. Однако вся эта внешняя помпа не может скрыть той парадоксальной ситуации, в которой очутилось обновленчество. Ярые противники единоличной власти и сторонники “соборного начала” вынуждены отныне перейти сами к единоличному управлению. В том же, правда, положении находилась и Православная Патриаршая Церковь , возглавляемая митрополитом Сергием. Власти считали в это время неприемлемым любой коллективный орган церковного управления – соратники Ежова приходили в ужас при одном слове “соборное” управление и совершенно так же, как купчиха у Островского, падали в обморок при слове “жупел”. Однако с ликвидацией Синода отпадал всякий осмысленный повод для раскола, и отныне вся церковная распря сводилась к борьбе лишь за власть между двумя иерархами. Впрочем, мало кто думал в это время о церковных разногласиях. Уцелевшему духовенству было не до теоретических споров. С другой стороны, резкое сокращение храмов исключало возможность выбора для верующих: ходили в тот храм, который уцелел в данной местности, причем принадлежность этого храма к той или другой ориентации определялась чисто случайными факторами. В Средней Азии, на Северном Кавказе и на Кубани все без исключения храмы были обновленческими просто в силу инерции – такими они стали в 20-х годах, благодаря умелой работе местных деятелей. В России, наоборот, обновленческие храмы попадались лишь изредка, а в Сибири (после ареста Петра Блинова) обновленческая организация фактически распалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разумеется, конфисковывались всегда, когда священнослужители арестовывались. Происходили и такие случаи: умирал какой-то священнослужитель, скажем, в 50-е годы, к нему домой приходили соответствующие товарищи и изымали из его архива письма, дневники, материалы, которые, с их точки зрения, могли давать неугодную властям информацию о церковной жизни. Таким образом, работу церковным исследователям вести было очень сложно, потому что они были изолированы от государственных архивов, а на личные архивы власти пытались наложить свою десницу. Но работа продолжалась. Занимались ею те, кто работали в контакте с митрополитом Мануилом. В 50–60-х годах собираются материалы еще одной группой исследователей. Впрочем, прежде упомяну еще одного собирателя материалов по истории Русской Православной Церкви – это М.Е. Губонин, главным трудом которого был сборник материалов: «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 год». Это, наряду с архивом митрополита Мануила, одно из наиболее полных собраний материалов по нашей церковной истории XX века. М.Е. Губонин был провинциальным подмосковным интеллигентом и всю свою жизнь был человеком глубоко церковным, иподиаконствовал в юности у одного из архиреев. Он занимался собиранием материалов, сделал работу, за которую мог поплатиться и свободой, и благополучием, и собрал удивительный архив. Архив митрополита Мануила и архив М.Е. Губонина использовались исследователями русской церковной истории в качестве основных материалов. Несколько групп исследователей работало с этими материалами. Результатом деятельности одной из этих церков-но-диссидентских исследовательских групп стала книга Анатолия Левитина, Владимира Шаврова «Очерки по истории русской церковной смуты 20–30-х годов XX века». В своей работе эти исследователи опирались как на Губонинский архив, так и на архив митрополита Мануила. В этой книге дается развернутая история русской церковной жизни этого периода, но акценты сделаны на изучение обновленческого движения, тем более, что Левитин был одно время иподиаконом у обновленческого «митрополита» Александра Введенского и из первоисточника знал, что происходило в обновленческой среде. Это, конечно, привело к тому, что в этой книге, хотя Левитин потом отошел от обновленчества и вернулся в Православную Церковь , есть некоторая доля симпатии к церковному модернизму в целом. Шавров же стоял на иной позиции, и в некоторых случаях различие позиций этих двух авторов проявляется в самой книге, где приводится мнение Левитина и мнение Шаврова в оценках того или иного события. В книге опубликованы обновленческие и православные документы этого периода времени, и, конечно, эта книга чрезвычайно важна. Она была издана, подобно «Словарю» митрополита Мануила, в Германии, в 70-х годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее значительными среди них были митрополит Ярославский Агафангел и митрополит Казанский Кирилл. Можно напомнить о том, что Северо–Американская епархия в 1924 г. провозгласила себя «временно самоуправляющейся» на том же основании Указа 1920 г. Во всяком случае, в 20–х и 30–х годах возникло несколько «автокефалий». Некоторые из них находились в несколько двусмысленных отношениях с установленным в 1922 г. обновленческим «Высшим Церковным Управлением»: так, управляющий Петроградской епархией епископ Ямбургский Алексий (Симанский) — будущий Патриарх — вместе с другим Петроградским викарием, епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем), тоже учредили «автокефалию» в 1922 г., о которой в свое время подробно писал А. Левитин в своей истории обновленчества. 9 июня 1922 г. епископ Алексий снял запрещение с Введенского и хвалился, что его управление епархией получило «согласие» обновленческого ВЦУ. Лев Регельсон не вполне прав, обвиняя епископов Алексия и Николая в прямом принятии обновленчества. Епископ Алексий ограничился — и то очень кратковременно — полупризнанием обновленческого управления, но уже через две недели (24–го июня 1922 г.) отказался от прямого сотрудничества с ВЦУ и за это был сослан. Совсем по–другому обстоит случай — митрополита Сергия (Страгородского). Открытое признание обновленчества этим выдающимся богословом и иерархом сыграло роковую роль в трагические месяцы 1922 г. Правда, его торжественное покаяние в 1923 г. перед Патриархом Тихоном тоже не лишено огромной духовной значимости. 3. Личность митрополита Сергия и его деятельность стоит в центре всех церковных событий 20–х и 30–х годов. Решительное неприятие и критика этой деятельности является главным тезисом книги Регельсона. По мнению автора, власть «Заместителя Местоблюстителя», а затем просто — «Местоблюстителя» митрополита Сергия была, с одной стороны, лишена бесспорной канонической законности, а с другой стороны, предполагала морально недопустимый сервилизм по отношению к властям. Такая оценка деятельности митрополита Сергия, в основном, совпадает с позицией тех церковных деятелей, которые, хотя и находились в оппозиции «Местоблюстителю» в 30–х годах, признали законным избрание Патриарха Алексия Собором 1945 г.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

Скорбященская церковь (Мичуринск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» — православная церковь в городе Мичуринск, расположена на Новом кладбище города. Находится в юрисдикции Мичуринской епархии Русской православной церкви. Содержание История [ править править код ] Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбя­щих Радость» на Новом кладбище г. Козлова (ныне г. Мичуринск) была построена на средства козловского купца Ивана Ивановича Воронова. В «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» протоиерея Георгия Хитрова, вышедшем в 1861 году, годом постройки церкви назван 1803 год. До 1808 года церковь была приписной, то есть не имела своего причта. Это следует из записи в «Памятной книжке Тамбовской губернии, 1894 год», где Скорбященская церковь упомянута как самостоятельная с 1808 года. Протоиерей Георгий Хитров указывает также, что церковь была трех-престольная. Два других престола были: во имя Казанской иконы Божией Матери и Иоанна Предтечи («Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год». Запись в «Памятной книжке Тамбовской епар­хии, 1902 г.» говорит о том, что к тому времени в церкви осталось лишь два престола – престол во имя Казанской иконы Божией Матери был упразднён. К 1911 году церковь стала однопрестольной («Историко-статисти­ческое описание Тамбовской епархии, 1911 год»). Иван Иванович Воронов скончался в 1805 году и был погребен у алтаря построенной им церкви. Рядом с ним погребена его супруга, Мария Леонтьевна, скончавшаяся в 1808 году в возрасте 55 лет. В начале 20-го века Скорбященская церковь содержала церковную школу в одном из купеческих домов и выделяла на её содержание определённые годовые суммы (ГАТО.-Ф. 181, оп. 1, д. 2119). Утверждение советской власти на Тамбовщине сопровождалось упразднением церквей и закрытием монастырей. К концу 1918 года официально завершилась ликвидация тамбовских монастырей. Городские власти докладывали: «Монашествующие до 55-летнего возраста, как элемент паразитирующий, выселены, старые и больные переданы в ведение отдела социального обеспечения». Началось закрытие церквей. Особенно усиленно уничтожалась епархия в 20–30-х годах «в связи с фактами выступления против советской власти при вспышке кулацко-эссеровского мятежа в Тамбовской губернии в 1920–1921 годах». Не помогло и обновленческое движение, начавшееся здесь весной 1922 года. К концу 30-х годов в Тамбовской епархии не было ни одной действующей церкви. В Скорбященской церкви в эти годы размещалась тракторная мастерская. В 1939 г. церковь должны были разрушить, но успели разобрать только колокольню.

http://azbyka.ru/palomnik/Скорбященская_...

Обращаемся ко всем могущим и желающим помочь в восстановлении церкви Антония Великого в дер.Шишково с просьбой перечислять денежные средства на расчетный счет Крестовоздвиженской церкви пос.Демянск, с указанием на восстановление церкви в д.Шишково. Обращайтесь по адресу: 175320 Новгородская область, Демянский район, д. Шишково, ул Центральная, д.32 , Ризо Наталье Николаевне, тел. 8-921-203-09-40 За благодетелей прихожане усердно молятся. Преподобный отче Антоние, моли Бога за нас! Похоже, что эта церковь к Московской Патриархии никогда не относилась - может быть, поэтому ее здание и восстанавливается нынче с такой неохотой. Демянский уезд в 1922 году сделался цитаделью обновленчества в Новгородской епархии: к обновленцам примкнул энергичный и авторитетный настоятель собора г. Демянск протоиерей Михаил Смелков, который был очень скоро произведен " епископом Демянским " . Согласно " Санкт-Петербургскому мартирологу " (СПб., 2002. С. 200), настоятелем церкви с. Шишково в 1926-1934 годах был священник обновленческого рукоположения Антоний Порфирьевич Прилежаев (1902-1989). С его арестом в 1934 году церковь, очевидно, и разорили. После войны А.П. Прилежаев воссоединился с Московской Патриархией как мирянин (так принимали второбрачных) и пошел в гору. С 1947 года он работах экономом Ленинградской духовной академии, затем сподобился быть завхозом Русской духовной миссии в Иерусалиме, а в 1960-х - 1970-х годах трудился экономом Ярославского епархиального управления. Помнят ли его в Шишкове? Добавить комментарий Комментарии и обсуждение По устным воспоминаниям старожилов, церковь была построена местными жителями примерно в 1925 году. Церковь была освящена 30 января. С тех пор 30 января был в деревне праздником Священья. Первоначально церковь была с небольшой колокольней на три колокола. Разорили церковь примерно в 1934 году. В советское время в ней размещался клуб, столовая и в 80-е годы она пустовала. Начиная с середины 90-х годов 20-го века церковь была почти полностью разрушена местными жителями. Силами одного мецената, корни которого из здешних мест, церковь с середины 2000-х годов понемногу восстанавливается. В 2009 году поставлен небольшой купол с крестом. Но дело продвигается очень медленно, так как местные жители не проявляют практически никакой инициативы в деле восстановления церкви, а силы мецената не беспредельны.

http://sobory.ru/article/?object=12769

Назначен митр. Ленинградским (08.1926), служил в Ленинграде лишь три дня, затем жил в Ростове, управлял епархией через викариев. В 11.1926 вступил в должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В 12.1926 арестован в Ростове, сослан в Никольский Моденский монастырь Новгородской губ., в 09.1927 освобожден, вернулся в Ростов, Митр. Сергием назначен митр. Одесским (17.09.1927), назначение не принял, продолжал руководить Ленинградской епархией из Ростова. Вместе с митр. Ярославским Агафангелом (Преображенским) и его викариями подписал акт отхода от митр. Сергия и его Синода (06.02.1928). Арестован 29.02.1928 и вновь сослан в Моденский монастырь. Вновь арестован в 12.09.1930 и сослан в г. Чимкент (Казахстан), служил тайно. Арестован в Алма-Ате 22.09.1937. Расстрелян 20.11.1937. 588 Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Москве и Московской области (Архив УФСБ РФ МО), ф. архивно-следственных дел, д. 28850. 590 Шишкин. А. А. Сущность и критическая оценка обновленческого раскола русской православной церкви. С. 335. 594 Цит. по: Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия – григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Их особенность и история. Куйбышев, 1966. Рукопись. С. 5. 598 Центр документации новейшей истории Воронежской области (ЦДНИ ВО), ф. 9323, оп. 2, д. П-24705, т. 1, лл. 2–3. 608 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной власти 1917–1943. С. 584–585. 612 Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Архив УФСБ РФ СПб), ф. арх.-след. дел, дд. П-28774, П-42182, П-66675. 625 Справка УФСБ РФ по Тверской области N 10/1058 от 15 июля 1994 г.; Польский М. Указ. соч. Т. 2. С. 1; Хрусталев М. Ю., Гусев О. А. Митрополит Петроградский Иосиф (Петровых) в сонме новомучеников и исповедников Российских//Устюжна: Историко-литературный альманах. Вып. 2. Вологда: Русь, 1993. С. 151; Московский церковный вестник, 1993, 4. С. 5; Справка Комитета национальной безопасности Республики Казахстан N 11/1–762 от 15 сентября 1994 г. 626 Имяславие – религиозное движение в Русской церкви, возникшее в 1910–1912 гг. в православных монастырях на Афоне (Греция). Имяславцы считали, что человек в силу своей греховности может славить в молитвах не самого Бога, а лишь его имя, требовали с благоговением относиться ко всему, что составляет христианский культ. В 1912–1913 гг. движение монахов было подавлено, их отлучили от Церкви. После Октябрьской революции получило распространение во многих районах страны, участники его выражали в основном монархические, антисоветские взгляды. Имяславцы (несмотря на отлучение) в 1920-е гг. принимались Патриаршей Церковью даже без покаяния. С 1927 г. подавляющее число имяславцев стало активными участниками иосифлянского движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оценку Меню и его деятельности дал в 80-ых годах 20 века великий святитель РПЦ МП 20 века, постоянный член Священного Синода РПЦ МП митрополит Ленинградский Антоний (Мельников), образованнейший богослов своего времени, соратник патриарха Пимена (Извекова). Владыка Антоний прямо квалифицировал деятельность Меня в своем знаменитом письме как агентурно-сионистскую, прямо вредительскую Святому Каноническому Православию. Александр Мень является одним из основных апологетов т.н. иудео-православной церкви, дичайшего модернизма и экуменизма. Святые Соборные Единожды установленные Каноны Православия Менем извращались как могли в его литургической самочинной практике.Иудаизм по Меню, основа основ всего на Земле ?! Вызывают самые острые сомнения по поводу именно мученической,именно за Христа и Веру Христову Православную гибели Меня. Такой мученической кончины не было.И не могло быть. Меня убили не исповедание им Христа и Веры Христовой, а за исповедание Антихриста --вот так точно будет звучать. Меню не поступали угрозы типа --отрекись от Христа, сними с себя крест и сан, публично похули церковь Христову и тому подобное.Таких угроз Меню не было. А были намеки ему на то, чтобы он отвергся именно от своих еретических, иудейских, модернистских, обновленческих и экуменических развращений. Не прикрывал бы свою иудейско-модернисткую натуру саном православного священника. Вот мученика-воина Евгения Родионова звери казнили, отрезав голову, именно за отказ воина снять с себя православный крест и отречься публично от Христа и Его Церкви. Вот это настоящий мученик Христов за Веру и за Христа. И обязан быть прославлен. При чем, количество чудес по молитвам к воину, уже стало бессчиленным ! А с Менем не должно быть никаких игр в " канонизации " , каким бы " самым превеликим ученым богословом " он не представлялся. Набор знаний не дает право канонизировать убитого не по мученическим основаниям даже священника, несмотря на его семитскую национальность. Русская Святая Церковь дала в 20 веке огромный пласт несправедливо не прославленных настоящих чистых мучеников и исповедников за Христа и Церковь Христову. Но почему-то сейчас делается акцент на лиц, могущих вызвать разделение в Церкви и народе Божием. Этого допускать нельзя.Да, собственно, и не будет допущено.

http://ruskline.ru/politnews/2021/02/16/...

782 РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 285. Л. 126, 126 об. Адресат установить не удалось. Возможно, им был архиепископ Платон (Рождественский). 784 Анекдотично утверждение П. П. Грюнберга о «незаконном продвижении в епископат выдвинутого Правительством кандидата, в будущем ярого обновленца Серафима (Руженцева)». См.: Грюнберг П. П. О положении епископата Русской православной церкви при временном правительстве//Материалы по истории русской иерархии. М., 2002. С. 162. Данное утверждение сделано только на том основании, что в 20-х годах Серафим стал обновленцем. Нужно обладать большим воображением, чтобы представить себе обсуждение кандидатуры сапожковского законоучителя на заседании Временного правительства. 787 Впоследствии Серафим Руженцев (1876–1935) все же стал епископом, а после начала обновленческого движения присоединился к обновленцам. Был обновленческим митрополитом в Москве и Ленинграде. В 1934 г. отстранен за «бездеятельность» и отказ от борьбы с «Тихоновцами». См.: Шкаравский М. В. Обновленческое движение в Русской православной церкви. СПб., 1999. С. 98. 794 Уже после написания данного издания, я познакомился с работой М. Дмитриева, посвященной Рязанской епархии в 1917 году. Автор пользовался только материалами местного архива и прессой, видимо, именно поэтому вся острейшая борьба в епархии удивительным образом прошла мимо его внимания, что и привело к курьезным ошибкам и выводам. Так, например, Дмитриев пишет: «неизвестно почему» Синод затягивал утверждение Серафима Руженцева епископом. Мягко говоря, странным выглядит и утверждение, что Серафим все же стал в августе 1917 г. рязанским архиереем. См.: Dmitriev M. E. Riazan Diocese in 1917//Russian Studies in History, Vol. 38. По. 2. Fall 1999. Р. 66–82. 795 Также административно, еще 8 марта, в Тобольск, после увольнения Варнавы (Накропина), был назначен Гермоген (Долганов). Следует кратко осветить ситуацию в Рижской епархии. Так, в августе в Юрьеве (епархия была оккупирована) на съезде духовенства и мирян было решено восстановить Ревельское викарство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010