Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОБРОВНИКОВ Алексей Александрович (1822, Иркутск - 8.03.1865, Оренбург), ориенталист. Сын протоиерея, составителя первой грамматики монг. языка; в раннем возрасте остался сиротой. В 1842 г. Б. окончил Иркутскую ДС 1-м по разрядному списку. Назначен учителем в уездное уч-ще, но, узнав об открытии КазДА, поступил в нее, где, как и в ДС, интересовался философскими, математическими науками и монг. языком. Посещал лекции проф. О. М. Ковалевского в Казанском ун-те, пользовался принадлежавшей ему б-кой буддийской лит-ры. В 1844 г. при КазДА были открыты курсы вост. инородческих языков. Для преподавания на них в янв. 1845 г. были приглашены профессора Казанского ун-та А. В. Попов (монг. и калм. языки) и А. К. Казембек (тур. и татар. языки). Лучшим учеником первого стал Б., второго - Н. И. Ильминский , друг и однокурсник Б. В академии Б. приступил к написанию подробного разбора буддийского учения, но из-за болезни ограничился курсовым соч. «О различии между христианством и буддийским учением о любви к ближним». 20 июня 1846 г. Б. был командирован в Калмыцкую степь на 3 месяца для составления грамматики калм. языка. В отчете о поездке ученый описал буддийско-шаманские верования и обряды калмыков, выявил причины слабости христ. миссии среди них. 10 окт. 1846 г. Б. был определен бакалавром математики в КазДА с разрешением сверхштатного преподавания монг. и калм. языков. 21 мая 1848 г. представил правлению академии монголо-калм. грамматику. Грамматика была рекомендована к использованию во всех духовно-учебных заведениях, где преподавался калм. язык, в 1850 г. была отмечена 2-й Демидовской премией имп. АН. В 1850-1851 гг. Б. вместе с бурятом Г. Гомбоевым собирал материалы для монголо-калм. хрестоматии, перевел на разговорный калм. язык краткий катехизис с изложением священной истории, разрабатывал богословскую терминологию в калм. языке, написал большое число отзывов и рецензий на труды рус. миссионеров. После редакторской работы Б., продолжавшейся почти 3 года, был издан калм. словарь свящ. Пармена Смирнова.

http://pravenc.ru/text/149425.html

750 от 24 декабря 1856 г. Якутск. Его Высокоблагородию г. Секретарю Русского Географического общества Евгению Ивановичу Ламанскому. Ваше Высокоблагородие Милостивый Государь! Честь имею уведомить Вас, Милостивый Государь, что присланный Вами Отчет Императорского Русского Географического общества за 1855 год мною получен. При сем имею честь препроводить к Вашему Высокоблагородию несколько ответов на известные вопросы касательно климата России и (неполные) метеорологические наблюдения, веденные в глубоком Севере нашей Америки. Ваше Высокоблагородие без сомнения удивитесь запоздалости ответов; но еще более удивитесь, если я скажу, что от некоторых лиц я не получил оных и поныне; но это произошло и происходит именно от тех обстоятельств, в каких я нахожусь и по случаю войны находился наш край (по-видимому, имеются в виду попытки Великобритании осуществить интервенцию на Камчатке в период Крымской войны 1853–1856 гг. – А.П.). И притом самые вопросы мной получены были только в начале 1851 года на пути из Камчатки чрез Гижигу в Охотск; и я разослать их мог только в конце того года; затем я должен был отвечать на разные недоразумения желавших отвечать на сии вопросы – и все это брало время десятки месяцев. При сем честь имею препроводить сто пятьдесят рублей в пользу сего Общества и кроме того тридцать рублей с покорнейшею просьбою на счет их прислать мне Вестник сего Общества за все прошедшие годы и впредь присылать и если можно то и (в простом корешковом) переплете. С совершеннейшим почтением и преданностью честь имею быть Вашего Высокоблагородия Покорнейшим слугою Иннокентий Архиепископ Камчатский 84 . Яркое представление о том, в каких условиях совершали свой христианский подвиг и добывали географические сведения миссионеры Русской Православной церкви на Аляске, дает следующий рассказ епископа Иннокентия в официальной справке О состоянии Камчатской епархии, направленной им в Святейший Синод в 1850 году и сохранившейся в Архиве внешней политики Российской Империи: В прошедшем 1849 году мною отправлен на реку Квуихпак в помощь тамошнему миссионеру Иеромонах Филарет, как о том мною и донесено – с тем между прочим, чтобы при первой возможности открыть там новую миссию. Но сведения о том могут быть получены не ранее сентября сего 1850 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другой важный выезд, в Швейцарию (1846), совпал с вынашиванием замысла романа «Домби и сын» (Dealings with the Firm of Dombey and Son, 1847–1848). В этом первом психологическом шедевре Диккенса просматривается развернутое обоснование его этического кредо. Через драму отношений отца и сына писатель раскрыл многогранность детского сознания, не только невольно «просвещающего» тьму мира взрослых, но и приходящего через неприятие зла (порочность жестко регламентированного мира собственников, обделенных истинным пониманием любви, семейных ценностей) к постижению тайн времени, вечности. Помимо работы над «Домби» Диккенс, все еще переживая синдром некоторого финансового беспокойства, активно занимался издательской деятельностью, основал газету «Дейли ньюс» (1846), «запустил» в 1850 г. собственный литературно-художественный еженедельник «Домашнее чтение» (позже, в 1859-м, к нему добавится еще один, «Круглый год»). Роман с Эллен Тернан активизирует в Диккенсе то, к чему он был склонен с детства — публичному чтению своих сочинений. С 1858 г., получая от этого немалый доход, он начинает выступать с чтением собственных сочинений и уже в 1860-е гг. осуществляет это столь активно (турне по Англии, Ирландии, США), что подрывает здоровье. Восьмого июня 1870 г. писателя разбил инсульт, он упал со стула и на следующий день скончался в Гэдз-хилл плейс. Последними его словами, которые он прошептал в присутствии дочери, стала несколько загадочная фраза: «Да, на землю». Учитывая род занятий Диккенса, можно предположить, что он неосознанно молил небо об освобождении его от сочинительства «другой жизни», от полетов воображения и жаждал опуститься на землю — стать только человеком... Четырнадцатого июня Диккенс в знак заслуг перед нацией был похоронен в Вестминстерском аббатстве в так называемом «Уголке поэтов», хотя в завещании, смиренном по духу, оставил распоряжение о своем погребении в Рочестерском соборе, возражая против какого-либо посмертного «обожествления» своей персоны. По-настоящему зрелый период творчества Диккенса открывается его любимым произведением — автобиографическим романом «Дейвид Копперфилд» (David Copperfield, 1849–1850), рассказывающим о становлении писателя.

http://pravoslavie.ru/6110.html

230 Метнер Э.К. Размышления о Гете. М., 1914. Книга Лихтенштадта – см. примеч. 4 к письму от 22–23 апреля 1935 г., с. 108. 233 Ле Шателье Анри Луи (1850–1936) – французский физико-химик и металловед. Сформулировал (1884) общий закон смещения термодинамического равновесия (принцип Ле Шателье-Брауна; Браун Карл Фердинанд/1850–1918» – немецкий физик). 234 Томсоны – Флоренский неточно называет инициалы, имеются в виду английские физики Джордж Паджет Томсон (1892–1975) и Уильям Томсон (1824–1907). 235 «Справочник» и «Техническая Энциклопедия» – издания, в которых принимал участие П.А. Флоренский, будучи сотрудником ВЭИ. 236 Руководитель Кирилла – Зильберминц Вениамин Аркадьевич (1887–1938?) – минералог, руководитель лаборатории в Институте прикладной геохимии и металлургии (позже – БИМС), создатель и заведующий кафедры кристаллографии и минералогии Московского нефтяного института (ныне РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина). Репрессирован и расстрелян в 1938(?) г. Кирилл работал под руководством Зильберминца в 1932–1935 гг., вплоть до ареста своего учителя. 237 Иловайский Давид Иванович (1878–1935) – профессор палеонтологии в Московском нефтяном институте им. И.М. Губкина. Совместно с ним К. П. Флоренский написал книгу «Верхнеюрские аммониты бассейнов рек Урала и Илека» (М., 1941). 239 К. П. Флоренский закончил работы в Таджикско-Памирекой экспедиции (1933–1935). С апреля 1935 г. был зачислен в биогеохимическую лабораторию, возглавлявшуюся акад. В.И. Вернадским, где будет работать под руководством A.M. Симорина. 240 Федоров Евграф Степанович (1853–1919) – русский минералог и кристаллограф, один из основоположников современной структурной кристаллографии и минералогии, создатель научной школы. 241 Текстура – преимущественная ориентация кристаллов в поликристаллах или молекул в аморфных телах. 242 Свита (кол.) – основная единица, характеризующая последовательность формирования горных пород. 243 Имеется в виду письмо от 21 августа 1935 г., адресованное Кириллу, где о. Павел рассказывает о персах и приводит этимологию некоторых персидских названий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Чтобы угодить тебе, должно рассказать тебе подробно все; если же пройти бегло, тебе это не понравится... Из–за того, что ты нас торопишь, мы еще ничего не успели сказать в надлежащем месте ни о Македонском, ни об Илионской войне» (1, 32)]. Ни один из армянских историков так много не издавался, не переводился, не подвергался столь скрупулезному критическому анализу, как Мовсес Хоренаци с его «Историей Армении». Первое печатное издание «Истории благодетельного мужа Мовсеса» – первое в мире издание трудов древнеармянских историков – было подготовлено эчмиадзинским епископом Томасом Ванандеци в Амстердаме в 1695 г. Затем труд Хоренаци был переведен на латынь и издан в Лондоне в 1736 г. ( Mosis Chorenensis. Historiae Armeniacae Libri III. Accedit ejusdem Scriptoris Epitome Geographiae... Latini verterunt notisque illustrarunt Gulielmus et Georgius, Gul. Whistoni Filii... Londini, 1736); в 1752 г. вышло венецианское издание на древнеармянском языке (Сочинения Мовсеса Хоренаци. Венеция, 1843 (на др.–арм. яз.); в число сочинений составители включили «Историю Армении», «Послание Сааку Арцруни», «Историю св. Рипсимянских дев», «О Преображении», «Книгу Хрий» и «Географию»); наконец, там же, в Венеции, увидели свет в 1841 и 1850 гг. два итальянских (Storia di Mose Corenese/Versione Illustrata dai Monaci armeni Mechitaristi, ritoccato quanto alio stile de N. Tommaseo. Venezia, 1841 (также: Venezia, 1850); Mose Corenese. Storico armeno del quinto secolo/Versione di Giuseppe Cappelletti. Venezia, 1841) и французское (Moise de Khorene, auteur du V–e siecle. Histoire d’Armenie Texte armenien et trad, francaise par P.E. Le Vaillant de Florival. Venise, 1841 (также: T. 1–2. Paris, 1836; T. 1–2. Paris, 1845); Moise de Khorene. Histoire d’Armenie en trois livres/Trad, nouvelle, accomp. de notes historiques, critiques et philologiques par V. Langlois/Collections des historiens anciens et modemes de l’Armenie. T. 2. Paris, 1869) издания «Истории». Примерно тогда же труд был переведен на немецкий язык ( Moses von Chorene. Geschichte Gross– Anneniens/Aus dem armenischen libers. Dr. M. Lauer. Regensburg, 1869).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иеромонах Григорий родился в 1831 году в селе Ляпня Сергачского уезда Нижегородской губернии в семье причетника. Окончил Нижегородское Духовное училище. В 1844–1850 гг. обучался в Нижегородской Духовной Семинарии богословским, философским, историческим, словесным, физико-математическим, естественным наукам и еврейскому, греческому, латинскому, немецкому, французскому, турецко-татарскому и арабскому языкам. В 1850–1854 годах обучался в Казанской духовной академии, по окончании которой, как первый по разрядному списку, он был оставлен на кафедре Священного Писания, где, по поручению Академического Правления, с 20 сентября 1854 по 27 октября 1855 года преподавал Священное Писание студентам обоих отделений. 4 октября 1854 года он был назначен помощником инспектора 5 . 10 октября 1854 года по собственному прошению принял монашеский постриг, вскоре, 20 ноября того же года, был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день, 21 ноября 1854 года, в иеромонаха. Если на момент поступления на кафедру, 23 октября 1854 года, иеромонах Григорий еще не имел ученой степени 6 , то ровно через год, 27 октября (8 ноября) 1855 года он получил степень магистра богословия за сочинение «О догматических заблуждениях и ересях, обличенных в Священном Писании Нового Завета» и был утвержден в должности бакалавра Казанской Духовной Академии по классу Священного Писания. 10 января 1856 г. он получил магистерский крест. 9 июня 1856 года за исправную и усердную службу он был награжден набедренником. В Академии помимо Священного Писания он преподавал также герменевтику (с 20 сентября 1856 г., его предшественником был профессор И.А. Беневоленский), – литургику и каноническое право (с 21 июня 1857 по 13 марта 1858 года), общую церковную историю (с 7 мая по 9 сентября 1858 года), древнееврейский язык (с 3 ноября 1858 года), а также догматическое богословие (с 30 апреля по 23 сентября 1864 года). 4 июля 1857 он был назначен помощником Инспектора с сохранением должности бакалавра. Иеромонах Григорий неоднократно исполнял должность инспектора Академии: с 12 июня по 9 июля 1858 года, с 24 декабря 1859 по 11 февраля 1860 года, с 16 апреля по 25 сентября 1864 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С 1811 г., в период войны за независимость в Лат. Америке (1810-1826), в городах Леон, Масая, Гранада и Ривас начали вспыхивать народные восстания против колониальных властей. Основными требованиями были замена испан. представителей власти коренными жителями, отмена рабства, уменьшение налогов с индейцев. Католич. священники разделились на 2 лагеря: большинство выступило против повстанцев, меньшинство поддержало восставших. 15 сент. 1821 г. глава генерал-капитанства Гватемалы Г. Гайнса провозгласил независимость стран Центр. Америки. Территория Н. вместе с Гватемалой, Сальвадором и Гондурасом вошла в состав Мексиканской империи, просуществовавшей с 1821 по 1823 г. С 1823 по 1838 г., после падения империи, Н. находилась в составе федерации Соединённые провинции Центр. Америки. В 1823 г. Учредительное собрание федерации отменило рабство на всей территории Центр. Америки. Гос-во прекратило существование в ходе гражданской войны 1838-1840 гг. Распад начался с отделения Н. 5 нояб. 1838 г. В 1839 г. правитель Москитии разрешил британцам вырубку лесов в районе р. Сан-Хуан. Планируя построить межокеанский канал через территорию Н., в 1847 г. брит. правительство направило к Москитовому берегу морской десант, высадившийся в Сан-Хуан-дель-Норте. Город был переименован в Грейтаун. Великобритания вынудила правительство Н. отказаться от прав на Москитовый берег. В 1850 г. США, обеспокоившись ростом брит. влияния в Центр. Америке, заставили Великобританию подписать договор Клейтона-Булвера, по к-рому англичане отказались от притязаний на территорию Н. Но окончательно англичане оставили Москитовый берег, лишь подписав в 1860 г. договор в г. Манагуа, согласно к-рому Великобритания обязалась ликвидировать свою колонию на Москитовом берегу. В 1894 г. Москития стала частью Н. С 1798 по 1803 г. епископом Н. был Хосе Антонио де ла Уэрта Касо (1741-1803), уделявший большое внимание развитию науки. При нем в колледже-семинарии Сан-Рамон в Леоне были открыты кафедры Свящ. Писания, истории Церкви, а также медицины (в т. ч. хирургии). Их финансирование осуществлялось из личных денежных средств епископа. В годы перемен (1825-1849) епископская кафедра оставалась вакантной. В 1850 г. папа Римский Пий IX издал буллу «Christianae religionis auctor», к-рой учредил еп-ство Сан-Хосе (Коста-Рика), выделив его из состава еп-ства Леон. В 1852 г. был подписан конкордат с Ватиканом, согласно которому гос-во получало право представлять кандидатов на высшие церковные должности. Н. после обретения независимости

http://pravenc.ru/text/2565326.html

Со 2-й четв. XIX в. ухудшилось экономическое положение И., что привело к усилению проникновения иностранного торгового капитала (русского - на севере и британского - на юге). В это время сформировалось новое религ. движение, направленное против офиц. иснаашаризма. Его идеологом стал уроженец Шираза Сейед Али Мухаммад (1819/20-1850), бывш. приверженец школы шейхитов, к-рые, рассматривая 12 имамов как проявления божества, настаивали на необходимости присутствия среди мусульман на период «великого сокрытия» последнего имама некоего посредника - «совершенного шиита». В 1844 г. Али Мухаммад объявил себя «вратами» (баб) к познанию божественных истин и предтечей Махди, которому предстояло в ближайшее время явиться именно в И. В 1848 г. большая группа бабитов во главе с Мухаммадом Али Барфоруши открыто выступила против Каджаров. В июле 1850 г. Баб был расстрелян в Тебризе, а в следующем году разгрому подверглись оплоты его приверженцев в Центр. и Юж. Иране (подробнее см. ст. Бабиты ). Усиление Таги-хана вызвало опасения у шаха. В нояб. 1851 г., спустя год после того как он покончил с мятежом Салар-хана, Таги-хан был отрешен от должности и в янв. 1852 г. умерщвлен. Новый садр-азам Ага-хан Нури отменил или приостановил большинство начинаний своего предшественника. В 1853 г., воспользовавшись Крымской войной, Наср эд-Дин взял Герат, но столкнулся с ожесточенным сопротивлением Великобритании. В апр. 1857 г. в Париже был подписан мирный договор, по к-рому Тегеран окончательно отказался от всех претензий на Герат. В 1858 г. пост садр-азама был временно упразднен, вместо него был введен Совет министров под председательством шаха, а в 1859 г. совещательное собрание из наиболее влиятельных придворных, служилой знати и улама было преобразовано в Гос. совет. Капитуляционные права и привилегии были предоставлены Тегераном и др. зап. гос-вам (в 1855 - Франции, в 1856 - США, в 1873 - Германии), на их посольства и консульства распространялось право убежища (беста). В 1862-1872 гг. началось интенсивное проникновение в И.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Иероним Захаров 02.1948 04.1948 26.04(09.05)1948 14(27)03.1951 Филарет II Лебедев 14(27)03.1951 01(14)05.1963 01(14)05.1963 23.01(05.02)1965 23.01(05.02)1965 08(21)02.1965 08(21)02.1965 29.07(11.08)1972 08.1972 28.09(11.10)1972 28.09(11.10)1972 30.09(13.10)1972 01(14)10.1972 24.04(07.05)2003 24.04(07.05)2003 Рязанская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1939 г. Именовалась: Рязанская и Зарайская. Викарные кафедры: Сасовская, Касимовская, Михайловская, Ряжская, Спасская, Ранненбургская. 1922 24.08(06.09)1923 30.08(12.09)1923 18.11(01.12)1925 05(18)12.1925 09(22)06.1926 09(22)07.1926 12(25)12.1926 08(21)09.1927 Николай Шумовский Сергий II Фаворский Софроний Иванцов 10(23)10.1928 27.08(09.09)1930 Капитон Лавров 09.1931 Софония Яскевич 13(26)12.1931 Александр Цветиков 09(22)04.1937 10(23)08.1937 1937 (?) 24.03(06.04)1939 Николай II Смирнов Сааремааская Основана и упразднена в 1932 г. (?) (местопребывание – в г. Сааремаа, Эстония) (03.(?)1932 Салмасская Основана в 1913 г. (в рамках Урмийской духовной миссии среди персидских несториан; местопребывание – в г. Салмас, Персия [Иран]). Упразднена после 1917 г. 01.12.1913 01.07.1916 Сергий Лавров 06.08.1916 03.07.1917 Сальская, обн. Основана ок. 1926 г. Именование – по г. Сальск (Ростовская область). Ростовское-на-Дону викариатство. Упразднена 1927 г. (?) 02(15)05.1926 11(24)08.1926 Сергий Шубин Сергий II Танаевский Самаркандская Основана 11(24)02.1971 и вскоре упразднена. Именование – по г. Самарканд (Узбекская ССР). Ташкентское и Среднеазиатское викариатство. 11(24)02.1971 12(25)06.1971 Платон Лобанков Самарская Основана 10.12 (по др. 31.12) 1850 (выделена из Симбирской епархии; местопребывание – в г. Самара, в 1935–1990 гг. – Куйбышев). Именовалась: Самарская и Ставропольская; Самарская и Сызранская; с 1935 г. – Куйбышевская и Сызранская; с 09(22)11.1990 – Самарская и Сызранская, паки. Викарные кафедры: Николаевская, Уральская, Бузулукская, Бугульминская, Сызранская, Бугурусланская. 10.12.1850 03.11.1856 Евсевий Орлинский 13.01.1857

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Автор поговорки про крепость — английский юрист, сэр Эдвард Коук (1552–1634). Напомним, что по–английски «крепость» и «замок» — одно и то же слово («castle»). 29 Герберт Спенсер (1820–1903) — английский философ, с успехом вводивший в обиход понятие прогресса. И в Англии, и в России был очень моден, у него учились материализму, хотя был он скорее агностиком. 30 Миссис Гилпин — персонаж поэмы Уильяма Купера (традиц., но неверно — Каупер; 1731–1800) «Занимательная история Джона Гилпина» (1785). 31 Эми Робсарт — жена Роберта Дадли, графа Лестерского, фаворита Елизаветы I (правила с 1508 по 1603 г.). Честертон имеет в виду сцену из романа Вальтера Скотта (1771—1832) «Кенилворт» (1821), причем, как ему свойственно, вспоминает ее неточно. 32 бесконечную балладу — в поэме «Баллада о белой лошади» (1911) речь идет о борьбе с данами (датчанами) короля Альфреда Великого (848—901, правил с 871 г.). Рядом с оксфордским колледжем, где недавно разместили честертоновский архив, стоит довольно старый кабачок «Белая лошадь». 33 день… свадьбы — Честертон женился 28 июня 1901 г., венчал их с Франсис преп. Конрад Ноэл (см. ниже). После свадьбы молодые Честертоны уехали в Норфолк всего на 6 дней. 34 Роберт Луис Стивенсон (1850—1894) оказал на молодого Честертона очень большое влияние (см. посвящение к «Человеку который был Четвергом»). Честертон написал о нем несколько эссе и книгу. 35 Роберт Браунинг (1812—1889) — о нем Честертон написал первую из своих биографий (1903). 36 Джордж Макдоналд (1824—1905) — христианский проповедник, написавший много сказок, притч и романов. Честертон любил его, хотя и не так безоговорочно, как Клайв Стейплз Льюис (1898—1963), и написал предисловие к воспоминаниям его сына Грэвила (1924). 37 «Сэндфорд и Мертон» — детская повесть Томаса Дэя (1748—1789), выходившая, том за томом, в 1783—1789 гг. 38 Натаниэл Готорн (1804—1864) — американский писатель, автор прославленных романов «Алая буква» (1850) и «Дом о семи фронтонах» (1851). 39 Эдгар Аллен По (1809—1849) — американский писатель, которого не без оснований считают создателем детективного жанра. 40

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010