Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Маркелл (Попель), еп. Полоцкий и Витебский. Фотография. Ок. 1900 г. (Попель Маркелл Онуфриевич; 29.12.1825, с. Медуха Бережанского окр., Австро-Венгрия (ныне Галичский р-н Ивано-Франковской обл., Украина) - 29.09.1903, С.-Петербург), еп. Полоцкий и Витебский. Род. в дворянской семье греко-католиков. Был женат на Клименте Федоровне (урожд. Еловецкая; 1864), имел 2 сыновей. Окончил униатскую классическую гимназию при Бучачском василианском мон-ре. Получил полное богословское образование (обучался во Львовском, затем в Венском ун-тах). Также закончил 8-й класс философских наук в Черновицком ун-те. Во Львове под влиянием преподавателя свящ. Павла Леонтовича написал свои первые театральные пьесы и драмы. В 1849-1850 гг. работал учителем естественных наук во Львове. 20 дек. 1850 г. Попель был рукоположен во иерея, в 1850-1851 гг. служил в Бучаче, в 1850/51-1859 гг.- в Тарнополе (ныне Тернополь). С 1852 г. занимал должность законоучителя в Тарнопольской гимназии, с 1859 г. был учителем укр. языка во Львовской академической гимназии. В тот период Попель принимал деятельное участие в светской литературной жизни. Печатался в русской львовской газ. «Зоря Галицкая», в частности, в 1853 г. опубликовал трагедию «Немира» (перевод с нем. языка произведения неизвестного автора) и исследование о певце Бояне, персонаже «Слова о полку Игореве». Тексты Попеля печатались и в газете галицких русинов «Вестник», издававшейся в Вене. С янв. 1861 г. движение галицких русинов при поддержке основателя «русофильского» движения в Галиции М. Качковского стало издавать газ. «Слово» (Львов), редакторами к-рой были известные прорус. деятели Б. М. Дедицкий и В. М. Площанский. В этой газете Попель публиковал статьи в поддержку делатинизации униатских обрядов, при этом ссылался на незыблемость постановлений т. н. Замойского Собора униат. Церкви (1720), проходившего в г. Замостье (ныне Замосць, Польша). В результате униат. Львовский митр. Григорий Яхимович в 1862 г. создал комиссию по очищению униат. обрядов от лат. элементов. Членом комиссии стал и Попель. В 1862-1863 гг. Попель издавал учебники (гл. обр. переводные с латыни, с нек-рыми изменениями и дополнениями самого переводчика, в частности, с обоснованием необходимости делатинизации униат. богослужения) на средства об-ва «Галицко-русская матица» в типографии Ставропигийского ин-та во Львове. Однако учебники Попеля не пользовались спросом, общество оказалось в больших долгах. В 1864-1865 гг. Попель издавал во Львове независимую «церковно-литературную» газ. «Heдiля».

http://pravenc.ru/text/2562314.html

Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. 1831–1867 гг. Часть третья. 1850–1856 гг. Источник 725 Озабочивает меня болезнь ваша, отец наместник. Молитвами Преподобного отца нашего Сергия, Господь да ниспошлет вам исцеление невидимо, или да покажет видимое средство, действительное для уврачевания. Невежда я в сем деле: но от желания вам помощи, хочется рассуждать о нем. Обстоятельство, что при усилении мысли усиливается боль, кажется, показывает, что дело в нервах. Посему нужен покой и от внешнего движения и от мысли, воздух тихий и ровный, в глубине комнаты, вдали от окон и дверей, и теплота ног, приобретаемая не только обувью, но особенно спокойным их горизонтальным положением. Голове надобно дать положение, которого она лучше желает. Лежать больною стороною вверх иногда хуже, потому, что на нее действует воздух, увеличивает раздражение. Впрочем, я это понимаю, как больной, а не как врач. Врач душ и телес да посетит вас милостью своею, и да дарует мир душе и телу вашему. Более теперь не пишу: потому что и читать много теперь вам не время, если еще не пришло облегчение. Января 1-го 1850. 726 Отцу наместнику добре здравствовать. Сегодня вечером утешен я от г. Горского известием, что вы получили облегчение. Не спешите выходить на воздух, и когда начнете выходить, приучайте к нему себя постепенно. Когда у меня после простуды слаба голова, и надобно идти на холод: я мочу ее кельнскою водою; и мне кажется, что сие предохраняет. Но не даю вам врачебного предписания, а только желал бы дать. Мне не советуют идти на воду в день Богоявления, а я вам не советую. И думаю, что не послушаться более извинительно мне, нежели вам. Мир вам и братии. Января 3-го 1850. 727 От Господа благословение вам, отец наместник, и мир, и здравие. Смиренную мысль вашу не обеспокоил бы я спором, если бы не нужно было остеречься моей гордости, чтобы она не приписала себе не принадлежащего. Не спрашивайте, достанет ли вам времени заслужить участие, которое к вам есть. Вы давно заслужили благодарность Лавры и моего смирения: и моя о вас забота не особенная добродетель, а естественный сердечный долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Григорьев. Худож. П. Бруни. 1846 г. Аполлон Александрович (16.07.1822, Москва - 25.09.1864, С.-Петербург), лит. критик, поэт. Род. в семье дворянина, как незаконнорожденный (до оформления брака) был приписан к мещанскому сословию (в 1850 дослужился до чина титулярного советника и стал дворянином). Крещен в ц. Иоанна Богослова на Тверском бульваре. В 1842 г. окончил юридический фак-т Московского ун-та первым кандидатом, в годы учебы увлекался философией, писал стихи, его друзьями были А. А. Фет , Я. П. Полонский. В дек. 1842 г. определен заведующим в университетскую б-ку, в авг. 1843 г.- секретарем Совета ун-та. В 1844 г. втайне от родителей уехал в С.-Петербург, служил в Управе благочиния, затем в Сенате (до 1845), далее стремился жить одними лит. заработками. Сотрудничал в ж. «Репертуар и пантеон» в качестве лит. и театрального критика, в 1846 г. издал первый сборник стихотворений, отмеченный В. Г. Белинским . В 1847 г., пережив духовный перелом, Г. вернулся в Москву. Работал в газ. «Московский городской листок», ж. «Отечественные записки» , в 1850-1856 гг. ведущий критик ж. «Москвитянин». Вместе с А. Н. Островским возглавил «молодую редакцию» журнала (лит. кружок). Одновременно с 1848 г. преподавал законоведение в Александровском сиротском ин-те, с 1850 г.- в Московском воспитательном доме, с 1851 г.- в 1-й московской гимназии. В сер. 50-х гг. пережил кризис, связанный с неудачами в личной жизни, уехал за границу, в 1857-1858 гг. жил во Флоренции, в Париже. Вернувшись в Россию, писал критические статьи для журналов «Русский вестник» , «Сын Отечества» , «Русское слово» и др. В нач. 60-х гг. идейно сблизился с Ф. М. Достоевским и Н. Н. Страховым , поддерживал с ними дружеские отношения, сотрудничал в издаваемых М. М. и Ф. М. Достоевскими журналах «Время», «Эпоха». Похоронен в С.-Петербурге на Митрофаньевском кладбище, в 30-х гг. XX в. прах перезахоронен на Волковом кладбище.

http://pravenc.ru/text/168123.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви Приводится по изданию: Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996   Цифрой в фигурных скобках обозначены примечания преосвященного Макария. Цифрой со звездочкой в квадратных скобках обозначены комментарии редакции. Цифрой в квадратных скобках без звездочки обозначен номер в списке литературы, используемой преосвященным Макарием при написании своего труда. Знаком ¤ отмечены неустановленные рукописи или издания. КНИГА ПЕРВАЯ Обращение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II по случаю выхода в свет первой книги «Истории Русской Церкви» Митрополита Макария (Булгакова) Юрий Лужков. Слово к читателю Жизнеописание высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского I. Детские годы и юность (1816–1837 гг.) II. Киевская Духовная Академия. Студент и бакалавр. Принятие иночества. Рукоположение во иереи (1837–1842 гг.) III. Санкт-Петербургская Духовная Академия. Профессор и инспектор. Возведение в сан архимандрита (1842–1850 гг.) IV. Санкт-Петербургская Духовная Академия. Ректор и профессор. Наречение во епископа Винницкого (1850–1857 гг.) V. Епископ Тамбовский и Шацкий (1857–1859 гг.) VI. Архиепископ Харьковский (1859—1868 гг.) VII. Архиепископ Литовский и Виленский (1869–1879 гг.) VIII. Митрополит Московский и Коломенский (1879–1882 гг.) С. А. Беляев. История христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви Предисловие История христианства в пределах нынешней России до основания Русского Царства (ок. 60–862) Глава I. Проповедь Святого апостола Андрея в странах наших

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗНАМЕНСКИЙ Петр Васильевич (27.03.1836, Н. Новгород - 2.05. 1917, Казань), церковный историк. Род. в семье диакона. Окончил Нижегородские ДУ (1846-1850) и ДС (1850-1856) 1-м по списку успеваемости. В 1860 г. окончил КазДА со степенью магистра богословия за соч. «Обозрение положений по церковным делам в России, изданным в начале XVIII столетия», 2 янв. 1861 г. утвержден в степени. C 23 сент. 1860 г. преподавал философию и логику в Самарской ДС. 22 авг. 1861 г. по ходатайству ректора КазДА иером. Иоанна (Соколова ; впосл. епископ) переведен в академию на должность бакалавра по классу математики. 12 мая 1862 г. перемещен на кафедру рус. церковной и гражданской истории. После разделения кафедры по уставу правосл. духовных академий (1869) З. преподавал на кафедре рус. церковной истории. Одновременно с 19 апр. 1865 г. был библиотекарем Соловецкой б-ки в КазДА, с 19 сент. 1865 по 8 сент. 1870 г.- фундаментальной б-ки. В 1863-1866 гг. преподавал общую и рус. историю в Казанском уч-ще для девиц духовного звания, а также в 1864-1873 гг. и с перерывами до 1886 г.- в Родионовском ин-те благородных девиц в Казани. Приводимые в нек-рых публикациях сведения о том, что З. преподавал церковную историю в Казанском ун-те, документально не подтверждаются. С 19 марта 1866 г. экстраординарный профессор КазДА, с 20 дек. 1868 г. ординарный профессор. 2 марта 1873 г. З. назначен помощником ректора КазДА по церковно-историческому отд-нию, занимал эту должность до упразднения отд-ний в соответствии с академическим уставом (1884). 25 июля 1875 г. Советом академии утвержден в степени д-ра богословия за кн. «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (Каз., 1873). В 1873-1879 гг. редактировал оригинальный отдел ж. «Православный собеседник» , в 1886-1896 гг. был членом редакционного комитета, а в 1896-1897 гг.- редактором всего журнала. Одновременно был членом Казанского комитета духовной цензуры. В 1895-1896 гг. редактировал неофиц. часть ж. «Известия по Казанской епархии» .

http://pravenc.ru/text/199943.html

Закрыть itemscope itemtype="" > " Надо еще много очиститься душою... " : И.С.Аксаков и его воззрения в 1840-1850-е годы 9 февраля день памяти русского мыслителя 08.02.2006 543 Время на чтение 16 минут Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886) зачастую без всяких оговорок вот уже более полтора столетия считают истинным славянофилом. На самом же деле формирование его мировоззрения имело немало своеобразия. И стоит обратить на это внимание, ведь славянофильство явилось первой и едва ли не единственной в XIX в. соборной попыткой в светской части русского образованного слоя осмыслить историю русского народа как православного духовного организма. В данной статье мы кратко рассмотрим формирование религиозных воззрений И.С.Аксакова в 1840-1850-е гг. и понимание им исторической судьбы России. При этом главным источником для нас будут его письма (о которых он как-то заметил: " Мои письма заменяют мне дневники " ). Иван Сергеевич Аксаков родился 26 сентября (все даты по старому стилю) 1823 г. в селе Надежино Оренбургской губернии. Был он третьим сыном в большой (14 детей) семье впоследствии известного писателя - Сергея Тимофеевича Аксакова. Спустя четыре года Аксаковы переезжают в Москву . После четырёхлетнего обучения в закрытом императорском училище правоведения в Петербурге И.С.Аксаков возвращается в Москву (1842 г.) и поступает на службу в Уголовный департамент Сената. В конце следующего года его включают в состав специальной комиссии, назначенной для ревизии Астраханской губернии, в письме откуда (2 мая 1844 г.) он пишет о себе как о человеке, не имеющем " никаких твердых убеждений, к которым бы питал глубокое душевное участие и которые бы считал Божьею правдою... " ч.1, т.1, с.130]. Конечно, И.С.Аксаков понимает, что истина должна быть одна, но " где она, у кого она и всегда ли торжествует " ? На это он не знает ответа. Потому-то так противоречивы его поведение и суждения. И.С.Аксаков не может удержаться от скоромной пищи в пост, который не пробудил в душе " никакого особенного чувства " , хотя заутреня Светлого Христова Воскресения его восхитила ч.1, т.1, с.78, 98, 104]. Он " совершенно рознится " с братом Константином в отношении к " национальности " , русскому костюму ( " я никогда не надену зипуна прежде времени " ), ч.1, т.1, с.218]. Да и по другим вопросам молодой Аксаков имел собственное суждение.

http://ruskline.ru/analitika/2006/02/08/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МРЕВЛИШВИЛИ [Мревлов; груз. ] Андреа Георгиевич (1822, с. Икалто Телавского у. Грузинской губ.- 5.09.1889, Кутаис, ныне Кутаиси, Грузия), музыкант и педагог, собиратель груз. церковных и народных напевов. М. одним из первых записал груз. церковные песнопения в 5-линейной нотации. Певч. искусству М. обучался у отца, свящ. Георгия Мревлишвили (род. в 1762), известного в Кахетии знатока церковных песнопений и народных песен, к-рый скончался, когда М. и его старший брат Эгнате (впосл. протоиерей) еще были детьми. Братья при поддержке матери Анны получили образование в Тифлисской ДС (М. учился в 1839-1843). С 1839 г. в Тифлисской ДС по решению Синода ввели преподавание груз. песнопений наряду с церковнославянскими ( Е. К. [Кирион III(II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх]. Краткий очерк истории Груз. Церкви и экзархата. Тифлис, 1901. С. 185). По окончании семинарии М. много лет вел плодотворную педагогическую деятельность (в разное время преподавал математику, историю, русский язык и церковное пение): с сент. 1843 г.- в Телавском ДУ, в 1843-1844 гг.- в Тифлисской приходской школе, в 1844-1850 гг.- в Душетском уездном уч-ще, в 1850-1854 гг.- в Ахалцихском уездном уч-ще. С 1854 г. М. преподавал в открытом им начальном уч-ще в Раче; 18 авг. 1856 г. он был назначен руководителем этого учебного заведения. С 1857 г. в течение 25 лет он работал смотрителем и педагогом в Кутаисском 2-классном начальном уч-ще и параллельно преподавал в жен. уч-ще им. св. Нины. В годы его работы в Кутаисском уч-ще это заведение стали называть «классом Мревлова». В 80-х гг. XIX в. М. продолжил работу в Кутаисской классической гимназии. Ученики вспоминали о нем как о спокойном, добром педагоге, неустанно заботившемся об успехах своих учеников. Писатель Д. С. Клдиашвили, бывш. ученик Кутаисского начального уч-ща, в мемуарах упоминает М. как на редкость «сладкого» и «любящего» учителя. Современники вспоминали М. как прекрасного знатока церковных песнопений. В Кутаисской гимназии он создал хор певчих, к-рым сам руководил. Хор исполнял как груз. песнопения, так и произведения рус. композиторов - Д. С. Бортнянского , прот. П. И. Турчанинова и др. Его неоднократно награждали за успешное преподавание церковного пения.

http://pravenc.ru/text/2564264.html

Содержание Глава I. Капустины. Батурино. Отчий дом. Рождение. Глава II Бурса. Далматов монастырь. Семинария. Пермь. Екатеринослав. (1825–1839 гг.) «Причитание» Глава III Академия. Подгурские. Пострижение. (1839–1850 гг.) Иоанн и Мария Глава IV. Афины. Царьград. Археологическая работа (1850–1865 гг.) Мир (18 марта 1856 г.) Глава V. Русское и вселенское. Глава VI. Русская Духовная Миссия до отца Антонина. Глава VII. «Система» и ее последствия в жизни о.Антонина Глава VIII. Иерусалимские годы (1865–1894 гг.)     Архимандрит Антонин умер в 1894 г. Его век – девятнадцатый, этот великолепный и неповторимый в истории русской мысли и чувства, нами уже начал забываться. Кровь и дым социальных катастроф нашего времени угрожают вытравить и саму память о столь недавно минувшем взлете русского духа. В истории развития человеческой мысли позитивизм нашего времени засвидетельствовал ведь не столько немощь разума, сколько боязнь его. Агностицизм означает нищету, точнее, просто отсутствие духовного опыта. При кажущемся массовом просвещении человечества в наши дни оно погружается все в более зловещий обскурантизм. Оно не в состоянии преобразить свое душевное в духовное. Духовные ценности, в редком изобилии и с особой силой заполнившие вдруг в XIX веке русскую жизнь, обратили этот век в своеобразный русский ренессанс. Но в нем уже ощутимы зловещие симптомы какого-то краха культуры. Наш же, двадцатый век страшен по своему натурализму, по грубой непреображенной душевности, по зверообразности своей. «Брани и слышания бранем», переделы, имеющие материально осчастливить человечество, ложатся роковым водоразделом между двумя Россиями, между двумя культурами. Между Россией гениальных личностей и Россией коллективизма, массового счастья, между культурой духа и дрессировкой тела. Физкультура и скаутизм в равной мере подтверждают огрубение вкусов и одебеление сердца. Биологически сильнейший тип русского человека, по меткому слову Бердяева, – «гладко выбритый, военного типа, очень энергичный, дельный молодой человек во френче, знаменует решительный отход от тех ценностей, которые создал XIX век и которыми жил „Великий Орден Русской Интеллигенции».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

Троицкий. Церковь Сергия Радонежского. Церковь Сергия Радонежского (бывш. Троицкая) Карта и ближайшие объекты В бывшем селе Троицком существуют две церкви. Деревянная Троицкая (ныне Сергия Радонежского) церковь, по известным документам, построена в 1675г. на средства вотчинников, бояр Боборыкиных. Деревянная рубленая церковь поставлена на подклете. Четверик основного объема и апсида составляют древнее ядро храма, неоднократно перестроенное. Завершение основного объема четырехскатной кровлей с главкой на граненом барабане относится, судя по архитектурным формам, к XVIIIb. Обработка здания в стиле позднего классицизма выполнена в первой четверти XIXb. К тому же времени относится перестройка трапезной, сооружение колокольни, расширение оконных проемов и обшивка сруба тесом. Поселок Троицкий находится в 8 км юго-восточнее г. Истры, недалеко от берега р. Истры, у железнодорожной платформы Троицкая. Деревянный храм, построенный в конце XVII в., имел приделы и был трехглавым. Нынешняя церковь, по мнению специалистов, “характером основного объема гораздо ближе к образцам начала XVIII в., периоду, когда село Троицкое находилось во владении Воскресенского монастыря. Высокий двусветный одноглавый четверик храма с граненой апсидой и трапезной, несмотря на переделки, сохраняет колорит древней постройки: сдержанный язык архитектурных форм и характерные пропорции”.  В 1830-х гг. под стены был подведен фундамент из белого тесаного камня, расширены окна, сруб обшили тесом. Здание приобрело черты стиля ампир. В 1850-х гг. на средства известного благотворителя П. Г. Цурикова была сооружена новая колокольня о трех ярусах (до этого была небольшая колокольня “на крыше” самого храма). После построения храма в XVII в. был освящен только один, главный престол, а два другие оставались неотделанными и в 1850—1853 гг. были сняты и уничтожены “как лишние пристройки”.  Когда в 1985—1986 гг. во время реставрации с церкви сняли тесовую обшивку, разновременность трех частей здания стала очевидной: “Серые, сильно выветренные средней толщины бревна собственно храма сохранили след долгого пребывания на открытом воздухе. У трапезной и колокольни толщина бревен, способ их обработки совсем другие, и по цвету бревна, (особенно у колокольни) выглядят гораздо свежее”. 

http://sobory.ru/article/?object=01690

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (4.11.1818, С.-Петербург - 3.05. 1885, там же), русский философ, историк, правовед, публицист. С 1835 по 1839 г. учился на юридическом факультете Московского университета, который окончил 1-м кандидатом прав с золотой медалью за соч. «О римском владении» (под рук. проф. Н. И. Крылова ). До сер. 1842 г. продолжал научные занятия в Москве. В университетские годы посещал салон А. П. Елагиной (матери И. В. Киреевского и П. В. Киреевского ), сблизился со славянофилами А. С. Хомяковым и К. С. Аксаковым (см. Аксаковы ). Несмотря на то что впосл. К. примкнул к западникам (см. Славянофильство и западничество ), близость к славянофилам в юности оставила в нем столь глубокий след, что «вполне западником он никогда не был» ( Корсаков. 1897. С. XVII). В это же время сблизился с Т. Н. Грановским, а по переезде в 1842 г. в С.-Петербург - с В. Г. Белинским , оказавшими на К. большое влияние. В 1844 г. защитил в Москве магист. дис. «Об основных началах русского судоустройства и гражданского судопроизводства от Уложения до Учреждения о губерниях». В том же году получил должность адъюнкта при кафедре истории рус. законодательства, которую занимал до 1848 г. В 1845 г. женился на А. Ф. Корш. К. Д. Кавелин. Фотография. 40-е гг. XIX в. К. Д. Кавелин. Фотография. 40-е гг. XIX в. С 1848 г. жил в С.-Петербурге. Служил редактором в городском отделе хозяйственного департамента Мин-ва внутренних дел (1848-1850), начальником учебного отделения в штабе военно-учебных заведений (1850-1853), начальником отд-ния в канцелярии Комитета министров (1853-1857). С кон. 40-х гг. XIX в. пропагандировал освобождение крестьян во влиятельных петербургских кругах. С этой целью вступил в Императорское Русское географическое об-во, был секретарем Императорского Вольного экономического об-ва (в первом об-ве для уничтожения крепостного права собирались этнографические и статистические данные о крестьянском быте, во втором готовились материалы по рациональному сельскому хозяйству).

http://pravenc.ru/text/1319752.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010