Автономия христ. общин была упразднена, христиан призывали в армию. Вскоре военные расходы подорвали состояние экономики Османской империи, в разных ее регионах начались голод и эпидемии. Осенью 1917 г., когда фронт приблизился к Иерусалиму, турки арестовали патриарха Дамиана и выслали его в Дамаск. В дек. 1917 г. англичане заняли Иерусалим, а осенью 1918 г. нанесли окончательное поражение османским войскам и оккупировали весь Ближ. Восток. В 1920 г. Палестина была передана под брит. мандатное управление. Ист.: Радзивил Н. Х. Путешествие ко Св. Местам и в Египет/Пер. с польск.: П. Богданович. СПб., 1787; Вольней К. Ф. Путешествие в Сирию и Египет, бывшее в 1783, 1784, 1785 гг.: Пер. с нем. М., 1793. Т. 2; Мелетий, иером. Путешествие во Иерусалим в 1793 и 1794 гг. М., 1798; Норов А. С. Путешествие по Святой Земле в 1835 г. СПб., 18442. Ч. 1-2; он же. Иерусалим и Синай: Записки второго путешествия на Восток. СПб., 1878; Муравьев А. Н. Письма с Востока в 1849-1850 гг. СПб., 1851. Ч. 1-2; он же. Путешествие к св. местам в 1830 г.//Святые места вблизи и издали: Путевые заметки рус. писателей 1-й пол. XIX в. М., 1995. С. 89-233; Мансуров Б. П. Православные поклонники в Палестине. СПб., 1858; Лукьянов И., свящ. Путешествие в Св. землю//РА. 1863. Вып. 1. С. 21-64; Вып. 2. С. 114-159; Вып. 3. С. 223-264; Вып. 4. С. 305-343; Вып. 5-6. С. 385-415; Порфирий (Успенский), еп. Послания иерусалимских патриархов в Грузию//ТКДА. 1866. Т. 2. С. 157-173; он же. Книга бытия моего. СПб., 1894-1902. Т. 1-8; Серапион, инок. Путник или путешествие во Св. Землю//Паломники-писатели петровского и послепетровского времени или путники во град Иерусалим/Примеч., предисл.: архим. Леонид (Кавелин)//ЧОИДР. 1873. Кн. 3. Отд. 5. С. 78-128 (отд. отт.: М., 1874); Хитрово В. Н. Православие в Святой земле. СПб., 1881. (ППС; Т. 1. Вып. 1(1)); Григорович-Барский В. Странствия по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1; Позняков В. Хождение по св. местам Востока, 1558-1561 гг. СПб., 1887. (ППС; Т.

http://pravenc.ru/text/293788.html

181. 177. – АСС 1793 г., 131, л. 1.– о. Симонович, по его воспоминаниям, тоже был освобождён в июне. Он трогательно описывает этот радостный момент в своей жизни. Это был для него неожиданный и счастливый день. За несколько дней перед тем, он слышал из своего заточения раздающийся по Варшаве грохот барабанов и звуки музыки. Это вступалив столицу русские войска, посланные на помощь конфедерации. Прошло несколько дней и к «узилищу» подъехала карета. Карета была прислана за узником. Она привезла бельё для него, одежду и обувь. Узник просил себе бочку воды, впервые вымылся в приснопамятной для него Варшаве, оделся, возгласил: «Слава Тебе, показавшему нам свет», пропел «Слава в вышних Богу». Положил несколько земных поклонов, простился с пауками и мухами, делившими с ним долгое и скучное время, сел в карету и уехал к «генералу» (вероятно, к послу). – ВЕВ., 1873 г., 409410. «Отчетн. Зап.», еп. Иерофея. 867 АСС., 1789 г., 112, лл. 181183. 194195. – МЕВ, 1892 г., 416419. «Дело об арест. преосв. Виктора». – КС., 1892 г., III, 414420. «Официальные документы по делу Виктора Садковского», прот. П. Орловского. 868 Последние слова, вероятно, ответ на слова декларации Я. И. Булгакова: «Епископ переяславский, – – – не смотря на сан, – – – не смотря на чистоту поведения и строгость правил, – – был схвачен». – «Gazeta Warszawska», 1792 r., 41, Addytament. 870 «Резолюция» помечена 4 сентября 1792 года. И «письмо», и «резолюция» получены были преосвященным Виктором 14 сентября. Через два дня преосвященный внёс оба документа в книги «сконфедерованной земли варшавской». 872 АСС., 1789 г., 112, л. 181 Рапорт 18 сентября. – МЕВ., 1892 г., 419420. «Дело об арест. преосв. Виктора». 880 Св. синод заметил только преосвященному Виктору через обер-прокурора: «Надлежало бы вашему преосвященству испросить на сие от св. синода дозволение, воспоследование которого, яко утвердительное от главного духовного правительства определение, было бы и для награждённых полезнее». – АМДК., 439, л. 8. 881 АСС., 1789 г., 112, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1873 АМДК., 1155, лл. 34. – Ф. М. Дурдуковский родился в 1765 г. Учился в Киевской академии, курс учения в которой завершил философией. После этого, с сентября 1784 г., состоял учителем в Слуцкой «семинарии», а с 12 апреля 1791 r., вместе с тем, служил и в консистории при архиве. По представлению преосвященного Виктора, в сентябре 1795 г. получил чин коллежского протоколиста, а в октябре – губернского секретаря. С 13 августа 1787 года состоял учителем средних классов в семинарии. Уволен от семинарской службы, по прошению, 3 апреля 1796 года. АМДК., 903, лл. 1. 2. 45. – АМДК., 270, л. 2 – АМДК., лл. 216217. – АМДК., 1129, л. 2. 1874 Из воспитанников Киевской академии. В 1785 г. он приехал в Слуцк искать священнического места и «до времени» был оставлен при семинарии – «с поручением обучать священнических детей латинскому языку, российскому чтению и письму». – АМДК., 276, л. 1. 1876 Я. И. Мурашкин(или Морошкин), из воспитанников Киевской академии, состоя учителем, в то же время «сказывал проповеди» и занимался обращением евреев в христианство «по знакомству с еврейским языком». 15 сентября 1793 года он вышел из семинарии на гражданскую службу. – АМДК., 522, л.2. 1878 АМДК., 1155, лл. 34. – М. И. Соколов , сын священника Смоленской епархии, по окончании богословского учения в Смоленской семинарии, был в ней учителем низших классов. При вызовев Минскую епархию священников и семинаристов, он «охотно пожелал» отправиться туда. По прибытии в Слуцк, в 1795 г. Соколов был назначен учителем в семинарию среднего и низшего классов грамматики. В апреле 1796 г. временно назначен учителем пиитики а старшего класса грамматики. Уволен от семинарской службы, по прошению, 20 июня 1796 г. Страсть к вину сгубила этого человека. За разные «озорничества», производимые в пьяном виде, он сначала был заключён «в железо в Минской духовной консистории», а потом, с разрешения св. синода, отослан в 1797 г. в распоряжение гражданского начальства для отдачи в военную службу. – АСС., 1794 г., д. 265 – АМДК., 1155.– АМДК., 1129. л. 2.–АМДК.. 1168, л. 1.–АСС., 1796 г., 472.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

2333 Бобруйского повета: Рудобелка; Мозырского Грабье, Колки, Косин, Хойно, Хоростов. – АСС., 1794 г., 265, лл. 573574. 2334 Бобруйского повета: Бобруйск (три церкви – Николаевская, Илиинская, Успенская). Иванищевичи, Королевская Слобода, Кривоносы, Панкратовичи, Паричи, Полонка, Поречье, Телуши, Чернин, Чирковичи, Яминск; Мозырского Багримовичи, Грабов, Рог, Речицкого Азаричи, Вязок, Горбовичи, Домоновичи, Оршичи, Шеичи. – АСС., 1794 г., 265, гл. 574578. 2337 АСС., 1794 г., 265, лл. 505522. 502. По уездам Владимирскому, Луцкому и Ковельскому. – После этого « в городе Владимире и всем его уезде не осталось в унии ни одной церкви». – АСС., 1794 г., 265, л. 504. 2343 По ведомости, составленной преосвященного Виктора в июне 1795 г. в Брацлавской епархии числилось не воссоединившихся церквей лишь 15 и в отошедших от неё к Киевскому и Вознесенскому наместничествам – 98. – АСС., 1794 г., 265, л. 330. 2345 ПЕВ., 1873 г., 507508. «Меры, прин.преосв. Иоанникием», П. Троицкого. – Преосвященный Иоанникий , сообщая губернатору о присоединении одной церкви, замечает, что «что обобращении в православные и остающихся в других уездах трех церквей с одним монастырем, он приложит пастырское попечение». Это было в ноябре 1795 г. – См. ТКИСОПЕ., II, 727. – ПЕВ., 1873 г., 586. – ПЕВ., 1874 г., 189. «Прис. к прав.», П. Троицкого. – См. также прим. 2333. 2346 Поименный список воссоеднившихся церквей по двум уездам Брацлавской епархии – Гайсинскому и Рашковскому – напечатан в ТКИСОПЕ., II. – Такие же списки воссоединившихся церквей по Изяславской губернии можно найти в АМДК 877 и др. 2347 АКОП., 8799, лл. 1. 2. 36. – У М. О. Кояловича,, в «Ист. восс.», 363, итог украинского воссоединения подведён неточно. Здесь допущена какя-то ошибка. В деле АСС., 1794 г., 265, лл. 198207, на которое делается ссылка в этом случае, находится только перечневая по округам ведомость воссоединения по Изяславской составленная 13 марта 1795 года, с итогом церквей 77, священников 57, прихожан 34.061. На л. 197 – другая, общая ведомость, составленная 23 марта, с итогом церквей 121, священников 77, прихожан 52.606. На л. 212 – синодальная справка с итогом двух вышеприведённых ведомостей: церквей 198, священников 134, прихожан 86.667.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Comte A. Cours de philosophie positive, ed.Littré, t.I. Paris, 1864. Cornelius C. Grundzüge einer Molecularphysik, 1866. Cornelius H. Einleitung in die Philosophie. Leipzig, 1903. Croll J. The Philosophical Basis of Evolution. London, 1890. Рус. пер. под ред. проф. П.П.Соколова, Харьков. Crousaz J.–P. La Logique, I. Amsterdam, 1725. De Backer Félix, le docteur. Lourdes et les médecins. Paris, 1905. Descartes R. Opera philosophica. Meditationes de prima philosophia. Frankofurt am Main, 1692. Deissmann A. Licht vom Osten. Tübingen, 1909. Delitzsch F. System der Biblische Psychologie. Leipzig, 1861. De Loosten (Dr. Georg Lomer). Jesus Christus vom Standpunkte des Psychiaters. Bamberg, 1905. Dennert E. Die Weltanschauung des modernen Naturforschers. Stuttgart, 1907. Его же. Naturgesetz, Zufall, Vorsehung. Hamburg, 1907. Diderot et d " Alembert. Encyclopédie méthodique, t.2. Paris, MDCCLXV. Du Bois-Reymond E. Ueber die Grenzen des Naturerkennens. Leipzig, 1882. Duhem P. La théorie physique, son objet et sa structure. Paris, 1906. Duruy V. Histoire des Romains. Paris, 1855. Ebstein W. Die Medizin im Alten Testament. Stuttgart, 1901. Eisler R. Wörterbuch der philosophischen Begriffe. Berlin, 1910. Eschenmayer C.A. Psychologie. Stuttgart und Tübingen, 1822. Ferri L. La psychologie de l " association depuis Hobbes. Paris, 1883. Fichte J.G. Kritik aller Offenbarung. Königsberg, 1793. Его же. Das System der Sittenlehre nach den Principien der Wissenschaftslehre. Jena und Leipzig, 1798. Его же. Sämmtliche Werke. Herausgegeben von J.G.Fichte, bd.2, abth.I. Berlin, 1845. Fichte I.H. Psychologie. Die Lehre vom bewussten Geiste des Menschen. Leipzig, th.I, 1864; th.II, 1873. Franck A. Dictionnaire des sciences philosophiques. Paris, 1885. Fries J. System der Logik. Heidelberg, 1819. Galileo Galilei. Le Opere, t.II. Firenze, 1843. Girard R. Le Déluge devant la critique historique, p.I. Freiburg. 1893. Glogau G. Abriss der philosophischen Grundwissenschaften, bd.I. Breslau, 1880. Hagemann G. Logik und Noëtik. Freiburg im Breisgau, 1873.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

30 Нуар Виктор (наст. имя Иван Сальмон, 1848—1870) — французский журналист, 10 января 1870 г. убитый выстрелом из пистолета Пьером Бонапартом, двоюродным братом Наполеона III. Его похороны в Париже 12 января, в которых приняло участие свыше двухсот тысяч человек, превратились в народную манифестацию. «Из глубины взываю к тебе, Господи!..» (De profundis clamavi, лат.) — начальные слова псалма 129, входящего в католическую заупокойную службу. 31 Короли-лентяи — прозвище последних франкских королей из династии Меровингов, которые в 640—751 гг. уже фактически не обладали верховной властью; власть была сосредоточена в руках майордомов (палатных мэров). 32 «Паломник» — по-видимому, речь идет о сочинении английского проповедника-поэта Джона Беньяна (1628—1688) «Путь паломника» (1678—1684), в котором сатирическое обличение власть имущих переплетается с призывом возложить надежды на загробное блаженство. ...хоралы отца Германа... — Герман фон Рейхенау (Герман Паралитик, 1013—1054) — немецкий хронист, монах в бенедиктинском аббатстве Рейхенау (Швабия), автор ряда религиозных песнопений и прозаической молитвы «Низойди, дух святой». Благодать ( теол.) — сила, даруемая человеку богом для его спасения. «Подражание Христу» — духовное сочинение на латинском языке, приписываемое немецкому монаху Фоме Кемпийскому (1380—1471). Многократно переводилось на французский язык. 34 Суме Александр (1788—1845) — французский поэт-романтик, автор поэм, драматических произведений и элегий, из которых наибольшую известность получила элегия «Бедняжка» (1814). Гиро Александр Пьер Мари Торез (1788—1847) — французский поэт-романтик, автор популярных в XIX в. «Савойских элегий» (1823). Делавинь Казимир Жан Франсуа (1793—1843) — французский поэт и драматург, автор патриотической элегии «Жанна д " Арк» (1818). ...г-жа де Сегюр... Поль Феваль — Мориак перечисляет известных в его детские годы писателей. Сегюр Софи графиня де ( урожд. Ростопчина, 1799—1874) — французская писательница, автор популярных детских книг («Мемуары осла», 1860; «Несчастья Софи», 1864, и др.). Ламот Александр де — французский писатель, автор «Камизаров». Флёрио Зенаида Мари Анн (1829—1890) — популярная детская писательница, автор многочисленных рассказов («Маленькая герцогиня», 1876, и др.) и сборника комедий и пословиц «Театр для себя» (1873). Наври Рауль де ( наст. имя Мари де Сафре, 1831—1885) — второстепенная французская поэтесса, драматург, автор романов, проникнутых католическими тенденциями. Марлитт Е. (наст. имя Евгения Джон, 1825—1887) — немецкая писательница, романы которой пользовались во Франции успехом («Синяя Борода», 1866, «Вторая жена», 1873, и др.). Феваль Поль Анри Корантен (1817—1887) — французский писатель, автор авантюрных романов и романов «плаща и шпаги», из которых наиболее известен роман «Горбун» (1858).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНСВЕТОВ Иван Данилович (26.12.1843, Москва - 16.12.1885, г. Ялта Таврической губ.), литургист, специалист в области церковной археологии. Жизнь Род. в семье диакона (позднее - протоиерея) Новодевичьего мон-ря Даниила Ивановича Мансветова и его жены Ольги Ивановны (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2290. Л. 2). Среднее духовное образование получил в МДС, где обучался «на собственном иждивении». 7 окт. 1862 г. был благословлен на ношение стихаря. Окончил семинарию по 1-му разряду в 1864 г. Высшее богословское образование получил в МДА, где обучался с 1864 по 1868 г., окончив ее первым магистром. Для выпускного сочинения М. выбрал тему по догматическому богословию («Из истории учения Восточной Церкви о нравственных силах человека падшего и о благодати»; ркп. работы: РГБ НИОР. Ф. 172. К. 452. Ед. хр. 8). Академическое правление, видя незаурядные способности М., по окончании им МДА решает оставить его бакалавром по церковной словесности (гомилетике) и церковной археологии, полагая, что «он, при исключительном занятии этими предметами, может с особенною пользою преподавать оные студентам» (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5119. Л. 1-1 об.). С введением в МДА в 1869 г. нового академического Устава М. был «переименован» в доцента (Там же. Оп. 3. Д. 15. Л. 18 об.), а 1 марта 1871 г. совет Академии поднял вопрос о возведении его вместе с др. воспитанниками XXVI курса в степень магистра богословия (Там же. Л. 17-19). Указом 2164 от 24 сент. 1871 г. М. был утвержден в степени магистра (Там же. Л. 154; см. также: РГИА. Ф. 796. Оп. 152. Д. 963). За заслуги перед богословской наукой на общем собрании совета Академии (18 апр. 1873) М. было присвоено звание экстраординарного профессора (утверждено указом Синода 1793 от 21 мая 1873 - ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5119. Л. 12 об.). М. был преемником А. Л. Катанского на кафедре и первые 2 года читал студентам III курса МДА гомилетику и церковную археологию. С введением в МДА нового академического Устава он отказался от чтения гомилетики, оставив за собой преподавание церковной археологии и литургики (Там же. Оп. 3. Д. 1. Л. 46 об.). Обе эти дисциплины в МДА были объединены в один предмет, наименование к-рого в источниках варьировалось: его называли либо «церковной археологией и литургикой», либо (чаще) просто «церковной археологией» (именно так назывался предмет в ежегодно составляемых расписаниях занятий). Известно о 13 кандидатских сочинениях, написанных под рук. М.

http://pravenc.ru/text/2561854.html

О структуре управления в эпоху патриаршества см. таблицу 2. См. § 19. Для общей ориентации в истории России XVIII–XX вв. см. указанные в библиографии (Общ. лит. б) сочинения Платонова, Шмурло, Корнилова, Довнар-Запольского, Пушкарева, Ковалевского. Военно-статистический сборник. 4. С. 20–23, ср. с. 912; кроме того: Латкин. Учебник. С. 118–119 и Nolde. За год 1881: Русский календарь на 1912 год, изд. А. Суворин. СПб., 1912. С. 83, ср. с. 91–108. При Александре III был занят Мерв в Туркестане, при Николае II после русско-японской войны 1904–1905 гг. Россия потеряла половину острова Сахалин. В 1914 г. территория России составляла 19 948 815 кв. верст (Азиатская Россия. 1. С. 39; 1 кв. верста=1,13802 кв. км). При Петре I Россия приобрела Лифляндию, Эстляндию, часть Карелии и южной Финляндии. При Екатерине II после первого раздела Польши 1772 г. добавились северные и восточные области Белоруссии, по второму разделу Польши 1793 г.— остальная часть Белоруссии и юго-западные русские земли (Западная Украина); наконец, в 1795 г.— Курляндия и часть Литвы. В 1809 г. Александр I занял всю Финляндию, а в 1815 г. Россия получила часть Польши (герцогство Варшавское) под названием «Царство Польское». В 1815 г. Россия вернула Австрии Галицию. На этом территориальное распространение России на запад закончилось (Военно-статистический сборник. 4. С. 20–23). Стремление продвинуться на юг проявилось в попытках Петра I завоевать крепость Азов (1695–1698), а затем в походе 1711 г. При Екатерине II после двух войн с Турцией Россия получила всю степную область вплоть до побережья Черного моря, полуостров Крым и часть территории на Северном Кавказе. При Александре I Россия приобрела в 1812 г. Бессарабию (Военно-статистич. сборник. Там же; Nolde. 2. С. 5–52; 53–258, 259–300). Продвижение на восток и юго-восток началось походом Петра I на Персию и на Северный Кавказ. При Екатерине II Грузия оказалась фактически (1783), а при Павле I, после упразднения в Грузии царской власти (1801), уже окончательно под русским владычеством. Кавказ был окончательно завоеван при Александре II (1864). В Сибири по договору с Китаем в 1858 г. государственная граница была установлена по реке Амур; благодаря приобретению Уссурийского края граница отодвинулась к Охотскому морю. В 1867 г. Россия продала территорию Аляски Соединенным Штатам Северной Америки. У Японии она обменяла половину Сахалина на Курильские острова (1875). В Средней Азии Россия завоевала Туркестан (1865), Коканд (1876) и сделала вассальными государствами Хиву (1873) и Бухару (1873); в 1885–1887 гг. были присоединены сначала Мерв, затем Памир. По Портсмутскому договору Россия потеряла южную часть Сахалина (Военно-статистический сборник. Там же; Nolde. 2. С. 331–364, 364–388; Шмурло. С. 394, 427 и след., 502 и след., 540).

http://sedmitza.ru/lib/text/439965/

– Аккерман (L. Ackermann, 1771–1831), Prophetae minores, 1830. – Франциск Аллиоли (Fr. Allioli, 1793–1873), Священные писания Ветхого и Нового Завета, переведенные и изъясненные, 1830, многочисленные издания; французский перевод аббата Gimarey (1808–1861), дополненный многочисленными примечаниями. – Виктор Ancessi (1844–1878), L’Egypte et Moise, 1875. – A. Арно (Arnaud), La Saints Bible, французский перевод св. книг с комментариями, 4 in-8°, Paris, 1881. – Матфей Арнольди, Комментарий на св. Матфея, 1855. – J. Bade, Христология Ветхого Завета, 2-е изд. 1858. – Беелен (J. Th. Beelen, 1807–1884), Comm, in Epist. ad Philipp., 1852; in Act. Apost., 1864. – M. Бенно (Benno), Апокалипсис, 1860. – A. Берлепш (A. Berlepsch), Evangeliorum explanatio, 1849. – A. Биспинг (Aug. Bisping, 1811–1884), Экзегетическое руководство для изучения Евангелий, Деяний и Посланий, 2 е изд. 1864 (превосходный труд). – Бонифаций (Bonifazius), Новый Завет, переведенный и изъясненный, 4 тома, 1797 и сл. – Генрих Браун (Braun), перевод Ветхого и Нового Завета, с примечаниями, 2-е издание, опубликованное Feder’oм., 1803. – М. Бретенейхер (M. Breiteneicher), Наум, 1861. – Д. Брентано (Brentano, 1740–1797), Писания переведенные и изъясненные; Новый Завет всецело принадлежит ему; тенденции рационалистические; Ветхий Завет пополнен Dereser’oм (1757–1827) и Scholz’eм (1794–1852); полное издание 17 томов in-8°, Франкфурт, 1828–1837. – Иордан Бухер (Bucher, 1823–1870), Практическое изъяснение Нового Завета, 3 in-8°, 1855 и сл.; Жизнь Иисуса и Апостолов, 1859. – Аббат Клер (Clair, 1839–1881), Josue, 1877; Les Juges, 1878; Les Livres des Rois, 1879; Les Paralipomenes, 1880; Esdras et Nehemias, 1882 (в Библии Lemhielleux’a). – J. Corluy (1834–1896), иезуит, Comm, in Ev. S. Joannis, Гент, 1878; 2-е изд. 1880; Specilegium dogmaticobiblicum, 2 in-8°, ib. 1884. – P. Корнели (R. Cornely), Historica et critica introductio in libros sacros, 3 тома в 4 ч. in-8°, 1885–1887; Introductio­n " s in Libros Sacros Compendium, 1889; in I Cor., 1890; in II Cor., 1892; in Rom., 1896,–A.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Болотов обладал поистине энциклопедически разносторонними дарованиями: прекрасный знаток, практик сельского хозяйства, агроном, селекционер, писатель. Он автор замечательной книги " Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков, 1738-1793 " . Писанные не для печати (впервые извлечения из записок появились в журнале " Сын Отечества " в 1839-м, а в 1870 - 1873 они вышли четырехтомным приложением к журналу " Русская старина " ), адресованные детям, потомкам, записки Болотова открыли читателю богатейшие пласты русской жизни XVIII века. Здесь и события, связанные с Семилетней войной, и дворцовые нравы при Петре III, деятельность масонов, судьба издателя Новикова, казнь Пугачева, картина дворянского провинциального быта и т. д. И через все повествование, можно сказать, светится образ самого повествователя, в котором удивительная зоркость взгляда, пытливость ума, редчайшая обширность познаний органично соединена с нравственной возвышенностью, религиозной глубиной. Личность автора характерно выражена в естественности, простодушии его слога, в том особом тоне разговорной его речи, который он сам назвал " разговором с прямым сердцем и душой " . Кстати, " прямота " , как черта нравственная, проходит через всю русскую историю, русскую культуру. В величайшем творении древнерусской литературы " Слове о Законе и Благодати " митрополита Илариона (XI век) сказано: " и будутъ криваа въ праваа " ( " и будут кривизны прямыми " ). В присяге избранному на всероссийский престол государю Михаилу Федоровичу Романову говорилось: " Служити мне ему Государю и прямить и добра хотелось и безо всякие хитрости " . Оптинский старец Амвросий писал о другом оптинском старце, что в " письмах своих он обнажает истину прямо " . У русских классиков: " прямой путь " , " идти прямою дорогою выгоднее, нежели лукавыми стезями " (Фонвизин), " прямой поэт " (Державин), " таков прямой поэт " (Пушкин), " счастье прямое " (Жуковский), " свободою прямою " (Батюшков), " мы сохраним сердца прямые " (С. Аксаков), " чья мысль ясна, чье слово прямо " (К. Аксаков), " благородная прямота " народных песен (П. Киреевский), " прямота чувств и поведения " (Достоевский), " прямые и надежные люди " (Лесков) и т. д. и т. д. Говоря о языке записок Болотова, следует признать, что таким выразительным в своей обыденной простоте языком никто в литературе XVIII века не писал, включая и Карамзина, языковая реформа которого сблизила литературный язык с разговорной речью, но в пределах светской среды. Пушкин не читал записок Болотова, которые стали публиковаться только после его смерти, и стоит лишний раз дивиться всеведению его гения, тому, как он мог в " Капитанской дочке " уловить дух русской жизни XVIII века с тем языковым мышлением своего героя, которое сродни болотовскому.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010