(Танков, 23)….. 1 —339— 5. Нелюб Иванович, 1628 г., владел поместьем в Сванском ст., Рыльского y.; 1636 г., Рыльский городовой дворянин, оклад 200 четей, денег с городом 7 рублей (Танков, 23, 120)….. 1 III 6. Меркул Степанович. Оклад 300 четей, денег 10 рублей. «Из копии с справки разрядного Архива выданной 20 марта 1689 г., из Герольдмейстерских дел Правительствующего Сената, видно, что он Меркул Степанов сын написан в десятне 7172 года, в числе Рыльских городовых дворян и детей боярских и за службу в Нежице в Гетманском Отбирании, дано жалованья 6 руб. Но о происхождении его от 1-го (здесь – 2-го) Степана Ивановича или об отказе за ним наследственного от отца его с крестьянами имения или же о выбытии оного из роду документов не представлено» (семейная запись)….. 2 IV 7. Андрей Меркулович, 1697–1699 г. г., в Рыльском y., деревня Беляево l ½ двора с полтретью крестьянских. Служил военную службу. С братом Тимофеем (n ° 8) из оклада в 550 четей пожалованы в вотч. 100 четей за Чигиринскую службу, 1681 г…..6 8. Тимофей Меркулович, ср. n ° 7, десятник в Кромах (сыскное дело 170 0–1701 г.г.). («Послушная грамота по памяти из Приказа Сыскных Дел о высылке из Кром в Орел «для розыску» челобитья кн. Андр. Вяземского... и т. д.», Архив Мин. Юстиции, 1,9, Е, ст. 484, III 9 , 71–72. Описание документов и бумаг, хранящихся в Москов. Архиве Мин. Юстиции, кн. 19, М. 1914, 4843, стр. 263) ….. 6 V 9. Федор Андреевич. 1 июня 1677 г. дано ему с братом Александром (n° 10) в Рыльском у. село Беляево на земле между речек Рыбицы и Сушавицы; † 16 декабря 1746 г…… 7 10. Александр Андреевич. Ср. n° 9…..7 —340— VI 11. Иван Федорович, родился 19 октября 1732 г.; 15 июня 1746 г. поступил в военную службу. 16 декабря 1753 г. – капрал; 26 генв. 1755 г. фурьер; 11 февраля 1755 г. каптенармус; 15 мая 1755 г. сержант; 1 генваря 1757 г. прапорщик; 30 мая 1758 г. подпоручик; 13 сентября 1765 уволен в отставку из 3-го батальона Черниговского пехотного полка с произв. в поручики; 3 мая 1766 г. капитан; 1783 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потому кто уже верует во Христа, но еще держится корыстолюбия, гордится почестями, воспламеняется ненавистью, оскверняется нечистотой похоти, желает в мире счастья, тот не стремится следовать Христу, в которого верует. Ибо если тот, кому Учитель указывает путь скорби, желает радости и наслаждений, тот идет другим путем. Святитель Григорий Двоеслов (116, 310-313). Как хотящим выйти из Египта надо было следовать за Моисеем, так и хотящим войти в обетованную землю израильтянам надо было следовать за Иисусом Навином; так и хотящим освободиться от служения диаволу и бедствий его и войти в Небесное отечество надо следовать за Иисусом Христом. " Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет " (Ин. 12, 26) говорит Господь. Последуем же за Христом сердцем (104, 1756-1757). Все хотят быть со Христом прославленным и превознесенным. Но мало кто хочет нести со Христом крест, поругание, уничижение, посмеяние и терпеть скорбь. Но Он говорит: " И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня " (Мф. 10, 38). Ибо хотящему быть со Христом во царствии и славе Его надо и в этом мире быть с Ним, смирением и терпением Ему последовать и так нести свой крест (104, 1757). Что значит последовать Христу, как говорит Господь: " Возьми крест свой, и следуй за Мной? " Злодеи страждут и несут крест свой, но не следуют Христу, поскольку по делам своим приемлют. Что значит следовать Христу? Быть в истинном покаянии, творить плоды покаяния и терпеть всякое страдание, какое бы ни случилось, ради любви Божией, взирая на Самого Христа, так пострадавшего. Христос делал только добро и греха не сотворил, и добру учил, но терпел всякое страдание ради нас, творя волю Небесного Своего Отца и совершая дело Его (Ин. 4, 34). " Быв послушным даже до смерти, и смерти крестной " (Флп. 2, 8). Так научил Он нас Своим примером, как подобает угождать Богу: то есть творить добро и терпеть зло, чтобы творить волю Божию. Ибо угождать Богу - значит творить Его волю. Без этого невозможно угождать Богу. Ибо воля Божия в том, чтобы мы творили добро и великодушно переносили все тяжелое, преодолевая его с безропотным терпением (104,1758).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Тимофей 1748–1757 Иосиф III 1509–1521 Арсений 1757–1770 Иосиф IV 1523–1534 Гавриил 1770–1783 Макарий II 1535–1556 Самуил 1783–1796 Сильвестр 1556–1567 Иерофей 1796–1799 Иона 1568–1577 Гавриил 1799–1803 Илия 1577–1579 Серапион 1803–1822 Онисифор 1583–1588 Евгений 1822–1837 Михаил Рагоза 1588–1596 Филарет 1837–1857 Иов Борецкий 1620–1631 Исидор 1858–1860 Исайя 1631–1633 Арсений 1860–1876 Петр Могила 1633–1647 Филофей 1876–1882 Сильвестр Коссов 1649–1657 Платон 1882–1891 Дионисий Балабан 1658–1663 Иоанникий 1891 Иосиф 1663–1676 Феогност 1900 Антоний 1676–1679 Флавиан 1903 Гедеон 1685–1690 Так же преемственно должна передаваться пастырская власть и в будущем, так как только при этом условии Церковь Христова может достигать своего назначения, а потому истинное священство пребудет в ней вечно. Ап. Павел, говоря об установлении таинства причащения, замечает: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор. 11:26 ), т. е. до второго пришествия Христа на землю. Без совершителей же это таинство не может существовать. Сам Иисус Христос, облекая апостолов благодатною влагою, сказал им: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18–20). Но апостолы не пребывали во плоти до скончания века, поэтому обещание Его относится не только к ним, но и к их преемникам, так как пастырское служение, по словам ап. Павла, должно совершаться в Церкви, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4:11–13 ), а это возможно лишь в будущей жизни. Св. ап. Петр, давая наставления пастырям относительно управления Церковью, говорит: «когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет. 5:1–4 ), чем также ясно указывает, что исполнение пастырской обязанности пасти стадо Христово должно продолжаться до второго пришествия Христова на землю и страшного суда, когда действительно исполнители заповедей Христовых получат неувядаемый венец славы. 536

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Закрыть «Николай Второй – искупитель народа своего» Борис Дверницкий о подвиге Царя-Мученика 18.05.2011 2704 Время на чтение 3 минуты «Николай Второй – искупитель народа своего». Эти строки взяты из пророчеств монаха Авеля (Василий Васильев; 1757-1841), который, в частности, предсказал непродолжительность правления и убиение Павла I, а Александру I – сожжение Москвы французами. Пророчества опубликованы в издании Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря в 1995 г. (С.42). С яростным обличением этих строк выступил Николай Каверин (Православная беседа. 2011. 02. С.87-91), объявляя их «еретическим царебожеским мудрованием». Я тоже писал об этом в книге «Русский человек», а ранее в журнале «Русское самосознание» 2008 г.), но из-за малого тиража этих изданий выступаю теперь на «Русской народной линии». Каждый христианин исповедует, что все мы – Божие творение, и значит, глас Божий постоянно звучит внутри нас и говорит нам: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:3). Святые Отцы утверждают, что даже дьявол по природе добр, а злым стал только вследствие злоупотребления своей свободной волей. Далее наша вера говорит, что этот мир – падший, всецело падший; он сделался царством князя мира сего. Все было сотворено добрым; все пало; наконец – и это наше третье «фундаментальное провозглашение», – все искуплено. Искуплено через воплощение, крест, воскресение и вознесение Христа, через дар Духом Пятидесятницы. Однако помимо греха, наследуемого нами от Адама и Евы, и искупленного Господом нашим Иисусом Христом, существует национальный грех. Помимо коллективного бессознательного, научного обозначения первородного греха, существует национальное бессознательное, в котором хранятся все победы и достижения народов, как и их неудачи и поражения, срывы и падения. Господь наш Иисус Христос будет судить не только всех людей, но и все «народы, и племена, и языки» (Откр. 17:15). «И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: " Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный уготованный дьяволу и аггелам его " » (Мф. 25: 32-34, 41).

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/18/ni...

Замосквореченский сад с Софийской церковью нес в себе и другой величайший образ. В христианстве цветение есть символ Божественного естества, вечно цветущего, и в древности городские сады считались ценностью. На Руси же сад назывался Раем, в осмыслении этой христианской истины, и московский Государев Сад был символом Рая Небесного, Райского сада, а Москва-река — образом Реки Жизни в Граде Божием, описанной в Откровении Иоанна Богослова. «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов». Действительно, с двух сторон по обоим берегам Москвы-реки в центре города находились сады: в Кремле были великолепные террасные сады, спускавшиеся по склону Боровицкого холма к реке, а напротив с другого берега находился Царицын Луг. По данным М.П.Кудрявцева Государев сад имел фруктовые деревья, уподоблявшиеся библейскому Древу Жизни, и фонтаны, которых было ровно 144, по символической высоте стен Небесного Иерусалима (144 локтя), и по числу избранных (144 тысячи праведников), записанных в Книге Жизни у Христа. Все это представляло его прообразом Райского сада, а через Софийскую церковь — образом пребывавших в нем Христа и Богоматери. Царицын луг считают и символом посвящения Богоматери всей Москвы, а с ней — и Русской земли. В начале петровской эпохи от Государева сада осталась только Софийская церковь — он сгорел в пожаре 1701 года и больше не возобновлялся. В Замоскворечье пришла эра мануфактур и фабрик, первым петровским детищем стал Суконный двор близ Большого Каменного моста, где вырабатывали сукно для армии. На петровском характере застройки местности сказывалась близость реки, необходимой для раннего фабричного производства, поэтому зареченская территория ценилась, что называется, на вес золота и была отдана под государевы промышленные нужды. Прихожанами церкви стали простые обыватели, купцы, офицеры, чиновники, мещане и прочая мелкая публика, жившая в ту пору на Софийской набережной. А с 1752 года в ее приходе находился дом промышленника знаменитой династии Никиты Никитича Демидова. В Петербурге же Анна Иоанновна пожаловала ему дом на Английской набережной, что было адекватно по степени почетности. В том же XVIII веке появились приделы Софийской церкви: в 1722 году во имя апостола Андрея Первозванного и в 1757 году во имя св. Димитрия Ростовского, позднее упраздненный. Храм еще перестраивали после 1784 года, а в самом конце XIX века появился придел святого Николая Чудотворца при новой трапезной.

http://pravoslavie.ru/352.html

Святой Опря Микалуш Святая отрасль трансильванской земли и мученик за веру, который имел веру не от мудрости человеческой, но от силы Божией (см.: 1 Кор. 2: 5), святой Опря был выходцем из Сибинского Селишта. Видя всю пагубность унии и страдание своего народа под униатским ярмом, он много раз ездил в Вену с целью убедить императрицу Марию Терезию объявить свободу вероисповедания для своих подданных. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12: 25), – учит Писание. В 1752 году этот неустрашимый исповедник, не жалевший себя и жизни своей ради истины, был брошен в печально известную тюрьму Куфштейн, где окончил свою земную жизнь как мученик за веру православную. Священномученик Моисей Мачаник Сей священник, подобно древним священнослужителям, услышал слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16), – и отправился со святым мучеником Опрей, чтобы «сражаться доброй войной» за свою веру. Несколько раз со святым Опрей он приезжал в Вену, там вместе с ним был арестован и доставлен в тюрьму Куфштейн. Этот священнослужитель принял венец мученичества в то же время, что и святой мученик Опря. Священномученик Иоанн Галешский Этот священник в 1756–1757 годы обходил православные румынские деревни и собирал подписи под прошением о позволении свободы вероисповедания. Он был схвачен и доставлен на территорию Австрии. Считается, что этот святой окончил свою земную жизнь в тюрьме австрийского города Граца, где его на 24 году заключения посетили некие торговцы из Брашова. Он им рассказал, как страдал за Христа и веру православную 24 года, но никто не сумел изменить его убеждений. О его жизни можно сказать словами апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4: 7). Здесь мы назвали лишь некоторых из святых исповедников. О многих наш народ может не знать, и лишь всеведущий Бог знает, сколько еще тех, кто, исповедуя веру, «угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11: 34–38).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. И. Мелиссино. Портрет. 1795 г. Неизвестный художник Иван Иванович (1718, Рига - 23.03.1795, Москва), обер-прокурор Синода, гос. и лит. деятель. Происходил из старинного греч. рода из Византии, представители к-рого в XII в. переселились на о-в Крит и жили в пределах Венецианской республики. Его отец, врач Иван Афанасьевич († 1758), прибыл в Россию при имп. Петре I, служил в Курляндии, являлся вице-президентом Коммерц-коллегии (1740-1745) и Мануфактур-коллегии (1745-1752). Брат, генерал от артиллерии П. И. Мелиссино (1726-1797/98), был инспектором артиллерии, директором Имп. сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1783-1797). 17 февр. 1732 г. М. поступил в Сухопутный шляхетский корпус, учился вместе с А. П. Сумароковым . 20 апр. 1740 г. выпущен в чине прапорщика, поступил на статскую службу в Юстиц-коллегию (1740-1745). В 1745 г. был членом комиссии, ревизовавшей Кунсткамеру и б-ку Академии наук. С 1746 г. служил в Ревельской генерал-губернаторской канцелярии в чине надворного советника при губернаторах герц. П. А. Ф. Гольштейн-Бекском и кн. В. П. Долгорукове. По инициативе гр. И. И. Шувалова, куратора Московского ун-та, указом Сената от 24 апр. 1757 г. определен директором ун-та с чином канцелярии советника. 11 мая прибыл в Москву. Активно занимался подготовкой материалов, необходимых для приобретения ун-том автономного статуса, и организацией учебного дела. Присутствовал на экзаменах; уделял внимание религиозному воспитанию, составлению учебных программ, наблюдению за домашним образованием и аттестацией иностранных учителей; заботился о состоянии здоровья и быте учащихся; организовывал получение воспитанниками бесплатных учебников и качественного питания. Летом 1757 и зимой 1759/60 г. в С.-Петербурге представлял Шувалову лучших учеников (в 1-м представлении участвовала имп. Елизавета Петровна, 2-е описано Д. И. Фонвизиным, принимавшим в нем участие). В нояб. 1757 г. М. пытался организовать постоянные заседания лит. об-ва при ун-те. В 1756 г. по инициативе М. началось издание «Московских ведомостей», где он нередко публиковался. В университетской типографии издавался 1-й московский лит. ж. «Полезное увеселение» (1760, под рук. М. М. Хераскова). М. занимался подготовкой 2-го изд. «Собрания разных сочинений…» М. В. Ломоносова (1757-1759. Т. 1-2), инициировал введение должности цензора при университетской типографии (в 1762 на нее был назначен Херасков). Особое попечение М. имел об устройстве университетской церкви. В июне 1757 г. просил Московскую синодальную контору временно отдать ун-ту здания 2 близлежащих храмов, находившихся в бедственном состоянии, в т. ч. ц. во имя св. Параскевы в Охотном ряду (не сохр.), и предоставить «нужнейшие храмовые вещи», приложив их реестр. В повторном обращении, направленном в июле, М. подчеркивал, что «в церквах университету крайняя... надобность», и гарантировал жалованье священникам от ун-та.

http://pravenc.ru/text/2562888.html

466 Странно, что в это же самое время, как мы видели выше, Канцелярия С. Э. Правления доносила Львову, будто Камер-Коллегия затрудняется составить ведомость о числе душ по 2 ревизии. 470 Экстракт подписали сенаторы: граф Алексей Бестужев-Рюмин; князь Иван Трубецкой; А. Бутурлин; князь М. Голицын; граф М. Воронцов и граф А. Шувалов. Получен он был в Синоде 24 октября 1757 г. Архив Св. Синода кн. И.В. указов 1757 г. л. 56–57 (П.С.З. XIV, 10765); протокол 31 октября 1757 г. 473 Список их в 7 пунктах очень напоминает собой перечень материалов, бывших под руками Комиссии духовных имений, см. Завьялова стр. 232 прим. 2. Самих же материалов при деле нет М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 437 д. 21295; Архив Св. Синода дела Канц. обер-прокурора 1757 г. л. 37. 482 Соловьев, т. V, 1180; Архив Св. Синода протокол 5 июля 1760 г. Подготавливаясь к конференции 24 июля 1760 г., Синод потребовал от Канцелярии С. Э. Правления ведомостей согласно И. В. указу 1 октября 1748 г. (Архив Св. Синода протокол 14 июля 1760 г. а князь Козловский еще 3 мая 1759 г. требовал от нее же ведомостей о безвотчинных и маловотчинных монастырях. Ведомости были составлены из ведомостей Счетной Экспедиции 1739–1741 гг. и высланы в Синод только после его указа 24 июля 1760 г. Синоду, очевидно, было желательно выяснить кому следует, что богаты только некоторые монастыри и представления о богатствах монастырей вообще преувеличены. М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 454 д. 22462. 486 П.С.З. XV, 11441; Соловьев, V, 1253; Милютин, О недвиж. им. духовенства в России. Чтения в Имп. Обществе истории и древностей российских при Московском Университете, 1861 г. апрель–июнь, книга вторая, М. 1861 г. стр. 547. 487 Хотя настоящий указ, как и следующие, напечатаны в П.С.З. и не раз перепечатывались, как это, м. пр., видно из предыдущего примечания, в общих или специальных исторических сочинениях, тем не менее, мы перепечатываем или излагаем их здесь для удобства читателя и полноты нашей работы. 489 П.С.З. XV, 11481; Соловьев, V, 1254; Милютин стр. 548–551. Указ перепечатывается нами почти дословно и лишь личная форма повеления заменена безличной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

епархии); есть и другие неточности. Равным образом в показаниях до 1764 г. Слободской (искони Вятской епархии) напрасно показан в Казанской епархии, а равно и заводы, лежавшие в Вятской епархии . 674 Крепости Оренбургской губ. вверх по р. Яику – Красногорская, Озерная, Ильинская, Губерлинская, Орская, Таналыцкая, Урдасымская, Кизыльская, Магнитная, Верхъяицкая, вниз по Яику – Черноречинская, Татищева, Рассыпная, Илецкий городок, Яицкий городок, крепости Сахарная, Калмыкова, Кулагина и др., по р. Сакмаре – Сакмарская, Пречистенская и Воздвиженская, по р. Самарке, впадающей в Волгу – Переволоцкая, Новосергиевская, Сорочинскаяю, Тоцкая, Бузулуцкая, Елтанская, Борская, Красносамарская. Закамская линия начиналась с Алексеевского пригорода на р. Самаре; тут были крепости – Красноярская, Сергиевск, Черемшанская, Шешминская, Кпчинская и нкр. др. (Ежемесяч. сочинения... 1757 г. янв. стр. 40–44). 675 Г. Болхов Сарской и Подонской епархии в сведениях до 1764 г. показан в Московской епархии – это не верно; он, очевидно, назван вместо Звенигорода, который почему-то не показан в 1764 г. по Московской епархии, хотя всегда находился в ней. 676 В показаниях 1764 г. Сарапул не отнесен ни к одной епархии – ни к Казанской, ни к Вятской. Вернее всего он, как раньше, так и теперь оставался в Казанской епархии, где, как известно, в 1738 году существовал особый Сарапульский заказ. Кстати заметить в печатных цифровых показаниях 1764 г. о составе епархий перед учреждением штатов (кн. штатов стр. 43) много опечаток, в большинстве случаев опечатки заключаются в том, что вместо знаков – (тире), поставлены . . . (точки). 677 В росписи 1757 г. Бахмут не назван в числе воронежских городов; Бахмутская провинция там отнесена к Белгородской епархии; не назван и Бобровск. 678 В росписи 1757 г. почему-то нет г. Дмитрова ни в Переяславль-Залесской, ни в другой какой епархии, тогда как с 1744 г. он входил в титул Переяславль-Залесского архиерея и несомненно был в его ведении; в показаниях 1764 г. также нет нигде г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Митр. Арсений дал распоряжение завести для этой цели тетрадь: грамотные богомольцы должны были сами записывать в ней случаи помощи им по молитвам к святителю, иноки мон-ря должны были фиксировать чудотворения, происходившие с неграмотными людьми. Спустя 3 года имп. Елизавета Петровна, почитавшая Д. и интересовавшаяся обстоятельствами дела, приказала своему духовнику прот. Ф. Я. Дубянскому выяснить, как совершаются записи о чудотворениях. К ответу на запрос Дубянского митр. Арсений приложил небольшое письмо об этом предмете, к-рое не удовлетворило императрицу. Синод созвал комиссию, которая должна была опросить свидетелей для выяснения обстоятельств чудотворений. Указом от 17 дек. 1756 г. митр. Арсению было предписано посылать в Синод 3 раза в год обстоятельные рапорты о чудотворениях, доказательства исцелений должны были брать под присягой в присутствии архиерея. Сославшись на болезнь, митр. Арсений просил Синод о разрешении высылать отчет 1 раз в год и не присутствовать при присяге свидетелей. Синод удовлетворил просьбу. За 1757 г. была представлена тетрадь с записью 32 чудес, в 1758 г. было записано 36 чудес, в 1759 и 1760 гг.- по 30 чудотворений, в 1761 г.- 37, в 1762 г.- 38 чудотворений (см. «обстоятельные рапорты» в: «Подлинное дело» об обретении и открытии мощей Д., начатое 17 окт. 1752 г., законченное 14 марта 1763 г. (РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. 222. Л. 21-27, 218-224, 295-312 об., 395-538); см. также документы митр. Арсения (Мацеевича) о канонизации Д. с автографами 1757 г.: РЯАХМЗ. КП-10055/881 (Р-890)). В апр. 1757 г. Синод издал указ, по к-рому мощи Д. были признаны нетленными (почти одновременно митр. Арсений получил 2 распоряжения: «словесное объявление» имп. Елизаветы Петровны, посланное через Синод, и указ Синода). Тогда же были установлены дни празднования святителю: 21 сент.- в день обретения мощей, 28 окт.- в день преставления. Д. стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/178011.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010