сорока мучениках 1295 ; 24 марта – «чтение Григория Чудотворца », т. е. слово Григория Неокесарийского на Благовещение, а 25-го – слово (чтение) Златоуста (кроме слона Андрея), помеченные лишь в Евергетидском Типиконе под 25 марта 1296 ; 26 марта – неопределенно «чтение праздника»; 30 апреля – похвала ап. Иакову Заведееву 1297 ; 8-го мая – похвала ап. Иоанну Богослову 1298 ; 15-го июля – похвальное слово Василия великого муч. Кирику и Иулитте 1299 ; 15 августа, вместо слов Андрея Критского , – «чтение Василия Великого » 1300 и слово (чтение) Иоанна Дамаскина 1301 ; 29 августа, вместо слова Алексеевского Устава (Скачет Иродия), – толковательное слово (46-ое) на ев. Матфея 1302 . На дни памяти апостолов – 6-го октября (память ап. Фомы), 14 ноября (память ап. Филиппа), 16 ноября (память ап. Матфея), 11 июня (память ап. Варфоломея) – в Синаксаре делается отметка «чтение и похвала апостолу», под которой можно разуметь как указание или на одно похвальное слово (чтение – похвала), или на «воспоминание» (чтение с похвалою), или же и на воспоминание (каковое Алексеевский Устав имеет на все указанные дни, кроме 11-го июня – дня памяти ап. Фомы) и на похвальное слово одновременно. Житийно-повествовательная группа линейного круга Синаксаря включает в себя около половины произведений, имеющих заглавия (начал не указывается), общие с произведениями таковой же группы Алексеевского Устава, и несколько произведений лишних, по сравнению с последней. Первого рода произведения падают в обоих Уставах на дни (включая сюда и указанные сейчас дни памятей апостолов): 1, 6, 15, 20, 24 1303 , 26, 30 сентября, 6, 7, 12, 20, 21, 26 октября, 13, 14, 16, 17, 23 (в Синаксаре 24-го), 25 1304 , 27 ноября, 5, 7, 11, 12, 13 декабря, 15, 17, 23, 28, 30 (в Синаксаре 26-го), 31 января, 13 февраля 1305 , 9 марта, 23 апреля, 2 1306 , 5, 8, 15, 20 1307 , 27 июля, 1 1308 августа; 4 декабря (в день памяти нескольких святых) указано неопределенно «житие святого», точно так же 28 декабря – «житие святых»; 17 декабря, вместо «воспоминания пророку Даниилу», – «житие трех отроков»; 30 ноября, вместо «воспоминания об апостоле Андрее», появившегося, как и все воспоминания об апостолах 1309 , в X веке – более древнее – хождение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Размышления, как чинить прохудившийся купол (см. ниже, запись от 10 декабря). Балат – кожеобразный продукт из сока тропического дерева балата, по составу, свойствам и применению аналогичный гуттаперче. 1301 Антонин ошибся: в Вологодской губернии существовала Семигородняя пустынь, а Седмиезерная обитель, действующая и теперь, находится в Казанской епархии (неподалеку от Казани, в пригородном поселке Семиозёрка). 1302 В статье Виктора Шульце, подготовленной на основании сообщений Конрада Шика и напечатанной в журнале Немецкого Палестинского общества, были опубликованы обзор и рисунки мозаических надписей из антониновских раскопок на Елеоне (надгробная надпись диакона Каллистрата и фрагмент надписи с именем «Феодосии кувикулярии»). Это была первая публикация о иерусалимских археологических находках Антонина. См.: Schnitze V. Sarkophage und Grabinschriften aus Jerusalem//Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins. 1881. B. 4. S. 14–17, 275. 1303 Имеется в виду атлас, изданный известными немецкими картографами: Kiepert H., Weiland C. F. Grosser Handatlas des Himmels und der Erde. В 1880 г. он вышел 49-м изданием. Очевидно, Антонин не стал приобретать эту книгу, в описи его библиотеки атлас не значится, хотя имеются другие издания Вейланда и Киперта. 1307 Черевин Петр Александрович (1837–1896) – генерал-лейтенант, товарищ главноуправляющего III отделением, исправляющий должность шефа жандармов (1880), товарищ министра внутренних дел (1880–1883); начальник дворцовой охраны (1883–1894). Личный друг императора Александра III. 1309 В русской музыкальной традиции известно два романса «Не для меня»: романс А. Алябьева на стихи А. Ф. Вельтмана «Когда я песнь твою внимаю» и романс Н. Девитте на стихи А. Молчанова «Не для меня придет весна», популярный в цыганском, казачьем и других фольклоризированных вариантах. 1314 В Горнем, по замыслу Антонина, должен был возникнуть не просто скит, но обитель, возглавляемая Самой Богородицей. Подробнее см. в сопроводительной статье с. 341–342 настоящего издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

1276. Там же. С. 90–91. 1277. Там же. С. 88–89. 1278. Ин. 1:1. 1279. Пс. 110:9. 1280. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 30–31. 1281. Там же. С. 32–33. 1282. Там же. С. 41. 1283. Там же. С. 29. 1284. Там же. С. 22. 1285. Ин. 1:1. 1286. Лк. 9:35. 1287. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 4–5. 1288. Цит. по: Там же. С. 4. 1289. См.: Троицкий С. Афонская смута. — Церковные ведомости 20, 1913. Цит. по: Начала 1–4, 1995. С. 169–170. 1290. Там же. Подробнее об этом см. в Главе VIII (разбор доклада С. Троицкого). 1291. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 101. 1292. Там же. С. 188. 1293. Там же. С. 23. 1294. Там же. С. 40–41. 1295. 1 Кор. 8:6. 1296. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 33–34. 1297. Там же. С. 25. 1298. Там же. С. 6. 1299. Там же. 1300. Там же. С. 53. 1301. Там же. С. 27. 1302. Там же. С. 16–17. 1303. Как ясно из дальнейшего, под»трисвятой песнью»здесь понимается не молитва»Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а песнь ангелов из книги пророка Исайи»Свят, свят, свят Господь Саваоф». Если молитва»Святый Боже»в православной традиции воспринимается как относящаяся к трем Лицам Святой Троицы, то песнь из книги пророка Исайи воспринимается по–разному: в частности, в Акафисте Иисусу Сладчайшему, на который ниже ссылается автор»Апологии», она истолкована как относящаяся к имени Иисуса Христа. 1304. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. 1305. Там же. С. 83. 1306. Фил. 2:9. 1307. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. Ср.: Деян. 2:21. 1308. Там же. С. 111–112. 1309. Там же. С. 85–86. 1310. Там же. С. 89. 1311. Там же. С. 93. 1312. Там же. С. 8. 1313. Там же. С. 6–7. 1314. Там же. С. 17. 1315. Там же. С. 65–66. 1316. Там же. С. 18. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 1317. Там же. С. 9. 1318. Там же. С. 49–50. 1319. Там же. С. 52. 1320. Там же. С. 72–73. 1321. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 61. 1322. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 153.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

1300       Тюнин М.С. Указатель периодических и повременных изданий, выходивших в г. Харбине на русском и других европейских языках. Харбин, 1927; L’Émigration russe en Europe: catalogue collectif des périodiques en langue russe, 1940–1979. 2 vols. P., 1976–1981 (T. 1: 1855–1940; T. 2: 1940–1979); L’émigration russe en Europe: Révues et recueils, 1920–1980: Index génépal des articles. P., 1988; Полански П. Русская печать в Китае, Японии и Корее. M., 2002; Сводный каталог русских зарубежных периодических и продолжающихся изданий в библиотеках С.-Петербурга, 1917–1995. 2-е изд. СПб., 1996 (Дополнения и новые поступления за 1996–1999 гг.: СПб., 2001); Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий русского зарубежья в библиотеках Москвы (1917–1996 гг.). M., 1999. 1301       См. также: Кауфман И.М. Русские биографические и биобиблиографические словари: [Аннот. библиогр.]. 2-е изд. М., 1955. 1306       История святых Вселенских соборов. Вып. 1. M., 1871; История Вселенских соборов. 2-е изд. СПб., 1906. 1307       См.: Лебедев А.П. Вселенские соборы IV и V веков: Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2007; Он же. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков: С приложениями к «Истории Вселенских соборов». 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2007. 1309       См.: Смирнов К.Н. Обозрение источников истории первого вселенского Никейского собора. Ярославль, 1888 (магистерская дис.). 1313       См.: Малицкий П.И. История христианской церкви. Вып. 1. Первые три христианских века. Тула, 1909; 2-е изд. Вып. Тула, 1912–1913. 1317       См. работы Болотова: Учение Оригена о Святой Троице. СПб., 1879; К истории внешнего состояния Константинопольской Церкви под игом турецким. СПб., 1882; Из церковной истории Египта. Вып. 1–4. СПб., 1884–1893; Несколько страниц из церковной истории Эфиопии//Христ. чтение. 1888. 1, 2; К вопросу о соединении абиссин с Православной Церковью//Христ. чтение. 1888. 7, 8 (отд. отт. 2-х статей: СПб., 1888); Из истории Церкви Сиро-Халдейской//Христ. чтение. 1898 (отд. отт.: СПб., 1901); Об армянском церковном годе//Восток христианский. 1912. Т. 1. Вып. 3 (отд. отт.: [СПб.], 1912); К вопросу о Filioque II Христ. чтение. 1913. 4–9, 11, 12 (отд. отт. с предисл. проф. А. Бриллиантова : СПб., 1914); К вопросу об ареопагитских творениях: (Письмо архиеп. Финляндскому Антонию)//Христ. чтение. 1914. Май (отд. отт.: СПб., 1914).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященный, для ускорения дела, просил высылать священников прямо на Украину, где архимандрит Варлаам обязан был немедленно дать им приходы 1292 . Необычайно «жестокая» зима 1293 с «ежедневными метелями и непомерными снегами» 1294 и чрезвычайно сложные хлопоты с получением денег на проезд вызываемых священников 1295 несколько задерживали их прибытие, но из Киева священники появились на Украине, как уже было сказано, ещё в декабре 1794 года 1296 . С первых же месяцев 1795 года началось регулярное и в значительном числе прибытие священников, кроме Киева, из Чернигова. Из Киева за зиму на Украину переехало 40 священников Киевской епархии 1297 . В феврале преосвященный Виктор потребовал из Киева ещё 20 человек. Митрополит, «в виду важности дела», изыскал возможность исполнить это требование, хотя оно и не было точно согласовано с синодальным указом 1298 . Но далее уже Киевская епархия оказалась не в состоянии высылать «способных» священников и, по ходатайству митрополита, св. синод освободил его епархию от этой обязанности на будущее время 1299 . Добавки в двадцать человек к первоначально истребованным сорока преосвященный Виктор просил и из Чернигова, и Черниговский преосвященный нашёл возможность удовлетворить этому требованию, отправив за первые четыре месяца 1795 года на Украину 53 человека 1300 . Два священника 1301 и один канцелярист – кандидат в священники 1302 прибыло из Могилёва. Возвращались изгнанные священники и, например, из Киева их за зиму прибыло 16 человек 1303 . Были, кроме того, на Украине готовые «волохские» священники 1304 . Вдобавок ко всему этому, и преосвященный Виктор, получивший с начала 1795 года возможность совершать богослужение, рукополагал, сколько было можно молодых ставленников и посылал их на Украину 1305 . Варлаам распределял по приходам прибывавших к нему священников 1306 , в случае нужды и возможности, соединял приходы 1307 , мало-по-малу чувствовавшийся с этой стороны недостаток перестал быть ощутительным 1308 . Антиминсы и миро тоже были доставляемы в возможно большом количестве и, когда сказался вопиющий в них недостаток, то и с большой поспешностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1300 24 декем. Предпразднство Рождества Христова, тропарь: Христосъ раждается, прежде naдшiu воскресити образъ. 1301 26 декем. Саборъ Пресв. Богородицы, на утрени, седаленъ: Исусу рождшуся въ Витлееме iyдeйcmeмъ, тварь просветися, познавши Зиждителя. 1302 Неделя по Рождестве Христовомъ, на утрени, Канонъ воскресенъ, песнь 6, Икосъ: Неизреченнымъ советомъ раждается nлomiю безплотный, описуется ныне теломъ неописанный (περιγρφεται νυν σματι απεργραπτος), испасаетъ непреложно оба существа (και σζει τρπτως τς μφω ουσας). 1303 28 декем. на утрени, Канонъ, песнь 4, Богородиченъ: Избавлыпеся рождестомъ твоимъ (λυτρωθντες τω τκφ σου), благословенная, первыя клятвы (της πριν κατρας), блarocлobehie bocnpiяxoмъ, и жизнь и uзбabлehie (ελογανπειληφαμεν, κ ζωην και λτρωσιν). 1304 29 декем. на Господи воззвахъ, И нынъ: Преславное таинство устрояется днесь (παρδοξον μυστριον οικονομεται σμερον), обновляется естество (καινοτομεται φσις), и Богъ человекъ бываетъ; еже бе, пребыстъ, и еже не бе, npiяbъ, ни cмeшehiя претерпевъ, ниже paздeлehiя. 1305 тамо, на стиховне стихира: въ рождестве Христове… человецы спасены бывше, Богородицу величаютъ (νθρωποι σωθντες, την Θεοτκονμεγαλυνουσι). 1306 тамо, на утрени, Канонъ, песнь 9, Богородиченъ: Сыны Бoжiя ны содела, рождейся плопю Богъ изъ тебе, Всечистая; и первое даде дocmoяhie того npieмшuмъ (και το πρτον δδωκε αξωμα τος αυτν δεξαμνοις). 1307 тамо, на хвалитехъ стихиры, И ныне: Зрящи тя тварь вся, въ Витлееме плот да раждаема, Создателя и Зиждителя всехъ, новотворится паки, и обновляется. – Ср. Beлukiu канонъ св. Андрея Критскаго , песнь 9: Бoжie бо рождеще обновляетъ естества. 1308 тамо, на стиховнее стихиры: … имже просвещается словесное естествовсе, Ciяhieмъ noзhahiя совершеннаго, и hemлehiя сподобляются. 1310 30 декем. на утрени, седаленъ, И ныне: Христосъ бо Господь, Бoжiu Сынъ, отъ Девы раждается чистыя, весь чeлobeчeckiй родъ, обезсмертствуя, решя же клятву праматере Евы. 1311 тамо, Канонъ, песнь 6, Богородиченъ: Создавый по образу своему человека, за многое блaroympoбie, назидаеть того, изъ тебе, Дево Богомати, весь въ него облекся (ναπλττει τοτον κ σου Παρθνε, Θεομτορ, λοκλρως αυτν νδυσμενος).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРВАР, ДИМИТРИЙ, ДОНАТ, ДАНАКТ, МЕСИР И ФЕРИН Вáрвар, Димитрий [Димитрион], Донат, Данáкт, Мéсир и Ферúн , мученики (пам. греч. 5, 6, 7, 8 мая). Время мученической кончины неизвестно. В., Дан., М. и Ф. были усечены мечом, а Д. и Дон. пронзены стрелами. Празднование им совершалось 6 мая в построенном в их честь храме, в к-польском квартале Девтерон (SynCP. Col. 662). В визант. календарях X-XI вв. память В. всегда указывалась отдельно от остальных мучеников: под 5 мая в Типиконе Великой ц. X в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 68; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 282), в синаксарях Paris. Nat. gr. 1587, XII в., Bodl. Auctar. T. 3. 16, 1307 г. и др., под 8 мая - в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 666). Но впосл. она была соединена с памятью вышеуказанных мучеников. Если в греч. стишном синаксаре (Paris. Nat. Coislin. 223, 1301 г.) память В. стоит 6 мая после этой дружины мучеников, но еще отдельно от нее (SynCP. Col. 661), то в «Синаксаристе» Никодима Святогорца это уже одна дружина мучеников. Вместе они приводятся в «Великом Синаксаристе» К. Дукакиса и в «Византийском Эортологии» М. Гедеона. В ряде визант. рукописей (Sinait. gr. 606, XI в., Paris. Nat. gr. 1566, XIV в.) под 7 мая помещен канон В. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, творение Иосифа, с акростихом «Σεπτος παιν Βαρβρου πστει πνους. Ιωσφ» (Пречестные восхваляю Варвара болезни веры. Иосиф), ирмос: «ρδβλθυοτεΑισωμεν τ Κυρ» (    ), нач.: «Στφος δικαιοσνης κ ζωαρχικς χειρς» (Венец правды от животворящей руки) (Ταμεον. Σ. 197). Ист.: ActaSS. Mai. T. 3. P. 102; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 43-44; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 5. Σ. 26; Γεδεν. Εορτολγιον. Σ. 99; SynCP. Col. 661-662, 666. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов2. Т. 2. С. 133; Т. 3. С. 166-167; Janin. Églises et monastères. P. 94; idem. Barbarus (1)//DHGE. T. 6. Col. 591; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 612; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 69-70. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154105.html

В свете сказанного крайне важно отметить, что фактическое перемещение с середины XIII в. постоянной резиденции русских митрополитов из Киева в Северо-Восточную Русь – сначала во Владимир, а затем в Москву, – имевшее своей основной причиной разорение Юга Руси татаро-монголами, не только не встретило никаких возражений со стороны Константинополя, но и получило благословение патриарха и собора архиереев (см. ниже). Это доказывает, что Константинопольская Патриархия продолжала рассматривать митрополита τς [πσης] ωσας в качестве главы неделимой Церкви всех русских земель, а не в качестве митрополита конкретно Киева. Так, митрополит Кирилл III 15 , действовавший в этом качестве не позднее, чем с 1243 г., но только в 1246–1247 гг. утвержденный Константинопольским патриархом, пребывавшим в Никее из-за оккупации Константинополя крестоносцами, с 1250 г. перебрался в «Суждальскую землю» 16 . Лишь ближе к концу жизни митрополит Кирилл провел заметное время в самом Киеве (1276–1280 гг.), но затем снова удалился во Владимиро-Суздальскую землю, где в 1281 г. скончался в г. Переяславле-Залесском. Останки митрополита Кирилла были перенесены сначала во Владимир, а затем в Киев, где и погребены. Преемник митрополита Кирилла, свт. Максим, прибыл на Русь из Византии в 1283 г. и долго управлял Церковью преимущественно из Киева, однако в 1299–1300 гг. официально перенес свою резиденцию вместе со всем ее аппаратом во Владимир 17 , где и скончался и был погребен в 1305 г. Во время посещения юго-западных земель Руси около 1301 г. свт. Максим, среди прочего, познакомился с игуменом Ратского монастыря 18 Петром. В течение примерно двух лет после этой знаменательной, как позднее выяснится, встречи князь Галицко-Волынский Юрий Львович сумел добиться у императора Андроника II Палеолога и патриарха свт. Афанасия I одобрения на создание самостоятельной Галицкой митрополии в границах своих владений 19 . Действующий епископ Галича был возведен в сан митрополита 20 . В 1307 г. он умер, и Юрий Львович решил поставить во главе Галицкой митрополии Ратского игумена Петра, но вопреки его желанию Петр, уроженец Юго-Запада Руси, был поставлен в Константинополе не на Галич, а на Киев, в качестве главы единой митрополии всея Руси и преемника свт. Максима. Таким образом, недолгая самостоятельность Галицкой митрополии была упразднена теми же императором и патриархом, кто поначалу согласились ее предоставить и кто теперь, очевидно, осознали ошибочность своего решения 21 . Тем не менее, этот небольшой по своим географическим масштабам и продолжительности пример отступления Константинополя от собственной политики сохранения неделимости Русской митрополии позже сыграет свою роль в качестве исторического прецедента.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Католические миссии в XIII-XVIII вв. В XIII в. монгольское нашествие и распространение легенды об Иоанне пресвитере , мифическом христ. царе на Востоке, к-рый мог бы стать союзником европ. христиан в борьбе с мусульманами, способствовали проникновению католич. миссионеров в И. Инициатива в организации католич. миссий исходила гл. обр. от Римских пап. В политике на Востоке они использовали представителей нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев поначалу как послов, а с XIV в. как постоянных представителей католич. Церкви - иерархов восточных диоцезов. Несколько посольств к монголам и в Сирию направил папа Римский Иннокентий IV (1243-1254). Доминиканец Андрей из Лонжюмо встретился близ Тебриза с главой несториан Симеоном Раббаном Атой и передал ему папское послание с призывом признать примат Римской Церкви. В ответном послании, сохранившемся в лат. переводе, Симеон выразил согласие признать власть Римского папы, призвав его примириться с императором. В нач. или сер. 80-х гг. XIII в. при дворе Хулагуидов находился францисканский миссионер Иоанн из Монтекорвино . Ильхан Абага (1265-1282), женатый на Марии Деспине, незаконнорожденной дочери визант. имп. Михаила VIII Палеолога, и ильхан Аргун (1284-1291) покровительствовали христианству на территории своего гос-ва. Ильхан Аргун рассматривал возможность заключить военный союз с папой Римским и христ. правителями Англии и Франции для совместных действий в Палестине и в Сирии против мамлюков. С этой целью в Европу были направлены миссия Раббана Саумы (1287-1288), к-рую активно поддержал несторианский католикос-патриарх Церкви Востока Мар Ябаллаха III, и 2 посольства (в 1289-1292 и в 1301-1303) генуэзца Бускарелло де Гизольфи, состоявшего на службе при дворе ильханов. Впосл. Иоанн из Монтекорвино способствовал координации усилий доминиканских и францисканских проповедников в И. (письмо от 13 февр. 1306). Папа Римский Климент V буллой «Rex Regum» (от 23 июля 1307) объединил земли Хулагуидов под юрисдикцией архиепископа Ханбалыкского (Пекинского), которым он назначил Иоанна из Монтекорвино.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский (+ 1310) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 23 дек. в день преставления, 23 янв. в день перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Святитель Феоктист был рукоположен в архиепископа Новгородского св. митрополитом Максимом в 1300 г., из игуменов новгородского Благовещенского монастыря, основанного архиепископом Новгородским Иоанном (память его 7 сент.). До наших дней сохранились в Новгороде основанные им церкви Свв. князей Бориса и Глеба и Свв. Отцев Первого Вселенского Собора. Он благословил новые каменные стены новгородские, благословил и ополчение, выступившее в 1301 г. против шведов. Святитель Феоктист был посредником между князем Михаилом Ярославичем тверским (память его 22 нояб.) и вольным городом Новгородом. Сторонник сильной и единой власти, он в то же время защищал древние права новгородские. Памятником соглашения является «Феоктистова грамота» с печатью и подписью святителя. Такую же грамоту подписал и князь Михаил в 1307 г. Три последних года своей жизни святитель Феоктист провел на покое — в молитвенном подвиге и строжайшем молчании — в Благовещенском монастыре, где и скончался в 1310 г. Новгородцы любили его за доброту и смирение. «Дай Бог ему Царствие Небесное, а Новгороду — его молитвы и благословение»,— говорит летописец. Через 300 лет по его кончине, в царствование царя Алексея Михайловича, болящей Иулиании, жене диакона Иоанна Зиновьева, явился неизвестный ей святитель и велел отыскать могилу архиепископа Феоктиста, чтобы исцелиться. Зиновьевы нашли эту могилу в Благовещенском монастыре, отслужили панихиду, и Иулиания стала поправляться и вскоре выздоровела совершенно. Муж ее заказал иконописцу икону святителя по изображению, сохранившемуся на стене церковной паперти храма Святой Софии. А над могилой святителя была устроена церковь, стоявшая до наших дней. С тех пор исцеления участились, и их стали записывать. В XVIII в., когда Благовещенский монастырь был упразднен, святые мощи святителя были перенесены в Юрьев (Георгиевский) монастырь, где и почивали до наших дней. • Переговоры с князем тверским Михаилом велись о сохранении прежних отношений. • Печать на договоре представляет Богоматерь с Предвечным Младенцем и с надписью на обороте: «Феоктист архиепис. Новгородский». Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/438005/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010