А., Драгутина и Милутина) и католич. соборам Богоматери в Улцине и св. Стефана в Скадаре (ныне Шкодер, Албания) ( Jupeчek. 1978. 1. С. 265). Ок. 1291 г. принимала участие в реорганизации епископий в составе Барского католич. диоцеза. Е. А. вложила правосл. иконы в собор св. ап. Петра в Риме и храм св. Николая, еп. Мирликийского, в Бари (Италия). Поддерживала тесные связи с католич. патрициатом городов в Далмации. В переписке с одним из глав («кнезом») администрации Дубровника она именовала адресата Марина Будуария «возлюбленным сыном и кумом кралевства ми», а узы «посестринства по св. Иоанну Предтече» с 1285 г. связывали ее с представительницей дубровникской аристократической семьи Бусиньоло (Там же. 2. С. 280-281). Совместно с мужем Е. А. дала жалованную грамоту (позднее подтвержденную Милутином) барскому семейству Жаретичей, неск. представителей к-рого были местными католич. архиепископами. Позднее вместе с сыном Милутином Е. А. пожаловала г. Котору близлежащую жупу Грбаль. Правителем ее канцелярии и посланником при папском дворе был католич. архидиак. Петр Жаретич из Бара (в 1301-1307 Барский архиепископ) (Там же. С. 27, 75-77). В то же время королева покровительствовала правосл. Церкви и находилась в добрых отношениях с предстоятелями Сербской Церкви архиеп. св. Иоанникием I и особенно с Даниилом II (в бытность последнего монахом и епископом). Согласно Житию, она переписывалась с отшельниками на Афоне, на Синае, в Иерусалиме и в Раифе. Получив власть (1276), старший сын Е. А. кор. Драгутин выделил ей обширный удел, включавший Зету, Требине, земли от Дубровника до Скадара (резиденцией Е. А. в это время был г. Скадар). После смерти в 1279 г. архиеп. Иоанникия Е. А. участвовала в перенесении его мощей в мон-рь Сопочани. Приняла монашеский постриг с именем Елисавета в ц. св. Николая в Скадаре (ок. 1284?) с сохранением мирского имени, вероятно по католич. обряду. В 1309 г. младший сын Е. А. кор. Милутин отобрал у матери удел в Приморье и взамен дал земли в материковой части страны.

http://pravenc.ru/text/189749.html

26 апреля 1727 года вместе со своим спутником, афонским монахом Дионисием, В. Г. Барский снова сошёл на кипрский берег у Лимасола: “Есть же место то, идеже ми пристахом, рекомое Лемесо (Лимасол), еже есть мал град, и аще здания лепотна суть, понеже от плинф блатяних, не палених зиждемая, но на ровном, веселом же и мягком поле, при брезе морстем стоит” 75 , — писал Барский о Лимасоле. Через четыре дня он уже был в Никосии, где имел аудиенцию у главы Кипрской Церкви, которым тогда был Сильвестр (1718–1731): “Идохом первее к архиепископу всего Кипра, иже есть тамо в великой чести, — сообщает Барский, — и давши нам свое архиерейское благословение, отосла нас на малое пребывание в гостинницу, при храме святаго Антония стоящую, яже иногда бяше монастирь, ныне же мирская церковь” 76 . В. Г. Барскому удалось посетить также ряд храмов и обителей Кипра, находившихся в различных частях острова; он побывал в столичном храме святой Софии, превращённой турками в мечеть: “Наипаче же обретается даже доселе церковь святия Софии, велика и зело прекрасная, от камене резанного зданна, яже издалече вне града зрится, — писал Барский. — Ныне турки превратиша ю на свой мечеть, идеже собирающеся молитву деют, и несть христианину волно внити внутрь” 77 . Барский также приводит важные сведения о количестве храмов, имевшихся в Никосии в 1727 году: “Церковь християнских внутрь града всех суть 9, прочее же все турецкие мечети, иже от святих церквей превратиша; монастира несть ни единаго греческого внутрь, французский же един и едина арменская церковь” 78 . В описании Ларнаки В. Г. Барский традиционно упомянул о епископском служении святого Лазаря в этом городе и, помимо этого, отметил наличие здесь инославных христиан: “Есть же в Ларнаце едина церковь французская и монастирь францешканов, иноков римских” 79 . Барский совершил паломничество в знаменитый монастырь Кикко и описал чудотворную икону, издревле хранившуюся в монастырском храме: “Тамо в храме обретается едина икона Пресвятия Деви Богородици, именуемая Одигитрия, держащая на правици Господа нашего Иисуса яко младенца зело умиленна, сицевим образом, — писал Барский, — Ея же исписание не зрится, — вся покровенна есть, кроме лица, среброкованною шатою. Чудотворением от ветхих времен — даже до нине — прославляемая; пред нею же на всяк день иноци молебний канон поют. Не токмо же кипрский народ, но и окрестние далекие странни в велицем почитании икону ту имут” 80 .

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Барский смог посетить также монастырь святого Маманта, отстоявший от Киккского монастыря «единого дне хождением». Говоря о монастырской церкви этой обители, Барский отметил, что « церковь воистинну во всем лепа, в ней же одесную стени стоит икона святого мученика Маманта и гроб мраморен, идеже, неции глаголют, яко суть мощи, друзии же глаголют, яко не суть, еже есть вероятнее, понеже в турецкой земли целие мощи нинешних веков мало где слишатися могут. О сем же вестно буди, яко от гроба его миро является, им же мажущеся правовернии, целбу недугом получают» 81 . Перед отплытием с Кипра Барский побывал в монастыре святого Креста, расположенном на высокой горе. В своём сочинении Барский повторяет сведения своих предшественников, которые упоминали о святой равноапостольной Елене, которая посетила эти места по пути из Иерусалима, и далее приводит краткое описание обители: «Монастирь оний зданий много не имат, понеже токмо церковь пространна в широту же и долготу, низка же строением, но изрядна; две малие имать сверху глави, внутрь же шестию столпами есть поддержима, триипостасна иногда бяше, нине же токмо на среднем престоле литургисуют; келий в монастире мало суть, токмо четири или пять, и тии тесно к церкви приздании суть» 82 . Проведя 3 дня в этой обители, Барский затем сел на французский корабль, намереваясь добраться на нём до Александрии, и 18 июля 1727 года «вкораблившеся отплихом от славного острова морского Кипра» 83 . Но судьба Барского сложилась таким образом, что ему довелось в третий раз посетить Кипр, и это время оказалось наиболее плодотворным как для изучения им кипрских святынь, так и для развития русско-кипрских церковных отношений. В сентябре 1734 года Барский снова отправился на Кипр. Тогдашний архиепископ Кипрский Филофей, живший в Никосии, узнав о приезде Барского и о том, что он владеет латинским языком, убедил его остаться на зиму на Кипре для преподавания этого языка в православном греческом училище. Барский согласился благодаря этим «благоуветливым словесем». Учительство Барского продолжалось с октября 1734 до апреля 1735 года. Бедствия, постигшие Кипр, прервали занятия Барского. На Святой неделе там произошло сильное землетрясение, а вскоре к этому бедствию присоединилась эпидемия чумы. Кипрский архиепископ Филофей «изыде от престола», уединился в одном из далёких монастырей, а В. Г. Барский, «облекшися в худи ризы изидох от града, Левкосия нарицаемого, и шествовав пешеходно между горами и пустынями проходяще от монастыря в монастырь зрения ради и поклонения» 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Барский смог посетить также монастырь святого Маманта, отстоявший от Киккского монастыря “единого дне хождением”. Говоря о монастырской церкви этой обители, Барский отметил, что “церковь воистинну во всем лепа, в ней же одесную стени стоит икона святого мученика Маманта и гроб мраморен, идеже, неции глаголют, яко суть мощи, друзии же глаголют, яко не суть, еже есть вероятнее, понеже в турецкой земли целие мощи нинешних веков мало где слишатися могут. О сем же вестно буди, яко от гроба его миро является, им же мажущеся правовернии, целбу недугом получают” 81 . Перед отплытием с Кипра Барский побывал в монастыре святого Креста, расположенном на высокой горе. В своём сочинении Барский повторяет сведения своих предшественников, которые упоминали о святой равноапостольной Елене, которая посетила эти места по пути из Иерусалима, и далее приводит краткое описание обители: “Монастирь оний зданий много не имат, понеже токмо церковь пространна в широту же и долготу, низка же строением, но изрядна; две малие имать сверху глави, внутрь же шестию столпами есть поддержима, триипостасна иногда бяше, нине же токмо на среднем престоле литургисуют; келий в монастире мало суть, токмо четири или пять, и тии тесно к церкви приздании суть” 82 . Проведя 3 дня в этой обители, Барский затем сел на французский корабль, намереваясь добраться на нём до Александрии, и 18 июля 1727 года “вкораблившеся отплихом от славного острова морского Кипра” 83 . Но судьба Барского сложилась таким образом, что ему довелось в третий раз посетить Кипр, и это время оказалось наиболее плодотворным как для изучения им кипрских святынь, так и для развития русско-кипрских церковных отношений. В сентябре 1734 года Барский снова отправился на Кипр. Тогдашний архиепископ Кипрский Филофей, живший в Никосии, узнав о приезде Барского и о том, что он владеет латинским языком, убедил его остаться на зиму на Кипре для преподавания этого языка в православном греческом училище. Барский согласился благодаря этим “благоуветливым словесем”. Учительство Барского продолжалось с октября 1734 до апреля 1735 года. Бедствия, постигшие Кипр, прервали занятия Барского. На Святой неделе там произошло сильное землетрясение, а вскоре к этому бедствию присоединилась эпидемия чумы. Кипрский архиепископ Филофей “изыде от престола”, уединился в одном из далёких монастырей, а В. Г. Барский, “облекшися в худи ризы изидох от града, Левкосия нарицаемого, и шествовав пешеходно между горами и пустынями проходяще от монастыря в монастырь зрения ради и поклонения” 84 .

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

26 апреля 1727 года вместе со своим спутником, афонским монахом Дионисием, В. Г. Барский снова сошёл на кипрский берег у Лимасола: «Есть же место то, идеже ми пристахом, рекомое Лемесо (Лимасол), еже есть мал град, и аще здания лепотна суть, понеже от плинф блатяних, не палених зиждемая, но на ровном, веселом же и мягком поле, при брезе морстем стоит» 75 , – писал Барский о Лимасоле. Через четыре дня он уже был в Никосии, где имел аудиенцию у главы Кипрской Церкви, которым тогда был Сильвестр (1718–1731): «Идохом первее к архиепископу всего Кипра, иже есть тамо в великой чести, – сообщает Барский, – и давши нам свое архиерейское благословение, отосла нас на малое пребывание в гостинницу, при храме святаго Антония стоящую, яже иногда бяше монастирь, ныне же мирская церковь » 76 . В. Г. Барскому удалось посетить также ряд храмов и обителей Кипра, находившихся в различных частях острова; он побывал в столичном храме святой Софии, превращённой турками в мечеть: «Наипаче же обретается даже доселе церковь святия Софии, велика и зело прекрасная, от камене резанного зданна, яже издалече вне града зрится, – писал Барский. – Ныне турки превратиша ю на свой мечеть, идеже собирающеся молитву деют, и несть христианину волно внити внутрь» 77 . Барский также приводит важные сведения о количестве храмов, имевшихся в Никосии в 1727 году: « Церковь християнских внутрь града всех суть 9, прочее же все турецкие мечети, иже от святих церквей превратиша; монастира несть ни единаго греческого внутрь, французский же един и едина арменская церковь » 78 . В описании Ларнаки В. Г. Барский традиционно упомянул о епископском служении святого Лазаря в этом городе и, помимо этого, отметил наличие здесь инославных христиан: «Есть же в Ларнаце едина церковь французская и монастирь францешканов, иноков римских» 79 . Барский совершил паломничество в знаменитый монастырь Кикко и описал чудотворную икону, издревле хранившуюся в монастырском храме: «Тамо в храме обретается едина икона Пресвятия Деви Богородици, именуемая Одигитрия, держащая на правици Господа нашего Иисуса яко младенца зело умиленна, сицевим образом, – писал Барский, – Ея же исписание не зрится, – вся покровенна есть, кроме лица, среброкованною шатою. Чудотворением от ветхих времен – даже до нине – прославляемая; пред нею же на всяк день иноци молебний канон поют. Не токмо же кипрский народ, но и окрестние далекие странни в велицем почитании икону ту имут» 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

К. А. осталась фактически один на один с Мамлюкским султанатом. Гробница Левона VI в базилике Сен-Дени, Франция. Кон. XIV в. Гробница Левона VI в базилике Сен-Дени, Франция. Кон. XIV в. В 1301 г. Хетум вновь отрекся от престола и удалился в мон-рь, передав власть племяннику Левону III (1301-1307). Тем временем после принятия ислама монголами Ирана и их поражения в Сирии отношение Хулагуидов к К. А. постепенно ухудшалось. Стремясь преодолеть политическую изоляцию, власти К. А. продолжали укреплять связи с Римско-католической Церковью. 19 марта 1307 г. Собор Армянской Церкви в Сисе, несмотря на неприятие пролатинских взглядов большинством общества, подписал соглашение об унии с Римом. Часть епископов, в т. ч. Саргис Иерусалимский, протестуя, покинула Собор. С этого времени в Иерусалиме было основано самостоятельное Патриаршество Армянской Церкви, автокефальное по отношению к католикосату. Проводником унии стал избранный Собором католикос Костандин III Кесараци (1307-1322). Уния с католиками окончательно расколола общество К. А. В ряде городов вспыхнули восстания, которые власти подавляли силой. В нояб. 1307 г., во время встречи арм. правителей с монг. эмиром Биларгу близ Аназарва, были вероломно убиты Левон III, Хетум II и ок. 40 представителей арм. знати. Возможно, причиной убийства стали интриги арм. оппозиции, к-рая выступала против укрепления лат. влияния. За это преступление хан Олджейту приговорил Биларгу к смерти. Но резня под Аназарвом стала концом многолетнего союза К. А. с монголами. Отсутствие столь могущественной поддержки сделало политическое будущее К. А. фактически бесперспективным. С этого события началась последняя фаза истории К. А. Со смертью Ошина престол перешел его малолетнему сыну Левону IV (1320-1342), при к-ром управлял регентский совет. Его главой стал кн. Ошин Корикский, к-рый женил Левона на своей дочери Алисе, а сам вступил в брак с вдовой кор. Ошина Жанной Анжуйской. Тем не менее регентское правительство не могло быть достаточно сильным, а придворная борьба в последующие годы привела к серии убийств членов правящей фамилии.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Несмотря на краткое время своего пребывания на острове, Барский в своих записках изложил те сведения, которые он смог почерпнуть из сообщений своих предшественников, в первую очередь уделявших внимание евангельскому Лазарю. “Ост­ров бо Кипрский есть зело велик: окрест всея земли имат семьсот и пятьдесят миль и весей толикожде (якоже повествуются в народех), градов же имат три или четири, — писал В. Г. Барский. — В оном острове святий Лазарь епископом бысть, егоже Иисус воскреси от мертвых в Вифании. Последи же преставися вторицею тамо; его же гроб и доселе тамо есть, мощи же Бог весть камо” 70 . Далее Барский сообщал о монастыре Кикко, который был основан в царствование византийского императора Алексея I Комнина (1081–1118): “Есть же еще тамо монастирь леп иноческий, в нем же даже дозде хранится икона Пресвятия Владычици нашей Богородици, юже сам евангелист Лука исписа” 71 . И действительно, в монастыре Кикко до сих пор сохраняется замечательная икона, которую основатель монастыря отшельник Исайя по преданию привез из Константинополя в конце XI века. Но Барскому не удалось в свой первый приезд на Кипр посетить этот монастырь; это он сделал лишь при вторичном пребывании на острове. “Обаче никтоже от нас посещаше та, понеже имеяше вьскоре отъити корабль, к тому же места та отстояху в горах далече, двою днию хождения, и не могохом сотворити по желанию нашему, токмо путницы иерусалимские собраша, между собою сложившеся, милостину от пенязей и послаша в онь вишереченний монастирь” 72 , — так заканчивает Барский рассказ о своих первых кипрских впечатлениях. Будучи в 1727 году в Иерусалиме, В. Г. Барский захотел побывать на Синае и 17 апреля отправился на корабле по направлению к устью Нила — в Дамиетту. Но буря отнесла корабль к Кипру: “Видяще же начальник корабля, яко ветр день и нощь един пребивает пустихомся в остров Кипрский, купления ради хлеба и почерпления воды, понеже тамо ветр гоняше” 73 . В этих перипетиях Барский усмотрел волю Божию и решил остаться на Кипре на продолжительное время, чтобы иметь возможность поклониться кипрским святыням. “Видящи аз, яко Бог тамо, идеже не хотех, принесе мя, оттуду уразумех, яко ищет от мене, да должное святим местом, в Кипре обретающимся, воздам поклонение” 74 , — писал Барский.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

ред.). И присоединимся мы к Василию Барскому чуть позже, когда приведут его странствия в Скуриотиссу. А сейчас, позвольте пригласить вас, мои дорогие читатели, на интересную выставку в Никосии. Выставка посвящена 2000-летию митрополии Морфу. Уникальные сокровища православного искусства собраны здесь. Драгоценные иконы, древние книги и ... рисунок Барского. К горькому сожалению, часть митрополии и не малая находится на оккупированной территории. Святым покровителем этого района Кипра считается святой Мамант, поэтому монастырь св. Маманта в Морфу особенно почитался. Василий Барский был потрясен великолепием монастыря. " Такого прекрасного и просторного строения больше нет на Кипре " . Взгляните на рисунок Барского. Тщательно изображен каждый камень, положенный в монастырские стены. И больно смотреть на фотографию, экспонирующуюся рядом. Лишь руины на месте святыни. В 1974 монастырь св. Маманта был разрушен по приказу оккупационных властей. Устроители выставки обращаются к нам с трогающим до глубины души возгласом: " Испытание выпало нам и перед беспристрастным судом истории и Божиим судом мы должны делами ответить: действительно ли мы носители великой цивилизации и достойны ли мы однажды в храме св. Маманта в Морфу обратиться к Господу в торжественной молитве! " Монах и путешественник Василий Григорович-Барский Итак, вместо путешествия на север, мы побывали на выставке. А между тем, Василий Барский шел из монастыря св. Маманта по горным тропам, и село Скуриотисса было на его пути, там он посетил монастырь, посвященный Божией Матери. Приехали и мы в Скуриотиссу на встречу с Кипром XVIII в. Монах и путешественник Василий Григорович-Барский > ] Монах и путешественник Василий Григорович-Барский Монах и путешественник Василий Григорович-Барский Монах и путешественник Василий Григорович-Барский Святая Скуриотисса Название " Скуриотисса " произошло от греческого слова ржавчина, звучит совсем не поэтично, но когда видишь цвет горных кряжей, окружающих село, то понимаешь причину такого названия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Несмотря на краткое время своего пребывания на острове, Барский в своих записках изложил те сведения, которые он смог почерпнуть из сообщений своих предшественников, в первую очередь уделявших внимание евангельскому Лазарю. «Остров бо Кипрский есть зело велик: окрест всея земли имат семьсот и пятьдесят миль и весей толикожде (якоже повествуются в народех), градов же имат три или четири, – писал В. Г. Барский. – В оном острове святий Лазарь епископом бысть, егоже Иисус воскреси от мертвых в Вифании. Последи же преставися вторицею тамо; его же гроб и доселе тамо есть, мощи же Бог весть камо» 70 . Далее Барский сообщал о монастыре Кикко, который был основан в царствование византийского императора Алексея I Комнина (1081–1118): «Есть же еще тамо монастирь леп иноческий, в нем же даже дозде хранится икона Пресвятия Владычици нашей Богородици, юже сам евангелист Лука исписа» 71 . И действительно, в монастыре Кикко до сих пор сохраняется замечательная икона, которую основатель монастыря отшельник Исайя по преданию привез из Константинополя в конце XI века. Но Барскому не удалось в свой первый приезд на Кипр посетить этот монастырь; это он сделал лишь при вторичном пребывании на острове. «Обаче никтоже от нас посещаше та, понеже имеяше вьскоре отъити корабль, к тому же места та отстояху в горах далече, двою днию хождения, и не могохом сотворити по желанию нашему, токмо путницы иерусалимские собраша, между собою сложившеся, милостину от пенязей и послаша в онь вишереченний монастирь» 72 , – так заканчивает Барский рассказ о своих первых кипрских впечатлениях. Будучи в 1727 году в Иерусалиме, В. Г. Барский захотел побывать на Синае и 17 апреля отправился на корабле по направлению к устью Нила – в Дамиетту. Но буря отнесла корабль к Кипру: «Видяще же начальник корабля, яко ветр день и нощь един пребивает пустихомся в остров Кипрский, купления ради хлеба и почерпления воды, понеже тамо ветр гоняше» 73 . В этих перипетиях Барский усмотрел волю Божию и решил остаться на Кипре на продолжительное время, чтобы иметь возможность поклониться кипрским святыням. «Видящи аз, яко Бог тамо, идеже не хотех, принесе мя, оттуду уразумех, яко ищет от мене, да должное святим местом, в Кипре обретающимся, воздам поклонение» 74 , – писал Барский.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

По стопам русского монаха и путешественника Василия Григоровича-Барского (версия для печати)/Православие.Ru По стопам русского монаха и путешественника Василия Григоровича-Барского Православие.Ru , 23 января 2004 г. Кто он, Василий Барский? Монах и путешественник Василий Григорович-Барский Он называл себя московитом, гражданином Киева. Свой жизненный путь он начал в Киеве, в многодетной семье малограмотного торговца. Семья жила в районе знаменитого Киево-Печерского монастыря. Покоренный красотой православия, светом веры, совсем юным поступил в Киевскую Духовную Академию. Из-за болезни ног не окончил полный курс, однако изучил славянские языки, Закон Божий и латинский язык. Продолжил образование в Львове, где выздоровел. Благодарный Господу за исцеление, решил отправиться в паломничество по Святым местам. Много путешествовал (1723-1747), можно сказать, что всю жизнь провел в пути. Много работал над собой. Из бедного странника превратился в известного педагога, исследователя и писателя. Барский четыре раза побывал на Кипре. В то время там было более 60 монастырей. Он посетил более 50, оставил потомкам их описание и чудесные зарисовки. Монах и путешественник Василий Григорович-Барский Монах и путешественник Василий Григорович-Барский Идея пройти дорогами Барского родилась сама собой во время чтения его книги. Так красочно описывал Барский Кипр XVIII века, его природу, с такой симпатией жителей страны в тяжкую годину иноземного ига, что появилось неодолимое желание оказаться в тех же местах, увидеть древние храмы и монастыри, встретиться с потомками киприотов, которые гостеприимно встречали русского гостя, делились с ним хлебом, предоставляли кров. Выставка " 2000 митрополии Морфу " В глубине времен, скрытой от нас почти тремя столетиями, идет киевлянин Василий Барский по кипрской земле. Он держит путь на Север Кипра. Увы, не дано нам пройти дорогами Северного Кипра (книга окончена до открытия в апреле 2003 года границы, разделяющей свободный, греческий, и оккупированный, турецкий, Кипр - прим.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010