Мирча Старый с сыном Михаилом перед Пресв. Богородицкй. Ктиторская фреска в ц. Св. Троицы. 1704-1705 гг. Мирча Старый с сыном Михаилом перед Пресв. Богородицкй. Ктиторская фреска в ц. Св. Троицы. 1704-1705 гг. В 1517 и 1706-1707 гг. велись работы по обновлению внутренней росписи храма, повторно - в 1750 и в 1827 гг. Первоначальные фрески (между 1 сент. 1390 и 31 авг. 1391) сохранились только в нартексе, стены к-рого украшены полным циклом минология (не сохр. или частично сохр. изображения на янв., март, май, июль). Система расположения по месяцам в К. отличается от схемы росписи в основной группе настенных минологиев балканских памятников. В календарном цикле К. годовой круг имеет развитие по спирали. На каждой из 4 плоскостей комплекс миней разбит по горизонтали на 8 рядов и начинается в верхней точке в юж. части свода, затем переходит в иллюстрации следующего месяца на соседний участок стены и, постепенно снижаясь, заканчивается в нижнем регистре минология на вост. стене: на юж. стене - сент. (3 ряда), на тимпане зап. стены - окт. (4 ряда), на северной - нояб. (3 ряда), на тимпане восточной - дек. (4 ряда), на южной - янв. (3 ряда), на западной - февр. (2 ряда), на северной - март (3 ряда), на восточной - апр. (2 ряда), на южной - май (3 ряда), на западной - июнь (2 ряда), на северной - июль (3 ряда), на восточной - авг. (2 ряда). Т. о., месяцы нечетные и четные оказываются друг напротив друга (см. также: Менолог. С. 349-361; Cincheza-Buculei. 2002/2003. P. 11-16). Состав святых в минологии традиционен для памятников визант. круга. Под календарным циклом по периметру нартекса представлены сцены на темы Вселенских Соборов (на юж., зап. и сев. стенах в 1 ряд) и Акафиста Божией Матери (на вост. стене в 2 ряда). В контексте календарного цикла подобное объединение неск. тем, отмечаемое в более ранних памятниках (напр., в церквах Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317), в Марковом мон-ре (1376) - см.: Менолог. 116-122), связано с годовым следованием правосл.

http://pravenc.ru/text/1841688.html

2009. Σ. 23-40). Изучение монументальных росписей этого времени показывает, что в их иконографических программах место и контекст образа П. не были строго определены. Так, на фресках ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) великомученик входит в состав группы св. врачей, представленных в алтарном пространстве ( Tsitouridou. 1985. P. 44). На мозаиках мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.) он обособлен от др. св. целителей, изображения к-рых сосредоточены в нартексе, будучи показанным в юж. рукаве наоса, напротив образа Богоматери ( Chatzidakis. 1997. Fig. 9. N 107; 33); не исключено, что 2-й образ П., ныне фигурирующий в росписях XIX в., заполняющих утраты в мозаичной декорации нартекса, входил в программу этого помещения с самого начала (Ibid. Fig. 9. N 161). На мозаиках мон-ря Неа-Мони (1049-1055) П. можно видеть в одном из парусов купола над нартексом, где он вместе с др. святыми (не целителями) формирует окружение центрального образа Богоматери ( Mouriki. 1985. P. 151-152. Fig. 4. Pl. 71, 217). Памятники комниновского периода и 1-й пол. XIII в. продолжают демонстрировать существенное разнообразие в выборе места и контекста для образа великомученика. Так, в росписях церкви-костницы Бачковского мон-ря в Болгарии (кон. XI или нач. XII в.) П. и фланкирующие его святые Косма и Дамиан находятся под композицией «Оплакивание» и непосредственно над погребальной нишей в центре сев. стены (The Ossuary. 2003. Fig. 74). В храмах св. Пантелеимона в Нерези (1164; Sinkevic. 2000. Fig. 34; Bard ieva-Trajkovska. 2004. Il. 6) и в Визариано на Крите (нач. XIII в.; Skawran. 1982. Cat. 69) образ святого, написанный на зап. грани юго-вост. столба и заключенный в резную раму, является частью алтарной преграды. В ц. свт. Николая Каснициса в Кастории группа св. бессребреников, включая П., находится на зап. стене ( Pelekanidis, Chatzidakis. 1985. P. 52. N 28-33). На фресках ц. Панагии Крина на Хиосе (1197) П. показан регистром ниже св. Ермолая в вост. части сев. стены, непосредственно у входа в жертвенник, тогда как 2 др.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Мозаика апсиды собора Сантиссимо-Сальваторе в Чефалу. до 1148 г. Программа пресбитерия самодостаточна и соответствует основным принципам византийской иерархической системы. В куполе изображен Христос Пантократор, окруженный ангелами, в барабане - пророки, в парусах - евангелисты, в сводах и верхних частях стен - праздники, на подпружных арках и на свободных простенках - святые погрудно в медальонах и в рост. При размещении сцен и фигур святых было учтено расположение королевской ложи. Большая часть сцен евангельского цикла сконцентрирована на противоположной, юж. стене трансепта, причем особо выделен «Вход Господень в Иерусалим» в нижнем ярусе. На сев. подпружной арке, ближайшей к королевской ложе, в медальонах представлены образы св. воинов, традиционно считавшихся покровителями христ. правителей. Рядом с ложей в верхней части вост. стены сев. рукава трансепта помещен образ Богоматери с Младенцем с надписью «Одигитрия», связанный с чтимой к-польской святыней и идеей божественного покровительства королевской власти. Необычной является декорация алтарной части Палатинской капеллы. Конхи боковых апсид занимают образы апостолов Павла и Андрея (сильно поновлен), в центральной апсиде находится образ Христа Пантократора, созданный на 2-м этапе работ. Учитывая посвящение храма ап. Петру, исследователи предполагают, что на 1-м этапе работ в конхе главной апсиды мог быть изображен ап. Петр. В боковых нефах представлены подробные циклы деяний апостолов Петра и Павла, вероятно исполненные специально для Палатинской капеллы, но с явной опорой на циклы IV и V вв. в рим. базиликах св. Петра и Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Образы апостолов Петра и Павла снова повторяются в композиции на западной стене, где они фланкируют огромное изображение Иисуса Христа, восседающего на престоле. Этот образ, размещавшийся над королевским троном, одновременно близок к известной мозаике тронного зала Большого имп. дворца в К-поле и к рим. традиции. Очевидно, источники западного, а не византийского происхождения были использованы и при создании ветхозаветного цикла мозаик главного нефа, занимающего 2 регистра клеристория. В иконографии отдельных сцен нефа Палатинской капеллы много деталей, восходящих к византийской традиции, однако в целом использованный здесь принцип подробного визуализированного повествования более характерен для зап., нежели для восточной традиции. Такую же двойственность можно видеть и в выборе святых, среди к-рых есть как почитаемые обеими Церквами, так и местночтимые.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

В греч. иллюстрированных минологиях X-XIV вв. (Vat. gr. 1613. Fol. 73, 976-1025 гг.; Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 231, кон. XI в.; Marc. 586. Fol. 287v, XI в.; Bodl. gr. th. F. 1. Fol. 11, 1327-1340 гг.) К. О. представлен в рост, старцем с седой бородой (круглой, окладистой, разделенной на пряди - в ватиканской рукописи, длинной и узкой - в рукописях из б-ки св. Марка и Бодлеянской б-ки), в монашеских одеждах, в молении (с поднятыми и широко разведенными руками - в Vat. gr. 1613 и Bodl. gr. th. F. 1; с раскрытыми ладонями на уровне груди - в Lond. Brit. Lib. Add. 11870), в руке держит крест (Marc. 586). В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58, кон. XV в.) К. О. изображен дважды: на л. 46 об. в медальоне погрудно, старцем с длинной клиновидной бородой, в лиловой мантии (без атрибутов); на л. 79 об. изображение К. О. ростовое, он в темно-коричневой мантии, светло-коричневом подряснике, с крестом в правой и со свитком в левой руке, волосы и борода седые. Образ К. О. часто встречается в визант. монументальном искусстве. Святой мог изображаться как среди преподобных (ц. Панагии Асину, 1105/06; Энклистра мон-ре прп. Неофита Затворника, 1183, и др.), так и отдельно стоящим (ц. Панагии Аракос, 1192; собор свт. Николая Чудотворца «тис Стегис», кон. XIII - нач. XIV в.) Некоторые вариации в иконографии К. О. предлагают настенные минологии Сербии (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320, вост. сторона сев.-вост. столба, 2-й ярус, над сценой «Усекновение главы мч. Дады»), Косова и Метохии (ц. Вознесения мон-ря Дечаны, окончена в 1348, средняя травея юж. стены центрального нефа, 2-й ярус), Македонии (ц. вмч. Димитрия в Марковом мон-ре близ Скопье, ок. 1376, юж. стена, около алтаря), Румынии (ц. Св. Троицы монастыря Козия в Валахии, ок. 1386, юж. сторона свода, 3-й ярус), Др. Руси (ц. Спаса Преображения на Ковалёве, Вел. Новгород, 1380, зап. притвор, регистр преподобных вместе со святыми Арсением Великим и Антонием Великим; ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре, Вел. Новгород, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в., верхний регистр юж. люнета, месяцеслов на сент.) и Черногории (ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове, 1717-1718, юж. сторона свода). Напр., в Грачанице поясной фронтальный образ К. О. в позе оранта заключен в медальон; в Марковом мон-ре также поясное 3/4-ное изображение преподобного представлено внутри цветка растительной гирлянды; в новгородской ц. Спаса Преображения на Ковалёве К. О. показан в рост, в руке развернутый свиток с текстом: «Спящих муж крепко смущает тать д[у]шу».

http://pravenc.ru/text/1840209.html

Георгия со змием» (юг) и «Покаяние прор. Давида» (север). В нижнем регистре расположены только изображения св. жен. Главным нововведением в иконографической программе нартекса является изображение Вселенских Соборов в тимпанах юж., зап. и сев. стен, это решение получило продолжение и в последующих памятниках. Церковь была расписана и снаружи, однако остатки росписи были уничтожены при новой облицовке стен. Недавно расчищенные росписи в Никольской ц. при господарском дворе в Попэуци близ Ботошани, выполненные после 1496 г., довольно близки к иконографической программе Георгиевской ц. в Хырлэу - в частности, имеют место все нововведения: ангельский чин в виде синаксисов (соборов) в барабане главы нефа; регистр серафимов под конхой алтарной апсиды вместо надписи; на 3-ступенчатой триумфальной арке дополнительный регистр с изображением Пресв. Богородицы «Оранта» в центре и серафимов и херувимов на склонах, а также пророки, представленные в 3 регистра (в одном - ростовые фигуры, в 2 других - фигуры в медальонах). Конхи боковых апсид занимают сцены «Вознесение Господне» и «Пятидесятница». Строительство в проходе между наосом и нартексом обширной арки привело к тому, что практически полностью была утрачена живопись зап. стены, в т. ч. и ктиторского портрета. Сохранилась лишь верхняя часть грандиозной композиции «Успение Пресв. Богородицы» с изображением вознесения Пресв. Богородицы, окруженной апостолами на облаках. В нартексе под изображением Вселенских Соборов был размещен обширный житийный цикл свт. Николая. Археологические раскопки обнаружили по внешнему периметру церкви значительное количество фрагментов расписанной штукатурки: видимо, внешние фрески, как и в Хырлэу, были уничтожены при новой облицовке фасадов. В данной группе фресковых ансамблей следует выделить фрески Вознесенской ц. Нямецкого монастыря, к-рая по своим размерам превосходит все предыдущие памятники. Используя новые иконографические черты памятников группы, расписавшие церковь мастера вернулись к системе разграничения сцен, присущей памятникам 1-й группы. То же относится и к размещению сцен «Тайная вечеря» и «Омовение ног». Можно предположить, что работавшие здесь иконописцы ориентировались не только на современные им стенописные ансамбли, но и на росписи Успенской ц. мон-ря Путна, к-рому св. Стефан III Великий уделял особое внимание. Он перевел туда часть братии Нямецкого мон-ря, считавшегося главной лаврой М. к., имевшей давние традиции книжности и обладавшей самым известным скрипторием. Вполне возможно, что в нямецких росписях была частично воспроизведена иконографическая программа кафоликона Путны, и этим объясняется возврат к предыдущей системе.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Главный храм А., Пресв. Богородицы,- крестово-купольная постройка, несохранившийся купол к-рой опирался на 2 восьмигранных столба и предапсидные пилястры. Синкретизм черт арм. и груз. зодчества XIII в., характерный для этого храма, особо проявился в формах и декорациях экстерьера, где типично груз. являются большие орнаментированные кресты и обрамления окон, а порталы созвучны арм. образцам. С запада к храму ок. сер. XIII в. были пристроены усыпальница Иване и портик с открытой аркатурой прямоугольные в плане. Росписи церкви датируются между 1205 и 1216 гг. В соответствии с груз. традицией в парусах помещены изображения евангелистов в медальонах, а на лицевых сторонах арок текст Пс 103. 19 на асомтаврули. Иконографическая программа алтарной апсиды (в конхе Богородица с Младенцем на троне, ниже композиция «Причащение апостолов», под ней 2 ряда святителей) воспроизводит наиболее строгие визант. образцы. Связь с национальной культурной традицией армян-халкидонитов проявилась в расположении в центре нижнего яруса образа св. Григория Просветителя. В нижней части зап. стены изображены святые Грузинской Церкви, среди к-рых св. равноап. Нина и Иоанн Зедазнели. В юж. и сев. рукавах пространственного креста представлены циклы росписей, посвященные Пресв. Богородице и Спасителю, в зап.- «Страшный Суд». Исследование стилистических особенностей фресок и характера надписей позволяет предположить, что в работе участвовали не менее 8 художников, среди них были армянин-халкидонит, знакомый с визант. живописью позднекомниновской эпохи (алтарная апсида); художник, следовавший образцам визант. живописи 1-й пол. XIII в. (верхние регистры сев. и юж. стен и главные своды); мастера из Грузии, расписавшие зап. стену. Помимо главного храма внутри мон-ря находятся небольшая зальная ц. св. Василия и руины двухэтажного жилого корпуса. Вокруг мон-ря на разном расстоянии располагаются 4 церкви-часовни, посвященные Св. Троице, св. апостолам, святителям Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Реставрационные работы в А. осуществлялись с 1979 по 1989 г. управлением по охране памятников Армении.

http://pravenc.ru/text/77216.html

Внутри имеются остатки 3 слоев росписи. От 1-го слоя, вероятно одновременного строительству храма, видны фрагменты композиций «Распятие» и «Снятие с креста» на зап. стене, предположительно относимых Цигаридасом к X-XI вв. Фрески 2-го слоя, датируемые ранним XV в., сохранились на сев. и зап. стенах храма (остатки фигур святых и образ Божией Матери «Одигитрия» в тимпане над входом из нартекса в наос). Третий слой - росписи 30-х гг. XVII в. на юж. стене храма, размещены в 3 регистра, с ктиторским портретом в нижнем ярусе. Лит.: Γκολομπας. 1985/1986. Σ. 377; Τσιγαρδας. 1985/1986. Σ. 380-381; idem. 1999. Σ. 309; Μουτσπουλος. 1992. Σ. 395-398; Δρακοπολου. 1997. Σ. 116-117. Церковь вмч. Димитрия Солунского в квартале Иконому представляет собой крошечную однонефную базилику (2,9×4,9 м) с деревянным перекрытием, с выступающей полукруглой апсидой и нишами жертвенника и диаконника, сделанными в толще стены. Стены сложены из камня и кирпича, причем кирпичи образуют разные декоративные мотивы. Щипец вост. фасада отделен от нижней части стены полосой поребрика. Этот храм может быть предположительно отнесен к числу древнейших в Кастории, однако данных для его точной датировки нет ( Μουτσπουλος. 1992. Σ. 399-400). Внутри видны остатки 2 слоев росписи. Древнейший слой, очевидно, одновременен строительству храма. Его фрагменты видны на зап. стене над дверью. Фрески 2-го слоя сохранились на зап. стене слева от входной двери (изображения мучеников Кирика и Иулитты), на юж. стене - фигуры св. воинов в нижнем ярусе, над ними - несколько медальонов с поясными образами мучеников, в апсиде - фрагменты образа Богоматери «Платитеры». Эти фрески относятся к кон. XV в. ( Τσιγαρδας. 1985/1986. Σ. 379; Δρακοπολου. 1997. Σ. 117). Церковь вмч. Димитрия Солунского в квартале Елеусы изначально маленький однонефный храм без нартекса, построенный в XII в., в 1608/09 г. был расширен к северу, югу и западу. В результате он приобрел неправильную трапециевидную форму, с юж. стороны была сооружена галерея. Нетронутыми остались только алтарная часть и вост. стена с фресками 2-й пол. XII в. («Благовещение Пресв. Богородицы»). К XV в. относится 2-й слой фресок. Из-за расширения храма главная апсида сместилась с центральной оси, на которой оказалась первоначальная ниша жертвенника, поэтому левее была сделана еще одна ниша жертвенника. В то же время на средства архонта Фомы Сарантиса были сделаны новые росписи. По иконографии и стилю они близки к фрескам ц. Пресв. Богородицы (архонта Апостолакиса) 1605/06 г. и, вероятно, выполнены тем же неизвестным художником.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Святые Фортунат, Ермагор и Сир. Роспись крипты собора в Аквилее. XII в. На территории обл. Венето от дороманской и романской эпохи дошло мало памятников. Фрески грота Санти-Назарио-э-Чельсо в Вероне (сняты со стены) на основании надписей датируются X в., но они еще принадлежат культурному пространству каролингской эпохи. Некоторые живописные циклы, сохранившиеся в регионе, такие как фреска портала базилики Санти-Феличе-э-Фортунато в Виченце (2 трубящих ангела, возвещающие воскресение из мертвых), датировки к-рой колеблются между 80-ми гг. X в. и 1-й пол. XII в., и росписи баптистерия в Конкордия-Саджиттария (Христос Пантократор в куполе между 2 серафимами и архангелом; полуфигуры 6 пророков, св. Иоанн Креститель и Агнец в простенках барабана; евангелисты в парусах; сильно поврежденная фреска «Крещение Господне» в конхе; апостолы Петр и Павел и 2 святых, библейские сцены в апсиде и в нишах) сер.- кон. XII в., созданы под влиянием византийского искусства в Венеции; другие, как Сан-Джорджо-а-Вело-д " Астико близ Виченцы и Сан-Микеле-ди-Миццоле близ Вероны, выполненные ок. 1000 г., восходят к западным, в частности к оттоновским, живописным моделям. Фрески в апсиде ц. Санто-Стефано (сохр. фрагментарно) и в ц. Сан-Джорджо-ди-Вальполичелла близ Вероны (XI в.), а также в ц. Сан-Микеле-а-Поццоведжани близ Падуи (XII в.) созданы мастерами, вышедшими из смешанной художественной среды. Нек-рые фрагменты фресок крипты ц. Сан-Фермо-Маджоре в Вероне XII в., напр. образ Христа и фигура арх. Гавриила, имеют отдаленное сходство с росписями ц. Сан-Винченцо-ин-Галлиано. Евангельский цикл и «История истинного Креста» на стенах центрального нефа ц. Сан-Северо в Бардолино исполнены в кон. XI - нач. XII в. 2 мастерами. Стиль этих росписей указывает на их связь с искусством Центр. Италии. Между тем нек-рые исследователи обнаруживают в них влияние ломбардских и европ. памятников (в частности, росписей аббатства Райхенау). В 1-й пол. XII в. выполнена декорация ц. Сант-Андреа в Соммакампанье. Цикл земной жизни Иисуса Христа и сцены мученичества святых, расположенные на стенах нефа в верхних регистрах, воспроизводят сев. образцы. В то же время фрагменты живописи на предалтарной арке и особенно «Страшный Суд» на западной стене (кон. XII - нач. XIII в.) выполнены в манере, характерной для памятников Венето, созданных византийскими мастерами. В росписях ц. Сант-Андреа приемы византийской живописи соединяются с иконографическими схемами, пришедшими из заальпийской (североевропейской) культуры.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Роспись нартекса Пюренлисеки-килисеси в долине Ыхлара. 1-я пол. X в. Роспись нартекса Пюренлисеки-килисеси в долине Ыхлара. 1-я пол. X в. В скалах на левом берегу, южнее по течению реки, расположена Пюренлисеки-килисеси («Церковь на террасе»), роспись которой можно отнести к 1-й пол. X в. Первоначальное посвящение храма неизвестно. Церковь состоит из большого продольного нартекса в виде сводчатого коридора, нефа и небольшого нерасписанного парекклисиона. Фрески сильно осыпались. Алтарная роспись сохранилась с большими утратами. На внутренней поверхности алтарной арки помещены фигуры святителей Василия Великого и Григория Богослова. Тема росписи алтаря - «Вознесение Господне». В своде - медальон со Спасителем, поддерживаемый 4 летящими ангелами, на стенах апсиды - возможно, Богоматерь в центре и апостолы. В центре арки при входе в нартекс изображен крест в медальоне. Вдоль свода нартекса проходит широкая полоса орнамента в виде перевитой цепи с орнаментальным заполнением, по ее сторонам на склонах свода изображены фронтально стоящие 40 мучеников Севастийских с крестами в руках. Они одеты в длинные одежды, напоминающие вост. халаты из пестрых, разнообразно орнаментированных тканей. Однако серые фоны, на к-рых выполнены все росписи, приглушают это разноцветное богатство. В люнете стены напротив входа изображен благословляющий Иисус Христос, окруженный овальной мандорлой, по сторонам которой представлены Богоматерь и св. Иоанн Предтеча - композиция Деисус, ниже - образы жен, обвитых змеями, относящиеся, как и Деисус, к сцене «Страшный Суд». По центру свода нефа также проходит цепь, в звеньях-медальонах к-рой помещены полуфигуры пророков. Деисус. Роспись Пюренлисеки-килисе в долине Ыхлара. 1-я пол. X в. Деисус. Роспись Пюренлисеки-килисе в долине Ыхлара. 1-я пол. X в. На склонах свода 2 регистрами располагается подробный евангельский цикл, включающий сцену «Испытание водой обличения», иллюстрирующую апокрифическое сказание о Рождестве Христовом. Цикл начинается в верхнем регистре на сев.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318). Он представлен цельной композицией, не разделенной на регистры, и занимает сев. и юж. стены наоса. В ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1348), где циклам житий святых отведено особое место, наряду со свт. Николаем и св. Иоанном Предтечей прославляются Г. и вмч. Димитрий как небесные покровители военных походов кор. Душана. В с. Речане близ Призрена в небольшой ц. вмч. Георгия (ок. 1370), являющейся задужбиной неизвестного воеводы, на верхних участках стен храма находится цикл жития Г., первые 3 сцены к-рого иллюстрируют серб. перевод текста жития. На упомянутой иконе с Г.-воином в рост в среднике (1-я четв. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) представлен самый ранний из известных житийных циклов Г. в иконописи. Он же является и наиболее обширным из ранних житийных памятников - 20 сцен, значительная часть к-рых изображает мучения Г. (клейма 4, 7, 8, 10, 11, 12, 19), а также 3 прижизненных чуда (воскрешение мертвого (клеймо 13); сокрушение идолов (клеймо 16); воскрешение вола Гликерия (клеймо 17)) и 1 посмертное - «Чудо о змии» (клеймо 14). Нередко сцена мучения Г. (мучение на колесе или усечение головы) включалась в состав минологиев: в настенных минологиях церквей Успения Пресв. Богородицы мон-рей Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), и Трескавец, Македония (между 1334-1343); на миниатюре из Минология (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 36v, 1327-1340 гг.); в Минее годовой на Синайском тетраптихе (2-я пол. XI-XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - усечение головы; в настенном минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386); на верхнем поле листовой миниатюры из греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 61, XV в.) - мучение на колесе. В поствизант. период появилось новое в иконографии Г. изображение, получившее название Кефалофорос,- святой с усеченной головой в руке. Традиц. извод представлен на критской иконе кон. XV-XVI в. (ГИМ): поясная или в рост фигура Г.-воина в 3/4-ном повороте, в молении Спасителю (полуфигура в небесном сегменте в верхнем правом углу), в левой руке Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010