В аркосолиях на сев. и юж. стенах расположены композиции «Введение Богородицы во храм» и «Преполовение». В 1-м регистре представлены преподобные, святые жены, в юж. нише - самое раннее изображение болг. святого прп. Иоанна Рильского (напротив него св. Пахомий) и в сев. нише - св. Параскева (Петка) Тырновская (Эпиватская), особо почитаемая болгарами после перенесения ок. 1230 г. ее мощей в столицу царем Иоанном II Асенем. На зап. стене нартекса, по сторонам от двери, изображены великомученицы Варвара и Анастасия (Неделя) в позе орант, на юж. стене - вмц. Екатерина. На сев. и юж. стенах изображены преподобные Антоний Великий, Савва Освященный, Арсений Великий, Евфимий Великий, Феодор Студит и Ефрем Сирин. На нек-рые особенности иконографии композиций притвора Б. ц. обратил внимание А. Грабар, к-рый указал к-польские образцы для ряда изображений (Христос Евергет, Христос Халкитис, Чудо с ковром из цикла чудес свт. Николая) и на проявление зап. влияний, напр. в жесте Десиславы, а также в отдельных сценах цикла свт. Николая. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. В 1956 г. при проведении работ по укреплению здания было раскрыто неск. фрагментов живописи в приделе. В парусах и основании барабана сохранились небольшие фрагменты цикла вмч. Пантелеимона. В конхе апсиды изображен Деисус, в самой апсиде - «Поклонение жертве», в арке над конхой апсиды представлено «Благовещение», наверху арки -Христос Еммануил. На вост. стене изображен архиерей, вероятно свт. Николай, на своде перед апсидой - фрагмент композиции «Причащение апостолов». В 1-м регистре юж. стены - 2 архангела, на вост. стороне юж. дверного проема сохранился образ молодого святого, вероятно Иоанна Кущника. В 1-м регистре сев. стены остались фрагмент фигуры ктитора, к-рый преподносит модель придела вмч. Пантелеимону, и декорация цоколя (на белом плате надпись не читается). В тимпанах на сев. и юж. стенах расположены композиции «Распятие Христово» и «Сошествие во ад», к-рые доминируют в небольшом пространстве придела, определяя его мемориальный характер и связь с погребальным культом.

http://pravenc.ru/text/153291.html

Церковь св. Архангелов художественно-композиционная доминанта города, была построена царем Леваном на месте ранней церкви, о чем свидетельствует сохранившаяся внутри храма фресковая надпись на греч. языке; дата строительства - 1577 г.- указана неверно. По историческим источникам, она была построена в 1565 г. (см. описания российских послов: Статейный список посольства 1589-1590 гг.// Белокуров. С. 196). Это крестово-купольная постройка (16×12 кв. м, высота 27 м) с повышенными рукавами планового креста, увенчанная над средокрестием куполом на барабане, опирающимся при помощи парусов на выступы апсиды и 2 цилиндрических столпа. Полукруглая алтарная апсида и не сообщающиеся с ней пастофории не выделены во внешнем облике храма и имеют по 1 большому окну; в сев., юж. и зап. рукавах - парные окна. Купол на высоком 8-гранном барабане имеет зонтичное завершение. Входы расположены с зап., юж. и сев. сторон. Вост. фасад выделен более сложной системой арочек и 2 расположенными один под др. изображениями креста. 1-й, как и на др. фасадах, «вдавлен» в стену; рельефной кладкой под 1-м выведен 2-й крест, более удлиненных и изящных пропорций. Центральные прясла фасадов выделены стрельчатыми глухими арками с вписанными в них большими крестами и аркатурными поясами, выведенными углубленной кирпичной кладкой. Аналогичные глухие арки помещены в прямоугольных нишах боковых прясел и граней барабана. Благодаря углубленной кирпичной кладке арочек и тяг создается особый эффект игры света и тени на поверхности стен. Художественное впечатление дополняется устремленными вверх пропорциями церкви, своеобразным декором фасадов с элементами персид. заимствований. Фресковая роспись внутри храма была создана сразу по окончании строительства. Ее характерной чертой является необычайное разнообразие иконографических тем - изображения покрывали стены сплошным ковром. Желание разместить как можно больше сюжетов отразилось на увеличении количества регистров за счет уменьшения размеров как самих регистров, так и отдельных сцен. Помимо композиций представлены единоличные изображения в рост, по колено, поясные, погрудные в медальонах. Надписи возле фигур выполнены на греч. и груз. (письмо асомтаврули ) языках, на свитках - по-гречески. Границы изображений отмечены красной линией. Роспись значительно повреждена: отдельные сцены и фигуры утрачены полностью, часть фресок сохранилась фрагментарно.

http://pravenc.ru/text/166445.html

Частично сохранилась роспись 1849 г. во 2-м притворе: на вост. стене над входом - Бог Саваоф с ангелами (по сторонам от входа архангелы Гавриил и Михаил), рядом на столбе - «Сон Иакова». На стенах 2 ряда - образы святых (из 6 в верхнем поясе читаются имена только святых Евфимия и Саввы), в нижнем представлены образы св. жен (сохр. подпись к образу св. Недели). На сев. стене в нижнем поясе 4 сцены: «Сотворение мира», «Поселение в раю», «Грехопадение» и «Изгнание из рая». Этот ряд в зап. части завершается композициями «Жертвоприношение Авеля» и «Страшный Суд». На юж. стене в верхнем регистре образы Авраама и Исаака и «Жертвоприношение Авраамово». Во 2-м поясе зап. стены, слева от ктиторской надписи, «Вознесение прор. Илии», правее сцена из Апокалипсиса (семиглавый зверь с блудницей - Откр 17). В верхнем сев. поясе в 3 сценах представлены Пресв. Богородица и кающийся грешник. Живопись выполнена в линейной почти графической манере. Н. Мавродинов называет ее автором Леонтия Руса ( Мавродинов. 1957. С. 91-93), к-рый также выполнил 3 медные гравюры, хранившиеся в Троянском мон-ре ( Томов. 1962. С. 21-23; Пандурски. 1968. С. 45-46), и в 1848 г. фрески в Подгумерском мон-ре ( Пандурски. 1975. С. 32). Лит.: Кънчов В. Курилският манастир св. Иван Рилски//Периодическо списание на Българско книжовно дружество. София, 1901. Год. 13. Бр. 62. С. 796-798; Грабар А. Мат-лы по средневек. искусству в Болгарии//Годишник на Народния Музей за 1920 г. София, 1921. С. 126-127; Мавродинов Н. Църкви и манастири в София и Софийско//Сердика. София, 1939. Кн. 1. С. 29-30; он же. Изкуството на Българското възраждане. София, 1957; Михайлов С. Екскурзии из българските старини. София, 1959; Томов Е. Възрожденски щампи и литографии. София, 1962; Василиев А. Български възрожденски майстори. София, 1965; он же. Тома Вишанов Молера. София, 1969; Божков А. Два ценни паметника на бълг. монументална живопис//Изкуство. София, 1965. Т. 15. 9. С. 3-12; Пандурски В. Троянският манастир. София, 1968; он же. Куриловският манастир. София, 1975; Мутафчиев П. Из нашите старопланински манастири: Курилски манастир св. Иван Рилски// Он же. Избрани произведения. София, 1973. Т. 2. С. 258-263.

http://pravenc.ru/text/2462293.html

Церковь в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Портик притвора. XIII в. Церковь в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Портик притвора. XIII в. Храм в честь Успения Богородицы зального типа и примыкающий к нему с юга портик украшены стенной росписью. Портреты ктиторов, царя Георгия III, царицы Тамары и Рати Сурамели, эристава Картли, расположенные в нижнем регистре сев. стены, позволяют датировать росписи 1184-1186 гг. В конхе апсиды изображена Божия Матерь Одигитрия, по сторонам - фигуры архангелов в лоратных одеяниях, ниже - ряд святителей с развернутыми свитками. На сводах и стенах представлены сцены праздников и 2 из Страстного цикла - «Тайная вечеря» и «Омовение ног». Композиции дополняют изображения святых, мучеников и воинов. Регистры и отдельные композиции подчинены архитектонике интерьера, что сближает их с монументальным стилем более раннего периода. Присутствуют также черты нового, т. н. динамично-декоративного, стиля: «ковровое» распределение разномасштабных изображений в композициях на стенах и фигур на пилястрах и в простенках окон, а также «шахматное» расположение сцен на западной стене. Работали неск. мастеров, имя главного мастера Георгия, исполнившего роспись в апсиде, сохранилось на поземе. Фрески ц. Успения Богородицы относятся к лучшим памятникам «эпохи Руставели», груз. ренессанса. Роспись юж. портика исполнена в нач. XIII в. и представлена композициями «Страшный Суд» (на стенах), «Вознесение Креста» (на своде) и Деисусом (в конхе). Распятие Господне. Роспись ц. в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Распятие Господне. Роспись ц. в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Росписи украшали также церковь Ананаури, предположительно освященную во имя Пресв. Богородицы. Это маленькое помещение зального типа с примыкающим к ней зап. приделом расположено на самом верхнем ярусе в зап. части В. Они были высечены не позднее X в. и расписаны в 1-й трети XIII и во 2-й пол. XV в. Фрески церкви почти полностью сохранились в апсиде, на сводах и стенах.

http://pravenc.ru/text/154133.html

По заказу Е., вероятно в рамках гелатской лит. школы (см. в ст. Грузинская Православная Церковь ), Иоане Кобинашвили переписал Минею и Октоих, Маноел Инаникисшвили - Метафраст, также были переписаны Метафраст с оригинальным соч. Ефрема Мцире «Память Симеона Малого Логофета и рассказ о причине перевода этих чтений», литургический сб. «Гелатский Илитарион», гимнографический сб. «Ямбикон», сочинения прп. Иоанна Дамаскина и др. По просьбе католикоса кн. Ростом Гуриели († 1564) пожертвовал Католикосату с. Хибула (Церковные док-ты. 1921. Т. 1. С. 15-16). Е. похоронен возле алтаря ц. вмч. Георгия в Гелати, на могильной плите помещена составленная им эпитафия: «Христос, упокой душу раба Твоего, католикоса Абхазии Евдемоза Чхетидзе. Я, похороненный в могиле царей, велел расписать этот храм и украсил икону Пицундской Богородицы во имя поминания души моей, аминь». Т. Коридзе Иконография. Изображения Е. сохранились во фресковых росписях мон-ря Гелати 2-й пол. XVI в. В кафоликоне Е. представлен фронтально в нижнем регистре росписи сев. стены сев. рукава в ктиторском ряду, между груз. царями - основателем Гелати св. Давидом IV Строителем (1089-1125) и Багратом III. Католикос изображен в архиерейском облачении: белом подризнике, крещатом саккосе, украшенном по подолу изумрудами, белом омофоре с 4 желтыми крестами, епитрахили и поручах. Лицо отмечено портретными чертами: лоб высокий, слегка выпуклый, с залысинами, миндалевидные глаза, коротковатый прямой нос, длинная, спадающая почти до пояса седая борода. Непокрытую голову Е. осеняет нимб. Правая благословляющая рука согнута в локте высоко перед грудью, левая покоится на жезле с золотой рукояткой. Др. изображение Е. было создано после его смерти в нижнем регистре выполненной по его заказу росписи юж. стены гелатской ц. вмч. Георгия и составляет часть группового ктиторского портрета. Ист.: Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 405-406, 416, 417; Такаишвили Е. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1914. Вып. 2. С. 233-234; Церковные док-ты Зап. Грузии/Ред.: С. Какабадзе. Тифлис, 1921. Т. 1. С. 15-16; Большой иадгар Абхазского Католикосата//Саисторио моамбе (Исторический вестник). Тифлис, 1925. Кн. 2. С. 185 (на груз. яз.); Описание рукописей Кутаисского Гос. ист.-этногр. музея. Тбилиси, 1953. Т. 1. С. 25, 35, 102, 131; 1964. Т. 2. С. 225 (на груз. яз.); ПГП. 1970. Т. 3. С. 386-387.

http://pravenc.ru/text/187049.html

Колесование вмч. Георгия. Фреска церкви Накипари. 1130 г. Мастер Тевдоре Колесование вмч. Георгия. Фреска церкви Накипари. 1130 г. Мастер Тевдоре На стенах апсид, по обе стороны окна, представлены 6 фигур: 2 святителей, изображенных анфас, фланкируют фигуры 2 евангелистов и 2 апостолов, обращенных к центру. Изображения сопровождают надписи (не все сохр.): слева представлен свт. Василий Великий, далее - ап. Матфей, затем, очевидно, ап. Павел, потом - ап. Петр, ап. Иоанн и свт. Николай Мирликийский. На иконостасе, под 2-строчной надписью, изображены погрудные фигуры 4 святых. У левой сохранилась подпись: «Св. Димитрий». Справа, по всей видимости, находилась фигура мч. Кириака. Оставшиеся две - фигуры столпников. Роспись церкви на стенах и конхе поделена на 2 регистра. Верхний регистр росписи занимает свод и часть стены, нижний - плоскость на стенах, начиная с 1,23 м от уровня пола. На своде помещены 4 евангельские сцены (с юга на север): «Рождество Христово», «Распятие Господне», «Крещение Господне» и «Сошествие во ад» (Там же. С. 79). На зап. стене представлены сцены мученичества вмч. Георгия: «Сокрушение идолов» (верхний регистр) и «Колесование вмч. Георгия» (нижний). Цикл в нижнем регистре юж. стены представлен последовательно, без разделительных линий, сценами: «Мучение в известковой яме», «Мучение скребницами», «Усекновение главы вмч. Георгия». К востоку от окна у иконостаса изображен первомч. архидиак. Стефан в белом стихаре и с кадильницей и дарохранительницей в руках. Нижний регистр сев. стены занимает монументальная симметричная композиция св. воинов-всадников: они обращены лицом друг к другу, вмч. Георгий прощает имп. Диоклетиана, вмч. Феодор Стратилат - змия. Вмч. Феодор Стратилат. Фреска церкви Накипари. 1130 г. Мастер Тевдоре Вмч. Феодор Стратилат. Фреска церкви Накипари. 1130 г. Мастер Тевдоре Ведущее место в колорите росписи Н. занимают градации коричневого цвета (от красного до светло-розового), серого и охры. Серый использован в качестве фона, а в комбинации с коричневым - на одежде. Зеленый разных оттенков был применен для изображения земли и одежды, коричневым и охрой показаны горки, детали трона и одеяния. Как по общему решению (принципу распределения сцен, структуре композиций, монументальности), так и по цветовой гамме роспись Н. близка к др. работам Тевдоре - росписи церкви Ипрари во имя св. Архангелов (1096) и церкви Лагурка во имя святых Кирика и Иулитты (1112). Пластичность фигур наряду с энергичным рисунком повышает ее изобразительность. Характерная для Тевдоре манера «лепки» лиц четкими мазками белил усиливает экспрессию ликов. Орнамент росписи Н. подчиняется ее композиционной структуре и находится в полном соответствии с архитектурой внутреннего пространства. Орнаментальные линии выделяют регистры и подчеркивают ритм распределения композиций на стенах и своде (Там же. С. 84-86).

http://pravenc.ru/text/2564638.html

Монастырская церковь представляет собой маленькое прямоугольное каменное строение с полуцилиндрическим сводом. Церковь неск. раз перестраивалась: на рубеже XVI-XVII вв. наос был продлен на запад, а к сев. стене пристроен маленький открытый нартекс. К этому же времени относится и наиболее древняя сев. часть монастырского двухэтажного строения, где размещались кельи, гостиница и трапезная. Юж. часть корпуса была возведена позже на основе старого фундамента, на 1-м ее уровне располагались главные монастырские ворота. В 1855 г. была обновлена церковь, в 1865 г. во дворе построена часовня. Возле церкви сохранилось неск. каменных надгробий XIX в. Прор. Малахия. Роспись Архангельской ц. Нач. XVII в. Прор. Малахия. Роспись Архангельской ц. Нач. XVII в. Основная часть росписей монастырской церкви датируется нач. XVII в. Живопись в древней части наоса принадлежит распространенному в Болгарии типу и имеет сходство с росписями в церквах с. Арбанаси (за исключением ц. св. Архангелов) и мон-рях Трынского р-на. Для нее характерна простота линий и пропорций. Более позднюю роспись пристроек можно сравнить с живописью ц. св. Архангелов в Арбанаси, главной церкви и трапезной Бачковского мон-ря: она отличается декоративностью и тщательной проработкой рисунка. Стены и конху алтарной апсиды занимают 2 регистра с эпизодами важнейших евангельских сюжетов. Праздничный цикл расположен на сев. и юж. стенах. Наличие пейзажей, фигур людей и домашних животных придает композиции «Рождество Христово» бытовой характер. Около юж. дверей храма сохранились фрагменты композиции «Страшный Суд». В направлении с востока на запад в центре свода размещены медальоны с изображениями Христа (Вознесение, Ветхий Денми и Вседержитель). Ниже на своде располагаются орнаменты, фризы с изображениями ветхозаветных пророков, праздники и Страсти Христовы, на стенах - святые. Росписи в преддверии, сохранившиеся частично, отличаются от остальных по стилю и колориту и датируются кон. XVII - нач. XVIII в. Здесь есть изображения святых в полный рост и погрудные в медальонах. На юж. стене алтаря сохранились остатки поминальной надписи и жен. ктиторский портрет плохой сохранности, изображающий, вероятно, монахиню. Все надписи на фресках сделаны на болг. языке.

http://pravenc.ru/text/149185.html

На сев. стене расположен еще один цикл, посвященный вмч. Феодору Стратилату (8 июня), по фрагментам читаются 1-я и последняя сцены: «Мученичество вмч. Феодора на кресте» и «Побиение дракона». Поскольку именно в нижнем регистре сев. стены изображен надгробный портрет основателя церкви, Феодора Витольда, можно предположить, что расположение сцен из Минология, посвященных вмч. Феодору Стратилату и мц. Евфимии, связано с захоронениями, расположенными у сев. стены, а указанные святые являлись покровителями основателя церкви и его супруги. Среди других особенностей иллюстрации Минология в лужанских фресках следует отметить размещение в одном обрамлении 2 или 3 сцен, что отличает их от последующих изображений Месяцеслова в молдав. памятниках, но этот прием был хорошо известен в более ранних памятниках Балкан, откуда он и был, очевидно, заимствован. Однако включение его в состав житийных циклов не имеет аналогов. Свт. Николай избавляет трех мужей от казни. Роспись ц. в честь Вознесения Господня в с. Лужаны. 1456 г. Свт. Николай избавляет трех мужей от казни. Роспись ц. в честь Вознесения Господня в с. Лужаны. 1456 г. Нижний регистр лужанских росписей более разнороден. На западной и частично сев. стенах представлен сокращенный цикл Жития свт. Николая, архиеп. Мирликийского. На зап. стене фрагментарно сохранились сцены «Свт. Николай втайне раздает золото» и «Явление свт. Николая во сне Евлавию или имп. Константину» (по свидетельству кон. XIX в., здесь были изображены обе сцены, однако совр. состояние фресок не позволяет с точностью доказать, какая из них частично сохр.), на сев. стене помещена сцена «Свт. Николай спасает от казни 3 стратигов (воевод)». В XIX в. между ними на зап. стене были и др. сцены (примерно от 2 до 4), однако уже в то время они с трудом поддавались атрибуции. Другие сцены данного регистра, на юж. и сев. стенах, связаны с изображением на вост. стене сцены «Страшный Суд»: на южной - композиции «Смерть праведника» и «Смерть грешника», на сев. стене - «Прор. Илия в пещере».

http://pravenc.ru/text/2564044.html

На сев. стене последовательно проиллюстрированы памяти святых с 1 по 6 сент. (восстанавливаются по фрагментам: св. Симеон Столпник (1 сент.), мученичество св. Маманта (2 сент.) и мученичество св. Анфима (3 сент.), далее фрески не сохранились, однако места достаточно для иллюстрации памятей 4 и 5 сент., а следующий фрагмент позволяет атрибутировать сцену как «Чудо арх. Михаила в Хонех» (6 сент.)). На зап. стене продолжаются памяти 7-10 сент.: мученичество св. Созонта (7 сент.), Рождество Пресв. Богородицы (8 сент.), святые Иоаким и Анна (9 сент.), мученичество святых Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (10 сент.). Далее росписи продолжают композиции «Воздвижение Честного Креста » и «Мученичество св. Никиты» (14 и 15 сент.). Последняя сцена на западной стене - «Мученичество св. Евстафия Плакиды и его семьи» (20 сент.), однако на сев. стене цикл продолжается (16 сент.). Нарушение последовательности изложения можно объяснить ошибкой в расчете, ибо изначально, по всей видимости, предполагалось, что на сев. стене первой будет именно иллюстрация к 16 сент. с изображением сцены мученичества св. Евфимии. Далее следуют сцены с продолжительными купюрами (на сев. стене следы для идентификации в данном регистре не сохранились, а в следующем регистре, начиная с южной стены, могут быть атрибутированы сцены мучений св. Пелагии девы (8 окт.), св. Лукиана в темнице (15 окт.) и св. Иакова Персянина (27 нояб.)), с расчетом расположить на зап. стене во 2-м регистре Минология иллюстрацию к 23 апр. (на зап. стене этой памяти предшествуют мученичества св. Варвары (4 дек.) и св. архидиак. Стефана (27 дек.)). На этот день в лужанских росписях предусмотрен небольшой цикл (из 5 сцен), посвященный мученичеству вмч. Георгия («Колесование вмч. Георгия», «Воскрешение мертвого во гробе», «Вмч. Георгий в темнице», «Вмч. Георгий ниспровергает идолов» и «Усечение главы вмч. Георгия»). Учитывая то, что в люнете над входом в неф также изображен вмч. Георгий, поражающий змия, можно предположить первоначальное посвящение церкви именно этому святому.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

«Чудо с отроком» в Грузии изображалось, как правило, отдельной сценой в паре с образом Г.-змееборца: в росписи церквей во имя вмч. Георгия в Адиши в В. Сванети (на сев. и юж. стенах), в Икви в Картли (в 1-м и во 2-м регистрах сев. стены), в Бочорме в Кахети (X-XI вв.- в 1-х регистрах зап. и юго-зап. апсид), в Павниси в Картли (в вост. части сев. стены и в юж. части зап. стены). Как исключение объединенное изображение 2 сюжетов в одну композицию представлено в росписи XVI в. зап. портала Алавердского собора в Кахети и в изображении на правой пластине чеканного переплета Жития (т. н. метафраста) Г. из Чхари, выполненного по заказу царицы Картли Мариам (XVII в.). Хорошо отработанная, сформированная иконография Г., в т. ч. житийных сцен, дала возможность исследователям (Н. П. Кондаков, Чубинашвили) предположить местное происхождение нек-рых образов, в частности типов Г.-воина и Г.-всадника. Н. Чичинадзе, Т. А. Жарикова Лит.: Лихачёв Н. П. Мат-лы для истории визант. и рус. сфрагистики. Л., 1928. Вып. 1. С. 155-156; Myslivec J. Svaty Juri ve v vychodokrestanskem umeni//Bsl. 1933/1934. T. 5. P. 304-375; Амиранашвили Ш. Я. История груз. искусства. М., 1950. Т. 1. С. 187, 248, 255, 257; Древние иконы старообрядческого кафедр. собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 1956. Кат. 15. С. 55; Банк А. В. Неск. визант. камей из собр. ГЭ//ВВ. 1959. т. 16. С. 215, 214 (рис. 3); Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство. Тб., 1959. С. 246-264, 324-373, 454-455; он же. Памятники типа Джвари. Тб., 1948. С. 181-182; Radojci S. Icônes de Serbie et de Macédoine. Beograd, 91; Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тб., 1962. С. 62-69; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 1, 10, 14, 18, 45, 196, 208. Т. 2. Кат. 532, 553, 566; Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960. С. 51-52; он же. Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в визант. и древнерус. искусстве// Он же. Рус. средневек. живопись: Статьи и исслед. М., 1970. С. 55-102; Привалова Е.

http://pravenc.ru/text/162188.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010