Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Караваджо: «Успение Марии» (Успение Божией Матери) 10 мин., 24.08.2016 28 августа – праздник Успения Божией Матери по новому стилю. Это важное для христиан событие отражено в работах многих известных живописцев . О том, как увидел Успение великий итальянский мастер Микеланджело да Караваджо, о его судьбе и работах мы говорим с богословом, экскурсоводом, руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофеем Китнисом. Караваджо: жизнь и судьба Тимофей, говорить в связи с Успением Божией Матери именно о Караваджо была Ваша идея. Почему Вы выбрали его работу? Во-первых, он действительно великий художник, а во-вторых, у него интересная, довольно необычная судьба. Он был известен как гуляка, дуэлянт, скандальный человек, с одной стороны. А с другой – большинство его лучших картин посвящены библейским темам, и он вкладывал в них всю мощь своего таланта. О масштабе его дарования свидетельствует среди прочего и тот факт, что Караваджо не оставил ни одного наброска к своим картинам – вполне возможно, он обходился без них. Конечно, никто из искусствоведов не отрицает его таланта. Обычно о нем говорят, что он большой мастер, что он преодолел маньеризм, который главенствовал в живописи после Ренессанса… А что такое маньеризм? Это направление в живописи, расцвет которого пришелся на XVI век. Если говорить в общих чертах, то в самом названии отражена его суть: в сюжетах, технике много манерности, вычурности. Так вот Караваджо был ярким противником этого стиля. По характеру он был революционером. В работах он придерживался подчеркнутого реализма, все его герои – просто живые люди из плоти и крови, причем часто ему позировали люди из народа. Его работы порой поражают натурализмом. На эту тему существует множество легенд. Рассказывали, например, что когда он писал «Воскрешение Лазаря», то выкопал только что погребенное тело и заставлял двух своих помощников его держать – на манер того, как если бы его клали в гроб. А когда те отказались, то он даже якобы достал шпагу и начал им угрожать, что сейчас расправится с ними, если они ему не помогут.

http://foma.ru/karavadzho-uspenie-marii-...

Файл : Храм Успения Божией Матери (Hoboymkuhck)22.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 800 × 600 (244 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON Модель камеры E8700 Время экспозиции 10/37 с (0,27027027027027) Число диафрагмы f/2,8 Светочувствительность ISO 200 Оригинальные дата и время 20:29, 14 января 2012 Фокусное расстояние 8,9 мм Название изображения Ширина 3264 пикс. Высота 2448 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм Программное обеспечение Windows Photo Editor 6.3.9600.17418 Дата и время изменения файла 20:02, 26 марта 2022 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 20:29, 14 января 2012 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 3 Выдержка в APEX 2 Диафрагма в APEX 2,970854 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3 APEX (f/2,83) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 35 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Небольшое увеличение Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Дата последнего изменения метаданных 06:24, 24 ноября 2014 Уникальный идентификатор исходного документа C27C6BBAC5340328C16688FEF8D87EC1 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_Успе...

В свободные часы служило ей утешением вышивание воздухов и других церковных вещей, и это ей запретили под предлогом больших затрат на материалы; но втайне продолжала она и это благочестивое свое занятие, и даже собственноручно вышила схиму для иеросхимонаха Парфения, которую и передала она ему чрез свою крестную мать, посетившую опять Киев. «Отдашь ты Богу ответ, раба Божия, что оторвала от плодоносного стебелька Божий цветочек», такими словами встретил ее подвижник, в сильных выражениях выговаривая ей неразумное ее попечение об участи крестницы. Марии же велел передать от его имени совет: терпеть все скорбное без ропота, с благодарностью к Богу. И точно, много скорбей приходилось кроткой и молчаливой Марии переносить от немилосердной своей свекрови: однажды в зимнее время, по ее приказанию, по целым, иногда, суткам не топили занимаемые ею покои, и только сильная болезнь молодой женщины, грозившая опасностью самой ее жизни, положила конец этому тяжелому испытанию ее терпения. Болезнь эта расстроила окончательно и без того слабое здоровье Марии: с тех пор никогда не была она совершенно здорова. В то же время, еще один случай, образумил отчасти ее свекровь, показав ей все благочестие безответной ее невестки. Привиделся свекрови во сне образ Успения Божией Матери, причем, какой-то незнакомый ей инок сказал ей, что лишь вполне достойная и богоугодная душа может его обрести. Не обратив сперва внимания на это сновидение, вскоре она его позабыла. Но вот, немного времени спустя, Мария, посланная ею в огород присматривать за работами, находит там среди гряд круглый кусок железа, на котором написан был образ Успения Божией Матери. Обрадованная дорогой находкой, благочестивая женщина спешить поделиться радостью своею со своими домашними. Свекровь узнала в найденной ею иконе виденную ею во сне, вспомнила и сказанные ей при этом слова, и с тех пор стала гораздо ласковее и милостивее обращаться со своею невесткой. Вскорости даже согласилась она отправиться вместе с нею в Киев, куда жаждала душа Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но скромное положение Богоматери на страницах евангельского повествования зависело, таким образом, от особых причин, а не от того, конечно, чтобы Ее жизнь и личный характер не заслуживали внимания со стороны верующих, – зависело от особых задач Евангелия, исключавших для Евангелистов возможность подробного повествования о ком-либо другом, помимо Спасителя. Эта мысль, очевидно, скоро должна была войти в сознание верующих, и Матерь Господа скоро должна была привлечь к Себе мысль их высотою того положения, какого Она удостоилась и какое заняла во всем домостроительстве искупления. Отсюда естественно у христиан явилось желание знать о Ней более тех кратких сведений, какие предлагаются в Евангелии, – явилось сознание недостаточности этих сведений, краткости их. Благоговейная мысль христиан, не удовлетворяясь рамками Евангелия, начала задумываться над событиями из жизни Божией Матери, лежащими за чертою евангельского повествования, и отсюда возник громадный интерес к тем сведениям, какие помимо Евангелия сохранились еще в устном Церковном предании. В этом предании сохранились некоторые верные черты, хотя несколько обрисовывавшие картину частной жизни Божией Матери, хотя отчасти выяснившие те стороны этой жизни, которых совершенно не коснулось перо Евангелистов. Но эти свидетельства предания, – также краткие и скудные, – далеко не удовлетворяли той любознательности, с какою стремились усвоять их христиане, – и вот их недостаточность и краткость восполняется благочестивыми предположениями, образами благоговейно настроенного воображения. В большинстве случаев религиозное воображение действовало при этом не самостоятельно, а старалось черты предания разработать и редактировать в тех формах, в каких отлилось евангельское повествование, и какие поэтому сделались дорогими и священными для христиан. В этих формах и передавалось по большей части содержание многочисленных поэтических творений, стремившихся возвеличить образ Божией Матери и в возвышенном тоне изложить неизвестные из Евангелия события Ее жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Срок моего отпуска истекал 26 августа, но так как я задержалась на несколько дней после его начала на работе, да и занятия фактически начинались не 1 сентября, а 1 октября, я решила возвращаться в Ленинград 29 августа, на другой день после Успения. Насчет билета я не беспокоилась – мне было обещано достать его накануне отъезда. Но когда я 27 августа пошла на вокзал за обещанным билетом, оказалось, что мой «блат» недействителен и что брать билет придется собственными силами. Так как в этом году было введено правило об отдаче под суд не явившихся из отпуска в срок, нужно было выехать из Рыбинска во что бы то ни стало. Праздник Успения был испорчен – пришлось просидеть целый день на вокзале. Отец Сергий всенощной не служил, был очень нервен и беспокоен, и я простилась с ним как-то наспех. 29-го я зашла к Шуре проститься, так как собиралась весь день сидеть на вокзале, добиваясь билета. Очереди были огромные, давка и духота ужасные. Обещали добавочные поезда, но их не давали. Наконец около шести часов вечера объявили, что в час ночи пустят товарный поезд с большим количеством вагонов и отправят всех пассажиров. Начали составлять списки, назначили перекличку в десять часов вечера. Меня вдруг осенила мысль: ведь сейчас отец Сергий служит утреню на Погребение Божией Матери. Неужели же мне сидеть на вокзале, когда билетом я обеспечена? Но надо торопиться, от вокзала до Шуры не близко, да и паром может задержать. Охваченная мыслью, что мне необходимо еще раз увидеть отца Сергия и присутствовать на его службе, я пустилась обратно за Волгу. Совершилось что-то странное: тот путь, на который я обычно тратила около часа, на этот раз я проделала не больше как за полчаса. Бежать я с моими больными ногами и сердцем, конечно, не могла, но у меня было такое ощущение, что меня что-то плавно несет и что я двигаюсь не сама. С бьющимся от волнения сердцем (ведь меня никто не приглашал) я подошла к дому, где жила Шура. Мне открыла дверь она сама и впустила в комнату мужа. Читались уже «Непорочны». С каким-то особым чувством простояла я всю службу и внимательно ловила каждое слово. Мне хотелось запечатлеть в душе все виденное и слышанное. Служба кончилась. Я имела возможность только еще раз принять благословение отца Сергия и, не простясь с хозяевами, пустилась в обратный путь. Когда я вышла, было совсем темно. Я вдруг остановилась на дороге, ведущей к Волге. «Ведь ты его никогда больше не увидишь», – ясно прозвучало в душе. «Этого не может быть. Я хочу видеть его, хоть еще раз». – «Нет, больше нельзя». И это было сказано столь категорически, что я протестовать не смела. Я поняла, что действительно видела отца Сергия в последний раз и что Господь оказал мне великую милость, дозволив на прощание лицезреть [отца Сергия] в полном облачении, выполняющим свое священническое служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Праздник врывается и приобщает нас вечности, давая почувствовать небесную радость, когда-то вторгшуюся в наш мир в конкретный исторический момент как событие Домостроительства нашего спасения, событие, не ушедшее безвозвратно в прошлое, но пребывающее в вечности и из вечности вновь и вновь прорывающееся к нам, и нас, живущих во времени, приобщающее вечности — это глоток вечности, вдох небесной жизни. А пост — предшествующий этому вдоху приготовительный период осознания своего плененного состояния, своей удаленности от Отечества Небесного и, в то же время, период утверждения в своей принадлежности ему: период осмысления своего небесного призвания, своей богоподобной природы, томящейся в посту и торжествующей в моменты приобщения родной вечности. Насколько пост соответствует своему предназначению, насколько он «приятен» Богу, настолько и приобщение благодати праздника полнее. Выше мы отметили парадоксальность праздника Успения Божией Матери. Что ж, парадоксальность присуща Евангелию, присуща нашей вере изначально, еще апостол Павел не раз на это указывал в своих посланиях. Но в данном случае парадоксальность не в том, что, вот, весь мир боится смерти, а мы в пику ему смерть отмечаем как радостное торжество. Радость радости рознь. Всякому христианскому празднику присуща радость, Успение — не исключение, но радость не всегда сопряжена с весельем. Было бы странно слышать нечто вроде: радуйтесь и веселитесь, ибо днесь Матерь Божия почила… Веселого тут ничего нет, а радость есть. Радость, которая, конечно, заключается не в самом факте смерти — это противоестественно. Священное Предание свидетельствует, что даже сама Пресвятая Богородица по-своему боялась смертного часа, впрочем, не столько его, сколько предстоящих мытарств, и молила Сына, чтобы не видеть ей отвратительных демонов, обычно встречающих по смерти человеческие души. Оттого на иконе Успения изображен Господь, у самого смертного одра принимающий на руки Ее душу, символически изображенную в виде спеленатого младенца.

http://pravmir.ru/uspenskij-post-kak-umi...

Можно ли умолчать о чудных делах Ее милосердия к оставленному Ей в наследие роду человеческому? Сколько раз избавляла Она от опасностей и спасала от врагов и бедствий каждого из нас! Матерь Божия по обещанию Своему не оставила мира и во успении Своем: Она всюду является Радостью скорбящих, Охранительницей царств, Заступницей обидимых, Защитницей беззащитных. Прошло почти два тысячелетия после Ее благодатного успения, и не прекращаются знамения Ее могущественного и милостивого ходатайства за нас, бедных грешников. Она всех слышит, о всех милосердствует, никого не оставляет без помощи. Нет человеческой возможности исчислить все благодеяния нашей Заступницы, в молитвах не усыпающей! Трудно и даже невозможно изобразить все чудотворные иконы, которые как знамение попечения Царицы Небесной сохраняются верующими и как неисчерпаемый источник благодати Божией изливают на всех людей дивную помощь и неисчислимые благодеяния. Как бы ни были велики твои грехи, христианин, но если случится с тобою какая беда, несчастье, – смело прибегай под державный покров Богоматери, и Она – Заступница усердная – защитит тебя от всякого зла. Примеров сильного ходатайства Божией Матери за грешников весьма много. В одной стране был могучий и отчаянный разбойник. Занимая пути и распутья, он с отважной шайкой бил, грабил и убивал всех встречных; но находясь в таком погибельном состоянии, он, между прочим, имел добрый обычай – каждодневно совершать известное правило и читать молитвы, особенно молитву Богородице: «Богородице Дево, радуйся!..» Однажды некоторый подвижник-прозорливец проходил тем путем, где разъезжали разбойники. Они, как дикие звери, схватили подвижника и представили своему атаману. Перед атаманом прозорливец начал говорить: «Послушай, чадо, я хочу открыть тебе и твоим товарищам великую тайну: прикажи для этого собрать сюда всех твоих подчиненных». Атаман подал знак предстоявшим, и в один миг собрана была вся шайка разбойников. «Все ли здесь, – оглядывая шайку, спросил подвижник, – или кого еще нет?» «Один еще не пришел», – ответил атаман.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Весьма чувствительно и прискорбно для меня было видеть из твоих писем скорбь твою и неумиротворение к твоему послушанию; тем более, что я не в силах подать тебе руку помощи. Два раза просил я отца И-а, но не получил благоволения. Что делать в таком случае? Я никак не доумеваю. Но советую тебе, с покорностию воле Божией, предаться Его водительству; видно, Он указал тебе сей путь, Он силен и укрепить тебя на оном; и весь оплот опасных и сомнительных помышлений разрушит, и козни вражии, востающие на тебя, уничтожит, и наставит тебя на истинный путь. Я рассуждал долго, и нахожу, что никто не мог бы сам собою устроить твоего перемещения, ежели бы не было на это воли Божией. Хотя и скорбно тебе по непривычке к месту и обычаям: но, видно, угодно Богу поставить тебя на скорбном пути, который вводит в живот вечный. Покорись Его Святой воле, и Он облегчит твою скорбь и подаст Свою помощь. А чрез пренемогание и ропот сам себе отягощаешь и умножаешь скорби: почему ты знал, что тебя и здесь ожидало? Пусть ты был мирен и спокоен, но разве не могло измениться устроение твое от мира в немирство, и без всякой сторонней причины, а от нашего устроения. Ежели ж станешь упорно настаивать, то я даже опасаюсь, не было бы это противоборством Промыслу Божию, указавшему тебе путь сей. Делай лучше с пожданием, вручая себя в волю и Промысл Божий; а пренемогание отвергай и настойчивость. Всякая скорбь не без воли Божией нам попущается, и нельзя, чтобы не скорбеть, но не пренемогать и не стужать. Св. Апостол пишет: во всем скорбяще, но не стужающе си ( 2Кор.4:8 ); ведь скорбь терпение соделовает ( Рим.5:3 ). Ко укреплению твоему читай учение св. отцов, св. Марка Подвижника , в «Добротолюбии» главы; там много найдешь к твоему укреплению, и в «Восторгнутых Класах» на 132 и 133 листах прочти написанное. Есть много и других учений, но за недосугом не упомню, а когда будешь читать, то сам обрящешь. Над всеми же имей в помысле и намерении исполнить заповедь об отвержении своей воли и разума, и безропотное послушание, чрез которые Господь избавит тебя от тех сетей, коих ты опасаешься. Как много видим, что за послушание быв посланы, и находясь в сильнейших искушениях, сохранялись невредимыми; и тебя да сохранит Господь – смиренно молю Его благость, и тебя прошу, предавшись воле Божией, смиренно подклонить выю свою послушанию. А когда будет воля Божия, то Он силен и уволить тебя оттоль; только не упорно поступай, а ищи и ожидай воли Божией. Остаюсь желатель твоего здравия, мира и спасения, и смолитвенник, многогрешный И. М. Посылаю тебе образок Успения Божией Матери. 6 августа 1850 года. 175

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Здание имеет план в форме прямоугольника, сильно вытянутого по оси запад–восток. В центральной части его боковых фасадов выступают ризалиты в три оси, соответствующие повышенному поперечному четверику. Над алтарной частью и западным притвором возвышаются еще два невысоких четверика — первый служил основанием главы, второй — полуярусом колокольни. К последней с запада примыкает пониженный объем лестницы с закрытыми боковыми всходами. Горизонтальная протяженность объема подчеркнута в декоре профилированным цоколем, доходящим до подоконников нижних окон, профилированной тягой в основании верхних окон, трехчастными карнизами в завершении и мерным ритмом проемов — невысоких, с пологими лучковыми перемычками в первом этаже и высоких арочных во втором. Аттиковая часть четверика на боковых фасадах украшена тремя крупными килевидными кокошниками, а четырехгранные объемы над алтарем и западным притвором — филенками, круглой в центре и прямоугольными по сторонам. Углы объемов и места примыкания внутренних стен отмечены филенчатыми лопатками. Окна второго этажа обрамлены узкими тягами, а на главном четверике, алтаре и западном притворе дополнительно подчеркнуты килевидными архивольтами. Наиболее наряден декор лестничной пристройки. Ее центральная часть выделена легким ризалитом, стороны которого в первом этаже подчеркнуты рустованными лопатками, а во втором кубышками. Над входом, акцентированным металлическим зонтом, помещены два арочных окна, освещающих площадку второго этажа, завершенную фронтоном из двух полуциркульных кокошников, соединенных щипцом. Аналогично завершены и боковые фасады лестничных всходов. Внутри поперечные стены делят каждый из этажей на пять основных помещений (западный притвор, трапезная, основной четверик, предалтарное помещение и алтарь), соединявшихся своеобразной анфиладой, образованной проходами из трех арок, расположенных по одной оси. Между собой этажи соединяются чугунной лестницей, фрагментарно сохранившей ажурное ограждение в духе эклектики. Перекрытия обоих этажей плоские, однако в предалтарном помещении видны срубленные пяты низких сводов — судя по размерам кирпича, эти своды относятся ко времени перестройки храма в 1764 г. В этой же части здания, в цоколе, встречается кирпич нач. 18 в.

http://sobory.ru/article/?object=30287

Неплохо знавший Платонова, часто встречавшийся с ним прозаик Лев Гумилевский писал в мемуарах «Судьба и жизнь»: «Счастье Платонова было в том, что он читал очень мало в период своего писательского возрастания, а потом в зрелом возрасте уже мог противостоять воздействию классического литературного языка». Однако по меньшей мере первая часть этого высказывания не соответствует действительности, да и со второй не все так однозначно. То же самое относится и к воспоминаниям жены писателя Марии Александровны: «Андрей до шестнадцати лет и книг-то не читал». На самом деле, конечно, читал и читал очень много в детстве, в отрочестве, в юности — глубокие, серьезные книги. Вот почему за Платоновым стоят не только почва, не только та степная черноземная полоса, где «лето было длинно и прекрасно, но не злило землю до бесплодия, а открывало всю ее благотворность и помогало до зимы вполне разродиться», не только первооснова воды, огня, воздуха и земли, материи и духа, но есть за ним и книжность, и ученость, и культура. Платонов — фигура рубежа, он находится на самой линии разрыва между жизнью и смертью, между Богом и человеком, человеком и машиной, человеком и природой. Он этот разрыв пропустил через сердце, пытаясь соединить несоединимое, и, быть может, в этом пограничье и таится ключ к его творчеству и судьбе. Долгое время считалось, что Андрей Платонович Климентов — такова настоящая фамилия писателя — родился 20 августа 1899 года (1 сентября по новому стилю). Этот день упоминается во многих книгах, энциклопедиях и справочных материалах, Платонову посвященных, но не так давно воронежский краевед Олег Григорьевич Ласунский установил более точную дату рождения своего земляка — 16 августа (28-го по новому стилю) 1899 года. Число было указано самим Андреем Климентовым в заполненном им «Извещении о принятии на службу» в 1915 году, оно же значится в выписке из метрической книги за 1899 год, выданной родителям при поступлении сына в церковно-приходскую школу. В XX веке, так же как и в нынешнем, на этот день приходится праздник Успения Божией Матери. В веке XIX, на исходе которого Платонов родился, 16-го отмечали попразднство Успения . Связь Платонова и с материнством, и со смертью слишком очевидна, чтобы считать это совпадение случайным.

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010