Приведём несколько примеров. Анафора литургии ап. Марка 18 Ты выше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем святых ангелов и архангелов воинства. Тебе предстоят два (рода) честнейших из Твоих живых существ – многоокие херувимы и шестокрылые серафимы, которые, двумя крыльями закрывая лица и двумя – ноги и двумя летая, взывали друг к другу постоянным языком и неперестающими устами победную и трисвятую песнь, воспевая, поя, взывая, славословя великолепной Твоей славе, ясным гласом: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Полно небо и земля святой Твоей славой». Всегда же всё Тебя святит, но и со всеми святящими Тебя прими, Владыко Господи, и наше священие, вместе с ними поющих и говорящих Тебе: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Полно есть воистину небо и земля святой славой Твоей через явление Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; наполни, Боже, и сию жертву благословением, которое от Тебя, через наитие Святого Твоего Духа. Анафора из Евхология Серапиона 19 Ты – (Тот), Кто превыше всякого начала, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, властей. Тебе предстоят два честнейших серафима шестокрылых, двумя крыльями покрывая Лик, двумя же – ноги, и двумя летая, и освящая. С ними прими и наше священие, глаголющих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно небо и земля славой Твоей». Полно есть небо, полна есть и земля величественной Твоей славой, Господи сил. Наполни и эту жертву Твоей силой и Твоим причастием, ибо Тебе принесли эту живую жертву, приношение непорочное. Анафора из Барселонского папируса 20 Восседающий на колеснице, херувим и серафим пред ней, Которому предстоят тысячи тысяч и тьмы тем ангелов, архангелов, престолов и господств, воспевающих и славословящих, с которыми и мы воспевая, говоря: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно Твое небо славой Твоей»,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Собрания наши, Господи, благослови. Идолослужение совершенно искорени из мира. Сатану и всякое его действие и лукавую силу сокруши под ногами нашими. Врагов Церкви Твоей, Господи, и теперь смири. Обнажи их гордость, скоро покажи им их немощь, злобу их уничтожь, козни их и чарования и ухищрения, которые они делают против нас, сделай недействительными. Диакон: И о мире. Народ: И сих, и всех. Ослабь, оставь 164 . Архидиакон: Сидящие, встаньте. Иерей [произносит] молитву сию: Восстань, Господи, и да расточатся враги Твои, и да бегут прочь все ненавидящие имя Твое святое 165 . Народ же Твой верный и православный благослови тысячами тысяч и тьмами тем творящих волю Твою святую. Архидиакон: Смотрите на восток. Иерей возглашает: Ей, Господи, освободи узников, избавь находящихся в нуждах, напитай алчущих, напои жаждущих, утешь малодушных, обрати заблудших, просвети омраченных, восставь падших, утверди колеблющихся, уврачуй заболевших, всех приведи на путь спасения, присоедини их к святой Твоей пастве; нас же избавь от беззаконий наших, став нам во всем защитником и помощником. Иерей, наклонившись, читает молитву: Ибо Ты выше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем 166 . Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем 167 святых ангелов и архангелов воинства. Тебе предстоят два [рода] честнейших из Твоих живых существ 168 – многоокие херувимы и шестокрылые серафимы, которые, двумя крыльями закрывая лица и двумя – ноги и двумя летая, взывают друг к другу постоянным языком и неперестающими устами победную и трисвятую песнь, воспевая, поя, взывая, славословя великолепной Твоей славе, ясным гласом: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Полно небо и земля святой Твоей славой 169 ». Архидиакон: Вонмите возглашаемому 170 . Иерей возглашает: Всегда же всё Тебя святит, но и со всеми святящими Тебя прими, Владыко Господи, и наше священие, вместе с ними поющих и говорящих Тебе: Народ: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Иерей молится тайно: Полно есть воистину небо и земля святой славой Твоей через явление Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа 171 ; наполни, Боже, и сию жертву благословением, которое от Тебя, через наитие Святого Твоего Духа. Ибо Сам Господь и Спаситель и Царь всех нас Иисус Христос в ту ночь, в которую Он предал Себя за грехи наши и принял за всех смерть плотию, возлежа со святыми Своими учениками и апостолами, взяв хлеб во святые и пречистые и непорочные Свои

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Собственно говоря, в семитском языке понятие «Господь» очень близко к понятию «отец». Например, в арабской коранической традиции это имя встречается в следующем контексте: «аль хам ду лилахи рабипи» («хвала Богу Господу»). Слово «рабипи» в арабском языке – это тот, кто тебя воспитывает, защищает, поддерживает; все отцовские качества связаны с этим именем. Согласно правилам еврейской грамматики, если еврейское слово трудно понять, его проверяют чаще арамейским, наиболее близким по звучанию словом. Но иногда арабские слова из этой же семитской группы подсказывают, что действительно «Господь», «господин», господствующий над нами – это любящий отец, это любящий нас Бог. Дьявол клевещет на Бога, дьявол пытается представить Бога жестоким по отношению к людям. И в этом смысле «свидетели Иеговы» почему-то все время подыгрывают этой идеологии лукавого: имя, означающее меру Божественного милосердия, объявляется чуть ли не шаманским призывом со стороны небес в деле уничтожения всего человечества в огне Армагеддона. Такой подход можно назвать осквернением имени Всевышнего, потому что это имя всегда означало и всегда будет означать «любовь», «милосердие», «человеколюбие». Мы знаем, что когда Моисею Бог сказал: «Я буду провозглашать свое имя пред тобою» ( Исх. 33:19 ) – это был период, когда евреи впали в грех идолопоклонства, и Моисей мог ожидать, что будет страшное имя «Элогим», означающее меру Божественного суда. Но вдруг Бог возглашает другое Свое имя: «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий]милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» ( Исх. 34:6–7 ). Поистине тот знает имя Господа, кто святит это имя в своем сердце и тот, кто с полным библейским пониманием осознает, какую концепцию нам несет то или иное имя Бога. Есть пример из Нового Завета именно такого отношения к Божьим намекам.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/verouche...

Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем святых Ангелов и воинства Архангелов. Тебе предстоят два высшие Твои роды существ 909 , многоочитые Херувимы и шестикрылые Серафимы, которые двумя крыльями закрывают лица, и двумя – ноги, и двумя летают, и взывают друг к другу неумолкающими устами и непрестанными богословиями 910 , победную ж Трисвятую песнь поя, возглашая, славословя, взывая и говоря великолепной Твоей славе: Свят, свят, свят Господь Саваоф. Полны небо и земля святой славы Твоей. Гласно: Всегда всё святит 911 Тебя, но со всеми святящими Тебя прими, Владыка Господи, священие и от нас, вместе с ними поющих и говорящих. Народ Свят, свят, свят Господь. Священник знаменует Святые (Дары), говоря: Поистине исполнены небо и земля святой славы Твоей через явление Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; исполни, Боже, и эту жертву благословения Твоего, через наитие Всесвятого Твоего Духа. Ибо сам Господь и Бог и царь всех нас Иисус Христос в ту ночь, в которую Он предал Себя за грехи наши на 912 ужаснейшую за всех смерть плотию, возлежа с святыми... 913 в пречистые и непорочные Свои руки, воззрев на Своего Отца, а нашего Бога и Бога всех, благодарив, благословив, освятив, преломив, подал святым и блаженным Своим ученикам и апостолам, сказав (гласно): Примите, ядите. Диакон Усердно молитесь 914 . Священник гласно Сие есть тело Мое, за вас 915 ломимое и предаваемое в оставление грехов. Народ Аминь. Священник, молясь, говорит: Также и чашу после вечери взяв, и растворив в ней вино и воду, воззрев на небо к Тебе, Своему Отцу, а нашему Богу и Богу всех, благодарив, благословив, исполнив Духа Святого, подал святым и блаженным Своим ученикам и апостолам, сказав: (гласно): пейте из нее все. Диакон Еще усерднее молитесь. Священник гласно Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас 916 и за многих проливаемая и предаваемая в оставление грехов. Народ Аминь. Священник молится так: Сие творите в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы ядите хлеб этот и пьете чашу эту, смерть Мою возвещаете, и Мое воскресение и вознесение исповедуете, доколе Я прииду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Храм в Иерусалиме был многократно разрушен — знак, что это не есть обетованный храм. Где же истинный храм? Христос Сам говорит нам об этом, относя пророчество к Своему телу. «На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме Тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Ин 2:20–22;). Храм которого ждет Израиль, есть Тело Христово. Ветхозаветный храм есть только тень Его Тела (Кол 2:17; Евр 10:1; 8:5;) Иисус подразумевает Свое человеческое тело. Он знает что храм Его земного тела будет разрушен, но воскреснет и новым храмом, вечным храмом будет Его воскресшее преображенное тело. Это дом, который Бог Сам строит Своему Сыну, и который и Сын строит Отцу. В этом доме воистину живет Бог и вместе с Ним новое человечество, Община Христа. Он соответствует тому, что Откровение Иоанна Богослова говорит о новом Иерусалиме: что там нет храма, «ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (21:22;). Храм есть место благодатного присутствия и жилища Бога среди людей. Он — и место, в котором Богом принята община. И то и другое сбылось только в вочеловечившемся Иисусе Христе. Здесь истинно и воплощенно присутствие Бога. Здесь истинно и воплощенно человечество; ибо Он принял его в Свое собственное Тело. Таким образом, Тело Христово есть место принятия, примирения и мира между Богом и людьми. Бог находит в Теле Христовом людей, и человек оказывается, принят Богом в Теле Христовом. Тело Христово есть духовный храм (οκος πνευματικς) который выстроен из живых камней (1Петр. 2:5; и след.). Христос есть единственное основание и краеугольный камень этого храма (Еф 2:20; 1Kop 3:11;), Он и Сам есть Храм («οκοδομ», Еф 2:21;), в котором живет Святой Дух и исполняет и святит сердца верующих (1Kop 3:16; 6:19;). Храм Божий есть святая община во Христе. Тело Христово есть живой Храм Бога и нового человечества. Зримая община Тело Иисуса Христа занимает место на земле.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Это – таинственный, священный храм, блещущий небесной красотой. В нем обитает Дух Святой. Днем и ночью, беспрестанно и немолчно ходатайствует Он за нас пред Богом воздыханиями неизреченными. Мы даже не знаем, о чем молиться, как должно ( Рим.8:26 ). А Утешитель молится за нас, подкрепляя нас в немощах наших, и, хотя мы не подозреваем о том, вопиет за нас к Богу: «Авва!», то есть «Отче, Отец!» ( Рим.8:15 ; Гал.4:6 ). Мы – это храм Божий, и Дух живет в нас. Разве не знаете? ( 1 Кор.3:16 ). Мы ходим по земле, но наше подлинное существо – на небе: ведь небо там, где Дух. Не говорил ли Господь: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 )? Можно ли после этого думать, чтобы кто растлил храм Божий? «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы», – говорит апостол Павел ( 1 Кор.3:17 ). Возвеличен человек! Немногим умален пред Ангелами: славою и честью увенчан ( Пс.8:6 )! Получил силу пользоваться даже разумением ангельским, потому что мера человеческая такова же, какова мера и Ангела ( Откр.21:17 ). Свят человек в тайниках души своей; освящен, потому что Господь святит его, непобораемый наружной скверной. Храмоносцы, слыхали ли вы, как находят драгоценнейший из драгоценных камней – алмаз? – Покрытым грубой корой – черным, непомерно-твердым налетом. С виду такой алмаз не разнится от простой гальки. Только мастер дела угадает, что это – алмаз. Но в продолжение многих месяцев и даже годов гранильщик снимает с камня верхнюю кору, шлифует его, и тогда выступает внутреннее, как росинка, прозрачное ядро, загорается и играет на солнце всеми лучами радуги. Так вот, – и человек. Снаружи – грязный, но внутри такой прекрасный, что Бог, создав человека, почил от дел своих; а когда человек пал, то, в великой любви к своему творению. Бог Сына Своего Единородного не пощадил, отдал Его даже на муки и на смерть, чтобы спасти тварь. О, братья, если бы вы подумали, как прекрасны все вы! Не Духу ли Святому, живущему в вас, кадит священник, когда обращается к вам с кадилом? Не престол ли внутреннего храма окутывает фимиамом? И человек – не та же ли икона Божия? Ведь как в иконе за красками и доскою таится благодатная сила Божия, так за телом человека и его грешной душой живет во внутреннем храме, в совести, многоочи той Дух Святой.

http://azbyka.ru/propovedi/radost-naveki...

Этот план спасения людей или домостроительства Божия был неоднократно высказан Самим Искупителем-Христом в Его обетованиях о ниспослании в мир Утешителя, Святого Духа. Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век ( Ин.14:16 ). Лучше для вас, чтоб Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин.16:7 ). С пришествием Утешителя открылось на земле царство благодати, Церковь . Царем этого царства и начальником спасения людей становится Дух Святый. По вознесении «оканчиваются телесные деяния Христовы – и начинаются дела Духа», говорит св. Григорий Богослов 1 . Это делание Духа состоит в постоянном освящении людей. Оно направлено к тому, чтобы людей, рожденных от плоти, соделать святыми и совершенными и Божественными а для того постоянно облекать их силою свыше, подавать им многообразные духовные дары. Делание Духа есть делание созидательное. Он – Созидатель жизни в том, что лишено жизни или утратило ее. Он не только зачинает в душах людей духовную жизнь, но и всегда ее обновляет и поддерживает. Где горение духа, где теплота веры, где пламя Божественной любви, где искра надежды – там действует Дух Святой. «Как от огня неотделимо, что он греет, и от света, что он светит; так неотделимо и от Духа, что Он святит, животворит, что Он – благость правота» 2 . Неисчислимы благодатные дары Святого Духа, изобильно изливаемые им в Церкви. Как Царь Своего благодатного царства, Он является источником церковного законодательства. Преподавая первые церковные законы, Апостолы объявляют их от Лица Святого Духа: изволися Духу Святому и нам ( Деян.15:28 ). Члены Церкви, граждане Царства Божия на земле, являются прежде всего чадами или рождениями Духа Святого, ибо кто не родится свыше Духом, не может видети или внити во Царствие Божие ( Ин.3:3:5 ). Человека, рожденного от плоти, Святой Дух, вводя в Церковь , воссоздает, делает новой тварью, новым рождением. А так как рожденное от Духа дух есть, то дальнейшие дары Святого Духа, подаваемые новорожденному члену Церкви, все направлены к тому, чтобы соделать его духом, освятить его, очистить, приблизить к Божеству. Таковы дары Святого Духа, подаваемые нам в таинствах Церкви. Этими, дарами плотское, тленное наше естество возводится к Божескому достоинству и возвышается во образ воспринятого Богочеловеком и вознесенного и одесную Бога восседающего человеческого естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

725 Новг. II лет. под 6971 г. стр. 141. Древности архим. Макар. ч. 1 стр. 105. Воспоминание ошибочно относит построение Сергиева храма к возвращению святит. Ионы из первой поездки в Москву. 727 Новг. II лет. под 6975 г. стр. 141; Новг. IV лет. 127. Прол. под 5 ч. ноября. Симеоновский мор подробно описан в житии свят. Ионы стр. 38–41. 728 Истор. Кар. т. V стр. 210; Грам. изд. в истор. иер. ч. 2 стр. 380–389. Точнее в описании Соловецк. мон. стр. 48–51. 729 О составлении служб и житий Новгорд. угодникам Божиим Прол. под 5 нояб. Воспоминание стр. 31. Толстого 2. 364, III, 59; Царского 103, 132, 133, 326, 379. Муз. Румянц. 592–595, 597, 704. Службы Предтече и преп. Онуфрию писаны, без сомнения, ко времени освящения храмов Предтече и Онуфрию в Отней пустыне, совершившемуся в 1462 г. До нас дошли минеи служебные на апрель, май, июль, октябрь, февраль, писанные по благословению архиеп. Ионы. Изд. акад. VI, 296, 297. См. Русск. свят. Филар. архиеп. Черниг. за м. ноябрь примеч. 33, 34, 35 и 36. 732 Жит. Русск. свят. Мур. за м. ноябрь стр. 23; сн. Русс. свят. Филар. Архиеп. Черниг. за тот же месяц прим. 23. 733 Новг. III лет. стр. 241. «Пред взятием В. Новгорода от в. князя Ивана Васильевича всея России, сказано в летописи, како хоте первое пленити, начаша знамения быти в В. Новеграде. Сия же знамения быша не на добро граду, якоже слышахом от тамо сущих житель». Далее описываются самые вышесказанные знамения; но год их не показан. 734 По описанию чудес, это чудо было первое и совершилось около 1540 г.; а в житии угодника Божия оно показано под 1655 г. 735 Описание чудес святит. Ионы в житии его стр. 58–86. Святит. Иона называется св. чудотворцем в грамоте 1563 г. (Истор. акт, 1:320). Служба св. Ионе – у Царского 564, у Румянцева 397. В минее на ноябрь м. 1645 г. Макар. древности 1, 297; письмен. устав. Соф. соб. под 5 ноября. 736 Рукоп. спис. Новгород. святителей 1 и 2 в моей библиотеке. Автор. При описании жизни святит. Феофила, мы, естественно, должны были коснуться подробностей истории покорения Новгорода, ибо, во-первых, жизнь святителя весьма тесно связана была с этим важным событием, а во-вторых, и потому, что летописцы, описывая события Новгорода в период святительства Феофила, ни о каких других деяниях его не говорят с такой подробностью, с какой повествуют о постоянном ходатайстве за Новгород при нашествиях на оный, и о его деятельном участии в ведении переговоров с в. князем. Нет сомнения, что добродетельный архипастырь немало трудился на пользу своей беспокойной паствы, но его пастырские труды обойдены молчанием по причине, вероятно, тогдашнего крайне смутного времени. Автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Иакова об исповеди и врачевстве болезней телесных. Такое же воззрение на покаяние может находить своё выражение и осуществление не иначе, как чрез наставление духовником кающегося, – наставление, относящееся к разъяснению важности исповедуемых им грехов и средств устранения от оных (см. Таин. испов., А.Алмазова , 1 т., 25 стр.). Вот почему и в самый чин исповеди внесены, как неотъемлемая его составная часть, нарочито составленные «поучения» или «увещания» для кающегося. Но все эти, находящиеся в чине, наставления – общего характера, да и не могли быть иными, в виду разнообразия личных особенностей кающихся. Кроме этих наставлений, духовник должен, применяясь к указанным особенностям исповедника, и своими особыми наставлениями, соответственно «намерению и цели» покаяния, стараться пробудить и укрепить в кающемся сознание необходимости нравственного исправления и преуспеяния в подвигах христианских добродетелей (сн. 1058–1059 стр. печатного оригинала). «Последование о исповедании», давая вышеуказанные поучения и увещания, иногда прямо предписывает «увещать» кающегося, не давая для этого увещания готового образца и тем самым обязывая духовника наставлять кающегося своим «словом разума» (см. ниже, табл., а также Дух. Регл., Прибавл. о прав. причта, 7 §; Кн. о должн. пресв. прих., 102–103 §; Поуч. святит.). «Но чтоб других научить, нужно в первых (т.е., прежде всего) самому разуметь» и при этом особенно необходимо «самим во первых оное исполнять», т.е., исполнять то, «чему научаем других» (Поуч. Святит.); а всё это требует от духовника соответствующих знаний человеческой природы, человеческого сердца, духовной опытности, богословских познаний, нравственных качеств. Имея это в виду, Платон. Архиеп. Костромской, в своём «Напоминании священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния» посвящает целый трактат о тех особенных умственных и нравственных качествах, которые требуются в священнике для плодотворного совершения таинства покаяния и проистекают из его обязанностей быть при сем судиею, врачом и учителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Из жизни казанских миссионерских курсов . „Казанский Телеграф“ сообщает сколько отрадный, столько же и редкий в жизни современной православной миссии факт крупной жертвы на нужды миссионерского дела. Во исполнение духовного завещания умершей 25 апреля с. г. Марии Феодоровны Ушаковой, её душеприказчиком Л.В. Голубевым передана совету попечительства святит. Варсонофия квитанция каз. отд. госуд. банка на вечный вклад в 6650 руб., завещанный покойной на помощь беднейшим слушателям курсов. Благодаря этому крупному пожертвованию, попечительство теперь будет в состоянии удовлетворить хотя самые неотложные нужды учащихся на курсах. Что касается учившихся, получающих миссионерские назначения, иногда чрезвычайно скромно вознаграждающие их труд, то помощь им со стороны попечительства и теперь может быть чрезвычайно незначительна, – она по-прежнему может состоять лишь в высылке, когда и куда нужно, богослужебных и других книг, церковного облачения и т. п. Но во всяком случае, благодаря сочувствию общества к курсам, совет попечительства святит. Варсонофия в настоящее время располагает уже за два года существования капиталом в сумме свыше десяти тысяч. Разумеется, помимо филантропии, от этого может выиграть и чисто миссионерское дело, которому в лице слушателей курсов (настоящих и бывших) служит попечительство; число же желающих поступить на курсы из года в год быстро увеличивается, равно как увеличивается и число окончивших курс священников (до 80 проц. из поступающих на эти двухгодичные курсы становятся в первый же год по выходе с курсов священнослужителями). Впрочем, нужно заметить, что в настоящее время остаётся непреодолимым препятствием к расширению деятельности курсов отсутствие приспособленного для них помещения, потому что общежитие курсов в настоящее время не имеет возможности вместить более 25 человек, число же слушателей курсов доходит до шестидесяти, из которых большинство ютятся или в неудобных частных квартирах, или в не менее неудобных монастырских кельях, что крайне мешает занятиям (они помещаются в Спасском монастыре).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010