Постановлением администрации г. Перми 2039 от 15 ноября 1994 г. здание храма возвращено приходу. Здание церкви представляло из себя развалины. Остались только стены. 3 декабря 1994 г., в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, открывается новая страница в многострадальной истории Свято-Троицкой церкви. В расчищенном от мусора побеленном Успенском приделе воздвигнут временный иконостас, начинаются службы. 3 февраля 1995 г.Свято-Троице-Стефанов мужской монастырь официально зарегистрирован. В храме монастыря имеется четыре престола: Главный в честь Святой Троицы. Правый придел в честь Сретения Господня. Левый придел в честь Успения Божией Матери. Нижний пещерный храм в честь свт. Стефана Великопермского. Реставрация осуществлялась по проекту архитектора А. Мятелева, а иконостас храма спроектировал священник - отец Валерий (Жехов). В первую очередь были достроены стены, возведена колокольня (47 м). На колокольне установили 11 колоколов. 4 декабря 1999 г. заблестел центральный купол монастырского храма, над ним водрузили крест. Был также установлен и главный колокол звонницы весом 1300 кг – крупнейший в Перми. Внутри монастыря возвели новый иконостас. http://permstefan.ru/index.php?get=history 5 января 1996 г. в честь пермских святителей Герасима, Питирима и Ионы, преемников свт. Стефана Великопермского были пострижены в монашество первые насельники монастыря. Вскоре был принят Устав. Вместе с реконструкцией Свято-Троицкого храма создаются монастырские скиты на базе открывающихся или строящихся церквей. В них по возможности почти сразу же, параллельно восстановлению начинается богослужение. В 1995 г. возводится новый храм Божией Матери «Скоропослушницы» в п.Верхняя Курья. На Северном кладбище – одном из крупнейших в Европе – освящается место под храм-часовню «Всех святых в земле Российской просиявших», который надлежит построить в будущем, чтобы наконец здесь начала совершаться молитва об усопших. В 1996 г. образуются скиты в д.Воробьи – Крестовоздвиженский и в с.Красная Слудка – Вознесенский, а в центре Перми организуется подворье в только что возвращенной Церкви часовне свт. Стефана Великопермского. В 1997 г. в воинской части поселка Звездный освящен храм, который поручено окормлять монастырю. Открывается скит в д.Успенка, где подвизался преп. Трифон Вятский. В 1999 г. прибавляется еще два скита – в д. Висим строится небольшая церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление», и на севере, в с.Искор восстанавливается храм Рождества Христова. 4 декабря 1999 г. заблестел центральный купол монастырского храма, над ним водрузили крест. Был также установлен и главный колокол звонницы весом 1300 кг – крупнейший в Перми. Еще ранее, 9 мая 1999 г., к престольному празднику, устроен нижний храм святителя Стефана Великопермского.

http://sobory.ru/article/?object=08864

Еще при царе Иоанне Васильевиче (Грозном) была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, «а строение было государево». Однако она долгое время оставалась не оконченною. Патриарх Иоаким повелел разобрать эту постройку и на том же месте построить каменную церковь в честь Вознесения Господня да по правую сторону против паперти придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, а по левую по имя Святителя Николая с теплою трапезою. Постройка церкви началась, как свидетельствует запись в синодик, 4 мая 1676 года. А в 1682 году по грамоте того же патриарха был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви. В соборной церкви Вознесения Господня при игумене Иоанникие (1816-1832 гг) был устроен новый иконостас. В 1833 году игумен Геннадий докладывал митрополиту Филарету о том, что в соборной церкви вместо ветхого устроен новый вызолоченный иконостас, а святые иконы в нем возобновлены, и что престол пришел в ветхость и требует нового устройства. Митрополит 21 апреля приказал старый иконостас из описи исключить и если что в нем есть годное, то разрешил отдать в бедную церковь, где понадобится. Святой антиминс велено с престола снять и внести в другую церковь, престол снять с прилежным осмотром, не окажется ли в нем св. мощей и древних антиминсов, каковые, буде окажутся, надлежит представить ему в Москве; дерево ветхого престола сжечь в церковной печи и пепел всыпать под церковь в непопираемое место или в текущую реку, вместо ветхого устроить новый престол в правильную меру и когда готов будет к освящению, рапортовать с приложением чертежа положения престола и алтаря. В 1885 году церковь расписана стенным живописным письмом с исправлением и перезолотою двух клиросов, откосы сделаны из накладного мрамора, а подоконники – из итальянского. В 1886 году сделан новый мозаический цветной пол с амвоном и одною ступенью итальянского мрамора. В 1891 году поставлены новые каркасы, и все пять глав вновь перекрыты, кресты и главы вновь вызолочены червонным трехчетвертным золотом на мардане по особому способу. На средней шейке с четырех сторон написаны на цинке на золотом поле четыре картины. Тогда же церковь росписана масляными красками.

http://sobory.ru/article/?object=14015

Протокол 4 заседания Президиума Облисполкома Ивановской Промышленной области, состоявшегося 13 августа 1929 года. § 53. СЛУШАЛИ: Ходатайство Владимирского Окрисполкома о расторжении договора с группой верующих в с. Ставрове в части пользования помещением для церковного сторожа. (тов. Анисимов). ПОСТАНОВИЛИ: 1) По договору группе верующих для размещения церковных сторожей передана часть дома, приспособленного и используемого на В 1628 г. село Ставрово в приходных и окладных книгах патриаршего казенного указа значится дворцовым имением царицы инокини Параскевы Михайловны, а с 1632 г. в указанных книгах оно значится вотчиной Московского Вознесенского монастыря. Пожаловано сему монастырю Ставрово, как видно из писцовых книг 1650 г., царем Михаилом Федоровичем в вечное поминовение по умершей владелице села царицы Пелагеи, «во иноцех Параскеве». Вотчиной Московского Вознесенского монастыря Ставрово оставалось до 1764 г., а в этом году перешло в ведомство государственных имуществ. Церковь села Ставрова в упомянутых книгах патриаршего казенного приказа записана под 1628 г. как «церковь великого чудотворца Николы в селе Ставрове в вотчине государыни царицы иноки Парасковьи Михайловны…» Одновременно с Николаевской церковью в Ставрове существовала и другая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, с приделом пр. Илии. В писцовых книгах 1650 г. о них сказано: «обе церкви деревянные, а в церквах образы, свечи, ризы, книги, и всякое строение мирское, на церковной земле, в селе поп Иван Демидов, да Семен Иванов, да дьякон Илюшка Федоров, да дьячок Васька Федоров, да просфирница Марьица дочь Пахомова, двор монастырский, двор приказчиков, двор земского дьячка, 28 дворов крестьянских, да 15 бобыльских». В начале XVIII ст. Николаевская церковь сгорела, и, по указу патриаршего казенного приказа, построена была новая, также деревянная, и освящена в 1718 г. в честь того же святителя. Вновь построенная Николаевская церковь существовала до 1813 г., а в этом году снова сгорела, и на место ее усердием прихожан построена была каменная церковь в честь Живоначальной св. Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=02700

В 1707 г. монастырю была подарена икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», изготовленная мастером-иконописцем Михаилом Свинолуповым. Интересна судьба другой иконы Пресвятой Богородицы – Одигитрии. Это был резной образ на доске, переданный по прошению матушки Евдокии с сестрами митрополитом Епифанием из деревянной церкви слободы Ездоцкой. Подданные князя Алексея Петровича Голицына атаман Данила Пелепенко и его товарищи написали челобитную о возвращении иконы на прежнее место, но старооскольские обыватели доказали несостоятельность их просьбы. Предположительно икона, написанная в середине XVII столетия, сохранялась в Успенской церкви до первой четверти XX столетия. В 1725 году, в связи с переводом служителей Троицкого монастыря в Валуйский, монахини обосновались в Тюляфтиной Поляне, но только до 1728 года. По данным 1741 года, Успенский девичий монастырь находился на прежнем месте, «на площади возле торгу». Он имел по-прежнему две деревянные церкви, в которых служили священник, дьякон, пономарь, церковный служка. В кельях проживали игуменья, просвирница, три звонарки, шесть псаломщиц, две свечницы, 17 рядовых монахинь. Далее сообщалось, что «ничего у них нет, и питаются от подаяния и трудов своих» (Русские монастыри. Юг России. Из серии «Монастыри мира». 2006). Последние обнаруженные сведения относятся к 1766 году. Из описи, составленной казначеем Духовной Консистории майором Мухиным, известно, что «за деревянной церковью в честь Преображения Господня числились следующие предметы: серебряный с позолотою сосуд и серебряная лжица, 3 Евангелия (2 из них с серебряными накладками), серебряный с позолотою крест, серебряное кадило, перед образом Богоматери серебряная лампада, 3 воздуха, 4 иконы, 4 железных и 2 медных подсвечника и другие предметы». Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в это время уже была кирпичной. Выстроена она около 1765 года. Далее пишет казначей Мухин: «При строительстве Успенской церкви кирпич использовался тяжеловесный и между стен укладывался бутовый камень, который заливался известковым раствором. Из имущества в Успенской церкви находились: резной вызолоченный сосуд с серебряной лжицей, 5 местных икон, большое медное паникадило, 3 ризы и 3 подризника, 3 епитрахили, 2 пояса, 3 стихира, 2 ораря, 4 пары поручей, 20 печатных книг и некоторые другие вещи».

http://sobory.ru/article/?object=60293

Церковь постройки 1804 г. является основой современного здания, последующие этапы созидания храма связаны с ее расширением и частичными перестройками. В 1848 г. был значительно расширен притвор, при этом престол св. Николая был перемещен в центре, под входной аркой в холодную церковь, был создан новый иконостас, к колокольне пристроена паперть с выходами на две стороны. В 1851-53 гг. церковь была обнесена каменной оградой с четырьмя башенками. В 1856 г. вдоль западной стены холодной части храма были построены обширные хоры, сделан новый большой иконостас, стены украшены росписями, престол в честь св. Александра Свирского был переосвящен в честь св. Параскевы Пятницы. В 1859 г. был надстроен еще один ярус колокольни, которую увенчал высокий винтообразный шпиль. В 1872 г. в результате значительной перестройки обеих частей храма его площадь увеличилась почти вдвое, и он принял свой современный облик. В 1877-78 гг. в теплой церкви был устроен новый иконостас и расширен алтарь; освящение было совершено в 1879 г. протоиереем новоторжского Спасо-Преображенского собора Платоном Серафимовичем Бравчинским. В 1887 г. в холодной церкви были устроены новые полы, престол св. Параскевы из-за тесноты был упразднен. В 1888 г. в южной стороне теплой церкви был устроен престол в честь св. вмч. Пантелеимона и свв. вмцц. Варвары и Параскевы. В 1889 г. в южной пристройке холодной церкви был устроен новый иконостас работы московского художника Астафьева, а в следующем году аналогичный иконостас был сооружен в северной пристройке. В 1891 г. было расширено церковное кладбище и отремонтирована церковная ограда с башенками. Все работы по благоустройству храма с 1848 г. проходили благодаря попечительству местного дворянина Евгения Сергеевича Карамышева, а после его смерти в 1877 г. – его жены Елизаветы Васильевны, до 1900-х годов выделявшей средства на содержание причта и профессионального хора. Оба супруга погребены в каменных склепах в южной пристройке холодной церкви. Таким образом, к 1901 г. в храме было 4 престола: два в холодной – в честь Преображения господня (средний), в честь Успения Пресвятой Богородицы (южный) и два в теплой – свт. Николая (средний) и в честь свв. вмч. Пантелеимона, вмцц. Варвары и Параскевы (южный).

http://sobory.ru/article/?object=02449

По материалам: Н.А. Зонтиков " Храмы Костромского района " и каталога " Памятники архитектуры Костромской области " , 2 выпуск, стр.35-36. Успенская церковь с. Качалова каменная, с такою же колокольней, построена в 1785 г. тщанием прихожан. При церкви каменная ограда, крытая тесом, в ограде приходское кладбище, без особой церкви. Престолов три: в холодной - в честь Успения Божией Матери, в теплой: правый в честь Преображения Господня и левый в честь св. и чудотворца Николая. Общий капитал церковный 5563 руб. Капитал со специальным назначением – на поддержание гробниц жертвователей г. Коптевых 4700 руб. Причт: священник, диакон и псаломщик, казенного жалования священник получает 108 руб., псаломщик 36 руб., а диакон не получает. Общий причтовый капитал 7107 руб. Священник живет в церковном доме, а диакон и псаломщик живут в квартирах и квартирных денег не получают. Земли усадебной 2 десятины 1200 кв. сажень, пахотной 25 десятин, сенокосной 2 десятины 1200 кв. сажень, а всего 30 десятин. План на церковную землю есть, а межевой книги нет. Прихожан муж. пола 1002, жен. пола 1088. Приход по характеру занятий сельскохозяйственный, за исключением небольшого количества живущих на фабриках. Приходских селений 11, самое дальнее в 4 верстах. Школ в приходе 2: одна земская в с. Качалове, а другая министерская двухклассная в сельце Чернопенье, в 3 верстах от церкви. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г . Наружное убранство храма и трапезной довольно развитое, хотя и носит плоскостной характер. Фасады четверика в три оси проемов имеют симметричную композицию с рустованным средним ризалитом, который завершается лучковым изгибом венчающего карниза. Проемы ризалита (вход и окно над ним) выделяются арочной формой, в то время как окна боковых осей — прямоугольные. Все проемы оформлены рамочными наличниками с ушами и увенчаны лучковыми сандриками. Углы четверика акцентированы рустованными и раскрепованными пилястрами. Верхняя часть стен, отделенная многообломным венчающим карнизом, решена в виде аттика, обработанного филенками. Стены трапезной прорезаны окнами с лучковыми перемычками, обрамленными наличниками с ушами, над ними расположены сандрики-бровки. Фасады колокольни трактованы значительно сдержаннее. В первом ярусе и нижней части почти глухого восьмигранного столпа основными элементами декора служат угловые пилястры. Над арочными проемами звона в основании шатра проходит фриз щипцов. Грани шатра прорезаны тремя рядами слухов различной формы.

http://sobory.ru/article/?object=11601

Храм был освящен 25 сентября 1810 года, главный престол в честь Воскресения Христова, правый - в честь Успения Богородицы, левый - в честь Петра Афонского (небесного покровителя Петра Мещерского). После освящения храма, в том же году, была составлена опись всего церковного имущества. Храм каменный, холодный, неотапливаемый. Главы храма покрыты чешуей и выкрашены зеленой краской. Крыша покрыта тесом и выкрашена красной краской. Стены снаружи и внутри оштукатурены. Вокруг храма имеется деревянная решетчатая ограда. В алтарях имеются настенные росписи. Иконостас, главный – 4-х ярусный, два других – 2-х ярусные, гладкие, с колоннами и капителями, с позлащенною резью. В списках описи много разных икон, так же имеются облачения, книги и прочая церковная утварь. В храме с западной стороны располагается трапезная. Кроме того, имелась еще церковная утварь в деревянном (теплом) храме для совершения богослужений в зимний период. Летом переходили обратно в каменный (холодный) храм. Колокольня оштукатурена, купол выкрашен зеленой краской. На звоннице располагались 5 колоколов. Самый большой из них 27 пудов 33 фунта (445 кг), другой - 8 пудов 13 фунтов (135 кг) и три малых, оставшихся от старой церкви. При церкви имеются пашенные и сенокосные земли, всего 36 десятин (70 га). На 1810 год в приход входит 115 дворов, мужчин – 463, женщин – 571, всего 1034. В 1822 году рядом с новым храмом еще стоит ветхая деревянная церковь. В этом же году строится каменная ограда вокруг храма и кладбища. В 1829 году в ведомостях епархии упоминается только каменный храм, деревянную церковь, видимо, уже разобрали и на ее месте поставили небольшую кирпичную часовенку. В 1850 году храм преобразился, была произведена настенная роспись главного придела летнего храма. В епархиальных ведомостях имеется запись, датированная 1851 годом: «во именование Обновления Храма Воскресения Христова, приделов пять – в холодной: Обновления Храма Воскресения Христова, Успения Божией Матери и Преподобного Петра Афонского. В теплой полуциркульной трапезе – по правую сторону Федоровской Божией Матери и по левую сторону – Святителя и Чудотворца Николая». В каком точно году были устроены эти приделы, неизвестно. Можно предположить, что сразу после того, как разобрали деревянный (зимний) храм. В новом храме были сооружены перегородки, отделявшие от летней части, в стенах устроены печи. Тем самым, весь храм был поделен на две части: летнюю (холодную) и зимнюю (теплую) церковь.

http://sobory.ru/article/?object=02686

Известность, к-рую принес архитектору проект Воскресенского собора, способствовала получению П. заказов на строительство церквей в провинции. Их атрибуция затруднена утратой архива архитектора ( Толмачева. 2017), многие постройки не сохранились. В 1883 г. П. доработал проект часовни во имя блгв. кн. Александра Невского в Тобольске в память имп. Александра II - небольшой, но монументальной, в т. ч. благодаря угловым «контрфорсам», кубической постройки, завершенной шатром с главкой (1887). Лаконична по композиции и декору, в формах XVII в. (оконные наличники, ширинки и др.), приходская ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Новопокровском близ имения Н. И. Бобрикова в Новгородской губ. (ныне дер. Козловка Окуловского р-на Новгородской обл.). Она представляет собой одноглавый кубический храм с 3-ярусной квадратной в плане богаче декорированной колокольней, соединенные между собой миниатюрным переходом (1889). Предполагается, что по проекту П. в стилистике эклектики сооружена также расположенная по соседству с Покровской Троицкая ц. на погосте Язвищи (1891). По заказу А. Г. Барышникова П. спроектировал храм в Опочке Псковской губ. (проект 1890; постройка 1891-1894; церковь уничтожена в 1934) в честь Успения Пресв. Богородицы с приделами во имя прп. Сергия Радонежского и свт. митр. Алексия (Церковь во имя Успения Пресв. Богородицы в г. Опочке, Псковской губ.//Зодчий. 1901. Вып. 2. Прил. 6). Это была центрическая 4-столпная 3-апсидная постройка с крупным центральным луковичным куполом и малыми главками на шатрах над пониженными угловыми компартиментами. Фасады завершал массивный кокошник подобно храму Спаса на Крови. Кирпичный декор был решен в формах узорочья XVII в., включая изразцы. Храм имел роскошное убранство, иконы для иконостаса были написаны В. И. Отмаром. В с. Ядревичи Смоленской губ. (ныне дер. Смогири Кардымовского р-на Смоленской обл.) согласно завещанию Ф. С. Ракеева по проекту П. была построена 2-этажная одноглавая бесстолпная Николо-Георгиевская ц. (проект 1887?; постройка 1892-1894; СПАМИР: Смоленская обл. М., 2001. С. 462-463). Соборная 3-престольная церковь во имя святых Космы и Дамиана в г. Сычёвке Смоленской губ. (проект 1901; постройка 1902-1911; разрушена в 1943) возведена по заказу купцов Н. К. и И. К. Синягиных. Ее столпообразный силуэт перекликался по форме с 2-ярусной шатровой колокольней над притвором. Шлемовидный купол с ярусом кокошников в основании покоился на 2 др. ярусах кокошников, причем все завершение было преувеличено по масштабу.

http://pravenc.ru/text/2579045.html

1 июля 1824 г. по решению Синода подворье было обращено во 2-классный мон-рь. 17 авг. архим. Феофил (Фиников) назначен его настоятелем, получил те же права в священнослужении, к-рыми пользовались архимандриты ставропигиальных монастырей: служить «на коврах с трикириями и дикириями, а на Великом входе принимать потир и дискос». В О. У. м. предполагалось проживание архимандрита, казначея, 6 иеромонахов, 4 иеродиаконов, 2 пономарей, просфорника, ключника (хлебодара), чашника, а также 16 служителей; на содержание мон-ря определено 2585 р. 21 к. ежегодно. Одновременно Синод выделил «на украшение церкви иконостасом и прочими утварьми, а также на построение колокольни и другаго флигеля для монашествующих» 15 тыс. р. (Там же. С. 433). Вид на св. ворота Успенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Вид на св. ворота Успенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. В 1825 г. О. У. м. возглавил архим. Палладий, при к-ром был освящен одноглавый Успенский собор с колокольней. К зап. входу была пристроена паперть, фронтон к-рой поддерживали 4 колонны. В притворе, над зап. дверями, располагались хоры, в средней части храма, у столбов,- 2 клироса для правого и левого хора. Собор украшал деревянный 2-ярусный голубой иконостас. Особо почиталась икона Успения Пресв. Богородицы (список древнего Киево-Печерского образа), вставленная «в чеканное сребропозлащенное сияние с изображением наверху Бога Отца, а по сторонам - двух ангелов. С задней стороны икона прикрыта серебряной доской, где вырезана греческая и русская надпись, удостоверяющая, что икона освящена в Иерусалиме» (Там же). Также в О. У. м. на средства купеческой четы Владимира и Дарьи Харламовых (100 тыс. р.) был построен храм с колокольней. В мае 1834 г. настоятелем стал архим. Порфирий (Успенский), при к-ром 7 июня 1834 г. архиеп. Кишинёвский Димитрий освятил главный престол церкви с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и приделы во имя св. кн. Владимира и мц. Дарии. Благотворитель Харламов по завещанию был погребен под алтарем этого храма.

http://pravenc.ru/text/2578187.html

242-243 243-246 КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви 246-251 251-252 252-253 КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви 253-255 255-257 257-259 259-287 287-288 288-292 292-294 КВИРИКАШВИЛИ Лиана Сергеевна (род. 26.12.1939), доктор филологических наук, автор публикаций по визант. и груз. гимнографии 294-297 297-298 298-299 КВИРИНИЙ (ок. 46 г. до Р. Х.- 21 (?) г. по Р. Х.), рим. гос. деятель и полководец, консул 12 г. до Р. Х. 299-302 КВОДВУЛЬТДЕУС [Кводвультдей, букв.- что желает Бог] (ок. 380 или 390 - ок. 453/4), св. (пам. зап. 26 окт.), еп. Карфагенский (437-453/4), проповедник и богослов, сподвижник блж. Августина 302-307 307-309 309-311 КЕДРОВ Константин Васильевич (1827-1903), педагог, директор С.-Петербургского историко-филологического ин-та 311-312 312-313 313-317 318-320 320-322 322-323 323-324 324-327 327-328 КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог 329-337 КЕКРАГАРИИ в греч. церковнопевч. практике название 2 первых стихов из группы псалмов «Господи, воззвах» 336-337 337-339 КЕЛАИДИС Парфений (1830-1905), греческий клирик, участник национально-освободительного движения на Крите 339-340 340-342 342-343 КЕЛЕЙНИК в монашеской традиции монах или послушник, по благословению игумена или архиерея прислуживающий одному из насельников монастыря 343-344 344-345 345-347 347-348 КЕЛЕСТИН (Летантий), мч. Сциллийский (пам. зап. и визант. 17 июля) - см. в ст. Сциллийские мученики 348-352 КЕЛИ ДЕ общее название ирл. церковных деятелей VIII-IX вв., стремившихся к укреплению церковной дисциплины и общежительного монашества 352-359 КЕЛЛАХ [Цельс] (1080-1129), св. католич. Церкви (пам. 1 апр.), архиеп. Ард-Махи (ныне Арма, Сев. Ирландия) 359-363 363-366 КЕЛСИЙ мч. (пам. 14 окт.) - см. в ст. Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий, мученики Медиоланские

http://pravenc.ru/vol/xxxii.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010