В студийских Типиконах афоно-италийской редакции, как и на другие праздники, кафизмы заменялись особыми антифонами (что со временем повлияет на формирование праздничных избранных псалмов). Так, в афонском Типиконе преподобного Георгия Мтацминдели (Святогорца) XI века на утрене вместо обычной кафизмы поются антифоны из псалмов «Хвалите имя Господне...» (Пс. 135), «Помяни, Господи, Давида...» (Пс. 131) и «Хвалите Господа с небес...» (Пс. 148). Тропарь праздника, согласно этому Типипкону, — «Блажим Тя вси роди» (ныне это ипакои праздника; песнопение содержится и в некоторых списках Типикона Великой церкви). Чин Погребения Пресвятой Богородицы В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы. Чин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17-й кафизме (такие припевы в XIV-XVI веках исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX веку в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизмененными. В Гефсимании (священном месте, где произошло событие Успения) чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого. Описание празднеств приводятся по статьям А. А. Дмитриевского «Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери» и «О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле»//ЖМП, На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения перед плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня — вплоть до 12 августа. 12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поется: «Сионяне, свещы возжгите»). Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.

http://patriarchia.ru/db/text/37539.html

В студийских Типиконах афоно-италийской редакции, как и на другие праздники, кафизмы заменялись особыми антифонами (что со временем повлияет на формирование праздничных избранных псалмов). Так, в афонском Типиконе преподобного Георгия Мтацминдели (Святогорца) XI века на утрене вместо обычной кафизмы поются антифоны из псалмов «Хвалите имя Господне…» (Пс. 135), «Помяни, Господи, Давида…» (Пс. 131) и «Хвалите Господа с небес…» (Пс. 148). Тропарь праздника, согласно этому Типипкону, — «Блажим Тя вси роди» (ныне это ипакои праздника; песнопение содержится и в некоторых списках Типикона Великой церкви). Чин Погребения Пресвятой Богородицы В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы. Чин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17-й кафизме (такие припевы в XIV-XVI веках исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX веку в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизмененными. В Гефсимании (священном месте, где произошло событие Успения) чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого. Описание празднеств приводятся по статьям А. А. Дмитриевского «Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери» и «О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле»//ЖМП, 1979, На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения перед плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня — вплоть до 12 августа. 12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поется: «Сионяне, свещы возжгите»). Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.

http://pravmir.ru/istoriya-chinoposledov...

Церковь Успения Пресвятой Богородицы сооружена в селе Яромаска Сарапульского уезда в 1834 году. В 1941 году была закрыта и постепенно пришла в разрушенное состояние. Отреставрирована в 2008 году. Предстоят работы по внутреннему убранству церкви. Источник: сайт Ижевской и Удмуртской епархии   Приход с. Яромаска был открыт в 1764 г. после упразднения бывшего Успенского Лихотина мужского монастыря, основанного в 1682–1689 гг. Монастырская церковь была деревянная: теплая и холодная. Теплый храм устроен в честь Св. Николая Чудотворца, холодный – во имя Успения Божьей Матери. При открытии села храм был уже ветхий, поэтому вместо этого храма была построена другая деревянная церковь, которая при окончании строительства сгорела вместе с монастырской 4 декабря 1780 г. В 1781 г. построена новая деревянная церковь с двумя престолами и освящена: холодная – в честь Успения Божьей Матери в 1783 г. теплая – в честь Св. Николая Чудотворца в 1781 г. В 1843 г. церковь за ветхостью разобрана. В 1819 г. заложен каменный 2-х этажный храм с двумя престолами. Строительство его было завершено в 1834 г. на средства “доброхотных деятелей” и прихожан. В нижней церкви престол освящен 29 сентября 1843 г. во имя Св. Николая Чудотворца, в верхней церкви – 2 ноября 1841 г. в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1846 г. в составе прихода числились: с. Яромаска, д. Сполохово, д. Дулесово, д. Большие Пещеры, д. Малые Пещеры, д. Котово, д. Смолина, д. Кузнецово, поч. Полуденный, д. Макшаки, д. Гари, д. Девятово, д. Сурики. 14 июня 1868 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство. Успенская церковь была закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 14 августа 1941 г. Здание передано под школу. Материалы ЦГА УР Успенская церковь каменная, построена в 1834 г. расстоянием от г. Вятки в 480 верст, от уездного города и от благочиния в 5 верстах. Часовни деревянные: кладбищенская, построена в 1903 г., Дулесовская, построена в 1890 г., Девятовская, построена в 1882 г., Гаринская, построена в 1885 г. Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик; квартиры для причта казенные, кроме священника, имеющего свой дом. Земли: усадебной 1 десятина 905 сажень, пахотной 30 десятин, сенокосной 3 десятины, пахотною землею пользуются крестьяне бесплатно. Братский денежный доход 742 руб. 27 коп. и содержание от казны 539 руб. на причт; руги собирается на весь причт до 60 пуд. ржи и 30 пуд. овса. Прихожан: православных русских 1707 муж. пола, 1666 жен. пола, приход состоит из 13 селений расстоянием до 14 верст.

http://sobory.ru/article/?object=02834

По материалам: В фокусе внимания Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять», формирующего интерактивную карту «мест памяти» Нижегородской области, оказался выявленный в 2000 году объект культурного наследия регионального значения — храм в селе Чудь (в настоящее время это село входит в состав Навашинского городского округа Нижегородской области, ранее числилось в Муромском уезде Владимирской губернии). «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области», причисляющие чудскую церковь к памятникам градостроительства и архитектуры, не атрибутируют ее ни по названию, ни по дате постройки. Они лишь датируют этот культовый объект XIX веком. Экспедиции в село Чудь, осуществленные фондом «Дать Понять», показали, что расположенная на сельском кладбище кирпичная церковь в наши дни нуждается в реставрации: купол обрушился, штукатурка отвалилась, а внутри храма растут деревья. Представление о том, как выглядел этот культовый объект в советское время, можно составить благодаря фотографии, хранящейся в государственном архиве аудиовизуальной документации Нижегородской области. Местные жители называют храм Успенским и вспоминают, что у села было два названия: Чудь и Успенское. Сведения о том, что в Чуди была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы содержатся и в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии». Ссылаясь на Окладные книги 1676 года, этот источник отмечает, что в селе значится церковь Успения Пресвятой Богородицы, при церкви двор попа Карпа и двор дьячков; в приходе 5 дворов помещиковых, 4 двора задворных слуг, 16 дворов крестьянских и 1 бобыльский. В 1750 году помещик Роман Стефанович Каменский («дворцовой канцелярии комиссар») строит в селе новую деревянную церковь. В 1886 году эта церковь была обшита тесом, а внутри оштукатурена. Престол в храме был один, во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1870-1890 годах приход по бедности был приписан к церкви в селе Монакове. В конце XIX века приход включал только село Чудь (98 дворов, в которых проживало 370 мужчин и 411 женщин). До наших дней деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы не дошла.

http://sobory.ru/article/?object=60152

В 1654 г. мон-рь посетил патриарх Московский и всея Руси Никон, в сент. 1656 г.- патриарх Антиохийский Макарий, 11 янв. 1745 г.- имп. Елизавета Петровна . Храмы С 1404 г. в Ж. м. строился и 30 авг. 1405 г. был освящен свт. Арсением каменный 4-столпный 3-апсидный собор в честь Успения Пресв. Богородицы с симметричными придельными храмами во имя Нерукотворного образа Спасителя и свт. Николая Чудотворца. Под 1407 г. Никоновская летопись сообщает, что свт. Арсений «прибавил притвора от Тмаки реки у церкви Пречистыа Богородици иже на Желтикове» (ПСРЛ. Т. 11. С. 202). Храм серьезно пострадал в 1606/07 г.; в дозорной книге 1615 г. указывалось, что собор «стоит без пения, разорен от литовских людей» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 467. Л. 69 об.). В том же документе упоминается деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с трапезой: видимо, речь идет об использовании в качестве соборной вновь выстроенной или переосвященной деревянной ц. во имя святых Антония и Феодосия. Архитектурные особенности Успенского храма известны по описанию сметчика новой церкви Ивана Неверова, составленному в июле-авг. 1635 г.: «Храм каменой Успения Пречистые Богородицы, да по правую сторону придел Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по левую сторону придел Николы Чюдотворца. Мерою внутрь церкви в олтаре от горняго места до царских дверей полтреть сажени, от царских дверей до передних дверей 5 сажений, поперег в олтаре 2 сажени. В той же церкви жертвенник сажень с четвертью, поперег сажень без чети, а ризница тож. В олтаре ж вверх 4 сажени, сводов полсажени. А поперег церкви и с приделы пол 9 сажени. А кругом церкви и с пределы мерою 36 сажень. А в церкви вшед на правой стороне опочивает великий чюдотворец Арсений, а по левой стороне опочивает Нил епископ Тверской» ( Шереметев. 1899. С. 14). По смете, стены храма были сложены «в один камень, а бучено де камнем диким... а связи де были у той церкви деревянные» ( Уваров А. С. Каменных дел подмастерье// Он же. Сб. мелких тр. М., 1910. Т. 1. С. 384). Документы 30-х гг. XVII в. также свидетельствуют, что своды собора лишь частично сохранились над алтарем, рухнувшие камни лежали неубранными до 2-й пол. 30-гг. XVII в. Для поклонения мощам свт. Арсения внутри собора была выстроена деревянная часовня.

http://pravenc.ru/text/182239.html

3) Иверский монастырь (Ивирский, Ивирон) в честь Успения Богородицы; 4) Хиландар (Хиландарь, Хилендар) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; 5) монастырь прп. Дионисия (Дионисиат) в честь Рождества св. Иоанна Предтечи; 6) Кутлумуш в честь Преображения Господня; 7) Пантократор (Пандократор) в честь Преображения Господня; 8) Ксиропотам во имя сорока мучеников Севастийских; 9) Зограф во имя вмч. Георгия Победоносца; 10) Дохиар во имя св. Архангелов; 11) Каракал во имя апостолов Петра и Павла; 12) Филофея монастырь (Филофей) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; 13) Симонопетра (Симопетра) в честь Рождества Христова; 14) монастырь св. Павла в честь Сретения Господня; 15) Ставроникита во имя св. Николая Чудотворца; 16) монастырь прп. Ксенофонта (Ксенофонт) во имя вмч. Георгия Победоносца; 17) монастырь прп. Григория (Григориат) во имя св. Николая Чудотворца; 18) Эсфигмен (Есфигменский) в честь Вознесения Христова; 19) Русский вмч. Пантелеймона монастырь (Русик, Свято-Пантелеимонов); 20) Кастамонит (Констамонит) во имя св. первомч. Стефана. Только эти 20 монастырей имеют права собственности на Афоне. Все прочие — зависимые монашеские учреждения — скиты, келлии, каливы, исихастирии, кафизмы с их территориями и пристройками являются неотчуждаемой собственностью какой-либо из перечисленных обителей. Изменять количество монастырей и их отношение к зависимым учреждениям не разрешается. Превращение скитов в монастыри, или келлий в скиты, или калив в келлии категорически запрещается (ст. 1–3,126–141). Ни одно из священных жилищ на Афоне не может отклониться от главного своего предназначения и преобразоваться в мирское (ст. 4). Все монастыри Святой Горы находятся под духовной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, и в них «не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского [Константинопольского] Патриарха» (ст. 5). Все живущие на Святой Горе монахи, какой бы они ни были национальности, «считаются приобретшими греческое гражданство» (ст. 6). Монастыри самоуправляются по своим внутренним уставам (канонизмам), принятым ими и утвержденным Священным Кино- том (ст.

http://azbyka.ru/fiction/parakalo-ili-vo...

Престолов в церкви пять; в холодной – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы и в теплых приделах – в честь Архангела Михаила, Святителя Чудотворца Николая, Всех Святых и во имя преподобно-мученика Никона и великомученицы Параскевы. Святыми иконами, утварью и ризницею церковь усердием купцов Бурылиных и Фокина снабжена очень богато. Церковные документы: копии метрических книг и исповедных росписей и опись церковного имущества имеются и хранятся в церковной ризнице. Земли при церкви: усадебной, под кладбищем и церковными строениями 4 десятины и под церковным дровяным лесом владения причта в пустоши Березниках 13 дес. 740 кв. саж.; план и межевая книга имеются только на 8 дес. 740 кв. саж. Причта по штату при Благовещенской церкви положено: священник, диакон и два псаломщика. На содержание причт получает годового дохода до 2,850 руб. Дома причт имеет церковные. Приход состоит из 55 дворов в гор. Иваново-Вознесенске, 4 дв. в дер. Курьянове (в 8 верстах от церкви), 22 дв. в дер. Беляницах (в 4 вер.), 3 дв. в дер. Говядове (в 4 вер.), 1 дв. в дер. Песошнове (в 6 вер.), 2 дв. в дер. Жильцове (в 6 вер.), 4 дв. в дер. Марьицыне (в 10 вер.), 1 двор в дер. Юрикове (в 10 вер.), 1 двор в дер. Залесье и 1 двор в дер. Пелгусове; всех же дворов в приходе 94; душ мужеского пола 318, а женского пола 353 души; сверх сего раскольников 1 мужеского пола и 4 женского пола. При Благовещенской церкви имеются две каменные богадельни: одна построена в 1847 г. строителем церкви купцом Бурылиным, а другая построена в 1857 г. усердием купца Бабурина; в обеих богадельнях по 4 комнаты, в них живут бедные и престарелые женщины. Успенский приход Приходская церковь находится в селе Дунилове, Шуйского уезда. Церковь Успения Божией Матери построена в 1831 году иждивением прихожан; зданием каменная с таковою же колокольнею – холодная. В церкви три престола: главный – в честь Успения Божией Матери, придельные: на правой стороне – в честь Всемилостивого Спаса и на левой стороне – в честь Рождества Пресвятые Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

По переписи 1628 года, в Феофиловой пустыни стояла деревянная церковь без священнодействия, то есть службы в ней не проходили. Крестьян насчитывалось шесть душ бобылей, записавшихся, из церковников. Когда она сгорела (в начале XVIII века), то на том же месте выстроили другую деревянную церковь с тем же наименованием. О дате ее освящения свидетельствовала надпись, что жертвенник (престол) освящен «при державе Петра Алексеевича... по благословению Иова... митрополита Новограда и Великих Лук в лето мироздания 7220, от Рождества же Слова Божия 1712 г. месяца августа в 14 день, на память св. Пророка Михея, а святил ту церковь того же монастыря строитель иеромонах Гурий с присутствующими с ним». В 1764 году во времена царствования Императрицы Екатерины II из-за малочисленности братии обитель упразднили, а Успенский храм обратили в приходской. Приход здесь просуществовал вплоть до закрытия храма в конце 1930-х годов. Деревянная церковь, выстроенная в начале XVIII века, простояла 111 лет, после чего в 1823 году за ветхостью была разобрана. Тогда же «в 4 саженях к западу от нее» построили временную деревянную церковь меньшего размера, без колокольни, — во имя Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь, ворота и трапезная были срублены из теса. Позднее прилегающую территорию обнесли забором из красного кирпича. К 1824 году помимо деревянной церкви на приходе бывшей Феофиловой пустыни был построен каменный храм с колокольней и тремя приделами. Центральный, или главный, был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, левый — в честь святого благоверного князя Александра Невского, и правый — в честь преподобного Феофила. Антиминсы 3 боковых престолов были освящены епископом Ревельским Григорием (Постниковым) 22 ноября 1823 года и подписаны митрополитом С.-ПетербургскимСерафимом (Глаголевским). Спустя полвека был освящен новый антиминс главного престола, подписанный 27 июля 1875 года епископом Ладожским Палладием (Раевым), будущим петербургским митрополитом. Храм был увенчан круглым барабаном со светло-голубым куполом, украшенным золотыми звездочками.

http://sobory.ru/article/?object=01588

Слобода Мстера принадлежит к древним поселениям Владимирского края. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Таким образом, уже в начале XVII ст. в Мстере существовал каменный храм, а кельи черных попов говорят, что при этом храме был в то же время и мужской монастырь… Упомянутая в писцовых книгах Богоявленская церковь с приделом Успения Пресвятой Богородицы оказалась в 1683 г. ветхой, а потому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Иллариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом. Церковь была построена и освящена в 1687 г., как видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте. Этот храм существует в слободе и в настоящее время. Храм пятиглавый, построен в стиле церквей XVII ст. Престол в храме один - во имя Богоявления Господня. Над престолом устроена сень на четырех золоченных колонах. Иконостас шестиярусный резной; на боковых сторонах клиросов изображены 4 сивиллы. Рядом с Богоявленской церковью находится теплая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня при этих храмах новая, построена в первой половине XIX ст. В Богоявленской и Владимирской церквах сохраняется много древних икон: икона Богоявления, риза на иконе серебряная, вызолоченная;  храмовая икона Владимирской Божией Матери, древней иконописи в серебряной вызолоченной ризе, а оклад и венцы золотые, на венце Богоматери корона из разных камней, на голове ее подниз из крупного жемчуга, цата золотая… икона помещена в серебряном киоте; храмовая икона Владимирской иконы Божией Матери древнего письма в бархатной, низанной жемчугом ризе, венец серебряный вызолоченный, по краям оклад «басемной», цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и в описи 1780 г. именуется чудотворною; Казанская икона Пресвятой Богородицы, строгановского письма, оклад серебряный вызолоченный, «басемный», венец и убрус украшены жемчугом, кругом иконы писаны чудеса от нее; Смоленская икона Божией Матери, одинакового письма с Казанской иконой, в серебряном вызолоченном окладе, убрус низан жемчугом; по бокам изображен акафист Божией Матери; Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, древнего письма; икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина; икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряном золоченном окладе; икона эта из бывшего придела в честь Успения Пресвятой Богородицы; две древние иконы Богоявления Господня и Нерукотворенного образа, в серебряных вызолоченных окладах.

http://sobory.ru/article/?object=01898

денег на построение храма». Помещик Иван Иванович Песоцкий пожертвовал в разное время до 5000 руб. ассигнациями. Успенский храм – величественный и не малых размеров: длина его от горного места до западных дверей 13 саженей, ширина 9 саженей, вышина до креста – 14 саж., – обширный купол расписан святыми изображениями. В храме 4 престола: главный - Успения Богородицы, южный в честь Антония и Феодосия Печерских, северный - во имя Иоанна Богослова, в притворе – в честь Покрова Богородицы. Как очевидно, усердные прихожане сохранили в новом храме все престолы сгоревшего храма своего. Колокольня каменная довольно величественна. Замечательна в храме казанская икона Божией Матери, старинного письма. Евангелие м.п. 1614 г. с заметкой: «купил я раб Божий Семен Васильевич Восяженок, обыватель з села Дараевска, у честнаго отца Данилы Демеровскаго, священника короповскаго и подав до храму успения пресвят. Богородицы, стоячой в Погаре. Року 1660 м. ианну. 14 дня». Другое львов. п. 1690 г. с надписью: «куплено коштом братства старецкаго шпиталя успенской погарской церкви, – а теперь 1734 г. уже повторне имиже старцами за старецкия деньги оправою обновлено». Общая минея к.п. 1680 г. http://otkudarodom.ua Погар - один из древних городов северской земли. Существует мнение, что Погар, расположенный на правом берегу реки Судости, притоке Десны, когда-то носил название Радогощь. Впервые он упомянут в Ипатьевской летописи под 1155 годом: «Устрете Святослав Ольгович Гюрия у Синина мосту у Радогоща ...». Гюрий - это Юрий Долгорукий, великий московский князь, который тогда искал киевского престола и в походе на Киев на Стародубщине примирился со Святославом Всеволодычем по просьбе его дяди – северского князя Святослава Ольговича. В «Материалах для географии и статистики России», вышедших в 1865 г. в Санкт-Петербурге, о Погаре говорится: «Город Погарь, как полагают, основан задолго до нашествия татар и до XVII столетия назывался Радогощем. В 1502 г. он перешел во власть Москвы и в течение XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=49574

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010