Дух семьи – это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребенка. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь душ родителей с душами детей». «Яблочко от яблони не далеко падает» – так гласит народная мудрость. Оптинский старец Леонид при выборе женихов и невест давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о невесте – по ее матери, считая, что у родителей уже в полной мере были выявлены те склонности, которые еще недостаточно ясны в детях. О той же зависимости детей от родителей говорят законы Богом созданной природы, Священное Писание и история Церкви. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «Умер отец его – и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе». И далее: «Человек познается в детях своих» ( Сир.30:4 ). Сам Господь обличал фарисеев: «...вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» ( Мф.23:31 ). В Нагорной проповеди Господь говорит: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит плоды худые» ( Мф.7:16–17 ). Многочисленные примеры прямой зависимости детей от достоинства родителей можно найти в истории Вселенской Церкви. Глубокое благочестие родителей обычно имело следствием высокие духовные достоинства детей. Таковы были, например, семья семи мучеников Маккавейских (2Макк.7) из Ветхого Завета, семья мученицы Филицаты (память 25 января) из Нового, все семь сыновей которой умерли как исповедники Христа. Три дочери мученицы Софии (память 17 сентября); семья родителей Василия Великого , давшая из 10 детей трёх святителей (Василий Великий, Григорий Нисский и Петр Севастийский), преподобную Макрину и двух святых во втором и третьем поколении; семья родителей Григория Богослова ; семья московского купца Путилова, давшая игуменов трех монастырей; семья схимонаха Филиппа, трое сыновей которого последовали за отцом в Троице-Сергиеву Лавру, и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Тема номера. Государство и семья: Семья: ломать нельзя чинить /Вступление от Редакции . Фото Дмитрия Маркова//Фома. - – март 2011. – С.16-17. – (рубрика « Тема номера. Государство и семья »). Александр Привалов, научный редактор журнала «Эксперт». «Время тушить невидимый пожар». Как и зачем общество может объединиться в решении проблемы детства. Беседовал Константин Мацан . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – март 2011. – С.18-22. – (рубрика « Тема номера. Государство и семья »). На врезках к материалу - цитаты из статьи А. Привалова « Война с последним союзником », которая была опубликована в журнале «Эксперт» (736) за 2011 год и послужила поводом к широкому обсуждению и разговору на страницах «Фомы». – С.19,20,21,22. Как помочь семье: предложения Церкви . 16 января Патриарх Кирилл направил руководству страны ряд предложений «О государственной политике поддержки семьи, материнства и детства в Российской Федерации». Эти практические предложения стали результатом работы церковных и светских специалистов//Фома. - – март 2011. – С.23. – (рубрика « Тема номера. Государство и семья »). В предложениях выделено четыре основных направления социальной работы: Помощь многодетным. Помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Защита семьи и детства. Противодействие абортам. Сергей Мухамедов . Ивановская «Колыбель» . Фотоочерк о жизни центра защиты материнства, уже восемь лет действующего в Ивановской области, и беседа с руководителем центра Еленой Язевой. Фото автора//Фома. - – март 2011. – С.24-27. – (рубрика « Тема номера. Государство и семья »). ВЕРА (раздел). – С.28-41. Заповеди блаженства . В чем их смысл и отличие от ветхозаветных заповедей . Беседа с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым. Беседовал Александр Ткаченко . Каллиграфия Марины Марьиной. Рисунки Ксении Наумовой//Фома. - – март 2011. – С.28-30,31,32,34,35,36,37. – (раздел « Вера »). На врезках к статье подборка: Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Преподобный Макарий Египетский. – С.30;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-95-m...

Многодетной может быть пресловутая семья алкоголиков. Многодетной может быть семья олигарха – кстати, у нас есть такие, у кого семеро детей от одной жены, и они входят в «золотую сотню Форбс». Многодетной может быть семья мусульманина. Многодетной может быть семья православного священника. Семья тщеславного закомплексованного самодура и семья подвижника благочестия. И все – многодетные. У королевы Великобритании Виктории было девять детей. У последнего русского Государя – святого Императора Николая II – было пятеро детей. У преподавателя гимназии Ивана Павловича Менделеева, отца нашего великого химика, было четырнадцать детей (иногда пишут, что семнадцать и даже девятнадцать; у меня есть дореволюционное издание писем матери этого семейства, и она насчитала у себя только четырнадцать деток). У профессора генерала В.М. Келдыша было семеро детей. Один из его сыновей известен как президент АН СССР. Его старшая дочь, Людмила, выдающийся советский математик и профессор, также стала многодетной матерью – у нее было пятеро деток. У тех Ульяновых, которые помимо товарища Ленина вырастили еще нескольких террористов и революционеров-безбожников, родилось восемь детей, а воспитали они шестерых. Недавно я лежала в больнице, и со мной вместе женщина. У ее мамы было двенадцать детей. Почти все от разных мужей. И всех детей мама отдавала в интернат на круглогодичное проживание. Один из братьев приезжал навестить эту женщину в больницу… Как их всех постричь под одну гребенку? Все разные, и проблемы у всех разные, и даже похожие проблемы решаются тоже по-разному. Поэтому очень трудно и, наверное, невозможно сказать о том, почему дети из многодетной семьи могут прямо-таки захотеть или сознательно не захотеть тоже иметь много детей. И уж тем более, как «заставить их захотеть». Но когда мы говорим о том, что «дети из многодетной семьи» выбирают «сознательное ограничение рождаемости» – или, наоборот, стремятся к «многодетности», мы скорее всего говорим о модели родительской семьи . То есть дети хотят повторить образ жизни родительской семьи. Или ни за что на свете не желают этот образ жизни воспроизводить в собственной семье. И просто в случае с теми, кто вырос в многодетной семье, в эту модель включается и пункт «большое количество детей».

http://pravoslavie.ru/106294.html

Какие последствия это имеет для семьи клирика? Катастрофические. Прекращается совместная молитва, то есть исчезает самое главное, в чем реализуется домашняя церковь, ни жена, ни дети не молятся вместе с отцом почти никогда. Повторю, если он живет далеко от храма, он уезжает, когда дети спят, и приезжает, когда они спят. Семья священника большинство дней в неделю не имеет того главного, что есть в обычных церковных семьях: общей молитвы. Самое страшное последствие такого графика работы – отсутствие общения с женой и детьми, которое ничто не может заменить. Год за годом, отдаляясь от супруги, иерей может прийти к разрушению сердечной связи с женой, на которой, прежде всего, держится вся семья. Часто ситуация углубляется тем, что на приходе иерей окружен почитанием и послушанием, а дома всё не так, и его перестают слушаться. Можно сказать, что приходская жизнь – это удачный проект, где у него всё получилось, а семья – неудачный, потому что он не может там решить. И иерей уходит из семьи все дальше в успешный проект, где он на подиуме в лучах славы, и все у него получилось. Но ведь его будущая жена выходила не за отца Иоанна, а за Ваню, она полюбила просто человека. Она меняется, он меняется. Семья – это два человека в постоянном развитии и изменении, и не только священническая семья, любая. Для того чтобы с этим справиться, надо много разговаривать и общаться, проводить вместе время, совершать вместе какие-то дела, а этого не происходит, и отношения начинают разрушаться, чему огромное количество примеров. Тяжелее всего страдают отношения с детьми, их невозможно построить без совместного времени с отцом, без общих игр и радостных интересных детям дел – невозможно, это закон. Вспомним пророка Самуила, Господь открывал ему Свою волю о целом народе, а дети выросли никуда не годными. Причина, помимо их свободной воли, может быть только одна – отсутствие совместного времени. Даже для семьи великого пророка этот закон действует, что говорить о нас, грешных. Мы все знаем, что сердечная, подчеркну, именно сердечная связь с младенцем строится через физический контакт. Если папа ежедневно не берет ребенка на руки, не тискает и не целует его, этой тесной связи не будет. Та часть, которая должна заложиться в младенчестве, она рождается через ласку. Если отец не может этого сделать по своей загруженности, этой связи не будет, дальше ее строить будет еще сложнее.

http://pravmir.ru/deti-svyashhennika-ras...

Но именно этот кризис и диктует необходимость охарактеризовать правильное с точки зрения христианства устроение семьи. 1. 2. Семья как " домашняя церковь " . Молитва супругов Для находящихся в браке православных людей первичной ячейкой Вселенской Церкви является семья, — " малая, домашняя церковь " ; именно в ней совершается труд по стяжанию Царства Небесного. " Домашнюю церковь " создают двое — любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и стремящиеся ко Христу. В идеале семья — это первичная клеточка церковного тела, кирпичик церковного здания. Чтобы стать " домашней церковью " , она должна обладать некоторыми свойствами и признаками Церкви, а именно: 1) через таинство бракосочетания семья должна освящаться благодатью Святого Духа, как освящается этой благодатью все входящее в Церковь; 2) семья постоянно должна созидаться на взаимной любви всех ее членов; 3) семье следует быть местом совместных молитв супругов и детей; 4) необходимо ощущать свою связь с Поместной Церковью, а через нее — и со Вселенской. Еще Св. Киприан, епископ Карфагенский (род. ок. 200–210 г.) считал, что единство Церкви Вселенской должно проявляться в единстве семьи и выражаться в том, что все в семье совершается вместе, в едином духе, слове, деле; 5) семья должна быть местом просвещения своих членов Словом Божиим через чтение Евангелия и других книг Священного Писания, с творениями святых Отцов; 6) семья в целом и каждый ее член должны воспитываться в предании себя воле Божией; 7) семья должна быть местом творения дел любви и милосердия каждым ее членом и всеми вместе. Тайна семьи есть тайна духовного расширения, и появление в ней детей есть действительно вхождение в сферу бесконечного бытия — к Святой Троице. Именно через семью, как указывал прот. В. Зеньковский, можно приблизиться к тайне Святой Троицы, к тайнам того, что Троичное Бытие Божие есть в то же время Единство. Именно в этом смысле о семье и говорится, что она является " малой церковью " : в ней присутствует Бог, семья становится клеточкой церковного организма, то есть клеточкой тела Христова. От этого в здоровой, правильной семье и расцветает в человеке его духовная сторона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2258...

Церковь есть школа любви к Святой Троице и людям, – любви созерцательно-молитвенной и активно действующей. Все в Церкви освящается Духом Святым. Церковь – это также освященное место общей молитвы, место общего участия ее членов в христианских таинствах, и прежде всего в Таинстве таинств – святой Евхаристии. В ней слушают слово Божие, знакомятся с жизнью святых подвижников, праведников и мучеников Христовых, с нравственными заповедями христианства. В идеале семья – это первичная клеточка церковного тела, кирпичик церковного здания. Чтобы стать домашнею церковью, она должна обладать некоторыми свойствами и признаками Церкви. Через таинство бракосочетания семья освящается благодатью Святого Духа, как освящается ею все входящее в Церковь . Она должна постоянно созидаться на взаимной любви всех ее членов. Ей следует быть местом совместных молитв супругов и детей. Необходимо ощущать свою связь с Поместной Церковью , а через нее – и со Вселенской. Семья должна быть местом просвещения своих членов Словом Божиим через чтение Евангелия и других книг Священного Писания , а при возможности – и через ознакомление с творениями Отцов и с церковным уставом. Семья в целом и каждый ее член должны воспитываться в предании себя воле Божией («сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим»). Семья – это место творения дел любви каждым ее членом и всеми вместе. Как упоминалось в «Предисловии», понятие домашняя церковь идет от апостольских времен. Деяния апостолов и апостольские Послания сохранили нам имена Акилы, родом понтянина, и его жены Прискиллы, пришедших из Италии в Коринф ( Деян.18:2–3,18,26 ). Ап. Павел называет их сотрудниками своими во Христе, и пишет, что они «голову свою полагали» за его душу и что не один он их благодарит, «но и все церкви из язычников» ( Рим.16:3–4 ). Они приняли ап. Павла в Коринфе по закону христианского братства и ремесленного сотоварищества, сопровождали его из Коринфа в Сирию и проповедовали в Ефесе «путь Господень» ( Деян.18:18, 26 ). В Первом послании к Коринфянам ап. Павел передает приветствие Акилы и Прискиллы с домашнею их церковью ( 1Кор.16:19 ), другой раз он шлет им самим приветствие в Рим ( Рим.16:3–4 ), упоминает он их и во Втором послании к Тимофею (4:19) 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

Бог, единый по сущности, является Троицей по ипостасям. Таково учение Церкви, данное ей в Откровении. Этот основополагающий догмат преподобный Максим излагал так: «Божество есть Отец, Сын и Святой Дух, и Божество – в Отце и Сыне и Святом Духе. Оно целиком в целом Отце, и Отец целиком в целом Божестве; Оно целиком в целом Сыне, и Сын целиком в целом Божестве; Оно целиком в целом Святом Духе, и Святой Дух целиком в целом Божестве... Поэтому Отец и Сын и Святой Дух есть единый Бог. Ибо одна и та же самая сущность и сила и действие Отец и Сын и Святой Дух» . В учении святого Максима о творении ключевое место принадлежит понятию «логосы», столь характерному для раннехристианского богословия, но ставшему маргинальным в терминологии эпохи Вселенских Соборов до Максима. Учение Максима о логосах тварных существ имеет некую связь с платоновскими «идеями», но решительное отличие христианского мыслителя Максима от Платона заключается в том, что логосы он мыслил креационистки, у него они имеют свое начало в творческом акте Божества. Из многочисленных упоминаний логоса или логосов можно привести ряд характерных примеров: «Как солнце, восходя и освещая мир, являет и себя, и освещаемые им предметы, так и Солнце Правды, восходя в чистом уме, являет и Себя, и логосы всех (тварей) – уже приведенных в бытие и тех, которые еще будут сотворены» . Из этой фразы видно, что логосы Максим мыслил предсуществовавшими созданию тварных существ или предметов. До известной степени логосы можно уподобить Божественным замыслам о твари, и в этом отношении они, поскольку коренятся в сфере Божественного сверхбытия, не ограничены временем и довременны, поскольку в Боге времени нет. В одном из своих высказываний Максим относит логосы тварных вещей к тому, что Григорий Палама назвал энергией Божества: «Когда (ум) оказывается в Боге, то он, воспламеняемый любовным томлением, прежде всего взыскует логосы, которые окрест сущности Его» . Резюмируя антропологию Максима Исповедника, протоиерей Георгий Флоровский писал: «Тайна миротворения и мироздания открывается... в человеке. И вместе с тем именно человек есть живой образ Слова в творении. Человек есть образ Божий, и в нем таинственно сосредоточены все Божественные силы и энергии, открывающиеся в мире. По самому устроению своему он призван к обожению и к тому, чтобы именно в нем совершилось обожение всей твари, ради которого она измыслена и сотворена» , но первозданный человек, наделенный в самом творении своем свободой воли, злоупотребил этой богодарованной свободой, и в результате грехопадения в мир вошли тление, смерть, разделение. Господь, однако, не оставил Свое создание один на один со смертью и небытием, даровав ему чрез воплощение Слова спасение, открыв загражденный грехопадением путь к обожению, путь к осуществлению превечного совета Божественной Троицы о назначении человека и всей твари.

http://pravoslavie.ru/101106.html

Заслуживает упоминания и еще один взгляд 34 относительно церковного единства: если идет речь о видимости церкви, то при этом имеются в виду местные церкви и именно то в этих местных церквах, что подлежит внешним чувствами, католическая же церковь невидима, ибо если уже материальный мир в целом невидим, то тем менее может быть видимо целое духовное таинственное тело церкви, распространяющееся в целом мире; церковь была видима только до тех пор, пока Христос Сам был видим. В этом рассуждении нельзя не видеть неудачной попытки комбинировать два принципиально противоположные взгляда: западно-католический, по которому церковь видима как в частях, так и в целом, и протестантский, по которому церковь и в частях, и в целом невидима. Сами по себе оба взгляда в отдельности взятые, по крайне мере, не страдают логической непоследовательностью, чего нельзя сказать о рассматриваемой попытке примирить их. Непонятно почему церковь, видимая в частях, становится невидимой в целом. Нельзя принять за серьезный аргумент указания на то, что и материальный мир в целом невидим: за раз, конечно, не обнимешь глазом целого мира, и тем не менее для нас не существует сомнения в возможности наблюдать и изучать целый мир. С точки зрения разбираемого взгляда, каждое из государств христианской цивилизации должно бы было рассматриваться как видимое, но международный союз, как целое, составляющееся из отдельных государств, уже не может быть видимым, как ускользающее от восприятия внешних чувств. По вопросу об отношении между клиром и мирянами, в построениях русских богословов проводится католический взгляд, по которому «сам Господь учредил в церкви своей особое сословие людей, составляющее собой иерархию, и этих-то собственно людей, и только их одних. Он уполномочил распоряжаться теми средствами, какие Он даровал церкви для ее цели, т. е. уполномочил быть в ней учителями, священнослужителями и духовными управителями, а отнюдь не предоставил сего безразлично всем верующим, повелевши им, напротив, только повиноваться пастырям» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Разделы портала «Азбука веры» Алексий Уминский : Научить людей любить может только Христос Протоиерей Алексий Уминский " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 35  голосов:  4.9 из  5) Протоиерей Алексий Уминский для «Азбуки супружества» Протоиерей Алексий Уминский – настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах в Москве, публицист, писатель, телеведущий для Азбуки веры. – В 80е годы в советской школе был предмет «Этика и психология семейной жизни». Стоит ли сегодня что-то подобное преподавать школьникам? – Непростой вопрос. Быстро меняются времена, меняется этика отношений. Конечно, в любом смысле был бы полезен предмет, как этика отношений людей или психология отношений людей. На самом деле, формулировать, что такое семья для современного человека, весьма сложно. Мы, как православные христиане, тяготеем к традиционным формулировкам семьи, и пытаемся настаивать, что семья – это только то, что понимаем и видим, но современный мир довольно далеко отошёл от понятия традиционной семьи. Мне кажется, если вводить в школах предмет о семейных отношениях, то он, так или иначе, упрётся в логику отношений сексуальных, прежде всего, нежели отношений традиционных. Вопрос в том, в каком состоянии находится современный мир, как видит и понимает семью. Современный мир даёт сложное определение такому понятию, как семья. Это совсем не то, что было в 19 веке. И не так семья образовывалась в традиционном обществе, когда понятие о семье было сословным. Люди, вступавшие в союз, практически жили в условиях, когда не принимали личностных решений о браке, а вопрос женитьбы и замужества решался, прежде всего, через родителей молодых людей, и, соответственно, сама семья становилась структурой серьёзной, определённой самой традиционной доминантой общества. Например, мы можем вспомнить, что не так давно в середине прошлого века в Западной Европе развод был делом сложным. Так, государственные законы Италии не позволяли так легко разводиться, как это можно делать сегодня. Поэтому и существуют такие фильмы, как «Развод по-итальянски». Хотя мы знаем, что в России до революции то же самое: развод был делом исключительно сложным, для того чтобы его получить надо было пройти довольно сложные процедуры, и вступить во второй брак было тоже совсем нелегко.

http://azbyka.ru/semya/protoierej-aleksi...

В православной традиции семья — это «малая церковь». Почему именно церковь? Вспомним, что понятие «церковь» изначально означает собрание, объединение, единство людей в Боге. Поэтому и христианскую семью можно понимать как единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленное живой верой в Бога. Мы знаем, что Церковь никогда не была гарантом благополучия, безмятежного спокойствия. С момента своего основания она подвергалась непрерывным гонениям, переживала беды, падения, но неизменно выживала, укреплялась за счет единения и живой веры ее членов. Так и семья: ей приходиться переживать и бури, и трудности, а иногда и лишения. Но эти невзгоды в любящей семье лишь еще больше укрепляют ее членов и позволяют им духовно возрасти. В основе семьи лежит брачный союз. Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь, но в сути этих понятий есть и немало специфического. Социальный психолог А.Г. Харчев определяет брак как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Данное определение, конечно, не раскрывает всей полноты и глубины брака, который есть, прежде всего, таинство, тайна. В христианской традиции брак «есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении». Таинство брака состоит в свободном соединении двух личностей, но личностей разного пола. Само слово «пол», как отмечает игумен Георгий (Шестун), означает «половина». Бытие полноценное, которое каждый человек ищет, обретается через благодатный союз мужчины и женщины, когда два будут «одна плоть». Брак, по словам апостола Павла, «тайна сия великая есть». И семья — это естественное раскрытие тайны пола в нас. Все богатство, вся полнота личности раскрывается в браке, когда супруги начинают видеть окружающий мир через призму личности другого, тем самым расширяя свое восприятие и делая его более объемным.

http://azbyka.ru/semya/garmonija-v-seme-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010