Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Ектения (от греч. κτενς (κεσα) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях , когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Оканчивается ектения возгласом священника. Ектения бывает нескольких видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е. усиленная, – начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего); просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»). Кроме этих видов, есть еще ектения об оглашенных, произносимая на литургии, ектения об умерших – т.н. заупокойная, и ектения с особыми прошениями, произносимые при совершении таинств и иных чинопоследований. Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном. Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Название этой молитвы «ектения», εκτεν – напряженное, прилежное моление, в греческих богослужебных книгах, впрочем, усвояется только так называемой у нас «сугубой ектении»; ектения же вообще называется там συναπτ (подразумевается ευχ) – составная молитва. Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. С целью привлечения к участию в них всех они произносятся не священником, лицом, по первоначальному обычаю, преклонного возраста («пресвитер»), а диаконом, почему ектения в древних памятниках богослужения называлась τα διακονικ, «диаконства».

http://azbyka.ru/ekteniya

Что такое ектения? Ектения – слово греческое и значит: прилежное, продолжительное моление. Это – совокупность нескольких кратких молений, сопровождаемых припевами: Господи, помилуй или: Подай, Господи  и др. Сколько ектений? Ектений четыре: великая , малая , сугубая и просительная . Какая великая ектения? Великая – та, которая заключает в себе многие моления, – числом 11. Она начинается словами: Миром Господу помолимся . Какая малая ектения? Малая – сокращенная из великой. Она начинается словами: Паки и паки миром Господу помолимся . Какая сугубая ектения? Сугубая ектения начинается словами: Рцем вси, от всея души и от всего помышления нашего рцем , или: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей . Почему эта ектения называется сугубою? Называется сугубою, т. е. удвоенною, усиленною, потому что в ней Господи, помилуй повторяется три раза. Какая просительная ектения? Просительная – та, в которой поется: Подай, Господи , вместо: Господи, помилуй , отчего и называется просительною. О чем мы молимся в ектениях? В ектениях мы молимся обо всех и обо всем: и о себе самих, и о всех других: о государе, о духовенстве, о воинстве; молимся не только о тех местах, где живем, но и о всем мире; не только о живых, но и о умерших православных христианах. Молимся и о телесных и земных, и душевных, небесных предметах и нуждах: о здоровье, благоденствии, изобилии плодов земных, и о прощении грехов и спасении душ. Великая ектения Прочитаем и объясним великую ектению 16 . Какими словами начинается великая ектения? Священник или диакон: Миром Господу помолимся . Певцы: Господи, помилуй 17 . Что значат слова: миром Господу помолимся? Миром Господу помолимся , это – слова, указывающие, как должно приносить молитву. Миром , т. е. в спокойствии собственной души, на сколько это зависит от нас, – не рассеиваясь мыслями ни о чем постороннем, в мире с Богом, напр. без ропота на Него в несчастиях, и в любви к ближним. Без мира сего нельзя молиться хорошо, и Бог не примет нашей молитвы ( Мф.5:23,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Священник, образуя сего Ходатая и как бы принимая на себя Его звание, выходит пред царские двери и пред ними, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, тайно читая – молитвы светильничные. В этих молитвах служитель Божий молит Господа, дабы Он, щедрый и милостивый, внял молитве нашей, не яростию Своею обличил нас, ниже гневом наказал нас, но сотворил бы с нами по милости Своей и проч. Должно отличать молитвы светильничные от вечерних: вечерние молитвы содержат все вечернее пение, а светильничные читаются при захождении солнца и когда настает время, на вечерни, зажигать светильники; вот почему эти молитвы и называются светильничными. А потому и в Уставе напечатано: и по первом антифоне кафисмы в начале Господи, воззвах вжигати и прочия свещи: угашати же я на конечном трисвятом. Сверх того светильничными называются они еще и потому, что содержат в себе благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свещах, а притом моление о том, дабы Господь, под образом вещественного света, наставил нас на путь Свой и научил ходить в истине Его и проч. О таковом благодарении и молении упоминает Василий Великий в книге о Духе Святом (гл. 29): «Отцам нашим заблагорассудилось», пишет он, «не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится». Отцы эти были сами апостолы, которые, как видно из Постановлений Климента (кн. 2, гл. 59 и кн. 8, гл. 35), повелели собираться народу вечером для пения псалмов и принесения молитв и заповедали петь псалмы, Господи, воззвах, и другие, следующие за предначинательным. §16. Ектения великая и малая Ектению сию: миром Господу помолимся. Ектения значит возношение или пространное моление о разных лицах и вещах. Ектения эта называется великою по двум причинами во 1-х, потому, что содержит в себе многие и подробные прошения о всех лицах и вещах, и во 2-х, для различия от другой ектении, называемой малою: паки, и паки миром Господу помолимся, в которой те же прошения короче. Обе ектении, как великая, так и малая, называются мирными, потому что начинаются прошением о мире, и еще диаконскими, потому что они всегда читаются диаконом, когда он служит.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Рукописи D 4с) 83 . Афины 2795 (XII-XIV вв.)=Тремпелас L: а. «мол. на заре»: б. –=«мол. на заре 1, 2, 3, 4». в.=«мол. Евангелия. Пс. 50 ». г.=«7 (после 3-й песни), 8, 9». д.=«Хвалите, отпуст, главопреклонения». Отсутствует только такая же система, что и в Синод. 952. 84 . Тифлис груз. 450 (Церк. Музей) (XVI в.)=Кекелидзе. I45 232 : а. «последование утрени»: б. во время 6 псалма шестопсалмия ( Пс. 142 ). в. великая ектения, Пс. 117 , тропарь, псалмодия. г. с ектенией, «после трех псалмов» 233 . д. Пс. 118 , антифоны 234 , прокимен, Пс. 150,6 , Евангелие. е. Воскресение Христово видевше, Пс. 50 , вел. ектения. после 3, 6, 7, 8-й песни. з. ектения, просительная, и Воскресная служба, ввиду наличия Пс. 118 , Евангелия и стиха о воскресении после Евангелия. Молитвы после песен 7 и 8 – это особенность, не встречающаяся в других рукописях 235 . Отсутствует 85 . Тифлис груз. 208 (XVI в.)=Кекелидзе. 165: § как Тифлис 450, но=«мол. отпуста». Рукопись D 3а) 86 . Синай 956 (X в.) (Дмитриевский, II, 18) (конец Вечерни; Паннухис): а. «молитвы на заре»: б.=«мол. на заре I ». в.=«мол. на заре». г.=«мол. на заре 6». д.=« Пс. 50 , Хвалите, отпуст ». е.=«молитва, которую читает архиерей. Здесь идет речь о епископском евхологии, который следует порядку константинопольских служб: молитвы «катагиров» после Вечерни, в сосудохранительнице и в большом баптистерии; службы Паннухис, Коленопреклонения и Тритоекти; рукоположения и другие обряды, совершаемые епископами. Почему такой отбор среди молитв Утрени? Молитвы и опущены, но они известны, ибо их предполагает нумерация. Отсутствие этих молитв в данной рукописи могло бы объясняться тем фактом, что она является епископским евхологием; епископ не возглавлял ежедневно службы (мы указываем на Симеона по этому поводу); по воскресеньям и в праздничные дни число антифонов было довольно сокращенным: трех молитв должно было бы быть достаточно для всего псалмопения. Нужно заметить, что выбор молитв не делался так, что брались просто первые молитвы из ряда, но по другим критериям. Например, и дополняют друг друга, не повторяясь; кроме того, представляет собой прекрасный текст о духовном просвещении; является благодарственной молитвой с довольно торжественным началом. Ввиду того, что эта рукопись представляет собой очень богатый экземпляр, следует предполагать, что этот отбор молитв не был импровизированным, а хорошо продуманным, и что епископ, пользовавшийся им, никогда не читал других молитв. Так как он был «архиереем», а не патриархом, нужно предполагать, что он был епископом провинциальной кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1877 г. Когда вычитывать «Светильничный» молитвы при служении без диакона — до каждения, или после великой ектении? Светильничные молитвы иерей читает пред затворенными уже царскими вратами, и следовательно после каждения, положенного во время пения 103-го псалма, с непокрытою главою: ектения великая, положенная после светильничных молитв. При служении без диакона, произносится иереем там же, где читаются светильничные молитвы, т. е. пред царскими вратами (Ц. В-к 1895 г. Можно ли в домах прихожан отправлять всенощное богослужение с присовокуплением благословения хлебов, если бы кто из домохозяев прихода сего пожелал? В древности всенощное бдение было в собственном смысле всенощным, далеко простиралось за полночь, по крайней мере. В обителях. Но после полуночи священнослужителям и верующим, готовящимся к св. причащению за литургиею, нельзя уже было вкушать пищи, потому что св. Тайны должны быть принимаемы людьми ничего не евшими и не пившими (Карф. соб. пр. 58; 6 всел. соб. пр. 29). Продолжительное же говение — с вечера и до полудня следующего дня могло быть обременительно как для священнослужителей, так и для верных, готовящихся к св. причащению. Почему первоначально в обителях, а потом и во всех церквах, введено обыкновение на всенощных бдениях, после литии, благословлять хлебы, вино и елей и разделять их молящимся в храме, чтобы укрепить их на дальнейшее подвиги утреннего славословия и молитвословия. На эту цель благословения хлебов, вина и елея на всенощном бдении указывает церковный устав. В Типиконе сказано, что келарь, взявши благословенные хлебы, раздробляет их на блюде и раздает братии, почернает также по единой чаше вина всем находящимся в обители, труда ради бденного; в вечерне же, по приятии хлеба и вина по черпании, от того часа, да никто уже не дерзнет вкусити потому что, причащения ради св. пречистых Христовых тайн (Типик. гл. 2). Но не для одного подкрепления сил молящихся положено благословлять хлебы, вино и елей на всенощных бдениях. На летних всенощных бдениях устав, хотя и назначает благословение хлебов, но запрещает раздавать их молящимся в храме, потому что в летнее время ночь коротка и вечерня начинается поздно, следовательно, и оканчивается около полуночи, после которой священнослужителям и готовящимся к св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1010. Что совершает священник после того, как положит все частицы на дискос? После того, как частицы будут положены на дискос, священник 1) полагает на Агнца звездицу в воспоминание той звезды, которая воссияла над родившимся Спасителем в Вифлееме, потом покрывает дискос и чашу малыми покровами и, наконец, покрывает их большим покровом, или воздухом; 2) молится, чтобы Господь Бог предложенные Дары принял и помиловал тех, за кого они приносятся; 3) совершает каждение Святых Даров, алтаря и храма и приступает к служению Божественной Литургии. 1011. Почему первая часть Литургии называется Литургией оглашенных? Первая часть Литургии называется Литургией оглашенных потому, что в первые века христианства на этой части Литургии, кроме членов Церкви, могли присутствовать и оглашенные. 1012. Кто были оглашенные? Оглашенными были люди, которые выразили желание быть христианами и не были еще крещены; их наставляли в вере и готовили к Святому Крещению. 1013. Из чего состоит Литургия оглашенных? Литургия оглашенных состоит: 1) из возгласа «Благословено царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков»; 2) из великой ектении; 3) из пения антифонов и песнопения «Единородный Сыне и Слове Божий»; 4) из Малого входа; 5) из пения трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». 6) из прокимна; 7) из чтения Апостола; 8) из чтения Евангелия; 9) из проповеди; 10) из ектении сугубой; 11) из ектении об оглашенных. 1014. Что мы называем при службах Божиих возгласом? Возгласом мы называем моления, произносимые священником возвышенным голосом. 1015. Что такое ектения? Ектения есть ряд кратких молитв, произносимых диаконом или священником. 1016. Как начинается великая ектения? Великая ектения начинается возгласом: «Миром Господу помолимся». 1017. Почему верующие приглашаются помолиться Господу в мире? Верующие приглашаются начать так свои молитвы потому, ибо им надлежит быть в мире со всеми, чтобы Господь услышал их молитвы. 1018. Почему в великой ектении мы молимся о свышнем мире и о спасении душ наших?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Затем диаконом произносится «Великая ектения».. Ектенияэто собрание коротких молитвенных просьб-обращений к Господу о земных и духовных нуждах верующих. Ектенияэто особенно усердная молитва, которая читается от имени всех верующих. Хор, тоже от имени всех присутствующих на службе, отвечает на эти прошения словами «Господи, помилуй». «Господи, помилуй» – краткая, но одна из самых совершенных и полных молитв, которые может произнести человек. В ней сказано все. «Великая ектения» часто называется по ее первым словам – «Миром Господу помолимся» – «Мирной ектенией». Мир – необходимое условие для всякой молитвы, как общественно-церковной, так и личной. О мирном духе, как основе всякой молитвы, говорит Христос в Евангелии от Марка: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» ( Мк.11:25 ). Преп. Серафим Саровский говорил: «Стяжи себе мирный дух и тысячи вокруг тебя спасутся». Вот почему в начале Всенощной и большинства других своих богослужений Церковь приглашает верующих молиться Богу со спокойной, мирной совестью, примирившись с ближними и с Богом. Далее в мирной ектении Церковь молится о мире во всем мире, о соединении всех христиан, о родной стране, о храме, в котором происходит данное богослужение и вообще о всех православных храмах, и о тех, кто входит в них не из любопытства только, но, по выражению ектеньи, «с верою и благоговением». В ектении вспоминаются также путешествующие, недугующие, плененные и слышится просьба об избавлении от «скорби, гнева и нужды». В заключительном прошении Мирной ектеньи говорится: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, друг друга и весь живот наш (т.е. жизнь нашу) Христу Богу предадим». Эта формула заключает в себе две глубокие и основные православные богословские идеи: догмат о молитвенном заступничестве Божией Матери, как Возглавительницы всех святых и высокий идеал христианства – посвящения своей жизни Христу Богу.

http://azbyka.ru/smysl-i-struktura-vseno...

   2) из великой ектении;    3) из пения антифонов и песнопения «Единородный Сыне и Слове Божий»;    4) из Малого входа;    5) из пения трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».    6) из прокимна;    7) из чтения Апостола;    8) из чтения Евангелия;    9) из проповеди;    10) из ектении сугубой;    11) из ектении об оглашенных.     1014. Что мы называем при службах Божиих возгласом?    Возгласом мы называем моления, произносимые священником возвышенным голосом.     1015. Что такое ектения?    Ектения есть ряд кратких молитв, произносимых диаконом или священником.     1016. Как начинается великая ектения?    Великая ектения начинается возгласом: «Миром Господу помолимся».     1017. Почему верующие приглашаются помолиться Господу в мире?    Верующие приглашаются начать так свои молитвы потому, ибо им надлежит быть в мире со всеми, чтобы Господь услышал их молитвы.     1018. Почему в великой ектении мы молимся о свышнем мире и о спасении душ наших?    Мы должны молиться о свышнем мире и о спасении душ наших потому, что прежде всего должны возносить молитвы о спасении душ наших, чтобы обрести благоволение Божие и покой душевный.     1019. Почему мы далее молимся о мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех?    Так молиться надлежит потому, что на земле ничто так не необходимо, как мир, и чтобы Церковь была едина и процветала в добродетели.     1020. Почему мы молимся за Отечество?    За Отечество мы молимся потому, что сам Господь Иисус Христос любил землю, на которой Он родился и жил.     1021. Почему мы молимся о господине нашем преосвященном Владыке, честном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людях?    Так молиться мы должны потому, что:    1) служение и обязанности главы нашей Церкви, ее правящих епископов и духовенства настолько велики, что им требуется помощь Божия;    2) из всех людей возникает народ, которому мы преданы как верные сыны и дочери и которому для его полного и прочного благополучия мы должны испрашивать у Бога полноты веры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Почему это, спрашивает учитель, диакон испрашивает благословения на начало службы, а священник начинает ее с прославления Бога? Вспомните, дети, что делают люди, когда, например, отправляются в далекий путь, начинают строить или входят жить в новый дом, что делаете вы, когда начинаете учиться в школе, что делаете пред обедом?» Дети вспоминают, что все начинается с молитвы и благословения. Учитель дополняет их ответ напоминанием, что, если бы не призвать благословение Божие, с человеком на пути могла бы случиться беда (мог бы заболеть, утонуть), дом мог бы сгореть и т.д. Затем предлагает вспомнить, что Сам Господь сделал, когда совершил таинство причащения, прямо ли подал хлеб ученикам. Дети вспоминают, что и Он сначала воздал хвалу Отцу Своему и благословил хлеб.    «Что бывает после (начального) возгласа священника?» — Приходится помочь детям и сказать, что бывает великая ектения. Самое название «ектения» (протяжное, длинное моление) опять записывается на доске.    Учитель объясняет в общих чертах содержание ектении (название «великая» имеется в виду объяснить после, по сравнению с другими ектениями, когда о них будет речь). — «Почему начинается она: «миром (в мире) Господу помолимся? " " Дети, вспоминая данное им уже объяснение о том, с каким настроением нужно приступать к литургии, легко объясняют это. Слова «о Свышнем мире», о мире свыше, с неба от Бога, дети уясняют себе, когда учитель спрашивает детей, кто принес этот мир с неба на землю, что пели ангелы при рождении Спасителя («слава в вышних Богу, и на земли мир» — мир и людей между собою и с Богом, Которого люди прогневали своими грехами). Далее молимся о спасении всех, о мире всего мира — всех людей, о благосостоянии святых Божиих церквей, т.е. о том, чтобы церкви Божии были в покое, не разорялись врагами. — «Вспомните, всегда ли можно было христианам так спокойно молиться, как теперь, когда мы можем всегда спокойно пойти в церковь по желанию?» — Дети вспоминают о временах гонений, когда христиане, спасаясь от врагов, собирались молиться в катакомбах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Содержание Человек свободный и радостный. О протоиерее Александре Шмемане Беседы «Я верю в Бога…» Предельно личная религия Каково мое истинное «я»? «Я верю» – что это значит? В какого Бога? Всечеловеческое достояние Опыт веры – мой ли он? Единственное имя Непрекращающийся спор Время сравнить Необъяснимое неверие На последней глубине Исконное содержание Высшая разумность Растворяя ставни Беспомощная трактовка Познается по плодам Новая «религиозная война» «Религия» против религии Две веры Спор о Боге и богах Начало всего Главная тема Универсальное знание Доказательство от света Доказательство от полноты Возможность невозможного Историческое лицо, Господь, Учитель Заново поверить в непобедимость добра Почему замалчивается Рождество? Блаженны не видевшие и уверовавшие Враги одухотворения Во имя чего? Контрабандный идеал Объект ненависти Поразительное мировоззрение Парадокс нашей веры Слепота и зрячесть Псевдонаучность Одно из главных обвинений Догматизированная пропаганда Смешение понятий «Борьба» с наукой? Порабощенное знание Объективно и честно Подлинно научный подход Скучная помеха Обывательщина Сверху или снизу? Единство веры и разума Полярные объяснения Цена отказа «Како веруеши?» Общее – поиск Нужда в безмерно большем За пределами науки Радость или сытость? В едином мире Разоблаченный «гуманизм» Мнимый антагонизм Основополагающее различие Неоправданное разделение Отказ от подлинного знания Путь к соединению Метафизический «уклон» Сближение исходных позиций Современная наука о начале и конце Ложная предпосылка Два пережитка Встреча смирения и мудрости За жизнь мира Предисловие Глава первая. Жизнь мира Глава вторая Глава третья. Время Глава четвертая. Водою и Духом Глава пятая. Таинство любви Глава шестая. «Смертию смерть поправ» Заключение. «Вы же свидетели сему...» Литургия и жизнь. Христианское образование через литургический опыт Предисловие Литургия и образование 1 2 Пост: время наставления 3 Церковь: новая жизнь во Христе Обучение: «вкусите и видите» Возрождение концепции церкви 4 Опыт церкви Домашняя атмосфера Школа: ее значение Библия и Литургия Память о Христе Значение таинств Евхаристия как центр Православное богослужение Введение Основные элементы литургического богослужения Язык богослужения: язык библии Основные обряды Литургические формулы Богослужебные тексты Святой Храм Священник и приход Божественная литургия Проскомидия Литургия оглашенных Благословенно Царство Великая Ектения Антифоны и вход Литургия Слова Сугубая Ектения Молитва об оглашенных Литургия верных Приношение Исповедание веры и любви Благодарение Освящение Ходатайственные молитвы Причащение Освящение времени Праздник Воскресения Пятидесятница и Пасха Пришествие Христа Преображение Память Божией Матери Празднование: приготовление и исполнение Освящение жизни Дух и материя Крещение и миропомазание Приготовление Крещение Миропомазание Покаяние и исцеление Таинство покаяния Таинство Елеосвящения Брак Обручение Венчание Рукоположение Статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010