После третьей песни произносится малая ектения, а затем седальны. После шестой — малая ектения, потом кондак, икос. В Триоди после шестой песни помещен синаксарь, который в приходском служении опускается. Ему предшествуют стихи, которые по своей краткости и глубине достаточно успешно соперничают с другими литургическими текстами, поэтому всегда интересно к ним обратиться. Здесь не один цикл стихов, а целых четыре. Эти стихи — не то, что мы себе представляем в виде стихотворения, а буквально две строчки, и ничего формально поэтического в славянском переводе мы в них не увидим, ни метра, ни рифмы, но все равно это стихи. Стихи первые, «на священное умовение»: «Умывает учеников в вечер Бог ноги, Егоже нога попирая бе во Едеме прещение древле». Непостижимо, как Бог умывает ноги ученикам, в то время как Его нога попирает древнее прещение, древнее запрещение входить в рай. Он Сам побеждает древнюю клятву, попирает ее ногой, но Он же наклоняется к ногам Своих учеников и их умывает. Тут нам явлено одновременно непостижимое величие Божества и Его самоуничижение. Следующие стихи «на таинственную вечерю», т.е. об этом таинственном ужине, на котором была совершена Пасха иудейская и установлено таинство Евхаристии. «Сугубая вечеря, Пасху бо закона носит, и Пасху новую, Кровь, Тело Владычнее». «Сугубая вечеря» значит двойная вечеря. Эта трапеза несет двойной смысл — она является исполнением ветхозаветного указания о совершении Пасхи, мистической трапезы, связанной с воспоминанием исхода Израиля из Египта, и являет нам Пасху новую — вкушение Тела и Крови Господа. «На преестественную молитву стихи» — следующая тема Великого Четверга. Ведь Господь и ученики после Тайной вечери пошли, воспевше псалом, в Гефсиманский сад. Молитва в Гефсиманском саду называется преестественной — превыше естества, потому что она сопровождалась кровавым потом Спасителя. Здесь так говорится: «Молитва и страшилище (молитва и в то же время нечто нас ужасающее, нечто для нас страшное) труды кровей: Христе лицу яве моляся.

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-esli-ty...

Этими словами диакон повелевает христианам встать и приготовиться к Богослужению и просит Господа благословить начало всенощной. Священник в алтаре, стоя пред престолом, прославляет Святую Троицу такими словами: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». В это время молящиеся полагают крестное знамение с малым поклоном. Затем священник призывает всех поклониться Господу Иисусу Христу. После этого призывания священник с кадилом, а диакон со свечей ходят по храму и совершают каждение пред иконами и народом. Прославлением Святой Троицы и хождением по храму воспоминается то блаженное состояние первых людей, когда они ходили по раю и восхваляли Святую Троицу. Свет от свечи изображает свет, появившийся при творении мира. Во время каждения на клиросе поют стихи псалма «Благослови душе моя Господа« 14 . Этот Псалом называется предначинательным потому, что им начинается вечерня и все службы. После каждения храма священник и диакон входят в алтарь и царские врата затворяются. Это изображает изгнание первых людей из рая и закрытие дверей рая после грехопадения. По окончании пения псалма диакон выходит на амвон и произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся». В этой ектении изображается моление кающихся грешников. После Великой ектении бывает пение стихов: Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» 15 . Затем малая ектения: «Паки и паки миром Господу помолимся». Для беседы с учащимися: Что называется всенощным бдением? Почему так называется? Что служило основанием для всенощной? Из скольких частей она состоит? Как называются составные части всенощной? Что воспоминается в каждой части всенощной? Как начинается всенощная? Что изображает каждение алтаря? Какие первые слова произносит диакон? Что эти слова означает? Что произносит священник после слов диакона? Что воспоминается прославлением Святые Троицы и каждением всего храма? Что напоминает в это время свет свечи? Что поют на клиросе во время каждения храма? Почему псалом называется «предначинательным»? Куда входят священнослужители после каждения храма? Что изображает закрытие царских врат? Что произносит диакон на амвоне после пения псалма? Что изображается в великой ектении? 14 стр. 137. 15 стр. 138. Читать далее 28. Богослужебные книги 30. Пение стихов " Господи воззвах " , пение стихир на " Господи воззвах " и " Богородична " . Вечерний вход, пение гимна " Свете тихий " , прокимен и паремии Источник: Издание " Сотрудник школ " А. К. Залесской. Москва, 1917 г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное Прямая ссылка: Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку» Telegram-kahaлы Пожертвовать Комментарии для сайта Cackl e

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Часами называется собрание некоторых псалмов Богодухновенного царя Давида и назидательных молитв, написанных святыми отцами. 3й, 6й и 9й часы последовательно воспоминают осуждение Господа на смерть, распятие Его и самую смерть, а сверх того, час 3й приводит нам на память сошествие Святого Духа. Часть вторая. О литургии Вопрос. Почему вторая часть литургии называется литургией оглашенных ? Ответ . Она называется так потому, что к слушанию ее допускаются и оглашенные, то есть готовящиеся к крещению, а также и кающиеся, не допускаемые до причащения. Вопрос. Чем начинается эта часть литургии? Ответ . Став перед престолом, священник начинает эту часть литургии благословением, или прославлением, царства Пресвятой Троицы. Он возглашает: благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа… а лик, в подтверждение этих слов, взывает: аминь, то есть истинно, или да будет так . Вопрос. Что напоминается нам возгласом благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа? Ответ . То, что в таинстве воплощения Сына Божия мы ясно познали таинство Пресвятой Троицы. Вопрос. Какие главные действия составляют литургию оглашенных? Ответ . Кроме молитв, втайне читаемых священником в алтаре, литургию оглашенных составляют: Вопрос. Что такое ектения ? Ответ . Великая ектения , начинающаяся словами: миром Господу помолимся, — есть продолжительная связь молитв о благах духовных и телесных, временных и вечных. Моления приносятся за всех человеков, и в особенности за пастырей Церкви. В малых ектениях молитвы о благах духовных и телесных изложены сокращенно. И великая, и малая ектении оканчиваются побуждением верующих предать себя и всю жизнь свою Христу Богу, с воспоминанием Богородицы и всех святых как ходатаев наших пред Господом. Священник, следуя тайною молитвою за словами диакона, возглашает всегда в конце ектении хвалу Триединому Богу. Вопрос. К чему располагает нас начало ектении миром Господу помолимся? Ответ . Оно располагает нас к истинной молитве; ибо слово мир здесь означает — мир с Богом, веру правую, совесть чистую и согласие со всеми людьми, без чего не должно приступать к молитве.

http://azbyka.ru/liturgiya-v-voprosax-i-...

Затем, к 15 веку священнодействие елеосвящения над умершими, удерживая схему чина св. елея для больных, получает существенно иное содержание. Свое внутреннее содержание чин елеосвящения над умершими стал почерпать из других, соответствовавших его характеру, последований, в данном случае из обрядов погребения. То же немногое, что бралось из чина св. елея над больными, подвергалось теперь существенному изменению со стороны содержания и получало в силу этого новый вид. Таким образом, чин елеосвящения над умершими стал совершаться в зависимости от разных последований: от одних из них, как последование св. елея над больными, он принял схему; от других, как чины погребения, он заимствовал свое содержание. С таким характером мы и застаем чины елеосвящения над умершими в 15–16 веках по рукописям Синайской библиотеки 981 и 995, Святогробской Константинопольской библиотеки библиотеки Афоно-Пантелеимоновского монастыря 305, Афоно-Есфигменской библиотеки 642 , Московской Синодальной библиотеки 374 643 , в венецианском издании требника 1537 года. Во всех этих рукописях в отношении схемы чин елеосвящения над умершими имеет тот же вид, какой свойственен и елеосвящению над больными. В нем те же четыре части: утреня, освящение елея, семикратное чтение апостола и евангелия и заключение. Исключение в этом отношении составляет лишь рукопись Синайской библиотеки 981 644 , в которой после обычного начала следовали великая ектения и затем сразу же чтения из апостола и евангелия; утреня и освящение елея в этой рукописи ни имели места. Однако, каждая часть имела и свои индивидуальные особенности сравнительно с соответствующими частями чина елеосвящения над больными. Особенно в этом отношении должны , быть отмечены вторая и третья часть. При совершении елеосвящения над живыми на освящении елея, как известно, приходил больной, причем перед приходом его пелись особые тропари. Теперь пение всяких тропарей оставлено, как скоро не стало появления субъекта таинства в этой части, почему она и осталась теперь при одной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Богослужебные книги Православной Церкви Богослужение Православной Церкви совершается по богослужебным книгам. Церковный устав не разрешает совершения богослужений на память, без книг (Служебник, «Известие учительное»). Знание Устава богослужения, помимо духовного содержания богослужений, требует и знания содержания богослужебных книг, умения найти в них ту или другую молитву, то или иное указание относительно служб, молитвословий и песнопений. При рассмотрении богослужебных книг прежде всего внимание останавливается на том, что во многих из них содержатся одни и те же службы. Например, последования утрени и вечерни есть в Служебнике, Часослове, Октоихе, Минее и в других книгах. Между тем ни в одной из них не находим полной утрени и полной вечерни,– ни одна книга не заключает всех молитвословий и песнопений для этих служб. Эти молитвословия и песнопения непременно придется искать в нескольких книгах. Почему же молитвы и песнопения для одной службы находятся в разных богослужебных книгах? Причина в том, что в составе Божественных служб одно поется или читается постоянно, неизменно почти каждый день, другое же изменяется в разные дни седмицы и года. Изложить то и другое – неизменяемое и изменяемое 52 – в одной книге так, чтобы в ней на каждый день вся церковная служба содержалась в полном составе, от начала до конца, практически неудобно, так как для изложения всех служб одного года в полном их составе потребовались бы сотни томов ввиду уставных изменений порядка богослужения. Изменяемым в составе богослужения называется то, что в какой-либо службе изменяется в разные дни седмицы и года. А неизменяемым – то, что неизменно на одной и той же службе. Например, на утрене великая ектения принадлежит к неизменяемым молитвословиям, а канон и стихиры – к изменяемым. Изменения сообразуются с священными воспоминаниями, соединяющимися с днями седмицы и с числами месяцев года: семь дней в седмице и 365 дней в году. Перемены бывают в разные годы оттого, что в богослужении молитвословия дней седмицы соединяются с молитвословиями дней (чисел месяцев) года, дни года приходятся не на одни и те же дни седмицы в разные годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава VII. Божественная служба или литургия святого Иоанна Златоустого §1. Литургия Златоустого не первая Все писатели утверждают, что составитель настоящей литургии есть св. Иоанн Златоуст . Известно также и то, что этот св. отец взял те же обряды из прежде составленной литургии св. Василия Великого , но только сократил молитвы. Как о той, так и о другой литургии св. Прокл, ученик св. Иоанна, в книге о предании Божественной литургии, говорит: «апостолы некогда имели обычай совершать Божественные Тайны весьма пространно, читали многие молитвы и оставили нам пример при сем жертвоприношении употреблять длинные молитвы, но после некоторого времени, охладевшие в ревности и усердии к вере и занимавшиеся более делами века сего и мирскими попечениями, начали скучать продолжительностию литургии и едва ходили к слушанию Божественной службы. Видя это, св. Василий принял против сего спасительный способ и первый издал краткую и удобную литургию (о чем см. в житии его). Спустя немного времени, тот отец наш, одаренный златым языком, Иоанн, имея надлежащее и неусыпное попечение о спасении овец, как надлежит пастырю, и снисходя слабости и нерадению человеческого естества, решился вовсе истребить все сети и наваждения сего сатанинского предлога и, исключив многие слова из литургии Василия Великого , составил и издал вместо длинных молитв краткие». §2. Начало литургии есть «благословено Царство» Благословено Царство. Вечернее пение начинается словами благословен Бог наш для показания, что наше боговедение было темное и начальное; утреня начинается: слава Святей, Единосущней и Нераздельней Троице, для показания света древнего закона, а литургия начинается словами: благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, где ясно разделяются Лица Божества. Ибо сначала мы были среди идолопоклонников и знали только то, что есть истинный Бог и Творец всей твари; это и выражается на вечерни. Потом, что Бог есть существо Триипостасное, мы узнали из сеновного пророческого проповедания; это и выражается на утрени. Наконец, после вочеловечения Слова Божия, ясно открылось нам, что сии три Ипостаси суть Отец, Сын и Св. Дух, во имя Которых мы крестились и чрез Которых мы усовершились в боговедении: и это выражается на литургии. Св. Герман спрашивает: «почему на литургии иерей нарицает троичность Божества, а не единство; ибо не говорит: благословен Бог, или: благословено Царство Божие, но различает Лица: благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа?» И потом сам отвечает: «потому что люди в первый раз узнали в трех Лицах Бога чрез вочеловечение Господа, а сие тайнодействие совершается в воспоминание вочеловечения Господня; посему и надлежало в самом начале возвещать миру и проповедать Троицу». §3. Великая ектения древняя

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

В количестве 8 и с указанною избыточествующею молитвою имеет светильничные молитвы и ряд первых печатных изданий Служебника, начиная с Московского издания 1602 г. и Стрятинского 1604 г. и кончая Московским 1652 г. Но в Служебнике Киевского издания 1629 г. митр. Петра Могилы о молитве «Благословен еси Боже Вседержителю, сведый ум человечь» (5-й) сделано замечание: «сия молитва в греческом несть, от негоже сей звод исправися, ты же чти, аще хощеши». Впервые эта молитва опущена, и светильничные молитвы окончательно приняли нынешний свой состав в количестве 7, в Московском Служебнике 1655 г. Но в южнорусских изданиях до конца XVIII b. удерживалась указанная молитва с вышеприведенным замечанием митр. Петра Могилы (есть в Черниговском изд. 1797 г.) [ 243 ]. ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ Ектения Первою ектениею на важнейших суточных службах служит ектения великая ( συναπτ μεγλη), называвшаяся в древности еще τ ειρηνικ, «мирные», т. е. прошения (αιτματα, см. Вступит. гл., с. 345). От трех других видов ектений она отличается полнотою содержания: не говоря о малой ектении, представляющей простое сокращение великой, — тогда как сугубая ектения молится исключительно о лицах, а просительная о нуждах безразлично к лицам, великая соединяет то и другое моление, так что сугубая и просительная являются только дальнейшим раскрытием ее содержания, отчего она и поставлена в самое начало службы. Кроме того, от других ектений она отличается возвышенностью и как бы таинственностью содержания. Свое моление она начинает не с каких-либо частных и обыденных, хотя бы духовных нужд, а с того вышнего (τς νωθεν) мира, который апостол называет «превосходящим всякий ум» [ 246 ]. С этих поистине надоблачных высот великая ектения в своих 14 прошениях (с возгласом 15) постепенно спускается к более и более близким нам кругам: к миру, к Св. Церквам [ 247 ], их предстоятелям и служителям [ 248 ], к светской власти [ 249 ], нашему граду (или обители) и стране и их нуждам, к наиболее нуждающимся в Божией помощи («О плавающих» — исчисление по восходящей тяжести положения) [ 250 ] и только в самом конце к нам самим. Моление заканчивается призывом обратиться за ходатайством в нуждах наших, о которых молились мы, к святым, и особенно к Богоматери, к Которой прилагаются те же 7 высоких титулов, какие прилагаются к ней в литургийном возгласе «Изрядно о Пресвятей» (почему, см. ниже), обратиться в сладостной и покойной надежде на исполнение молитвы. Заключением к ектении является прославление, в котором слава Божия выставляется и как высшее основание для исполнения нашего прошения (как и вообще слава Божия основание и цель мира) [ 251 ] и которое, как высший, ангельский род молитвы (см. Вступит. гл., с. 27), заключающий притом именование Пресв. Троицы (там же, с. 17), произносит сам священник. История великой ектении. Ектения в 1 Клим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

И казалось бы, теперь уже можно приступать и к Жертвенному действию, к Евхаристии. Но Церковь произносит до этого еще одну ектению: «Исполним (дополним) молитву нашу Господеви»... Я после разъясню строй всей литургии, и тогда выяснится, почему эта одна ектения технически «оторвалась» от целой группы прежних ектений, произнесенных в этой части литургии до Херувимской, а здесь хочу поставить ее лишь в духовную связь с молитвенным настроением. Ектения эта, как знаем, «просительная», и в ней мы и сокрушаемся и молимся о прощении грехов («дне... свята ... и безгрешна», «Ангела ...хранителя душ и телес», «прощения и оставления грехов», «в мире и покаянии ... скончати» жизнь, «христианския кончины ... и добраго ответа на Страшнем судищи ... просим»: «подай, Господи»). Поэтому понятно, почему она является уместною в этом преджертвенном, покаянном моменте литургии, о чем все время мы и говорили. И лишь спрашивается: почему она поставлена после Херувимской и после перенесения уготованной Жертвы, а не до Нее? Можно объяснить так. До Херувимской было несколько ектений (между прочим, и «великая» сокращенная, которая теперь стоит в начале литургии оглашенных), и в них церковь молилась о самых разных вещах, и не только об одних верных, но и об оглашенных. А потом она повелела «отложить всякое житейское попечение» (в Херувимской)», забыть о всяких нуждах второстепенных, земных, может быть вообще и приемлемых, но в данный момент вознесения Жертвы на заклание уже не соответственных моменту. Теперь нужно сосредоточиться исключительно на самых возвышенных предметах: Царстве Пресвятой Троицы, благодарении Ее, хвале, на Искупительном Жертвоприношении. Все же остальное забыть. А о себе лишь помнить с одной стороны: подготовлены ли мы духовно к этому моменту? И конечно, ответ будет всегда сокрушенно-покаянный: «...несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея: занеже весь пуст и пался есмь» (Молитва вторая пред Причащением). Это покаянное настроение и выразилось уже в тайных молитвах («Паки и многажды», «Никтоже»). Но оно же вот теперь выражается и в ектении, а если бы она была приставлена ко всем другим ектениям, где мы молимся обо всем (и о властях, и об архиереях, и усопших, и оглашенных, и о благорастворении воздухов, и изобилии плодов земных, и о плавающих, и путешествующих), то есть когда и великая ектения была здесь, тогда она как бы затерялась среди других желаний и прошений. Но когда теперь, после «выхода» нам уже нужно сосредоточиться только на Жертве и на себе, на своей душе, короче: на спасении, – то очень хорошо сделано, что эту «просительную» «духовную» ектению выделили от других и поставили особо, отдельно, одну. Для этого оставалось ей лишь одно место: после Херувимской, перед самой Евхаристией. Нужно было продолжать углубляться в тихое покаяние с надеждой: первое выражается в молениях о прощении грехов, а вторая – в молитвенном призывании «Пресвятой, Пречистой... Богородицы... со всеми святыми» и предании всех и себя «Христу Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Таинственный смысл, а вместе с тем и таинственную обстановку с проскомидией и двумя входами носящими нынешний характер, она получала уже после Златоуста. При Златоусте она была очень проста и была короче, чем теперь. „Когда входит в церковь предстоятель (по словам Златоуста), то говорит мир всем” 84 , вот начало ЗлатоустовоЙ литургии. Первым действием после этого начала было (не великая ектения, как у нас теперь 85 а, по всей вероятности пение псалмов 86 . За пением псалмов следовало чтение Св. Писания и притом по всей вероятности одного только Нового Завета: Апостола и Евангелия 87 ; чтение было обставлено возгласами, какие и теперь употребляются 88 ; Евангелие выносили из сосудохранительницы в среднюю часть храма для чтения из него; но это еще не было нарочитым обрядом, а делом одной необходимости, и потому можно сказать, что нашего малого входа при Златоусте еще не было 89 . За чтением Евангелия следовало поучение. За поучением – ектения об оглашенных с молитвою над преклонившими головы; молитвы об оглашенных, понимаемые в обширном смысле (в смысле молитв не только за оглашенных, но и кающихся и бесповатых и готовящихся к крещению) значительно сокращены Златоустом 90 . Молитвы верных оставались при Златоусте в прежнем виде, т.е. составляли одно нераздельное целое. По-прежнему также после молитв за верных совершалась проскомидия, составляя с нашим великим входом одно нераздельное целое. Во времена Златоуста священнослужители также, как и прежде, не приготовляли сами хлеба и вина для Евхаристии, а брали приношения для этого у присутствующих при богослужении и притом одних только верных, почему и ожидали выхода оглашенных, кающихся и пр. 91 . Диаконы, приняв приношения в средней части храма от верных, должны были вести их сначала в предложение (на жертвенник), а потом, отобравши потребное для таинства, в алтарь. По принесении диаконами даров в алтарь следовала ектения о предложенных честных дарах 92 , молитва священника 93 , преподание мира 94 , лобзание 95 , напоминание о заключении дверей 96 и возглашение диакона: станем добре 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Далее следует Символ веры , подтверждающий, что протограф формуляра К действительно восходит к 6 веку, а затем следует чудом уцелевший фрагмент из раннего чина ап. Иакова: молитва перед лобзанием мира и молитва главопреклоненная, которые только дополнены возгласом диакона «Возлюбим друг друга!»перешедшим в наши Литургии (перед Символом веры ). После «лобзания мира» следует беспорядочный фрагмент, настоящая мешанина поздних наслоений (в т. ч. почему-то Великая ектения) среди которых затерялось «Слава в вышних Богу» из древнего чина. Между тем Приношение все еще продолжается. В формуляре К это – 2 «молитва приношения св. Иакова»,последняя часть которой помечена как «молитва св. Василия». И действительно это – молитва приношения из Литургии Василия Великого , которая тайно читается после Великого входа во время просительной ектении: «Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию...» Наконец (после еще какой-то «молитвы Завесы») начинается Евхаристический канон, в котором узнается древний текст Кирилла Иерусалимского (хотя эпиклесис и особенно интерцессия уже звучат по-другому). Т.о. последовательность позднего греческого чина следующая: 1 . Литургия оглашенных. епископ: молитва Фимиама и Начинательная. диакон: «Единородный Сыне»; епископ: тайная молитва входа. Малый вход в алтарь. Великая ектения; епископ: тайная молитва Трисвятого. пение Трисвятого. Аллилуйа, прокимен и чтение Апостола. епископ: молитва прежде Евангелия. Чтение Евангелия. Проповедь. Сугубая и просительная ектении. епископ: тайная молитва после Евангелия. епископ: молитва главопреклонения. отпуск оглашенных. 2 . Литургия верных. епископ: молитва Фимиама. Херувимская песнь. епископ: молитва Приношения 1 (с поминовением) Символ веры. епископ: молитва перед целованием. Лобзание мира. епископ: молитва главопреклонения. Великая ектения. епископ: молитва Приношения 2. епископ: молитва Завесы. Евхаристический канон. Причащение. Молитва благодарственная. Отпуст. Сразу видно, какой это большой и громоздкий чин. Не удивительно, что почти хрестоматийным стало мнение: свт. Василий Великий сократил Литургию ап. Иакова, а свт. Иоанн Златоуст сократил Литургию Василия Великого . Но это не так!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010