Рассказ Жития И. о видении святому Пресв. Богородицы и прп. Елеазара Анзерского нашел отражение в иконописи. По описи Соловецкого мон-ря нач. ХХ в. иконы с таким сюжетом находились в храмах о-ва Анзер: в часовне прп. Елеазара - «Явление Божией Матери преподобному Иисусу Голгофскому, длиною 24, шириною 12 вершков»; в притворе ц. Распятия Господня - «Явление Пресвятые Богородицы Иисусу Голгофскому, длиною 31, шириною 24 вершка; на ней риза и два венца сребропозлащенные, чеканной работы; на Богородице венец с короною, украшенный стразами и разноцветными стеклами; вверху церковь и сияние, а внизу подпись - белыя; зарукавья у Богородицы низаны мелким жемчугом; весу двадцать пять фунтов» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 437-438, 459 об.). В ц. Распятия Господня на стене висел образ Соловецких чудотворцев: «Преподобные Зосима, Савватий, Герман, Иринарх, Елеазар и Иисус Голгофский» (Там же. Л. 455 об.). Изображение горы Голгофы стало важным дополнением к образу И. как в живописи, так и в графике. Так, на гравюре «Свято-Распятский скит на Анзерском острове, на горе Голгофе» 1830 г. (оттиски офорта в собраниях ГРМ, ЦАК МДА) значительную часть композиции занимает высокая гора с растительностью, животными, а также с многочисленными постройками на вершине и склонах. Над горой - образ Распятия Христова с предстоящими, по сторонам - фигуры прп. Елеазара и И. в молении ( Ровинский. 1884. Ил. 18; Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 192). В Соловецком патерике помещена иллюстрация с изображением И., созданная в Соловецком мон-ре и отпечатанная в 1897 г. в литографии Веферс в С.-Петербурге. И. представлен фронтально в рост, в схиме и мантии, руки с четками сложены на груди; на фоне - водная гладь и высокая гора с церковью на вершине (Соловецкий патерик. М., 1992р. С. 108-111. Ил.). Икона И. была написана в Соловецком мон-ре в 1999 г. ко дню памяти святого 6/19 марта (в наст. время образ находится на о-ве Анзер в алтаре Воскресенской ц.). И. изображен по пояс, вполоборота влево, в мантии и куколе, с окладистой седой бородой, в покрытой мантией правой руке - модель 5-главого храма с колокольней, напоминающего церковь на Голгофе. |
Времена смуты (до 1615) Настоятели монастыря святые игумены Антоний и Иринарх возглавили оборону Беломорья от поляков и шведов. В историю борьбы с захватчиками вписаны имена пострижеников Соловецких — митрополита Новгородского Исидора и старца Авраамия (Палицына), келаря Троице-Сергиевой лавры. 1620 Преподобный Елеазар основал Свято-Троицкий скит на острове Анзер. 1634 Поставление в Патриархи Московские и всея Руси Иоасафа I, постриженика Соловецкого. 1635 Преподобный Елеазар в Свято-Троицком скиту совершил иноческий постриг священника Никона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. 1652 Перенесение святых мощей святителя Филиппа из Соловков в Москву. Интронизация Патриарха Никона. 1668-1676 «Соловецкое сидение». Вооруженное сопротивление иноков-старообрядцев церковным реформам привело к разорению обители царскими стрельцами. 1713 Преподобный Иов (в схиме Иисус) основал Голгофо-Распятский скит на острове Анзер. 1765 Соловецкий монастырь становится ставропигиальным. 1854 Безуспешный штурм Соловецкого монастыря английской военной эскадрой, девятичасовой пушечный обстрел обители. Начало ХХ века На Соловках за монастырем числилось 6 скитов и 3 пустыни, 19 церквей (30 престолов) и 30 часовен. В обители существовали: училище для 200 детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское семиклассное училище (с программой семинарии), метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. Некоторое время работала Биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Обитель имела хорошо налаженное и рентабельное хозяйство, ориентированное на прием паломников, число которых достигало 20 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись тремя монастырскими пароходами; монастырский флот давал четвертую часть доходов обители. 1920 Упразднение монастыря советской властью. 1923 Создание в стенах обители Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) ОГПУ. 1928 Жестокое убиение преподобномучеников архимандрита Вениамина, настоятеля Соловецкого монастыря, и иеромонаха Никифора. |
В 1091 году рукоположен на епископство во Владимир-Волынский. Ум. 1094 года, апреля 27. Память совершается в день преставления (Словарь Р. Св., стр. 252). 44. Преподобный Иоанн игумен, преставися в лето 6000 Был игуменом с 1088 года (Ист. Росс. Uep. II , стр. 43). Не канонизирован (Сергий, III, пр. 3, стр. 63). О жизни его и времени кончины ничего не известно. 45. Преподобный Тимофей игумен, преставися в лето 6000 Игумен Печерский с 1127 года, предшественник Пимена и преемник Прохора. В 1130 г. обложил он раку преподобного Феодосия серебром и золотом, на что Суздальским тысяцким Юрием Симоновичем прислано было 500 гривен серебра и 50 гривен золота. (Филарет, Р. Св., август, стр. 115). Ум. 1131 года. (Митр. Евгений, Описание Киев. Печ. Лавры, стр. 107). Мощи почивают в Феодосиевой пещере. 46. Преподобный Авраамий игумен, преставися в лето 6000 О нем никаких сведений не найдено. Не канонизирован. 47. Преподобный Досифей архимандрит преставися в лето 6000 Он первый принес в Россию с Св. Горы Афонской чин пения XII псалмов и написал ответ на предложенные ему вопросы о жизни Афонских иноков, не вполне уцелевший в рукописях. Под этими вопросами в разных списках он называется то Досифеем, то Феодосием (последнее имя, вероятно, в великой схиме). По соображениям Филарета Черниговского ум. 1219 года и был предместником блаженного Акиндина (Филарет, Р. Св., август, стр. 115–117). Мощи в Феодосиевой пещере. Память 28 августа. 48. Преподобный отец наш иерей Алипий иконописец, преставися в лето 6000 месяца августа в 17 день Учился иконописанию у греческих иконописцев, украшавших Великую Печерскую церковь св. иконами. Когда стенное писание в Печерской церкви было окончено, Алипий пострижен был в иночество преп. Никоном. Считается первоначальником Русского иконописания. Ум. около 1114 года. Память августа 17. Мощи почивают в Антониевой пещере. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, брада аки Сергиева, на конец уже, власы с ушей свились, на плечах схима, ризы преподобническия, в руках держит образ Пресвятыя Богородицы с предвечным маденцем Иисус Христом» (Викторов, «Киево-Печерск. |
Статьи и послания: Рождественское послание Преосвященного Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского.//Саранские епархиальные ведомости (далее — Сар. ЕВ), 1992-2006. Пасхальное послание Преосвященного Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского.//Сар. ЕВ, 1993-2006. Приветственный адрес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.//Сар. ЕВ, 1999, 2, с. 3-7. Приветственное пасхальное послание Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.//Сар. ЕВ, 2000, 4, с. 16. Приветственный адрес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II по случаю 10-летнего Патриаршего служения.//Сар. ЕВ, 2000, 6, с. 3. Приветственный адрес Высокопреосвященнейшему Серафиму, архиепископу Пензенскому и Кузнецкому.//Сар. ЕВ, 1999, 10, с. 3-5. Послание ректору Саранского православного духовного училища священнику Александру Пелину.//Сар. ЕВ, 1999, 10, с.9. Иисус Христос — наша жизнь и надежда. Слово на Кирилло-Мефодиевских чтениях 2000 г.//Сар. ЕВ, 2000, 7, с. 8-27. Доклад на Епархиальном собрании 8 ноября 1996 г.//Сар. ЕВ, 1996, 3-10, с. 6-15. Обращение к предпринимателям епископа Варсонофия, председателя Мордовского республиканского комитета российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса А.Е. Иутина и членов Епархиального совета.//Сар. ЕВ, 1993, 6, с. 5-7. Обращение ко всем верным чадам Православной Церкви Мордовии (о лжеучениях и сектах, распространяющихся по Мордовии).//Сар. ЕВ, 1995, 4, с. 13-17. Памяти архимандрита Модеста. Некролог. Слово епископа Варсонофия, сказанное на погребении архимандрита Модеста (Кожевникова), в схиме Михаила.//Сар. ЕВ, 1997, 3, с. 22-24. Письмо к председателю Государственного собрания Республики Мордовия Н.И. Меркушкину о возвращении епархии церковных зданий.//Сар. ЕВ, 1995, 1-2, с. 11-16. Послание по случаю 100-летия храма Казанской иконы Божией Матери, что в с. Маколово Чамзинского района Республики Мордовия.//Сар. ЕВ, 1997, 11-12, с. 3-5. Послание клиру и пастве Саранской епархии по случаю канонизации первого святого на мордовской земле — старца Феодора Санаксарского.//Сар. ЕВ, 1999, 8, с. 10-13. |
При этом свидетельства о реакции на афонские события в русских монастырях достаточно противоречивы и не позволяют полностью воссоздать картину. С одной стороны, 10 июня 1913 г. насельники Оптиной пустыни служили благодарственный молебен по поводу осуждения Синодом книги «На горах Кавказа», угрожавшей «заразить многих своей ересью»; после молебна вся братия монастыря подписалась под посланием Синода. Согласно сообщению в журнале «Русский инок», в июле 1913 г. постановление также активно поддержали в Валаамском монастыре, где сожгли книгу «На горах Кавказа». С другой стороны, существуют свидетельства о том, что значительная часть русского монашества поддерживала имяславцев, хотя эта поддержка после осуждения имяславия Синодом носила молчаливый характер. В августе 1913 г. газеты писали о сочувствии братии Жировицкого монастыря имяславским идеям и о том, что это вызывает беспокойство в Синоде. В Киево-Печерской лавре в 1912 г. было осуществлено третье издание книги «На горах Кавказа», а в 1913 г. вышла брошюра насельника лавры иеросхимонаха Алексия «Божественно ли Имя Иисус?», вскоре запрещенная Синодом. Известно также, что настоятель Глинской пустыни архимандрит Исаакий (в схиме Исайя) после изгнания имяславцев с Афона охотно принимал их в пустыни и построил им келлии в скиту святых и праведных богоотец Иоакима и Анны. Таким образом, отношение русского иночества к афонским спорам было неоднозначным. Некоторые монашествующие солидаризировались с имяславским учением об имени Божием, но не сочувствовали действиям имяславцев на Афоне. Многие согласились с осуждением имяславия Синодом, как исходя из своих убеждений, так из послушания высшей церковной власти. Наконец, значительное число иноков предпочитало оставаться в стороне от споров, продолжая призывать имя Иисусово, но воздерживаясь от теоретического обоснования значения этого имени . Что же касается оценки самого имяславия как богословской системы, то здесь существовал очень широкий разброс мнений – от открытой поддержки имяславия М. |
В самый год смерти Никодима (1667 г.), по указу патриарха Иоасафа, отобраны были в Анзерском ските иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованныя грамоты и денег 494 рубля. Но, по просьбе строителя Романа, Царь Феодор Алексеевич велел все отобранное возвратить и продолжать ружное и денежное жалованье на скит. В 1685 г. в бытность свою в Москве, Роман награжден многими царскими вкладами для Анзерской обители. До этого времени скит был независим от Соловецкаго монастыря и такая независимость его не раз была подтверждаема Царскими грамотами. Но в 1682 году указом архиепископа холмогорскаго Афанасия скит был отдан в ведение Соловецкаго архимандрита и ему велено иметь строжайшее наблюдете за пустынниками и распоряжаться во всем по усмотрению. В 1698 году архиепископ Афанасий учредил в ските должность казначея по причине обветшания скитской колокольни и келейных зданий, а Царь Петр I повелел, с 1700 года, вместо ружнаго и денежнаго жалованья на 17 монашествующих и церковныя потребности, выдавать по окончании каждаго года 145 рублей 26 алтын и 4 деньги. Видно, что скит не был в цветущем положении. Составитель жития преподобнаго Елеазара, около 1705 года, жалуется, что память об основателе скита почти изгладилась, и гробница его мало посещается. Неизвестно, чем бы кончилось такое положение скита, если бы не явился муж, который возстановил пустынную жизнь в Анзерском ските, оживил память об основателе его и положил начало новому приюту пустынников на горе Гогофе. Это был Иов, в схиме Иисус, в миру московский священник Иоанн Иоаннов, Царский духовник, о котором мы скажем ниже. При строителе Спиридоне был построен новый деревянный храм и поправлен каменный Троицкий; но успехи духовной жизни за это время неизвестны. В 1757 г., при рытии фундамента для устройства часовни в память преподобнаго Елеазара, в числе, четырех гробов найден один, у котораго верхняя доска и колода целы; тело нетленно, только одежды истлели; от гроба исходило благоухание. Анзерские иноки заключили, что это - гроб преподобнаго основателя скита Елеазара, и донесли архиепископу архангелогородскому Варсонофию. Преосвященный указом 16 августа 1758 года предписал Анзерскому строителю Мельхиседеку с братиею гроб основателя скита поставить в новую могилу в самой часовне; эту могилу покрыть брусьями или каменным сводом и поставить над нею присланную от преосвященнаго раку, которую окружить железными решетками и покрыть покровами; при переложении мощей петь молебны о препод. Елеазаре. Впоследствии, вместо деревянной часовни, устроенной над могилою Преподобнаго в 1757 году, построена каменная, а в нынешнем столетии прежняя обветшавшая рака заменена новою, сделанною из меди и посеребренною. |
Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Соловецкие острова Соловецкие острова Соловецкие острова Соловецкие острова (Соловки) — архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. Площадь — 347 км². Это крупнейший архипелаг беломорского бассейн. Соловецкие острова состоят из шести крупных островов: Соловецкий (Большой Соловецкий) остров — 246 км² Соловецкий (Большой Соловецкий) — остров в составе архипелага Соловецкие острова. Является его самым большим по площади островом. Административно входит в Соловецкое сельское поселение Архангельской области России. Высшая точка — 80 метров. Расположена в центральной северной части. Анзерский остров, или Анзер — 47 км² Анзерский — второй по величине остров в составе Соловецкого архипелага после Соловецкого. Площадь 47 км². Административно принадлежит Архангельской области России. Наивысшая точка острова и всего архипелага — гора Вербокольская (высота 86 метров). С вепсского языка «Анзер» переводится как «очень вытянутый остров». От других островов архипелага Анзерский отделён проливом Анзерская Салма. Большая часть острова покрыта болотами, поросшими сосной. Имеется множество озёр, в их числе Большое Елизарово, Голгофское, Капорское. Крайние точки: мыс Кеньга — западная мыс Колгуев — восточная мыс Вербокольский — северная мыс Капельский — южная На острове были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. В XVII веке преподобный Елеазар Анзерский по благословению соловецкого игумена Иринарха основал Свято-Троицкий скит. В 1620 году на деньги матери царя Михаила Фёдоровича инокини Марфы в скиту была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Михаила 31 июля 1633 года царь Алексей Михайлович даровал скиту независимость от Соловецкого монастыря и установил ему ежегодное а в 1638 году отдал скит под охрану сумского В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме — Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа (высота 64 метра). В 1714 году им была построена первая деревянная церковь в память о Распятии Христовом. В 1856 году при архимандрите Досифее она была заменена каменным храмом, а деревянную церковь перенесли на вершину горы и заново освятили в 1865 |
На это отобрание церковного имущества Анзерского скита последовало уже после усмирения Соловецкого бунта. Причиною его было, вероятно, покаяние монаха Митрофана, бежавшаго из Соловецкого монастыря во время осады. Он сказал, что вино и рыбу для Соловецкого монастыря во время его осады доставлял Анзерский скит. В самый год смерти Никодима (1667 г.), по указу патриарха Иоасафа, отобраны были в Анзерском ските иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованныя грамоты и денег 494 рубля. Но, по просьбе строителя Романа, царь Феодор Алексеевич велел все отобранное возвратить и продолжать ружное и денежное жалованье на скит. В 1685 г. в бытность свою в Москве, Роман награжден многими царскими вкладами для Анзерской обители. До этого времени скит был независим от Соловецкого монастыря и такая независимость его не раз была подтверждаема царскими грамотами. Но в 1682 году указом архиепископа холмогорского Афанасия скит был отдан в ведение Соловецкого архимандрита и ему велено иметь строжайшее наблюдете за пустынниками и распоряжаться во всем по усмотрению. В 1698 году архиепископ Афанасий учредил в ските должность казначея по причине обветшания скитской колокольни и келейных зданий, а царь Петр I повелел, с 1700 года, вместо ружного и денежного жалованья на 17 монашествующих и церковныя потребности, выдавать по окончании каждаго года 145 рублей 26 алтын и 4 деньги. Видно, что скит не был в цветущем положении. Составитель жития преподобного Елеазара, около 1705 года, жалуется, что память об основателе скита почти изгладилась, и гробница его мало посещается. Неизвестно, чем бы кончилось такое положение скита, если бы не явился муж, который восстановил пустынную жизнь в Анзерском ските, оживил память об основателе его и положил начало новому приюту пустынников на горе Гогофе. Это был Иов, в схиме Иисус, в миру московский священник Иоанн Иоаннов, царский духовник, о котором мы скажем ниже. При строителе Спиридоне был построен новый деревянный храм и поправлен каменный Троицкий; но успехи духовной жизни за это время неизвестны. |
Вопросы священнику: книга 6 Иеромонах Иов (Гумеров). Вопросы священнику: кн. 6. — М.: изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 272 с. Издание содержит ответы на письма , которые приходят на сайт Сретенского монастыря www.pravoslavie.ru. Шестая книга «Вопросы священнику», как и пять предшествующих, посвящена духовным вопросам, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека, желающего идти путем спасения. В приложении — жития подвижницы благочестия инокини ивановского монастыря Досифеи и старца Новоспасского монастыря иеромонаха Филарета (в схиме Феодора), написанные тем же автором. Приводим отрывок из книги. Вопрос: Как относится Церковь к т.н. «Клятве Гиппократа»? Спаси Боже. David Сейчас уже невозможно разрешить вопрос о том, является ли знаменитый греческий врач с острова Коса Гиппократ (ок. 460 г. – 377 или 359 г. до Р. Х) автором этого текста. Ему приписано 72 сочинения, однако знаменитый врач Гален (2-й век по Р.Х.) признавал подлинными только одиннадцать. Но несомненно, что «Клятва» вполне соответствует четырем этическим принципам, которые выдвигал Гиппократ: приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогать природе и, соблюдая осторожность, щадить больного. «Клятва Гиппократа» представляет собой не просто моральный кодекс врача, но одновременно религиозно-этический документ, появившийся в языческом обществе. Автор текста клянется Аполлоном, Асклепием, Гигиеей и Панакеей (Гиппократ. Избранные книги. Т. 1. М., 1936, с. 87). Бог запрещает клясться идолами: Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги (Иер.5:7). Господь наш Иисус Христос дал нам евангельские заповеди, первая из которых – любовь к Богу и ближнему (Мф 22.36-40). Заповедь эта выше закона и клятвы. В притче о милосердном самарянине показан пример деятельного исполнения ее. Христианская любовь есть исполнение всех нравственных требований (Гал. 5:14; 6:2; Рим. 13:8 и сл.; Кол. 3:14); она не оставляет места никаким социальным или расовым преградам (Гал 3.28) и простирается даже на врагов (Мф. 5:43-47; Лк. 10:29-37). Многовековой опыт показывает, что заповедь любви является самым действенным и плодотворным руководством для врача-христианина. В измененном виде «Клятва Гиппократа» сохраняла силу во всех христианских странах в течение веков. |
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОВ АНЗЕРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Иов Анзерский. Иов Анзерский , в схиме Иисус ( 1635 - 1720 ), преподобный Память 6 марта , 29 мая , в Соборах Архангельских , Новгородских и Соловецких святых В миру Иоанн, родился в 1635 году в Москве . Вероятнее всего, происходил он из духовного звания, был воспитан в добрых нравах и получил хорошее воспитание. По достижении зрелого возраста благочестивый Иоанн был поставлен священником одной из Московских приходских церквей и проходил своё служение с таким вниманием и любовью, что имя его скоро сделалось известным по Москве. Истинное утешение он находил в совершении Литургии, которую служил с таким вниманием, благоговением и воодушевлением, что все невольно молились усерднее обыкновенного. После молитвы любимым делом отца Иоанна было творить милостыню. Он близко входил в положение своих прихожан, для бедняков часто устраивал трапезу, а для облегчения участи несчастных пользовался своим авторитетом среди влиятельных знакомых. Ворота его дома были всегда открыты, и всякий мог свободно прийти к любимому пастырю. А он, после беседы, при прощании одарял ещё каждого, чем мог. Весть о добром пастыре дошла вскоре и до самого императора Петра I . Император сделал отца Иоанна сначала придворным священником, а потом и духовником всего царственного дома. Став лицом важным, отец Иоанн ещё более стал благотворить ближним, ни в чём остальном не изменяя прежнего скромного образа жизни. Особенной любовью его с этого времени стали пользоваться богадельни и тюрьмы, которые он часто навещал. Через некоторое время случилась со старцем-иереем тяжкая болезнь (малокровие и обмороки), однако, через три месяца он поправился и, как бы предчувствуя приближавшуюся беду, стал опять всех принимать и со всеми прощаться. И предчувствие не обмануло святого старца. Когда началось «дело вора Гришки Талицына» отец Иоанн был оклеветан. Гришка во время исповеди открыл батюшке своё злоумышление, а отец Иоанн, сохраняя тайну исповеди, не донёс о сем начальству. Во время допросов Гришка объявил, что он исповедался пред духовником. На отца Иоанна донесли государю, который счёл обвинения против духовника обоснованными и приказал отправить отца Иоанна к епископу Холмогорскому Афанасию для пострижения в монахи на Соловках . |
| |