«Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь Славу»! Аминь. 1157  Сл. «Добротолюбие», ч. 1, 99. (А средоточие и основание молитвы есть Святое и достопоклоняемое Имя Господа нашего «Иисус»). 1180  Свящ. Стратилатов. «Собрание церк. поучений для простого народа». Книга сия удостоена премии Святейшего Синода, изд. 2. 1890 г. – Поуч. 31, стр. 102. 1198  Т. е. инок Хрисанф, написавший рецензию на книгу о. Илариона и с благословения архиеп. Антония напечатавший её в «Русском Иноке» в 1912 г. 1207  Выписки цитировались по: «Православная Церк. о почит. Имени Бож.» Изл. «Исповедник». СПб. 1914 г. 1212  Он сказал это с уверенностью, потому как сам уже назначен был председателем Издательского совета при Синоде и планировал перепечатать все книги, в которых Имя Господне прославляется... Но Бог не допустил этому совершиться. 1242  Виктор Успенский. «Поучение о молитве Господней», стр. 20. Моск. Университ. Типограф. 1858 г. 1254  Именно нигилист Хрисанф, скрывавшийся на Афоне в монашеской схиме под чужой фамилией, убежавший из России от правосудия, написал хульную рецензию на кн.: «На горах Кавказа». Отец Иоанн Кронштадтский называл Хрисанфа «жидовствующим иноком». Его хульную рецензию поместил архиеп. Антоний в своём «Русском Иноке». Так кто же был нигилист: ревностный монархист, в миру офицер Лейб-Гвардии Его Величества Гусарского Полка ротмистр, в монашестве иеросхимонах Антоний Булатович, послушник св. Иоанна Кронштадтского , – или «жидовствующий инок» Хрисанф и его покровитель, автор двух ересей, архиеп. Антоний (Храповицкий) ? Вопрос не требует ответа... Второй афонский ересиарх, учёный иеросхимонах Алексей Киреевский. Эти два главных ересиарха, друзья и родные по духу с архиеп. Антонием, воспалили сначала на Афоне, а затем и в России имяборческую ересь. 1265  Рукопись без названия из архива Е.В. Апушкиной. Фрагмент впервые опубликован в комментариях к кн. «Неизвестный Нилус», т. 2. М.: «Православный Паломник», 1995 г. «Свете тихий», стр. 487. 1269  Подробнее об отношении Оптинских старцев к имяславию см.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Но церковь была заперта, и тогда, прислушавшись, все поняли, что пение раздавалось из кельи усопшего старца. Они вошли в келью и огласили ее своим горьким плачем. С честию приготовили тело старца к погребению и перенесли его в церковь без народа. Хотя множество собралось на Голгофу людей, – а их никто не уведомлял о кончине старца, – но не могли прийти на перенос тела из кельи, вследствие особенно сильного дождя. Желание старца исполнилось – он был перенесен и погребен без «бытности мирских людей». Благоговейно отпели братия его тело, похоронили в могиле, собственноручно им выкопанной. Ныне над его могилой храм и устроена рака, на которой сделано и изображение самого иеросхимонаха Иисуса. А братия еще тогда положили на его могилу доску, на которой было написано: «Здесь скончался 1720 г., марта 6 дня, преподобный Иов, в схиме Иисус строитель прежде бывший анзерский, а потом голгофский, рожденный 1635 года. В монашество поступил 1701 года. В Анзерский скит пришел на безмолвие 1702 г. Строительство Анзерское принял 1706 г. В схиму постригся в 1710 году, на гору Голгофу пришел жить строителем 1714 года. Показавший образ добродетелей словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою сердечною». Этими словами братия кратко, но верно выразили свое замечательно правильное понимание личности иеросхимонаха Иисуса. Действительно, это был истинный христианин, никакие испытания не могли отвратить его от любви к Богу, ввергнуть в отчаяние и уныние. Вера и надежда всегда его поддерживали и тогда, когда другой впал бы в отчаяние, он нашел новые силы для новой деятельности и является перед нами великим в своем смирении подвижником благочестия. Благоговейная память о нем свято чтится служением панихид. Скит иеросхимонаха Иисуса, после его смерти, утратил свою самостоятельность, был в подчинении у Соловецкого монастыря, и из него были вывезены все его сокровища; братия разошлась в Анзерский скит и Соловецкий монастырь. В 1723 году он соединен с Анзерским скитом. В 1764 году отдан в ведение Соловецкого монастыря, настоятелем которого, Досифеем II был возобновлен и приведен в благоустроенный вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

363 ...яко же глаголеть Матфи... ...о техъ бо Лука написа тако... Марко же ο всхъ повдаеть... – Кирилл перечисляет евангелистов, которые различным образом повествуют об описываемых событиях. 364 ...тмь же Иоан Фелогъ рече... – Речь идет об Иоанне Богослове, почитаемом на Руси отцом церкви. 365 ...яже за Адама въ тьлю падша пострада... – Согласно христианскому учению, Христос пришел на землю, чтобы искупить своей смертью грехи первого человека – Адама. 366 На тръсти губою оцьта съ золчию въкуси... – Через несколько часов после распятия Иисус воскликнул, что жаждет. Вкусив уксуса, поднесенного κ его устам в губке на копье, он умер. Солдаты пронзили ему копьем ребра, и из ран потекла лимфа (вода) с кровью. На конкретной картине казни Кирилл еще раз строит развернутый символический образ искупления. 367 Блажен еси, Иосифе, паче патриарха Аврама, Исака и Якова! – Перечисляются наиболее чтимые иудейские патриархи, упомянутые в Библии. 368 ...его же образа не тьрпя зрти въ Хорив Моиси... – Β молодости Моисей, пася овец у горы Хорив, впервые услышал голос Бога из неопалимой купины; Моисей закрыл лицо руками, боясь увидеть Бога. 369 ...тма и на Фавор съ Илиею видвъ Христа...– Β Евангелии от Матфея рассказывается, как Христос повел на высокую гору Фавор трех апостолов и те увидели рядом с ним патриархов Илью и Моисея; это преображение Иисуса убедило апостолов, что Христос – сын Божий. 370 Давыд бо от Силома кивот съ Божиемь словом принесе... – Не Давид, а Самуил перенес ковчег с заветом из Силома на место сражения иудеев с филистимлянами ( 1Цар. 4 ); смешенне имен возникло от того, что в исходе этой войны именно благодаря Давиду была достигнута победа иудеев над врагами. 371 Подаждь, святе, всмъ нам твою помощь... – Заключительная молитва святому за город, князя и народ,– факт, необычный для торжественных Слов Кирилла и известный только в этом Слове. 372 ...к Василию, игумену Печерьскому... – Игумен Киево-Печерского монастыря (с 1182 г.) Василий был постоянным корреспондентом Кирилла Туровского , κ нему обращено и Послание Кирилла ο схиме (см. на с. 198). Как сообщают летописи, Василий был поставлен в игумены из попов-бельцов: до пострижения и возведения в игуменский сан (что произошло одновременно) он был настоятелем храма в одном из районов Киева – «на Щекавице», стал игуменом по выбору Киево-Печерской братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Над церковью 12-ти Апостолов находится Ризница Всероссийских Патриархов с домовою их церковью, в которой осталось и место для присутствования Патриархов во время Богослужения. Здесь хранятся саккосы, омофоры, епитрахили, митры, панагии, кресты и другие облачения Всероссийских Митрополитов и Патриархов. Предложим некоторые сведения о замечательнейших из этих предметов, расположив их в том порядке, в каком они хранятся в Ризнице. Клобуки 10 . Клобук Патриарха Филарета Никитича (1619–1633), вязанный из белого кручёного шёлка. На нём вынизан жемчугом херувим, на воскрыльях наложены дробницы, или золотые и серебряные, разной величины, пластинки, с изображениями разных святых. Клобук Патриарха Никона , из белой чешуйчатой камки. Наверху его утверждён четвероконечный крест, сделанный из драгоценных каменьев; на передней стороне и на воскрыльях его вынизаны жемчугом и вышиты шелками и золотом изображения разных святых. Кроме сих клобуков хранится ещё до 25 клобуков древних, которые, вероятно, употребляемы были древними святителями в домашней жизни. Чётки 11 . Чётки Патриарха Никона из белой рыбьей кости, с золотою, украшенною жемчугом, кистью. Кресты предносные 12 . Крест серебряный четвероконечный, украшенный драгоценными каменьями: алмазами, изумрудами и яхонтами. На нём с передней стороны – чеканное изображение Распятия Господня с таковыми же по сторонам буквами I.X, а в возглавии на серебряной дщице выведены латинские буквы: I.N.R.I., т. е. Иисус Назорянин Царь Иудейский. Крест этот утверждён на деревянном посохе, обложенном серебряными ложчатыми трубками. Крест кипарисный; на нём вырезаны двунадесятые праздники. Судя по работе и по греческим надписям, надобно полагать, что крест этот сделан в Греции, в каком-либо из Афонских монастырей; он утверждён на деревянном посохе, обложенном чеканным серебром. Посохи 13 . Посох Патриарха Филарета Никитича, обложен золотом с бирюзою. Другой посох Патриарха Филарета Никитича; возглавие его сделано из рыбьей кости, с надписью: «Филарет Патриарх Московский и всея России».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

На другом саккосе Фотия Митрополита вышиты также шелком и золотом: Распятие Господне, Сошествие Иисуса Христа во ад; пророки: Исаия, Иеремия, Моисей, Софония, Иезекииль, Иисус Навин, Иона, Елисей; свв. Василий, Николай, Афанасий Александрийский , Спиридон. Иоанн Златоустый , Григорий Богослов , Петр, Митрополит Русский, Кирилл Александрийский , Павел, Марк, Лука, Димитрий и т. д. Посреди саккоса вышит также греческий Символ веры . Изображения на этом саккосе размещены в таком же почти порядке, как и на первом. Саккос св. Петра Митрополита (1308–1325), из лазоревого атласа, с вытканными в кругах четвероконечными крестами. Этот саккос устроен был в то время, когда святой Петр был ещё во Владимире, откуда и привёз его в Москву, в 1325 г. Это священное одеяние первосвятителя Московского возлагаемо было на Всероссийских Патриархов при вступлении их на патриарший престол. Саккос Митрополита Макария (1543–1564), бархатный, украшенный жемчугом и серебряными дробницами. Он сделан царём Иоанном Васильевичем Грозным в соборную церковь Успения пресвятой Богородицы. Саккос Митрополита Дионисия; на нём выткано золотом и шелками Знамение Божией Матери. Это облачение было устроено Царём Иоанном Васильевичем Грозным по сыну его, Царевичу Иоанну Иоанновичу. Саккос Патриарха Иосифа (1642–1652). На нём с обеих сторон выткано золотом и серебром изображение Спасителя, сидящего на престоле и благословляющего именословно. Замечательно, что на древних облачениях, хранящихся в Патриаршей Ризнице, святые встречаются благословляющими. Поэтому, когда приходят в Патриаршую Ризницу старообрядцы и рассматривают святительские облачения, в особенности, саккосы св. Фотия Митрополита, то нередко приходят к убеждению в истине крестного перстосложения, употребительного в православной христианской церкви. Кресты. Крест из частей животворящего древа Креста Господня. Этот крест устроен Германом Митрополитом Адрианопольским. В большие праздники: в Воздвижение Честного и Животворящего Креста и в неделю Крестопоклонную, этот Крест выносится в церковь 12-ти Апостолов для поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Подошедши к раке преподобного Саввы, он спросил бывших тут монахов: «давно ли спит здесь этот старец?». Ему отвечали: «пятую сотню лет». Тогда он велел запереть собор и приставить к нему свою стражу, и таким образом обитель была спасена 134 . К Саввинскому монастырю принадлежит Саввинское подворье, находящееся в Москве, на Тверской улице, с домовой церковью во имя преподобного Саввы Сторожевского. Здесь имеют местопребывание преосвященнейшие викарии Московские. Иосифов монастырь (В восемнадцати верстах от уездного города Волоколамска) Иосифов монастырь основан был в 1479 году преподобным Иосифом, игуменом Волоколамским. Преподобный Иосиф родился в 1440 году от благочестивых родителей Иоанна и Марии Саниных. С ранних лет он начал изучать Священное Писание и прилепляться душой к Богу. Возлюбивши иноческое житие, Иосиф скоро оставил мир и поселился в обители преподобного Пафнутия Боровского, где и принял иноческий образ. В этой обители он провёл 17 лет в подвигах духовной жизни и потом был здесь игуменом. Когда князь Волоколамский Борис Васильевич вознамерился основать в своей области монастырь, то, узнавши о благочестивой жизни преподобного Иосифа, послал звать его к себе. Когда прибыл к нему Преподобный, то князь предложил воздвигнуть в области своей монастырь. Иосиф исполнил повеление князя, и в 1479 году заложил недалеко от Волоколамска, в дремучем лесу монастырь во имя Успения Богоматери, в устроении которого помогал ему сам князь и бояре. Когда основан был монастырь, то скоро собралось к нему значительное число братии; Преподобный принимал всех с любовью, утешал и укреплял Словом Божиим, и своей жизнью служил для всех примером. В то время в Новгороде возникло лжеучение, под именем «ереси жидовской» Лжеучители утверждали, что Закон Моисеев есть единый Божественный Закон, что Иисус Христос должен ещё родиться, а потому; отвергали Таинства Церкви, почитание Святых икон и Воскресение мёртвых. Этой: ересью заражены были многие из знатных лиц и ей покровительствовал тогдашний митрополит Зосима.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Богатство неизреченное обрел еси царствующий град Москва, воистину еси богат, таковый бо светильник в тебе воссия, благоверный князь Даниил. Заступник твердый явися граду своему, и молися Христу Богу о чтущих святую память твою. Слава, глас 8-ой: Приидите, Российские велицыи цари и христолюбивии князи мудрые, и вельможи, вси богатии, и нищии, и вси православнии людии, в пречестную обитель и поклонимся и припадем ко многоцелебной раце святых мощей благовернаго и преподобнаго княвя Даниила, тот нас свободит от рук неверных язык и злотворных человек. И из рук ненавистных молитвами его от них свободи мя. И ныне: Богородичен: «Владычица, приими молитву» Славословие. Час 1-ый. На Литургии: Блаж. обоих канонов. Песнь 3 и 6 , 1. Апостол, к Коринфянам. Зачало 181. Братие, комуждо дастся...; конец: Якоже хощет. Аллилуиа. Евангелие от Луки, зачало 24. «Во время оно ста Иисус на месте равне...»; конец: «себо мзда ваша многа на небеси». Причастен: В памят вечную будет праведник. На трапезе братии утешение велие. (Л. 42 об.) Стихиры и каноны благоверному и великому князю Даниилу сотворены. По благословению святейшего Иова, патриарха Московского и всея России (л. 43), тщанием и трудами Симеона Романовича Олферьева да инока Сергия, честной обители Пресвятой Троицы Даниилова монастыря Переяславля Залесского. 2 В истории Российской Иерархии, в описании монастырей Ратшина годом основания Данилова монастыря полагается 1272 год. На основании подобных сказаний в 1872 году 1-го сентября, в день особенно торжественного праздника в Даниловом монастыре, были еще приложены на Литургии благодарные прошения и молитва . С 1272 года по 1872 г. было 600 лет. В 1272 г. ноября 9-го Даниилу было 11 лет, но в это время он не имел своего отца в живых. Москва была его уделом. 4 Св. Петр, митрополит, поставлен в митрополиты в 1808 году, после смерти святого великого князя Даниила. 6 О сем митрополите упоминается в Степенной, что он был митрополитом Переславским при великом князе Данииле. 7 В Лаврентьевской летописи XIV в., изданной археографическою комиссиею 1872 года, сказано: В лето 6812 (11) месяца марта 5 (4) на безымянной неделе преставися князь Данило Александрович на Москве в своей отчине в черницах и схиме (По списку Моск. д. академии, л. 501). В лето 6811 преставися князь Данило Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Подробную информацию о всех экспозициях Соловецкого музея-заповедника можно узнать на сайте http://www.solovky.ru/. Наиболее популярные маршруты: 1. Остров Анзер. Здесь были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схимеИисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа. 7 февраля 1929 года в больничном изоляторе, который сделали в скиту, окончил свой земной подвиг священномученик Петр Зверев. Там же, на месте братских могил, выросла необычная береза, ветки которой раскинулись правильным крестом. Попасть сюда можно только по морю с экскурсией. 2. Свято-Вознесенский скит на Секирной горе Большого Соловецкого острова. Во времена лагеря в скиту был штрафной изолятор, одно из самых страшных мест лагеря СЛОН. От подножия горы к скиту ведет крутая лестница — 71 м в высоту. С нее сбрасывали больных, чтобы не тратить на них патроны. 3. Остров Большой Заяцкий. Портовый комплекс, предназначавшийся для приема торговых и промысловых судов, был основан в XVI веке при святом игумене Филиппе. Летом 1702 года в гавань на Заяцком острове зашли суда Петра I. Государь приказал построить на острове деревянную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. Эта церковь сохранилась до наших дней. В лагерное время здесь был женский штрафной изолятор. Попасть на остров можно только по морю с экскурсией. 4. Остров Муксалма. Остров соединяется с Большим Соловецким островом дамбой длиной 1220 метров. Это уникальное техническое сооружение — результат труда монахов в 60-х годах XIX века. На острове находится скит преподобного Сергия Радонежского. Во время гонений XX века скит был тюрьмой. Сейчас в нем восстановлена церковная жизнь. До острова можно дойти пешком (9 км). Дамба — редкое по красоте место. Также интересно Судоходная озерно-канальная система Соловков (Большой Соловецкий остров) построена монахами в XIX веке. Общая протяженность системы — около 12 километров. По каналам перевозили стройматериалы монастырские паровые катера. Здесь можно взять лодки напрокат и самостоятельно проплыть два лодочных маршрута — «Малый круг» и «Большой круг». Прокат стоит около 100 рублей в час.

http://pravoslavie.ru/55392.html

в Ризнице. 1. Клобуки. Клобук патриарха Филарета Никитича (1619–1633), вязанный из белого кручёного шелка. На нем вынизан жемчугом херувим, на воскрылиях наложены дробницы, или золотые и серебряные, разной величины, пластинки, с изображениями разных святых. Клобук патриарха Никона , из белой чешуйчатой камки. На верху его утвержден четвероконечный Крест, сделанный из драгоценных каменьев; па передней стороне и на воскрылиях его нанизаны жемчугом и вышиты шелками и золотом изображения разных святых. – Кроме сих клобуков хранится еще до 25-ти клобуков древних, которые, вероятно, употребляемы были древними святителями в домашней жизни. 2. Четки. Четки патриарха Никона из белой рыбьей кости, с золотой, украшенной жемчугом, кистью. 3. Кресты предносные. Крест серебряный, четвероконечный, украшенный драгоценными каменьями: алмазами, изумрудами и яхонтами. На нем с передней стороны – чеканное изображение Распятия Господня с таковыми же по сторонам буквами I. X., а в возглавии на серебряной дщице наведены латинские буквы: I. N. I., т. е. Иисус Назарянин Царь Иудейский. Крест этот утверден на деревянном посохе, обложенном серебряными ложчатыми трубками. – Крест кипарисный; на нем вырезаны двунадесятые праздники. Судя по работе и по греческим надписям, надобно, полагать, что крест этот сделан в Греции, в каком–либо из Афонских монастырей; он утвержден на деревянном посохе, обложенном чеканным серебром. 4. Посохи. Посох патриарха Филарета Никитича, обложен золотом с бирюзой. – Другой посох патриарха Филарета Никитича; возглавие его сделано из рыбьей кости, с надписью: «Филарет Патриарх Московский всея России». – Посох патриарха Никона серебряный, сканный с финифтью весьма искусной работы; возглавие его сделано в виде змеиных глав. 5. Мантии. Мантия патриарха Иоакима (1674–1690), сделана из зеленого бархата, на ней из золотой тесьмы сделаны источники. На скрижалях вынизаны вверху кресты, а внизу херувимы. – Мантия патриарха Адриана (1690–1700), из зелёного бархата с источниками из золото-серебряного кружева. На верхних скрижалях сделаны четвероконечные кресты, а на нижних–звезды с драгоценными каменьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

– На другом саккосе Фотия митрополита вышиты также шелками и золотом: Распятие Господне, Сошествие Иисуса Христа в ад; пророки Исайя, Иеремия, Моисей, Софония, Иезекииль, Иисус Навин, а, Елисей; свв.: Василий, Николай, Афанасий Александрийский , Спиридон, Иоанн Златоуст , Григорий Богослов , Петр, Митрополит Русский, Кирилл Александрийский , Павел, Марк, Лука, Дмитрий и т. д. Посреди саккоса вышит также греческий Символ Веры . Изображения на этом саккосе размещены в таком же почти порядке, как и на первом. – Саккос св. Петра Митрополита (1308–1325), из лазоревого атласа, с вытканными, в кругах, четвероконечными крестами. Этот саккос устроен был в то время, когда Святой Петр был еще во Владимире, откуда и привез его в Москву в 1325 г. Это священное одеяние Первосвятителя Московского возлагаемо было Всероссийских патриархов, при вступлении их на патриарший престол. – Саккос митрополита Макария (1343–1364), бархатный, украшенный жемчугом и серебряными дробницами. Он сделан был Царем Иоанном Васильевичем Грозным в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы. – Саккос митрополита Дионисия; на нем выткано золотом и шелками Знамение Божией Матери. Это облачение было устроено Царем Иоанном Васильевичем Грозным, в память о сыне его, Царевиче Иоанне Иоанновиче. – Саккос патриарха Иосифа (1642–1632). На нем с обеих сторон выткано золотом и серебром изображение Спасителя, сидящего на престоле и благословляющего именословно. Замечательно, что на древних облачениях, хранящихся в Патриаршей Ризнице, святые встречаются благословляющими именословно. Поэтому, когда приходят в Патриаршую Ризницу старообрядцы и осматривают святительские облачения, в особенности, саккосы Фотия митрополита, то нередко приходят к убеждению в истинно–крестного перстосложения, употребительного в православной христианской церкви. 7. Кресты. Крест из частей животворящего древа Креста Господня. Этот крест устроен Германом митрополитом Адрианопольским. В большие праздники: в Воздвижение Честного и Животворящего Креста и в неделю Крестопоклонную, этот Крест выносится в церковь 12-ти Апостолов, для поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010