Что же получается? Ведь христианин живет от Литургии до Литургии. Значит, от воскресения до субботы мы шесть суток были бы лишены причащения Св. Таин. Не нарушая, с одной стороны, строгости Великого Поста, а с другой стороны, не лишая верных чад своих Св. Таин, Церковь и положила в будничные дни Великого Поста совершать такую вот неполную Литургию. По всей видимости, в древности Литургия Преждеосвященных совершалась Великим Постом каждый день. Ныне практика другая. Но и в ранние времена в разных местах была, видимо, разная практика. Скажем, из писаний свт. Василия Великого мы знаем, что в 4 веке в Кесарии Каппадокийской был обычай совершать Евхаристию четырежды в неделю: в среду, пятницу, субботу и воскресенье. Ныне Литургия Преждеосвященных совершается: на 1, 2, 3, 4, 5 и 6-й седмицах – каждые среду и пяток; на 5-й седмице в четверток (стояние Марии Египетской); на Страстной седмице – в понедельник, вторник и среду. Получается 16 Литургий Преждеосвященных Даров. Плюс внеочередные Литургии Преждеосвященных – на память первого и второго обретения честной главы Иоанна Предтечи, в какой бы будничный день ни попало это празднование – кроме 1-й седмицы, отличающейся особой строгостью. Даже если престольный праздник попадает на эту седмицу, все равно Литургии Преждеосвященных нет, и никогда не бывает никакой Литургии в понедельник, вторник, четверток первой седмицы. Даже если Сретение Господне попадает на понедельник 1-й седмицы, все празднование перемещается на день назад – на Прощеное воскресение. Начиная же со 2-й седмицы, можно служить Литургию Преждеосвященных. И еще один день, который доставляет дополнительную Литургию Преждеосвященных – память 40 мучеников Севастийских (9 мая ст. ст.). Что касается Благовещения, то здесь совершается полная Литургия Иоанна Златоустог о, в какой бы день оно ни прилучилось, даже в Великий Пяток. Но если Благовещение попадает на одно из воскресений Великого Поста, то совершается Литургия Василия Великого . То есть смысл в том, что на Благовещение никогда не бывает Литургии Преждеосвященных (или никакой не бывает – великия ради нужды; но только не Преждеосвященной). Что касается среды и пятка Сырной седмицы, то никакой Литургии в эти дни не положено (за исключением той ситуации, когда на эти дни попадет праздник Сретения). Чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вторая седмица поста менее строга, чем первая. Устав предписывает однократный прием растительной пищи без масла. В субботу и воскресенье второй седмицы Великого поста полагается вареная растительная пища с растительным маслом. Практика поста многих современных приходов такова: во все седмичные дни кроме среды и пятницы, а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом. В среду и пятницу – вареная растительная пища без масла. Это относится и ко всем остальным седмицам Великого поста. Суббота 3-й седмицы также является Вселенской родительской субботой. В этот день совершается сугубое поминовение усопших. Неделя третья Великого поста. Крестопоклонная. Поклонение Животворящему Кресту Господню начинается в субботу третьей седмицы выносом его на середину храма во время утрени. В этот момент в храмах звучит тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Эта Неделя и последующая за ней седмица называются Крестопоклонными. Напоминание о страданиях и смерти Христовой призвано укрепить христиан и воодушевить их к продолжению поста. Поклонение Святому Кресту продолжается до пятницы, когда он перед начальным возгласом Литургии вносится обратно в алтарь. Практика поста современных приходов в дни поклонения Святому Кресту такова: во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла. Суббота 4-й седмицы также является Вселенской родительской субботой. Как и в две предыдущие субботы Великого поста, совершается сугубое поминовение усопших. Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника . Святой Иоанн Лествичник , игумен монастыря Синайской горы, являющийся автором «руководства для духовной жизни» – книги «Лествица» (VI-VII вв.), дает своей жизнью и творчеством высокий пример «царского пути» в православной аскетике. Будучи, с одной стороны, человеком строгой постнической жизни, он уклонялся от всякого рода особенных подвигов. Он не дополнял иноческий устав сугубым воздержанием в пище и не проводил ночей без сна, чтобы «непрестанным бодрствованием не погубить ума».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   Последование этой недели из Минеи дневному святому, как и во все следующие недели Великого поста, совершается в пятницу на повечерии.    В субботы 2-ую, 3-ю и 4-ую Великого поста совершается заупокойная служба с поминовением усопших. Но если в одну из этих суббот придется праздник Предтечев 24 февраля, или 40 мучеников 9 марта, или Благовещения 25 марта или храмовой праздник, заупокойная служба отменяется. Вторая неделя Великого поста    Во вторую неделю Великого поста празднуется память св. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитскаго, который против еретика Варлаама защитил учение о божественности благодатного света, которым просиял Господь на Фаворе, и который озаряет человека в результате усиленного подвига молитвы и поста. Это, так сказать, праздник торжества православного подвижничества над рационалистическими лжеучениями, отвергающими значение постного подвига. Крестопоклонная неделя    В третью неделю Великого поста совершается служба в честь Креста Господня, который на всенощном бдении, после Великого славословия, торжественно износится на середину храма для поклонения, отчего не только эта неделя то есть воскресный день, но и вся следующая за ней седмица, носит название Крестопоклонной. Крест износится в середине поста для ободрения и укрепления духовных сил постящихся в напоминание о страстях Господних, подъятых нашего ради спасения и о последовавшем за ними преславном воскресении Господа из мертвых, почему, прославляя Крест Господень, Церковь поет: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Изнесение Креста происходит точно так же, как на праздник Воздвижения, но не бывает самого воздвижения, а только одно поклонение Кресту с пением: «Кресту Твоему». Это поклонение Кресту повторяется также в понедельник и среду следующей Крестопоклонной седмицы на 1-ом часе, вместо пения: «Стопы моя направи по словеси Твоему…» и в пятницу по отпусте всех часов, когда, по целовании Креста, он относится в алтарь. При поклонении Кресту поются всегда стихиры: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся…» В течение всей этой седмицы в богослужебных песнопениях прославляется Крест Господень. В среду и пяток сей седмицы служба по Триоди, а рядовому святому из Минеи, вычитываем на Повечерии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

В среду и пятницу Сырной седмицы не положено совершать Литургию. Кроме того, Сырная седмица является сплошной – пост среды и пятницы отменяется. Но церковный Устав предписывает во все эти дни воздерживаться от мясной пищи. Уставные указания о воздержании в дни Великого поста Чинопоследования Великого поста существенным образом отличаются от состава богослужений во все остальные дни церковного года. Службы становятся очень продолжительными, поскольку обычный состав утренних и вечерних служб дополняется специальными постовыми чинопоследованиями. Все великопостные чинопоследования содержатся в богослужебной книге, называемой Триодь 9 . Святая Четыредесятница состоит из шести седмиц. Лазарева суббота, Вербное воскресенье и Страстная седмица стоят особо и в ее состав не входят. По строгости воздержания седмицы Великого поста отличаются друг от друга. Самыми строгими являются первая и Страстная, в некоторые дни которых положено полное воздержание от пищи. Уставные указания о воздержании в пище Великим постом («о велицей четыредесятнице, яже должен всякий христианин хранити») содержатся в 32-й главе Типикона. 1 . В понедельник и вторник первой седмицы Великого поста вкушение пищи не положено. Первый прием пищи (хлеб «тепл», вареные овощи, теплая вода с медом, т. е. вареная растительная пища без масла) полагается в среду после совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Для тех, кто не в состоянии выдержать такие предписания, и для престарелых Устав разрешает перенести первый прием пищи (хлеб и квас) на вторник, после вечерни. 2 . В остальные седмицы Святой Четыредесятницы с понедельника по пятницу положен однократный прием растительной пищи без масла: вечером. 3 . В субботы и воскресенья Великого поста положен двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином. 4 . Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если этот день будет прежде Лазаревой субботы) разрешается растительное масло и вино. 5 . В сам день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если он не приходится на Страстную Седмицу) и в Вербное Воскресенье полагается рыба.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Литература Чины божественной литургии, дни их совершения Суточное богослужение Православной Церкви завершается Божественной литургией. Божественная литургия - главное церковное богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии: умилостивительное, благодарственное, хвалебное, творимое в воспоминание Спасителя и совершенного Им искупления мира, приношение Богу таинственной жертвы Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина и преподание их верующим для вкушения. В Русской Православной Церкви употребляются три чина Божественной литургии: святого Василия Великого , святого Григория Двоеслова , или Преждеосвященных Даров, и святого Иоанна Златоустого . Божественная литургия святого Василия Великого совершается 10 раз в году: в навечерия или в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, 1 января, в воскресенья 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е Великого поста, в Великие четверток и субботу. Божественная литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток первых шести седмиц и во вторник или четверг 5-й седмицы Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы и в другие указанные Уставом дни Великого поста. Она может также совершаться в честь почитаемого святого, если память ему случится в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы, но только в том случае, когда этому святому Уставом указан полиелей. В предпразднство Благовещения она совершается, если предпразднство бывает в среду и пяток. Непредвиденных Божественных литургий Преждеосвященных Даров быть не может, так как дни совершения их точно определены Уставом. Есть дни в году, когда не полагается совершать Божественную литургию, например в среду и пяток Сырной седмицы, потому что (в та два дни поем аллилуиа с поклоны, вечер и утро). К этим дням вполне приложима указанная известным православным канонистом Феодором Вальсамоном (XII в.) причина неслужения полной Божественной литургии во время Святой Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы: Постные дни учинены быть для плача и умиления, во очищение грехов каждого; приносить же Богу жертву есть торжествовать, а торжествовать не что иное есть, как веселие. Како убо может кто и плакать и купно радоваться?. Кроме указанных двух дней, Божественной литургии по той же причине не полагается Уставом в понедельники, вторники и четверги Великого поста, в Великий пяток, в пяток перед Рождеством Христовым и Богоявлением, если эти праздники случаются в воскресенье и понедельник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Православно-кафолическая Церковь содержит четыре 162 поста многодневных: 1, великий или св. Четыредесятницу (продолжающуюся до Лазаревой субботы), с которою непосредственно соединен пост страстной седмицы; 2, пост св. апостолов (Петров), продолжающийся от одной до шести недель, сообразно с тем, как рано или поздно бывает Пасха; он начинается с недели всех святых, первой по пятидесятнице, и оканчивается в праздник свв. апп. Петра и Павла; 3, Успенский с 1 до 15 августа, и 4, Христорождественский или Филиппов от 15 ноября до 24 декабря, и несколько однодневных, т. е. 1, по средам и пяткам чрез весь год, кроме сплошных седмиц: а) седмицы, следующей за неделею мытаря и фарисея; б) светлой седмицы; в) первой седмицы по пятидесятнице, и г) двенадцати дней от Рождества Христова до навечерия Богоявления; 2, в навечерие Богоявления; 3, в праздник Воздвижения честного Креста, и 4, в день Усекновения главы св. И. Предтечи. Кроме общих постов в нашей Церкви могут быть и частные. 163 14 ноября пред постом Рождественским и 31 июля пред постом Успенским – у нас последние числа, в которые разрешается мясоястие; но если числа сии падут на среду, или пяток, – то мясоястие в эти дни воспрещается, 164 равно как и прекращение Апостольского и Успенского поста не бывает в среду или пяток. 165 Но в день Рождества Христова и Богоявления, если случатся в среду или пяток, мирянам разрешается на мясо, монашествующим на сыр и яйца. 166 В сырную седмицу у нас полагается полупост: запрещается ядение мяса, но разрешается употреблять масло, молоко, сыр и яйца. 167 По уставу нашей Церкви пост имеет четыре степени: 1, совершенное неядение, 2, сухоядение, состоящее в хлебе, воде, плодах, сухих овощах и т. п., 3, варение без елея, или с елеем, и 4, ядение рыбы. Совершенное неядение заповедуется уставом нашей Церкви в первые два дня первой седмицы великого поста 168 и в последние два дня страстной седмицы; 169 только престарелым и немощным позволяется вкушать хлеб и воду или квас после вечерни во вторник на первой седмице Четыредесятницы, или по захождении солнца в великий пяток. Сухоядение предписывается в продолжение Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений, 170 и по понедельникам, средам и пяткам в прочие три многодневные посты. 171 Принятие пищи в постные дни заповедуется однократное в 9 часу (в 3 пополудни), 172 или после трех четвертей дня. Во дни субботние и воскресные в св. Четыредесятницу разрешается принятие пищи по литургии без продолжения неядения до трех четвертей дня, 173 и при том двукратное.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Служба в неделю крестопоклонную имеет ту особенность, что на малой вечерне выносится крест из сосудохранильницы или жертвенника на престол, а на утрени – с престола на средину храма для поклонения, так же, как и 1 августа. Поклонение же кресту, кроме 3-й недели (воскресения) Великого поста, бывает в седмицу крестопоклонную, в те дни, которые св. Церковь по преимуществу назначает для моления и поста, а именно в понедельник и среду, на 1 часе, и в пятницу, по окончании всех часов. В четвертую неделю (воскресение) Великого поста творится память св. Иоанну Лествичнику . После поклонения кресту Церковь поучительно воспоминает сего святого, который изобразил лествицу добродетелей, украшающих жизнь людей, несущих крест, и сам своей жизнью показал живой пример несения креста и лощения. На пятой седмице Великого поста, по причине чтения великого канона (в четверток или вторник) и акафиста (в субботу), указано особое распределение чтения кафизм. В четверток 5-й седмицы читается великий канон св. Андрея Критского и канон в честь св. Марии Египетской, что называется «стоянием Марии Египетской», иногда же – Андреевым стоянием. На утрени положено читать житие Марии Египетской. Каноны эти по частям читаются на повечерии 1-й седмицы Великого поста. Чтением этих канонов при конце св. Четыредесятницы св. Церковь желает поддержать ревность христиан к духовным подвигам. На вечерне накануне чтения великого канона, кроме пяти стихир (поемых на 6) Иосифа Студита, поются по алфавиту 24 стихиры св. Андрея Критского . Стихиры эти, по содержанию, покаянные, умилительные, как и великий канон. Всякая из 24 стихир заканчивается одними и теми же словами: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» – словами, выражающими сущность содержания их. В среду вечера и в четверток к утрени и к вечерне положен звон в красные, т.е. звон не великопостный. Повечерие на день канона бывает малое, в самый день чтения канона совершается литургия Преждеосвященных Даров. В субботу 5-й седмицы совершается последование молебное акафиста Пресвятой Богородицы в воспоминание избавления в этот день, в 626 году, Константинополя от нападения персов и аваров заступлением Божией Матери, икону которой во время осады города обносили по стенам константинопольским. В субботу 5-й седмицы Великого поста акафист читается на утрени раздельно в 4 раза, заменяя седальны, кондаки, икосы Минеи, и в каждый раз читается по три икоса и по три кондака. Так, во-первых, после 16-й кафизмы и малой ектении; во-вторых, после 17-й кафизмы и малой ектении; в-третьих, по 3-й песни канона; в-четвертых, по 6-й песни канона. Каждый отдел начинается и оканчивается пением кондака «Взбранной воеводе», в последнем же отделе, кроме того, перед этим кондаком снова повторяется первый икос «Ангел предстатель». На утрени поется великое славословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Великое славословие поется в день Благовещения только тогда, когда оно бывает и без праздника Благовещения, именно, если оно случится в субботу или неделю (воскресение) великого поста 56 . В прочие дни поста славословие на утрени то, которое читается. В пасхальную седмицу, в день Благовещения, не положено великого славословия. В те дни, в которые в день Благовещения в великом посту не поется (а читается) великое славословие, в конце утрени бывает ектения: «Помилуй нас, Боже» (а не читается «Господи помилуй» 40 раз). Великие поклоны на утрени в день Благовещения положены только в те дни, в кои они обыкновенно бывают в посту. И бывают с молитвой: «Господи и Владыко живота моего», только три поклона после ектении: «Помилуй нас, Боже». «Часы в день Благовещения бывают иногда великопостные, именно, если Благовещение случится в те дни великого поста, в которые полагаются часы великопостные, так: в понедельник, вторник, среду, четверг и пяток великой четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду страстной седмицы. На великопостных часах читаются кафизмы. На крестопоклонной седмице бывает в понедельник, среду (на 1 часе) и пятницу (по отпуске часов), поклонение кресту. На страстной седмице на часах читается Евангелие. Но поклоны на великопостных часах в великую четыредесятницу положены только на 1–м часе и в конце изобразительных, а не бывают на 3–м, 6–м и 9–м часах. В страстную же седмицу положены на каждом часе. И никогда не бывает в Благовещение более 3–х поклонов. На 1–м часе в день Благовещения, после поклонов не читается Трисвятое, но после них сряду следует молитва: «Христе свете истинный». Когда Благовещение случится в субботы и недели великой четыредесятницы, также в четверток и субботу страстной седмицы, тогда бывают обычные часы, вседневные. В четверток и субботу страстной седмицы 3–й, 6–й и 9–й часы совершаются вместе. После них бывает отпуск» 57 . «Литургия в праздник Благовещения, в какой бы день он не случился, всегда совершается (полная) или св. Иоанна Златоустог о, или св. Василия Великого . Литургия преждесвященных даров никогда не совершается. Литургия св. Василия Великого совершается, если Благовещение случится в 3–ю, 4–ю, 5–ю недели (воскресенья) великой четыредесятницы, в великий четверток и в великую субботу, т. е. в те дни, когда положено совершать ее, хотя бы и не было праздника Благовещения» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мониторинг СМИ Четвертая седмица Великого поста — о чем не забыть Продолжается поклонение Кресту, в воскресенье — память Иоанна Лествичника 08.04.2024 15:23 Фото: pravmir.ru Четвертая седмица Великого поста в 2024 году — с 8 по 14 апреля. Что нужно успеть на этой неделе — рассказывает «Правмир».  В понедельник, среду и пятницу этой седмицы на службах совершается поклонение Кресту. В пятницу по окончании часов, перед литургией, Крест уносится в алтарь. Вся четвертая седмица называется Крестопоклонною. В пятницу, 12 апреля, Четвертой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров. В субботу Четвертой седмицы, 13 апреля, совершается заупокойная служба — это последняя, третья, суббота особого поминовения усопших. Субботы 2-й, 3-й  и 4-й седмиц назначены Церковью для поминовения усопших по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.  Но в 2024 году в субботу третье седмицы  заупокойная служба не совершалась по случаю Предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы. На этой неделе пост проходит свой экватор, а в воскресенье, 14 апреля, Церковь отмечает день памяти преподобного Иоанна Лествичника, который, по словам митрополита Антония Сурожского, «сделал попытку нам показать, как из глубины греховной, из нашей немощи, из нашего несовершенства мы можем вырасти в полную меру той святости, которая нам предложена Крестом и любовью Господней. Когда перед нами встает вопрос, что же делать, перед нами встают тысячами и свидетели о том, как поступить и что сделать». Главное творение преподобного Иоанна, «Лествица», особенно чтится монахами, но и миряне стараются еще раз перечитать «Лествицу» в дни Великого поста. Это учение о восхождении ко Господу, когда христианское возрастание и преуспеяние достигаются через подвиги.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

§4.1. Особенности в среду и пятницу сырной седмицы Кафисм нет. Тропари великопостные читаются без пения и без поклонов 232 . По «Отче наш…»: кондаки Часослова на ряду. Молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю поклонами. Если принять во внимание изложенное ранее объяснение святителя Афанасия (Сахарова) , что в конце 9-го великопостного часа совершается 3 поклона из-за того, что при пении Блаженн на изобразительных полагается 17 поклонов, то можно сделать вывод, что, когда Блаженны не поются (а читаются), на 9-м часе следует совершать молитву преподобного Ефрема Сирина со всеми 16-ю поклонами. Потому на сырной седмице, когда Блаженны на изобразительных не поются, более уместны все 16 поклонов в конце 9-го часа, хотя Типикон об этом конкретно не говорит. §4.2. Особенности в понедельник, среду и пятницу 4-й седмицы Великого поста Так как 4-я седмица – Крестопоклонная, то в понедельник, среду и пятницу этой седмицы на часах имеют место две особенности, связанные с поклонением Кресту (в остальном часы совершаются по обычному великопостному чину). Эти особенности указаны в 49-й главе Типикона. После Богородична на 1-м часе в понедельник и среду совершается поклонение Кресту: священник поет трижды «Кресту Твоему…» с поклонами, затем хор повторяет трижды «Кресту Твоему…» (без поклонов), затем поются стихиры на поклонение Кресту «Приидите, вернии…» 233 (на практике зачастую опускаются). По «Отче наш…»: кондак Кресту «Не ктому пламенное оружие…» (на всех часах). §4.3. Особенности в случае полиелейного святого в седмичный день Великого поста Особенности данного богослужения указаны в Типиконе в Марковой главе 24 февраля («Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов»). Кафисмы читаются без пения (то есть «Славы» между кафисмами не поются, а читаются). Тропарь и кондак святого, читаются на каждом часе (постные тропари и кондаки часов опускаются). Молитва преподобного Ефрема Сирина с 3 поклонами (на 1-м часе конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный…»). §4.4. Особенности в случае Благовещения Пресвятой Богородицы в седмичный день Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010