10) Николай Кочанов (27 июля), новгородский уроженец, прозванный так за то, что бросал «кочанми» в юродивого Феодора 41 † 1392 года. 11) Феодор новгородский (19 янв.) родился в Новгороде в первой половине XIV в., но в каком году – неизвестно; есть догадка, что годы его рождения относятся ко времени между 1325–1335 г.; † 1395 г. 42 . Служба, молитва , житие блаженного были написаны в начале XVI в., но имя благоговейного их составителя неизвестно. 12) Георгий Шенкурский (23 апр.) в XV в., подвизался в окрестностях города Шенкурска. Родители его были простые поселяне из деревни Яруполи по фамилии Будиловы. Рукописное его житие обнародовано архимандритом ныне епископом Рыльским Никодимом 43 . Умер он в 1392 г., по рукописным святцам в 1462 г., а в сочинении «достопамятности г. Шенкурска» указывается год смерти 1450. Житие и чудеса его написаны не позже первой половины XVII в., так как предпоследнее чудо (9-е) помечено 1640 г. 44 . 13) Иаков Боровицкий (23 окт.). Кто был он родом, где жил и где умер, об этом достоверных сведений нет. В 1440 г. тело его принесено на льдине по Мете, против течения реки, к Боровицкому порогу 45 . 14) Максим Московский (11 ноября) † 1433 г., проф. Ключевский говорит, что «о св. житии его быша не малая книга написанная», неизвестно куда пропавшая 46 и оно известно только по краткой редакции, писанной во второй половине XVI века. 15) Михаил Клопский (11 янв.) жил при великом князе Василии Димитриевиче, при митр. Фотии (греке из Морей), при игумене Троицкого Клопского монастыря (в 15 вер. от Новгорода близ реки Вояжи) Феодосии 47 . О времени прихода св. Михаила (23-го июня 1408 г.) в Клопский монастырь упомянуто в Новгородской летописи III под 6916 г. 48 . Житие его в первый раз, как видно из похвалы святому 49 , написано было некиим рабом Арсением, а дополнено и распространено, как ясно из летописи по Воскресенскому списку 50 , боярином Тучковым, которому Владыка Макарий велел написать и распространить житие и чудеса блаж. Михаила, нарицаемого Салоса 51 . В рукописных святцах кончина св. Михаила помечена 1452 г.; это показание, говорит проф. Ключевский, очевидно, составилось посредством приложения 44 лет жизни юродивого в Клопской обители к 1408 г., когда по летописи св. Михаил пришел в Новгород; но неизвестно, когда он пришел на Клопско и можно только предполагать, что не позже 1408 г. Годом смерти св. Михаила проф. Ключевский считает 1456 52 . Вершинский – 1452 53 , а в словаре историческом о российских святых год смерти его падает на 1453 г. 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Единолично в рост В. представлен: в миниатюрах Минология (Охоп. Bodleian Barocci. 230. Fol. 3v, XI в.), греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 76, XV в.); в настенных минологиях церквей вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье (Македония), ок. 1376 г. (погрудно), и свт. Николая в Пелиново (Черногория), 1717-1718 гг.; в минейных иконах на сентябрь: в лицевом Минологии на год на 6 иконах, т. н. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., и на 2 иконах, т. н. Синайском диптихе, 2-я пол. XI-XII в. (обе в мон-ре вмц. Екатерины на Синае), на иконе 1569 г. (ГТГ - с 3 отроками), на двухсторонней таблетке 1701 г. (ГТГ), на пластине-святцах с росписью эмалью, нач. XIX в. (Устюженский краеведческий музей), сер. XIX в. (ГИМ). В мучении, с Урваном, Прилидианом, Епполонием, В. изображен в миниатюрах рукописных Минологиев: Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 10, 976-1025 гг.); Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 244v, 3-я четв. XI в.- 3 младенца); кон. XI в. (Add. 11870. Fol. 52r - в 4 медальонах); XI в. (Marc. 586. Fol. 54v), 1327-1340 гг. (Охоп. Bodleian. F. 1. Fol. 7v), а также в настенных минологиях ряда церквей: Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (В.?); Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г.; ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г. (В.?); в притворе нартекса архиеп. Даниила 2, Печская патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г. Лит.: Ерминия ДФ. С. 161, 197; Евсеева. Афонская книга. С. 231; Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140; Mayr V.//LCI. Bd. 5. S. 301-302; Менолог. 285-286, 259, 316, 344, 349, 361, 376. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/153791.html

Но в них не вошли весьма многие святые, находящиеся в рукописных, особенно стишных, прологах, не внесенные в печатный пролог. Как бы взамен того наши составители полных месяцесловов стали вносить в них имена тех святых, которые упоминаются в сказаниях печатного пролога и в житиях святых, помещенных в четиих минеях. Чрез сие в наши месяцесловы взошло не мало святых, которые не находятся (разумеется кроме самого текста) в полнейших греческих и славянских прологах и в других календарных памятниках, напр. 8 янв. Анастасий и Марионилла из дружины муч. Иулиана, 16 янв. Неон, Турвон, Иовилла из дружины Спевсиппа и т. д. но эти имена большею частию находятся в указателях миней св. Димитрия ростовского. Сии полные месяцесловы стали сначала являться в гражданской печати по частному одобрению цензоров и печатались в университетской или частных типографиях под разными названиями. Древнейший полный месяцеслов всех празднуемых православною грековосточною церковию святых с приобщением толкования имен по алфавиту с картиною издан в 1780 году в С.-Петербурге в 8. Потом он многократно был повторяем. Древнейший из московских месяцесловов полных нам известный есть христианский календарь на лето от Р. X. 1784, изданный в университетской типографии иждивением Н. Новикова и компании; составлен архимандритом Аполлосом Байбаковым. В нем собраны имена святых из печатных славянских книг с большею полнотою, но без исторических сведений о святых. Немного таких имен, которые находятся в полных месяцесловах послед него времени и не находятся в Аполлосовом. Некоторые издатели полных месяцесловов помещали в них краткие исторические сведения о святых по образцу древних старопечатных святцев 1646 и 1648 годов и следованной псалтири. Таков любопытный месяцеслов Московский и Всероссийские церкви, изданный в моск. университетской типографии 1794 года. В нем летопись взята главным образом из древних святцев славянской печати с теми же недовольно определенными хронологическими и историческими показаниями и дополнена в отношении к тем святым, коих нет в означенных святцах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Заглавие его: здесь содержатся дни страдания святых и успения епископов, которым церковь карфагенская ежегодно празднует. В нем уже на 80 дней имеются памяти, из них 26 памятей находятся в греческих и славянских святцах. Господских праздников два: Рождество Христово и Богоявление. Епископов карфагенских, кроме св. Киприана, перечислено 7. К именам святых прибавляется: мученик, святой мученик, апостол, креститель (Иоанн), первомученик (Стефан), евангелист и мученик Лука. В некоторые дни многие мученики собраны безымянно, наприм., 19 янв. св. мучч. Рубренеких. Календарь начинается с 19 апр. с Пасхи, по обычаю Африканской церкви, и кончается 16 февраля, марта нет. Преходящих праздников и недель и вообще пасхальных знаков в нем не показано, так что и его в собственном смысле календарем назвать нельзя.     Праздники и святые карфагенского календаря общие с восточною церковию следующие:     19 июня св. Гервасия и Протасия мучеников (у нас 14 окт.).     24 июня св. Иоанна Крестителя.     29 июня св. апостолов (т. е. Петра и Павла).     1 авг. Маккавеев.     6 авг. св. Сикста еп. и муч. римского (10 авг.).     10 авг. св. Лаврентия.     13 авг. св. Ипполита.     29 авг. св. Августина (греч. синакс. 15 июня).     14 сент. св. Киприана, еп. карфагенского (31 авг.).     16 сент. св. Евфимии.     — сент. Ианнуария (21 апр. у нас, у римлян 19 сент.).     — сент. Сосия (21 апр. у нас, у римлян 23 сент.).     13 окт. св. Луки еванг. и муч. (18 окт.).     — ноября св. Климента (25 ноября у нас, 23 у римлян).     — ноября св. Хрисогона муч. (у нас 22 декабря, у рим. 24 нояб.).     — ноября св. Андрея апостола и муч. (30 ноября).     25 дек. Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия.     26 дек. св. Стефана первомученика (27 дек. у нас).     27 дек. св. Иоанна Крестителя и Иакова апостола, которого убил Ирод (Иакова у нас 30 апр.).     28 дек. св. младенцев, которых избил Ирод (у нас 29 дек.).     6 янв. св. явление (т.-е. Богоявление Epephania, след. с Востока взято первоначально).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Суворина носит имя Измпарха; слово рост. – (т.е. Ростовского); выводит отчасти из недоумения, что под этим именем нужно разуметь не какого-либо нового – дотоле никому не ведомого святого – но св. Иринарха Ростовского. Если бы нарочно кому предложили исказить имя пр. Иринарха как можно грубее, чтобы и носящий это имя не мог его уразуметь, то едва ли можно это сделать с большим успехом, как это ухитрился сделать составитель календаря г. Суворина. Под 14 числом у г. Суворина помещена память отцов избиенных в Синае и Ранфе (т. е. Раифе). : Великие подвижники, воспоминаемые церковью 15 января у г. Суворина Павел и Иоанн получили особенное проименование: один назван Филейским (вм. Фивейского), а другой вместо кущника поименован кусуником. Помимо глумления, хотя первоначально бессознательно допущенного, над именами святых (как напр. Иоанн Кусунике 15 янв.), от искажения имен святых могут происходить такие нежелательные последствия: на святой Руси много есть таких родителей, которые нарочно отыскивают для своих новорожденных детей имена, как можно помудрёнее и просят священника дать такое-то и такое-то имя их сыну, или дочери, и вот в одной и той же семье являются: Кронид, Африкан, Смарагд, Никтополион (это действительный факт). Но эти имена – искаженные и действительно принадлежащие святым, чтимым св. церковью. Календарь же Суворина через любителей редких и мудрёных имён снабдить св. Русь именами своего измышления в роде Зомпфа, Геппадия, Измпарха и т.п. Чем сельск. священнику, которому нет возможности иметь, кроме кратких святцев обширн. исследований по Агиологии, разубедить какого-либо грамотея (а иногда лицо из высш. класса), что у г. Суворина, в его календаре, считающимся лучшим из всех календарей, так грубо искажены имена святых. Явится у какого-либо господина желание дать своему сыну имя, напр., Севастия (под 9 ч. янв.), или Америана (2 апр. вместо Амфиана) и что поделает приход. священник, особенно сельский, чем разубедить, что такого то имени нет в православн. святцах. Покажут такому настойчивому, иерею святцы г. Суворина и – толковать нечего – крести, а если поупорствует – донос на строптивость характера священника, на его неуживчивость с прихожанами и пр. и пр. А сколько произвола представляется и православным мирянам и отцам духовным, – следуя календарям, в роде календаря г. Суворина нарекать младенца при крещении такими именами святых, которых никогда наша правосл. церковь не признавала за святых, как наприм. Ангелина (1 июля), Милица (19 июля) и т.п.; отсюда недалёк переход к наречению детей православных родителей именами катол. святых, как то: Жозефины, Амалии, Карла и т.д.; а отсюда естественный переход к именам, не встречающимся в христиан. месяцеслове, вроде Рифки, Зюлейки, Фатемы и т.д. И к чему тогда будут православ. месяцесловы, святцы? Не останется ли в них одна только номенклатура имён и имён до крайности искажённых?!

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В лицевых святцах русских святых, выполненных мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , еп. Ковровского (Загорск, 1959-1962, частное собрание), М. изображен старцем, в рясе, мантии, голова не покрыта (куколь опущен на плечи), в правой руке держит развернутый свиток. Н. А. Зонтиков Ист.: Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г.//ИИАО. СПб., 1865. Т. 5. Стб. 305-307; Суворов Н. Описание Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. Вологда, 1866. С. 26, 46; Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отд. 3-й: Костромская и Плесская десятины. М., 1912. Вып. 5; Часовников Р. Возрождается обитель//Сев. правда. 1999. 10 дек. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 240-241; Зверинский. Т. 3. С. 90; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. Археол. комиссии. СПб., 1909. С. 68; Упраздненные мон-ри Костромской епархии. М., 1909. С. 31-32; Старинные волости и станы в Костромской стороне: Мат-лы для ист.-геогр. словаря Костромской губ. М., 1909. С. 41; Краткие стат. сведения о приходских церквях Костромской епархии: Справ. кн. Кострома, 1911. С. 230; Зонтиков Н. А. Макариево-Писемский Спасо-Преображенский монастырь: К 600-летию основания обители. Кострома. 2000; Флеров В. Н. Макариев монастырь на Письме и Макариева пуст.//Буйская земля. Кострома, 2002. С. 53-55; 605 лет со дня основания Макариево-Писемского Спасо-Преображенского женского епарх. мон-ря (1400-2005). Б. м., б. г.; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Вып. 10: Буйский р-н и Сусанинский р-н. Кострома, 2008. С. 142-147; Монастыри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 218-241. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2561304.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ СУХОЙ († до 1392?, Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 1 янв. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых). В. С. упоминается в Житии прп. Сергия Радонежского , составленном в 1418 г. Епифанием Премудрым . В. С., ранее живший в верховьях р. Дубны, был в числе первых 12 учеников, поселившихся с преподобным Сергием на Маковецком холме («старец Василий, рекомый Сухи, иже бе в пръвых от страны пришедый от връх Дубны»). Житие прп. Сергия сообщает, что поначалу, когда кто-то из братии умирал («сице живяху тогда и по два лета, и по три»), брали нового монаха, чтобы число братии 12 оставалось неизменным, поэтому принято считать, что первые ученики прп. Сергия († 1392) скончались еще при жизни основателя Троицкого мон-ря. Время местной канонизации В. С. неизвестно. Его память отмечена в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) и под 1 янв. в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). В Строгановском иконописном подлиннике (кон. XVIII в.) В. С. назван среди Радонежских святых, но без указания дня памяти (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.). Святой изображен на иконах «Собор Радонежских святых» из ТСЛ (XIX в.). Местная канонизация В. С. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева) . Стихира на стиховне службы Собору Радонежских святых воспевает «первенца пришельца Василия Сухаго». Ист.: Описание о российских святых. С. 79; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 321; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 341. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 94; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553; Голубинский. Канонизация святых. С. 350; он же. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909. С. 93; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 4; Тихомиров М. Н. Город Дмитров от основания города до пол. XIX в.//Тр. Музея Дмитровского края. Дмитров, 1925. Вып. 2. С. 11; Попов Г. В. Худож. жизнь Дмитрова в XV-XVI вв. М., 1973. С. 14; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 73.

http://pravenc.ru/text/149779.html

святых и преданий в свое издание ( Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2004. Τ. 3: Νομβριος. Σ. 57-58); представление о Л. как о мученике, который «премного пострадал за имя Христово», отражено и в русской редакции этого издания (Синаксарь: Жития святых Православной Церкви/Сост. иером. Макарий Симонопетрский. Адапт. пер. с франц. М., 2011. Т. 2. Нояб.-дек. С. 64). Кроме того, в 1992 г. Л. как священномученик был включен в числе наиболее почитаемых на Кипре святых в «Кипрскую Минею» (Κπρια Μηναα. Λευκωσα, 1996. Τ. 3. Σ. 47-53), служба ему составлена гимнографом Великой Церкви иером. Афанасием Симонопетритом по заказу свящ. Лина Петридиса с Кипра. Лит.: Amann E. Lin//DTC. Vol. 9. Col. 772; Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 8-14; Leclerq H. Linus//DACL. 1930. Fasc. 96-98. Col. 1195-1198; ActaSS. Sept. T. 6. P. 539-545; Amore A. Lino//BiblSS. 1964. Vol. 8. Col. 56-57; Dibelius M., Conzelmann H. The Pastoral Epistles. Phil., 1972; Weltin E. G. Linus, st. Pope//NCE. Vol. 8. P. 596; Gillman F. M. Linus//ABD. Vol. 4. P. 333; Hoffman J. Linus: erster Bischof von Rom und Heiliger der orthodoxen Kirche//OS. 1997. Bd. 46. S. 105-141; Spinelli M. Linus//Encyclopedia of Ancient Christianity/Ed. A. Berardino. Downers Grove, 2014. Vol. 2. P. 576. А. Е. Петров Иконография В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) Л. предписано изображать молодым, «с круглой бородой» (Ерминия ДФ. С. 157. 15). Так, с короткими, слегка вьющимися волосами и со слегка раздвоенной округлой бородой он изображен в Лицевых святцах списка Строгановского подлинника (1-я четв. XVII в.) по сводной редакции С. Т. Большакова ( Большаков. Подлинник иконописный. Ч. 2. С. 80, под 4 янв., 45-й). Упоминание о Л. содержится в иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) под 4 янв. (празд. Собору апостолов от 70): «Лин, бысть епископ в Риме по святом апостоле Петре, ризы на нем апостольские, во омофоре, в руках книга» ( Филимонов.

http://pravenc.ru/text/2110513.html

мон-ря Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы, Кипр (1494). На своде сев. стены помещены сцены прибытия равноап. Елены в Иерусалим и поиски Иуды; Елена расспрашивает Иуду о местонахождении Креста, но он отказывается назвать его; за отказ Иуду бросают в колодец; освобождение Иуды и его молитва на Голгофе; раскопки и обретение 3 крестов; испытание крестов - Иуда прикасается крестом к умирающей женщине; обращение Иуды в христианство; поставление К. во епископа Иерусалимского. В рус. иконописных подлинниках кон. XVIII в. описание облика К. содержится под 28 окт.: «…аки Матфей апостол, ризы святительские, в правой руке крест, а в левой Евангелие» (С. Т. Большакова , см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 43). В сводном подлиннике Г. Д. Филимонова к этому описанию добавлено: «…явльшего честный крест святей царице Елене» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 180). В руководстве к иконописанию о К. сказано, что «он указал место, где находился крест Господень. Очень стар, с большой седой бородой; одежда фелонь и омофор» ( Фартусов. Руководство. С. 59). Под тем же днем памяти изображение К. содержится в поздних минейных циклах на окт. в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, в 1-м изд. 1714 г. представлен вместе со святыми Терентием и Параскевой, в фелони, с омофором, на голове митра). Лит.: Менолог. 1973. С. 267. Табл. 6 на с. 262; С. 324. Ил. 193; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание коллекции отдела книгоизданий РГБ. М., 2004. С. 38. Кат. 33. 2; Кат. 34. 2. Рубрики: Ключевые слова: КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.)

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Изображение др. типа представлено в настенных минеях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/1318) - 4 поясных изображения, все - мужи средних лет, с бородами разной длины, и в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718) - полуфигуры мучеников с подписью: «Сты мч Памфила и Порфирия с ним». На миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 100) представлена в рост фигура только П., он - священник в светло-сиреневой фелони и голубом подризнике; на левой руке вертикально стоит кодекс, правой рукой придерживает его; молод, темно-каштановые волосы и борода короткие. На рус. минейных иконах под 16 февр., как правило, помещается фигура одного П. («Мч. Панфилъ»), как напр., на иконах «Минея годовая» (1-я пол. XVI в. Музей икон, Рекклингхаузен, Германия; нач. XIX в. УКМ); на минейной иконе на февр. из комплекта годовой минеи (кон. XVI в., ВГИАХМЗ) под 16 февр. размещен образ святого, атрибутируемого по надписи как Парамон. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ ИЗО) П. показан воином: на нем короткое, выше колен платье, поверх к-рого доспехи, видные из-под длинного перекинутого через левое плечо плаща; молод, со светлыми, вьющимися волосами, закрывающими уши, без бороды (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. Кат. 33. 6. С. 43; Кат. 34.6. С. 48). Лит.: Менолог. С. 275, 357, 385; Евсеева. Афонская книга. С. 277; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 56; С. 63. Кат. 140. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/2578766.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010