2-4. И соделал уста Мои как острый меч , которым Он отсекал все скорби и болезни, которым удалял то, что служило для Него препятствием, которым Он говорил, будучи страшен диаволам и духам. Тенью руки Своей покрывал Меня . Это должно понимать относительно Израиля. Как Он употребляет имя Иакова и Израиля, когда ведет речь о Сыне, так точно, когда говорит о Сыне, всегда присоединяет что-либо относительно спасения народа. Смысл пророчества двоякий, именно, оно обозначает пророка и народ, – острый меч есть или уста пророка, или уста народа, потому что они своими молитвами, как бы острым мечом, могли совершать все. Действительно, как нет ничего лучше уст человеческих, так нет ничего слабее этих уст; они заключали небо и совершали величайшие чудеса, как в ветхом, так и в новом завете. Пророки только говорили, и все творения слушали. Апостолы только словами обращали демонов в бегство. Уста же освобождали грешников и совершали праведность праведника. 2-4. Под кровом руки Своея скры Мя : это – безопасность; и соделал Меня стрелою изостренною : это – укрепление, против которого никто не в силах бороться; в колчане Своем хранил Меня : тот же смысл; и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь . Не малая слава, когда Бог прославляется в чело-веке. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою ; а другие говорят: исполнится, будет издержана и вместе будет истрачена. Видишь ли, какими словами Израиль приносит свои приношения Богу? Нет ничего иного лучше этих слов. Так как он сознавал, что Бог радуется такого рода словам, то сказал: но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего ; другие же говорят: суд и правда, т.е.: Господь отомстил за меня. И труд мой пред Богом моим (этих слов в русском переводе нет): я, говорит, ради Него действую, ради Него тружусь. 5-6. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе ; не иной смысл (этих слов), как если бы кто сказал: я есмь Его. Чтобы обратить к Нему Иакова . Симмах говорит: возвратиться. И чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа . Нам нужно приходить к Господу не в известное место, но лучше с нравами и правилами; никаким другим образом не возможно достигнуть Его, как только праведным порядком. Почтен в очах Господа : велика добродетель, когда кто-либо прославляется пред Господом. Когда какой-либо воин оказывается пред царем готовым к послушанию, а во время войны храбрым, то таковой является славнейшим прочих. Так и сильные Божии пред Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

  2-4. И соделал уста Мои как острый меч , которым Он отсе­кал все скорби и болезни, которым удалял то, что служило для Него препятствием, которым Он говорил, будучи стра­шен диаволам и духам. Тенью руки Своей покрывал Меня . Это должно понимать относительно Израиля. Как Он употребляет имя Иакова и Израиля, когда ведет речь о Сыне, так точно, когда говорит о Сыне, всегда присоединяет что-либо относительно спасения народа. Смысл пророчества двоякий, именно, оно обозначает пророка и народ, – острый меч есть или уста пророка, или уста народа, потому что они своими молитвами, как бы острым мечом, могли совершать все. Действительно, как нет ничего лучше уст человеческих, так нет ничего сла­бее этих уст; они заключали небо и совершали величайшие чудеса, как в ветхом, так и в новом завете. Пророки только говорили, и все творения слушали. Апостолы только сло­вами обращали демонов в бегство. Уста же освобождали греш­ников и совершали праведность праведника.   2-4. Под кровом руки Своея скры Мя : это – безопасность; и соделал Меня стрелою изостренною : это – укрепление, против ко­торого никто не в силах бороться; в колчане Своем хранил Меня : тот же смысл; и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь . Не малая слава, когда Бог прославляется в чело-веке. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою ; а другие говорят: исполнится, бу­дет издержана и вместе будет истрачена. Видишь ли, какими словами Израиль приносит свои приношения Богу? Нет ничего иного лучше этих слов. Так как он сознавал, что Бог радуется такого рода словам, то сказал: но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего ; другие же говорят: суд и правда, т.е.: Господь отомстил за меня. И труд мой пред Богом моим (этих слов в русском переводе нет): я, говорит, ради Него действую, ради Него тружусь.   5-6. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе ; не иной смысл (этих слов), как если бы кто сказал: я есмь Его. Чтобы обратить к Нему Иакова . Симмах говорит: возвратиться. И чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа . Нам нужно приходить к Господу не в известное место, но лучше с нравами и правилами; никаким другим образом не возможно достигнуть Его, как только праведным порядком. Почтен в очах Господа : велика добродетель, когда кто-либо прославляется пред Господом. Когда какой-либо воин оказывается пред царем готовым к послушанию, а во время войны храбрым, то таковой является славнейшим прочих. Так и сильные Божии пред Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А ныне, в восполнение опущенного, позвольте предложить вашему благочестию несколько наставлений святого Димитрия Ростовского к сомневающимся о пресуществлении хлеба и вина в тело и кровь Христову 393 . Краткие наставления сии извлечены Святителем из писаний древних отцов и учителей Церкви, и изложены просто и назидательно. Прочтём сии наставления без перемены мыслей, а изменив только некоторые слова, для ясности и удобопонятности. Так учит Святитель Божий: 1 Если кто изъявляет сомнение и неверие касательно Божественного Таинства, как хлеб, находящийся на трапезе, прелагается в тело, а вино в кровь Иисуса Христа, Сына Божия, и становится в священном служении истинным телом и кровью Его; то всякий православный христианин должен спросить его так: может ли Бог сделать больше человека и выше разума его? И когда скажет: может, – скажи ему: почему же не может дать нам Своей плоти в пищу? Словом Господним небеса утвердишася ( Пс.32:6 ): тем же Словом Божиим пременяет Он хлеб и вино в тело и кровь Свою. 2 И если удивляешься тому, как тот же Христос есть и на трапезе, и на небесах: то удивляйся и тому, как одно солнце, которое нас здесь освещает и согревает, в то же время светит и на небе, и на земле, и на востоке, и на западе, и во всех странах мира. Так и Христос – в то же время и на небе, и на земле – в пречистых тайнах, как один всемогущий и всесильный и на небе истинно по естеству, и на земле властью Божества, совершает великие и преславные дела, непостижимо и несказанно, превыше ума человеческого. 3 И опять, если удивляешься тому, как один Христос во многих частях подаётся верным равно целый, – не меньший в одной части, и не больший в другой: удивляйся же и тому, как один мой голос и у меня в устах и в ваших ушах есть один и тот же голос. 4 И если удивляешься, как тело не сокрушается в раздроблении Тайн, когда раздробляется Агнец, и как во всякой части есть целый и совершенный Христос; удивляйся и сему, – как это, когда зеркало раздробится на малые части, то образ человеческий в нём не раздробляется, но во всякой части представляется целым, как и в полном зеркале? 5 Если удивляешься тому, как Христос, часто снедаемый, не умаляется, но цел пребывает во веки: удивляйся и сему, как, зажегши одною свечою другие свечи, ты не уменьшаешь чрез это светлости первой свечи? 6 И если спросишь о том, как Христос, вшедши вовнутрь нашего естества, не оскверняется, и не заключается? – то и я спрошу: солнце, проходя над нечистыми местами, оскверняется ли чрез это или нет? Знаю, что мудрый и верный не осмелится сказать: да! Тем более не оскверняется Христос, Свет всякой чистоты, и не заключается Сущий, Которого не могли удержать ни ад, ни гробные печати, ни двери во входе к ученикам, затворённые и твёрдо заключённые.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для чего пред праздником Рождества Христова? Для того, чтобы внушить, что рождается от Пресвятой Девы Марии Тот, Кто прежде всех век сый в лоне Отчем дал бытие тварям, воплощается от Девы Тот, Кто сотворил человека. Для чего тоже сказание о мироздании читается пред праздником крещения Господня? Для того, чтобы мы знали и памятовали, что для крещения от Иоанна в водах Иорданских пришел Тот, Кто создал водное естество и повелел собраться воде, яже под небесем в собрания свои, что при крещении отверзлись небеса для Того, Кем совершишася небо и земля и все украшение их ( Быт.2:1 ). Для чего Св. Церковь предлагает историю миросотворения в Великий Пяток? Для того, чтобы сказать чадам своим, что в этот день предан и осуждён на смерть Тот, Им же вся быша, и без Него же ничтоже бысть, еже бысть, что распят на древе крестном Тот, чьим повелением земля произрастила всякое древо и всякое растение, что земля приняла в недро свое Того, Кто утвердил её на основаниях ее так, что не поколеблется в веки и веки ( Пс.103:5 ). Настоящую беседу нашу заключим молитвою к Духу Святому, да даст нам уразуметь всемогущество, премудрость и благость Божию, явленные в сотворении мира. Письмо 62. Творение мира (продолжение) Дивную картину мироздания изобразил св. царепророк Давид в сто третьем псалме; этот псалом так для нашей цели ясен и понятен, что только следует прочитать его со вниманием. Прочтем же его в русском переводе. Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен величием и благолепием. Ты облекся светом, как ризою, простер небеса, как шатер. Водами покрыл свои горницы, облака соделал своею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелами своих духами, служителей своих пылающим огнём. Ты утвердил землю на основаниях её, так что не поколеблется она в веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты её... Ты провёл источники по долинам, между горами текут воды. Поят всех полевых зверей… При них обитают птицы небесные, сквозь ветвей голос их раздаётся. Ты с высот своих напояешь горы, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли хлеб… Насыщаются древа Божии, кедры Ливанские, которые Ты насадил. Ты сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Простираешь тьму и делается ночь: во время коей бродят все лесные звери… Возсиявает солнце, и они скрываются и ложатся в свои логовища. Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна богатства Твоего... се море великое и обширное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые и большие… все они от Тебя ожидают, чтобы Ты давал им пищу их в свое время. Даешь им, приемлют, отверзаешь руку Твою, насыщаются благом. Скроешь лице Твое, смущаются, возмешь от них дух, умирают и в прах свой возвращаются. Да будет Господу слава во веки! да веселится Господь о делах Своих! Благослови, душа моя, Господа. Аллилуйя!

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

По прошествии многих лет я увидел ее, узнал и полюбил, как сестру. Через несколько времени, видя, что она купается в реке Тибре, я подал ей руку и вывел ее из реки. Смотря на ее красоту, я думал в своем сердце, говоря; «… счастлив бы я был, если бы имел жену такую же лицом и нравом». Только это одно, и ничего более я не подумал. Спустя несколько времени я шел с такими мыслями 455 , и прославлял творение Божие, помышляя, как величественно оно и прекрасно. Во время прогулки я заснул, и дух восхитил меня и понес 456 направо через какое-то место, по которому человек не мог ходить. Место это было скалисто, круто и непроходимо от вод. Миновав его я пришел к равнине, и, преклонив колена, начал молиться Господу и исповедовать грехи свои. И в то время как молился я, отверзлось небо, и вижу ту женщину, которую пожелал себе; она приветствует меня с неба и говорит: «Здравствуй, Ерм ». Взглянув на нее, говорю ей: «Госпожа, что ты здесь делаешь?» Она отвечает мне: «Я взята сюда, чтобы обличить перед Господом грехи твои». «Госпожа, – говорю я, – ужели ты меня будешь обвинять?» «Нет, – говорит она, – но выслушай слова, которые хочу сказать тебе. Бог, живущий на небесах, сотворивший из ничего все сущее, и умноживший ради святой Церкви Своей, гневается на тебя за то, что ты согрешил против меня». Я говорю в ответ ей: «Госпожа, если я согрешил против тебя, то каким образом? Где, или когда я сказал тебе какое-нибудь дурное слово? Не всегда ли я уважал тебя как госпожу, не всегда ли я почитал тебя, как сестру 457 ? Что же наговариваешь на меня столь дурное?» Тогда она, улыбаясь, говорит мне: «В сердце твоем возникло нечистое пожелание. Ужели не думаешь, что для человека праведного порочное дело и то, если в сердце его возникнет худое пожелание? Это – грех для него, и притом тяжкий. Ибо человек праведный и помышляет праведное. И, когда он помышляет праведное и неуклонно к тому стремится, то имеет на небесах благоволение Господа во всяком деле. Те же, которые помышляют нечестивое в сердцах своих, навлекают на себя смерть и плен; особенно те, которые любят настоящий век, роскошествуют в богатстве своем и не ожидают благ будущих: гибнут души их.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Почему же он велит им радоваться? «Тогда возрадуются все де ревья дубравные». Когда и почему? «От лица Господа, ибо Он гря дет, ибо Он гря дет судить землю, ...судить вселенную по правде и народы по истине Своей» ( Пс.95:13 ). Пророк возвещает величайшую ра­дость деревьям, какую они получат с пришествием Христа чрез Его Крест, – и не просто деревьям, а дубравным, т.е. бесплод­ным, так как известно, что для изготовления креста взято было не плодоносное дерево, а бесплодное. Тем не менее, участниками радости стали все деревья земли, как свидетельствует настоящий стих. Разумей под деревьями дубравными в виду их бесплодия и грешников, о которых Исаия говорил: «да не говорит евнух: вот я сухое дерево» ( Ис.56:3 ), т.е. не рождающее пло­дов. Но пришествие Христово заставило и их радоваться. «Ибо Он гря дет, ибо Он гря дет судить землю, ...судить вселенную по правде и народы по истине Своей». Не без причины пророк говорит два раза «гря дет», а, желая указать на оба пришествия Христа. Выше он ясно возвестил первое Его пришествие, почему и сказал о нем, не упоминая о суде, так как Христос пришел тогда не судить мир, а спасти мир ( Ин.12:47 ); теперь указывает на второе при­шествие, в которое Он будет судить землю и вселенную, т.е. человека, который, как происшедший от земли, называется ее име­нем, и вселенную, как место обитания Божия: «и Слово стало плотию, и обитало с нами» ( Ин.1:14 ). Не только землею и вселенною на­звал пророк человечество, но и народами – не народом, – в виду различия по языку, по образу жизни, по богопочтению, и многому другому, что отделяет людей друг от друга. Если говорится, что будет судить «вселенную по правде» и «народы по истине», то под вселен­ною разумеется не что-либо отличное от людей, потому что если бы не было людей, то кем заселялась бы земля? Равным образом и правда не что-либо отдельное от истины, а одна восполняет другую, так что нет ни правды без истины, ни истины без правды, почему и Христос называется обоими именами. Читать далее Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 12-и томах. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. Духовной Академии, 1895-1906./Т. 5. (в 2-х книгах) - 1899. - 1007 с./Собеседование о псалмах. 599-977 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Равенство в отношениях между мужчиной и женщиной, если не в хозяйственном отношении, то, по крайней мере, в отношении основных человеческих прав, утверждалось во всех библейских книгах. Библейское законодательство о женщине резко отличалось от законодательства всех других древних народов. Согласно законам Моисея, жену нельзя ни убить, ни продать, ни изувечить, тогда как законодательство, например, вавилонян разрешает обращаться с женой, как с вещью. Там мужчина мог продавать жену и детей. В то же время, священные книги Библии – Псалмов и Пророков – обращены равно к лицам обоего пола, и в них нет и следа различия между мужчиной и женщиной или указания на какую-либо неравноценность женщин. Для сравнения отметим, что мысль о неполноценности женщины мы можем встретить даже в самых возвышенных изречениях Будды и других великих мыслителей древности 38 . Откровение Нового Завета, опирающееся на ветхозаветное, еще более возвышает женщину. Взаимная любовь – вот основа брака и семьи. Торжественно подтверждает силу ветхозаветного Откровения и Сам Христос: «И будут два одною плотью» ( Мф. 19:5 ). Продолжатели Его дела на земле – апостолы – также всегда учили о взаимной любви, в силу которой просто отпадает вопрос о равенстве или неравенстве мужчины и женщины: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» ( Еф. 5:25, 28 ). Таков общий смысл довольно большого текста из 5-ой главы Послания апостола Павла к Ефесянам. Следовательно, никак нельзя понимать слово помощница в смысле подчиненное существо. В любви нет ни подчинения, ни господства. «Тардема» – крепкий сон Самый акт творения женщины изображается символически, как совершенный Богом, якобы, во время сна человека. В русском переводе читаем: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» ( Быт. 2:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

С одной стороны, её смущает мысль о том, как по словам Господним: «трудно имеющим богатство войти в царствие небесное» ( Лк.13:24 Мк.10:23 ); с другой же, она непрестанно помнит слово апостола Павла; «касательно девственности я не имею повелений от Господи; а даю совет, так как получивший от Господа милость быть Ему верным. Я полагаю, что, по предстоящим тесным обстоятельствам, хорошо, чтобы человек так оставался. Между замужнею и девицею есть разность: не замужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Сие говорю для вашей пользы, не для того, чтобы связать вас, но чтобы вы благочинно и непрестанно могли служить Господу без развлечения; а кажется и я имею Духа Божия ( 1Кор.7:25–26, 33–35, 40 )». Схимонах Амфилохий, сорок лет предстоявший раке святителя Димитрия, назидал сперва своими советами благочестивую графиню, когда от времени до времени посещала она Ростов. Епископ пензенский Иннокентий, известный по святости жизни и пламенной вере, проезжая болящим в свою епархию, призрен был в московском её доме. Графиня беседовала с добрым пастырем о трудности находить себе руководителей в вере, и он отозвался ей о бывшем тогда ещё иеромонахом Фотие, как о монахе добром и строгом жизнью. Скорая кончина преосвященного Иннокентия утвердила слова его в сердце графини; она решилась вполне вверить себя тому, кто был ей указан усопшим пастырем и впоследствии ещё одобрен схимонахом Амфилохием. По возвращении в Петербург, графиня искала сблизиться с иеромонахом Фотием, который вскоре был произведён в архимандрита Юрьевского монастыря; но Фотий долго её чуждался, как бы, опасаясь влияния её богатства на своё убожество; не ближе, как чрез два года она достигла желанной цели – быть его духовной дочерью. С тех пор она забыла себя для обители Юрьевской, которую восстановила с великолепием царским. Она оставила родную ей Москву, чтобы вести жизнь иноческую под сенью любимой обители, возлагая на себя строжайшие лишения, какие едва могли выносить самые ревностные иноки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Судите, братия, сами, как такому члену Церкви ожидать обетованной жизни, который слышит глас Господа: приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы... и, чувствуя беспокойство и страх в душе своей, не хочет идти к Нему, чтобы получить разрешение от грехов и освобождение от страха осуждения, – слышит Господа говорящего: возмите иго Мое на себе..., и обрящете покой душам вашим, и между тем не хочет свергнуть с себя бремя греховное, чтобы поднять и возложить на рамена свои благое иго и лёгкое бремя заповедей Христовых, – слышит: приимите, ядите: сие есть тело Мое... пийте от нея вси: сия бо ест кровь Моя... Аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе..., и не ищет доступа к сей Божественной трапезе и не заботится о приготовлении себя к принятию великого спасательного дара! Такой человек сам себя осуждает на смерть: ему предлагается спасительная пища; а он не хочет принимать её, терпит глад, и лишается жизни по духу. Если бы Иисус Христос и не призывал учеников Своих к Своей трапезе, и не говорил: приимите, ядите... пийте от нея вси..; если бы и не давал навсегда заповеди: сие творите в Мое воспоминание.., и не изрекал суда Своего: ещё не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе: и тогда мы должны были бы почитать для себя необходимою обязанностью и величайшим счастьем приступать к сей Господней трапезе, представляя высочайшее достоинство Божественного тела и крови и спасительные плоды, получаемые чрез причащение сих святейших Таин. Спасительные плоды Причастия Вы знаете, братия, – для чего в Ветхом Завете установлено было, чтобы приносившие жертвы чрез жрецов сами иногда участвовали в жертвенной трапезе, приготовляемой из их приношений? Для того, чтобы тем более было их участия в самом жертвоприношении, как и Апостол писал: видите Израиля по плоти: не ядущии ли жертвы общницы олтареви суть ( 1Кор.10:18 )? Так и мы, причащаясь тела и крови Господней, тем более участвуем в том жертвоприношении, которое всегда совершается на священной трапезе в алтаре, а чрез сие и в том, которое однажды навсегда совершено было на Голгофе с пролитием крови и жизни. Одно тело Господа и там на кресте заклано по воле Самого Спасателя, и здесь таинственно Им Самим приносятся Богу, в воспоминание крестного заклания. Чаша благословения, учит Апостол, юже благословляем, не общение ли крове Христовы есть? Хлеб, егоже ломим, не общение ли тела Христова есть ( 1Кор.10:16 )? А таким образом участвуя в таинственном жертвоприношении тела и крови Христовой, мы усвояем себе плоды тех искупительных заслуг Христовых, которые Господь во время земной жизни Своей и в смерти принёс правде Божией в удовлетворение за грехи всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

31 Цитируется по Вульгате (лат. Vulgata versio – «общепринятая, общедоступная версия») — латинскому переводу Священного Писания, восходящему к трудам Блаженного Иеронима (ок. 345–420). В русском синодальном переводе этот стих звучит так: «Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны». 32 Бармицва (ивр. буквально – «сын заповеди») — термин, применяющийся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком религиозного совершеннолетия. 33 Арии — самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии. 34 Брахма (санскр.) — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одной из ипостасей «брахманической троицы» Тримурти. Вишну и Шива вытеснили Брахму с главенствующего места, сами же они были объявлены тождественными друг другу, хотя в действительности их культы остались раздельными. Согласно мифу, касты произошли от разных частей тела Брахмы: из уст его вышли брахманы, из рук были сотворены кшатрии, из бедер – вайшьи, из ног – шудры. 35 Веды (санскр. — «знание», «учение») — сборник древнейших индуистских священных текстов (ок. XVI–X век до Рождества Христова). 36 И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина ( Мф.8:26 ; Мк.4:39 ; Лк.8:24 ). 37 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань ( Мк.5:41 ). 38 Вáйшьи (санскр.) – «преданность, зависимость») — представители третьей по значимости касты, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков. 39 Шýдры — представители четвертой касты, слуги. Шудрам запрещалось изучение Вед. 40 Бýдда Шáкьямуни («Пробужденный Мудрец из рода Шакьев»; 563–483 до Рождества Христова) — духовный учитель, основатель буддизма, живший в северовосточной части Индийского субконтинента. Создатель учения «Четырех Благородных Истин». 41 Сутра (санскр. — «нить») — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, а впоследствии – своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания и почти все религиознофилософские учения Древней Индии. Язык сутры характеризуется образностью и афористичностью, в них часто используются притчи. В буддизме сутры построены в основном в форме диалогов или бесед (обычно Будды, Бодхисаттвы или патриарха с учениками), в которых излагаются основы учения.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010