Но с тенью дело обстоит не так просто. Этот образ возникает в двух письмах того же времени: " Пожалуйста, не считайте меня тенью. Я еще отбрасываю тень " (письмо к Ю. Н. Тынянову); " Я тень. Меня нет " (письмо к К. И. Чуковскому). О ком идет речь в стихотворении, кого это " пугает лай и ветер косит " , кто это " как тень " и просит милостыни у тени? Этот антипод поэта - он же сам, только не в состоянии катарсиса, а в состоянии омрачения, справиться с которым способен только катарсис. " Не считайте меня тенью " - и одновременно - " я тень " : две правды о самом себе. Ведь об эту же пору, на этой же ритмической волне рождается строка: И не рисую я, и не пою... И в другом стихотворении этой поры, написанном легкими, короткими строчками, речь идет о встрече со светом - уже где-то за пределами собственного существования:   Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью Источник : Из истории культуры Средних веков и Возрождения, Москва, " Наука " , 1976, с. 17—64. Географические пределы рассматриваемого в этой статье материала ясны: речь идет об огромном и пестром регионе, возникшем на исходе существования Римской империи и в ее пределах - от Египта на юге до Британии на севере, от Сирии на востоке до Испании на западе. При этом, что весьма важно, судьбы двух составных частей этого региона - греко-сирийско-коптского Востока и латино-кельто-германского Запада - со временем все больше и больше расходятся, таи что к концу переходной эпохи перед нами стоят два разных мира. Но до этого момента мы вправе говорить - с некоторыми оговорками - о культурном единстве в пределах всего региона. Еще сложнее обстоит дело с хронологическими границами материала. На вопрос, когда кончается античность и начинается Средневековье, не может быть однозначного ответа: переход от одной эпохи к другой - не катаклизм, который можно датировать таким-то годом, но процесс, длящийся веками. Дело еще больше осложняется тем, что этот процесс идет по-разному в разных локальных точках региона: для Константинополя или Эдессы значение вех имеют совсем другие даты, чем для Рима или Тура.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Бог есть чистейший Дух, Он находится вне времени и пространства, ибо Он Сам сотворил время и пространство. Ангелы тоже являются бесплотными духами по сравнению с природой видимого мира (вещества, растений, животных, человека), но по отношению к Богу они являются служебными и тварными духами. В догматическом богословии перечисляются еще и другие свойства Божии. Бог беспределен, всесовершен, вседоволен (то есть ни в чем не имеет нужды), вездесущ (то есть присутствует везде), всеведущ (то есть знает все, в том числе и будущее), всемогущ, всеблаг (то есть является Сам источником всего благого). По поводу последнего свойства Божия часто возникает вопрос: «Если Бог – благ, то откуда зло в мире? Почему Бог не прекратит войны?» Источником зла в мире является злая воля падших ангелов и людей. Бог сотворил ангелов и человека со свободной волей. Если родителям предложить выбор: кого вы хотите: всегда послушного робота, который вам будет помогать до вашей смерти, или живого ребенка, который может вырасти и стать непослушным сыном? – все родители, наверное, выберут живого человека, поскольку только человек обладает способностью любить и быть счастливым. И Бог творит существ, способных к любви и счастью, но для этого они должны быть свободными. Этой свободой ангелы и люди воспользовались и пользуются по-разному. Вот отсюда и зло на земле. И что удивительно, Сам Бог не может отнять свободу у человека. Бог, например, не может заставить человека полюбить Себя. Бог не может заставить человека стать добрым. Чтобы заставить, надо прежде отнять свободу, а без свободы человек перестает быть человеком. Само творение человека Богом – это удивительное событие. До творения человека и ангелов в мире присутствовала только одна Божественная воля. Все подчинялось Богу. Появляются свободные существа, и в мире возникает еще множество разных воль. Сейчас более 6 миллиардов людей своей волей влияют на мир. Бог творит человека, зная, что человек, будучи свободным, может и воспротивиться своему Творцу, и при этом Бог не сможет заставить человека исправиться.

http://azbyka.ru/katehizacija/esli-vy-re...

Иерей Геннадий Егоров. «Священное Писание Ветхого Завета»: В чем же вина фараона, если Бог, как сказано, «ожесточил сердце» его ( Исх.10:2 )? Ведь фараон получается в данном случае просто игрушкой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же действие Божие по-разному на разных людях сказывается, в зависимости от их собственного расположения. Содействие Бога израильтянам для израильтян служит укреплением веры, а для фараона – источником все более и более жестокого сопротивления (ср. Исх.7:13, 14, 23 – «сердце фараона ожесточилось» ; Исх.8:15, 32; 9:35 ). «Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие». Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники. Комментарий Новой Женевской Библии: «Ожесточу сердце фараона» ( Исх.4:21 ). Это выражение, скорее, означает «сделаю твердым», чем «жестоким». Иными словами, Господь никак не будет влиять на фараона, чтобы тот переменил свое намерение, – фараона будет убеждать Моисей словом и знамениями». Толковая Библия Лопухина: Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле ( Исх.8:19 ; Исх.9:27 ): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог. Сергей Худиев : «Ожесточение» здесь проявилось в том, что Бог оставил фараона на него самого. Источником всего доброго в мире и людях является благодать Божия; то хорошее, что было в фараоне, было проявлением Божией благодати. Бог, Своей милостью, сдерживал злое сердце фараона и направлял его к добру. Когда же Бог отступил от фараона (в виду его собственного упорства), зло, бывшее в сердце фараона, беспрепятственно проявилось – именно это и имеется в виду в словах “я ожесточу сердце фараона”.

http://azbyka.ru/kazni-egipetskie

арсеник – 13. 56 –=арреник, см. 11. VI, 98; идентифицируется как аурипигмент (редкий минерал, сернистый мышьяк, «желтая мышьяковая обманка»), используется непосредственно для изготовления желтой краски. Артакабена – 11. VI, 93 (Artacabene) – город в Ариане, «вновь укрепленный Антиохом, простирающийся на 50 стадиев». Непосредственно перед этим Плиний указывает: «...город Артакоана, река Арий, которая протекает у Александрии, основанной Александром, – простирается этот город на 30 стадиев, и намного красивее, как и древнее, город Артакабена...». Считают, что эти города были не в Ариане, а в Арии (которые в античных источниках часто путают). Таким образом, у Плиния здесь названы три разных города, причем Артакабена и Артакоана и описаны по-разному. Однако, как кажется, всеми признается, что «Артакоана» и «Артакабена» – это две формы одного и того же названия (Artakabene – позднее написание, передающее иранское название Arta-kâvana) и что Плиний допустил ошибку, назвав их как два разных города, тогда как в действительности это был один город. Некоторые даже считают, что и указанная здесь Александрия (ариев) тождественна с этим городом. См. Артакоана. Артакоана – 11. VI, 93 (Artacoana) – см. Артакабена. Греческое название –ρταανα, которое в греческих и латинских источниках передается в различных искаженных формах (см. Диодор. XVII, 78, 1; Арриан. Анабасис, III, 25, 5–6; Страбон. XI, 10, 1; Курций. VI, 6, 33; Птолемей. VI, 17, 6; 7). Персидское название – Arta-kâvana, «царский». Артакоана была главным городом, столицей области Ария; ее локализуют в окрестностях нын. города Герат (34°22» 62°11» на северо-западе Афганистана, – античной Александрии, 2, ариев). Остается неизвестным, основана ли была Александрия ариев на месте древней Артакоаны (в таком случае Артакоана, Артакабена и Александрия ариев были бы идентичны, т. е. три формы названия одного и того же города) или в ее окрестностях. Артакоану идентифицируют как: 1) крепость Герата Samiram или Ichtiâr ed-din; 2) Гуриан (34°19» 61°25» в 70 км к северо-западу от Герата); 3) современное городище Старый Серахс (36°33» 61°06» у восточного берега реки Герируд-Теджен, см. Арий, в Туркмении, напротив Серахса по другую сторону реки в Иране).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец - журналист Игорь Дудинский, получивший скандальную известность не только своим «литературным творчеством», но и постоянным участием в качестве актера в съемках порнофильмов. Проходил по одному делу с известным диссидентом В.Буковским, однако в отличие от того, получил довольно маленький срок - трехлетнюю ссылку в Магадан. Мать - стилист Наталья Чаганава (Лазарева). Собственно, Чаганава - это фамилия одного из предыдущих сожителей богемной дамы, взятая ею в качестве «артистического» псевдонима. Дудинский далеко не сразу признал свое отцовство, сделав это лишь после того, как мать Валерии предложила ему сделать анализ ДНК, что по тем временам было небывалым делом. Была названа бабушкой, которая очень любила роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак», в честь жены римского диктатора Луция Корнелия Суллы. Валерия Гай - это имя, а Германика - фамилия. По ее собственному признанию, в школе практически не училась, пребывая на доморощенном «домашнем обучении», в силу чего не владеет элементарной грамотой, вплоть до таблицы умножения. Отсюда очевидно, что никакими познаниями о реальных проблемах современной российской школы она не обладает и обладать не может. Слабая попытка поучиться в настоящей школе закончилась очень скоро, в силу полной неспособности к нормальной социализации. Стараниями мамы и бабушки тем не менее получила аттестат и поступила в сельхозакадемию им. Тимирязева. «Википедия» утверждает, что «Германика» имеет диплом кинолога-зоотехника. Однако по другим сведениям, где-то через год она забросила учебу и стала учиться в т.н. «Независимой школе кино и телевидения «Интерньюс» в мастерской Марины Разбежкиной, с которой ранее познакомилась на одной из богемных тусовок. Сама «звезда» так объясняет этот эпизод своей биографии: « Я везде училась, в платных в институтах разных, потом я деньги пропила, и пошла туда, где дешевле было - на режиссуру». Наличие диплома кинематографиста-документалиста также является, как говорится, недоказанным (данный факт по-разному варьируется в разных источниках).

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/09/...

ШУСТЕР: Это положительное высказывание. То есть народная религия, в общем, православие, не христианство, а мы сейчас говорим в основном о христианстве, не говорим о православии. Ваш комментарий. МЕНЬ: Вы знаете, с моей точки зрения, Россия находится на первом пути в христианство, потому что еще недостаточно исполняются у нас основные заповеди Христовы, недостаточно у нас терпимости и толерантности. И даже та беседа, которая идет сегодня в студии, даже те результаты, которые мы видим, опросы, голосования – свидетельства тому, что мы действительно на первом этапе. Но не нужно этого пугаться, потому что христианство – молодая религия, ей всего 2 тысячи лет, даже относительно не только истории всего человечества, но и относительно некоторых других религий, это, безусловно, только начало. Вот сегодня речь шла о разных опросах: сколько людей у нас верующих, сколько людей православных. Разные источники, разные данные, я имею такие цифры: от 60 до 70%, а некоторые источники даже больше называют цифру эту, люди себя все-таки в некотором роде отождествляют с православной конфессией и считают себя православными. Но если глубоко посмотреть внутрь этих, условно говоря, 70%, мы увидим, что около 3-7% являются реальными, практикующими православными христианами. Практикующие – это значит люди, которые причащаются, исповедаются и так далее и стараются жить по принципам и основам, которые дарованы нам заповедями. Дальше где-то около 20-30%, опять же, разные источники по-разному говорят, люди иногда посещают храм и знают в лучшем случае символы веры, " Отче наш " , постятся и так далее. Кто же остальные люди? Мне кажется, что во многом эти люди верят в обряд. И в этом главная проблема сегодняшнего христианства в России – обрядоверие. Потому что у обрядоверия два пути: первый путь, безусловно, тупиковый, когда мы идем в неоязычество, но второй путь, перспективный, и я надеюсь, Россия идет по нему и, в общем-то, факты говорят о том, что мы двигаемся в эту сторону, второй путь – когда из обрядоверия проявляется настоящая вера в Господа Иисуса Христа. И вот если мы будем двигаться по этому вектору, тогда Россия в полной мере станет христианской страной.

http://religare.ru/2_9159.html

М.БАРЩЕВСКИЙ: Скажите мне, пожалуйста. Я несколько раз слышал такое выражение " Пятикнижие, Тора Пятикнижие " . Тора и Пятикнижие – это разные названия одной и той же книги или это разное? Б.ЛАЗАР: Одно и то же. Потому что есть там бытие, еще 4 книги, которые все вместе являются Торой. Это история, как бог создал мир, как сотворил первого человека, потом история Авраама, Исаака. М.БАРЩЕВСКИЙ: Но вообще-то не только первого. Я недавно перечитывал Ветхий завет и наткнулся на очень интересную вещь. И поправьте меня, если я не прав. На третий день господь создал мужчину и женщину. Б.ЛАЗАР: Шестой день. М.БАРЩЕВСКИЙ: На третий день мужчину и женщину, потом дальше про это забыл, и на шестой день он создал мужчину и из ребра его женщину. Б.ЛАЗАР: Нет, такую трактовку я первый раз слышу. По крайней мере, в Торе такого нет. Дайте я расскажу еще раз. У нас есть Тора, которая Пятикнижие, начиная с сотворения мира до выхода из Египта, как евреи получили Тору и почти как вошли в Израиль. Потом есть пророки и писания, которых всего 24 книги. Которые тоже это сейчас Ветхий завет, но это уже не законы и не морали, это более исторические факты. Там история еврейского народа, как они вошли в Израиль, время царей, пророков и так далее. Поэтому, опять, если мы говорим о деталях, то, что там написано в Торе, есть несколько изменений в Торе и дальше как там было приведено в Ветхом завете или Коране. Но это такие мелочи, я бы сказал, и такие основы идей. Если мы говорим о законах, законы почти одинаковы для всех. М.БАРЩЕВСКИЙ: То есть источником права, как говорят юристы, является Библия, Ветхий завет, Тора и, в основном, первая часть ее? Б.ЛАЗАР: Правильно. М.БАРЩЕВСКИЙ: Правильно я понимаю, да? Хорошо. Тогда объясните мне такую штуку. Из ваших слов последовало, что большой разницы между светскими законами и церковными традициями не существует. В этой связи мой провокационный вопрос. В источнике, ну, будем говорить про Тору, сказано " Не укради " и есть светский закон, который наказывает на кражу. В источнике сказано " Не возжелай жены ближнего своего " , ну, или " Не прелюбодействуй " – в разных редакциях по-разному. А светского закона за прелюбодейство нет. И за соблазнение жены друга своего, ближнего своего тоже ответственности нет. Это чем объясняется?

http://religare.ru/2_73893.html

Итак, «второй том» принадлежит тому же, кому и первый. И все же, разберем по порядку доказательства подлинности новооткрытых текстов «второго тома». Прежде всего следует сказать о том, что Беседы из 2–го тома преподобного Исаака полностью или частично содержатся в общей сложности в девяти известных сегодня науке рукописях  . Если учесть, что творения некоторых Отцов (не говоря уже о сочинениях многих античных авторов) дошли до нас в одной–двух рукописях, то само по себе такое количество рукописей, содержащих писания из 2–го тома преподобного Исаака, является веским доказательством в пользу принадлежности этих писаний Исааку. Нельзя не упомянуть, что сирийские рукописи, содержащие известный нам корпус «Слов подвижнических», заканчиваются следующей ремаркой: «Окончилась, при помощи Божией, первая часть учения мар Исаака инока»  . Рукописи, содержащие новооткрытые тексты преподобного Исаака, напротив, начинаются со слов: «Начинаем переписывать Второй том мар Исаака, епископа Ниневийского». Таким образом, в сирийской рукописной традиции 2–й том мыслится как продолжение 1–го. Следует также сказать о том, что сочинения преподобного Исаака уже в древности существовали в разных редакциях и разных переводах, в которых его Слова нумеровались по–разному. Древние источники упоминают то о пяти, то о семи «томах» преподобного Исаака (причем неясно, сколько Слов входило в один том). Впрочем, если мы учтем, что древний арабский перевод сочинений преподобного Исаака включал в себя четыре книги, содержавшие в общей сложности 122 Слова  , а сирийский текст «Слов подвижнических» содержит лишь 82 Слова, можно предположить, что около 40 Слов не вошли в сборник. Приняв во внимание, что новооткрытый 2–й том преподобного Исаака включает в себя 41 Беседу  , мы можем с достаточной долей вероятности утверждать, что дошедшие до нас два тома сочинений преподобного Исаака на сирийском языке соответствуют его 122 Словам в арабском переводе и составляют весь корпус написанных им произведений. Сравнение арабского перевода Слов преподобного Исаака с греческим, проведенное еще в XVIII веке, показывает, что греческий перевод соответствует 2–й и 3–й книге из арабского перевода  ; следовательно, материал, вошедший в арабские книги 1–ю и 4–ю, остался вне поля зрения греческих переводчиков. Опять же, наиболее вероятным представляется предположение, что они по своему составу приблизительно соответствуют новооткрытому сирийскому 2–му тому  . Имеются неопровержимые текстологические доказательства принадлежности обоих томов одному автору. Прежде всего, две Беседы из 2–го тома идентичны двум Словам из 1–го тома, а именно, Беседа 16–я из 2–го тома соответствует Слову 54–му из 1–го тома  , а Беседа 17–я из 2–го тома соответствует Слову 55–му из 1–го тома  .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Итак, «второй том» принадлежит тому же, кому и первый. И все же, разберем по порядку доказательства подлинности новооткрытых текстов «второго тома». Прежде всего следует сказать о том, что Беседы из 2-го тома преподобного Исаака полностью или частично содержатся в общей сложности в девяти известных сегодня науке рукописях 119 . Если учесть, что творения некоторых Отцов (не говоря уже о сочинениях многих античных авторов) дошли до нас в одной-двух рукописях, то само по себе такое количество рукописей, содержащих писания из 2-го тома преподобного Исаака, является веским доказательством в пользу принадлежности этих писаний Исааку. Нельзя не упомянуть, что сирийские рукописи, содержащие известный нам корпус «Слов подвижнических», заканчиваются следующей ремаркой: «Окончилась, при помощи Божией, первая часть учения мар Исаака инока» 120 . Рукописи, содержащие новооткрытые тексты преподобного Исаака, напротив, начинаются со слов: «Начинаем переписывать Второй том мар Исаака, епископа Ниневийского». Таким образом, в сирийской рукописной традиции 2-й том мыслится как продолжение 1-го. Следует также сказать о том, что сочинения преподобного Исаака уже в древности существовали в разных редакциях и разных переводах, в которых его Слова нумеровались по-разному. Древние источники упоминают то о пяти, то о семи «томах» преподобного Исаака (причем неясно, сколько Слов входило в один том). Впрочем, если мы учтем, что древний арабский перевод сочинений преподобного Исаака включал в себя четыре книги, содержавшие в общей сложности 122 Слова 121 , а сирийский текст «Слов подвижнических» содержит лишь 82 Слова, можно предположить, что около 40 Слов не вошли в сборник. Приняв во внимание, что новооткрытый 2-й том преподобного Исаака включает в себя 41 Беседу 122 , мы можем с достаточной долей вероятности утверждать, что дошедшие до нас два тома сочинений преподобного Исаака на сирийском языке соответствуют его 122 Словам в арабском переводе и составляют весь корпус написанных им произведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И тут снова раздался басовитый голос Луки: «Ну, нет уж, извините, не забуду никогда!» По пути домой Владыка, все более раздражаясь, отдал секретарю злополучную медаль со словами: «Идите назад и скажите им, что такие награды дают уборщицам. Ведущему хирургу госпиталя и архиерею полагается орден». Леоферов утверждает, что ему так и не удалось после того получить аудиенцию у председателя облисполкома. Но похоже, что секретарь епархии не решился передать властям еретические речи своего начальника. Отказываться от награды, дарованной государством, – в 1945 году об этом никто и помыслить не смел. Как видим, преосвященный упрямец вовсе не был столь смиренным, как показалось тамбовской пастве, знавшей его лишь в церкви и в быту. Опять эта «текучесть» человеческой натуры? Первый биограф Луки Войно-Ясенецкого , митрополит Куйбышевский Мануил так и полагает. «О характере арх. Луки, – писал он, – существовали самые разноречивые отзывы. Говорили о его спокойствии, скромности, доброте и в то же время его высокомерии, неуравновешенности, заносчивости, болезненном самолюбии. Прожив долгую, сложную жизнь, он, очевидно, проявлял себя по-разному. Возможно, что громадный его авторитет в области хирургии, привычка к безусловному повиновению окружающих, особенно во время операции, создали у него нетерпимость к чужим мнениям, даже в тех случаях, когда его авторитет вовсе не являлся непререкаемым… Словом, это был человек с неизбежными у человека недостатками, но в то же время стойкий, гибкий и глубоко верующий». Митрополит Мануил во многом прав. Его характеристику можно дополнить разве что еще одним наблюдением. Рассказы о спокойном и добром пастыре, так же как суждения о Владыке высокомерном и заносчивом, произносились не только в разное время, но, что еще важнее, исходили, как правило, из разных источников. В Тамбове, а затем в Симферополе Лука сохраняет два совершенно разных подхода к прихожанам и чиновникам. Это принципиальное разграничение сохранялось и в годы дружбы с верховной властью и после того.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010